Главная стр 1
Комитет администрации города Славгорода Алтайского края

по образованию и делам молодежи

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

посёлка Бурсоль города Славгорода Алтайского края
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей заместитель директора по УВР директор МКОУ «СОШ №9»

литературы и истории «____»_____августа________2012г. «___»_____________ 2012 г. «____»____________ 2012 г. _____________________ ___________________

Протокол № _______ Мелихова В.А. Глебова В.С.

_______


Рабочая программа по истории

для 6 класса

Составлена на основании программы: 1. Всеобщая история 5-9 классы, 2. История 6-11 классы

Авторы программы: 1. Л.Н. Алексашкина, 2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Издательство: 1. Мнемозина,2009 г., 2.Просвещение, 2009 г.

Срок реализации: 2012 — 2013 учебный год

Составитель:

Шик Ольга Николаевна,

учитель истории

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и примерной программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история.История средних веков» 2009 г., а также авторской программы к учебнику «Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс».

Особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения курса «История средних веков» – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, делается акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.



Цель преподавания курса «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»– детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.
Цели курса:

  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:
Задачи курса:

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;

  2. Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;

  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

  4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе
Знать/Понимать:

  • Основные даты и ключевые события истории России и мира в эпоху средневековья;

  • Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;

  • Взаимосвязь и особенности истории России и мира;


Уметь:

  • связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

  • анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

  • полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;

  • работать с исторической картой;

  • оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.



Используемые УМК:

1.Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. – М.: Просвещение, 2007.

2.Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009.

3.Атлас. История России с древнейших времен до конца XVIII века 2009 г. 4.Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. – М.: Дрофа, 2007.

5.Ю. И. Максимов Тесты по истории Средних веков 6 класс М.: Экзамен,2010 г.





урока

Дата

Тема урока

Кол. час

Элементы содержания темы

Понятия

Требования к уровню подготовки учащихся

Тип урока

Вид деятельности уч-ся

Д/З




П.

Ф.




История средних веков - 32 часа.




1







Введение. Живое средневековье

1

Понятие «средние века»;

Место ИСВ в ист. Челов-ва;

Хрон. Рамки средневековья;

Исторические источники.



Архив

Хроники


Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;

Называют хронологические рамки средневековья;

Определяют по ленте времени хронологические рамки средневековья


Урок изуч. Нов. Материала

инд.задан.; работа с нов. понятиями;

раб.с лент.времени



Введение

с 5-11.






Становление средневековой Европы (VI–XI века) - 6 часов




2







Древние германцы и Римская империя

1

Велик. Пересел. Народов;

Герман. Племена;

Падение Западной Римской империи;

Гунны.


Знать

Герцог


Народ. Ополчен.

Дружина


Гунны

Готы



Работают с контурной картой;

Выявляют сходства и отличия обществ германцев и римлян. определяют на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий.



Комбинированный

Мини-соч. «Что германцы и римляне могли перенять друг у друга»

§1

Зад.раб.тетр






3







Королевство франков.


1


Франки: рассел., занятия, хоз. И обществ. Устр-во;

Появление гос-ва; Король Хлодвиг;



Король

Граф


Феодал



Выявляют отличия власти короля от власти вождя; работа с картой.


Комбинированный

Сравн.таб. «Власть короля и власть вождя»

§2 с.18-23



4








Христианская церковь в VI – VIII веках

1

Христ. Церковь;

Монастыри



Миряне

Монастырь

Папа

Аббат


Работают с историческими докум.; описывают устройство Христианской церкви.

Контурная карта



§2 23-28




5








Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

Карл Великий;

Франкская имп. и её распад; междоусоб.войны, феод. лестница




Авары

Титул


Феод.раздроб.

Сеньор


Вассал

Барон


Рыцарь

Умеют использовать текст исторического источника при ответе на вопрос. Оценивают деятельность исторических личностей (на прим. Карла Великого);


Урок изуч.нов. материала

Пробл.з.-в чем причины периода феод. раздроб.

§3 с.29-36




6







Западная Европа в IX – XI веках.

1

Слабость королев. Власти во Франц.;

Свящ.Рим.имп.;

англосаксы и норманн.завоев.


Норманны

Викинги


Замок


Указывают на контурной карте завоеванные норманнами земли;

Умеют объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.



Комбинированный

Пробл.з.-можно ли счит. Свящ.Рим.имп. гос-вом и почему?

§ 4

Зад.раб.тетр






7







Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

1

Представления людей о мире;

Каролингское Возрождение;

Иск-во, лит-ра.


