Главная стр 1
скачать
1.Введение

Православные праздники Православное христианство пришло к нам из Византии. Перенесен был на Русь и круг

праздников Греческой Православной Церкви, но не остался неизменным, становился все шире. На протяжении всей истории страны на Руси появились новые святые. Были установлены праздники Чудотворным иконам Божией Матери, хранившим и спасавшим страну. Особые дни в году были отведены для поминовения предков. И постепенно стало зримо: календарный круг праздников хранит церковное Предание и помогает вспоминать из года в год путь Церкви и человечества от Рождества Христова до наших дней, не дает забыть образцы лучших душ человеческих.


2.Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Двунадесятый праздник. 7 января.
За два без малого тысячелетия до нынешней Рождественской ночи – синяя, зимняя ночь стояла над нагорьями древней Иудеи. Зимний ветер шуршал сухою травой, и по узким, крутым тропам в ночи молча шли люди. Это жители Иудеи. Римляне- завоеватели приказали явиться каждому жителю в город для переписи. Так удобнее было записать плененный народ.

Шли в город Вифлеем из города Назарета добрый и работящий плотник Иосиф и его юная жена Мария. Трудно было ей идти. Скоро должен появиться у нее ребенок. Знал Иосиф: минувшей весной, в Назарете, Самой Марии явился Архангел Гавриил – посланец и вестник Господа. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;…И родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего…

И ныне ночью сбывались пророчества и исполнялись сроки. Медленно и трудно шла по тропе дева Мария. Все, кто спешил к переписи верхом или налегке, обогнали Ее и Иосифа. Все дома Вифлеема, все постоялые дворы были переполнены людьми – и нигде не нашлось места плотнику и Деве.

Глубокая пещера – вертеп приютила их. Обычно в эту пещеру пастухи загоняли стадо на ночь. Зимней ночью в окрестностях малого города, в завоеванной стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Тихо вздыхали овцы во сне, от их дыхания тепло было в пещере.

Мария, Матерь Божия, спеленала Сына Своего и положила в ясли – серую каменную колоду, выдолбленную изнутри. Пастухи держали в таких яслях корм для овец.

Кутаясь в грубый войлок, грея руки у огня, вокруг огня сидели ночью пастухи. Снег тихо скрипнул – золотое сияние осветило их лица. С зимнего неба спустился к ним Ангел Господень. Тихо сияли его крыла, и чудесным казалось поле около Вифлиеема.

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее :слава в вышних, и на земле мир, в человеках благоволие!

Золотая, ясная многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества Христова, просияла над всем миром. В эту ночь сама история рода человеческого разделилась надвое. От восхода звезды- вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века.

В ту ночь издалека двинулись к Иерусалиму три каравана с дарами к младенцу. А Рождественская звезда была для них путеводной. Это были волхвы – мудрецы.

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на восток, и пришли поклониться Ему.

Жестокий царь Ирод решил избавиться от Того, кто отнимет у него, правителя власть над землей. Решил он убить всех мальчиков от рождения до двух лет. Всех – чтобы убить одного. Плач и стон стояли в окрест Вифлеема. Ангел повелел Иосифу во сне:

Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе…


Таинство странное вижу и преславное;

Небо – вертеп, престол херувимский – Деву,

Ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый

Христос Бог, же воспевающее величаем.


Такими словами славит Рождественскую ночь Православная церковь. Самая тихая, самая светлая святая ночь в году – Рождественская ночь. По старинному поверью в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердцем.

Как встречали прежде в России праздник рождества Христова? Вечер шестого января – канун, навечерие праздника. Называют этот день Сочельником. Происходит это слово, звенящее льдинкой, сияющее елочной свечкой, от …названия обыкновенной каши. Впрочем – не обыкновенной, а праздничной.

В Рождественский сочельник по столу раскидывали солому – чистую, золотую. Стелили по верх белую скатерть. В избах ставили в красный угол, под иконы снопы ржи и овса, увитые лентами и сухими цветами. На стол в Сочельник обязательно подавали коливо – кашу из пшеницы на меду. В некоторых местностях России коливо называли сочивом – отсюда и пошло слово Сочельник. А на юге России сочивом называли взвар – нечто вроде компота из сухих яблок, вишен, слив.

А прочая праздничная еда в Сочельник была постной – приготовленной без мяса, без яиц, без молока, без сливочного масла. Ведь в этот день завершается сорокадневный Рождественский пост. В самый сочельник люди с утра держат строгий пост. И не садятся за праздничный ужин, пока не взойдет на небо первая звезда. Этот обычай – память о той, рождественской, Вифлеемской звезде, что указала когда-то Трем волхвам путь к Младенцу Христу. А где же стояла Рождественская елка? А елки еще не было. Первыми, кто стал наряжать елку на Рождество пастухи в горах Германии. А в России елку начали наряжать примерно в 30-х годах 19 века. У Жуковского, Пушкина, Гоголя елки в детстве еще не было. А как должно быть, полюбил бы этот обычай Пушкин, какие «елочные стихи» написал бы! Но зато люди всех сословий России знали, любили, праздновали зимние Святки.

Начинаются Святки сразу после Рождества Христова.
2. Святые вечера – Святки. 7 -17 января.

Россия, прошлый век, Рождественский сочельник. Деревня – любая деревня России. Снег скрипит под валенками, смех и шепот слышны в темени, под окнами. Детские, девичьи голоса запевают:

По синему морю по Хвалынскому,

Виноградье красное, зеленое!

