Главная стр 1
скачать
Пояснительная записка

Данная рабочая программа по алгебре разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с использованием рекомендаций программы Ю.Н. Макарычева (М.: Просвещение, 2010), ориентированная на учащихся 8 класса.

Преподавание– 3 часа в неделю, всего 102 часа.

На итоговое повторение в 8 классе по алгебре в конце года 9 часов, остальные часы распределены по всем темам.



Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;

  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

  • изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Требования к математической подготовке учащихся 8 класса

В результате изучения алгебры ученик должен

  • знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

  • уметь

  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;

  • решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.


Учебно-тематический план

п/п


ТЕМА

Количество часов

Количество к/р

1.

Рациональные дроби

23

2

2.

Квадратные корни

17

2

3.

Квадратные уравнения

20

2

4.

Неравенства

20

2

5.

Степень с целым показателем. Элементы статистики.

13

1

6.

Итоговое повторение

9

1




Итого

102

10

Содержание тем учебного курса

1. Рациональные дроби (23 ч)

Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.

Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция и ее график.

Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.

Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.

При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.

Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции .

2. Квадратные корни (17 ч)

Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция ее свойства и график.



Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.

При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора.

Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество , которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.

Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция , ее свойства и график. При изучении функции показывается ее взаимосвязь с функцией , где x ≥ 0.

3. Квадратные уравнения (20 ч)

Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.



Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.

В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.

Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.

Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.

Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.

4. Неравенства (20 ч)

Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.



Основная цель – ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.

Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.

В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.

При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а < 0.

В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.



5. Степень с целым показателем. Элементы статистики. (13 ч)

Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Приближенный вычисления.



Основная цель – выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях.

В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.



6. Повторение (9 ч)

Основная цель: Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам курса алгебра 8 класса

Поурочное планирование

Наименование главы

Количество

часов


Тема урока

п/п


Основные понятия

Дата проведения

Тип урока

Форма

контроля


Примечание

Рациональные дроби

23

Рациональные выражения


1-2

Рациональные выражения и допустимые значения переменных.

Знать: определение рациональных выражений.

Уметь: находить допустимые значения переменных в них





КУ










Сокращение дробей и приведение к заданному знаменателю.


3-5

Сокращение дробей и приведение к заданному знаменателю.

Знать: основное свойство дроби и определение тождества.

Уметь: сокращать дроби и приводить к новому знаменателю.





УФЗ

МТ




Сумма и разность дробей







Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.


6-7

Сложение и вычитание рац.дробей с одинаковыми знаменателями.

Знать: правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми

знаменателями. Уметь: применять эти правила.





УФСЗ

УСЗУН


ИЗ










Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.


8-10

Сложение и вычитание рац.дробей с разными знаменателями.

Знать: правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

Уметь: применять эти правила.





УФСЗ

ИЗ

СР











Подготовка к контрольной работе №1


11

Уметь: находить ОДЗ, сокращать дроби, приводить к общему знаменателю, складывать и вычитать, строить графики функций, приводить к линейным.




УЗСЗ

УОСЗ














Контрольная работа №1 по теме: «Рациональные дроби и их свойства. Сумма и разность дробей»

12







УКЗУН

КР




Произведение и частное дробей







Анализ контрольной работы.

Умножение дробей. Возведение дробей в степень




13-14

Умножение и возведение в степень рациональных дробей.

Знать: правило умножение дробей и возведение дробей в степень.

Уметь: применять эти правила.





УКЗ

КУ


ФО










Деление дробей.

правила.


15-16

Деление рациональных дробей.

Знать: правила деления дробей.

Уметь: применять эти





УФСЗ



ИЗ










Преобразование рациональных выражений.


17-19

Действия с рациональными выражениями.

Знать: правила выполнения действий с рациональными выражениями.

Уметь: применять их





УФЗ

МТ










Функция у= и её график.


20-21

Функция у= , свойства, график

Знать: определение обратно пропорциональной функции, в каких координатных четвертях расположен график.

Уметь: строить график (гипербола)





УФЗ

СР










Подготовка к контрольной работе №2.

22

Знать и уметь: находить допустимые значения переменной выражений, сокращать дроби, выполнять деление дробей, строить графики.




УЗСЗ

УОСЗ














Контрольная работа №2 по теме: «Произведение и частное дробей»

23







УКЗУН

КР




Квадратные корни

17

Анализ контрольной работы. Рациональные и иррациональные числа

24

Действительные числа.

Знать: какие числа образуют множество действительных чисел.

Уметь: приводить примеры

рациональных и иррациональных чисел.






УКЗ

КУ














Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.

25-26

Квадратный корень из числа а. Арифметический квадратный корень.




УФЗ

МД










Уравнение х2=а. Простейшие квадратные уравнения.


27

Простейшие квадратные уравнения

Знать: что квадратные уравнение может иметь рациональные и иррациональные корни.

