Главная стр 1
скачать
Пояснительная записка

Примерное тематическое и поурочное планирование курса органической химии 10 класса
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Рабочая программа по химии в 10 классе составлена на основе авторской программы «Химия. 10» О.С.Габриеляна, издательство «Дрофа» 2004г; тематического планирования учебного материала по органической химии (1час в неделю, общее число часов по курсу – 34),соответствующего стандарту среднего общего образования (базовый уровень), автор О.С.Габриелян, издательство «Дрофа» 2005г;с учётом примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Программа используется без изменений её содержания, но с уменьшением практических работ до четырех в соответствии с рекомендациями автора. Учебная деятельность осуществляется при использовании учебно-методического комплекта О.С. Габриеляна «Химия.10».

  • Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. Учреждений/ О.С. Габриелян.-М.: Дрофа.- 304с.

  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задах, упражнениях. 10класс: учеб. Пособие для общеобразоват. учреждений. –М.: Дрофа,2003.- 400с.

  • Химия.10класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 10»/ О.С. Габриелян. П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.- М.: Дрофа, 2003.-128с.

  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя.- М.: Дрофа,2004.- 480с.

Предлагаемое тематическое и поурочное планирование не решение проблемы, а лишь попытка «уложить» учебный материал курса органической химии (химии жизни!) в 34 часа. В планировании сохранены ведущие идеи курса: единство веществ природы, генетическая связь классов органических веществ, зависимость свойств органических веществ от их состава и строения, многообразие органических веществ и их роль в жизни человека и окружающей природе.

При условии столь мизерного количества часов формировать практические умения и навыки будет чрезвычайно сложно. Поэтому данное планирование включает большое количество лабораторных опытов (11) и 4 практические работы.


Планируемое кол-во

часов


Всего в год

I полугодие

II полугодие

34

15

19

контрольных работ

3

1

2

практических работ

4

1

3



п/п

Тема урока

Основное содержание и понятия, изучаемые на уроке

Требования к усвоению учебного материала

Домашнее задание

ИКТ,

Химический эксперимент


Тема 1. Повторение – 1 час


1.

Строение атома. Виды химической связи.

Строение электронных оболочек атомов.

Электронографические, электронные и структурные формулы соединений.

Виды химической связи.

Смещение электронной плотности.

Частичные заряды.


Уметь:

  • объяснять причины образования соединений с различными видами химической связи;

  • составлять электронные, электронографические и структурные формулы веществ с различными видами связей;

  • понимать причины возникновения и обозначать заряды (полные и частичные) в случаях полярных связей.




ИКТ. Гибридизация (swf, Rar)



Тема 2. Введение в курс органической химии – 3 часа


1/2

Предмет органической химии

Органическая химия.

Органические вещества, их сходства и отличия от неорганических.





Понимать:

  • смысл терминов: «органические вещества» и «органическая химия»;

Уметь:

  • давать сравнительную характеристику органическим и неорганическим веществам




Опорный конспект (ТНS)

Д. коллекции орг. веществ, материалов и изделий из них.



2/3

Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия и ее виды

Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова и ее значение для развития науки.

Структурные формулы. Углеродная цепочка.

Изомеры. Изомерия и ее виды.

Многообразие органических веществ.



Знать:

  • основные положения теории химического строения органических соединений;

  • виды изомерии

Понимать:

  • сущность явления изомерии;

Уметь:

  • изображать строение органических веществ посредством структурных (графических) формул;

Объяснять:

  • причины многообразия органических веществ;

  • зависимость свойств веществ от их строения;

Составлять:

  • структурные формулы изомеров на простейших примерах




Опорный конспект (ТНS)

Д. шаростержневые модели, , коллекция полимеров.



3/4

Классификация и номенклатура органических веществ

Функциональные группы.

Классы органических веществ.



Понимать:

  • признаки классификации органических веществ;

Уметь:

  • классифицировать органические вещества по характерным признакам.




Табл. «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений»


Тема 3. Углеводороды – 10 часов


1/5.

Практическая работа № 1. Качественное определение состава углеводородов.

Определение углерода и водорода в органических веществах.

Уметь:

  • планировать ход эксперимента;

  • проводить качественное определение углерода и водорода;

  • делать выводы

Знать:

  • правила безопасной работы в химической лаборатории.







2/6

Алканы циклоалканы: строение, физические свойства, изомерия, номенклатура.

