Главная стр 1
скачать



Пояснительная записка
В соответствии с приказом управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования» в учебном плане общеобразовательного учреждения 1 час регионального компонента определён для изучения учебного предмета «Православная культура» во 2-11 классах – 35 часов в год.

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Православная культура» для 3 класса разработана на основе:



  • Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» (письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16);

  • авторской программы «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 3 (4) года обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 144с.).

Данная авторская программа и УМК рекомендованы к использованию в преподавании предмета ГОУ ДПО «Белгородским региональным институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» (Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Православная культура» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»).

Цели предмета «Православная культура» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на:

  • приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;

  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

  • формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества1.

Программа учебного курса, являясь продолжением изучения православной культуры во 2 и 3 классах, позволяет решить следующие задачи:

  1. Научить ребёнка видеть красоту внешнюю (в окружающем мире, в природе, в быту), так как от внешнего мира красоты возвышается душа.

  2. Дать знаний о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной и нерукотворной и её источника в Боге Красоте.

  3. Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека. Раскрыть смысл христианского благодарения Творцу и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни и т.д.).

  4. Дать знания о христианской антропологии: о том, в чём христиане видели (созерцали) красоту (образ Божий) человека (совесть).

  5. Дать знания и показать на примерах житий святых как строилась система отношений христиан к ближним (по Евангелию: 1 этап – любовь к ним), отношения к Богу (заповеди: так Бог повелел).

  6. Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием (отношение к себе: а какой я?) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.

Учебно-методический комплект к авторской программе Л.Л. Шевченко включает:

  1. Учебное пособие для учащихся (в двух книгах – на каждое полугодие): Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3-й год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.

  2. Методическое пособие для учителя (программа, тематическое планирование, планы и конспекты уроков): Шевченко Л.Л. Православная культура: Методической пособие для учителя: 3 (4) годы обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. – Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005. – 128с.

  3. Наглядное пособие «Иллюстрации»

В силу того, что учащиеся 4А и 4Б классов изучают православную культуру со 2-го класса, курс рассчитан на 35 часов.

С учетом культурологической направленности предмета, а также его высоких воспитательных возможностей ведущими общепедагогическими принципами при решении учебно-воспитательных задач в младших классах определены принцип опоры на положительное в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.

В процессе преподавания православной культуры необходимо использовать аксиологический, системно-деятельностный, развивающий подходы; необходимо учитывать возможности интеграции православной культуры и других предметов, особенно гуманитарного, художественно-эстетического цикла.

Содержательно-методические основы программы заложены с учётом отечественной психолого-педагогической школы, сформировавшейся на традициях хритианской кульуры (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский, В.В. Зеньковский, А.А. Ухтомский).

Программа 3 (4) года обучения является завершающей на уровне первого концентра – начальной школы в разработке богословского ядра содержания предмета. Она представляет собой методически оформленное в рамках культурологического учебного курса изложение истории христианской культуры. Богословское ядро содержания предмета основано на Священном Писании и Священном Предании христианской Церкви и в рамках культурологического подхода раскрывает христианское учение о сотворении мира Богом, жизни человека с Богом и без Него, о Боге, пришедшем в мир для спасения людей, об учении Христа и его отражении в традициях жизни христиан.

В темах 3-го года обучения даётся содержательное раскрытие православного учения о спасении: о Царстве Небесном – Боге (просвещающем, любящем, преображающем, милующем, спасающем) и человеке преображённом – святом. Показан православный образ жизни на примерах житий святых и жизни героев.

Особое место в дидактической системе отводится наглядности и привлечению технических средств для обеспечения разнообразия видов восприятия на уроке. Обязательными средствами дидактического обеспечения уроков являются иллюстрации к урокам (наглядное пособие «Иллюстрации»). Кроме того, используются аудиозаписи рассказов Бориса Ганаго (в авторском исполнении), мультимедиа презентации с изображением икон, фотографиями храмов, видеоролики и фрагменты фильмов и т.д.

В преподавании важно использовать различные типы (формы) уроков. Преобладающими типами уроков являются: комбинированный урок, урок с дидактической игрой. Кроме того, традиционно проводятся театрализованные представления и уроки-концерты во время изучения православных праздников: Рождество Христово, Пасха.



Основными видами деятельности учителя и учащихся на уроке являются чтение, сочинение рассказов, рисование, рассматривание иллюстраций, слушание рассказа учителя, аудиозаписей, видеозаписей, обсуждения-размышления, игры на темы нравственного выбора, проведение праздников.

Вводятся домашние задания в виде сообщений по заданной теме. К таким темам относятся сведения о жизни и подвигах святых людей, история храма.

Так как предмет «Православная культура» связан с предметными областями «Обществознание», «Искусство» и «Филология», то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания.

В программу Л.Л. Шевченко внесены рекомендуемые для изучения темы, связанные с краеведческим, региональным компонентом – «Святыни Белогорья» (с посещением школьной экспозиции).

Формами контроля знаний, умений, навыков учащихся являются устный, письменный, программированный, анализ продуктов деятельности. Особенностями контроля учебных достижений учащихся начальных классов по православной культуре является проведение его в рамках обычного урока, т.е. отдельного урока по контролю знаний, умений и навыков в программе курса нет. С помощью текущего контроля осуществляется диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, осуществляется на одном из последних уроков каждой четверти. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса на итоговом уроке (проверка и корректировка также проводятся на этом уроке). Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыка анализа духовно-нравственных явлений и категорий как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии нравственными нормами российского общества.