Капелла

Пергамен


Инициалы

Заставки


Житие

Эпос


Жонглер

Называют существенные черты представлений средневекового человека о мире:

Умеют работать с различными источниками дополнительной информации



Урок-практикум

Сравн. таблица. «отличия обучения в монастыр. Школе и соврем. Школе»

Тестирование.



§5

Зад.раб.тетр






Византийская империя и славяне в VI – XI веках - 3часа




8








Византия при Юстиниане.



1

Терр., хоз-во, гос. Устр-во Византии;

Визант. Имп-ры;

Юстиниан и его реформы;

Войны Юстин.;

Вторж. Слав. И арабов.


Скипетр

Право


Алтарь

Крестово-купрльный храм

Канон

Смальта


Икона


Сравнивают управление государством (Византии и империи Карла Великого); Составляют описание произведений искусства;

Умеют анализировать и сравнивать исторические факты.



Урок изуч.нов. материала

Тесторование

Фронталь опрос



§6

Зад.раб.тетр






Индивид. Задания

§7




9








Культура Византии.


1





10







Образование славянских государств

1

Создание Болгарского царства, образование Чехии, Польши.

Глаголица, кириллица.

Сравнивают образ жизни и занятия германцев и славян, высказывают своё отношение к деятельности Кирилла и Мефодия.

Урок-практикум

Зад.раб.тетр

§8





Арабы в VI – XI веках. -2 часа




11







Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

Рассел., занятия араб. племен;

Мухаммед и рождение ислама;

Роль ислама в объед. Арабских племен;

Распространение ислама.



Бедуины

Аллах


Мусульманин

Коран


Шариат

Паломничество

Халиф

Везир


Эмир

Работают с контурной картой;

Раскрывают систему у4правления арабами;

Объясняют объединительную роль ислама;

Знают основы вероучения ислама и обязанности.



Урок изуч.нов. материала

Индивид.задан.

Фронт. Опрос

Раб. по карте


§9

Зад.раб.тетрРаб.контур. кар.






12







Культура стран халифата.

1

Культура арабов: образование, литература, искусство, медицина

Медресе

Фарси


Альгамбра

Мечеть


Арабески

Минарет


Рассказывают о развитии культуры в странах халифата;

Составляют описание произведений искусства;

Дают устный отзыв на ответы одноклассников.


Комбинированный

Сравн.таб. «куль. Виз. Араб. Халиф» Сообщ. «Образ-ие, наука, лит-ра»

Тестирование



§10 Зад.раб.тетр




Феодалы и крестьяне - 2часа




13







В рыцарском замке.

1

Замок феодала;

Снаряж. Рыцаря;

Развлечения рыцарей;

Правила повед. рыцарей;

Турниры, гербы


Замок

Донжон


Рыцарь

Кольчуга


Турнир

Герольд


Герб

Девиз


Используют иллюстрации и текст учебника при описании феодала и рыцаря;

Умеют раскрывать суть феодальных отношений;

Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового феодала


Урок-практикум

Рассказ «День феодала» Индивид.задан.

Фронталь опрос.



§11

Зад.раб.тетр.







14







Средневековая деревня и её обитатели.

1

Феод. землевл-е;

Феодальная знать;

Жизнь, быт кр-ян;

Крест. хозяйство;

Феод. завис-ть и повинности;

Крест. община.



Вотчина

Барщина


Оброк

Лично завис. крестьянин



Называют существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян);

Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого человека.



Урок-практикум

Сравн. таблица. «Жизнь и быт раба, колона, зависимого крестьянина»;

Тестирование



§12

Зад.раб.тетр






Средневековый город в Западной и Центральной Европе - 2 часа




15







Формирование средневековых городов.

1

Возник. Городов;

Города – центры ремесла, торговли, культуры;

Цехи и гильдии.


Сырье

Коммуны


Самоуправление

Бургомистр

Патриции

Устав



Устанавливают причинно-следственные связи (на примере возникновения городов);

Описывают облик средневекового города;

Раскрывают систему управления средневекового города


Комбинированный

Индивид.зад.

Творческ задан. Зад.раб.тетр.



§13





16







Горожане и их образ жизни.

1

Город. сословия;

Город. упр-ние;

Жизнь, быт, занят. горожан;

Средневек. гор. – республики.



Собор

Ратуша


Мастер

Ученик


Подмастерье

Шедевр


Рассказывают о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в средние века

Комбинированный

Индивид.зад. Фронталь. опрос

Тестирование



§14

Зад.раб.тет.








