Главная стр 1
скачать
I.Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Музыка» ориентирована на учащихся 1-4 классов и разработана на основе следующих документов:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373с изменениями от 26.11.2010), регистрационный №19707 от 04.02.2011, от 22.09.2011 №2357, регистрационный №22540 от 12.12.2011).

2. Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы авторов Л.В. Усачёвой, В.О. Школяр (образовательная система «школа 2100» Федеральный государственный образовательный стандарт) и на основе примерной образовательной программы для образовательных учреждений по музыке. Начальная школа (сост.Е.С. Савина, -4-е изд. перераб. - М: Просвещение 2013-233с. - стандарты второго поколения).

3.Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. Дошкольное образование (Под науч Ред. Д.И.Фельдштейна- М:Баласс, 2011). Ред. Д.И.Фельдштейна –М: Баласс, 2011).

Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Задача предмета - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:



  • общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

  • задачам образования – развитие способностей к художественно-образному, эмоционально – ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.


Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а так же систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека, необходимо, прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. В качестве ведущей для музыкального развития обучающихся выступает тема «Искусство слышать»- главная тема 1 класса, получающая продолжение во всех последующих классах «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать обучающимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения обучающихся на процессуальности своего духовного мира. Вслушиваясь в колыбельные песни (1 класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенной мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2 класс), в интонации патриотических песен (3 и 4 классы), обучающиеся соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.

2.Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего, предусматривается воссоздание обучающимися какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например:



  • музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;

  • учатся графическим изображением знаков – букв и нот:

  • учатся видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий;

  • пробуют сами создавать графически музыкально-смысловые соответствия.


3.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Одна из центральных позиций развивающих важнейший принцип Д.Б.Кабалевского о доступности обучающихся младщего щкольного возраста высочайших образцов серьёзной музыки, о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира обучающихся, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С.Баха, В.А.Моцарта, Э.Грига, Ф.Шопена, П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского, М.И.Глинка, С.В.Рахманинова, А.И.Хачатуряна, Д.Б.Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденное расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни. Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности обучающихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.
4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным – «Слушание музыки», а ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней, это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевасть, интонация, развитие и построение музыки. Это содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству, преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Через практические задания («Лаборатория музыки») обучающиеся, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.



5.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

1.Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Отталкиваясь от особенностей восприятия музыки обучающимися младших классов – образность, ассоциативность, развитое воображение и интуиция – содержание учебников по искусству основывается на знаково-символической природе книги. Каждая новая проблема, новое содержание рождают новые средства, требуют новых форм изложения материалов:



  • создаётся эмоционально-образная атмосфера, которая была бы близка детям, вызывала бы освоению музыке ассоциации, способствовала бы освоению музыкального знания в определённой логике;

  • используются средства изобразительного ряда, способствующие одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии.

Одним из главных приёмов организации изобразительного материала становится монтаж (наплывы, крупные планы, многомерность композиционных замыслов). Это позволяет свободно устанавливать любые связи между внешне несовместимыми и, казалось бы, никак не сочетаемыми явлениями, делает видимыми содержательные линии картины, даёт возможность, благодаря ассоциативному ряду «путешествовать» по полифонической ткани изображения, вслушиваться в «звучащую» картину.
2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
Уход от бытующих практике начальной школы тенденций преподавания, либо упрощённого искусства, либо упрощённого преподавания искусства обеспечивается основополагающим принципом содержания предмета – принципом возвышения детей до филосовского содержания искусства.

При этом роль учителя вытекает из самой природы искусства, где общечеловеческое в виде художественной идеи нравственно-эстетического содержания, воплощается, транслируется и воспринимается «единство в многообразии» - во множестве индивидуальных интерпретаций.


Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку, что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир – это не поиск некой абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире.

К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры. У детей появляется чувство, что от них зависит человеческий прогресс вообще, а музыкальные сокровища – это не только собрание «музейных экспонатов», но и безостановочный, постоянно развивающийся культурно-исторический процесс, в котором главным становится его обогащение через собственное живое творчество. Отношение к продуктам детского творчества – сочинённой мелодии, спетой песне, придуманной драматизации, воплощению музыки в рисунке и т.д.- рассматривается как факт развития ребёнком человеческой культуры.
2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Личностные результаты постижения музыкально искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов музыкально-учебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если обучающийся, занимаясь музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполнителя. слушателя и сам непосредственно её воспроизводит. Урочная деятельность, содержание учебников так или иначе направлены на одно: поставить школьников в позицию музыкантов, воспроизводящих или заново создающих произведение. Отсюда обращение к детям:

•Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания).

•Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности).

•Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкального звука).

•Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхождения» в игру).

Музыка – искусство идеальное пространственно-временное, поэтому разработан приём использования пространства клавиатуры не для изучения схемы расположения нот, октав, гамм, аккордов. Живописные партитуры, сочетающие нотную графику и рисунок самой клавиатуры, рассчитаны на то, что ребёнок, без конкретного знания нот, визуально будет «переносить» звуки с партитуры на реальную клавиатуру. Следовательно, клавиатура в учебниках – это полотно, на котором конкретизируется идеальный пластический и пространственный музыкальный образ на основе собственных ощущений ребёнком пространства, времени, объёма, движения, а также и цветовых ассоциаций звучания.

