Главная стр 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Энтузиастская основная общеобразовательная школа»

 

 



Согласовано: Утверждаю:

Председатель методического объединения Директор МБОУ «Энтузиастской ООШ»



______________________________________ ____________________ И.В. Холодова

«____» __________________ 20____г. приказ № _____ от ___________

Заместитель директора по УВР

__________________________

«____» _____________ 20___г.
 

 
 
(авторская программа)



Составила:

учитель географии и биологии:

Васильева Светлана

Алексеевна



 

 


2012– 2013 уч. год

Пояснительная записка
«Изящество и красота

не могут быть отделены от здоровья.»
Цицерон МаркТуллий

Наша школа несколько лет успешно реализует здоровьесберегающие технологии. Причин для этого много – большие нагрузки, психологический климат, неправильное питание, экологический фактор.

Ни для кого не секрет, что качество воздуха в помещениях далеко от идеального. В воздухе концентрируется пыль, химические вещества, которые выделяются мебелью, синтетическими стройматериалами, красками, лаками. В воздухе обнаружено свыше 1000 вредных веществ, среди которых высокотоксичные и канцерогенные. Кроме того, воздух помещений содержит множество микроорганизмов, в том числе и патогенных. Эти микроорганизмы способны вызывать респираторные и аллергические заболевания. Современные очистители очищают и обеззараживают воздух в помещениях, но не способны сделать его полезным для здоровья. Зеленые же растения выделяют в воздух летучие вещества, которые даже в незначительных концентрациях способны очищать воздух от вредных микроорганизмов и улучшать самочувствие людей.

Фитомодуль - это набор определенных растений, способных поддерживать здоровый микроклимат нашего жилища. Все комнатные растения по-своему полезны, однако некоторые, если перефразировать классика, все же полезнее других.

Главное - знать, как растения "работают" на человека.
В конце 1970-1980-х гг.возникло направление, получившее название фитодизайна. Его основатель А.М. Гродзинский, дал ему такое определение: « Фитодизайн- это использование растений для улучшения среды обитания в искусственных системах». Научный подход к подбору растений для озеленения помещений должен заключаться в исследовании микрофлоры в помещении и подборе ассортимента растений в соответствии с его результатами.


В течение учебного года программа может быть изменена.
Цель:
Создание фитомодуля из комнатных растений антимикробной,
лечебной и биологической активности.
Задачи:


  1. Расширение знаний учащихся о многообразии комнатных растений;




  1. Получение навыков исследовательской работы;




  1. Знакомство с приемами и формами цветочного оформления помещений;




  1. Овладение практическими навыками по уходу за комнатными растениями;




  1. Получение навыков работы с различными источниками информации.


Ожидаемые результаты:


  • Активный интерес участников к приобретенным знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.




  • Овладение практическими навыками по уходу за комнатными растениями.




  • Активное участие родителей в реализации программы.


Формы проведения занятий

В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, информационные компьютерные технологии.

Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (самостоятельное использование дополнительной литературы, наглядных пособий, экологических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.

Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.


Методы обучения

Для достижения цели факультативного курса используются методы, включающих в себя элементы исследования: частично-поисковый, самостоятельное добывание знаний, работа с документами и литературой.

В контексте с материалом данного факультативного курса используются мультимедийные компьютерные технологии. Применение на занятиях демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации создаются и самими учащимися, используя Интернет. Подготовка презентаций позволяет ученикам развивать свой кругозор, строить планы на будущее и видеть перспективы собственного развития, а соответственно, стремиться к их осуществлению.

Вышеперечисленные методы вырабатывают у учащихся умение применить их в новых условиях и ситуациях.



Введение (1 час)

Что и с какой целью изучает факультативный курс «Фитомодуль».



Раздел I (5 ч)

Фитомодуль (5 ч.)

Что такое фитомодуль?

Как правильно создать фитомодуль?

Какие растения должны использоваться для фитомодуля класса?

Какие факторы влияют на нормальный рост и развитие комнатных растений?

Как влияют комнатные растения на микроклимат школьных помещений, здоровье учащихся?


Раздел II (7 ч.)

Свойства растений (7 ч)

п/п

Тема

Комнатные расстения

1

Растения, обладающие антибактериальными и анти микробными свойствами

Агапантус, алоэ древовидное, амариллис, гибискус, гипеаструм, драцена душистая, диффенбахия пестрая, зиферантес, каланхоэ, пеларгония, фикус карликовый, хлорофитум хохлатый, цитрусовые и др.

2

Растения, поглощающие химическое загрязнение и загазованность

Драцена душистая, плющ обыкновенный, сансивьера полосатая, спатифиллюм, фикус Бенжамена, фикус каучуконосный, хлорофитум хохлатый, и др.

3

Растения, поглощающие тяжелые металлы

Аспарагусы и др.

4

Растения, улучшающие водно–газовый обмен

Антуриум, гибискус диффенбахия, китайская роза, спатифиллюм Уэллиса, филодендроны, циперусы, и др.

5

Растения, восстанавливающие ионный состав воздуха

Криптомерия, можжевельник, сосна, циперусы, кодиеумы и др.

6

Растения стимуляторы нервной системы

Лимон, пеларгония и др..

7

Растения, потенциально опасные для размещения в общественных местах и образовательных учреждениях

Растения, содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум, диффенбахия, тис ягодный, молочай).


