Главная стр 1стр 2 ... стр 4стр 5
Музыка

Поурочное планирование I КЛАСС
Задача 1 класса:

- Систематизировать жизненно-музыкальный опыт детей;

  • Развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

  • Понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

  • Освоение музыкальных жанров: простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфоническая музыка);

  • Изучение особенностей музыкального языка.

  • I КЛАСС

  •       Цель учебника-тетради для I класса четырехлетней начальной школы — ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации, темы, музыкальные сочинения, доступные его восприятию. Главное — пробудить в первоклассниках интерес к музыке, к музыкальным занятиям, обобщить и систематизировать уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, дать первичные представления о различных явлениях жизни, внутреннем мире человека, которые находят свое выражение в ярких музыкальных и художественных образах.

  •       В учебнике-тетради для I класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». Авторы стремились к тому, чтобы события, которые сопровождают жизнь ребенка, такие как смена времен года (осень, зима), времени суток (утро, вечер), праздники (Новый год, Рождество, 8 Марта и др.), соответствовали временным рамкам учебных четвертей и помогали связывать его музыкальные впечатления с окружающим миром, людьми, своим собственным отношением к происходящему вокруг.

  •       Первоклассников по страницам учебника «поведет» Муза. Это своеобразный символ данной учебной книги, объединяющий единым художественно-содержательным смыслом жизненные и музыкальные впечатления детей. Первоклассникам будет интересно искать ее изображение на каждом развороте книги. Муза предстает перед детьми в разных «ролях»: древнегреческой богини, оперной певицы, балерины, художницы, музыканта, крестьянки…

  •       Каждый разворот учебника-тетради имеет свое название. Небольшой по объему и доступный по содержанию текст вводит школьников в содержание урока. Вопросы и задания, а также объемные тексты (былинный сказ «Садко», алжирская сказка «Чудесная лютня» и русская сказка «Баба-яга») рекомендуется читать детям вместе с родителями. (Эти тексты помечены специальным значком «Читаем с родителями».)

  •       Основой содержания учебника-тетради являются музыкальные жанры. От простых, доступных каждому ребенку интонаций песен, танцев, маршей, которые они осваивают, включаясь в процесс активного их исполнения, к более сложным жанрам, таким как опера («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-цокотуха» М. Красева), балет («Щелкунчик» П. Чайковского), симфоническая картина («Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига), музыка кино (например, И. Дунаевского из кинофильма «Цирк», Г. Гладкова из мультфильма «Бременские музыканты») и др. Эти жанры становятся доступными образно-смысловому восприятию детей, так как раскрываются через увлекательный рассказ, игру, сказку.

  •       Чтобы музыкальный язык стал понятен первоклассникам, в игровой форме вводятся элементарные понятия из области музыкальной грамоты, которые они осваивают в процессе пения, пластического интонирования, инструментального музицирования, импровизаций.

  •       Большое внимание в учебнике-тетради для I класса уделяется развитию речевых навыков первоклассников, связанных с расширением их эмоционально-смыслового словаря, необходимого для отклика на характер и настроение музыки. В связи с этим на страницах учебника предложены яркие, подчас мало употребляемые в речи детей определения, эпитеты, метафоры. Помощь в систематизации словарного запаса детей может оказать такой разворот учебника-тетради, как «Твой музыкальный словарик», который дети должны составить самостоятельно, как бы отгадывая кроссворды. В помощь к каждому слову даны рисунки. Словарный запас будет пополняться и закрепляться в последующих классах начальной школы на новом музыкальном материале.

  •       На страницах учебника-тетради предлагаются разнообразные творческие задания для учащихся. Поиск созвучных музыке художественных ассоциаций связан с выразительным чтением стихов, сочинением простейших мелодий, пластическим выражением характера музыки, изобразительной деятельностью — от восприятия картин к собственным рисункам и пр. Проблемные вопросы, обращенные к юным «композиторам», исполнителям, слушателям, настраивают их на размышления о музыке. Детям предлагается высказывать свое отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные, оригинальные исполнительские интерпретации.

I ПОЛУГОДИЕ

«МУЗЫКА ВОКРУГ НАС»


  1. «И муза вечная со мной»


Задача: Вызвать интерес к уроку музыки, познакомить с Музой – символом искусства.


- Д. Кабалевский «Песня о школе», «Школьные годы»,

И.Дунаевский «Школьный вальс»,

Ю.Чичков «Наша школьная страна»,

Г.Струве «Школьный корабль» и др. (песня на школьную тематику на выбор учителя)



- вход в класс

- фрагмент музыкального произведения по выбору учителя (музыка из к\ф, мультфильма, балета и т.п.)

Популярная детская песня



- слушание

- П.Чайковский. «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

- слушание, дирижирование

- Песня о школе, об осени (на выбор учителя)

- разучивание

После входа в класс под музыку и приветствия обращаем внимание на то, что музыка будет звучать с самого первого момента каждого урока: входить в класс и выходить дети будут под музыку.

Настраиваем на то, что дети будут заниматься музыкой – слушать, размышлять об ее содержании, самостоятельно сочинять несложные мелодии, петь, играть на музыкальных инструментах, разучивать движения и увлекательные игры под музыку, узнавать много нового и интересного о музыкальном искусстве. Помогать в этом будет учебник-тетрадь (знакомство с новым учебником должно быть сюрпризом на первом уроке).

- Где в жизни звучит музыка? Как музыка влияет на мысли и чувства

похоже слово «муза»? – Музыка. Покровителем муз был бог Аполлон. Рассматриваем Аполлона на здании Большого театра на с.7.

- Итак, к нам на урок пришли Музы, и сейчас зазвучит музыка (напоминаем о том, что слушать музыку надо в тишине, слушаем тишину). Звучит «Па-де-де». Какое настроение возникает после ее звучания? Какими словами можно ее охарактеризовать? (торжественная, возвышенная, праздничная).

В ходе беседы называем имя великого русского композитора 19 века Петра Ильича Чайковского (показываем портрет). Проверяем, какими дети были слушателями: могут ли дети определить, кто исполнял (играл) музыку Чайковского (один исполнитель или много исполнителей). Как называется коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах? (оркестр). Кто руководит оркестром? (дирижер).

Предлагаем представить себя дирижерами оркестра (ведь каждый из них хотя бы раз в жизни видел в телепередачах, как дирижер управляет оркестром или хором) и откликнуться на музыку с помощью выразительных дирижерских жестов (свободное дирижирование вне схемы).

Почувствовать себя певцами-хористами дети могут при разучивании новой песни. С первого урока вырабатываем вокально-хоровые навыки: напевность звучания, одновременное начало и окончание песни, мягкое естественное звучание голосов, вслушивание в пение одноклассников, пропевание гласных, отчетливое произношение согласных.

