Главная стр 1

Масленица - проводы зимы, встреча весны. Отмечается Масленица в конце февраля или начале марта. Празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник -"встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", четверг - "широкий", пятница - "тещины вечерки", суббота - "золовкины посиделки", воскресенье - "прощеный день".

За неделю до праздника хозяйка давала блин мальчику 8-10 лет. Он скакал верхом на ухвате или кочерге и кричал.

Мальчик:
Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону -
И пахать пойду!

ОБЫЧАИ МАСЛЕНИЧНОЙ НЕДЕЛИ

Перед наступлением Масленицы, то есть в воскресенье, вечером крестьянская молодежь выходит на устроенные ледяные горы "встречать Масленицу" песнями, после чего поздно возвращается домой. Ребятишки, приготавливая к масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают:
"Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широк двор: на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!"Встречают Масленицу и в понедельник, то есть в первый день. Дети на снежных горках приговаривают: "Звал, позвал честный семик широкую Масленицу к себе в гости на двор!" Сбегая или скатываясь на салазках с гор, они кричат: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!" В иных местах дети лепят снежную бабу, которую называют "Масленицей", сажают ее на санки и скатывают с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!"

Празднование Масленицы начинается со среды или с четверга.


С половины недели Масленицу повсюду проводят по-праздничному, с широким размахом и с разными затеями. В некоторых деревнях, как было сказано выше, сооружают на санях чучело, изображающее Масленицу, надевают на него шубу шерстью вверх, шапку, подпоясывают кушаком, обувают в лапти. Со среды и до конца Масленицы чучело возят по соседним деревням. Или же в средине больших саней водружают разукрашенный лентами столб, на вершине которого укрепляется чучело, в сани впрягают несколько лошадей, иногда даже двенадцать, около столба помещаются разрядившиеся мужики и женщины, которые поют песни под аккомпанемент гармоники. В таком виде они разъезжают по деревне, где их радостно встречают и угощают. Деревенская молодежь в продолжение Масленицы устраивает общие вечеринки, подобно тому, как это бывает и в рождественские святки. Днем молодежь веселится обыкновенно на улице, разгуливая с песнями и гармониками, или, устраивая хороводы, ходят парни и девушки на ледяные горы, с которых катаются на больших санях, усевшись большой толпою. Часто также парни катаются с девушками, за которыми ухаживают, на лошадях. Катание на лошадях - необходимое развлечение на Масленице. Кто больше катается на лошадях во время Масленицы, тем длиннее у того уродится лен в наступающем лете. Гривы лошадей, сбрую и дугу украшают лентами, подвязывают лошадям бубенчики, колокольчики. Парни и девушки надевают лучшие одежды, некоторые из них переряживаются и даже маскируются. Когда катающиеся приезжают в нужную деревню, мальчишки, поджидающие их, устраивают какие-либо преграды: снежную стену посредине улицы, или же по средине дороги, по которой приходится ехать катающимся, зажигают вороха соломы. Переехать через такую ограду считается верхом удальства. В воскресение в некоторых местах устраиваются состязания в беге лошадей. Интересен обычай катания молодых. Молодые приезжают на лошадях к горе. Между тем холостые парни забираются на вершину горы. Молодой первый заходит на гору, ему дают ребята сани и он садиться в них. Парни за тем во всю мочь, во всеуслышание призывают молодую. Молодая садится на колени мужа. Холостые задерживают молодых и требуют, чтобы молодая поцеловала мужа 25 раз. Если же молодая не сделает хоть одного поцелуя, то снова целует мужа 25 раз. Этого оживления празднование достигает к концу Масленичной недели.

Во многих деревнях во время Масленицы сооружают снежные городки: это довольно высокий снежный забор, а вокруг него еще несколько рядов снежной насыпи, пониже главного забора. Все эти сооружения поливаются водою, чтобы были тверже. В последний день Масленицы происходит взятие таких городков. Парни, участвующие в забаве, разделяются на две партии, одни защищают город снежками, другие нападают. Утром в последний, прощеный день Масленицы делается город. На реке складывают по круговой линии из снега стены, в которых проделываются два столба. Сверх столбов кладется из снега дугообразная перекладина. Перекладину украшают узорами, кусочками угля.


Перед закатом солнца народ в шумной массе собирается смотреть, как и кто будет ломать город. Или какой-нибудь удалец разбежится тройке лошадей, прорвется через толпу народа, оттолкнет строителей, охранителей города и силой сломает его, а затем быстро умчится на тройке, или же выискивается охотник купить этот город по добровольному соглашению со строителями.

Купивший город и ломает его для собственного удовольствия. В случае насильственной поломки, охотника стараются поймать и как можно больше засыпать снегом. После того, как город сломан, выискивается охотник доставать платок с мачты, которая зачастую кроме высоты имеет еще то неудобство, что заливается водою и покрывается потому снегом. Но чаще всего платок с успехом достают молодые ребята.