Католическая церковь в XI – XIII веках - 2 часа




17







Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

Раздел. церквей;

Герман. имп-ры и церковь;

Ереси и преслед. еретиков.


Католичество

Православие

Фанатизм

Десятина


Еретик

Индульгенция

Сословия


Выявляют различия католической и православной церквей;

Объясняют причины раскола христ. церкви на католическую и православную;

Раскрывают прич. возникновения ереси.


Комбинированный

Хронолог. таблица Индивд. задания


§15

Зад.раб.тетр







18







Крестовые походы.

1

Крестовые походы и их последствия;

Борьба народов Востока против крестоносцев.



Крестоносцы


Наносят на контурную карту походы крестоносцев;

Обозначают государства крестоносцев;

Раскрывают причины и последствия крестовых походов.


Комбинированный

Определить участников всех крест. походов

Тестирование



§16

к/к






Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века) - 6 часов




19







Объединение Франции.

1

Усиление королев. Власти;

Сослов-представ. монархия;

Генеральные Штаты;

Первые успехи объединения.



Денежный оброк


Выявляют изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап);

Объясняют причины усиления королевской власти во Франции;

Перечисляют характерные черты сословной монархии.


Комбинир.

Перечислхаракт. черты полит. устр-ва Франции

§17

Зад.раб.тетр






20







Что англичане считают началом своих свобод.

1

Норманн. завоев. Генрих II, его реф; Великая хартия вольностей; Парламент; Сослов. Монархия; Экон. и социаль. развитие страны.

Баллада

Реформа


Шериф

Графство


Суд присяжных

Парламент




Сравнивают причины образования централизованного государства во Франции и Англии;

Называют особенности государственной системы централизованного государства в Англии, делают выводы.



Комбинированный

Сравнит.таблица «общее и особенное в сословно-представ. монархии Фран. и Англии»

§18

Зад.раб.тетр






21








Столетняя война.

1

Причины войны и повод к ней;

Итоги и послед. Столетней войны.






Наносят на контурную карту ход боевых действий;

Излагают причины Столетней войны;

Сравнивают армии англичан и французов, оценивают их боеспособность.


Комбиниров.

Зад.раб.тетр Хронолог.таблица

§19

Сообщ. о Жанне Д'Арк






22







Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

1

Полож. крестьян во Фр. и Англии;

Восстание в Лондоне



Партизанская война

Народная освободительная война



Сравнивают причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии; Знают последствия крестьянских выступлений.

Комбин.

Индивид.задания Фронтальн. опрос


§20

Зад.раб.тетр







23








Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии.

1

Заверш. объедин. Франции;

Образование централиз. Гос-ва;

Война Алой и Бел. розы в Англ.;

Генрих VIII.



Постоянное войско

Ежегодный налог




Дают самостоятельную оценку историческим явлениям;

Объясняют причины укрепления централизованного государства во Франции;

Объясняют, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии.


Комбинированный

Пробл.з. – определить существенные черты централизованного государства

§21

Зад.раб.тетр







24







Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

Пиреней.гос-ва: природа, климат, условия жизни, занятия; Реконкиста; Образ. Испан. Королевства; Введ. инквизиции в Испании; Раскол в катол. церкви

Реконкиста

Кортесы



Работают с контурной картой (на примере Реконкисты); Показывают на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове; Объясняют понятие «реконкисты» и рассказывают о ее ходе; Знают причины образования самостоятельных государств Испания и Португалия.

Урок изуч. нового материала

Раб. по истор.карте

Сравн. таб. «английский парламент, Генеральные штаты, Кортес»

Тестирование


§22

Зад. раб. тетр

Раб.по контур.карт





Германия и Италия в XII – XV веках - 1 час




25







Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

1

Княжества в Германии;

Натиск на Восток;

Союзы городов;

Гор. респ. в Ит.;

Гвельфы и гибелл.;

Правление Медичи во Флор.



Курфюрст

Булла


Кантон

Гвельфы


Гибеллины

Чомпи


Тирания


Сравнивают особенности развития Германии и Италии;

Дают самостоятельную оценку историческим событиям




Комбинированный

Фронталь опрос. Пробл.з.- почему в Германии в отличие от Франции и Англии не возникло централизованного государства?


§23-24

Зад. раб. тетр






Славянские государства и Византия в XIV – XV веках - 2 часа




26







Гуситское движение в Чехии.

