Главная стр 1
скачать
Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Примерная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе ориентировано на использование учебника Н.Д. Угринович «Информатика. 9класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Основное содержание курса (8-9 классы) общего образования по информатике и информационным технологиям, в целом за 2 года обучения рассчитано на 105 часов, из них в 8 классе – 34 часов (1 ч. в неделю) и в 9 классе – 68 часов (2 ч. в неделю).

Учебник Н. Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 полностью соответствует разработанному Министерством образования РФ образовательному стандарту по информатике.

О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:

– В примерной программе на изучение курса отводится 70 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей в основной школе:


  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Обучение информатики в основной общеобразовательной школе организовано «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий, затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне основной школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную будущую профилизацию обучения.

Критерий оценки устного ответа

  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  Отметка «1»: отсутствие ответа. 


Критерий оценки практического задания


  Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

  Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

  Отметка «1»: работа не выполнена.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен



знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;



- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Календарно тематическое планирование

урока

Дата урока

Тема

Кол-во часов

Примечание







Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации


15




1




ТБ и ПБ в кабинете информатики и ИКТ. Кодирование графической информации.

1




2




Кодирование графической информации..

1




3




Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации

1




4




Растровая и векторная графика

1




5




Интерфейс и основные возможности ГР.

1




6




Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

1




7




Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

1




8




Растровая и векторная анимация

1




9




Практическая работа 1.4. Анимация

1




10




Практическая работа 1.4. Анимация

1




11




Кодирование и обработка звуковой информации.

1




12




Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации

1




13




Цифровое фото и видео

1




14




Цифровое фото и видео.

1




15




Обобщающий урок по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

1










Кодирование и обработка текстовой информации

9




16




2.1. Кодирование текстовой информации

1




17




2.2. Создание документов в текстовых редакторах

1




18




2.3. Ввод и редактирование документа

1




19




2.4. Сохранение и печать документов

1




20




2.5. Форматирование документа

1




21




2.6. Таблицы

1




22




2.7. Компьютерные словари и системы

1




23




Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул

Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев



1




24




Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков

Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными



1










Кодирование и обработка числовой информации

10




25




3.1.1.Представление числовой информации с помощью систем счисления

1




26




3.1.2. Арифметические операции в позиционных системах счисления

1




27




Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

1




28




3.1. Кодирование числовой информации

1




29




3.2. Электронные таблицы


1




30




Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

1




31




3.3. Построение диаграмм и графиков

1




32




3.4. Базы данных в электронных таблицах Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

1




33




Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

1




34




Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов

1










Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования

20




35




4.1.1. Свойства алгоритма и его исполнители

1




36




4.1.2. Выполнение алгоритмов человеком 4.1.2. Выполнение алгоритмов компьютером

1




37




4.2.1. Линейный алгоритм

1




38




4.2.2. Алгоритмическая структура «ветвление»

1




39




4.2.2. Алгоритмическая структура «ветвление»

1




40




4.2.3. Алгоритмическая структура «выбор»

1




41




4.2.4. Алгоритмическая структура «цикл»

1




42




4.3. Переменные: тип, имя, значение

1




43




4.4. Арифметические, строковые и логические выражения

1




44




4.5. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

1




45




4.6. Основы объектно-ориентированного визуального программирования

1




46




Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

1




47




Практическая работа 4.2. Проект «Переменные»

1




48




Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор»

1




49




Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор»

1




50




Практическая работа 4.5. Проект «Даты и время»

1




51




Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов»

1




52




Практическая работа 4.7. Проект «Отметка»

1




53




Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов»

1




54




Обобщающий урок по теме

1










Моделирование и формализация

10




55




5.2.1. Моделирование как метод познания

1




56




5.2.2. Материальные и информационные модели

1




57




5.2.3. Формализация и визуализация моделей

1




58




5.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

1




59




5.4. Построение и исследование физических моделей

1




60




5.5. Приближенное решение уравнений


1




61




5.6. Экспертные системы распознавания химических веществ

1




62




5.7. Информационные модели управления объектами

1




63




Практическая работа . Проект «Графическое решение уравнения»

1










Информационное общество


3




65




6.1. Информационное общество

1




66




6.2. Информационная культура

1




67




6.3. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

1




68




Обобщающее повторение

1




ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:



  • вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы;

  • вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации (условно «линия информационных процессов»);

  • способы представления информации (условно «линия представления информации»),

  • методы и средства формализованного описания действий исполнителя (условно «алгоритмическая линия»);

  • вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств,

  • возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту линию «линией исполнителя»);

  • вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведением компьютерного эксперимента (условно «линия формализации и моделирования»);

  • этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера (условно «линия информационных технологий»).

ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:



  • получить представление о сущности информационных процессов, структуре и назначении основных элементов информационных систем, функциях обратной связи, общности информационных принципов строения и функционирования систем различной природы;

  • получить представление о носителях информации, процессе передачи информации, линии связи;

  • познакомиться со способом измерения информации, единицами количества информации (бит, байт, килобайт и т. д.).

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:



  • уметь приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

  • иметь представление об информационных системах, общности информационных принципов строения и функционирования управляющих органов этих систем независимо от их природы;

  • иметь представление о принципах работы замкнутых и разомкнутых систем управления, обратной связи; иметь представление о мере количества информации, знать основные единицы количества информации.

ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:



  • понять функции языка как способа представления информации;

  • познакомиться с двоичной формой представления информации, ее особенностями и преимуществами;

  • получить представление о типах величин;

  • познакомиться с принципами представления данных и команд в компьютере.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:



  • знать особенности и преимущества двоичной системы счисления;

  • знать типы величин и формы их представления для обработки на компьютере.

АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ

Изучение учебного материала данной содержательной линии курса обеспечивает учащимся возможность:



  • уяснить (на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, узнать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;

  • освоить основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применение их для построения алгоритмов решения учебных задач;

  • получить представление о «библиотеке алгоритмов», научиться использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;

  • получить представление об одном из языков программирования (VB), использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач.

ЛИНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ (КОМПЬЮТЕРА)

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:



  • получить представление о функциональной организации компьютера, общих принципах работы его основных устройств и периферии;

  • понять принцип автоматического исполнения программ в компьютере;

  • узнать название и получить представление о назначении основных видов программного обеспечения компьютера: функциях базового программного обеспечения, назначении программы транслятора, применении языков программирования, инструментальных программных средств, прикладного программного обеспечения;

  • узнать основные типы ЭВМ и их важнейшие характеристики;

  • познакомиться с основными этапами развития информационно - вычислительной техники и программного обеспечения ЭВМ.

ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:



  • получить представление о моделировании как методе научного познания;

  • понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • иметь представление о сущности формализации и методе моделирования;

  • уметь построить простейшие модели и исследовать их с использованием компьютера.

.

ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:



  • знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;

  • пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;

  • пользоваться простым графическим редактором;

  • обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;

  • осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления; применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;

  • иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;

  • иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.

.Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:



  • исполнять в режиме диалога простую прикладную программу (типа «Решение квадратного уравнения», «Построение графиков функций» и т. д.);

  • набирать на компьютере и корректировать простой текст;

  • строить простейшее изображение с помощью графического редактора;

  • уметь обращаться с запросами к базе данных; выполнять простейшие вычисления, используя электронную таблицу (типа подсчета общей стоимости покупок в магазине);

  • уметь самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ;

  • иметь представление о телекоммуникациях, их назначении, возможностях применения мультимедиа технологий.

Учебно – методические средства

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:



    • учебник по базовому курсу Н. Д. Угринович. «Информатика. Базовый курс. 9 класс» – Москва, БИНОМ, 2012г.;

    • методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;

- Материалы Интернета

- Учебно-методический комплекс в Интернете на сайте "Информатика и информационные технологии" по адресу: http://iit.metodist.ru
скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям
213.96kb.
Рабочая программа по информатике и икт для 8-9 классов разработана на основе Примерной программы основного (общего) образования по информатике и икт
110.88kb.
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям
67.02kb.
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе Примерной программы по информатике и информационным технологиям среднего (полного) общего образования
98.88kb.
Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и икт»
349.28kb.
Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и икт
252.16kb.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы»
493.03kb.
Программа по информатике для 9 класса основного общего образования умк макаровой Н. В. 2011-2012 уч год
350.45kb.
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, государственного стандарта основного общего образования по информатике и икт
161.14kb.
Программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям
245.77kb.
Программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям
255.52kb.
Программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям
296.76kb.