Главная стр 1

ОГЛАВЛЕНИЕ


ОГЛАВЛЕНИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ 1

1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСТВА. ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 3

2. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 9

3. ВЪЕЗД, ВЫЕЗД И ТРАНЗИТНЫЙ ПРОЕЗД ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН. 15

4. РЕГИСТРАЦИЯ И ПРЕБЫВАНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ДЕПОРТАЦИЯ И ВЫСЫЛКА. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

Список использованных источников 26




ВВЕДЕНИЕ


В данной курсовой мною рассматриваются проблемы, связанные с правами, свободами и обязанностями иностранных граждан и лиц без гражданства при нахождении на территории Республики Беларусь. Республика Беларусь активно развивает международные партнерские связи с различными государствами, что содействует расширению личных контактов между белорусскими и иностранными гражданами, лицами без гражданства.

При подготовке данной работы основным источником информации мною было выбрано законодательство Республики Беларусь.

Объект данного исследования включает в себя урегулированные в белорусском праве основные вопросы, возникающие при пребывании иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь, особенностями их правового положения.

В качестве предмета курсовой работы выступают отдельные аспекты порядка получения гражданства Республики Беларусь, пребывания, транзита иностранцев через территорию Республики Беларусь, регистрации, депортации и высылки иностранцев за пределы Республики Беларусь, др.

Целью курсовой работы является выявление ключевых черт правового режима въезда, выезда, транзита, нахождения на территории Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, .

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:



  1. Изучить понятие гражданства, порядок его приобретения по праву Республики Беларусь;

  2. Определить основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь;

  3. Установить правила въезда, выезда и транзитного проезда через территорию Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства;

  4. Осветить правовое регулирование регистрации и пребывания иностранных граждан на территории Республики Беларусь.

В соответствии с поставленными задачами, структура курсовой работы включает в себя введение, 4 главы, заключение и список использованных источников.

  1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСТВА. ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. Гражданство и подданство равнозначны в том плане, что и на гражданина и на подданного распространяется суверени­тет государства (т.е. лицо пользуется со стороны государства защитой прав и свобод как внутри страны, так и за ее пределами). Понятие «под­данство» традиционно относится к государствам с монархической фор­мой правления. Подданство в первоначальном смысле означает личную верность монарху данного государства. Гражданство, как правило, харак­терно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т. е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью ак­тивно участвовать в реализации государственной власти [28, с.29].

Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное регулирование осуществляется обычными законами. Есть конституции, которые не содержат специальных норм о гражданстве. Например, Конституция Италии; правоотношения гражданства в этом государстве регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и допол­нениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, на­пример, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентиру­ются данный институт.

В Республике Беларусь вопросы, возникающие при приобретении гражданства, его утраты, правовым положением граждан Республики Беларусь и т.д. регулируются Конституцией Республики Беларусь [1]; Законом Республики Беларусь от 1 августа 2002 года № 136-3 «О гражданстве Республики Беларусь» [10]; Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь и образовании при Президенте Республики Беларусь комиссии по вопросам гражданства, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 года № [12] и иными нормативно-правовыми актами.

В частности в национальном законодательстве Республики Беларусь гражданство определяется следующим образом: гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека [10, ст. 1].

В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, а во многих федеративных государствах наряду с общефедеральным существует еще и гражданство субъектов федерации (штатов, земель и т. д.). Каждый человек считается в таком государстве гражданином союза и одновременно - субъекта федерации. Практическое значение та­кого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах су­ществует разделение компетенции между союзом и субъектами федера­ции, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации.

Институт гражданства постоянно развивается. Одной из последних новелл является учреждение гражданства Европейского Союза, которое распространяется на всех граждан государств - членов ЕС и способству­ет существенному расширению их прав и свобод.

Существует несколько способов приоб­ретения гражданства (подданства). Подавляющее большинство людей приобретает гражданство по рождению. Такой способ называется филиа­цией. Гражданство приобретается на основе принципа «права крови» и «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство ро­дителей независимо от места рождения, а во втором - ребенок становит­ся гражданином того государства, на территории которого родился, неза­висимо от гражданства родителей. В большинстве стран законодательст­во предусматривает оба основания приобретения гражданства по рожде­нию: и права крови, и права почвы.