Следует различать контроль освоения учебного материала, который осуществляется на каждом уроке, и оценочную деятельность учителя. Что касается системы отметок, то используется 3-хбалльная система оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Отметка «неудовлетворительно» не ставится согласно действующему письму управления образования и науки Белгородской области от 26.12.2006г. №05-4168 «Об оценивании знаний обучающихся по предмету «Православная культура»».

Кроме того, в соответствии с авторской концепцией учебного предмета отметка должна быть стимулом изучения предмета. Для этого она должна приносить радость, т.е. быть положительной. Поэтому оцениваются все творческие работы учащихся: рисунки на рассказы учебника, на изучаемые темы, разнообразные поделки и творческие работы, составленные самостоятельно или в группе, а также с помощью родителей, рассказы и сказки, выученные стихотворения, исполнение песен и т.п. Данные виды работ даются и на дом в качестве домашнего задания.

Требования к уровню подготовки учащихся
В Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»2 определены требования к уровню подготовки учащихся: «Выпускник начальной школы должен продемонстрировать знание начальных сведений о православной культуре, отобранных из состава всех содержательных линий, которые могут быть преподаны учащимся начальной школы на уровне, обусловленном их возрастными возможностями».

Содержательные линии для начальной школы:



  1. Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии; Основы религиозно-философской мысли).

  2. Нравственно-этическая культура православия.

  3. История православной культурной традиции России (образ жизни).

  4. Письменные источники православной культуры.

  5. Христианское искусство.

  6. Православное искусство и религиозные культуры мира.

В соответствии с авторской программой Л.Л. Шевченко требования к уровню подготовки учащихся представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенном на определенном уровне и в соответствии со структурой содержательны линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия контролируемы и измеряемы.

В рамках требований учащиеся должны:


  • называть и показывать;

  • определять и измерять, фиксировать;

  • описывать, составлять;

  • объяснять;

  • прогнозировать (простейшие действия).

Таким образом, определяющим для формулировки требований к уровню подготовки учащихся служит содержание учебного курса для конкретного года обучения (см. содержание учебного курса).



Учебно-тематический план
Авторская программа: «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 2 года обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 144с.).
Учебник: Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3-й год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.




Наименование разделов

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание




Общая тема: Преображение. Человек преображённый










1

Отечество Небесное. Бог

8

I четверть




2

Добродетели в жизни христианина

8

II четверть




3

Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображённый. Святые

10

III четверть




4

Отечество земное и Небесное. Человек преображённый. Герои

9

IV четверть







ИТОГО

35







Календарно-тематический план
Авторская программа: «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 3 года обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 144с.).
Учебник: Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3-й год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.

Содержание учебного курса
Содержание курса выстраивается на материале 6 образовательных линий:

  1. Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии; Основы религиозно-философской мысли).

  2. Нравственно-этическая культура православия.

  3. История православной культурной традиции России (образ жизни).

  4. Письменные источники православной культуры.

  5. Христианское искусство.

  6. Православное искусство и религиозные культуры мира.

Авторская программа по предмету Л.Л. Шевченко предполагает выделение общей темы для каждого года обучения. Общей темой третьего года обучения является «Преображение. Человек преображённый».

Программа предполагает рассмотрение в каждой четверти новых сторон основной темы года. Она раскрывается в темах четвертей – разделах:

I четверть – Отечество Небесное. Бог;

II четверть – Добродетели в жизни христианина;

III четверть – Восхождение в Отечество Небесное. Человек преображённый. Святые;

IV четверть – Отечество земное и Небесное. Человек преображённый. Герои.
Раздел «Отечество Небесное. Бог» (8ч.)

1. Бог просвещающий

О вере, знании и культуре в жизни людей. Что нужно человеку для счастливой жизни? Целесообразность в мире. Изучение законов мира наукой. Религия - вера и почитание Бога. Религиозные представления разных народов. Христианство - одна из основных религий мира. Религиозная культура. Православие как основная религия в России. Христианское понимание происхождения знания о Боге. Особенность этого знания: просве­щение человека Божественным светом. Священное Писание, Священное Предание, жития святых. Кого называют просвещенным человеком? О чем свидетельствует Священная история? Историческое источники как свидетельство о совершенном Богом спасении людей. Отражение Священного Предания в церковных песнопениях и иконографии. Представление иконы «Вседержитель». Словарик иконописца: Вседержитель; живопись; мозаика; фреска. Церковнославянский язык как язык обучения детей грамоте в Древней Руси. Учебные книги. Азбучная молитва в стихах. «В начале было Слово...». Смысл поговорки « Начать с азов ».



2. Что говорит о Боге православная культура?

Что Бог открыл о Себе людям? Явление Троицы Аврааму. Зачем Бог прислал в мир Своего Сына? Жертвенная любовь. Как люди говорили о тайне Троицы? Представление иконы «Троица» Андрея Рублева. О святом иконописце Андрее Рублёве. О чем и как рассказывает икона «Троица»? Как готовился православный иконописец к написанию иконы? Словарик иконописца: иконы «Спас в Силах», «Спас Нерукотворный». Храмы в честь Святой Троицы. Андроников монастырь. Отражение события явления Троицы в поэзии. Праздник Святой Троицы. Церковнославянская азбука: буква «Т» (твердо, истинно), Троица Святая. Смысл поговорки «Сначала аз да бука, а потом науки».



