Главная стр 1
скачать

Пояснительная записка.

Содержание курса информатики и ИКТ


6 класс (1 ч. в неделю, 34 ч. в год)

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник «Информатика и ИКТ. 6класс. Босова Л.Л.,», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; «Рабочая тетрадь по информатике для 6 класса», Босова Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методического пособия «Уроки информатики в 5-7 классах», Л. Босова, А. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.

Учебник «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» для 6 класса автора Босовой Л.Л. разработан с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.

В учебнике представлена логика обучения пропедевтическому курсу информатике и ИКТ в 6 классе, которая отражает идею о том, что данный этап является наиболее благоприятным для формирования инструментальных (операциональных) ресурсов развития личности, что позволяет достичь метапредметных образовательных результатов (на определённом уровне) на базе информатики и информационных технологий. Таким образом, являясь пропедевтическим по отношению к базовому курсу, обучение информатике и ИКТ по учебникам Босовой Л.Л. предоставляет возможность организовать деятельность целенаправленного развития универсальных учебных действий, которое может быть продолжено в 8, 9 классах.


Цели и задачи обучения

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.


Изучение информатики и ИКТ в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


В 6 классе необходимо решить следующие задачи:

- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;

- создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

- расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

- организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.
Универсальные учебные действия

Личностные:

- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

- основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

-способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

-готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

-способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

-развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.


Предметные:

Учащиеся должны:

определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

различать необходимые и достаточные условия;

иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

определять назначение файла по его расширению;

выполнять основные операции с файлами;

уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.



Тематическое планирование
1. Компьютер и информация (18 ч)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации.

История вычислительной техники.

История счета и систем счисления.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1. Работа с файлами и папками. Часть 1.

Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word.

Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи.

Практическая работа №4. Нумерованные списки.

Практическая работа №5. Маркированные списки.
2. Человек и информация (22 ч)

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.



Компьютерный практикум

Практическая работа №6. Создаем таблицы.

Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице.

Практическая работа №8. Строим диаграммы.

Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint.

Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе.

Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word.

Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.


3. Элементы алгоритмизации (24 ч)

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.



Графические исполнители в среде программирования Qbasic.Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.



Ханойская башня.
Компьютерный практикум

Практическая работа №13. PowerPoint. «Часы».

Практическая работа №14. PowerPoint. «Времена года».

Практическая работа №15. PowerPoint. «Скакалочка».

Практическая работа №16. Работа с файлами и папками. Часть 2.

Практическая работа №18. Знакомство со средой программирования Qbasic.

Практическая работа №19. Исполнитель DRAW.

Практическая работа №20. Исполнитель LINE.

Практическая работа №21. Исполнитель CIRCLE.
4. Повторение изученного (6 ч)

Практическая работа №17. Создаем слайд-шоу.



Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, презентация, анимация).


Учебно-тематический план




Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

6 класс

1

Компьютер и информация

12

6

6

2

Человек и информация

12

6

6

3

Алгоритмы и исполнители

8

3

5




Резерв

3

1

2




Итого:

34

16

18





Поурочное планирование 6 класс


Номер урока

Тематика урока

Параграф учебника

Дата

I четверть

План

Факт

1.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Ваш учебник, §1.1.







ЦОР

Плакаты «Техника безопасности», «Компьютер и информация».

Презентации «Техника безопасности», «История вычислительной техники»







2.

Файлы и папки.

Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками»

§1.2







ЦОР

Плакат «Как хранят информацию в компьютере».

Презентация «Файлы и папки»







3.

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 1)

§1.3 (введение)







ЦОР

Плакат «Цифровые данные».

Презентации «История счета и систем счисления», «Цифровые данные» (часть 1).

Файл Ошибка.doc







4.

Двоичное кодирование числовой информации.

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2)

§1.3 (1)







ЦОР

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные» (часть 1)







5.