Предельные углеводороды. Гомологический ряд, гомологи, общая формула гомологического ряда.

Строение. Понятие об sp3- гибридизации, сигма и пи-связях.

Изомерия. Принципы составления названий углеводородов.


Понимать:

  • смысл понятий: «гомолог», «гомологический ряд»;

Объяснять:

  • явление гибридизации;

  • зависимость физических свойств от относительной атомной массы вещества;

Уметь:

  • составлять формулы гомологов на основе общей формулы гомологического ряда;

  • составлять формулы изомеров алканов и циклоалканов;

  • составлять названия изомеров по систематической номенклатуре;

  • выявлять сходства и различие алканов и циклоалканов по строению.







Лабораторный опыт № 1.

Моделирование молекул алканов и циклоалканов и их простейших изомеров.



ИКТ. Гибридизация (swf, Rar) ИКТ. Алканы


3/7

Химические свойства алканов и циклоалканов. Нахождение в природе, получение и применение.

Устойчивость сигма-связи.

Реакции замещения, горения, изомеризации. Пиролиз и его практическое значение.

Нахождение в природе.

Способы получения.



Знать:

  • химические свойства алканов и циклоалканов;

  • способы получения алканов и циклоалканов;

  • области применения алканов и циклоалканов;

Уметь:

  • составлять уравнения химических реакций, подтверждающие свойства алканов и циклоалканов;

  • выявлять сходства и различие алканов и циклоалканов по химическим свойствам;







4/8

Непредельные углеводороды: этилен, бутадиен, ацетилен. Строение. Изомерия. Номенклатура.

Алкены, алкадиены, алкины. Гомологические ряды, общие формулы гомологических рядов.

Двойная связь. Свойства пи-связи. Понятие об sp2- и sp- гибридизации. Виды изомерии.



Знать:

  • отличия по составу и строению углеводородов предельного и непредельного рядов;

  • виды изомерии, характерные для непредельных углеводородов;

  • общие формулы гомологических рядов непредельных углеводородов;

  • свойства пи-связи;

Уметь:

  • составлять структурные и электронные формулы гомологов и изомеров алкенов, алкадиенов и алкинов;

  • составлять названия непредельных углеводородов по систематической номенклатуре.







ИКТ Алкены

ИКТ Алкины


5/9

Физические и химические свойства непредельных углеводородов

Химическая активность пи-связи. Реакции присоединения, правило Марковникова. Реакция Кучерова.

Качественные реакции.

Реакция полимеризации.


Знать:

  • физические и химические свойства непредельных углеводородов;

  • правило Марковникова

  • качественные реакции на кратную связь

Уметь:

  • составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства непредельных углеводородов;

  • составлять схемы реакций полимеризации

Объяснять:

  • сходство и различие в свойствах алкенов, алкадиенов и алкинов







6/10

Получение и применение этилена, бутадиена, ацетилена.

Крекинг. Дегидрирование. Дегидратация спиртов

Каучук – природный полимер.



Знать:

  • способы получения непредельных углеводородов;

  • области применения непредельных углеводородов;

  • способы получения резины

Уметь:

  • устанавливать взаимосвязь между свойствами и областями применения;

  • определять мономер, структурное звено каучука;

  • объяснять свойство эластичности




Лабораторный опыт № 2.

Получение этилена дегидратацией этанола. Горение. Качественные реакции на двойную связь.



7/11

Бензол – представитель ароматических углеводородов.

Ароматическая связь (единая 6-ти электронная система). Формула Кекуле.

Физические и химические свойства бензола.

Получение.


Понимать:

  • химическую природу ароматической связи;

Объяснять:

  • противоречия формулы Кекуле;

Знать:

  • физические и химические свойства бензола;

  • способы получения бензола

  • области использования бензола и его производных;

Уметь:

  • составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства бензола




ИКТ Бензол.

Лабораторный опыт № 3.

Моделирование молекулы бензола и его производных.




8/12

Углеводороды в природе: нефть, газ, каменный уголь.

Природные источники углеводородов: нефть, природный газ, каменный уголь.

Направления переработки.

Первичная разгонка нефти на фракции. Вторичная переработка – крекинг.

Октановое число. Детонация



Знать:

  • составы нефти, природного газа и каменного угля;

  • принципы переработки

Называть:

  • фракции, полученные при перегонке нефти и их применение;

Объяснять:

  • понятия «детонация», «октановое число»




ИКТ. Природные источники Лабораторный опыт № 4.