3. Свет на горе Фавор

В лучах славы Господа. Смысл Преображения. Как Бог открывал людям о Царствии Небесном. Христианское понимание смысла человеческой жизни, отраженное в поэзии для детей. Изображения смысла (в христианском понимании) события живописными и графическими средствами: рисунки на темы «Сверхсветлый мрак», «Светлое облако». Представление иконы «Преображение Господне» Феофана Грека. Анализ смысла иконы на трех уровнях: сюжетном (что изображено?), богословском (какой смысл события?), дидактическом (чему учит событие?). Иерархичность устройства мира, отраженная изобразительными средствами: Бог и человек (пророки, ученики). Словарик иконописца: духовная красота иконы; горки на иконе - символическое изображение духовного роста). О святом Григории Паламе. Фаворский свет. Церковнославянская азбука: буква «Фита» - символ Божественного, Церкви Божией. В греч. языке: Бог - Феос. «Ф» на иконах Богоматери: «МР ФУ» (Митир Фэу) - Матерь Божия. Ключевые слова христианской культуры с буквой «Ф»: Фавор, Вифлеем, Голгофа, Гефсимания, акафист. События Священной истории, с ними связанные.



4. Бог спасающий

Милость Божия к людям. Христос - Пастырь добрый. Спасительная чудесная помощь. Исцеление расслабленного. Воскрешение дочери Иаира. Как мог человек получить помощь Божию? Вера и примирение с ближними как условия получения помощи. О Царствии Небесном. Беседа Христа с Никодимом о духовном рождении человека. Таинство Крещения. Рассказ о Божием Царстве в поэзии. Отличие иконописи от живописи на религиозные темы: икона «Воскрешение дочери Иаира» и картина В.Д. Поленова на ту же тему. Представление икон - фресок «Чудесный улов»; «Насыщение пятью хлебами». Их анализ на трех уровнях. Словарик иконописца; образы и символы христианского религиозного искусства: голубь, рыба, корабль, нимб и др. Церковнославянская азбука: буква «Ц»; слова - милость, Царствие Небесное, Церковь.



5. Что говорит о человеке православная культура?

Притча о талантах. Что такое талант? Смысл выражения «зарыть талант в землю». Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божий. Где они скрыты в человеке? Человек - образ и подобие Божие. От чего зависит возможность уподобления Богу? Размышление маленького христианина о человеке: рождение; рост; развитие; смерть; душевные способности; способность воображения; внутренние душевные чувства; совесть; воля; вера в Бога; желание стать умнее и добрее; душа человека - свободная, разумная, бессмертная, желающая добра, верящая в Творца; сердце человека. Стремление человека к добру - к подобию Божию. Отличие человека от животного. Духовная работа человека над собой. В каких делах каждый может раскрыть свои таланты? Какими качествами украшается душа человека? Взаимосвязь христианских понятий «смирение - радость». Их отражение в духовных песнопениях: «Слуху моему дай радость и веселие» (Псалом 50). Примеры проявления красоты человека в рассказах Священной истории (Богородица. Авель. Авраам. Иосиф.). Спаситель как проявление высшей красоты. Отражение этого смысла в поэзии: К.Д. Бальмонт. «Одна есть в мире красота» (Повторение материала 2-го года). Рассказы о человеке в росписях храма Спаса на Сенях Ростова Великого (Сотворение человека. Изгнание из рая). Рассказы о человеке в детской православной литературе. Церковнославянская азбука: слова - образ, душа, чудо.



6. Христиане в православном храме

Красота православного храма. Смысл символов христианского искусства, архитектурной формы храма, купола. Духовный смысл православного храма. Во что веруют христиане? Символ православной веры. Таинства Православной Церкви. Тайная Вечеря. Установление Таинств Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Православное богослужение. Божественная Литургия. Евхаристия - благодарение. Духовный смысл. Духовная красота преображенного человека. В чем она проявляется? Православный храм в традициях жизни православной семьи: крестины, венчание, отпевание. Благочестивое поведение православных людей: традиции посещение храма в воскресные и праздничные дни. Московский Кремль - сердце духовной жизни России. Вера русских князей и традиции почитания святынь. Успенский собор - самый главный собор Московского Кремля. Венчание на царство Русских государей. Восхождение на церковный престол Патриархов. Колокола. Виды звона (перезвон, благовест, трезвон, набат). История Царя колокола. Музыка колоколов в красках и линиях: рисуем звон. Святые зодчие Флор и Лавр. Словарик зодчего: слова - зодчий, притвор, четверик, алтарь, купол. Церковнославянская азбука: буква «Л» (люди); слова - Литургия, Причащение, Таинство.



7. Святыни Белогорья

Храмы Белогорья: Преображенский кафедральный собор, Смоленский собор, Николо-Иоасафовский собор, храм св. вмч. Георгия Победоносца, храм свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, Марфо-Мариинкая обитель, Холковский монастырь, храм свв. апп. Петра и Павла в с. Прохоровке. Чудотворные иконы: икона Знамение, Смоленская икона Божией Матери, икона «Никола Ратный», Мощи Святителя Иоасафа Белгородского.



