Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Сергиевский»

Православные праздники в русской литературе

Работу выполнила: учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МОУ «СОШ п. Сергиевский»

Зайцева Наталья Викторовна

п. Сергиевский

2012 – 2013 учебный год

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………3

Глава I. Рождественские традиции в прозаических произведениях…………………………………………………………………………………..4

Глава II. Рождественские традиции в лирических произведениях…………………………………………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………………………10

Список использованной литературы………………………………………………………11

Введение

Стоит первым снежинкам закружиться в морозном воздухе, как наступает особое время, когда все, от мала до велика, ждут волшебных, упоительных, самых семейных праздников - Рождества и Нового года. Они приносят в дом запах хвои и сладостей, мерцание гирлянд и стеклянных игрушек, радостные хлопоты и звонкий смех, но главное - атмосферу таинства, предвкушение чуда и веру в перемены к лучшему. Особенным счастьем в эти дни светятся лица детей, ведь ёлка для них как ожившая сказка, остающаяся в памяти на всю жизнь.


Идут года, сменяются поколения, одни традиции забываются и возникают новые, но ни с чем не сравнимое ощущение праздника остаётся таким же, как и сто лет назад. Оно складывается из тёплых, идущих от самого сердца слов на поздравительной открытке, сделанных своими руками подарков и ёлочных украшений, особых блюд на праздничном столе, народных обычаев, уходящих корнями в глубокую древность, традиционных песен и игр, а ещё из самых светлых стихов и рассказов русских писателей, повествующих об истинных чудесах, что свершаются в эти дни на земле.

В русской литературе огромное количество произведений, в которых рассказывается как наши предки праздновали эти праздники, из них мы можем узнать о традициях нашего народа, которые в последнее время стали забывать. Да, мы вроде бы и знаем как праздновать, но правильно ли мы все делаем. Поэтому в наше время актуально познакомиться с произведениями писателей-классиков, чтоб лучше узнать наше культурное наследие. Ведь автор в незатейливой, иногда в стихотворной форме, рассказывает о былом. А в наш сумасшедший век новых технологий все же важно чтитьи уважать культурное наследие наших предков.

В данной работе будут рассмотрены лишь малая часть тех произведений, которые связаны с празднование Рождества Христова, Нового года, Колядок, упомянуты имена и произведения писателей, которые, так или иначе, рассматривали данную тему в своем творчестве.

При преподавании литературы мы большую часть уделяем вниманию самых популярных произведений, но забываем о тех, в которых авторы рассказывают о истории нашего народа. И чтобы этого не произошло, можно внести некоторые поправки в свою работу, добавить рассказы и стихотворения для внеклассного прочтения, провести конкурсы рождественских чтецов.



Глава I. Рождественские традиции в прозаических произведениях.

6 января в 12 часов ночи начинается торжественное богослужение в православных храмах. А 7 января принято поздравлять друзей и родных с этим светлым праздником. В отличие от европейцев, которые стремятся отметить Рождество в кругу семьи, и даже двери закрывают, в России принято двери держать открытыми, чтобы заходили все, кто хочет отпраздновать Рождество, поделиться праздничной радостью.


Канун Рождества получил название «сочельник», и слово это происходит от ритуальной пищи, вкушаемой в этот день – сочива, каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, смешанной с медом и с миндальным и маковым соком.
Пищу в сочельник нельзя было принимать до первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам и Рождестве Спасителя. А с наступлением сумерек, когда загоралась первая звезда, садились за стол и делились облатками, желая друг другу всего доброго и светлого.
Рождество - праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом. Стол готовился обильный: блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок с начинкой из каши, свиная голова с хреном, свиная колбаса домашняя, жаркое, медовые пряники, сбитень и, конечно, жареный гусь.
Но совсем другу картину рисует Ф.М.Достоевский в своем произведении «Мальчик у Христа на ёлке». В дневниковом святочном рассказе нашли отражения горестные раздумья и переживания писателя над жизнью тех, о коих Господь сказал: «Пускайте детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19,14). 1