1

Чехия в XIV веке;

Ян Гус.;


Гус. войны, и их значение;

Народное войско.



Паны

Патриот


Церков. собор

Табориты


Сейм


Работают с картой;

Оценивают деятельность исторических личностей (Ян Гус);

Объясняют, почему гуситское движение называют национальным»;

Рассказывают о ходе и результатах гуситского движения.



Урок изуч. нового материала

Индивид. зад.

Раб по истор. карте




§25

Сообщ о Яне Гусе и Яне Жижке







27







Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Балк. страны перед завоев.;

Завоевания турок-османов;

Битва на Косовом поле;

Гибель Византии;

Осман. Империя


Турки-османы

Янычары


Подушный налог


Работают с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов);

Умеют работать с текстом учебника




Урок-практикум

Пробл.з.-почему Вост.Рим.имп смогла просущ. На тысячу лет больше, чем Зап.Рип.имп.?

Тестирование



§26

к/к





Культура Западной Европы в XIXV веках - 2часа




28







Культура Западной Европы в XI – XV веках


1


Представл. среднев. чел-ка о мире;

Место религии в жизни человека;

Наука и образ.;

Появл. универ.;

Возрожд. антич. Наследия;

Нов. уч. о чел-ке;

Гуманизм;

Иск. раннего Возрождения;

Разв. науки и тех;

Изобр.книгопеч.



Домна

Мушкет


Компас

Астролябия

Каравелла

Печат.станок

Ректор

Факультет



Трубадур

Ваганты


Арка

Свод


Готич. стиль

Химеры


Гуманизм

Выявляют новые черты в искусстве;

Сравнивают идеи гуманистов;

Используют иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях;

Умеют работать с различными источниками информации.



Урок с примен. ТСО

Пробл.з.-почему это время называют Возрождением? Когда и благодаря чему начались Великие географические открытия?

§27-28





29







Культура Западной Европы в XI – XV веках

1




Сообщ. об изобр. книгопеч.

Тестирование




§29-30 Зад.раб.тетр




Народы Азии. Америки и Африки в Средние века - 2 часа




30







Средневековый Китай. Индия: государства и культура.

1

Индий. княж-ва;

Вторж. Мусульм;

Делий. Султанат;

Культура Индии.



Раджа

Брахман


Фрески


Составляют описание достижений культуры стран;

Объясняют причины колониального вторжения в Китай; Сравнивают особенности развития Китая и Индии;

Рассказывают о политическом устройстве индийских княжеств до вторжения мусульман;



Урок изуч. нового материала

Пробл.з.- раскрыть значение китайской культуры

Пробл.з.-влияние инд. Кул-ры на миров. Ист. и культуру

Тестирование


§31,32

Зад.раб.тетр







31







Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.

1

Народы Америки. Государства. Культура.

Майя

Ацтеки


Инки

пигмеи


бушмены.

Составляют развернутый план параграфа;

Выявляют особенности развития народов;

Рассказывают об особенностях политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев.


Урок изуч. нового материала

Творч.задания

Тестирование



§33,34

Зад.раб.тетр






32







Наследие средних веков в истории человечества (ПОУ к курсу «История средних веков»)

1




Основные понятия всего курса

Систематизирован и обобщен материал по изученному периоду;

Умеют работать с тестовыми заданиями;

Умеют соотносить исторические процессы и отдельные факты;

Выявляют существенные черты исторических процессов;

Объясняют смысл изученных исторических терминов;

Определяют причины и следствия важнейших исторических событий Истории средних веков



Повторительно-обобщающий урок

Тестирование

Индивид.зад.

Термин.дикт. Хронол.задан.

Творч.задан.






История России с древнейших времён до конца XVI века - 36 часов

33







Введение

1

Что изучает история Отечества;

История России – часть всемирной истории;

Исторические источники.

Структура учебника.

Приемы учебной деятельности.


История;

Летопись;

Археология;

Лингвистика;

Фольклористика

Этнография



Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Урок изуч. нового материала

Творч. зад.: илл. схема «Науки, помогающие ученым изучать прошлое страны»


Введение

Сообщ. о Ключевс



Русь Древняя - 9 часов

34







Расселение восточных славян и их занятия

1

Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.

Племя,

индоевропейцы,

подсеч.-огневая и переложная системы земледелия;

вервь;


вече;

язычество;

народ.. ополч.