8. Золотое правило жизни

Главное правило христианской жизни: «Не судите да не судимы будете». Почему это правило можно назвать «золотым» правилом? Какие еще правила (заповеди) дал Христос людям (повторение заповедей Блаженства)? Евангельские заповеди в христианской поэзии. Отражение учения Христа в иконописи: представление иконы Вседержителя с Евангелием «Заповедь новую даю вам». Церковнославянская азбука: отражение основной темы урока в языке («Не судите»). С лова - «доброта»,«красота (лепота)», «любовь», «милосердие». Как изобразить доброе, красивое в рисунке? Какой поступок можно назвать красивым? Доброта моей души. Чем я могу поделиться? Следует ли мне ожидать ответного добра от людей? Что делать, если люди совершают по отношению ко мне злой поступок?


Раздел «Добродетели в жизни христианина» (8ч.)

  1. Добро и зло

Об ориентирах добродетельной жизни христиан. Добро и зло в ангельском мире. Бой Михаила Архангела. Как зло появились в мире. Грех как проявление зла. Два брата – Исав и Иаков. Что означает благословение для христиан? Что стало причиной недостойного поступка Исава? Следование телесным страстям, обожествление природы, дурной пример, страсти - источники порабощения человека злом. Какой я? Что есть во мне: что люблю, чем увлекаюсь, кому подражаю? Что рассказывается о христианском благочестии в литературе Древней Руси. «Поучение» князя Владимира Мономаха. «Юности честное зерцало». Что значит быть почтительным сыном и дочерью? Как положено было вести себя детям? Церковнославянская азбука: о добре и зле. Слова: «благотворяй», «злотворяй»; выражение «Возлюбленне, не уподобляйся злому, но благому». Благое как доброе, полезное для самого человека и для окружающих. Связь человека с окружающим миром. Христианское поведение.

  1. Как Бог строил дом спасения человека

Что было открыто Богом о будущем спасении человека? Таинственный сон Иакова. Чудесная лестница. Предсказания о пришествии в мир Спасителя. Как Бог строил дом спасения. О Богородице – лествице, послужившей соединению небесного и земного. Песнопения, посвященные празднику Рождества Богородицы. Представление иконы: Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Название и сюжет иконы. Как христиане поднимаются по небесной лестнице? Где начало этого пути? Таинства Церкви. Кто помогает человеку? Почему Христос сказал о Себе: «Я есть путь». Легок ли путь жизни христианина? Препятствия на этом пути. Представление иконы: «Аз есмь Лоза истинная». Церковнославянская азбука: слова и выражения, раскрывающие Божественный источник знания - «свет», «просвещение», «Я есть путь...». Словарик иконописца: из истории иконописи - о первых иконах Богородицы, написанных евангелистом Лукой.

  1. Воеводы сил любви. Добродетели

Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Как растет в человеке доброе? Притча о сеятеле. Препятствия на пути движения человека к добру. Что это такое? Какие бывают добродетели, какие – страсти. Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствия: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? «Доброе сердце - злое сердце» - как понимать это выражение? Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей и семью грехами. Какие добродетели с какими страстями борются? Труд души. Нелегкость духовного труда. Рассказ об этом средствами иконописи («Лествица» преподобного Иоанна Лествичника) - представление иконы; средствами светской и духовной поэзии. Древо талантов-добродетелей христианина. Церковнославянская азбука: слова, обозначающие добродетели, - «кротость», «смирение», и др.; выражения: «Знай себя», «Уклонись от зла и сотвори благо».

  1. Непобедимое оружие христиан

Что чем командует в человеке: дух телом или тело духом? Какими душевными качествами проявляется в человеке эта борьба? Всегда ли ведется эта брань? Как и чем укрепляется человек в этой борьбе? Помощники человека в духовной брани. Возможна ли гармония (согласие) духовного и телесного в человеке? Чем люди живы? Как Иисус Христос учил людей. Духовная пища. О духовном рождении христианина. Блага духовные и материальные. О чем христиане прежде всего просили Бога? Рассказ о Марфе и Марии -ответ на этот вопрос. Размышление о хлебе духовном в поэзии. Церковнославянская азбука: «Отче наш».

  1. Защита святынь. Силы тьмы

В чем сила человека? Священная история о падении людей-исполинов. Что стало причиной их гибели? Страсти гнева, тщеславия, гордости. Проявляются ли они во мне? Как с ними бороться? Как зло воевало против святынь? Иконоборчество. Как христиане сохраняли иконы. Преподобный Иоанн Дамаскин. Представление иконы: икона Божией Матери «Троеручница». Христианские святыни на Святой Земле: храм Воскресения Господня.

  1. Небесные помощники

Воевода Небесных Сил бесплотных - Архангел Михаил. Чудо Михаила Архангела в Хонех. Представление иконы: Архангел Михаил в иконографии разных христианских стран. Словарик иконописца: символы цветов в православной иконе. Почитание Небесных Сил бесплотных в церковных песнопениях, в русской поэзии, прозе. Храмы, освященные в честь Архангела Михаила. Архангельский собор Московского Кремля: история создания, архитектура.

  1. Увенчанные венцами. Христианская семья

Пример проявление добродетелей в жизни христианской семьи. Семья - малая Церковь. Добродетели христианской семьи. Любовь - высшая добродетель. Проявление добродетели в жизни святых Царственных страстотерпцев. В чем проявлялась жертвенная любовь детей и родителей? Мужество и любовь в последние дни жизни. Представление иконы: святые Царственные страстотерпцы. О чем молились Царственные мученики в последние дни? Русские поэты - в поддержку их духовных сил. Церковнославянская азбука: о почитании родителей, о мужестве - «Заступи в старости отца твоего и не опечаль его»; «Премудрость смиренного вознесет главу его».