Рассказ начинается с экспозиции, из которой мы узнаем о судьбе мальчика, о том, что у него умерла мама, накануне праздника, и он остается один. Он решает погулять по улицам Петербурга, вокруг себя видит праздник, празднично одетых людей, которые покупают своим родным и друзьям подарки. Но никто из них не замечает маленького мальчика, у которого мерзнут руки, он голоден. Каждый из спеша встретить праздник в кругу семьи, забывает о главном, о том, что кто-то нуждается в тепле и заботе больше других. Автор описывает восхищение мальчика от детского праздника. Он любуется праздничным убранством города: «»Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пью что-то. Глядит мальчик, дивится уж и смеется, а у него уже болят пальчики на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить». И так гуляя по городу, он наблюдает за тем, как люди веселятся и празднуют. И в какой бы дом он не постучал, отовсюду его гонят. Автор обращает внимание читателей на то, как герой будет смотреть на маленьких деревянных куколок на витрине «маленькие, разодетыми в красные и зеленые платьица», которые «были совсем как живые», писатель противопоставляет «живых куколок» мертвым душам людей.

Устав бегать по улицам, мальчик устраивать отдохнуть во дворе, за дровами. Он засыпает и слышит голос, который его зовет. Он идет за этим голосом, и видит сказочную ёлку. Его никто не гонит, он видит таких детей, как и он сам, он видит свою маму. Герой попадает на Христову ёлку, в атмосферу любви и счастья, он обретает то, что у него не было на земле, - семью, дом, где его любят. А утром дворники находят маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика.

Ф.М.Достоевский в своем маленьком рассказе поведал нам о том, как красиво встречали Рождество Христово наше предки, но одновременно и затронул проблему равнодушия, жестокости, которые есть в наших душах, и о которых мы стараемся забыть.

С Рождества начинаются Святки – сплошные праздники, которые длятся до Крещенского Сочельника и сопровождаются гуляньями, посещением родных и друзей, маскарадами. В старину принято было колядовать.
Блистательное и законченное воплощение эта стихия нашла в «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя – сказке о красоте крестьянской жизни, проникнутой верой в высшую справедливость Божью.

В настоящее время трудно встретить человека, который не был бы знаком с героями книги Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и особенно повести «Ночь перед Рождеством». Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, они помогают нам лучше узнать и понять прошлое и настоящее. Основной темой творчества Н. В. Гоголя была тема народа.

В повести описан Сочельник — вечер накануне Рождества. Согласно Библии, Рождество знаменует появление на свет Иисуса Христа. В народе с давних времен Сочельник считался магическим временем. В это время происходило зарождение иной, неведомой жизни, а всему новому и неизвестному люди всегда приписывают необычайные свойства. Так и ночи перед Рождеством приписывается способность наделять обычные предметы волшебной силой. Кроме того, считалось, что в этот вечер с наибольшей полнотой проявляет себя всякая нечистая сила. Не случайно и Гоголь изображает именно в эту ночь появление ведьмы и черта на небе, кражу чертом месяца.
Гоголь, хорошо знавший традиции, очень достоверно, со всеми деталями, описывает празднование Рождества. С давних пор это событие сопровождалось различными народными обрядами, такими как гадания, колядование и другие. Люди верили, что если в этот вечер загадать желание, то оно непременно сбудется. В каждой семье накрывался праздничный стол, где всегда присутствовала кутья — знак богатого урожая, а также рыба, борщ, вареники, всевозможные пироги, «варенуха, перегонная на шафран водка и много всякого съестного».