Знают о происхождении славян и путях их расселения;

характеризуют быт, хозяйствен. занятия и верования;

Используют карту при рассказе о происхождении восточных славян; Работают с истор. документами


Урок изуч. нового материала

Творч. раб.:

Выполн. рисунок к п. «Верования»

(или красочную схему) Повт. о скифах и Византии ( из истории др.мир


§ 1, воп.

Индивид. зад. с.13




35







Родоплеменные отношения. Взаимоотношения с соседями

1

Жители лесной полосы Вост. Евр.

Греческие полисы и Скиф. Гос-во.

Тюрк. и Авар. каг.

Хазар. каганат.

Волж. Булг. и Виз.


колонизация, полис

архонт


плуг

хакан (каган),

дань.


Ознакомлены с народами и государствами, соседствующими со славянами;

Характеризуют их занятия и определяют их влияние на развитие славянских племен;

Продолж. формирование умений работать с ист. картой.


Комбиниров.

Индивид зад. с.19

§ 2, вопр

36








Формирование Древнерусского государства

1

Предпос. создания гос-ва у вост. славян: эконом. и политические.

Варяги в Вост. Ев.

Образ-ие гос-ых центров.

Внутр. орг-ция Древнер. гос-ва.



государство, предпосылки создания государства, конунг, князь

Выявляют предпосылки складывания государства у славян;

Характеризуют степень участия варягов в создании государства;

Продолж. формирование навыков и умений работы с историческими источниками и ист. картой;

Устанавливают причинно-следств. связи (на примере образования Древнерусского государства);

Работают с документами


Комбинированный

Тестирование

Фронталь. опрос Индивид. задан.

Зад.раб.тетр.


§ 3,

Вопр. и зад с.27,




37







Первые киевские князья

1

Хаар-ер древнер. державы.

Князь и дружина. Полюдье.

Деят-ть Олега, Игоря, Ольги по укреп. Древнер государства.

Пох. Святослава.



государство, полюдье,

урок,


погост

Анализируют процесс становления Древнерусского государства;

Характеризуют систему управления, а также внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей.

Показывают на карте походы князей


Урок-практикум

Сообщение о князе (по выбору)по памятке «Как составить сообщ. об истор. деятеле»

§ 4, вопр с.35

38








Владимир Святославович Крещение Руси

1

Начало правления князя Владимира. Прич. принятия христианства. Крещение Руси. Знач. принятия христианства.

Государство

пантеон, христианство, церковь, монастырь, ересь,

церков. устав, митрополит


Анализируют время правления князя Владимира;

Дают личностную характеристику политическому деятелю;

Работают с исторической картой;

Определяют причины и значение принятия христианства;




Комбинир.

индивид.задан.

фронталь опрос Сообщен. о крещ. Киева



§ 5

вопр. и зад. с. 42




39







Ярослав Мудрый

1

Борьба за власть сыновей Владим. Русь при Яр. Муд: внутр. и внешняя пол-ка, упр-ние государством.

династич. брак

Дают характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); Работают с документами; Делают выводы; Формир. умения давать уст. отзыв на отв. одноклассников;

Урок с примен. ТСО

тесты к теме

Сообщ. (по желан.) об Иларионе, Кирилле и Мефод



§ 6

вопр.с.


53.

40







Политический строй и экономические отношения Древней Руси

1

Русская правда. Формир-ие древнер. народн. Земель. отношен. Основные социаль слои насел. Руси.

холоп,

рядович,


смерд,

закуп,


усобица, политика, наместник.,

Характеризуют внешнюю и внутреннюю политику Ярослава Мудрого;

Сравнивают результаты его деятельности с правлением предшествующих князей




Урок-практикум

тесты к теме индивид. задания

фронталь опрос




§ 6

вопр.с. 53




41







Культура Древней Руси

1

Особен. культуры Древней Руси. Уст. нар. твор-во. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобр. искусство. Худож. ремесло.

патриотизм, миниатюра, фреска,

икона,


скань, зернь,

перегород. эмаль



Характеризуют развитие культуры Руси IХ-ХI вв.; Выделяют факторы, повлиявшие на ее развитие; Знают о выдающихся достижениях древнерусского искусства; Формир. умение давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстраций учебника

Творческая лаборатория

тесты к теме, зад.6,с.63

по желанию об-ся могут составить красочную таблицу по з.6



§ 7


42







Быт и нравы Древней Руси

1

Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.

общество, епископ,

«лихой человек»



Характеризуют слои древнерусского населения; Рассказывают об их образе жизни; Сравнивают образ жизни разных групп населения; Формир. практические умения самостоятельной работы с учебником.