Вторым общепризнанным способом приобретения гражданства является натурализация. Натурализация - это прием в гражданство иностранца по заявлению. Обычно натурализация может иметь место после опре­деленного срока проживания иностранца на территории данного государ­ства (например, чтобы получить гражданство Венгрии, нужно прожить на се территории 3 года, Алжира - 7 лет, Республики Чад - 15 лет).

Кроме проживания на территории данного государства к лицу предъявляются и другие требования. Одним из таких требований является зна­ние языка страны, в гражданство которой лицо желает вступить. Предъ­является также требование к состоянию здоровья данного лица (напри­мер, отсутствие заболевания СПИДом), наличие дееспособности. В отдельных арабских государствах (Кувейт, ОАЭ и др.) в гражданст­во могут быть приняты только мусульмане.

Вступление в брак, как правило, не влечет автоматического предоставления гражданства, хотя и облегчает процедуру его получения.

Наряду с двумя указанными повсеместно распространенными способами приобретения гражданства существуют и менее распространенные. Гражданство может быть приобретено путем оптации, т. е. выбора гражданства одного из двух государств, при изменении границ. В этом случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства. Частный случай оптации - трансферт, который предполагает обязатель­ную смену гражданства при изменении границ двух государств [28, с.30]. Гражданство может быть приобретено в результате репатриации, т. е. восстановления раннее утраченного гражданства.

В Республике Беларусь гражданство приобретается:

• по рождению;

• в результате приема в гражданство Республики Беларусь;

• в порядке регистрации;

• по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве и международными договорами Республики Беларусь [10, ст. 12].

Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению. Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:

• хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка;

• родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;

• родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства;

• находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь [10, ст. 13].

Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Республики Беларусь, если оно:

• берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;

• знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;

• проживает на территории Республики Беларусь после получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь в течение 7 лет непрерывно (срок проживания на территории республики считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Беларуси не более чем на 3 месяца в течение каждого года);

• имеет законный источник средств существования;

• не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о прекращении имеющегося у него гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда прекращение гражданства иностранного государства невозможно по независящим от лица причинам [10, ст. 14].

Приобретение гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации. Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, постоянно проживающее на территории Республики Беларусь, состоявшее в гражданстве бывшего СССР и не состоявшее в гражданстве Республики Беларусь

• вправе обратиться с заявлением о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации, если оно:

• родилось либо постоянно проживало на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года;

• является супругом (супругой) лица, которое приобретает гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации;

• является потомком лица, которое приобретает, приобрело либо могло приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации;

Без соблюдения вышеперечисленных условий, в порядке регистрации, гражданство Республики Беларусь могут получить:

• дети, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, - по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;

• дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства [10, ст. 15].

Вступление в гражданство Республики Беларусь дает ряд преимуществ для проживания в этой стране. Так, например, только граждане Республики Беларусь имеют право голоса на выборах Республики Беларусь [4, ст. 4]; баллотироваться на выборные должности в местные Советы депутатов или же Парламент Республики Беларусь; быть принятыми на государственную службу (в органы исполнительной власти и иные организации), органы прокуратуры, внутренних дел, а так же суды [8, ст. 5].

В то же время гражданство Республики Беларусь накладывает определенные обязанности на человека, к которым, например, можно отнести обязательную срочную воинскую службу в вооруженных силах Республики Беларусь.

2. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.


Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства [9, ст. 1].

В демократическом государстве иностранцы, которые практически постоянно проживают в данной стране, по своему правовому положению в основном приравниваются к правовому положению граждан данного государства. Но они не обладают политическими правами, не подлежат призыву на военную службу, не могут занимать некоторые должности (например, должность судьи, капитана корабля, командира воздушного судна, полицейского и т. д.).

Временно пребывающие на территории другого государства иностранцы в большей степени ограничены в правах (в плане трудовой деятельности, социального обеспечения, образования и др.).