Рассматривание образца нефти и описание ее свойств.



9/13

Обобщение знаний об углеводородах.

Систематизация знаний учащихся по пройденной теме.

Уметь:

  • устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами углеводородов;

  • между свойствами и применением углеводородов и их производных;

  • составлять схемы генетической связи углеводородов




Дидактический материал

таблица «Обобщение сведений о группах углеводородов»



10/14

Контрольная работа № 1

Углеводороды.
















Тема 4. Кислородсодержащие органические вещества – 9 часов


1/15

Анализ контрольной работы.

Предельные одноатомные спирты (алканолы).



Функциональная группа. Гомологический ряд. Общая формула гомологического ряда. Строение. Виды изомерии.

Физические свойства, зависимость их от относительной молекулярной массы. Понятие о водородной связи.

Номенклатура.


Знать:

  • общую формулу гомологического ряда алканолов;

  • химическое строение алканолов;

  • виды изомерии, характерные для алканолов;

Уметь:

  • составлять структурные формулы алканолов и их изомеров;

  • составлять названия алканолов по систематической номенклатуре;

Объяснять:

  • образование водородной связи между молекулами алканолов







2/16

Химические свойства спиртов. Представители: метанол и этанол. Действие спиртов на организм.

Амфотерность алканолов. Реакции замещения и дегидратации. Горение и окисление спиртов.

Физиологическое действие спиртов на организм.

Метанол и этанол как представители алканолов. Реакции, лежащие в основе промышленного получения спиртов


Знать:

  • химические свойства алканолов;

  • губительное действие на живой организм;

  • области применения;

  • способы получения;

Объяснять:

  • амфотерность алканолов;

Уметь:

  • составлять уравнения реакций, характеризующие свойства алканолов;

  • составлять уравнения реакций, лежащие в основе промышленного производства спиртов;

Понимать:

  • взаимное влияние атомов в молекулах спиртов;

  • губительное действие на организм







Демонстрационный опыт.

  • Горение спиртов;

  • Взаимодействие с металлическим натрием;

  • Окисление оксидом меди;

3/17

Фенол: строение, свойства, применение.

Функциональная группа. Строение. Физические свойства, охрана окружающей среды от загрязнений фенолом.

Химические свойства фенола. Качественная реакция на фенол.



Знать:

  • строение молекулы фенола;

  • основные химические свойства фенола;

  • качественную реакцию на фенол;

Понимать:

  • взаимное влияние атомов в молекуле фенола;

  • губительное действие на живой организм;

Уметь:

  • составлять реакции, характеризующие химические свойства фенола;

  • предлагать способы защиты окружающей среды от загрязнений фенолом







ИКТ Фенол.

Д.

реакция фенола с хлоридом железа(III)




4/18

Альдегиды.

Функциональная карбонильная группа. Гомологический ряд. Общая формула гомологического ряда. Строение. Виды изомерии. Номенклатура.

Физические и химические свойства. Применение.




Знать:

  • общую формулу гомологического ряда альдегидов;

  • принципы номенклатуры и виды изомерии;

  • физические и химические свойства альдегидов;

  • области применения альдегидов;

Понимать:

  • особенности карбонильной группы;

Уметь:

  • составлять структурные формулы и названия альдегидов;

  • составлять уравнения реакций, характеризующие свойства альдегидов;







ИКТ Альдегиды.

Демонстрационный эксперимент:

Окисление альдегидов (Реакция «серебряного зеркала»)



5/19

Карбоновые кислоты. Общая характеристика.

Функциональная группа. Гомологический ряд. Общая формула гомологического ряда. Строение. Виды изомерии.

Физические свойства, зависимость их от относительной молекулярной массы.

Номенклатура.


Знать:

  • общую формулу гомологического ряда карбоновых кислот;

  • принципы номенклатуры и виды изомерии;

  • физические свойства карбоновых кислот;

  • области применения альдегидов;

Уметь:

  • составлять структурные формулы и названия карбоновых кислот;

  • устанавливать зависимость физических свойств карбоновых кислот от относительной молекулярной массы;







ИКТ Карбоновые кислоты.

Лабораторный опыт № 5.

Исследование образцов карбоновых кислот и описание их физических свойств.



