Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
Понятие, предмет и методы регулирования хоз. права (ХП)
1) Понятие - ХП как отрасль – это совокупность норм, регулирующих отношения, в том числе предпринимательские и иные тесно связанные с ними отношения, а также отношению по гос. регулированию хоз-го в целях обеспечения интересов государства и общества. Дуалистическая концепция рассматривает хоз. отношения с т.з. гражданского и административного права. Горизонтальные отношения регулируются нормами гражданского права, а вертикальные нормами администр. права. Дуализм проявляется в наличии гражданского и торгового кодекса. 2) Предмет ХП – общественные отношения, урегулир. нормами ХП. В предмет ХП входят три группы отношений: 1) предпринимательские – возникают в процессе предпринимат. деятельности (гор. отношения). 2) отношения по регулированию предпринимат. деятельности (вертикальные – гос. регулирование). 3) отношения тесно связанные с предпринимательскими – сами по себе не имеют цели, но в некоторых случаях являются необходимыми при осуществлении предприним. деятельности. Основной вид правоотношений – хоз. или предпринимательские отношения. Предпринимат. деятельность – статья 2 ГК. 3) Методы регулирования – комплекс правовых средств и способов воздействия ХП на регулируемые им отношения. В ХП присутствуют: 1) диспозитивные нормы - предоставляют субъектам самостоятельно выбирать вариант поведения, кот. им больше подходит; 2) императивные нормы – исчерпывающе определяют объем субъективного права или обязанности. Метод правового регулирования – взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с госуд. властным воздействием там, где это диктуется публичным интересом, а также учет рекомендаций компетентных органов.
Источники правового регулирования ХД
Источники права – это внешняя форма выражения правовых норм, имеющих обязательный характер: 1) нормативные акты; 2) обычаи делового оборота; 3) общепринятые принципы международного права и межд. договоры. (1)Источниками являются те нормативные акты в кот. отражены особенности регулирования отношений, возникающие между предпринимателями или в связи с их участием в связи осуществления предприним. деятельности (конституция, фед. конституц. законы: о конституц. суде РФ, об арбитражных судах РФ, о судебной системе РФ, фед. законы: кодифицир. нормативные акты, спец.фед. законы; подзаконные правовые акты: указы президента, постановления правительства РФ, акты министерств и ведомств. Постановление Верх. Совета СССР (если не отменены и не противоречат данным законам), а также н/п акты СССР - особая группа. Акты субъектов СССР. Акты органов местного самоуправления. Локальные норм. акты (пр-ся самим хоз. субъектом в целях регулирования собств. предприним. деятельности). (2) - это сложившаяся и широко применяемая в какой-либо отрасли предприним. деятельности правило поведения, непредусмотр. законодательством, независимо зафиксир. это в каком-либо документе. Они рассчитены на отношения между предпринимателями. Они издаются торгово-промышленными палатами и публикуются. (3) – Акты межд. права, имеют приоритет над росс. законодат. актами.
Правовое положение индивидуального предпринимателя
Предпринимательская деятельность – это деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, которая осуществляется на свой страх и риск и под имущественную ответственность предпринимателя. Субъектами предпринимательства могут быть граждане РФ, других государств, объединения граждан (партнеры). Статус предпринимателя приобретается после гос. регистрации предприятия (фирмы). При этом, если деятельность осуществляется без привлечения наемного труда, она может регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность (ИТД), если с привлечением – регистрируется как предприятие. Предприним. деятельность может осуществляться самим собственником имущества или субъектом, управляющим его имуществом на праве хоз. ведения. Отношения управляющего субъекта и собственника регламентируются договором. Собственник не имеет права вмешиваться в деятельность предприятия после заключения договора с управляющим. В соответствии с положением о порядке регистрации субъектов предприним. деятельности от 8 июля 1994 г. регистрация предпринимателя производится по месту жительства. ПД без образования юр. лица применяются нормы по коммерч. организациях. Особая разновидность инд. предпринимательства – ведение крестьянского, фермерского хозяйства. Глава хозяйства – инд. предпр. Имущественная ответственность является полной за исключением того имущества на которое не может быть обращено взыскание (перечень в приложении 1 ГПК). Инд. предпр. может быть признан несостоятельным или банкротом если он не м. б. удовлетвор. кредиторов. Процедура эта регулируется специальным законом. Утрачивает силу регистрация. В первую очередь удовлетвор. требования граждан за причинение вреда жизни или здоровью человека а также по треб. взыскания алиментов. Во вторую очередь осуществл. расчеты по выплате трудовых пособий и оплате труда, и по авторским гонорарам. В третью очередь требования обеспеченные законом. В четвертую погашается задолженность по обязат. платежам в бюджет. В пятую – другие кредиторы.