Особое место среди иностранцев занимают дипломатические и консульские представители. Правовое положение этих лиц урегулировано международными актами, например, Венская конвенция о дипломатиче­ских отношениях 1961 г. Венская конвенция о представительстве госу­дарств в их отношениях с международными организациями универсаль­ного характера 1975 г. Дипломаты и консульские представители освобож­дены из-под уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Дипломаты пользуются налоговыми и таможен­ными льготами [2; 3].

По общему правилу, иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются теми же правами и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь, если иное не следует из Конституции Республики Беларусь и иных нормативно-правовых актов Республики Беларусь [9, ч.1 ст. 4]. Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения.

Но помимо всего этого, в случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, в Республике Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан этого государства [9, ч.3 ст. 4].

У иностранных граждан, лиц без гражданства на территории Республики Беларусь существуют права и обязанности, как было сказано выше, наравне с гражданами Республики Беларусь, но в то же время существуют и определенные ограничения и особенности в реализации этих прав. Попробуем остановиться на некоторых из них более подробно.

Личные права и свободы. Иностранцам в Республике Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законами Республики Беларусь гарантируются неприкосновенность личности и жилища, другие личные права и свободы. Задержанные или арестованные иностранцы без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания или ареста и правах, которые они имеют в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Что примечательно, о задержании гражданина иностранного государства орган, ведущий уголовный процесс и осуществивший задержание, сообщает в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для уведомления посольства или консульства этого государства [6, ч.2 ст.115].

Иностранцы имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь. Порядок передвижения иностранцев и выбор ими места жительства в пределах Республики Беларусь определяются Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь. Иностранцы могут свободно передвигаться по территории Республики Беларусь, за исключением мест, для посещения которых требуется специальное разрешение, выдаваемое органами внутренних дел или уполномоченными организациями, а также объектов, для въезда на территорию которых и пребывания на ней требуется специальное разрешение, выдаваемое администрациями этих объектов [17].

Участие в политических партиях и иных общественных объединениях Республики Беларусь. Иностранцы могут вступать в профессиональные союзы и иные общественные объединения Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами. Иностранцы не могут быть членами политических партий Республики Беларусь и иных общественных объединений Республики Беларусь, преследующих политические цели [9, ст. 9].

Социально-экономические права. Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы, занимающиеся на законных основаниях трудовой, предпринимательской и иной деятельностью, имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая право на социальное обеспечение. Социально-экономические права иностранцев, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь и занимающихся на законных основаниях трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на территории Республики Беларусь, определяются законами и международными договорами Республики Беларусь [9, ст.10].

Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы пользуются правами в области охраны здоровья наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законами и международными договорами Республики Беларусь. Иностранцам, временно пребывающим и временно проживающим в Республике Беларусь, медицинская помощь оказывается на платной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если иное не определено международными договорами Республики Беларусь [9, ст.13].

Иностранцы в Республике Беларусь имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для трудовой, предпринимательской и иной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь [15]. Однако следует отметить ограничение, а вернее запрет на трудовую деятельность для иностранцев, которые обучаются в учреждениях образования Республики Беларусь. Этот принцип существенно усложняет пребывание иностранных студентов на территории Республики Беларусь, к примеру в большинстве стран (например, США, Канада, Австралия, Англия) иностранные студенты имеют право официально трудоустроится с ограничением до 20 рабочих часов в неделю.

Иностранцы в Республике Беларусь могут иметь в собственности имущество, наследовать или завещать его, пользоваться иными имущественными и личными неимущественными правами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь [9, ст.12]. Тем не менее, в постановлении Совета Министров Республики Беларусь установлено, что только, постоянно проживающие в республике и занимающиеся на законных основаниях трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, иностранные граждане и лица без гражданства, вправе приобретать квартиры (дома) по договорам купли-продажи в любых населенных пунктах Республики Беларусь [16, ч.2 п.7].