Обычай "брать город" бытовал на юге России, среди казаков. С пятницы на Масленице начинают "держать и брать города". Эта игра состоит в следующем. Где-нибудь, по большей частью около общественного хлебного магазина устраивают скамейку, на сколько можно длинную. На нее становятся со всей станицы девушки с длинными палками в руках: Это они собрались "держать город". Против них ополчаются мужчины - "брать город"; в этом деле принимают участие даже восьмилетние мальчики и древние старики. Верхом на лошадях мчатся казаки. Но девушки отбиваются палками и бьют коней без всякой жалости. Осаждающие продолжают наступать на город. Взявшие город имеют право перецеловать всех девушек на скамейке. Бывает, что девушки не желают целоваться, и ударяются бежать. Казаки преследуют "горожанок" и врываются в дом, где спрятались девушки. Тут уж волей-неволей приходится исполнять условие.

Катание, песни, звуки гармоники, шум и гам в последний день продолжаются до вечера, когда в заключение всех затей, провожают Масленицу, то есть, сжигают чучело, изображающее Масленицу, за деревней, на ближайшей горке, именно там, где встречали Масленицу. Сжигают ту Масленицу, с которой катаются в последний день. Устраивают за деревней огромный костер из сухих веток, дегтярных бочек, льна и соломы. Чучело привозят к костру прямо с катания, или же насаживают его на шест и торжественно подносят к костру. Сжигают чучело при пении песен и громких криках. Когда горит Масленица, замечают, как исчезает дым. Если он поднимается столбом вверх, то это, по поверию крестьян, сулит в наступающем году урожай, если же нет, то урожай будет плохой. Сожжению Масленицы по местам приписывается такое знаменье: через это сожженье сжигаются на весь пост все удовольствия и развлечения. Все затеи продолжаются до вечера прощального воскресенья.


Иногда Масленицу не сжигают, а хоронят. В прощеное воскресенье после обеда собираются девушки и женщины и совершают обряд ее похорон следующим образом: делают из соломы куклу с руками, надевают на нее женскую рубаху и сарафан, а на голову надевают платок. В таком виде кукла изображает собою Масленицу. Затем надевают женщину попом, надевают на нее рогожу вместо ризы и в руки ей кладут навязанный на веревке ошметок - на место кадила. Двое из участвующих в обряде берут Масленицу за руки в сопровождении "попа" пускаются в путь из одного конца деревни в другой. Когда процессия идет в обратный путь, то Масленицу сажают на палки вместо носилок, накрывают ее пеленкой. Дошедши до конца деревни, процессия останавливается. Тут куклу-Масленицу раздевают, разорвут и растреплют всю. Во время шествия с Масленицей "поп", размахивая кадилом, кричит "аллилуйя", а за ним кричит, шумит вся толпа, кто во что горазд: кто плачет, кто воет, кто хохочет, а когда Масленицу хоронят, то поют песни. В заключении нужно заметить, что куклу-Масленицу делают во всех домах, а хоронят только одну.
В ряде деревень маленькие детишки, подростки собирают топливо для костра. Они заходят во все дома. И обязательно в каждом доме возьмут пучок соломы или охапку дров. Или обязательно хозяева принесут. Если хозяева не принесут, то они чего угодно утащат.

Масленица - один из самых любимых в народе праздников. На переломе от зимы к весне на Руси исстари на Масленицу как бы повторяли зимние Святки. Масленицу не следует называть религиозным праздником : просто праздник народный совпадает с православной сыропустной неделей. Потом -Великий пост. На Масленицу главный, даже уважаемый, грех- обжорство. Это праздник чревоугодия. По красоте, поэтичности, традициям и озорству это один из самых продолжительных и веселых предвесенних праздников в канун Великого поста. Наконец, Масленицу называют тризной по умершей зиме-стуже. Россия - страна зимняя, холодная. Вот почему проводы зимы- всегда праздник. Люди, забывая про холода, бесконечные зимние ночи, про тоску и печаль, пили чарками вино, пекли румяные и горячие, как само солнце , блины и веселились от души. В отличие от других народных торжеств, Масленая неделя не имела своего строгого отведенного срока празднования, выпадая то на конец февраля, то на начало марта. Масленица длилась 7 дней.




Смотрите также:
Понедельник -"встреча", вторник "заигрыш", среда "лакомка", четверг "широкий", пятница "тещины вечерки", суббота "золовкины посиделки", воскресенье "прощеный день"
55.89kb.
Объединения до (кружки) в гбоу сош №1947 в 2012-2013 уч году
32.83kb.
Здравствуйте! Занятия в танцевальном клубе «юнона» (школа №1302) начнутся в понедельник с 03 сентября по следующему расписанию. 1-й год обучения
7.63kb.
Понедельник Вторник
20.53kb.
Уроки Учитель Курамшина Н. А. № Понедельник Вторник
468.72kb.
Литература Английский язык Изобраз искусство Вторник Вторник Вторник
198.95kb.
Северные посиделки
76.18kb.
План проведения недели русского языка и литературы 18 – 22 января 2010г. Понедельник
41.68kb.
Кабинет 42 Часы приема заявлений: ежедневно(понедельник- пятница) с 00 до 16. 00
32.53kb.
День матери – 2012
57.89kb.
Режим работы школьной библиотеки: Понедельник- пятница с 10. 00 до 15. 00 Электронные образовательные ресурсы
60.61kb.
Мо «Анабарский национальный (долгано эвенкийский) улус (район)» п/п Л. К. Джабраилова
26.94kb.