В повести «Ночь перед Рождеством» мы видим молодых парней и девушек, которые ходят с колядками из дома в дом. «Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие». "Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану. Крик, хохот, рассказы оглушили кузнеца. Все наперерыв спешили рассказать красавице что-нибудь новое, выгружали мешки, хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки. Оксана, казалось, была в совершенном удовольствии и радости, болтала то с той, то с другой и хохотала без умолку. С какой-то досадою и завистью глядел кузнец на такую веселость и на этот раз проклинал колядки, хотя сам бывал от них без ума".2 Колядки представляют собой веселые песни, шутки, пожелания счастья и благополучия хозяевам дома. В награду из окон то и дело высовывается рука хозяйки «с колбасою в руках или куском пирога». Еще до наступления утра все село собирается в церкви: здесь и пожилые женщины «в белых суконных свитках», и дворянки «в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами», и девчата, «у которых на головах была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов», а впереди всех — дворяне и простые мужики с усами и чубами, «в кобеняках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка». И на лицах у всех — ощущение праздника.


Вся повесть наполнена радостной, светлой атмосферой праздника. Великий мастер слова, Н. В. Гоголь так ярко изобразил рождественские обычаи народа, что, читая его произведение, мы сами словно окунаемся в атмосферу народного праздника, становимся его участниками. Повесть «Ночь перед Рождеством» позволяет лучше узнать народные традиции.

В первой главе я рассмотрела только два прозаических произведения, в которых авторы рассказывают о традициях празднования Рождества. Но на самом деле их намного больше. Иван Сергеевич Шмелев с любовью представит в романе «Лето Господни» круглый год православного календаря, любуясь «рождеством в Москве». И даже скептический И. Бунин в «Темных аллеях» поместит неожиданный рассказ «Баллада». В нем ни разу не упомянуто слово Рождество. Начинается он словами: «Под большие зимние праздники...», – а заканчивается чудом преображения души страшного грешника. Но звезда в этом списке – повесть А. Толстого «Детство Никиты». Чудо Рождества в ней расцвечено красками чистой детской любви Никиты и Лили, их тайным обручением с помощью сказочно обнаруженного колечка с синим камушком.

Познакомив детей с этими произведениями, мы не только обогатим их багаж знаний, но еще и погрузим их в атмосферу рождественских праздников, а что самое главное, заставим задуматься о своем духовном воспитании.

Глава II. Рождественские традиции в лирических произведениях.

В первой главе я постаралась рассмотреть рождественские традиции в прозаических произведениях, а теперь рассмотрим лирические произведения.

Рождество Христово — величайший после Пасхи православный праздник, праздник прихода Бога в телесном облике в земную жизнь. Младенец родился в полутемном холодном хлеву в пригороде небольшого городка Вифлеема. На место Рождения Христа указывала яркая Вифлеемская звезда, за светом которой следовали три восточных царя (или волхва) Валтасар, Гаспар и Мельхиор, которые принесли в дар Божественному Младенцу золото, ладан и смирну. Золото — Царю, ладан — Богу, смирну — Человеку. Рождественские образы и мотивы широко распространены в творчестве русских поэтов.

Великий русский поэт В.Жуковский в своей балладе «Светлана» не только повествует о колядках, визитов ряженых, но рассказывает о традиции русских гаданий.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.3

Некоторые гадания сопровождались подблюдными песнями. Гадали во всё время Святок, но особенно правдивыми считались гадания в страшные вечера.

Гадания были связаны с язычеством. Девушки снимали нательные крестики, не крестились, выходя из дома на гадание. На улице закрывали лицо платком, чтобы не быть узнанными. Делалось это не напрасно, церковь осуждала за гадание.

Но не только героиня В.Жуковского гадала на Рождество. Еще одна известная девушка обращалась к этой традиции.

Со школьной скамьи нам памятны святочные эпизоды романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Гений Пушкина нашел верное определение празднованию православного Рождества: «...то-то радость!» ведь Рождество, приходящееся на середину зимы, относительно спокойного времени года для крестьянина, было своеобразной передышкой, во время которой народ стремился активно выразить себя в зрелищно-игровой форме. Причем, главной формой было гадание.