Право на образование. Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на образование, если иное не определено законами и международными договорами Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на получение образования в Республике Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на основании договоров об обучении, заключенных с учреждениями образования или научными организациями Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь [9, ст.14].

Помимо вышеуказанных прав и свобод, которыми иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории Республики Беларусь наравне с гражданами Республики Беларусь, существуют и определенные ограничения, на которых я останавливался выше, но сейчас некоторые из них рассмотрю более подробно.

Так иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь [9, ст.19]. К таковым ограничениям можно отнести

государственную службу, потому что государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования [8, ст.5];

служба в органах внутренних дел, т.к. сотрудником органов внутренних дел является гражданин Республики Беларусь, принятый на службу в органы внутренних дел, которому в установленном порядке присвоено специальное звание [7, ст.31];

Так же иностранцы не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах [9, ст.18].

Вместе с тем, существуют и положительные моменты в ограничениях, связанных с непринадлежностью к гражданству Республики Беларусь. Иностранцы, находящиеся в Республике Беларусь, не исполняют воинской обязанности [9, ст.21].

Иностранцы, совершившие на территории Республики Беларусь преступления, административные и иные правонарушения, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь к которым относятся как «внутригосударственные» нормативно-правовые акты (Кодексы, Законы и т.д.), но и международные договоры Республики Беларусь [9, ст.24].



3. ВЪЕЗД, ВЫЕЗД И ТРАНЗИТНЫЙ ПРОЕЗД ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН.


Иностранец может въезжать в Республику Беларусь и выезжать из Республики Беларусь по действительному паспорту или иному документу, его заменяющему, предназначенному для выезда за границу и выданному соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией, при наличии визы, если иное не определено международными договорами Республики Беларусь [9, ст.25].

Визы выдаются иностранцам дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Республики Беларусь, Министерством иностранных дел, органами внутренних дел, если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь. Иностранцу может быть отказано в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь или во въезде в Республику Беларусь, если:

• иностранец в пункте пропуска через Государственную границу нарушил правила пересечения Государственной границы, таможенные правила, - до устранения нарушения;

• срок действия документа для выезда за границу не превышает девяноста суток до дня предполагаемого выезда иностранца из Республики Беларусь;

• иностранец осужден на территории Республики Беларусь или другого государства за совершение преступления, не представляющего большой общественной опасности, или менее тяжкого преступления, признаваемого таковым в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, и судимость не снята или не погашена;

• иностранец во время своего прежнего пребывания в Республике Беларусь неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь [9, ч.1 ст.30].

Иностранцу отказывается в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь или во въезде в Республику Беларусь, если:

• при представлении в соответствующие государственные органы Республики Беларусь документов, необходимых для получения визы для въезда в Республику Беларусь или принятия решения о его въезде в Республику Беларусь, иностранец сообщил о себе ложные сведения, не представил необходимые документы либо представил подложные, поддельные или недействительные документы;

• иностранец включен в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен;

• Республика Беларусь объявила иностранца неприемлемым или нежелательным (persona non grata);

• имеются сведения, что иностранец имеет отношение к террористической, экстремистской, контрабандной и иной деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, незаконной торговле оружием, боеприпасами или взрывчатыми веществами, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, организации незаконной миграции иностранцев;

• иностранец является или являлся членом террористических либо экстремистских организаций или лицом, имеющим целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущим пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;

• иностранец осужден на территории Республики Беларусь или другого государства за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, признаваемого таковым в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, и судимость не снята или не погашена;

• иностранец не может подтвердить наличие средств, необходимых для покрытия расходов по его пребыванию в Республике Беларусь и выезду из Республики Беларусь, или предъявить гарантии предоставления таких средств в порядке и размере, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь;

• иностранец, подлежащий обязательному медицинскому страхованию в соответствии с законами и актами Президента Республики Беларусь, не имеет договора обязательного медицинского страхования, заключенного с государственной страховой организацией Республики Беларусь, или договора медицинского страхования, заключенного с иностранной страховой организацией, действительного на территории Республики Беларусь;

• иностранец имеет заболевание, включенное в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения [9, ч.2 ст.30].