Обобщение.      «И Муза вечная со мной!» Открывая учебник, дети знакомятся с Музой. Для первоклассников Муза — волшебница, добрая фея, раскрывающая перед ними чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг.      Дополнительная информация      Музы, богини, покровительницы поэзии, искусства и наук, — дочери Зевса и Мнемозины. Зевс — владыка Олимпа, главный древнегреческий бог. Мнемозина (греч. «память») — мать девяти муз, каждая из которых имеет влияние на определенную область творчества. Эрато покровительствует любовной поэзии, ее атрибут — лира. Эвтерпа — покровительница лирической поэзии. Она изображается с флейтой. Каллиопа (греч. «имеющая прекрасный голос») — муза эпоса и знания — изображается с дощечкой и резцом. Свиток и палочка для письма — атрибуты музы истории Клио — «дарующей славу» тем, кого она заносит в свой свиток. Терпсихора («любящая танцы») — муза танцев и хорового пения, в ее руке лира и плектр (приспособление для игры на щипковых инструментах). Мельпомена («поющая») — муза трагедии, Талия — муза комедии. Атрибут первой — трагическая маска, второй — комическая. Полигимния («богатая гимнами»), муза греческой поэзии, изображается со свитком в руке. Урания покровительствует астрономии, ее атрибуты — небесный свод и циркуль.      Любимым местом пребывания муз считались горы Геликон и Парнас. Как богини пения, музы находились под предводительством Аполлона, в греческой мифологии — бога солнца, мудрости, покровителя музыки, пения, поэзии, бога-воителя, бога предсказаний.      Скульптурная группа (квадрига) — четыре вздыбленных коня в колеснице Аполлона, отлитая из красной меди по модели скульптора П. К. Клодта, украшает здание Государственного академического Большого театра России. В росписи потолка зрительного зала — изображение Аполлона с золотой кифарой в окружении девяти муз.      Путешествие первоклассников в мир музыки начинается с фрагмента из второго акта балета Петра Ильича Чайковского (1840—1893) «Щелкунчик» — «Па-де-де»1. Красота, возвышенность этой музыки обычно производят на детей сильное эмоциональное впечатление. Насыщенное звучание симфонического оркестра, яркая, запоминающаяся мелодия (кстати, построенная на звуках нисходящей гаммы), светлый, праздничный колорит вызывают у детей непосредственный эмоциональный отклик. Предложите им подобрать слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку, а также те чувства, которые возникают у них.      После прослушивания этого фрагмента из балета можно обратиться к тем понятиям, которые были названы в учебнике-тетради в обращении к первоклассникам: композитор, исполнитель, слушатель. Музыку сочиняют для нас композиторы. Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.

      Чтобы научиться слушать и понимать музыку, сделать ее неотъемлемой частью своей жизни, нужно стать настоящими слушателями. Музыка всегда «возникает» из тишины. Послушайте и вы тишину в классе перед тем, как зазвучит музыка П. Чайковского. Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей? Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр. А может быть, кто-то из детей знает, как называют того человека, который руководит оркестром музыкантов? Это дирижер.

      Вот так, шаг за шагом, дети вместе с учителем начинают раскрывать тайны Музыки. Чем больше информации они «добудут» самостоятельно, опираясь на свой, пусть небольшой, жизненный и музыкальный опыт, тем ярче будут впечатления от прослушанной музыки. Чем чаще учитель будет наигрывать главную мелодию «Па-де-де» или напевать ее вместе с детьми, предлагая им вслушиваться в наиболее яркие, запоминающиеся ее интонации, ритмы, краски, тем успешнее будет идти процесс накопления музыкально-слуховых впечатлений учащихся. Не следует забывать о том, что свойство детского восприятия младших школьников требует постоянной звуковой «подпитки», восстановления в памяти незнакомого музыкального образа. Поэтому здесь уместны всевозможные игровые приемы музицирования — игра в дирижера, исполнение мелодии на воображаемых инструментах, пластические этюды и пр.

      Забегая вперед, подчеркнем, что первые развороты всех учебников «Музыка» открывают известные всему миру мелодии из крупных сочинений русских композиторов-классиков: II класс — вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. П. Мусоргского; III класс — 2-я часть Четвертой симфонии П. И. Чайковского; IV класс — 1-я часть Третьего концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.

      Конечно, необходимо на первых уроках музыки подчеркнуть новый «социальный статус» детей — они стали школьниками и предоставить им возможность побывать в роли исполнителей. Например, предложить им спеть знакомые всем популярные детские песни, начать разучивать с ними одну из песен о школе, азбуке и т. п., которые учитель найдет в «Хрестоматии музыкального материала к учебнику-тетради. 1 класс».

      Мы часто обращаемся к детям со словами «прислушайся», «послушай». Как же понимать эти слова, ведь музыка со страниц учебника не звучит? Пусть они попробуют какую-нибудь хорошо знакомую песню пропеть про себя. При этом можно закрыть глаза — это очень помогает сосредоточиться. Оказывается, мы можем научиться слышать музыку мысленно, внутри себя, слышать «внутренним слухом» даже тогда, когда в действительности она не звучит. Этот «внутренний слух» есть у каждого, и развить его в себе — значит научиться слышать музыку вокруг и исполнять ее.



УРОК 1: «И Муза вечная со мной» - 1 час

Содержание:Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. 

Цель:

Задачи:

- познакомиться с понятиями композитор, исполнитель, слушатель;

- научиться отличать музыкальные звуки от немузыкальных (шумовых);

Музыкальный материал: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский; «Песня о школе» Д. Кабалевский, В. Викторов; «От улыбки» В. Шаинский, М. Пляцковский.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран,магнитофон, CD-диск, наглядный материал (термины, понятия), раздаточный материал (текст песни).

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент.

Теперь у вас есть урок, на котором вы услышите много прекрасной музыки.



(Учитель обращает внимание ребят на таблички, прикреплённые к доске)

Знаете ли вы, что музыку сочиняют композиторы? А для того, чтобы она прозвучала, нужны исполнители: пианисты, баянисты, скрипачи, хор и оркестр.

Но музыка существует не только для тех, кто её сочиняет и исполняет, а для всех нас – для слушателей.

Музыку можно услышать не только в концертном зале, театре, по радио и телевизору. Музыка звучит и в природе, и в душе человека. Научиться слушать музыку вам помогут уроки музыки.

Сегодня мы с Вами начинаем путешествие в удивительный мир музыки! 

СЛАЙД 1:

Эпиграф.

Вслушайся, весь мир поёт –

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всём живёт!

Мир её волшебен!

Михаил Пляцковский.

Вслушайтесь в звуки, которые окружают нас. Давайте закроем глаза и прислушаемся.

 - Что вы слышите? (ответы обучающихся) 

Правильно, нас окружают самые разные звуки: музыкальные и немузыкальные. 



