Главная стр 1
скачать
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Использованы материалы рабочей программы Лагуновой О.В., учителя химии МОУ СОШ № 10 г. Пензы.

Этот курс предназначен для обучающихся 9 классов. Он построен с опорой на знания и умения, полученные ими при изучении химии в основной школе. Особенности курса — тесная связь с жизнью, связь с экологией, биологией, валеологией.

Основная цель: сориентировать обучающихся на выбор естественно - научного профиля, раскрыть перед учащимися широкую перспективу использования химии в повседневной жизни.

Основные задачи:


  • повышение уровня знаний и эрудиции обучающихся в области химия

  • формирование интересы, склонности обучающихся к научно- исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований

  • сформировать умение вести наблюдения

  • раскрыть содержание исторического эксперимента, совершенствовать экспериментальные навыки, умения

  • сформировать представления о возможностях химии, ее доступности для них.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Практические работы — химические практикумы, служат не только средством закрепления умений и навыков, но способствуют формированию у учащихся качеств исследователя.

Сфера деятельности человек - окружающая среда

Главное содержание курса – естественно - научная исследовательская деятельность, включающая наблюдения, выдвижение гипотез, проведение химического эксперимента, анализ информационных источников. Обращается внимание на коммуникативные умения (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов).

Программа рассчитана на 17 часов.



Творческие работы:

  • изготовление книг - раскладушек: «Война пятнам», «Домашняя аптечка», «Моющие средства»...

  • сказки

  • коллекции

  • работы с использованием химических материалов (куклы, отходы в доходы…)

Учебно-тематический план


п\п

Тема занятия


Кол-

во

часов



Форма проведения




Лекции,

беседы


Практика




1


Охрана труда в химической лаборатории. Приемы работы в лаборатории. Химические приборы и аппараты.

1


Беседа






2

Правила безопасности при работе с бытовыми реактивами.

1

Диалог

Практическая работа №1.



3


Питьевая вода, очистка. Приготовление растворов для консервирования, маринования, сохранения срезанных цветов

1

Беседа

Практическая работа №2.




4

Жесткость воды и ее устранение . Удаление накипи.

1

Беседа

Практическая работа №3.




5


Описание источников питьевой воды. Минеральные воды. Определение ионов содержащихся в воде.

1

Беседа

Практическая работа №4.




6

Продукты питания как химические соединения.

1

Беседа

Практическая работа №5.




7


Получение крахмала из картофеля.

1

Беседа

Практическая работа №6.




8


Из истории моющих средств. Мыло, действие мыла на кожу человека. Получение мыла.

1

Беседа

Практическая работа №7.




9


Синтетические моющие средства. Определение рН растворов различных моющих средств.

1

Беседа

Практическая работа №8.




10


Приготовление крема для рук


1

Беседа

Практическая работа №9.




11


Приготовление крема для обуви с использованием парафина

1

Беседа

Практическая работа №10.




12


Многообразие современных бытовых препаратов.

1

Беседа

Практическая работа №11.




13

Отходы в доходы. Изготовление мешочков, ручек ...

1

Беседа

Практическая работа №12.




14

Чистка стекл и зеркал. Витраж.

1

Беседа

Практическая работа №13.




15

Уход за металлическими изделиями. Удаление ржавчины.

1

Беседа

Практическая работа №14.




16

Средства от пятен.

1

Беседа

Практическая работа №15.




17

Итоговое занятие.

1

Творческий отчет









ИТОГО:

17












Содержание программы
Тема 1. Введение. 2 часа

Охрана труда в химической лаборатории. Приемы работы в лаборатории. Химические приборы и аппараты.Правила безопасности при работе с бытовыми реактивами.



Тема 2. Химия и пищевые продукты. 5 часов

Питьевая вода, очистка. Приготовление растворов для консервирования, маринования,

сохранения срезанных цветов. Жесткость воды и ее устранение . Удаление накипи. Описание

источников питьевой воды. Минеральные воды. Определение ионов содержащихся в воде.

Очистка воды в походных условиях.Продукты питания как химические соединения.

Консерванты. Получение крахмала из картофеля.


Тема3. Бытовая химия. 5 часов

Из истории моющих средств. Мыло, действие мыла на кожу человека. Получение мыла.

Синтетические моющие средства. Определение рН растворов различных моющих средств.

Приготовление крема для рук. Приготовление крема для обуви с использованием парафина

Многообразие современных бытовых препаратов.
Тема 4. Экология жилища. 4 часов
Отходы в доходы. Изготовление мешочков, ручек ...Чистка стекл и зеркал. Витраж.

Уход за металлическими изделиям. Удаление ржавчины.Средства от пятен.



Литература для обучающихся:

АшкоероваЛ.Ю. Занимательная химия. М.: АСТ-РЕСС. 1999;

Савина Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия. М.: ACT, 2004;
Физика и химия. Универсальная энциклопедия школьника. Сост. А.А.Воротников. Минск: Валев 1995;
Леенсон И.А. Занимательная химия. 8-11 классы. В 2 ч. М.: Дрофа, 1996.
Литература для учителя:
Эммануэль Н.М., Занков Т.Е. Химия и пища. М.: Наука, 1986;

Ивченко Л.А., Макареня АА. Валеология на уроках неорганической химии. Химия (ИД «Первое сентября»), 2000, № 10—15;

Оржековский П.А. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. Книга для учителя. М.: АРКТИ, 1999; Габриелян О.С. Химия. 9класс. М.: Дрофа, 2001;

Назаренко В.М. Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу. Химия в школе, 1997, № 5;

Солодова Н.И., Волкова Л.А. Как определить качество меда. Химия в школе, 2001, № 2;

ДубовД.П. Экология жилища и здоровье человека. - Уфа: Слово,1995;
Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту.- М.: Химия, 1987.
скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка. Использованы материалы рабочей программы
80.78kb.
Пояснительная записка Материалы для рабочей программы составлены на основе
77.2kb.
Пояснительная записка Материалы для рабочей программы составлены на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования
99.23kb.
Пояснительная записка Основу рабочей программы составляют следующие документы: Государственный стандарт основного общего образования
1169.83kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству. 4 класс Особенность по отношению к фгос ноо: в основе данной рабочей программы
7064.88kb.
Пояснительная записка Содержание данной рабочей программы при трёх учебных занятиях в неделю основного общего и среднего (полного)
121.89kb.
2. Пояснительная записка Содержание рабочей программы
184.37kb.
Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
644.45kb.
Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
804.5kb.
Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
968.44kb.
Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
727.3kb.
Структура рабочей программы: Пояснительная записка Учебно-тематическое планирование
185.61kb.