Раздел III (11 ч.)

Общие вопросы агротехники комнатных растений (10 ч.)

Уход за растениями: каждодневный, еженедельный и сезонный. Календарь ухода за комнатными растениями. Инвентарь.

Размножение – важное свойство живого организма. Размножение растений: семенами, спорами, вегетативно и живорождением. Способы вегетативного размножения: черенками (стеблевыми и листовыми), отпрысками, дочерними растениями, делением куста, отводками, луковицами, прививкой.

Вода, её значение для физиологии растений. Полив (обильный, умеренный, редкий). Влажность воздуха. Температурный и световой режим.

Пересадка и перевалка растений. Обрезка и прищипка растений.

Почвы и почвенные смеси. Питание растений (воздушное и почвенное). Важные элементы минерального питания, удобрения.

Вредители комнатных растений (тля, трипс, белокрылка, паутинный клещ, щитовка, нематода и др.) и их биологические особенности. Меры борьбы с вредителями. Болезни комнатных растений: физиологические и инфекционные. Возбудители инфекционных заболеваний – грибы и бактерии. Профилактика болезней растений.

Практическая работа . Уход за комнатными растениями осенью.

Практическая работа. Черенкование комнатных растений.

Практическая работа. Размножение растений отпрысками, детками и отводками.

Практическая работа. Профилактический осмотр растений.

Раздел IY (10 ч.)

Исследовательская работа по созданию фитомодуля в классе.

Оформление зеленого уголка из комнатных растений в классе.

Влияние фитомодуля на здоровье – методом подщета пропущенных занятий в исследуемых классах.

Влияние фитомодуля на эмоциональное состояние – с помощью опросника САН

Оформление и защита исследовательской работы «Фитомодуль класса».
Тематическое планирование

№ уро-

ка


Название общей темы, название урока

Кол-во часов

Виды деятельности

1.


Введение

Что и с какой целью изучает факультативный курс «Фитомодуль».



1




2.

Раздел I (5 ч)

Фитомодуль (5 ч.)

Что такое фитомодуль?



1




3.

Как правильно создать фитомодуль?

1




4.

Какие растения должны использоваться для фитомодуля класса?


1

Посещение «Зимнего сада»

5.

Какие факторы влияют на нормальный рост и развитие комнатных растений?


1




6


Как влияют комнатные растения на микроклимат школьных помещений, здоровье учащихся

1




7.

Раздел II (8 ч.)

Свойства растений (7 ч)

Растения, обладающие антибактериальными и анти микробными свойствами




1

Составление списка растений и их характеристик

8

Растения, поглощающие химическое загрязнение и загазованность

1

Составление списка растений и их характеристик

9

Растения, поглощающие тяжелые металлы

1

Составление списка растений и их характеристик

10

Растения, улучшающие водно–газовый обмен

1

Составление списка растений и их характеристик

11

Растения, восстанавливающие ионный состав воздуха

1

Составление списка растений и их характеристик

12

Растения стимуляторы нервной системы

1

Составление списка растений и их характеристик

13

Растения, потенциально опасные для размещения в общественных местах и образовательных учреждениях

1

Составление списка растений и их характеристик

14

Выпуск газеты «Аптека на подоконнике»

1




15

Общие вопросы агротехники комнатных растений (10 ч.)

Уход за растениями



1




16




1

Уход за комнатными растениями осенью.

17

Размножение – важное свойство живого организма.

1




18




1

Черенкование комнатных растений.

19

Вода, её значение для физиологии растений.

1




20

Пересадка и перевалка растений. Обрезка и прищипка растений.

1




21




1

Размножение растений отпрысками, детками и отводками.

22

Почвы и почвенные смеси

1




23

Вредители комнатных растений

1




24




1

Профилактический осмотр растений.

25-26




2

Оформление зеленого уголка из комнатных растений в классе

27-28

Влияние фитомодуля на здоровье

2

Анкетирование

29-30

Влияние фитомодуля на эмоциональное состояние

2

Анкетирование

31-34

Оформление и защита исследовательской работы «Фитомодуль класса»

4





Источники и литература


  1. Программа «Исцели себя сам»; ЦСБС СО РАН г. Новосибирск

  2. http://Vazon.info

  3. http://flowers.nm.ru

  4. Комнатные растения от А до Я- М. ОЛМА-ПРЕСС Гранд,2003.


Смотрите также:
Пояснительная записка «Изящество и красота не могут быть отделены от здоровья.»
98.26kb.
Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года глава I. Общие положения статья
304.55kb.
Тема: Мониторинг
1371.83kb.
Исследованием идеального аспекта системы
151.92kb.
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Геометрия красота и гармония»
117.79kb.
-
118.53kb.
Пояснительная записка Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту
354.41kb.
Задача предмета воспитание общей культуры здоровья, обучение основам укрепления и развития физического, эмоционально-психического здоровья. Пояснительная записка Предмет «валеология»
173.85kb.
Программа обучения в кружке «Красота Здоровья»
200.43kb.
Пояснительная записка: Быть здоровым естественное желание каждого человека. Здоровье понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье это радостное восприятие жизни, высокая трудоспособность
265.38kb.
Пояснительная записка. Компьютерные науки
351.35kb.
Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Ожидаемые результаты. Пути решения
201.6kb.