Понятие правоспособности и признаки юридического лица
Гражданская правосубъектность признаваемая в равной мере за всеми лицами - это возможность правообладания ими, возможность быть субъектом права. Она включает в себя правоспособность и дееспособность.
Правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести обязанности, признаваемая в равной мере за всеми гражданами. Возникает в момент рождения и прекращается смертью. Содержание определяется в статье 18 ГК. Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юр. лица самостоятельно или совместно с др. гражданами и юр. лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Юр. лицом признается организация, которая имеет в собственности, хоз. ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юр. лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Признаки юр. лица:
Организационное единство – устойчивая внутренняя структура. Проявляется в определенной иерархии. Осуществляется в организационных документах.
Имущественная обособленность – наличие определенного имущества, переданного ей учредителями в соответствии с учредительными документами.
Самостоятельная имущественная ответственность – исключает ответственность юр. лица за долги его учредителей, и соответственно учредители не отвечают по долгам юр. лица.
Уставный капитал определяет минимальный размер имущества, гарантирует интересы кредиторов юр. лица. Юр. лицо отвечает обязательством. При недостаточности имущества в организации ответственность несут учредители.
Возможность от своего имени нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Наименование юр. лица должно содержать указания на организационно-правовую форму. В случае, установленном в законе, в наименовании должен быть указан характер деятельности, фирменное наименование.
Правоспособность юр. лица: юр. лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Определенными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юр. лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Юр. лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юр. лицом в суде. Правоспособность юр. лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Право юр. лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иным правовым актом.
5
Основания возникновения юридических лиц
Юр. лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Юр. лицо подлежит гос. регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юр. лиц. Данные гос. регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юр. лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Нарушение установленного законом порядка образования юр. лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юр. лица. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юр. лица не допускается.
Юр. лицо действует на основании устава или учредительного договора (может быть то и другое).Учредительные документы вырабатываются и утверждаются на начальном этапе создания организации. Обязательно должны включать: наименование юр. лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью. Сведения не могут содержать коммерческую тайну. Все изменения подлежат обязательной гос. регистрации. Регистрация необходима для придания статуса юр. лица. С этого момента лицо считается созданным. Специальный закон о регистрации юр. лиц пока не принят.
Сама процедура гос. регистрации проходит несколько этапов:
1). Учредители представляют в регистрационный орган необходимые документы: заявления, решение о создании юр. лица учредителей, учредительные документы, надлежащим органом заверенные копии участников, документы подтверждающие оплату регистрационного сбора и справка подтверждающая неповторяемость наименований. Учредительный орган сначала выдает временное свидетельство (после проверки документов).
2). Регистрация в органах статистики с присвоением кодов классификаторов и включение организации в единый государственный реестр предприятий и организаций.
3). Изготовление печатей. Эскиз печатей должен быть согласован и представлен в исполнительный орган юр. лица и утверждены регистрационным органом.
4). Открытие расчетного счета в банке, внесение на него не менее 50% уставного капитала.
5). Постановка на учет налоговых органов по месту нахождения юр. лица, присвоение идентификационного номера налогоплательщика.
6). Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах: пенсионном фонде, фонде занятости, медицинского страхования и государственного медицинского страхования.
7). Справки и другие документы представляются в регистрационный орган, который дает постоянное свидетельство.

