Главная стр 1
скачать










Пояснительная записка

Наметившееся в последнее десятилетие в современной школе возрождение древней науки – риторики как учебного предмета представляется явлением закономерным: демократизация общественно-политической жизни, гуманизация образования создают предпосылки для формирования личного начала в человеке, которое требует развития его коммуникативных возможностей. Современное общество нуждается в людях, способных самостоятельно мыслить, убеждать и побуждать к действию словом.

Риторика, будучи научно-практической дисциплиной, направлена на то, чтобы воспитать человека, владеющего эффективной речью, т.е. мастерством красноречия.

Риторика – это обобщающая этика речевого общения, решающая проблемы нравственного выбора и их проявлений в речевом поведении и общении.

Риторика – это эстетика речевого поведения и речевого общения.

Таким образом, роль риторики в школьном преподавании достаточно велика.


Задача риторики как учебного предмета – обучить воплощению замысла и его убедительному обоснованию, этичному и совершенному словесному выражению, а также системе аргументации.
Цель учебного предмета

  • Сформировать и развить языковую личность, которая способно словесно воплотить мысль;

  • Научить слышать и оценивать любое чужое высказывание (как в устной, так и в письменной форме), опираясь на общие представления об эффективности речи, на общие принципы и правила построения публичного высказывания;

  • Подготовить учащихся 5-7 классов к осознанному восприятию законов, положений, излагаемых при изучении риторики в старших классах.


Связь риторики с другими предметами определяется её особым положением: при освоении сведений по каждому предмету учащиеся должны осмысленно воспринимать содержание любого текста и уметь создавать и произносить собственные высказывания, опираясь на законы и правила риторики.

Структура курса

Учебный курс «Риторика» для 5-7 классов имеет такую последовательность построения:



  • 5 класс – «От звука к осмысленному слову»

  • 6 класс – «Слово в речи»

  • 7 класс- «От слова к слову-действию»

В 5-7 классах закладываются первоначальные знания по риторике, отрабатываются необходимые умения и навыки по созданию высказывания, его произнесению, связанные с оценкой возможностей публичного слова.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «Риторика. 5-7 классы» - Дрофа, - М.: 2008. (автор программы Н. А. Лымарь).


Основной принцип реализации данной программы: обучение через действие, понимание через познавание.

Изучение риторики в 5 классе направлено на решение следующих задач:



  • Показать учащимся возможности слова-действия;

  • Заложить основы знаний построения публичного высказывания, произнесения речи;

  • Научить анализировать публичную речь с точки зрения её целесообразности и эффективности;

  • Обучить творческому использованию «образов» в процессе создания устного высказывания.

  • Умение отражать реальные ощущения в словесной форме;

  • Формирование внимательного отношения к звучащему слову;

  • Развитие фонематического компонента речевого слуха;

  • Умение выделять в любых формах речи неясные по значению слова;

  • Развитие творческого воображения с опорой на визуальное и аудированное воспроизведение образа речи;

  • Формирование ответственного отношения к сказанному слову в собственных высказываниях (в устной и письменной форме).



Формы контроля за знаниями учащихся:

  • Зачёты по технике речи;

  • Составление речи на конкретную тему (с определённой целью);

  • Произнесение «чужой речи (конкурсы, концерты);

  • Письменный анализ структуры произнесённой (услышанной) речи;

  • Произнесение собственной речи.


Учебно-тематический план.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Итого 34 часа.

Из них: теория – 28 часов;

практикум -5 часов;

контрольные и зачётные занятия – 2 часа.





п/п

Содержание раздела

Количество часов

В том числе:

Практиче -ские работы

Зачёты

1

Введение

1







2

От звука к осмысленному слову.


10







3

Произнесение как один из основных этапов работы над речью.


23

5

2







34

5

2


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (1ч.)
ОТ ЗВУКА К ОСМЫСЛЕННОМУ СЛОВУ (10ч)
Что значит «уметь говорить». Неподготовленная и подготовленная речь. Публичное слово в жизни человека.