Уметь: решать квадратное уравнение х2=а





УФЗ

ИЗ










Нахождение приближенного значения квадратного корня.

28

Приближенное значение квадратного корня.

Знать и уметь находить приближенное значение квадратного корня.






УФСЗ













Функция у= и её график

29

Функция у= Свойства, график.

Уметь: строить график функции.

Сравнивать числа с помощью графика.

Знать: свойства функции.







КУ

МТ




Свойства арифметического квадратного корня







Квадратный корень из произведения и дроби

30-31

Свойства квадратных корней из произведения и дроби.

Знать: свойства арифметического квадратного корня.

Уметь: применять их к нахождению значений выражений.





УФЗ

МТ










Квадратный корень из степени

32

Извлечение корня из степени.

Знать: =

Уметь: извлекать корень из степени





УФСЗ

СР










Подготовка к контрольной работе №3.

33

Уметь: извлекать ариф.корень, решать уравнения х2=а, применять свойства корней, находить приближенное значение корня




УЗСЗ

УОСЗ














Контрольная работа №3 по теме:»Арифметический квадратный корень».

34







УКЗУН

КР










Анализ контрольной работы. Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня

35-36

Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня

Знать: понятия вынесения множителя из-под знака корня и внесение множителя под знак корня.

Уметь: применять их к преобразованию выражений.





УКЗ

УФЗ


ИЗ

ФО











Преобразование выражений, содержащих квадратный корень.

37-38

Свойства квадратного корня из произведения, дроби, степени, умножения многочленов, формулы сокращенного умножения

Уметь: выполнять преобразования выражений содержащих корень.






УФСЗ

МТ










Подготовка к контрольной работы №4

39

Уметь: выполнять преобразования выражений, содержащих корень




УЗСЗ

УОСЗ














Контрольная работа №4 по теме: «Преобразование выражений, содержащих квадратный корень»

40







УКЗУН

КР




Квадратные уравнения

20

Анализ контрольной работы

Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.



41- 42

Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения и их решение.

Знать: определение квадратного уравнения, неполного, приведенного.

Уметь: решать неполные квадратные уравнения.





УКЗ

УФЗ


ИЗ










Формула корней квадратного уравнения.

43-44

Дискриминант, корни квадратного уравнения.

Знать: формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения.

Уметь: применять их при решении уравнений





КУ

МД










Решение задач с помощью квадратных уравнений

45-48

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

Уметь: Решать задачи с помощью квадратных уравнений.







УСЗУН

МТ










Теорема Виета

49-50

Теорема Виета, сумма корней, произведение корней.

Знать: теорему Виета и ей обратную.

Уметь: применять при решении уравнений





УФЗ

СР










Подготовка к контрольной работе №5

51

Уметь решать квадратные уравнения и задачи с помощью квадратных уравнений




УЗСЗ

УОСЗ


ИЗ










Контрольная работа №5 по теме: « Квадратные уравнения и его корни»

52







УКЗУН

КР




Дробные рациональные уравнения







Анализ контрольной работы.

Решение дробных рациональных уравнений.



53-55

Рациональные уравнения. Дробно рациональные уравнения.

Уметь: решать дробно рациональные уравнения.







УКЗ

УФЗ


ИЗ










Решение задач с помощью рациональных уравнений.

56-58

Решение задач.

Уметь решать задачи с помощью дробно рациональных уравнений






УСЗУН

МТ










Подготовка к контрольной работы №6

59

Уметь: решать дробно рациональные уравнения и

решать задачи с помощью дробно рациональных уравнений






УЗСЗ

УОСЗ














Контрольной работы №6 по теме: «Дробно рациональные уравнения»

60







УКЗУН

КР




Неравенства

20

Анализ контрольной работы.

Числовые неравенства



61

Сравнение числовых и буквенных выражений.

Знать: определение числовых и буквенных выражений.

Уметь: сравнивать





УКЗ

УФЗ














Свойства числовых неравенств

62-63

Свойства числовых неравенств.

Знать: свойства числовых неравенств.

Уметь: применять их при выполнении упражнений.





УФСЗ

МД










Сложение и умножение числовых неравенств

64-65

Свойства сложения и умножения числовых неравенств.

Уметь: складывать и умножать числовые неравенства.






КУ

ФО










Погрешность и точность приближения

66

Абсолютная и относительная погрешности.

Знать: определения абсолютной и относительной погрешности.

Уметь: их применять.





УФЗ

СР










Подготовка к контрольной работе № 7

67

Уметь: сравнивать числовые неравенства, складывать и умножать, находить абсолютную и относительную погрешности




УЗСЗ

УОСЗ














Контрольная работа № 7 по теме: «Числовые неравенства и их свойства»

68







УКЗУН

КР




Неравенства с одной переменной и их системы







Анализ контрольной работы.

Пересечение и объединение множеств



69

Определение пересечения и объединения множеств.