6
. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса.

Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

Ликвидация – прекращение юр. лица без права преемства. Бывает добровольная и принуди-тельная. Добровольная – по решению учредителей; принудительная – по решению регистрирующе-го органа: 1.пороки уставного фонда; 2. неосуществление предприн-ской деят-ти в течение полуго-да без уведомления; 3. препятствование собственникам ЧУП проведению проверок. Хоз. суд может также ликвидировать по основаниям: 1. непринятие решения о добровольной ликвидации, если оно должно было быть принято; 2. пороки предприн-ской деят-ти; 3. неустранимые пороки регистрации; 4. сокрытие прибыли в течение 12 месяцев подряд; 5. наличие убытков по итогам 2-го и последнего годов без соотв-го уведомления налогового органа; 6. наличие задолженностей в бюджет в течение менее полугода со дня образования; 7. уменьшение ст-ти чистых активов по результатам 2-го и по-следующих годов ниже размеров УФЗа. Стадии ликвидац-го процесса: 1. принятие решения о лик-видации; 2. письменное уведомление регистрирующего органа о том, что лицо находится в процес-се ликвидации; 3. операции по счетам и совершенствование сделок, не связанных с ликвидацией, не допускается; 4. публикация – извещения о ликвидации, а также порядке и сроках предъявления требований кредиторам; 5. формирование активов и пассивов; 6. составление промежуточного лик-видационного срока;7. удовлетворение требований кредиторов. Имущество, оставшееся после удовл-ния требований кредиторов передается собственнику. С момента принятия решения о лик-видации организация обязана прекратить свою деят-ть. Орг-ция считается ликвидированной с мо-мента внесения соотв-щей записи в ЕГР. В месячный срок обязана выйти из состава остальных юр лиц.


7
. Дела банкротства рассматриваются хоз. судами по месту нахождения должника. Если должник – юр. лицо, то след. процедуры: 1.защитный период; 2.конкурсное производство; 3. мировое согла-шение; 4. иные процедуры. Если должник – ИП, то все те же самые процедуры, кроме защитного периода. Комитет по санации и банкр-ву при Мин. экономики. Его функции: 1. проводит политику по предупреждению банкр-ва; 2. проводит подготовку управляющих и их аттестацию; 3.издает соотв-щие нормативные док-ты, регул-щие процедуру банкр-ва. Заявление о банкр-ве подать:1.должник. Основание: а)наличие обстоятельств, свидетельствующих о неспособности исполнить платежное обяз-во в установл. срок; б)устойчивая неплатежеспособность; 2. кредитор. Основания: а)если не-платежеспособность имеет или приобретает устойчивый характер; б)неисполнение принудительно-го обяз-ва в течение месяца и иные; 3. прокурор и иные органы. Основание: а)наличие преднаме-ренного банкр-тва или сокрытие банкр-ва; б) задолженность по обяз-ным платежам; в)в интересах РБ и ее админ.-терр-ных единиц по ее денежным обяз-вам.

Хоз. суд принимает заявление должника и выносит определение о возбуждении производства по делу о банкр-ве. С момента принятия заявления о банкр-ве устанав-ся защитный период на срок до 3 месяцев и назначается временный управляющий.


8
виды юр лиц

В зависимости от формы собственности:


* государственные

* частные (негосударственные)


В данной классификации можно учесть прямую аналогию с принятым зарубежным делением:
* юридические лица публичного права

* юридические лица частного права


В зависимости от целей деятельности:
* Коммерческие

* Некоммерческие


По составу учредителей
* Юридические лица, учредителями которых являются только юридические лица (союзы и ассоциации)

* Только государственные (унитарные предприятия)

* Любые субъекты гражданского права (все остальные юридические лица)
По характеру прав участников выделяют организации:
* на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения)

* в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы)

* в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения, религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц)
В зависимости от объема вещных прав организации выделяют юридические лица, обладающие правом:
* оперативного управления на имущество (учреждения, казенные предприятия)

* хозяйственного ведения (государственные и муниципальные предприятия, кроме казенных)

* собственности на имущество (все другие юридические лица)

9
Права и обязанности участников хозяйственных товариществ и обществ схожи. Они вправе в той или иной форме участвовать в управлении делами юридического лица, получать информацию о его деятельности, принимать участие в распределении прибыли и получать ликвидационный остаток - часть имущества юридического лица, оставшегося после расчетов с кредиторами ликвидированного юридического лица, либо стоимость этого имущества. Участники хозяйственного товарищества и общества обязаны вносить вклады в уставный (складочный) капитал в порядке и размере, установленных учредительными документами, и не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества или общества. Однако между хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами имеются и существенные различия.


10
1. Ответственность

Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.


Участники общества, внесшие вклад не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников (ГК ст.86).
2. Размер и порядок формирования уставного капитала

Размер - 1600 ЕВРО. К моменту регистрации должно быть внесено не менее 50%. Оставшаяся часть вносится в течение 1 года со дня государственной регистрации (ДПРБ п. 40.2).