Урок-практикум

Творческ. работа – сочинение по зад.5, с.71

тесты к теме



§ 8

Политическая раздробленность на Руси - 10 часов

43







От княжеских усобиц к политической раздробленности

1

Прич. раздр. Руси;

Образ. самостоят. княж. и земель;

Хар-ер полит. власти в период раздробленности;

Владим.Мономах.



Усобица;

Ростовщик;

Рать;

Уделы;


Экономика;

Эксплуатация



Описывают деятельность исторических деятелей (на примере Владимира Мономаха);

Характеризуют развитие Древнерусского государства во второй половине ХI-начале ХII в.;

Выявляют причины и последствия государственной раздробленности


Урок изуч. нового материала

Фронталь. опрос Таб. «Последствия раздробленности Древнерусско-го государства»

Индивид.задан. с.83;

§ 9



44







Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество

1

Влад.-Суздаль кн.; хар-ер княж. вл, вн. и внеш. пол.;

Юр. Долгорукий; Борьба за Киев;

Возвыш. В.-С

княжества.



Государство;

Усобица


Показывают на карте границы русских земель;

Выявляют особенности их развития;

Знают о внутренней и внешней политике Юрия долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое гнездо;

Характеризуют деятельность русских князей.



Урок-практикум

Творч.зад.-объясните прозвища князей, подготов. Истор. загадку, ответом на котор. могли бы служить их имена

§ 10-11

Индив.задан. с. 94




45







Главные политические центры Руси. Новгородская земля

1

Новгород. земля: особенности соц. структуры и полит. устройства.

Республика;

Мятеж


Показывают на карте границы русских земель;

Выявляют особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты;

Характеризуют и сравнивают экономическое и политическое развитие Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли.


Урок-практикум

Фронталь. опрос

Работа по карте

Зад.раб.тетр


§ 10-11 Индив.задан. с. 94


46







Нашествие с Востока

1

Созд. державы Чингисхана;

Сраж. на Калке;

Вторж. в Ряз.зем.;

Разгром Владимир. кн-ва. Поход на Новгор;

Нашествие на

Ю-З Русь и Центр. Европу.



Курултай;

Фураж;


Нойон

Наносят на контурную карту направления походов Батыя;

Используют карту при рассказе о сопротивлении русских городов;

Определяют причины поражения русских княжеств от войск Батыя.

Развивают умения работы с историческими документами



Комбинированный

Фронталь опрос

Индивид.зад. с.104 Работа с докум с.105-106 и вопр. к нему




§ 12

Зад.раб.тетр




47








Нашествие с Запада.


1

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносц.

Дружина;

Ополчение;

Боевой порядок «свинья»


Пользуясь схемами сражений, рассказывают о битвах;

Характеризуют деятельность исторических личностей (Александр Невский);

Характеризуют внешнеполитическую обстановку в Северо-Западной Руси;

Анализируют политику князя по отношению к Золотой Орде.



Комбинированный

Фронталь. опрос Индив.задан.с.113


§ 13


48







Русь и Золотая Орда

1

Образование З. О.;

Ордын. владыч.;

Повинности русс. населения;

Борьба русс. насел против орд. влад. Последствия орд. владычества.



Ярлык;

Баскак;


Агрессия;

Улус;


Владычество;

Выход


Выявляют особенности зависимости Руси от Золотой Орды;

Определяют ее последствия на развитие Руси.



Комбиниров.

Фронт.опрос. с 120

§14

Зад.раб.тетр



49







Русь и Литва

1

Формирование Лит-Русс.гос-ва;

Хаар-ер Лит-Русс государства. Значение присоединения русс. зем. к Литве.



Диалект;

Уния;


Государство

Учатся устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства);

Анализируют экономическое и политическое развитие Литовско-Русского государства



Комбинир.

Фронт.опрос с. 127 Зад.раб.тетр

Индивид.задан.



§ 15


50







Культура русских земель в XII-XIII вв.

1

Общерусское культ. единство;

Накапливание научных знаний;

Литература;

Идея единства Русской земли в произвед. кул-ры;

Зодчество;

Живопись.