Знать: определение пересечения и объединения множеств.

Уметь: решать задачи. Применяя определение.





УКЗ

УФЗ


ИЗ










Числовые промежутки

70-71

Изображение числовых промежутков на координатной прямой.

Знать: определение числовых промежутков.

Уметь: изображать числовые промежутки на координатной прямой





КУ

МД










Решение неравенств с одной переменной

72-75

Решение неравенств. Равносильные неравенства

Знать определения и свойства неравенства.

Уметь: их применять.





УФЗ

МТ










Решение систем неравенств с одной переменной

76-78

Решение систем неравенств с одной переменной.

Знать: определение системы неравенств с одной переменной.

Уметь: их применять





УФСЗ

МТ










Подготовка к контрольной работе №8

79

Уметь: решать неравенства и их свойства




УЗСЗ

УОСЗ














Контрольная работа №8 по теме: «Неравенства»

80







УКЗУН

КР




Система с целым показателем. Элементы статистики

13

Анализ контрольной работы. Степень с целым отрицательным показателем

81-82

Определение степеней с натуральным и целым показателем.

Знать: определение степеней с целыми показателями.

Уметь: применять





УКЗ

УФЗ


ИЗ

ФО











Свойства степени с целым показателем

83-84

Свойства степени с натуральным целым показателем.

Знать: свойства степени с целым показателем.

Уметь: применять их при решении упражнений.





КУ

МТ










Стандартный вид числа

85-86

Запись числа в стандартном виде.

Знать: определение стандартного вида числа.

Уметь: записывать число в стандартном виде.





УФСЗ

СР










Подготовка к контрольной работе № 9

87

Уметь: применять свойства степени и записывать число в стандартном виде.




УЗСЗ

УОСЗ














Контрольной работе № 9 по теме: «Степень с целым показателем»

88







УКЗУН

КР




Элементы статистики







Анализ контрольной работы.

Сбор и группировка статистических данных



89

Обобщение и систематизация данных

Уметь: работать со статистическими данными






УКЗ

УФЗ


ИЗ










Наглядное представление статистической информации

90-91

Способы изображения статистической информации.

Уметь: изображать статистические данные в виде столбчатых и круговых диаграмм






КУ













Функции у=х-1, , у= х-2 и их свойства

92-93

Уметь: строить графики данных функций




УСЗУН

ИЗ




Итоговое повторение

9

Повторение рациональных дробей

94







УОСЗ

ФО










Повторение квадратных корней

95







УОСЗ

УО










Повторение квадратных уравнений

96-97







УОСЗ

МТ










Повторение неравенств

98-99







УОСЗ

ИЗ










Повторение степени с целым показателем

100







УОСЗ

УС










Итоговая контрольная №10

101







УКЗУН

КР










Обобщающий урок за курс 8 класса

102







УОСЗ







Источники информации для учителя

  1. Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.-сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 303 с.

  2. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2002.

  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 7-8 классы, 2004.

  4. Государственный стандарт основного общего образования по математике.

  5. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.

  6. Живая математика. Учебно-методический комплект. Версия 4.3. Программа. Компьютерные альбомы. М: ИНТ.

  7. Живая математика: Сборник методических материалов. М: ИНТ. – 168 с.

  8. Нестандартные уроки алгебры. 8 класс. / Сост. Н.А. Ким. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112 с.

  9. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.

  10. Рубежный контроль по математике: 5-9 классы / Р. Изместьева. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.

  11. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  12. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра 8 класс/Сост. Л. Ю. Бабушкина. – М:ВАКО, 2010

13. Алгебра. 8 класс: тематические тесты к учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.-сост. Ю. П. Дудицын, В. Л Кронгауз –М.: Просвещение. 2010.

Источники информации для учащихся

  1. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2002.

  2. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.

  3. Живая математика. Учебно-методический комплект. Версия 4.3. Программа. Компьютерные альбомы. М: ИНТ.

Живая математика: Сборник методических материалов


скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка Данная рабочая программа по алгебре разработана на основе Примерной программы основного общего образования
229.35kb.
Пояснительная записка Данная программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по иностранному языку
512.82kb.
Пояснительная записка Данная программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по иностранному языку
60.07kb.
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе примерной Программы основного общего образования по обществознанию
81.83kb.
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и примерной программы Л
485.07kb.
Рабочая программа по литературе 5 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе
181.55kb.
Рабочая программа по литературе 6 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе
192.98kb.
Рабочая программа по литературе 9 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе
308.88kb.
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по предмету «Литература»
592.6kb.
Орлова Людмила Ивановна, Никитина Зинаида Николаевна пояснительная записка Данная программа
209.01kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного)
134.92kb.
Составитель Петракевич Татьяна Валентиновна, учитель русского языка и литературы г. Камень-на-Оби пояснительная записка Данная рабочая программа
243.04kb.