Главная стр 1
Тема: Правописание частиц не и ни
Цели: Закрепление умения определять частицы,

характеризовать их ;

формирование различать частицы не и ни;

орфографический и пунктуационный повтор.



Ход урока

I Организация класса.

II.Проверка домашнего задания

1. Распределить частицы в два столбика (устно),

1. с точки зрения орфографии

2. в зависимости от разряда

3. по какому принципу можно разделить частицы, образующие формы глаголов



1)ли, ка, то, же, бы

2) пусть, не, уж, вряд ли, лишь, бы, давай

3) бы, пусть, б, пускай, да, давай, давайте
III. Синтаксический анализ

1. Вокруг дома, разбросав широкие тени, раскинулся огромный сад, не

заросший густой травой и радующий своим изобилием. (Повеств, невоскл, прост, двусост, распр, осл прич. и дееприч об.)
2.Заросший

Расстилаться

Прикосновение

Разгоралась

Поклонившись
3 Проверка

(К предложению)

- Найдите в предложении слово с чередующейся гласной

- найдите в предложении слова, написание приставок которых зависит от глухости-звонкости следующей буквы.


IV. Орфографическая разминка

  1. Проверочный диктант

Никто не пишет,

небольшой рассказ,

далеко не красавица,

небольшой , но уютный дом,

не глядя под ноги

невспаханное поле

никем не прочитанное письмо

мероприятие не организовано




  1. Морфологическая разминка

Раскинулся

  1. Гл

  2. Н.Ф раскинуться

  3. ПМП возвр, сов.в, неперех, I спр

  4. НМП изъяв. н, прош.вр., ед.ч, м.р.

3 Проверка

V. Постановка проблемного вопроса

1. - К концу урока мы долж­ны суметь объяснить употребление и написание частиц не и ни в


этих предложениях:

Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле , ни в дубраве, ни при опасной переправе.

Кто бы к нему ни заходил, он всем рад.
2. Объяснение нового материала.
1) Различение частиц не и ни.



На небе не было ни облачка.(На доске)
- Какую частицу можно опустить и смысл предложения не изменится, а просто станет менее выразительным?

-Что произойдет, если убрать частицу НЕ?

-Какой вывод можно сделать


  1. Закрепление:

Употребите нужную частицу в словосочетаниях (буквы пропущены):

Н.. видно н.. огонька

Н.. помню н.. строчки

Н.. хочу н.. кусочка

4. Изучение дополнительного теоретического материала


(с. 163-164):

-Какие еще значения могут иметь частицы «не» в пред­ложениях?

(1. Двойное отрицание(утвердительное значение)

2.Обобщающего характера ( утвердительное значение)

3. Отрицание)

- Найдите примеры в упр. 358 (карандашом, потом про­верка вслух).

(снова сделать вывод)
5.Аналогичная работа по пункту 2 на с. 164

-Какие еще значения могут иметь частицы «ни» в пред­ложениях?

1.Усиление отрицания с отрицательными словами

2. Отрицание без отрицательных слов

3. В придаточной части обобщающего типа

Упр. 359.(Устно)


1 -1,3, 4

2- 2


3-5
6. Не следует путать:
Не один (много, несколько) Ни один (никто)

Не раз (много раз) ни разу (никогда, совсем)


7. Закрепление
(На доске) (Объяснить)

В лесу я был не один.

Ни один из экскурсантов не опоздал к поезду.

Мы не раз были в Крыму.


8.Закрепление

Предложения для анализа: (Устно)



  1. На небе н.. облачка.

  2. Когда н.. посмотришь на море, оно прекрасно.

  3. На берегу озера нет н. души.
    4) Н.. с места!

  1. Что н.. расскажет он о турпоходе, все интересно.

  2. Никто н.. мог н.. знать о происшедшем.

  3. Кто н.. знает басен И.А.Крылова.

  4. Наш класс н.. раз занимал призовые места в школьных соревнованиях

VI. Закрепление изученного




  1. Объяснительный диктант

В комнате ни души

В газете не было ни строчки о спорте

Это предложение ни у кого не вызвало никаких возражений

Там я не был ни разу

Я не раз любовался этим местом
Задание : правильно подобрать частицу и прикрепить

Ни один из спортсменов не опоздал на соревнования.

За две недели не упало ни капли дождя.

Не слышно было ни весёлых песен, ни смеху.

Алексей не мог не удивиться ловкости акробата.


  1. Работа по карточкам

Н.. одна свежая струя н.. проникала в открытые окна.

Кто н.. проклинал станционных смотрителей, кто с ними н.. бранивался.

Как я н.. старался завернуться в бурку, но холодный ветер находил где-нибудь щелку.

На дворе н.. ветерочка.

Мы н.. раз приходили к ним в гости.



  1. Работа с сигнальными карточками

Кто ни увидит эту картину, все в восхищении.

Кто не увидит эту картину, тот многое потеряет.

Цветы долго не поливали, и они засохли

В доме нет ни души.

На небе ни облачка.

Мы там были не раз.

Ученик не мог не выучить этот урок.
4.Указать ошибку (На доске)

Ни одна березонька в поле стояла.

Согнало снег, а зелени ни травки , ни листа.

Где он только ни бывал.

Ребята ни раз ездили на экскурсию.

Кто не приезжал к нам, все восхищались красотой наше местности.


VI. Диагностика усвоения.


  1. Укажите предложение, в котором необходимо употребить частицу ни

  1. Они н.. удержатся в тиши.

  2. Кто н.. бывал в тайге, тот н.. поймет всей ее прелести.

  3. Экипаж не был похож н.. на тарантас н.. на коляску.

  4. Наши спортсмены н.. раз одерживали победу в соревнованиях.




  1. Укажите предложение, в котором нужно употребить частицу не

  1. Куда н.. пойду по отцовскому краю – по голосу каждую птицу узнаю.

  2. Здесь нет н.. души.

  3. Мой друг н.. мог н.. помочь мне.

  4. Вокруг н.. движения, н.. звука.




  1. Укажите предложение с ошибкой

  1. Ни одна тоненька я травка, н.. один лист не шевельнулись.

  2. Когда не приедешь к бабушке, она всегда встречает нас пирогами.

  3. В окнах не было ни одного стекла.

  4. Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту.

VII/ Итог.

Какое значение имеет частица не? Ни?

Какие орфограммы мы сегодня с вами повторили?




  1. Работа по карточкам

Н.. одна свежая струя н.. проникала в открытые окна.

Кто н.. проклинал станционных смотрителей, кто с ними н.. бранивался.

Как я н.. старался завернуться в бурку, но холодный ветер находил где-нибудь щелку.

На дворе н.. ветерочка.

Мы н.. раз приходили к ним в гости.






Смотрите также:
Различение частиц не и ни
114.29kb.
Правописание частиц не и ни
62.66kb.
Разработка урока русского языка в 7 классе Правописание частиц (урок-закрепление) Учитель русского языка и литературы Посталюк Ирина Сергеевна
42.38kb.
Правописание частиц не и ни (7 класс) Укажите предложения, в которых пишется не
22.29kb.
Теоретическая часть
92.63kb.
Масса и строение частиц
198.61kb.
1. Методы регистрации заряженных частиц
25.26kb.
Николай сергеевич акулов
66.15kb.
3. Пропорциональный счетчик, основные характеристики, область применения
29.32kb.
Программа Ладыженской Т. А., Баранова М. Т., Тростенцовой Л. А
396.85kb.
11. эффективная масса и эффективный импульс частиц в эфире
84.06kb.
Обменное взаимодействие в синхронно связанной паре релятивистских магнитных ротаторов
118.2kb.