6/20

Химические свойства карбоновых кислот, реакция этерификации. Сложные эфиры. Мыла.

Общие свойства карбоновых кислот с неорганическими кислотами, реакция этерификации. Сложные эфиры: нахождение в природе, применение, номенклатура

Мыла – соли высших карбоновых кислот.



Знать:

  • химические свойства карбоновых кислот;

  • принципы номенклатуры сложных эфиров;

Уметь:

  • составлять уравнения реакций, характеризующие свойства карбоновых кислот;

  • составлять формулы и названия сложным эфирам;

  • характеризовать свойства мыла;

Объяснять:

  • потерю мылящих свойств в жесткой воде






Лабораторный опыт № 6.

Исследование свойств уксусной кислоты, общих с неорганическими кислотами.






7/21

Практическая работа № 2.

Получение карбоновых кислот и их свойства.



Получение стеариновой кислоты из мыла и изучение ее свойств.

Доказательство непредельности олеиновой кислоты.



Уметь:

  • планировать ход эксперимента;

  • наблюдать;

  • делать выводы;

  • описывать ход эксперимента;

Знать:

  • правила безопасной работы в химической лаборатории.







8/22

Обобщение знаний о кислородсодержащих органических веществах. Генетическая связь

Систематизация знаний о кислородсодержащих органических веществах.

Уметь:

  • устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами кислородсодержащих органических веществ;

  • между свойствами и применением кислородсодержащих органических веществ;

  • составлять схемы генетической связи с участием кислородсодержащих органических веществ




ИКТ Обобщенная схема.(ген связь орг веществ в папке ЕгЭ)

9/23

Контрольная работа №2

Кислородсодержащие органические вещества
















Тема 5. Биологически активные органические вещества – 3 часа


1/24

Анализ контрольной работы №2.

Углеводы. Глюкоза. Строение, свойства, применение.



Общая характеристика углеводов. Классификация. Глюкоза – как представитель моносахаридов. Нахождение в природе. Строение молекулы. Циклическая и альдегидная формы.

Физические и химические свойства. Двойственность свойств глюкозы – альдегидоспирт. Брожение.

Фруктоза – изомер глюкозы. Биологическая роль.

Применение



Знать:

  • классификацию углеводов;

  • состав и строение молекулы глюкозы;

  • физические свойства и биологическую роль глюкозы;

  • химические свойства глюкозы;

Понимать:

  • двойственную химическую природу глюкозы;

  • образование циклической формы глюкозы;

Уметь:

  • составлять структурные формулы глюкозы;

  • составлять уравнения реакций, характеризующие двойственность свойств глюкозы;

  • составлять уравнение реакции брожения;

Называть:

  • изомеры глюкозы;

  • области применения глюкозы




Лабораторный опыт № 7.

Окисление глюкозы гидроксидом меди.



2/25

Жиры.

Жиры – как сложные эфиры, образованные многоатомным спиртом – глицерином и высшими карбоновыми кислотами.

Классификация. Физические свойства. Биологическая роль.

Гидролиз – важнейшее химическое свойство.


Знать:

  • классификацию жиров;

  • состав и строение молекул жиров;

  • биологическую роль;

Уметь:

  • составлять уравнение реакции гидролиза жиров в общем виде




Лабораторный опыт № 8.

Гидролиз жиров



3/26

Аминокислоты.

Гомологический ряд аминокислот. Виды изомерии. Номенклатура аминокислот. Физические свойства и биологическая роль. Амфотерность аминокислот. Образование пептидов. Пептидная связь.

Получение и применение.



Знать:

  • состав и строение молекул аминокислот;

  • принципы систематической номенклатуры и тривиальные названия нескольких биологически активных аминокислот;

  • биологическую роль аминокислот;

  • способы получения аминокислот;

Уметь:

  • составлять структурные формулы и формулы изомеров аминокислот;

  • уравнения реакций образования пептидов;

  • уравнения реакций, отражающие способы получения аминокислот;

Понимать:

  • амфотерность свойств аминокислот;

Объяснять:

  • образование пептидной связи;




ИКТ Аминокислоты.



Тема 6. Полимеры – 7 часов


1/27

Белки – природные полимеры

Структуры белков: первичная, вторичная, третичная, четвертичная.

Гидролиз, денатурация, качественные реакции. Проблемы химического синтеза.