Предусмотрено, что в 3-м и 4-м классе школьники, осваивая музыкальную речь, выполняют свои индивидуальные проекты, связанные с восприятием природных и жизненных явлений: «утро жизни», «восход», «ночь», «характер человека» и прочее.



Программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах:

- обучение музыки как живому образному искусству;

- обобщающий характер знаний;

- тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.

В учебниках доступным языком даётся представление о музыкальной культуре многонациональной России. Здесь, особенно на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.

Учебник 1 класса знакомит с детским музыкальным фольклором (колыбельная песня, загадки, пословицы, народные игры). Это позволяет естественно вводить обучающихся в более сложные художественные явления, например, былину, сказочные фрагменты опер («Руслан и Людмила» М.И.Глинки).

Учебник 2 класса раскрывает содержание музыкального искусства через темы «О чём говорит музыка», «Какую роль играет музыка в жизни человека», «Что музыка может выражать (характер, настроение, эмоции) и изображать (движение, покой)». Пониманию единства мысли , речи, характера человека послужит представленная в учебнике «Галерея» портретов русских людей , написанных художниками – передвижниками.

Учебник 3 класса играет кульминационную роль, поскольку вводит обучающихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах – от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта.

Учебник 4 класса даёт обучающихся представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. В учебнике найден «ключ» для выявления национальных особенностей, характерных черт музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.)

Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать не случайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.

Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности обучающихся, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).

В представленных материалах широко используется нотная графика. Применение нотной записи не преследует целей заучивания нотных примеров, ритмических рисунков, они, скорее иллюстрируют объяснения учителя выступают ассоциативным обрамление музыкальной фразы, мелодии.

Педагогическая задача – постепенно сделать для обучающихся общение с нотными обозначениями привычным и естественным, а главное приучать находить важные содержательные соответствия между слышимым звучанием музыки и его выражением (отображением) в нотных знаках.
II. Особенности содержания программы и тематическое планирование

В этом варианте программы органично соединены программы1–3-го классов трёхлетней начальной школы и программа для 1-го класса четырёхлетней начальной школы. Обе разработаны под руководством Д.Б. Кабалевского.

Структурное отличие программы для 1 класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.

Главная и единственная тема первого года обучения музыке в школе – «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки, и поэтому она представлена более подробно – 8 тематическими блоками, а не по четвертными темами.

Тематика 2-4 классов организована по четвертям. Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание программы и вызваны объективными условиями её реализации в современной российской школе.

Срок реализации РУП

4года, всего 135 часов: в 1 классе – 33 часа, во 2 классе – 34 часа, в 3 классе – 34 часа, в 4 классе – 34 часа.


Основная организационная форма обучения – урок. В конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом проводятся обобщающие уроки.

Вспомогательные формы организации обучения: кружки «Домисолька», «Весёлые нотки», «Радуга», «Капельки».

Эпизодические мероприятия: смотры, конкурсы, праздники;

Методы обучения:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод концентричности организации музыкального материала;

- метод забегания вперёд и возвращения к пройденному (перспективы и

ретроспективы в обучении);

- метод создания «композиций» в форме диалога, музыкальных

ансамблей и др.);

- метод игры;

- метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Средства обучения:

для учителя – учебные и наглядные пособия (портреты композиторов, музыкальные инструменты), демонстрационные устройства, технические средства (CD проигрыватель, синтезатор), компьютер, мультимедийный проектор

для учащихся – учебник, рабочая тетрадь, , письменные принадлежности.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-комуникационные, личностно ориентированные.

Виды контроля: текущий, тематический и итоговый.

Формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная. Основными формами контроля знаний, умений и навыков обучающихся являются: анализ и оценка учебных, учебно – творческих и творческих работ, устный опрос.

Методы контроля:

-устный контроль индивидуальный и фронтальный;

-письменный контроль фронтальный (контрольная работа).

В конце каждого года обучения во 2-4 классах проводится итоговая контрольная (тестовая) письменная работа.



В 1-ом классе безотметочное обучение. В классных журналах обучающихся в конце учебного года заносится запись - «успевает» - справился, « не успевает»- не справился.



скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по учебному предмету «Музыка» ориентирована на учащихся 1-4 классов и разработана на основе следующих документов
280.7kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Музыка» ориентирована на учащихся 1-4 классов и разработана на основе следующих документов
147.85kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Музыка» ориентирована на учащихся 1-4 классов и разработана на основе следующих документов
206.3kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Музыка» ориентирована на учащихся 1-4 классов и разработана на основе следующих документов
340.11kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» ориентирована на обучающихся 5-9 классов и реализуется на основе следующих документов
226.19kb.
Рабочая программа по учебному предмету Иностранный язык (английскому) ориентирована на учащихся 5-9 классов и реализуется на основе следующих документов
398.56kb.
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности»
39.66kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Коми язык» ориентирована на обучающихся 2-4 классов и составлена на основе следующих документов
390.78kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» ориентирована на обучающихся 1-4 классов и реализуется на основе следующих документов
857.66kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
374.16kb.
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов и реализуется на основе следующих документов
360.17kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя требования федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
100.6kb.