СЛАЙД 2

Звуки: шумовые и музыкальные

ЗВУКИ




ШУМОВЫЕ




МУЗЫКАЛЬНЫЕ




Пение птиц




Рожок




Звонок телефона




Арфа




Аплодисменты




Балалайка

- Послушайте внимательно. Какие звуки вы услышите? 

(Если урок проводится без мультимедийной установки, на доску прикрепляются таблички и картинки. Дети угадывают звук и относят его к разряду музыкальных или шумовых звуков).

Молодцы! Отлично справились с заданием. 



2этап. Подготовка к изучению нового материала.

Ребята, посмотрите, сколько разных звуков пришло к нам в гости. Они так торопились  на встречу с вами, что случайно закрыли тему урока. Если мы не откроем её, то никогда не узнаем, как зовут главную героиню нашего урока. Чтобы доска (экран) открылись нужно исполнить какую-нибудь добрую и красивую песенку. 

- Какие вы знаете детские песенки?  (ответы обучающихся) 

Я предлагаю исполнить песню В. Шаинского на слова М. Пляцковского «От улыбки». Готовы? Тогда начинаем! 



СЛАЙД 3

«От улыбки» В. Шаинский, М. Пляцковский (видео или текст)

1. От улыбки станет всем теплей,
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется!

ПРИПЕВ: И тогда наверняка Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке!
С голубого ручейка Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки!
С голубого ручейка Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки!

 

2. От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик,
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши!
 

ПРИПЕВ: тот же

 

3. От улыбки станет всем теплей,


И слону, и даже маленькой улитке,
Так пускай повсюду на земле
Будто лампочки, включаются улыбки!
 

 

 

 


3 этап. Изучение нового материала.

Молодцы. Давайте все вместе прочитаем тему нашего урока «И Муза вечная со мной!»

А вот и главная героиня – МУЗА! 

СЛАЙД 4

Муза Терпсихора

- А вы знаете, кого называют Музой? (ответы обучающихся) 

Муза — волшебница, добрая фея, раскрывающая перед вами чудесный мир звуков, которыми наполнено всё вокруг.

О МУЗАХ, покровительницах искусств, мы узнали из мифов и легенд Древней Греции. Музы вдохновляют художников, музыкантов, поэтов – всех, кто дарит людям красоту, любовь и надежду.

Откройте учебник, на странице 9 изображены Музы. Какие они весёлые и жизнерадостные. 

- Сколько их изображено на рисунке? (ответы обучающихся) 

Древнегреческие легенды гласят, что живёт девять муз, каждая из которых имеет влияние на определенную область творчества.

Имя нашей героини Терпсихора («любящая танцы») — муза танцев и хорового пения, в ее руке лира и плектр (приспособление для игры на щипковых инструментах).

Она и поведёт нас в чудесный мир музыки и поможет раскрыть её тайны. 



СЛАЙД 5

Сюрприз музы Терпсихоры+ «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

П. И. Чайковского

Посмотрите, какой сюрприз приготовила нам Терпсихора. В этом сундучке спрятана прекрасная музыка. А чтобы открыть его нужно отгадать загадки: 

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив журчит из далека, поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка
Звучит мечтательный мотив, его играет ....(СКРИПКА)

 


Зазвенят серебряные струны Как будто струйки водяные,
И на волнах, качая шхуны, Резвятся ветры удалые!
И ветер, и волну морскую - Все струны нам изображают,
Все звуки музыки рисуют.


Какой же это инструмент играет?
Зовут его красиво, звонко, Но не Татьяна и не Марфа.
А звуки нежны, струны тонки.
Наш инструмент зовется... (АРФА)


 Правильно, именно арфа и скрипка будут рассказывать нам свою сказочную историю. 

СЛУШАНИЕ: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского 

- Как звучит эта музыка? Какие чувства она у вас вызывает?(ответы обучающихся) 

Давайте подберём слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку и настроение, которое она у вас вызывает.

Хорошо. Давайте ещё раз посмотрим на доску и вспомним три понятия, без которых нельзя представить себе любую музыку. 

- Назовите их? (Композитор, исполнитель, слушатель). 

Музыку сочиняют для нас композиторы. Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. 



СЛАЙД 6

П. И. Чайковский (портрет)

 Чтобы научиться слушать и понимать музыку, сделать ее неотъемлемой частью своей жизни, нужно стать настоящими слушателями. Музыка всегда «возникает» из тишины. Послушайте и вы тишину в классе перед тем, как зазвучит музыка П. Чайковского. 

СЛУШАНИЕ: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского 

- Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей? (ответы обучающихся) 

Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр.

- А может быть, кто-то из вас знает, как называют того человека, который руководит оркестром музыкантов? (ответы обучающихся) 



Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре – президент!
 

Верно. Это дирижер. 

А давайте представим себя исполнителями – дирижерами оркестра (ведь каждый из вас хотя бы раз в жизни видел в телепередачах, как дирижер управляет оркестром или хором). Сейчас мы попытаемся ощутить себя настоящими исполнителями и расскажем музыку П. И. Чайковского с помощью выразительных дирижерских жестов. 

ФОНОГРАММА: свободное дирижирование (вне схемы) фрагментом музыки Чайковского из балета «Щелкунчик». 

Молодцы! Сегодня на уроке мы почувствовали себя слушателями, когда слушали музыку П. И. Чайковского, исполнителями, когда дирижировали воображаемым оркестром.

В начале урока мы были певцами-хористами, когда исполняли песню В. Шаинского «От улыбки».

Завершим наш урок разучиванием «Песни о школе» Дмитрия Кабалевского на слова В. Викторова.

Перед началом пения вспомним, что музыка возникает из тишины. Поэтому давайте выпрямим спинки, расправим плечи, поднимем голову, послушаем тишину… 

ПЕНИЕ: «Песня о школе» Д. Кабалевский 

СЛАЙД 7

«Песня о школе» Д. Кабалевский, В. Викторов

1. Мы в счастливый, светлый день поступили в школу.
    Школа рада нам была, класс просторный отвела.
    И о классе о своём мы поём, мы поём.
    И о классе о своём мы поём, мы поём.


2. Ждут нас новые друзья - буквы, цифры, ноты.
    Вот учитель входит в класс, он всему научит нас.
    Об учителе своём мы поём, мы поём.
    Об учителе своём мы поём, мы поём.


3. Переменки и звонок, и опять уроки.
    Интересные дела, ну и песни без числа,
    Потому что обо всём мы поём, мы поём.
    Потому что обо всём мы поём, мы поём.

 


СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

Учитель раздаёт обучающимся тексты песни, одновременно текст песни выводится на экран.

 

 



4этап. Домашнее задание.

 

Закрепить полученные знания.



5этап. Подведение итогов урока.

Молодцы! Сегодня на уроке вы прекрасно работали!

 

СЛАЙД 10

Муза + аплодисменты

 

Наша гостья Муза Терпсихора вами довольна, ей очень понравилось, как вы поёте. Поэтому она подарила всем нам хорошее настроение! Давайте и мы поблагодарим её аплодисментами. (Обучающиеся хлопают в ладоши).