3. Порядок принятия решений

Решения принимаются простым большинством голосов участников, присутствующих на общем собрании, за исключением случаев, предусмотренных Уставом. Участники обладают количеством голосов, пропорциональным размеру их вкладов в уставный капитал.


4. Управление обществом

Высший орган - общее собрание участников. Исполнительный орган может быть коллегиальным или единоличным и подотчетен общему собранию участников.


1. Ответственность


Участники ОДО солидарно несут ответственность по его обязательствам собственным имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества. При несостоятельности (банкротстве) одного из участников доля его ответственности по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иное не предусмотрено в учредительных документах (ГК ст.94 ч.1, ДПРБ п.29.3).
2. Размер и порядок формирования уставного капитала
Размер - 400 ЕВРО. К моменту регистрации должно быть внесено не менее 50%. Оставшаяся часть вносится в течение 1 года со дня государственной регистрации (ДПРБ п. 40.2).
3. Порядок принятия решений

Регламентируется Уставом ОДО


4. Управление обществом

Высший орган - общее собрание участников, деятельность которого регулируется Уставом. Исполнительный орган может быть коллегиальным или единоличным и подотчетен общему собранию участников.

11
Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Открытое акционерное общество — форма организации публичной компании; акционерное общество, акционеры которого пользуются правом отчуждать свои акции.

Во главе предприятия — собрание акционеров.

«Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учётом требований настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации. Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. Число акционеров открытого общества не ограничено»


Закрытое акционерное общество — форма организации публичной компании; (общепринятое сокращение — ЗАО) — акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц (в противоположность открытому).
Акционеры такого общества имеют преимущественное право на приобретение акций, продаваемых другими акционерами. Число участников закрытого акционерного общества ограничено законом. Как правило, закрытое акционерное общество не обязано публиковать отчётность для всеобщего сведения, если иное не установлено законом.
Основные отличия между Закрытым Акционерным Обществом (ЗАО) и Открытым Акционерным Обществом (ОАО):
* 1. Число акционеров:

o - для ЗАО не более 50,если превысит, то ЗАО должно преобразоваться в ОАО;

o - для ОАО не ограничено.

* 2.Преимущественное право на приобретение акций, отчуждаемых акционерами общества:

o - для ЗАО акционеры пользуются преимущественным правом по цене предложения третьему лицу (похоже на распределение долей в ООО);

o - для ОАО преимущественное право не допускается.

* 3.Распределение акций:

o - для ЗАО среди учредителей либо заранее определенного круга лиц;

o - для ОАО распределение акций среди неограниченного круга лиц (открытая подписка).

* 4.Уставный капитал:

o - для ЗАО от 10 000 рублей (100 МРОТ);

o - для ОАО от 100 000 рублей (1000 МРОТ).

12
Государственное предприятие (ГП) — предприятие с государственной формой собственности.

Унита́рное предприя́тие в России (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие — ГУП, Муниципальное унитарное предприятие — МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП) — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).


Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных предприятий должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».[2]
Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества[источник не указан 352 дня] унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.
В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП — на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.
13
производственный кооператив. Признаки: 1. количество участников не менее 3; 2. члены кооператива несут личное трудовое участие в его трудовой деят-ти; 3. доп-ная ответств-ть участников в размере не менее годового дохода; 4) прибыль распределяется в зависимости от степени трудового участия; 5. наличие неделимых фондов, взыскание на которое по долгам кооперативов не допускается
. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
14
Статья 6. Дочерние и зависимые общества
1. Комментируемая статья определяет наиболее общие параметры статуса дочерних (и основных), а также зависимых (и преобладающих) обществ. Целью правовой регламентации является дополнительная защита дочерних и зависимых обществ и их контрагентов от действий основных и преобладающих обществ. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает право АО иметь дочерние и зависимые общества (их количество может быть сколь угодно большим), которые являются юридическими лицами (т.е. обладают признаками юридических лиц; имеют государственную регистрацию; соблюдают все требования, предъявляемые к юридическим лицам, например в случае необходимости получают лицензию на осуществление отдельных видов деятельности, даже если основное АО такую лицензию уже имеет).
Акционерное общество может иметь дочерние и зависимые общества как на территории РФ (их создание регламентируется только федеральными законами Российской Федерации, включая комментируемый Закон), так и на территории иностранных государств (в этом случае правовая регламентация создания и деятельности таких субъектов должна осуществляться в соответствии с законодательством места нахождения дочернего либо зависимого обществ, иное может быть предусмотрено международным договором РФ).
2. Пункт 2 комментируемой статьи корреспондирует нормам ст. 105 ГК РФ, определяя основания возникновения отношений дочернего и основного обществ. Следует отметить, что основным по смыслу Закона может быть не только общество, но и товарищество.
Основной является такая компания, которая имеет возможность определять решения, принимаемые другой (дочерней) компанией. Такая возможность появляется в двух случаях:
преобладающее участие в уставном капитале - оно определяется соотношением максимального и меньших количеств голосующих акций одного общества, принадлежащих другому обществу. Это не обязательно более 50 процентов акций; преобладающее участие может определяться и 10-15 процентами акций, если, например, у каждого из остальных акционеров 1-2 процента акций. Следует отметить, что некоторые нормативные акты исходят (и этому ничто не препятствует) из того, что статус дочерней компании определяется участием более чем 50 процентами акций в ее уставном капитале. В качестве примера можно привести Методические рекомендации по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 30 декабря 1996 г. N 112 (в редакции приказа Минфина РФ от 12 мая 1999 г. N 36-н*(18));
договор о подчинении, заключенный между основной и дочерней компаниями, он не регламентирован законодательно; он является непоименованной сделкой и может иметь иные, нежели приведенное, названия; составляя данный договор, важно иметь в виду, что его нормами должно охватываться как можно большее количество аспектов, так как в случае споров во внимание будет приниматься только текст договора.
Из этого следует, что материнской может быть названа управляющая компания, так как она имеет возможность определять решения управляемого АО.
Кроме того, в п. 2 комментируемой статьи говорится о возможных иных способах определять решения общества. Из этого можно сделать вывод о том, что отношения компаний могут быть признаны отношениями основной и дочерней компаний даже для одной сделки.
Пример. Директор АО "С" под влиянием шантажа (факт которого был доказан) со стороны АО "К" в лице его должностных лиц был вынужден заключить достаточно рискованный договор с ООО "Н". Ни преобладающего участия в уставном капитале АО "С", ни договора между АО "С" и АО "К" не было; контрагент - ООО "Н" - настаивал на том, что АО "К" является основной компанией, так как "иным образом" получило возможность определять решения АО"С". Суд признал АО "К" основной компанией по отношению к АО"С".
Таким образом, в подобных ситуациях принципиальное значение имеет факт реализации одним обществом возможности определять решения другого общества, в то время как по общему правилу при решении вопроса об ответственности по сделкам компания будет считаться основной, даже если на принятие другой компанией конкретного решения не влияла.
3. Определенные практические проблемы могут возникнуть в связи с тем, что Закон не содержит ответа на вопрос о том, в каких организационно-правовых формах могут создаваться и существовать дочерние (а также зависимые) компании. Возможны два варианта ответа:
дочернее общество может быть как АО, так и обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО), и обществом с дополнительной ответственностью (далее - ОДО), поскольку запрет в Законе отсутствует; кроме того, из ГК РФ следует, что положения о дочерних компаниях применяются не только к АО;
дочернее общество может быть только АО, так как в п. 1, 2 ст. 1 Закона сказано, что он применяется именно к АО; из этого следует, что нормы комментируемого Закона (в отличие от норм ГК РФ) мы применять к иным обществам не можем.
4. Достаточно часто на практике решение вопроса о том, являются или нет компании основной и дочерней, сопряжено с проблемами, связанными с оценкой взаимосвязи между компаниями: является или не является участие в уставном капитале преобладающим; устанавливает либо не устанавливает договор возможность определять решения компании и т.п. Решение, определяющее статус компаний, принимает суд на основании представляемых сторонами доказательств.
6. Ответственность по сделкам, т.е. в обычной хозяйственной деятельности, является солидарной, контрагент может предъявить свои требования как к основной компании, так и к дочерней; причем о субсидиарном характере такой ответственности ничего не сказано, следовательно, требование к основному обществу может быть предъявлено и сразу, т.е. без предварительного обращения к контрагенту - дочернему обществу.