В случае принятия решения об отказе иностранцу во въезде в Республику Беларусь ранее выданная ему виза для въезда в Республику Беларусь аннулируется. Решение об отказе во въезде в Республику Беларусь влечет за собой включение иностранца в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен [9, ч.6 ст.30].

Иностранец при въезде в Республику Беларусь заполняет миграционную карту, которая вместе с документом для выезда за границу предъявляется должностному лицу пограничных войск Республики Беларусь в пункте пропуска через Государственную границу. При выезде из Республики Беларусь иностранец обязан сдать миграционную карту должностному лицу пограничных войск в пункте пропуска через Государственную границу. Должностным лицом пограничных войск в миграционной карте проставляются отметка о въезде иностранца в Республику Беларусь или отметка о его выезде из Республики Беларусь.

Правила включения иностранцев в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, и исключения иностранцев из этого Списка, а также порядок ведения такого Списка определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Правила включения иностранцев в Список лиц, которым отказано в выезде из Республики Беларусь, и исключения иностранцев из этого Списка, а также порядок ведения такого Списка определяются Советом Министров Республики Беларусь [22].



4. РЕГИСТРАЦИЯ И ПРЕБЫВАНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ДЕПОРТАЦИЯ И ВЫСЫЛКА.


Иностранец, прибывший в Республику Беларусь, обязан в течение 5 суток, за исключением выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, зарегистрироваться в органе регистрации по месту фактического проживания [9, ч.1 ст.41]. При смене места жительства иностранец обязан также в течение 5 суток, за исключением выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, зарегистрироваться в органе регистрации по новому месту проживания [9, ч.3 ст.41].

Граждане государств с визовым режимом въезда в Республику Беларусь регистрируются на срок, указанный в их личном обращении или ходатайстве принимающей организации, но не более срока действия визы Республики Беларусь.

Граждане государств с безвизовым режимом въезда в Республику Беларусь регистрируются на срок, не превышающий срока, определенного международным договором Республики Беларусь с соответствующим государством. В случае отсутствия такого международного договора или отсутствия в международном договоре указания о сроке безвизового пребывания регистрация осуществляется на срок, указанный в личном обращении иностранца или ходатайстве принимающей организации, но не более девяноста суток в год со дня въезда в Республику Беларусь.

Иностранцы, помимо органов внутренних дел, могут быть зарегистрированы в гостиницах, санаторно-курортных учреждениях и Министерстве иностранных дел Республики Беларусь [9, стст.43, 44].

В гостиницах регистрируются все проживающие в них иностранцы. После регистрации иностранца администрация гостиницы в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, направляет в орган внутренних дел по месту расположения гостиницы информацию об иностранце, прошедшем регистрацию.

В Министерстве иностранных дел регистрируются:

• гости аккредитованных в Министерстве иностранных дел глав и сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований, если эти гости проживают в резиденциях глав или помещениях названных представительств, учреждений, органов либо в жилых помещениях, занимаемых их сотрудниками;

• прибывшие в Республику Беларусь государственные и общественные деятели иностранных государств и членов их семей, а также сотрудников международных организаций и межгосударственных образований по ходатайству дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, принимающих организаций [9, ст.44].

Существуют так же особые категории иностранных граждан и лиц без гражданства, не подлежащих регистрации на территории Республики Беларусь:

• главы государств и правительств иностранных государств, главы и члены парламентских, правительственных и иных официальных делегаций, технический персонал этих делегаций и иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь по приглашениям Президента Республики Беларусь, палат Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Прокуратуры Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь, а также члены их семей;

• иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь по паспортам, выданным Организацией Объединенных Наций;

• иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь на выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, или на срок до трех суток в обычные дни, если их выезд из Республики Беларусь будет осуществлен в течение этих дней и суток;

• члены экипажей иностранных военных самолетов, прибывшие в Республику Беларусь в установленном порядке;

• иностранцы, входящие в состав экипажей гражданских воздушных судов международных авиалиний, бригад поездов международного железнодорожного сообщения, при нахождении в аэропорту или на станциях, указанных в расписании движения;

• иностранцы, входящие в состав экипажей иностранных автотранспортных средств и средств речного транспорта, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении, или находящиеся в городах и других населенных пунктах на маршрутах выполнения перевозок, в том числе и в иных пунктах назначения [9, ст.45].