Элементарные сведения о слове-действии. Пути словесного воздействия. Особенности восприятия публичного высказывания. Внутренние обстоятельства общения (мотивы и цель) и их отражение в словесной форме. Качество и эффективность речи. Гибкость речевого поведения на разных этапах общения при передаче одной и той же информации с учетом различных целей (проинформировать, побудить к действию, убедить, внушить и т. п.).

Различные способы передачи информации. Вариативность при передаче информации различными отправителями. Условия восприятия информации получателем. Начальные сведения о языке как знаковом механизме передачи информации.

Риторика как наука об организации мысли в словесной форме. Риторические требования к построению речи. Начальные сведения о традиционных частях построения речи (изобретение, расположение, слововыражение, память, произнесение).


Раздел I

Произнесение как один из основных этапов работы над речью (23ч.)

Древние ораторы о требованиях к произнесению речи. Условия восприятия устного высказывания (отправитель — получатель — отправитель). Внутренняя и внешняя сторона речи.

Звуковая сторона речи.

Система звуковых смысло-различительных средств русского языка (звуки — смыслоразличители, ритмика слова, виды ударений, интонация, фраза, виды пауз). Ритмическая организация речи. Дикция. Диапазон голоса, дыхание, интонация. Выбор темпа речи в зависимости от цели и задачи высказывания. О правилах осмысленного чтения. О нормах произношения. О позиции активного слушателя.

Звуковое оформление речи в зависимости от содержания и цели речи.

Роль мимики и жестов в процессе работы над устным высказыванием. Результат речи и его зависимость от исполнения речи.



Мысль и слово. О точности речи. Об «общих местах» как о способах развития мысли.




  • Современная риторика. – Ростов н/Д, 1995.

  • Волков А. А. Основы русской риторики. – М., 1996.

  • Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М., 1991.

  • Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. – М., 1998.

  • Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М., 1991.

  • Лымарь Н. А. Основы риторики для средней школы(концептуальные положения и тематическое планирование). – М., 1996.


Для учащихся

  • Вавилонская башня и другие библейские рассказы. – М.,1990.

  • Голуб И. Б. , Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. –М., 1993.

  • Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? – М., 1979.

  • Успенский Л. В. Слово о словах. (Любое издание).

  • Успенский Л. В. Ты и твоё имя. (Любое издание).

  • Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание).


Словари

  • Алекторова Л. П.., Зимин В. И., Ким О. М. и др. Учебный словарь синонимов русского языка. – М., 1994.

  • Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. (Любое издание).




  • Еськова Н. А.. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение: Около 12000 слов. – М.,1994.

  • Жуков В. П.,Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1994.

  • Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.

  • Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – СПб., 2006.Чеснокова Л. Д., Чесноков С. П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

  • Шанский Н. М., Зимин В. И. и др. Школьный фразеологический словаь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний. – 9-е изд. – М., 2006.



скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка Наметившееся в последнее десятилетие в современной школе возрождение древней науки риторики как учебного предмета представляется явлением закономерным: демократизация общественно-политической жизни
60.89kb.
Пояснительная записка в последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций
257.47kb.
Лекции 22 22 Семинары 8 8 Индивидуальная работа 4
135.96kb.
Пояснительная записка Общая часть
532.97kb.
Пояснительная записка Обоснование выбора программы по риторике Место учебного предмета
556.1kb.
Пояснительная записка Обоснование выбора программы по коми языку Общая характеристика учебного предмета
398.14kb.
Пояснительная записка Обоснование выбора программы по литературному чтению Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
954.88kb.
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
244.97kb.
Пояснительная записка рабочей программы дополнительного образования по курсу “Риторика
184.88kb.
Пояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире
309.57kb.
Пояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире
305.71kb.
Пояснительная записка в последнее десятилетие существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного художественного образования
399.97kb.