Архитектурный ансамбль;

Аскетизм;

Канон


Выделяют особенности развития культуры;

Составляют описание достижений культуры;

Характеризуют главную идею литературного творчества;

Знакомы с выдающимися памятниками архитектуры и иконописи ХII-ХIII вв.;

Анализируют влияние монгольского нашествия и ордынского владычества на русскую культуру


Урок с примен. ТСО

фронт. Опр. с. 136

Сообщение о 2-3 памятниках культуры

(оформление творческой работы по теме)


§16 Сост. кроссворд по теме


51







Родной край в древности

1










Урок изуч. нового материала







52







ПОУ по теме «Политическая раздробленность Руси»

1

Причины и последствия

раздробленности Руси.

Главные политические центры Руси и их особенности.





Обобают знания по истории развития государств на территории нашей страны в XIII-ХIV вв.

Повторит-обобщ. урок

Тестирование

Раб.по карте Раб. с термин.

Творч. задан





Русь Московская - 15 часов

53








Предпосылки объединения русских земель Причины возвышения Москвы

1

Соц.-экон. и полит. развитие С-В Руси. Прич. и предпос. Объед. Русс. земель. Борьба Моск.вы и Твери.

Правление Ивана Калиты.

Причины возвышения Москвы.


политическая система,

вотчина


Анализируют предпосылки возвышения Москвы и усиления Московского княжества

Анализируют внутреннюю и внешнюю политику Ивана Калиты;

Определяют причины и предпосылки создания единого государства


Урок изуч. нового материала

Фронт.опрос с.146

Индивид. зад Творч.работа «Иван Калита»



§17

Зад.раб.тетр.




54







Москва – центр борьбы с ордынским владычеством

1

Борьба Москвы за полит. первенство. Взаимоотн. Москвы с З. Ордой и Литвой.

темник,

хан,


князь,

Определяют факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель


комбинированный

Фронт.опрос с.155

Индивид. зад



§18

Зад.раб.тетр



55








Куликовская битва

1

Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.

рать

Рассказывают о ходе и значении Куликовской битвы;

Используют схему при рассказе о битве;

Характеризуют деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).


Урок-практикум

Фронт.опрос с.155

Индивид. зад Рассказ о Дмитрии Донском



§18

Зад.раб.тетр



56







Московское княжество и его соседи

1

Василий I. Московская усобица, её значение.

Распад З. Орды. Союз Литвы и Поль. Грюнвальд. битва.

Образование русс., украин. и белорус. народностей.


централизованное государство,

поместье,

усобица,

диалект,


уния

Анализируют внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти ХIV в.;

Характеризуют взаимоотношения русских земель с соседями (Ордой и Литвой);

Используют карту при рассказе об объединении русских земель


комбинированный

Фронт.опрос с.164

Индивид. зад



§19

Зад.раб.тетр




57








Создание единого русского государства Свержение ордынского ига на Руси

1

Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоед. Твери. Василий III.

Заверш. объед. русских земель Конец ордынского ига.



скипетр,

держава,


шапка Мономаха,

Боярская Дума,

централизованное гос-во,

общество


Характеризуют развитие Российского государства в конце ХV века;

характеризуют основные направления внутренней и внешней политики Ивана III.

Работают с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве);


комбинированный

Фронт.опрос с. 173

Индивид. зад



§20

Зад.раб.тетр




58







Московское государство в конце XV- первой половине XVI в.

1

Усиление великокняж. власти. Местничество. Система кормлений. Преобра. в войске. Огранич. свободы крестьян.

Появление казачества.



самодержец,

поместье,

вотчина,

трехполье,

Юрьев день,

пожилое,


черносошные крестьяне,

Боярская дума,

кормление,

местничество,

окольничий


Ознакомлены с системой управления, которая сложилась в этот период;

Анализируют Судебник 1497 г.;

Определяют причины и последствия формирования крепостного права.

Выявляют новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.



комбинированный

Индивид. зад Зад.раб.тетр.


§21


59







Церковь и государство в конце XV- начале XVI века.

1

Попытка создания унии Католической и Православной церквей, взаимоотношения Церкви и великих князей, церковь и ереси, избрание митрополита.

Благотворительность, дьякон, нестяжатели, иосифляне, ересь.

Определяют причины противоречий церковной и светской властей, раскрывают роль Православной церкви в создании единого централизованного государства.

Урок изуч. нового материала

Зад.раб.тетр.

§22


60







Иван IV. Реформы 50-х гг XVI в

1

Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр.

Судебник 1550 г. Реф. Централь. и мест. управления. Стоглавый собор. Военные реформы.