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Работа с приложением Калькулятор



§1.3 (1)







ЦОР

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные» (часть 1)







6.

Тексты в памяти компьютера.

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1)

§1.3 (2)







ЦОР

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные» (часть 2)







7.

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2)

§1.3 (2)







ЦОР

Плакат «Цифровые данные»

Презентация «Цифровые данные» (часть 2).

Файл Заготовка.doc







8.

Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа.

Практичес-кие работы №№1–3.







ЦОР

Файлы для печати ПК1_1.doc, ПК1_2.doc, ПК1_3.doc







II четверть







9.

Растровое кодирование графической информации.

§1.3 (3)







ЦОР

Плакат «Цифровые данные».

Презентация «Цифровые данные».

Файл Образец.bmp







10.

Векторное кодирование графической информации.

Практическая работа №4 «Нумерованные списки»

§1.3 (3)







ЦОР

Плакат «Цифровые данные»; «Цифровые данные» (часть 3); файлы: Слова.doc, Кувшин.doc









11.

Единицы измерения информации.

Практическая работа №5 «Маркированные списки»

§1.4







ЦОР

Плакат «Как хранят информацию в компьютере».

Презентация «Единицы измерения информации».

Файлы Чудо.doc, Природа.doc, Делитель.doc







12.

Контрольная работа.

Информация и знания.



Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2)

§2.1







ЦОР

Файлы для печати КР1_1.doc, КР1_2.doc.

Презентация «Информация и знания».Файл Пары.doc







13.

Чувственное познание окружающего мира.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 3–4)

§2.2







ЦОР

Презентация «Чувственное познание».

Файлы Семь чудес света.doc, Солнечная система.doc







14.

Понятие как форма мышления.

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице»

§2.3 (введение)







ЦОР

Презентации «Мышление», «Понятие» (часть 1).

Файл Загадки.doc







15.

Как образуются понятия.

Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания1, 2)

§2.3 (1)







ЦОР

Презентация «Понятие» (часть 2).

Файлы Задача1.doc, Задача2.doc







16.

Структурирование и визуализация информации.

Практическая контрольная работа

Практические работы №№4-8







ЦОР

Файлы для печати ПК2_1.doc, ПК2_2.doc, ПК2_3.doc







III четверть







17.

Содержание и объем понятия.

Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3–5)

§2.3 (2)







ЦОР

Презентация «Содержание и объем понятия».

Файлы Задача3.doc, Задача4.doc, Задача5.doc







18.

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1–3)

§2.3 (3)







ЦОР

Презентация «Отношения между понятиями» (часть 1).

Файл Головоломка.bmp







19.

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 4–7)

§2.3 (3)







ЦОР

Презентация «Отношения между понятиями» (часть 2).

Файлы Клоуны.bmp, Флаги.bmp, Лепестки.bmp







20.

Определение понятия.

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1–3)

§2.3 (4)







ЦОР

Презентация «Понятие»







21.

Классификация.

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (Задания 4–6)

§2.3 (5)







22.

Суждение как форма мышления.

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1–3)

§2.4







ЦОР

Презентация «Суждение».

Файл Домик.doc







23.

Умозаключение как форма мышления.

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 4–6)

§2.5







ЦОР

Презентация «Умозаключение».

Файл Конструктор.doc







24.

Контрольная работа. Что такое алгоритм.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему»

§3.1







ЦОР

Интерактивные тесты test5-1.xml, test5-2.xml.

Файлы для печати тест5_1.doc, тест5_2.doc







25.

Исполнители вокруг нас.

Логическая игра «Переливашки»

§3.2, §3.3







ЦОР

Плакат «Алгоритмы и исполнители»; презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 1)

Виртуальная лаборатория «Переливашки»







26.

ЦОР

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа



Практические работы №№8-9.







Презентация «Алгоритмы и исполнители» (часть 2).

Файлы для печати ПК3_1.doc, ПК3_2.doc, ПК3_3.doc







IV четверть







27-28.