  1. Добрый ответ

Ответственность человека. Почему человек не может справиться со своими недостатками? Что ему мешает, что помогает проявить доброе в себе? Смысл Евангельских слов «Дух бодр, плоть же немощна». Притча о бесплодном дереве. Рассказ о Страшном Суде. Когда человек должен отвечать за свои поступки? Представление иконы: Страшный Суд. Церковнославянская азбука: рассказ о красивой буквице «Ж» (Живете) - начертание и духовный смысл.
Раздел «Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Святые» (10ч.)

  1. Как преображался человек? По ступенькам восхождения

Как преображался человек? О чем возвестило людям Рождество Христово? Возвращение блудного сына. Святые люди. Как Савл стал апостолом Павлом. Чему учит христиан пример святых? Житийная литература. Поэзия. Устное народное творчество. Каких святых изображают на иконах? Представление иконы «Собор Всех Святых». Церковнославянская азбука: заповедь о любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... и ближнего твоего, как самого себя».

  1. Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга

Начало подъема по ступенькам духовного преображения. Прообраз - 15 ступеней Иерусалимского храма. Путь к святости - путь в Церковь Небесную. Соборность (кафоличность) Церкви. Что объединяет всех христиан Церкви Христовой? Каждая ступенька - преодоление какой-то страсти и приобретение христианской добродетели. Любимый ученик Христа Иоанн Богослов. Добродетель любви. Представление иконы «Свя­той апостол Иоанн Богослов». Чудо о Гусаре и иконе. Церковнославянская азбука: Иоанн Богослов: «Бог есть Любовь».

  1. Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники

Как христианство пришло на Русь. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Чем отличается эта икона от одноименной картины? Православное паломничество. Путешествие по святым местам - Киево-Печерская Лавра. Святые Антоний и Феодосии Печерские. Из истории зодчества. Представление иконы: мозаики Софийского Собора в Киеве. Словарик иконописца: перспектива, время, цвет, свет в иконе. Церковнославянская азбука: слова из текстов урока.

  1. Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец

Как Илья Муромец богатырем стал. Что он защищал, с чем сражался. Какие христианские добродетели почитались на Руси. Христианская добродетель умеренность. Ее проявление в жизни людей Руси. Как понимает это качество современный человек? Святой воин, инок Киево-Печерской обители. Словарик зодчего. Церковнославянская азбука: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его».

  1. Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской

О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Смысл песнопения: «В вере - добродетели, в добродетели - разум, в разуме - воздержание, в воздержании - терпение, в терпении - благочестие, братолюбие и любовь». Святой Александр Невский на фреске собора Московского Кремля. Житие князя в поэзии. Церковнославянская азбука: о словах князя «Не в силе Бог, а в правде». В чем подвиг святого князя?

  1. Ступенька « Надежда на Бога ». Смиренный чудотворец

О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. О святых учениках преподобного Сергия. Представление иконы: «Видение Сергию множества птиц» (фреска). Паломничество в Троице-Сергиеву лавру. Троице-Сергиева лавра в русской поэзии, прозе, религиозной живописи. Храмы лавры. Церковнославянская азбука: «Блаженны нищий духом, потому что им принадлежит Царствие Небесное».

  1. Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец

О святом преподобном Серафиме Саровском. Какую главную христианскую добродетель проявил святой Серафим Саровский? Христианское прощение. Почему Серафим Саровский всегда радостно встречал людей? Что питало его любовь к людям? Изображение жития преподобного Серафима в иконописи. Представление житийной иконы. Паломнический маршрут в Серафимо-Дивеевский монастырь. Троицкий собор. Канавка Божией Матери. Церковнославянская азбука: «Радость моя, не время нам унывать».

  1. Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних

Что такое страх Господень? Почему мудрый царь Соломон называл страх Господень премудростью? Повторение притчи о блудном сыне. Углубление понимания ее смысла: отношения человека к Богу - страх раба (выполняющего повеления господина), страх наемника (ожидающего оплаты за труды), страх сына (боящегося огорчить отца). Учитель кротости и смирения Николай Мирликийский. О почитании святого на Руси. «Микола Милостивый ». Почему на Руси святого называют « Миколой » ? Представление иконы: «Николай Чудотворец» в житии. Почитание святого Николая Чудотворца, отраженное в народном фольклоре, поэзии. Церковнославянская азбука: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Смысл заповеди блаженства в жизни святителя Николая Чудотворца.

  1. Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста

Жертвенная любовь. Любовь Матери. Почему Матерь Божию прославляют как Честнейшую Херувим? Крест Христов. Что означает для христиан следование путем Христа? Крестопоклонная неделя на Руси. Страстная неделя Великого Поста.

Апостол Павел о христианской любви. Ее качества. Как христиане поднимаются по лестнице Божественной Любви? Почему первая и предпоследняя ее ступеньки - терпение? Христианский смысл поговорок «Бог терпел и нам велел», «Терпенье и труд все перетрут». Песнопения Пасхального канона и его связь с « Лествицей любви» апостола Павла. Церковнославянская азбука: слова - «терновый венец»; песнопение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко».