В отличие от сегодняшнего времени, расплодившего гадалок и гадательную макулатуру без счета, когда гадают в любое время с полной серьезностью, на Руси гадали только в Святки и гадали сами. Может, поэтому описание приемов гадания у Пушкина вызывает улыбку, хотя сам он в молодости был болезненно суеверен и заставил святочный прогноз в романе «Евгений Онегин» сбыться: в полном соответствии с нагаданным сестры Ларины получили «мужьев военных и поход», т.е. уехали из дому.

Но не только в больших лирических произведениях мы можем наблюдать рождественские традиции, но и во многих стихотворениях известных и не очень писателей: Вильгельм Кюхельбекер «Рождество», Афанасий Фет «Ночь тиха. По тверди зыбкой», Е. Львова «Рождество Христово», Константин Льдов «Рождество Христово», Константин Льдов «Волхвы», Владимир Соловьев «Ночь на Рождество», Вячеслав Соловьев «С нами Бог» и многие другие.



Заключение

В данной работе я рассмотрела только маленькую крупицу из огромного количества произведений русской классической литературы, посвященных рождественским праздникам. Но на примере данного исследования я попыталась убедить в важности изучения родной культуре не только для обогащения багажа знаний, но и для того, чтоб лучше знать культуру и традиции нашего народа. Ведь подрастающее поколение сложно заставить читать книги, а читать книги не из курса школьной программы практически невозможно. Ведь знакомясь с такими произведениями, учащиеся будут затрагивать вопросы намного значительнее и важнее: добра и зла, милосердия, взаимопомощи. Ведь главная задача преподавателя не просто давать новые знания, а научить учащихся быть людьми: добрыми, отзывчивыми, верными товарищами. Изучая такие произведения, в которых не просто рассказывается историческая эпоха, а еще и влияние ее на человека, помогают учителю воспитывать детей, помочь разобраться в вечных вопросах, при этом еще познакомить с христианскими традициями, узнать вечные законы, по которым необходимо жить и воспитывать будущие поколения.



Список литературы

  1. Библия. Книги священного писания. Ветхого и Нового завета.

  2. Гоголь Н.В.. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 1. М.: "Русская книга", 1994.

  3. Достоевский Ф. М. Мальчик у Христа на ёлке. — Полное собрание сочинений в 30 томах. — Л.: Наука, 1981.

  4. Жуковский В.А. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 2. М.: Гослитиздат, 1959.

  5. Пушкин А.С. Избранные сочинения в двух томах. - Изд-во "Художественная литература", М., 1980 г.

  6. http://www.licey.net/ - Издательство «Лицей»

  7. http://www.liveinternet.ru/- Самое интересное в блогах



1 Библия. Книги священного писания. Ветхого и Нового завета. Стр.23.


2 Гоголь Н.В.. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 1. М.: "Русская книга", 1994.


3 Жуковский В.А. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 2. М.: Гослитиздат, 1959.



скачать


Смотрите также:
Православные праздники в русской литературе
113.73kb.
«Церковные праздники» Православные праздники
71.77kb.
Календарные и обрядовые праздники
169.72kb.
К модулю курса «орк и сэ» «Основы православной культуры». Представленный на конкурс материал проект поурочных планов модуля «Православные праздники»
473.93kb.
«Народный земледельческий календарь и православные христианские праздники»
11.23kb.
В русской литературе XX-XXI веков
143.08kb.
Классный час: Православные праздники и обряды
554.06kb.
Урока по теме: "Значение христианства в истории России, живописи и русской литературе ХIХ- хх вв."
30.6kb.
Урок по православной культуре в 10 классе. Тема урока: «Православные праздники. Пасха. Радоница»
45.02kb.
800 современных сочинений по русской и мировой литературе для 5-11 классов. Сост.: Белик Э. В., Музычук С. В
39.75kb.
Православные праздники на Руси
62.49kb.
Православные праздники
110.43kb.