Следует отметить, что солидарная ответственность применяется, только если основное общество (товарищество) имеет право давать дочернему обязательные для последнего указания. Такое право возникает (в силу прямого указания в ч. 2 п. 3 комментируемой статьи), только если это предусмотрено в договоре основного и дочернего обществ либо в уставе дочернего общества. Отметим, что из ГК РФ указанные правила не следуют и это дает возможность говорить о привлечении основной компании к солидарной ответственности в любой ситуации.
На практике суды привлекают основное общество к ответственности, даже если ни в договоре, ни в уставе о возможности давать официальные указания дочернему обществу не сказано, а просто доказан факт, например, преобладающего участия в уставном капитале; такая практика представляется разумной.
7. Следует отметить процессуальную особенность рассмотрения дел о привлечении основной компании к ответственности по обязательствам дочерней - юридические лица по таким делам должны привлекаться в качестве соответчиков в порядке, установленном процессуальным законодательством. Эта позиция закреплена в ч. 1 п. 31 Постановления N 6/8.
10. Закон не регламентирует многие ситуации, связанные с взаимоотношениями основной и дочерней компаний, что влечет определенные практические проблемы. Например, возникает вопрос: возможно ли признание основными нескольких обществ по отношению к одному дочернему? Ответ на этот вопрос представляется положительным, если одно АО имеет преобладающее участие в уставном капитале, а другое - может определять решения в силу договора о подчинении, либо, например, договора с управляющей компанией. В таких случаях солидарно обязанных субъектов будет трое, и к каждому из них можно будет предъявить требование. В других ситуациях, как представляется, основных компаний несколько быть не может, хотя возможна аргументация и противоположной позиции, например, в следующем случае.
В уставном капитале АО "К" 10 процентов акций принадлежало АО "Н", 15 процентов - АО "Т", 7 процентов - АО "С"; причем ни один из этих пакетов не давал возможности определять решения АО "К". При этом 100 процентов акций АО "Н", "Т", "С" принадлежали АО"З".
Соответственно АО "З" определяло принятие решений АО "Н", "Т", "С", в том числе решений, связанных с АО "К". Все это позволяет поставить вопрос о том, что при наличии договоренности об одинаковом голосовании на общем собрании АО "К" АО "Н", "Т" и "С" являются основными. Однако представляется, что в рассмотренной ситуации основным будет АО "З", имеющее возможность иным образом (п. 2 комментируемой статьи) определять решения АО "К". Сложнее решить данную проблему, если АО "З" отсутствует, а АО "Н", "Т" и "С" просто договорились голосовать одинаково, чтобы повлиять на решение АО "К". Представляется, что в данном случае при отсутствии иных обстоятельств отношения материнской и дочерних компаний не возникнут.
Много интересных проблем возникает в связи с взаимным участием акционерных обществ в уставном капитале друг друга.
Пример. АО "А" имеет 50 процентов акций в уставном капитале АО "Б" и 50 процентов в уставном капитале АО "В"; АО "Б" - 50 процентов в АО "А" и 50 процентов в АО "В"; АО "В" - по 50 процентов в АО "А" и АО "Б". Возникнут ли при этом отношения основной и дочерней компаний? В описанной ситуации ответ представляется отрицательным, хотя проблема может осложниться иным распределением долей.
11. Пункт 4 комментируемой статьи определяет понятие зависимой компании; его нормы корреспондируют нормам ст. 106 ГК РФ.
Преобладающим является общество, имеющее более чем 20 процентов голосующих акций другого общества, которое становится зависимым.
Понятия "дочернее" и "зависимое" общество установлены для разных целей, поэтому их соотношение правового значения не имеет. Очевидно, что дочернее общество может как быть, так и не быть зависимым; соответственно зависимое общество может как являться, так и не являться дочерним. В связи с параметрами отнесения компаний к зависимым и дочерним В.П. Мозолин и А.П. Юденков приходят к выводу о том, что Законом создана "известная неувязка юридических формулировок с содержанием понятий, которые они обозначают", состоящая в том, что "статус дочернего общества предполагает более высокую степень его экономической и организационно-управленческой зависимости от другого общества (товарищества), чем статус зависимого общества", вследствие чего "ситуацию, когда дочернее общество по чисто формальному признаку может не считаться зависимым, нельзя признать нормальной"*(19).
12. Возникновение отношений преобладающего и зависимого обществ не влечет столь серьезных последствий, как в случае с основным и дочерним обществами.
Последствие, по сути, одно - в силу ч. 2 п. 4 комментируемой статьи преобладающее общество должно раскрыть соответствующую информацию путем опубликования определенных сведений. Порядок опубликования и перечень публикуемых данных определяются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и федеральным антимонопольным органом*(20).
15. На практике отношения основной и дочерней, преобладающей и зависимой компаний могут пересекаться. Допускается существование основной компании, у которой несколько дочерних и зависимых компаний, у каждой из которых, в свою очередь, несколько дочерних и зависимых компаний, и т.д. Подобные конструкции именуются холдингами, финансово-промышленными группами; гражданско-правовое значение этих образований исчерпывается нормами комментируемой статьи.
15
Субъекты малого предпринимательства (бизнеса). Средне списочная численность: в про-мышленности и на транспорте до 100 человек; сельскохозяйственная и научно-техническая сфера до 60 человек; строительство и оптовая торговля до 50 человек; розничная торговля и бытовое об-служивание до 30; все иные сферы до 25 человек. Две группы преференции: декларативные (по-мощь через инкубаторы малого предпринимательства; помощь по ежегодным республиканским и местным государственным программам). Финансово-промышленная группа (ФПГ) – договор о соз-дании – это объединение юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в судах. Цель: экономическая интеграция участков для реализации инвестиционных проектов; повышение эффек-тивности производства; создание новых рабочих мест. Характеристики: организация проекта; за-ключение антимонопольного органа; участие более чем в 1 ФПГ запрещается. Виды ФПГ: межгосу-дарственные (их большинство), транснациональные.
16
Би́ржа (нидерл. beurs, нем. Börse, фр. bourse, итал. bórsa, исп. bolsa, англ. exchange) — юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов.
В зависимости от торгуемых активов (инструментов) биржи подразделяются на:
* товарные-постоянно действующий оптовый рынок чистой конкуренции, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары.