Раздел «Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Герои» (9ч.)

  1. Принявший венец победы

Кто такие герои? Святые и герои. Добрый воин Георгий Победоносец. Представление иконы: «Чудо Георгия о змие». Георгиевские кавалеры. Церковнославянская азбука: евангельские заповеди в жизни святых - «Любите врагов ваших». Смысл слов из песнопения в честь великомученика Георгия: « Посеяв в слезах - пожнешь в веселии ». Храмы России, освященные в честь великомученика Георгия Победоносца.

  1. Доброе имя - в славе моего Отечества

Наука побеждать полководца-христианина Александра Суворова. Высшие ценности человеческой жизни. В чем они? Верность. В чем она? Верность памяти предков. Каких своих предков-воинов я знаю? Каких воинов русской истории мы знаем? Как следует вести себя человеку: солдату - в бою; детям - с родителями, людьми? Чему полководец Суворов учил детей. Поведение девочки и мальчика - христиан. Как дочь Суворова относилась к своему отцу. Русские поэты о воинской славе Суворова. Представление иконы: святые христианские воины. Святой воин Артемий. Святой Никита Воин. Святой Иоанн Воин. Церковнославянская азбука: «Доброе имя лучше многого богатства».

  1. Россия помнит. Святыни родного края

Полководец М.И. Кутузов на Бородинском поле. Защита Отечества. Смоленская ико­на Божией Матери на Бородинском поле. Какую христианскую добродетель проявили защитники Отечества? Как был построен храм Христа Спасителя. Надпись на памятных медалях Александра III: «Не нам, не нам, но имени Твоему». Ее смысл. История Спасо-Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Святыни Бородина. Рассказ об иконе «Спас Бородинский». Святыни родного края в русской поэзии и музыке: М.Ю. Лермонтов «Бородино»; П. И. Чайковский. Молитва Кресту в музыке на религиозную тему. Церковнославянская азбука: евангельские истины в жизни людей «Друг ко другу любовь прилежную имейте». Можно ли любить врагов (Отечества; своих личных)? В чем проявляется эта любовь?

  1. Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские

Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении? Русская Голгофа. Новомученики Российские. Что помогало Новомученикам сохранить мужество перед лицом злобы? Места скорби и памяти: Соловки, Бутово. Значение слов «Мне отмщение и Аз воздам», «В покаянии прими меня, Господи». Как объяснить слова песнопения, посвященного Новомученикам: «Новоявленные звезды... Станьте, непобедимые, среди нас». Как разрушили храм Христа Спасителя. Добро и зло в душе человека: созидателя -православного зодчего; разрушителя святынь - вандала. Разрушенные в 30-е годы Московские храмы - святыни: Страстной монастырь, Чудов Михаило-Архангельскоий, Воз­несенский монастыри и др. Родословное древо памяти Российских родов - Новомучеников Российских - эстафета памяти: рода Чичаговых, Олсуфьевых, Бибиковых, Оболенских, Тучковых, Гагариных, Шаховских. Исследование. Представление иконы: «Собор Новомучеников и Исповедников Российских». Особенность композиции икон данной иконографии: соборность, устремленность к Горнему миру, иерархическое расположение. Церковнославянская азбука.

  1. Священный долг

Всенародный подвиг. Христианский щит: броня - вера и любовь, шлем - надежда спасения. Мужество в защите святынь Отечества. Небесные заступники. Представление иконы: Икона Божией Матери «Казанская». Христианские добродетели мужества, веры, надежды, любви в поэзии.

  1. Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным

Заступница Усердная. Чудотворные иконы Божией Матери: Казанская, Владимирская, Иверская, Смоленская, Почаевская, Донская. История о том, как была спасена Москва от войск завоевателя Тамерлана. Словарик иконописца: основные иконографические типы изображений Богоматери - Умиление, Одигитрия, Оранта. Церковнославянская азбука: слова - Царица Небесная, Честнейшая Херувим. Смысл слов апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». О христианских качествах души, необходимых для выполнения призыва апостола. Выставка «Мир православной культуры в наших рисунках». Тема - «Благодарение».

  1. Благословение

Благословение детей. Смысл благословения. Представление иконы: «Благословение детей». Ответственность христиан перед Богом, перед людьми, перед собой. Как восста­новить и сохранить образ Божий? Может ли живой человек иметь мертвую душу? Каки­ми качествами проявляется духовная смерть в человеке? Как христиане понимали смерть. «Символ веры» о воскресении. Может ли быть рай на земле? Райское состояние души - что это такое? Может ли жизнь быть адом? Какие качества человека свидетель­ствуют о смерти его души? Пробуждение души. Что это такое? Может ли дух и душа человека засыпать и просыпаться? Когда это происходит? Слово «Бдение» («Бдите и молитесь»), «Всенощное бдение». Почему христиане не боялись смерти? Подвиг воина Евгения Родионова. Христианская заповедь любви. Любовь к Богу и ближним - высшая христианская добродетель. Церковнославянская азбука: смысл Пасхального песнопения «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Храм Воскресения Господня.