Терпсихора обязательно будет приходить на наши уроки. А мы с вами встретимся через неделю.


  1. Хоровод муз».

Задача: Раскрыть мысль о том, что музыкальный язык разных народов понятен без перевода.

- П.Чайковский «Па-де-де»

из балета «Щелкунчик»



- вход в класс

людей? Как изменилась бы жизнь человека, если бы из нее исчезла музыка?

Ответы детей желательно комментировать звучащей музыкой (в фонозаписи, в исполнении учителя и учеников). По ходу беседы стремиться создавать в классе атмосферу «концертного зала» (музыка должна звучать в тишине, перед исполнением песни необходимо настроиться на нужный характер – выпрямиться и т.п.). Вывод: музыка окружает человека, она повсюду (читаем стихи на с.5).

- Открываем учебник на с.5. Звучит ли здесь музыка? Птицы на ветке поют, и их слушает девушка с обручем на голове. Кто она такая? Рассказываем о музах (волшебницы, добрые феи, раскрывающие перед людьми чудесный мир искусства, в том числе и музыки). На какое слово - Песня о школе (с предыдущего урока)


- разучивание

- «Во поле береза стояла» русская народная песня

- разучивание, движение

- «Сиртаки» греческий танец

- движение

- «Сырба»

- исполнение с хлопками

- В. Герчик «Нотный хоровод»

- разучивание

Вспоминаем музыку, с которой начали урок, понятия «композитор», «исполнитель», «слушатель», «оркестр».

- А как называется коллектив поющих людей? – Хор.

Вспоминаем добрую фею – волшебницу, которая поможет нам путешествовать по музыкальной стране – Музу (учебник, тетрадь).

Муза поведет нас из страны в страну, будет раскрывать перед слушателями особенности песен и танцев разных народов мира. Первая страна – Греция. Хор издавна был одним из действующих лиц спектакля в Древней Греции (с. 10). Позже этим словом стали называть певческий коллектив, а также музыкальное произведение для хорового исполнения. Продолжаем разучивать песню.

- Что мы видим на следующем рисунке? – Хоровод.

[Хоровод – слово греческого происхождения, в переводе означает – групповой танец с пением. Хоровод – вид народного творчества, объединяющий музыку, танец, игровое действие. Хоровод распространен у многих народов мира, особенно у славян. Формы движения хоровода: круг, полукруг, цепочка, спираль].

Слова хор и хоровод – родственные. Разучиваем песню-хоровод «Во поле береза стояла». Сначала поем, затем учим шаг хоровода, делим класс на 2 группы – певцов и танцоров.

Слушаем греческий танец «Сиртаки», исполняем с элементами танцевальных движений.



«Молдавская Сырба» – украшаем звучание ритмичными хлопками. В ходе знакомства с этими произведениями выясняем, какими чувствами наполнена музыка, сравниваем танцы между собой – интонации (их можно напеть с детьми), ритмы (прохлопать, протопать), особенности инструментального сопровождения манеры звучания инструментов или певческих голосов. Хоровод муз объединяет непохожие друг на друга музыкальные образы.

Учим песню «Нотный хоровод» с .25



«Хоровод муз». Следующий разворот учебника знакомит детей с понятием «хор» и «хоровод», с музыкой, которая звучит в самых различных жизненных обстоятельствах. Пусть ребята вспомнят какой-нибудь праздничный день. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Все поют, танцуют, веселятся. Но песни и танцы словно перестают быть каким-то особым музыкальным искусством, мы просто развлекаемся, отдыхаем. А когда мама поет колыбельную песню, никто не подумает, что она занимается музыкой, — музыка становится частью жизни.      Муза, путешествуя из страны в страну, как бы раскрывает перед нами характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хор издавна был одним из действующих лиц древнегреческого спектакля. Позже этим словом стали называть певческий коллектив и музыкальное произведение для хорового исполнения. Хоровод также древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Хоровод — это всегда движение, чаще всего по кругу. В нем сочетаются пение, инструментальная музыка, игра и танец. Помещенные здесь иллюстрации подтверждают это.      На этом уроке учащиеся услышат в записи и музыку русского хоровода, и греческий танец сиртаки, и молдавскую хору (хороводную пляску с пением). Сравните эти танцы между собой, обращая внимание на сходство или различие их характера и настроения, выделяя характерные интонации, ритмы, особенности инструментального сопровождения, манеру звучания солирующих инструментов или певческих голосов. Здесь можно вспомнить с первоклассниками и исполнить хорошо известные всем русские народные песни (хоры) и хороводы.      Элементы импровизации на уроке послужат подкреплением мысли о том, что и песни, и танцы неотделимы от жизни человека и рождены ею, так как связаны с обычаями, нравами, бытом, особенностями речи и темперамента людей, с природой, которая их окружает. Учитель использует метод «сходства и различия», с помощью которого начинается познание детьми жанровых и стилистических особенностей музыки, ее музыкального языка. Хоровод муз объединяет непохожие друг на друга музыкальные образы, делает понятным без перевода музыкальный язык разных стран и народов.
3.«Повсюду музыка слышна»

Задача: Развивать творческие способности.


- «Во поле береза стояла» русская народная песня

- вход в класс

- «Солнышко», «Дождик», «Гори, гори ясно» и др.

- речевая и вокальная импровизации

- Песня на осеннюю тематику

- разучивание

- В. Герчик «Нотный хоровод»

- разучивание

После входа в класс под народную музыку выясняем:

- Кто сочиняет народные песни, танцы, наигрыши для различных музыкальных инструментов?

- Какие народные песни любят петь в семье?

Предлагаем тоже заняться сочинением (учебник на с. 12

Размышляем над стишками, ищем нужную (речевую) интонацию.

«Солнышко» - Когда с такими словами обращаются к солнышку? (когда звали, закликали весну). Как? С каким настроением надо прочитать? Кто хочет прочитать так, чтобы солнышко услышало?

Используем слова-подсказки.

«Дождик» - произносим слова в темпе шепотом (шелест листвы).

«Гори, гори ясно» - читаем как считалку, добавляем треугольник.

«Трам, трам, трам» - читаем как марш, используя прием «эхо». Следует обратить внимание на четкую дикцию.

Мы устали за день – и солнышко встречали, и с дождиком разговаривали, и маршировали. Наступил вечер, а какие песни поют детям вечером? (колыбельные). Как звучат колыбельные? – Нежно.

Предлагаем представить себя в роли композитора. Дети выбирают стихотворение, к которому будут сочинять мелодию.

- Какую мелодию надо сочинить – медленную, напевную, оживленную, радостную, энергичную, похожую на песню, танец или марш?

Сочиняем по фразам, по цепочке, хором исполняем импровизации, повторяем. Можно дополнить ритмическим сопровождением, игрой на воображаемых инструментах, имитацией движений (покачивание колыбельки и т.п.).