Согласно законодательству Республики Беларусь на иностранцев могут распространяться следующие правовые режимы:



  • временное пребывание;

  • временное проживание;

  • постоянное проживание.

Порядок временного пребывания, временного и постоянного проживания иностранцев в Республике Беларусь устанавливается актами законодательства Республики Беларусь. Срок временного пребывания в Республике Беларусь иностранца определяется сроком действия выданной ему визы и не может превышать девяноста суток в год со дня въезда в Республику Беларусь. Срок временного пребывания в Республике Беларусь иностранца, прибывшего в Республику Беларусь в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяноста суток в год со дня въезда в Республику Беларусь [9, п.6, 7 ст.41]. Срок временного пребывания в Республике Беларусь иностранца может быть продлен или сокращен в случае изменения или утраты оснований, по которым иностранцу был разрешен въезд в Республику Беларусь.

Разрешение на временное проживание выдается иностранцам, прибывшим в Республику Беларусь на срок более девяноста суток в год:

• для обучения в учреждениях образования Республики Беларусь - на срок учебы, но не более одного года;

• к супругу (супруге), близким родственникам, которые являются гражданами Республики Беларусь и постоянно проживают в Республике Беларусь, - на срок пребывания, но не более одного года;

• для занятия трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, - на срок пребывания, но не более одного года;

• если они в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обратились с ходатайством о признании их беженцами или предоставлении им убежища в Республике Беларусь либо подали заявление о выдаче им разрешения на постоянное проживание, - на срок рассмотрения их ходатайства или заявления;

в отношении которых установлена опека (попечительство) гражданами Республики Беларусь, а также иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, – на срок установления опеки (попечительства), но не более одного года;

если они являются этническими белорусами или их кровными родственниками по прямой нисходящей линии: детьми, внуками, правнуками, родившимися за пределами современной территории Республики Беларусь, – на срок пребывания, но не более одного года;

если они имеют основания для приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации, – на срок пребывания, но не более одного года;
если они ранее состояли в гражданстве Республики Беларусь, – на срок пребывания, но не более одного года;

если у них имеется на праве собственности недвижимость в Республике Беларусь, - на срок пребывания, но не более ста восьмидесяти суток в год;

по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь [9, ст. 48].

Порядок выдачи разрешения на временное проживание утверждается Советом Министров Республики Беларусь. Временно проживающий в Республике Беларусь иностранец обязан выехать из Республики Беларусь до истечения срока действия разрешения на временное проживание, если на момент истечения указанного срока им не получено новое разрешение на временное проживание либо разрешение на постоянное проживание [9, п.6 ст.48].

Отдельно, на мой взгляд, следует отметить право на воссоединение семьи. Право на воссоединение семьи имеют супруг (супруга), несовершеннолетние дети и усыновленные (удочеренные), а также не состоявшие и не состоящие в браке дети и усыновленные (удочеренные) старше восемнадцати лет, нетрудоспособные родители и усыновители, имеющие приглашение соответственно от супруги (супруга), родителей, усыновителей, детей, усыновленных (удочеренных), являющихся гражданами Республики Беларусь или иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь [9, ч.1 ст.55].

Депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь - применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства [5, ст.6.11]. Иностранцы могут быть подвергнуты депортации в случаях и порядке, определенных в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2007 N 333 [19].

Иностранец может быть выслан из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, если он не может быть подвергнут депортации [20]. Высылка может быть осуществлена путем добровольного выезда иностранца из Республики Беларусь или в принудительном порядке [9, ст.65].

Иностранец, в отношении которого органом внутренних дел или органом государственной безопасности принято решение о высылке путем добровольного выезда, обязан в установленный в решении срок выехать из Республики Беларусь.