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы»



§3.4 (1)







ЦОР

Плакат «Алгоритмы и исполнители».

Презентация «Типы алгоритмов» (часть 1).

Образцы выполнения задания — файлы Город.ppt, Дом.ppt, Лебеди.ppt, Муха.ppt, Часы.ppt, Читатель.ppt.







29-30.

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №14«PowerPoint. Времена года»

§3.4 (2)







ЦОР

Плакат «Алгоритмы и исполнители».

Презентация «Типы алгоритмов» (часть 2).

Образцы выполнения задания — файлы Времена года.ppt, Головные уборы.ppt







31-32.

Циклические алгоритмы.

Практическая работа №15. «PowerPoint. Скакалочка»

§3.4 (3)







ЦОР

Плакат «Алгоритмы и исполнители».

Презентация «Типы алгоритмов» (часть 3).

Образцы выполнения задания — файлы Прыжки.ppt, Скакалочка.ppt







33.

Контрольная работа.

Систематизация информации.



Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2»

§1.2







ЦОР

Интерактивные тесты test6-1.xml, test6-2.xml.

Файлы для печати тест6_1.doc, тест6_2.doc







34.

Итоговый мини-проект.

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу»











Содержание курса информатики и ИКТ


7 класс (1 ч. в неделю, 34 ч. в год)

Тематическое планирование
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):


  • объекты и системы;

  • информационное моделирование

  • алгоритмика.

Раздел 1. Объекты и системы.


Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Раздел 2. Информационное моделирование


Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.


Раздел 3. Алгоритмика


Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Учебно-тематический план




Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Объекты и системы

8

6

2

2

Информационные модели

12

5

7

3

Алгоритмика

12

5

7




Резерв

2

0

2




Итого:

34

16

18

Поурочное планирование курса 7 класс


Номер урока

Тематика урока

Параграф учебника

I четверть

1.

Техника безопасности и организация рабочего места.

Объекты и их имена. Признаки объектов.

Практическая работа №1.


Введение, §1.1,§1.2




Плакат «Техника безопасности»;

презентации: «Техника безопасности», «Объекты и их признаки»



2.

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №2.



§1.3, §1.4




Презентация «Отношения объектов»; файл Описание.doc

3.

Состав объектов.

Практическая работа №3. Задания 1-3.



§1.5




Файлы: Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc

4.

Системы объектов.

Практическая работа №3. Задания 4-6.



§1.6




Презентация «Системы объектов»; файлы: Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc

5.

Система и окружающая среда.

Практическая работа №3. Задания 7-9.



§1.7




Презентация «Системы объектов»; файлы: Ал-Хрезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc

6.

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа.



§1.8




Интерактивные тесты: test7-1.xml, test7-2.xml;

файлы для печати тест7_1.doc, тест7_2.doc





Контрольная работа №1 по теме: «Объекты и системы».

8.

Модели объектов и их назначение.

Практическая работа №4. Задания 1-3.



§2.1




Презентация «Модели объектов»; файлы: Портрет(заготовка).doc, История.doc

9.

Информационные модели.

Практическая работа №11.



§2.2




Презентация «Информационные модели»

II четверть

10.

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4. Задания 4-5.



§2.3




Файлы: Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Сиквейн.doc, Вулкан.doc

11.

Словесные информационные модели. Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.

Практическая работа №4. Задания 6-7.



§2.3

12.

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4. Задания 8-9.



§2.3




Файлы: Слова.doc, Текст.doc

13.

Многоуровневые списки.

Практическая работа №5.



§2.3




Файлы: Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc

14.

Математические модели.

Контрольная работа №2.



§2.4




Интерактивные тесты: test8-1.xml, test8-2.xml;

файлы для печати тест8_1.doc, тест8_2.doc



15.

Табличные информационные модели.

Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа №6. Задания 1-2.


§2.5(1)




Презентация «Табличные информационные модели»; файл Природа России.doc

16.