  1. Богомудрые учители веры и благочестия

Путешествие по святым местам Русской земли. Оптина Пустынь - центр духовной жизни. Старчество. Смысл благодарения. Смысл благословения. Святые старцы. Представление иконы: «Преподобные Старцы Оптинские». Христианский смысл поговорок преподобного Амвросия Оптинского: «Кто уступает, тот больше приобретает», «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем - мое почтение». Оптинские страдальцы за Христа. Духовная поэзия и церковные песнопения иеромонаха Василия (Рослякова) о родной обители. Почему христиане все события своей жизни сопровождали словами « Слава Богу за все»?

Формы и средства контроля
Формами текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся являются устный, письменный, программированный, анализ продуктов деятельности. Особенностями контроля учебных достижений учащихся начальных классов по православной культуре является проведение его в рамках обычного урока, т.е. отдельного урока по контролю знаний, умений и навыков в программе курса нет. С помощью текущего контроля осуществляется диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, осуществляется на одном из последних уроков каждой четверти. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса на итоговом уроке (проверка и корректировка также проводятся на этом уроке). Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся.

Используется 3-хбалльная система оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Отметка «неудовлетворительно» не ставится согласно действующему письму управления образования и науки Белгородской области от 26.12.2006г. №05-4168 «Об оценивании знаний обучающихся по предмету «Православная культура»».

Кроме того, в соответствии с авторской концепцией учебного предмета отметка должна быть стимулом изучения предмета. Для этого она должна приносить радость, т.е. быть положительной. Поэтому в качестве текущего контроля оцениваются все творческие работы учащихся: рисунки на рассказы учебника, на изучаемые темы, разнообразные поделки и творческие работы, составленные самостоятельно или в группе, а также с помощью родителей, рассказы и сказки, выученные стихотворения, исполнение песен и т.п.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыка анализа духовно-нравственных явлений и категорий как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объёме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик используя полученные знания, организует и выражает своё отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственно характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т.д.).
Нормы оценок знаний и умений учащихся (в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма БелРИПКППС «О преподавании православной культуры в 2008-2009 учебном году» - Приложение 2):

«Отлично» (5)

Оценка «пять» означает, что учащийся обнаруживает предусмотренные программой правильные, полные, осознанные оперативные знания и умения, отвечающие «Требованиям к знаниям и умениям учащихся», в измененной или новой ситуации самостоятельно (или при незначительной помощи учителя) применяет полученные знания и умения, на их основе обобщает, оценивает явления общественной жизни; уверенно использует разнообразные источники знаний об обществе. Логично и грамотно с точки зрения требований к устной и письменной речи излагает материал. Допустимы одна-две несущественные ошибки, которые учащийся исправляет самостоятельно.



«Хорошо» (4)

Оценка «четыре» ставится, если ответ в основном удовлетворяет названным выше требованиям, однако используется некоторая помощь учителя в ходе применения знаний и умений в новой ситуации, а также при привлечении источников знаний. Допустимы две-три несущественные ошибки.



«Удовлетворительно»(3)

Оценка «три» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знания в основном на репродуктивном уровне, в ответе проявляется недостаточно глубокое понимание материала курса, допускаются ошибки в изложении основных понятий (законов, идей); в измененной ситуации знания и умения применяются с помощью учителя.


Православная культура как предметная область обнимает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности: общекультурологичесих, мировоззренческих, социокультурных, этических, эстетических, социологических, этнокультурных и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде суммы знаний по предмету ил выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний используется комплекс заданий, ориентированный на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности учащихся.
Для проверки волнения требований минимума используются следующие виды заданий (приведены примеры формулировок заданий):

  1. Объясни, как ты понимаешь слова песнопения, посвящённого апостолам: «Боговедением концы мира просветившие».

  2. Объясни смысл пословицы «Не стоит город без святого, селение – без праведника».

  3. Заполни пропуски: Апостолы – это ближайшие уче _ _ _ и Х _ _ _ _ а. Апостолы
    М _ _ _ _ й, М _ _ к, И _ _ _ н и Л _ _ а написали четыре Е _ _ _ _ _ _ _ я.

  4. В церковном песнопении поются слова «Свет Христов просвещает всех». Как ты думаешь, что они означают для христианина.

  5. Объясни, что означает добродетель умеренность. Приведи свои примеры умеренности в повседневной жизни.

  6. Назови известные тебе имена учеников преподобного Сергия Радонежского. Составь о них рассказ.

  7. Сравни и расскажи, что общего в истории создания Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавры.

  8. Объясни, почему ступенька «Молитва к Богу» является первой в лестнице спасения человека.

  9. Рассмотри иллюстрацию и расскажи, какие эпизоды жизни преподобного Серафима Саровского на них изображены. Чему христиане учились, читая житие святого?

  10. Составь маршрут путешествия по святым Дивеевским местам. Составь для экскурсантов правила поведения в святых местах.

  11. Выбери подходящее продолжение предложения: Для христиан просить у Бога милости – значит просить у Него а) богатства; б) удачи; в) прощения грехов;
    г) Царствия небесного… Добавь ещё, что ты считаешь верным. Объясни, почему ты так думаешь.

  12. Объясни слова и приведи пример: Жертвенная любовь.

Различные виды заданий для проверки выполнения требований представлены в книге: Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – стр. 27-38.



Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная:

  1. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 144с.

  2. Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3-й год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.

  3. Шевченко Л.Л. Православная культура: Методической пособие для учителя: 3 (4) годы обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. – Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005. – 128с.