Вспоминаем произведения прошлых уроков, учим песни. Выйти из класса можно под музыку, сочиненную учителем (на стихи).

«Повсюду музыка слышна». Составление учителем сценарного плана урока по этому развороту должно быть направлено на знакомство детей с народными песенками-попевками. Их сочинил сам народ, откликаясь на различные явления природы и жизни человека.      В ролевой игре «Играем в композитора» учащимся предлагается определить характер, настроение песенок, их жанровую основу.      Для расширения словаря эмоциональных терминов на этом и последующих разворотах предлагаются слова, из которых дети выбирают наиболее соответствующие характеру каждого из фольклорных текстов.      Конечно, не все первоклассники смогут сочинить и тем более выразительно спеть собственные мелодии песенок. Важно в игровой, увлекательной форме предложить ребятам «войти в роль» композитора. В результате возникают «Солнышко» как песенка-закличка, «Гори, гори ясно…» — песенка-считалка, «Трам, трам, трам» — песня-марш, «Баю, баюшки, баю» — колыбельная.

      Главное в том, чтобы мелодекламация стихотворных строчек побудила детей задуматься над тем, какую мелодию нужно сочинять: медленную, напевную, тихую или оживленную, радостную, энергичную. Вокальные «опусы» детей можно усилить ритмическим сопровождением — игрой на воображаемых инструментах, имитацией движений (например, покачивания колыбельки).

      Наиболее удавшиеся индивидуальные импровизации, самые яркие мелодии или даже отдельные интонации, ритмы аккомпанемента можно разучить всем классом. Эти импровизации можно выстроить как своеобразную композицию, где органично соединятся пение (сольное или всем классом), инструментальная импровизация-проигрыш, ритмические движения, пластические композиции. Учитель же при работе с детьми должен быть готовым к тому, чтобы предложить школьникам свои короткие импровизации-сочинения на предложенные в учебнике тексты. Если класс не очень активно включается в процесс сочинительства, желательно разучить с детьми несколько разнохарактерных учительских вариантов песенок, так как именно исполнительская деятельность поможет первоклассникам убедительно и аргументированно ответить на вопросы, предложенные на этом развороте.

      Если учитель никогда ранее не использовал на уроках элементы импровизации, нужно попытаться освободиться от этого «комплекса» и, вдохновившись приемами «рождения» песни в фольклорной традиции, попытаться все-таки «сложить» ее, разыграть так, как этого требует природа народного песнетворчества — естественно и свободно, без традиционных шаблонов и стереотипов, так, как «спелось и сыгралось», от души. Учителю предлагается ступить на путь ученичества и вместе с первоклассниками погрузиться в увлекательный мир композиторского творчества.



4.«Душа музыки – мелодия».

4.Душа музыки -мелодия
Задачи: Показать (подчеркнуть) значение мелодии в музыке; систематизировать опыт учащихся в восприятии жанровых особенностей песни, танца, марша.



- Песни

- исполнение

- П.Чайковский:

- «Марш деревянных солдатиков»



- пропевание мелодии

- «Сладкая греза»

- «Полька»

- «Вальс»


- игра на воображаемых инструментах

хлопки, игра на ДМИ



- Песня

- разучивание

- Игра «Угадай мелодию»

- разучивание

Доучиваем песню (об осени, о школе, «Нотный хоровод») или исполняем хотя бы один куплет (узнаем песню по мелодии). Обращаем внимание на то, что в песне хор поет мелодию, а сопровождение (аккомпанемент) играет учитель.

- Часто бывает в жизни, что мы напеваем какой-либо мотив, напев, который не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы «мурлычем» мелодию «про себя», не задумываясь над тем, что это за музыка, потому что она запомнилась и полюбилась нам.

Мелодия – душа музыка. Мелодия – это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Какая бы музыка ни звучала – песня, танец или марш – мы всегда слышим в ней мелодию.

Предлагаем познакомиться с мелодиями композитора, которого уже знаем (узнаем по звучанию «Па-де-де»). Можно рассказать об истории создания «Детского альбома» (посвящен Володе Давыдову, соч. 1878 года).

«Марш деревянных солдатиков».

- Что удобно делать по эту музыку?

- Кто марширует?

Поем мелодию на слог «та». Пальчики-«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях. На воображаемых барабанах можно исполнить ритмическую пульсацию пьесы, можно организовать увлекательную игру – игрушечный парад: девочки движением согнутых в ладонях «рук игрушечных кукол» «исполняют» пульсацию марша, мальчики – играют на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой) в руках. В марше следует подчеркнуть поступь, интонации и ритмы шага игрушек, оживленное движение.



«Сладкая греза» (название не говорим).

- Как звучит мелодия в этой пьесе? Она похожа на марш или на танец?

Это песня, которую никто не поет голосом, но выразительно исполняет фортепиано (пианино). Подчеркиваем напевность, широкое дыхание, плавность мелодического рисунка, мягкость сопровождения. Предлагаем сыграть на воображаемой скрипке мелодическую линию пьесы певучими протяженными движениями волшебного смычка.

«Полька» (мелодию тоже можно напеть).

Исполняем пульсирующими хлопками, акценты в начале или в конце фраз можно отметить ударами в бубен или ударами деревянных ложек (солисты-исполнители). Обращаем внимание на подвижный темп, четкие акценты, короткие «шаги».



«Вальс».

Обращаем внимание на плавность, закругленность линии, узнаваемую детьми трехдольность (раз – два – три). Под музыку вальса мягко ритмично покачиваемся (влево-вправо).


Выполняем задание в учебнике – тетради: записать под звучащую музыку пульс марша вертикальными линиями. Можно потренироваться – рисовать линии палочки в воздухе воображаемыми мелками, двое-трое учащихся могут это сделать на доске.

В ходе беседы о звучащей музыке можно использовать «метод разрушения» (игровой прием) – изменять (нарочно) средства выразительности (темп, регистры, ладовую динамику и пр.)

Продолжаем разучивание песен. Учим детей слышать и оценивать качество собственного исполнения.

В конце урока можно предложить игру «Угадай мелодию». Желающие дети напевают без слов мелодии известных песен, а класс определяет их названия. Можно разделить класс по группам (по рядам) и предложить «жюри» подсчитать наибольшее количество пропетых и узнанных детьми мелодий.

  «Душа музыки — мелодия». Напомните ребятам ситуацию, которая так часто случается с каждым из нас в жизни: какой-либо мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, подчас даже не зная, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил и тем более кто ее сочинил. Просто она запомнилась нам и полюбилась.

      Какая бы музыка ни звучала — песня, танец или марш, мы всегда выделяем в них мелодию. Мелодия — это главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа.

      Три пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского — «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» (или «Полька») — создадут в сознании детей три разных образа, три характера, три настроения. Перед их прослушиванием напомните школьникам, что с музыкой П. И. Чайковского они уже встречались на страницах учебника, и наиграйте «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».