Простые таблицы. Типы таблиц.

Практическая работа №6. Задания 3-4.



§2.5(2)




Файлы: Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp

17.

Сложные таблицы. Типы таблиц

Практическая работа №6. Задания 5-6.



§2.5(3)

III четверть

18.

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №6. Задание 7.



§2.6

19.

Вычислительные таблицы.

Практическая работа №7.



§2.7

20.

Электронные таблицы.

Практическая работа №8. Задания 1-3.



§2.8




Файл Температура.xls

21.

Электронные таблицы.

Практическая работа №8. Задания 4-6.



§2.8

22.

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Практическая работа №9. Задания 5-7.



§2.9 (1,2)




Презентация «Графики и диаграммы»; файл Температура.xls

23.

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

. Практическая работа №9. Задания 1-3.



§2.9 (3)




Презентация «Графики и диаграммы»

24.

Графики и диаграммы.

Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»Практическая работа №9. Задание 4.



§2.9 (4)




Презентация «Графики и диаграммы»

25.

Многообразие схем и сферы их применения. Использование графов при решении задач.

Практическая работа №10. Задания 1-2.



§2.10 (1)




Презентация «Схемы»; файл Солнечная система.doc

26.

Информационные модели на графах.

Практическая работа №10. Задания 3-5.



§2.10 (2)




Презентация «Графы»; файл Поездка.doc

27.

Деревья. Использование графов при решении задач.

Практическая работа №10. Задания 6-7.

Проверочная работа


§2.10 (2,3)




Презентация «Графы»

Файлы для печати ПР1_1.doc, ПР1_2.doc



28. Контрольная работа №3. Обобщение и систематизация знаний по теме «Информационное моделирование»

IV четверть

29.

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник.

Управление Чертежником.

Работа в среде Алгоритмика.



§3.1, §3.2(1, 2)




Презентация «Алгоритм — модель деятельности исполнителя»

30.

Исполнитель Чертежник.

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде Алгоритмика


§3.2(3)

31.

Исполнитель Чертежник.

Цикл повторить n раз.

Работа в среде Алгоритмика


§3.2(4)

32.

Исполнитель Робот.

Цикл «пока».

Работа в среде Алгоритмика


§3.3(2, 4)

33.

Исполнитель Робот.

Ветвление.

Работа в среде Алгоритмика


§3.3 (5)

34.

Обобщение и систематизация. Итоговое тестирование по курсу 7 класса.








Планируемые результаты изучения информатики


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Раздел 1. Информационное моделирование

Выпускник научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

  • сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.


Раздел 2. Алгоритмика

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;


Выпускник получит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.



Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 5–6 - 7 классов


  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20012.

  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»

  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»

  9. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

скачать


Смотрите также:
Пояснительная записка с целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и икт»
364.59kb.
Пояснительная записка. Содержание курса информатики и икт
294.5kb.
Пояснительная записка «Информатика x-xi»
144.17kb.
Пояснительная записка Цели и задачи Изучение информатики и икт в 6 классе направлено на достижение следующих целей
203.81kb.
Пояснительная записка Цели и задачи Изучение информатики и икт в 5 классе направлено на достижение следующих целей
168.24kb.
Пояснительная записка быстрое развитие информационных технологий в последнее время постоянно заставляет пересматривать цели школьного курса информатики и вносить коррективы в его содержание
142.87kb.
Рабочая программа учебного курса «Информатики и икт»
113.45kb.
Рабочая программа учебного курса «Информатики и икт»
131.92kb.
Пояснительная записка содержание курса «Информатика и икт»
304.11kb.
Пояснительная записка : в базовом курсе «Информатика и икт»
87.06kb.
Пояснительная записка согласно Базисному учебному плану (федеральный компонент) от 2004 года общеобразовательный курс «Информатика и икт»
734.59kb.
Рабочая программа курса информатики и икт
289.3kb.