Литература дополнительная:

  1. Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография / Сост. Д.Е.. Самогаев. Под общей ред. иеромонаха Киприана (Ященко) и Л.Л. Шевченко. – М.: «Покров», 2003. – 304с.

  2. Основы православной культуры и этики. Методическое пособие для учителя начальной школы / Сост. С.Э. Наперстникова. – Смоленск, 2004.

  3. Священник Сергий Коротких. Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. В 2 ч. – М., 2003.

  4. Священник Алексий Мороз. Уроки Добротолюбия. Учебное пособие для среднего школьного возраста. – СПб: «Статись», 2004.

  5. Ананичев А.С. История русской Святости. Рассказы для школьников. ООО «Сингтагма», М., 2010 – 320 с.

  6. Святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский и Обоянский. Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными, происходящая в человеке-путнике всегда, особенно в дни Святой Великой Четыредесятницы, описанная по порядку ее седмиц поэтическим образом и ритмом. Церковно-славянский текст и современный перевод, сделанный протоиереем Игорем Кобелевым в 2001 году. Белгород, Белгородская и Старооскольская епархия, 2005..

  7. //Божий мир. Ежемесячный православный журнал.


Дидактический материал:

Наглядные пособия:

  1. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации». 3 (4) год обучения. – М.: Изд. Дом «Покров», 2003.

Аудиокассеты:

  1. Литературно-музыкальная композиция «Детство преподобного Сергия Радонежского» серии «Христианское воспитание детей».

  2. Литературно-музыкальная композиция «Всадник на белом коне» серии «Христианское воспитание детей».

  3. Детские рассказы «Всё что дышит – хвалит Бога» (по материалам передач радиостанции «Голос Православия», Санкт-Петербург).

CD диски:

  1. Чудотворные Богородичные иконы Афона. Фильм 3-й. – Православное общество «Днесь».

  2. По святым местам. 4 фильма об Афоне.

  3. 300 лет со дня рождения Святителя Иоасафа епископа Белгородского.

  4. Православный календарь. Е. Козенкова. – 57 сюжетов.


Тематическое планирование по православной культуре

4 класс




Наименование раздела и тем

Часы учеб ного времени

Плановые сроки прохождения

фактически

1.

Бог просвещающий

1

01.09




2.

Что говорит о Боге православная культура

1

08.09




3.

Свет на горе Фавор

1

15.09




4.

Бог спасающий

1

22.09




5.

Что говорит о Боге православная культура

1

29.09




6.

Христиане в православном храме

1

06.10




7.

Золотое правило жизни

1

13.10




8.

Добро и зло




20.10




9.

Как Бог строил дом спасения человека

1

27.10




10.

Воеводы сил любви. Добродетели.

1

10.11




11.

Непобедимое оружие христиан

1

17.11




12.

Защита святынь. Сила тьмы.




24.11




13.

Небесные помощники.

1

01.12




14.

Увенчанные небесными венцами. Христианская семья.

1

08.12




15.

Добрый ответ

1

15.12




16.

Как преображается человек? По ступенькам восхождения.

1

22.12




17.

Ступенька «Богомыслие» Будем любить друг друга.

1

12.01



18.


Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники.

1


19.01



19.


Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец.

1


26.01




20.

Ступенька «Вера в Бога» Солнце земли русской.

1

02.02




21.

Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец.

1

09.02




22.

Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец.

1

16.02




23.

Ступенька «Страх Господень» Ходящие в путях Господних.

1

02.03




24.

Ступенька «Любовь к Богу и ближнему». Матерь Божия у креста

1

09.03




25.

Принявший венец победы.

1

16.03




26.

Доброе имя – в славе моего Отечества.

1

23.03




27.

Россия помнит. Святыни родного края.

1

06.04




28.

Бессмертники. Новомученники и Исповедники Российские.

1

13.04




29.

Священный долг.

1

20.04




30.

Ступенька «Благодарение» Перед Престолом Небесным.

1

20.04




31.

Благословение.

1

27.04




32.

Благомудрые учители веры и благочестия.

1

04.05




33 - 34.

Экскурсия в православный храм

2

11.05

18.05





35

Повторение












1 Цели соответствуют Концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». – Москва, 2007г. (опубликовано на интерне сайте www.verav.ru)

2 Письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16

скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка в соответствии с приказом управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской
384.43kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений рф
121.19kb.
Учебныйплан моу «Никольская сош №9»
131.85kb.
Учебный план на принципах дифференциации и вариативности. Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4- летний нормативный срок освоения образовательных программ
256.71kb.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народные забавы» на 2012-2013 учебный год для учащихся
193.63kb.
Приказ Министерства образования РФ №1312 от 09. 03. 2004 г об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений рф
68.86kb.
В соответствии с приказом Минобразования России от 02. 98 №322 курс информатики включен в инвариантную часть Базисного учебного плана для старшего звена общеобразовательных школ, т е
904.69kb.
Учебному плану для 10 11 классов
54.79kb.
Пояснительная записка к учебному плану 2 Учебный план 3-4 классов 8 Учебный план 3-4 классов 10 Приложение к учебному плану
816.9kb.
Учебный план мобу сош д. Тангатарово разработан на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений
100.15kb.
Закон белгородской области о библиотечном деле в белгородской области принят областной Думой в целом 28 октября 1999 года
221.7kb.
Закон белгородской области о библиотечном деле в белгородской области принят областной Думой в целом
248.19kb.