Высылка в принудительном порядке осуществляется, если:

• имеются основания полагать, что иностранец может уклониться от выполнения решения о высылке путем добровольного выезда;

• иностранец не выехал из Республики Беларусь в срок, установленный в решении о высылке путем добровольного выезда.

После принятия решения о высылке в принудительном порядке орган внутренних дел или орган государственной безопасности с санкции прокурора принимают меры по задержанию иностранца на срок, необходимый для высылки [9, ч.2 ст.68].

Расходы, связанные с депортацией или высылкой, производятся за счет иностранца либо юридического лица или физического лица, ходатайствовавших о его въезде в Республику Беларусь.

Высылка может быть приостановлена, если иностранец обратился в соответствующий государственный орган Республики Беларусь с ходатайством о признании его беженцем или предоставлении ему убежища в Республике Беларусь.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Суммируя все вышеизложенное, следует отметить, что в целом правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства в Республике Беларусь, определенный законодательством Республики Беларусь, позволяет лицам, им обладающим, реализовать обширный комплекс прав человека и гражданина, закрепленный в Конституции Республики Беларусь и международных договорах Республики Беларусь. Правовые ограничения на участие в политической жизни, управление государством, его защиту, охраны правопорядка обоснованно установлены, исходя из целей обеспечения национальной безопасности, т.к. исключительно граждане, образуя устойчивую правовую связь с государством, имеют естественное право на определение направлений его развития.

В результате изучения данной проблематики выяснилось, что иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Беларусь гарантируются правовой режим, базирующийся на общепризнанных нормах правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства. Чтобы оказать более положительный эффект на развитие общественных отношений с участием иностранных граждан, лиц без гражданства с учетом национальных интересов, необходима постоянная модификация и адаптация законодательной базы к изменяющимся условиям международных взаимодействий. Свидетельством этому стало принятие нового Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» в январе 2010г. и ряда актов законодательства, конкретизирующих его положения.



Исходя из основополагающих норм названного Закона, можно сделать вывод о том, что иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь, если иное не вытекает из Конституции Республики Беларусь и других законодательных актов.

Список использованных источников


  1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). – Мн.: Амалфея, 2004. – 48с.

  2. Венская конвенция о дипломатических сношениях: заключена в г.Вене 18.04.1961; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 06.04.1964 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000. [Эл. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2010.

  3. Венская конвенция о консульских сношениях: заключена в г.Вене 24.04.1963; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 27.02.1989 N 2621-XI // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000. [Эл. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2010.

  4. Избирательный кодекс: Кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000г. N 370-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - N 25. - 2/145; 2003. - N 8. - 2/932; 2006. - № 166. - 2/1263; 2010. - N 5. - 2/1649.

  5. Кодекс об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. N 194-З // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000. [Эл. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2010.

  6. Уголовно-процессуальный кодекс: Кодекс Республики Беларусь от 16.07.1999 N 295-З // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000. [Эл. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2010.

  7. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. N 263-З // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000. [Эл. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2010.

  8. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 N 204-З // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000. [Эл. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2010.

  9. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-З // Национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс]. – Минск. - Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H11000105. – Дата доступа: 10.09.2010.

  10. О гражданстве Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-З // Национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс]. – Минск. - Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H10200136. – Дата доступа: 10.09.2010.

  11. О центральном банке данных учета иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 994 Национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс]. – Минск. - Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C21000994. – Дата доступа: 10.09.2010.

  12. Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь комиссии по вопросам гражданства: Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 года № 209 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000. [Эл. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2010.

  13. О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 июля 2010 г. № 1030 // Национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс]. – Минск. - Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C21001030. – Дата доступа: 10.09.2010.

  14. О Положении о порядке использования миграционной карты и ее форме: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 февраля 2006 г. № 142 // Национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс]. – Минск. - Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20600142. – Дата доступа: 10.09.2010.

  15. Об упорядочении трудовой и предпринимательской деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 2002 г. N 1258

  16. Об установлении порядка купли-продажи квартир (домов): постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 1993 г. N 589 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000. [Эл. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2010.