централизованное государство,

Земский собор,

стрелец,

дворянин,

Избранная рада,

приказ,


губа,

копейка,


Монетный двор

характеризуют основные направления внутренней политики начального правления Ивана IV и процесс складывания самодержавной власти;

Устанавливают причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV);

Анализируют исторические документы.


комбинированный

Фронт.опрос с. 200

Индивид. зад



§23

Зад.раб.тетр



61







Внешняя политика Ивана IV

1

Внешнеполит. успехи России в 50-е гг. Присоед. Казанского и Астрах. ханств. Оборона юж. рубежей.

Поход Ермака. Западной Сибири.



засечная черта,

острог,


ясак

ознакомлены с внешней политикой Российского государства, в сер.ХVI в.;

Работают с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).



Урок-практикум

Фронт.опрос с. 212

Индивид. зад



§24

Зад.раб.тетр



62








Итоги царствования Ивана Грозного. Опричнина

1

Обострение внутрипол. борьбы в начале 60-х гг. Падение Избр. рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.

Избранная рада,

террор,


самодержавие,

опричнина,

земщина,

заповедные лета,

крепостное право,

тягло


Анализируют обстоятельства, приведшие к падению Избранной Рады;

Определяют факторы, способствовавшие усилению царской власти;

Характеризуют опричнину, выделяя ее причины и итоги;

Анализируют деятельность исторических личностей (Иван Грозный);

Делают выводы об итогах развития государства


Комбинирован

Характеристика Ивана Грозного или сочинение «Каким мне представляется Иван Грозный»

§25,

вопрс.220



63







Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.

1

Особенности развития русской куль. в XIV – XVI вв. Просвещение. Начало книгопеч. Иван Федоров.

Уст. нар. творчество. Литература



уставное письмо,

эпос,


энциклопедии,

летопись,

регалии,

публицистика,

четьи минеи


Ознакомлены с развитием культуры во второй пол. ХIV-ХVI вв.;

Выделяют ее особенности и определяют влияние политических процессов, происходивших в России в этот период на развитие культуры;

Сравнивают особенности развития русской культуры в разные периоды истории.


Творческая мастерская

Сообщения о Феофане Греке, Андрее Рублеве, Дионисии

§26,

вопр.с.231



64







Архитектура и живопись в XIV-XVI вв.

1

Зодч. в XIV – XV вв. Архитектура Моск. гос-ва в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

зодчество,

шатровый стиль,

юродивый,

икона,


иконостас

Определяют влияние политических процессов, происходивших в России в этот период, на развитие зодчества и живописи;

Ознакомлены с выдающимися памятниками зодчества и произведениями живописцев;

Описывают достижения культуры; Выявлют новые черты развития искусства


Урок с примен. ТСО

Фронт.опрос с. 243

Индивид. зад



§27

Зад.раб.тетр



65








Быт XV-XVI вв.

1

Быт и нравы.

Города.


Русская изба. Одежда.

Еда.


административные здания,

кафтан,


полати,

харчевня,

лампада,

душегрея,

тулуп


Характеризуют быт горожан, крестьян и высших сословий;

Используют иллюстрации при рассказе о жизни



Комбинирован

Фронт.опрос с. 255

Индивид. зад



§28

Зад.раб.тетр



66







Родной край в XIV- XVI веке

1



















67








ПОУ по теме «Русь Московская

1

Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение.




Обобщ. знания по истории ХVI в.

определили итоги и значение внутренней и внешней политики Ивана IV;

Определили влияние политических процессов, происходящих в стране, на развитие культуры.


Повторительно-обобщ. урок

Тестирование

Творч. задан.



Раб. с термин. Раб.по карте


68







Итоговое обобщение и повторение

1

Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы.




Обобщили и систематизировали изученный материал.

викторина

Тестирование

Раб.по карте Раб. с термин.



Творч. задан.











Смотрите также:
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и примерной программы Л
485.07kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа по алгебре разработана на основе Примерной программы основного общего образования
229.35kb.
Рабочая программа по истории разработана на основе Примерной программы по истории федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования
158.89kb.
Рабочая программа по истории для 6-9 классов разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по обществознанию 2004 года
466.13kb.
Рабочая программа по истории для 6-9 классов разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по обществознанию 2004 года
466.13kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного)
134.92kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 10-12 классов вечерней школы
2136.19kb.
Пояснительная записка Данная программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по иностранному языку
512.82kb.
Пояснительная записка Данная программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по иностранному языку
60.07kb.
-
214.74kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям
213.96kb.
Рабочая учебная программа по истории Древнего мира 5 класс
75.47kb.