      Опираясь на простые жанры музыки — песню, танец и марш, учитель вместе с детьми выявляет их характерные особенности. В марше — поступь, интонации и ритмы шага, движение. В песне, которую никто не поет голосом, но удивительно выразительно исполняет фортепиано, — напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка, мягкость аккомпанемента. В танце — движение и ритмы, плавность и закругленность мелодии и узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие «шаги» в польке. Характерные черты этих жанров нужно осваивать с детьми в процессе музицирования. Первое, что могут сделать учащиеся вместе с учителем, это попытаться спеть мелодии этих пьес без слов, на какой-либо слог в удобной для пения тональности.

      В песне отчетливо слышна плавная мелодическая линия, которую учащиеся могут сыграть на воображаемой скрипке, изображая длинные, певучие движения смычка.

      В марше пальчики-«солдатики» маршируют на столе или на коленях (если в классе нет столов и парт), играют на воображаемых барабанах. Можно также под «Марш деревянных солдатиков» организовать игрушечный парад: девочки «исполняют» пульсацию марша движением согнутых в локтях рук «игрушечных кукол», мальчики играют ее на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой).

      В вальсе дети могут изображать мягкие ритмичные покачивания корпуса и рук над головой влево-вправо, в польке — исполнять равномерными хлопками пульс, а акценты в начале или в конце фраз — отмечать ударами в бубен или ударами деревянных ложек.

      Прежде чем начать выполнять задание из учебника-тетради и записывать пульс вертикальными линиями, можно предложить детям изобразить его в воздухе воображаемыми мелками под музыку. Два-три ученика могут делать это на доске.

      Для того чтобы выяснить, кто же из первоклассников самый внимательный слушатель, можно вновь обратиться к игре — предложить детям в своих ритмических импровизациях (маршировке, игре на воображаемых инструментах) отмечать те изменения, которые будут происходить в музыке. Для этого желательно, чтобы фрагменты названных пьес П. И. Чайковского учитель исполнял сам, изменяя темп (быстро — медленно, ускоряя — замедляя), динамику (тихо — громко), регистры (высокий — средний — низкий) и т. п. В результате использования такого приема можно озадачить детей вопросами: что произошло с маршем? Сохранился ли его «игрушечный» характер? Что делало его «игрушечным»? И т. п.

      Исполнение музыки учителем открывает несравнимо большие возможности не только при организации детского музицирования, но и при интонационно-образном анализе музыки детьми, который требует постоянного вслушивания в отдельные элементы музыкальной речи, их вычленения, подчас нарочитого подчеркивания, а иногда и изменения («метод разрушения»).

      Учитель может рассказать детям о том, что П. Чайковский посвятил свой знаменитый «Детский альбом» (1878), в который вошли 24 пьесы, своему племяннику Володе Давыдову.

5-6.«Музыка осени».
Задача: Познакомить с образом осени в поэзии и в музыке.


- Песня об осени

- исполнение

- П. Чайковский «Осенняя песня» («Октябрь») из фортепианного цикла «Времена года»

- слушание, сопоставление со стихами

- «Осень, осень, в гости просим»,

русская народная песня



- разучивание

Исполняем песни об осени, работаем над унисоном, дыханием на длинных фразах, мягкими снятиями закрытых слогов и пр. Обращаем внимание на построение песни (запев-припев).

В песне «Скворушка прощается» начало или окончание фраз можно подчеркнуть нежным, прозрачным звуком треугольника. (Сначала нужно послушать всем классом его необычный звук, понять, как его нужно держать, как извлекать звук).

Разглядываем картинку на с. 16 (Муза, улетающие птицы).

Читаем стихи об осени.

- Какие интонации голоса потребуются для того, чтобы передать настроение человека в стихотворении «Скучная картина» (напевная, грустная интонация).

- С какой интонацией, с каким чувством выражает А.С.Пушкин свое отношение к осени? («Унылая пора, очей очарованье…») – Печально, грустно или восторженно, с восхищением красотой увядающей природы? (читает учитель). Подчеркиваем главные слова «приятна», «люблю».

Предлагаем послушать музыкальное произведение П.Чайковского «Осенняя песня». – Какому из стихотворений наиболее близка музыка?

Обращаем внимание на плачущие, стонущие, интонации мелодии, которыми композитор подчеркивает душевное состояние человека – печаль, уныние, грусть при прощании с теплом, светом. Для своей музыкальной зарисовки композитор выбирает неторопливый темп (музыка звучит как неспешный рассказ) и соответствующие музыкальные краски: приглушенные, неяркие, а подчас и темные (минор или минорный лад), возврат, повтор главной мелодии (мысли) в конце пьесы, взволнованность средней части.

Разучиваем еще одну песню об осени (она должна быть контрастной) – «Осень, осень, в гости просим» (Хрестоматия 1 кл. с .10)

Осень – пора сбора урожая, время сельскохозяйственных работ. Для того чтобы работа на полях, в саду, в огороде спорилась, ладилась, люди сочиняли песни, которые помогали им работать с удовольствием, с настроением.

Обращаем внимание на то, что песня строится на трех звуках, благодаря простой мелодии эта песня быстра запоминается. Работаем над отчетливой дикцией и ясной артикуляцией, ритмической точностью, одновременностью вступлений. Разыгрываем песню, добавляем инструментальное сопровождение.

Д/З: Вспомнить, рассказать о приметах осени. Подготовить стихи, рассказы об осени.

      «Музыка осени». Задача этого разворота — связать жизненные впечатления детей об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П. И. Чайковского и Г. В. Свиридова, детскими песнями.

      Разными настроениями пронизаны стихи А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина, поэтическая зарисовка из русского фольклора. Важно, чтобы чтение стихов детьми и учителем было предельно выразительным и в то же время музыкальным: напевно, неторопливо, с грустной интонацией — «Скучная картина…»; ритмично, бодро, в стиле заклички — «Осень, осень, в гости просим». А как прочитать стихи А. С. Пушкина? Пусть ребята задумаются, с каким чувством поэт пишет об осени: «Унылая пора! очей очарованье!..» Могут ли эти стихи прозвучать печально, грустно или восторженно, с восхищением красотой увядающей природы?

      Музыкальность стихов органично переплетается с образами музыкальных сочинений, которые звучат при изучении этой темы. Так, народные стихи об осени можно предложить детям разыграть в народной манере, сочетая пение с движениями, изображающими сюжет, затем сравнить свои варианты импровизации на этот текст с народной песней, которая приводится в хрестоматии музыкального материала для I класса. Ее разучивание позволит детям ответить на вопросы: похожи ли интонации их сочинений на интонации народной песенки? что их роднит и что отличает?