Знать:

  • состав и химическое строение белков;

  • качественные реакции на белки;

Уметь:

  • составлять схему реакции образования фрагмента белка (пептида);

  • составлять схему гидролиза фрагмента белка (пептида);

Понимать:

  • проблемы, связанные с промышленным синтезом белка

Объяснять:

  • биологическую роль белков на основе строения молекул;

  • процессы денатурации и гидролиза белков, их биологическое значение; указывать продукты полного распада;







ИКТ Белки. Цветные реакции на белки.

Д. 1. Растворение и осаждение белков.

2. Денатурация белков.

3. Качественные реакции

на белки.

Лабораторный опыт № 9.

Исследование раствора белка



2/28

Полисахариды – природные полимеры

Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы: состав, строение, нахождение в природе, фотосинтез, физические свойства, гидролиз, способность целлюлозы образовывать эфиры, применение.

Качественная реакция на крахмал.



Знать:

  • состав и строение структурных звеньев полимерных цепочек крахмала и целлюлозы;

  • нахождение в природе;

  • физические свойства;

  • применение;

Уметь:

  • давать сравнительную характеристику крахмалу и целлюлозе;

  • составлять схему уравнений реакции фотосинтеза (с дальнейшей полимеризацией глюкозы в крахмал) и гидролиза;

Объяснять:

  • причины сходства и различия в свойствах крахмала и целлюлозы;

Называть:

  • области применения крахмала, целлюлозы и продуктов их гидролиза (полного или частичного)




Лабораторный опыт № 10.

Качественная реакция на крахмал.



3/29

Практическая работа № 3.

Анализ пищевых продуктов



Анализ фруктов, соков, хлеба на наличие глюкозы и крахмала.

Анализ куриного яйца на наличие белка.





Уметь:

  • планировать ход эксперимента;

  • делать наблюдения, формулировать выводы;

  • оформлять результаты эксперимента;

Знать:

  • правила безопасной работы в химической лаборатории.







4/30

ВМС: пластмассы, каучуки, волокна

Общая характеристика ВМС: строение, состав, получение. Реакции полимеризации и поликонденсации. Представители. Их физические свойства и области применения.

Знать:

  • основные понятия химии ВМС;

  • области применения ВМС

Уметь:

  • составлять уравнения реакций полимеризации и поликонденсации;




Лабораторный опыт № 11.

Исследование образцов пластмасс и волокон. Описание их физических свойств.



5/31

Практическая работа № 4.

Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ (в т.ч. пластмасс и волокон).



На основе качественных реакций и характерных признаков распознавать различные органические вещества

Уметь:

  • самостоятельно планировать ход эксперимента;

  • проводить качественное определение органических веществ;

  • делать выводы

Знать:

  • правила безопасной работы в химической лаборатории.







6/32

Обобщение знаний по темам 5 и 6

Систематизация знаний по темам: «биологически активные вещества» и «полимеры».

Уметь:

  • устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами углеводородов;

между свойствами и применением углеводородов и их производных;







7/33

Контрольная работа № 3

Биологически активные органические вещества. Полимеры.















34

Итоговая конференция

Подведение итогов изучения курса органической химии

Показать:

  • степень овладения учебным материалом (теоретический курс и практические умения).










Сикорская О.Э.



скачать


Смотрите также:
Поурочное планирование курса органической химии 10 класса
211.74kb.
Поурочное планирование по химии Класс 9
237.73kb.
Программа по предмету
224.45kb.
Перечень самостоятельных работ студентов по химии и экологии для 1 курса специальности 050141 «Физическая культура»
36.28kb.
Программа курса для 8 класса (И. Г. Семакин), 1 час в неделю, 35 часов Поурочное планирование курса
71.86kb.
Биоорганическая химия. Модуль Основные понятия органической химии (2 часа)
155.9kb.
Урока Тема. Цель Оборудование Практические работы Домашнее задание
137.32kb.
Календарно-тематическое планирование уроков химии в 9 классе Учитель Сахонова Марина Николаевна Программа: И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская
296.67kb.
Развернутый тематическийа план
336.01kb.
Программа курса химии для 10 класса отражает учебный материал четырех крупных разделов: «Теоретические основы органической химии»
142.89kb.
Тематическое планирование по химии, 8 класс, Поурочное планирование по химии, 8 класс
967.69kb.
Тематическое планирование по химии, 10 класс, Поурочное планирование по химии, 10 класс
624.24kb.