  17. Об утверждении перечня мест, для посещения которых, и объектов, для въезда на территорию которых и пребывания на ней иностранным гражданам, лицам без гражданства необходимо специальное разрешение: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 февраля 2006 г. № 145 // Национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс]. – Минск. - Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20600145. – Дата доступа: 10.09.2010.

  18. Об утверждении Положения о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 февраля 2006 г. № 144 // Национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс]. – Минск. - Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20600144. – Дата доступа: 10.09.2010.

  19. Об утверждении Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2007 г. № 333 Национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс]. – Минск. - Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20700333. – Дата доступа: 10.09.2010.

  20. Об утверждении Положения о порядке осуществления высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам депортации таких лиц: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 февраля 2006 г. № 146 Национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс]. – Минск. - Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20600146. – Дата доступа: 10.09.2010.

  21. Об утверждении Положения о порядке приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республику Беларусь в целях занятия религиозной деятельностью и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2008 г. № 123 // Национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс]. – Минск. - Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20800123. – Дата доступа: 10.09.2010.

  22. Об утверждении Правил включения иностранных граждан и лиц без гражданства в Список лиц, которым отказано в выезде из Республики Беларусь, и исключения иностранных граждан и лиц без гражданства из этого Списка, а также порядка ведения такого Списка: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2010 г. № 1054 // Национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс]. – Минск. - Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C21001054. – Дата доступа: 10.09.2010.

  23. Об утверждении Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 № 73 // Национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс]. – Минск. - Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20600073. – Дата доступа: 10.09.2010.

  24. Об утверждении Правил транзитного проезда (транзита) иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2006 г. № 63 // Национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс]. – Минск. - Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20600063. – Дата доступа: 10.09.2010.

  25. Правила торговли на рынках Республики Беларусь: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2003 г. № 1623 Национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс]. – Минск. - Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C20301623#Заг_Утв_1. – Дата доступа: 10.09.2010.

  26. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: пособие для студентов юрид. фак. спец. 1-24 01 02 «Правоведение» / Г. А. Василевич. — Минск: БГУ, 2006. — 12 с.

  27. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты конституционного права Республики Беларусь / Е. М. Караваева // Международно-правовое регулирование миграции и национальные интересы Республики Беларусь в контексте устойчивого развития: материалы Международной научно-практической конференции, Гомель, 34 апреля 2008 г. / [редколлегия: И. И. Эсмантович (главный редактор) и др.]: Гомель, 2008. - С. 45-48.

  28. Лапшина, И. Е. Конституционное право зарубежных стран: в вопросах и ответах: учебное пособие / И.Е.Лапшина. - Москва: Проспект: Велби, 2005. - 268с.

  29. Малумов, А. Ю. Иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации: особенности правового статуса : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: 12.00.02; [Рос. гос. торгово-экон. ун-т]. - М., 2004.


Смотрите также:
Понятие и сущность гражданства. Порядок приобретения гражданства республики беларусь
310.17kb.
Закон республики беларусь 1 августа 2002 г. №136-з о гражданстве республики беларусь принят Палатой представителей 18 июня 2002 года Одобрен Советом Республики 28 июня 2002 года
216.17kb.
Льготное кредитование жилищного строительства
66.08kb.
Общие положения гражданства
1069.75kb.
Проверочная работа Обществознание 11 класс
21.63kb.
Вопросы к экзамену по международному частному праву на 2011-2012 уч год 4 курс озо (5 лет об.) Понятие и предмет международного частного права
51.01kb.
Вопросы к экзамену по курсу «международное частное право»
19.85kb.
Кодекс республики беларусь 22 марта 1999 г. N 248-з принят Палатой представителей 18 декабря 1998 года
782.8kb.
Вопросы к зачету «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности»
25.79kb.
2. Кодекс Республики Беларусь о земле: Закон Республики Беларусь, 23 июля 2008г., №425-3
41.81kb.
1. Понятие государственного управления, как разновидности социального управления
24.03kb.
Вопросы к экзамену по «Международному частному праву» для студентов
51.47kb.