      Осень как время года, осенние пейзажи русской природы привлекали многих композиторов. На уроке может прозвучать «Осень» Георгия Васильевича Свиридова (1915—1998) из Музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» или фортепианная пьеса «Октябрь» («Осенняя песнь») П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

      Слушая «Осень» Г. Свиридова, ребята наверняка обратят внимание на выразительную, напевную в духе русских народных протяжных песен мелодию. «Поет» ее один из самых искуснейших музыкальных инструментов — скрипка. Голос скрипки сродни человеческому голосу. Возможно, тембр этого инструмента дети смогут определить самостоятельно.

      Какими чувствами наполнена эта музыка? Передает ли эта музыкальная зарисовка природы определенное состояние души человека, любующегося красотой осени — золотой, яркой, солнечной или переживающего состояние грусти, уныния, тоски при виде туч, дождя, серых красок?

      В пьесе «Октябрь» («Осенняя песнь») П. Чайковского стоит выделить плачущие, стонущие, как бы поникшие интонации, которыми композитор выражает душевное состояние человека — печаль, грусть, его прощание с теплом, светом.

      Песенное начало, неторопливый темп, неповторимая красочность музыки объединяет эти две пьесы русских композиторов. В них — задумчивость, щемящая грусть, а может быть, и одиночество. Ведь увядание природы часто в сознании людей связывается с увяданием жизни. Можно сказать ребятам о том, что, передавая определенное эмоциональное состояние, композитор, как и поэт и художник, выбирает соответствующие музыкальные краски: яркие, светлые (мажор, или мажорный лад) или более приглушенные, неяркие, а подчас и темные (минор, или минорный лад). Так в каком же ладу написаны эти две пьесы русских композиторов?

      При знакомстве детей с песней «Капельки» В. Павленко (слова Э. Богдановой) можно сразу привлечь их внимание к припеву. Повтор одной и той же интонации (спойте ее с классом) вносит в песню некоторую монотонность, однообразие. И это не случайно. Эта изобразительная интонация очень выразительна, в ней суть песни. Разучивание песни можно начать с припева. В этом случае возникает несложная композиция: учитель поет запев каждого куплета, а дети — только припев. Это поможет школьникам понять форму песни — куплетная (с запевом и припевом). В дальнейшем такого рода двухчастная композиция может исполняться так: запев — хор, припев — солист (или солисты) или наоборот.

      При разучивании песни нужно стремиться к максимально напевному ее звучанию. Навыки кантилены, унисонного пения, точного, одновременного вступления голосов и одновременного окончания (закрытые слоги в конце фраз трудно произносить «вместе», поэтому лучше помогать детям соответствующим дирижерским жестом) должны формироваться при естественном негромком звучании голосов, в процессе поиска выразительной фразировки, логики текстовых ударений и мягких окончаний.

      Песня «Скворушка прощается» Т. Попатенко (слова И. Ивенсен) любима не одним поколением младших школьников. На ее примере наглядно видно, как настроение текста и музыки взаимосвязано. Лирический, задумчивый характер стихов выражен распевной мелодией, звучащей в неторопливом темпе, негромко. Какие музыкальные краски использует композитор для передачи осеннего печального настроения?

      При разучивании мелодии песни нужно стремиться к напевному, округленному звучанию гласных, особенно в тех фразах, где часто встречается гласная «е». В начале разучивания песни необходимо приучать детей к распределению дыхания по фразам, а помогать формированию этого навыка будут дирижерские жесты учителя. В дальнейшем нужно стремиться к сознательному определению фразировки самими учащимися.

      На последующих уроках, на заключительном этапе разучивания песни «Скворушка прощается» можно предложить школьникам выбрать музыкальные инструменты, которые смогли бы украсить ее звучание, подчеркнуть характер и настроение. Вероятно, из нескольких предложенных инструментов (ложки, барабан, бубен, треугольник, румба, металлофон) дети выберут звонкие, прозрачные голоса треугольника и металлофона. На них можно исполнять начало или окончание фраз. Игра на фортепиано в четыре руки, несомненно, подчеркнет лирический характер песни.

      Главное, чтобы при восприятии и исполнении музыкальных произведений, предложенных на развороте «Музыка осени», учащиеся прониклись особым чувством сопричастности к природе, тем добрым отношением к ней, которое выражено в музыке.

      Можно дополнить методическую разработку данной темы следующими вопросами и заданиями для детей:

      — Какие стихи, приведенные на этом развороте, близки разученным песням?

      — В каком образе появилась на этом развороте знакомая нам Муза? Как ты думаешь, какое у нее настроение?

      — Какое из музыкальных произведений понравилось бы Музе больше всего и почему?

      — Вспомни стихи, рассказы о приметах осени, с которыми ты познакомился на уроках чтения в школе или дома с родителями.

      — Дома еще раз рассмотри рисунки в учебнике, изображающие осеннюю природу. Сравни их с музыкой, которая прозвучала на уроке. Что их объединяет?

«Музыка осени». (продолжение)
Задача: Продолжить знакомство с образом осени в музыке.

- Песни об осени

- исполнение, слушание, сравнение

- Г.Свиридов «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»

- слушание

- В.Павленко «Капельки»

(сл. В.Богдановой)



- разучивание, игра на ДМИ

Доучиваем песни предыдущего урока, спрашиваем д/з. Учитель может спеть новую песню об осени, контрастную той, что поют дети. Сравнить характер и настроение, особенности главных интонаций, мелодии, ритмического рисунка, колорита, формы.

Можно напомнить «Осеннюю песню» П.Чайковского.

- Еще один русский композитор показал осень в музыке.

Слушаем «Осень» Г.Свиридова. Обращаем внимание на выразительную, напевную мелодию, которую «поет» один из самых искуснейших инструментов – скрипка. В каком ладу (какой краской) написана пьеса – светлом, ярком, мажорном или более приглушенно, мягко, минорно (сопоставить с пьесой «Весна», не называя произведение).

- Осень, часто идут дожди, и мы сидим дома и смотрим, как по стеклу стекают капли дождя.

Учим песню «Капельки».

Разучивание можно начать с припева. Повтор одной и той же выразительной интонации вносит монотонность, однообразие. Интонации, изображающие капельки, можно исполнить на треугольнике, с помощью маленького колокольчика, передать легким потряхиванием бубна. Исполняем песню в виде композиций: учитель поет запев, дети – припев. (Обращаем внимание на строение куплетной формы песнизапев и припев. В дальнейшем можно исполнять так: запев – хор, припев – солисты).

Работу на уроке можно дополнить следующими вопросами:

- Какие стихи (в учебнике) ближе по настроению разучиваемым песням?

- Как изображена Муза и какое у нее настроение? (развороты «Музыка осени» и «Сочини мелодию»)

- Какое бы из музыкальных произведений, прозвучавших на уроке, понравилось бы Музе больше всего и почему?