* фондовые-организация, предметом деятельности которой являются обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен и распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.

* валютные-это элемент инфраструктуры валютного рынка, деятельность которой состоит в предоставлении услуг по организации и проведению торгов, в ходе которых участники заключают сделки с иностранной валютой

* фьючерсные-биржа, торговля на которой ведется фьючерсными контрактами. Практически все современные товарные, фондовые и валютные биржи являются фьючерсными.

* опционные-биржа, специализирующаяся на торговле долговых финансовых обязательств. Источником дохода опционной биржи служат премии, уплачиваемые клиентами за покупку опционов.
Однако, всегда существовали и универсальные биржи — биржи, совмещающие организацию торгов различными инструментами в рамках одной организационной структуры (зачастую в разных секциях).
17

Банки - организации особого рода. Как субъекты предпринимательского права они характеризуются сложной и многоплановой компетенцией, их деятельность осуществляется в сфере финансов, денежного обращения; предметом сделок, действий банков являются денежные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы, то есть все то, что выполняет функцию платежа, средства обращения, кредита.


Специфика банков как субъектов предпринимательского права проявляется в том, что все они в совокупности представляют собой систему; вне этой системы деятельность банка невозможна.
Особая роль в банковской системе принадлежит Центральному банку; именно он определяет многие параметры банковской деятельности, устанавливает единые правила ведения банковских операций.

Правовой основой деятельности Центробанка является Закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (действует в редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. №65-ФЗ); его правовой статус сложен: с одной стороны Центральный банк наделен государственно-властными полномочиями и действует как вневедомственный орган, а с другой - он


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Понятие, предмет и методы регулирования хоз права (ХП)
731.29kb.
1. Понятие, предмет хозяйственного права. Методы регулирования
842.61kb.
Вопросы по конституционному праву россии для гак на 2012
29.6kb.
Содержание программы по праву. 11 класс
12.63kb.
1. Предмет и метод хоз права. Предмет хозяйственного права
297.88kb.
Понятие гражданского права. Предмет и метод регулирования
215.75kb.
1. понятие предмет и метод фп. Финансовое право
1479.14kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по курсу "Гражданское право (часть I) "
52.61kb.
Экзаменационные вопросы по трудовому праву предмет и метод трудового права Система отрасли трудового права Основные принципы правового регулирования труда Источники трудового права: понятие, виды
25.78kb.
Вопрос понятие (предмет метод) и система гр права
597.1kb.
Кафедра гражданско-правовых дисциплин Вопросы к зачету по дисциплине
25.14kb.
1. Право: понятие и признаки. Функции права. Право
517.43kb.