- Что объединяет рисунки в учебнике музыкальное произведение и пейзаж за окном? (Д\З)



Вывод: осень бывает разная – радостная, солнечная, «золотая» или унылая, безрадостная, холодная, дождливая. То, что человек наблюдает в природе, меняет и его настроение, строй мыслей. Об этом нам рассказали художники, поэты, композиторы.
1.1.7. «Сочини мелодию».

Задача: Развивать творческие качества личности.

- «Золотая осень», стихи А.Барто

- речевая и вокальная импровизации

- «Дождь идет», стихи Н.Михайловой

- импровизация, ритмическое сопровождение

- Знакомое произведение

- слушание

- На уроках мы слушаем музыку разных композиторов. Кто такие композиторы? Узнаём по звучащему фрагменту музыку композитора П.Чайковского (можно узнать по портрету). Предлагаем самим превратиться в композиторов (ролевая игра «Играем в композитора»).

Но сначала предлагаем посмотреть на Музу (с. 18). По легенде Музы черпали воду из ключа или источника и одаривали ею избранных и те, изведав этой живительной влаги, становились поэтами, художниками, композиторами.

Учитель читает стихотворение А.Барто (с.18). Предлагаем детям прочитать его выразительно: выбрать нужный темп чтения (неторопливо, не спеша, нараспев – используем слова с листиков), выделить главное, «ключевое» слово (повтор слова «золотая» - золотая стая, золотые листы, золотое письмецо), подчеркнуть согласные звуки и их сочетания («з», «с», «ст»), которые словно помогают услышать шорох падающих листьев, передать повышения и понижения голоса. (Читать стихотворение могут отдельные ученики, «по цепочке»; учитель может «дирижировать» декламацией).

Сочиняем мелодию по фразам по строчке (не бояться, если будет получаться мелодекламация). Выбираем наиболее удачные варианты и разучиваем всем классом. Учитель может предложить свой вариант, придумать аккомпанемент к детским импровизациям. В ходе работы закрепляем два понятия: мелодия, которая передает главную мысль песни, и сопровождение (аккомпанемент).

- А на следующей странице идет дождь (с.19) и стихи – про дождь. (Учитель читает слова песенки-диалога «Дождь идет»). Ищем нужную речевую интонацию. Предлагаем произнести повторяющиеся слова «дождь идет» с разной интонацией – ведь дождь тоже бывает разный – теплый, радостный, долгожданный, холодный, унылый, непрекращающийся.

Разыгрываем диалог сначала при чтении стихотворения, а затем при сочинении песенки.

Ритмический рисунок слов «дождь идет» (два коротких звука, один длинный) можно исполнить как ритмическое сопровождение кулачками, карандашами, на треугольнике и пр.

Можно предложить исполнить свои «сочинения» от лица персонажей сказок, мультфильмов, рассказов (домашнее задание).

Учитель может записать нотами на доске, на нотной бумаге сочинения детей.

Можно послушать знакомое произведение (фрагмент). Напоминаем о том, кто такие композиторы.

Сочинение музыки – нелегкое, но увлекательное занятие, помогает в этом – Муза, вдохновляя тех, кто имеет желание, усердие, трудолюбие.

      «Сочини мелодию». Этот разворот продолжает развивать тему природы в музыке. Вновь в центре урока ролевая игра «Играем в композитора». Что нужно для того, чтобы сочинить небольшую песенку, например, на стихи А. Барто «Золотая осень»? Учитель предлагает детям выразительно прочитать стихотворение. Что значит «выразительно»? Вероятно, ребята назовут темп чтения (неторопливо, не спеша), скажут о необходимости выделить главное, ключевое слово в тексте (несколько раз повторяется слово «золотая» — золотая стая, золотые листы, золотое письмецо). А что в этом стихотворении помогает услышать шорох листьев? Конечно, часто встречающиеся согласные звуки «з», «с» и сочетание «ст» (листья, стая, простые, листаю).

      Дети выразительно, нараспев читают стихотворение. Понижения и повышения голоса, остановки (длинные звуки), характерные интонации проявятся уже при мелодекламации. Можно каждому из учащихся предложить спеть только одну строчку и по цепочке сочинить мелодию. Таким образом выстроится, сложится вся песенка. Этот прием используется обычно в фольклоре — не разучивание, а именно «складывание» песни по фразам, последовательно.

      Учитель может выделить из общей коллективной импровизации наиболее удачные, выразительные в музыкальном отношении фразы, а также предложить свой вариант песенки. Ее можно разучить сначала без сопровождения. Подбор сопровождения будет следующим этапом сочинения песни. Это может сделать сам учитель исходя из предложений детей. На какие средства музыкальной выразительности при этом стоит обратить внимание? На характерные интонации, ритмы, темп, динамику, характер звука, фигурации аккомпанемента. Так в сознании детей закрепляются два понятия: мелодия, которая передает главную мысль, и аккомпанемент (сопровождение).

      Сочинение песенки-диалога «Дождь идет» также опирается на поиск нужной речевой интонации, на использование эмоциональных определений, приведенных на развороте.

      Чередование коротких и длинных звуков в словах «Дождь идет» приводит к осмыслению детьми ритмического рисунка — две восьмые и четверть. Он может послужить основой остинатного ритмического сопровождения, своеобразной ритмической партитуры. На начальном этапе при украшении вокальной детской импровизации ударными «инструментами» (карандаш, треугольник, кулачки и пр.) целесообразно делить класс на две группы: певцы и инструменталисты. Их функции во время исполнения могут чередоваться.

      Домашнее задание детям может быть следующее: а) поиск различных вариантов мелодии к данному стиху; б) исполнение своего сочинения от лица разных персонажей любимых рассказов, сказок, мультфильмов.

      Еще раз напомните ребятам о том, что Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, усердием, кто хочет научиться новому, даже подчас нелегкому делу — сочинению музыки



следующая >>
Смотрите также:
Поурочное планирование I класс задача 1 класса: Систематизировать жизненно-музыкальный опыт детей
1242.5kb.
Поурочные разработки. 3 класс Первая четверть Введение Поурочное планирование уроков музыки в III класс
1523.4kb.
Поурочное планирование курса органической химии 10 класса
211.74kb.
Поурочное планирование по теме «Теория Вероятностей»
59.16kb.
Поурочное планирование уроков английского языка ( предмет) Класс 9 Учитель Нургалиева А. Т
60.46kb.
Поурочное планирование уроков английского языка ( предмет) Класс 8 Учитель Нургалиева А. Т
66.06kb.
Поурочное планирование по химии Класс 9
237.73kb.
Поурочное планирование курса математики 10 класс (профиль).
299.33kb.
Поурочное планирование по русскому языку 10 кл. Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку 11 кл
88.72kb.
Тематическое планирование по химии, 10 класс, Поурочное планирование по химии, 10 класс
624.24kb.
Тематическое планирование по химии, 8 класс, Поурочное планирование по химии, 8 класс
967.69kb.
Поурочное планирование по литературе для 5 класса на 20
399.91kb.