По сочельникову мосту едет Коляда из Новгорода! Это старый обычай. Колядовать – ходить по селу ватагой в Сочельник, петь под окнами песенки-колядки. Колядок много, они разные, с разными припевами. Колядки могут быть смешливыми и таинственными, длинными и короткими, похожими на былины и частушки. Но в каждой из них – славят хозяев дома, поздравляют с Рождеством Христовым и просят одарить славильщиков пирогами, сластями, мелкой монетой.
Колядин, колядин!

Я у бабушки один!

Коротенький кожушок…

Дай, бабушка, пирожок!


Колядование – не церковный, конечно же, обряд, а народный святочный обычай. Святки, Святые вечера, начинаются 7 января и заканчиваются 17 января. Длятся они от Рождества Христова до Крещения Господня. Народ относился к святочным гаданиям как к игре. Сколько в ней было пенья, блеска, святочного снега, смеха, надежды на счастье…
3. Крещение Господне. Двунадесятый праздник. 19 января.
Днем Богоявления назван этот праздник: потому что именно при Крещении Своем, на берегу реки Иордан, Иисус Христос впервые предстал миру как Сын Божий.

Тридцать лет прошло от Рождества Христова. Тихо жило Святое семейство в Галилее, в городе Назарете. И еще не началось Странствие Господне по Иудее, еще не вышел Он на Проповедь, еще не звучало его слово. Но вот пришел к народу Иудеи Иоанн Креститель, пророк и Предтеча Господа. За много столетий до Рождества Христова жили ветхозаветные пророки: Моисей и Давид - псалмопевец и другие пророки. Они предрекали Пришествие Спасителя, но не знали сроков. А Иоанн Предтеча был старше Иисуса всего на шесть месяцев. Светел был Иисус, а Иоанн – суров. Много лет провел Креститель в пустыне за рекой Иордан, в жарких, красных ее песках. Солнце обожгло лик пророка, воспалило веки над темными, тревожными глазами Иоанна, Ветер иссушил и выдубил его кожу.

Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

Истерлась в пустыне грубая одежда пророка, темные лохмотья ее развевались по ветру,длинные волосы падали на плечи Крестителя. С благоговейным страхом смотрели на него люди. А он, строгий учитель,говорил:

…Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

И указывал Иоанн Предтеча тем, кто слушал его, простой путь к добру.

И спрашивал его народ: чтоже нам делать?

Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущиму, и у кого есть пища, делай то же.

Тогда люди спросили Предтечу: не он ли Мессия, долгожданный Спаситель? Но Иоанн, качая головою, отвечал:

Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем…

И настал день, когда из Назарета пришел к Иоанну Предтече Иисус, чтобы принять от пророка Крещение.

…Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?- прошептал суровый пророк.

Но Он вошел уже в зеленые воды Иордан, и свершилось чудо, явлено было знамение Бога Отца, Творца Вседержителя. Белый голубь спускался к Иисусу с небес, парил над тихими водами реки. Замерли люди на ее берегах.

…И се отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

И се, глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный в Котором Мое благоволие.

После крещения на сорок дней удалился Христос в пустыню за рекой Иордан. Когда же Он вернулся к людям, началось трехлетнее Странствие Господне по Иудее.

…И приводили к нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и Он исцелял их.

Так рассказывает о начале Его странствия евангелист Матфей. И говорит Матфей о том, как Он, вскоре после Крещения Своего, после возвращения из пустыни Иорданской, призвания первых учеников- апостолов,- взойдя на гору, - учил народ. И слово Его было Словом утешения.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.


4. Праздник Богоявления

Канун Крещения Господня, день 18 января, зовется в России Крещенским сочельником.

А главный обряд самого дня Богоявления – торжественное водосвятие, освещение воды.

В древности первые христиане Иерусалима в день Богоявления выходили к реке Иордан, освящали ее воды – в память о Крещении Господнем. Этот обряд дошел до нас « от апостольского предания, по преемству в тайне». Во всех городах России в этот день выйдут из храма к реке или озеру крестные ходы на водосвятие.

Крещенское водосвятие в столице совершалось в старину на Москве-реке, перед Тайницкими воротами кремля.

Во льду вырубали крестообразную прорубь – иордань. Ставили над иорданью « сень» - балдахин на четырех витых столбах, с расписным карнизом, с Позолоченным крестом наверху. Украшали сень цветами из шелка, зелеными жестяными листьями, медными птицами, горящими в крещенских снегах.

От Каменного до Москворецкого моста выстраивались полки стрелецкие и солдатские, в цветном платье, с орудием , знаменами и барабанами. На Тайницкой башне стоял сигнальщик, знаменем указывал войску, когда салютовать, «делать честь празднику».

От всех монастырей, от приходских храмов и соборов шли на реку крестными ходами нарядные москвичи. Говорят, до трехсот тысяч человек собиралось в Москве 17 века к Крещенскому водосвятию.

Главный же крестный ход – царский и патриарший – шел к Тайницким воротам от Успенского собора кремля.

Около иордани уже стояли «места» - царское и патриаршье. «Места» были похожи на легкие, расписные, полыхающие красками и позолотой беседки. Вокруг иордани ставилась узорчатая легкая решетка, пространство внутри нее застлано было красным сукном. Стрельцы в цветном платье строились в два ряда – от собора до крестообразной москворецкой проруби. Стрелецкие полки открывали и крестный ход: шестьсот человек, по четверо в ряду, с золочеными пищалями и копьями, с ружьями, украшенными перламутром, с боевыми топорами-протазанами. У протазанов древки были обтянуты желтым и пурпурным атласом с золотым галуном , с шелковыми кистями – ради праздника!

За стрельцами шли соборные певчие. И звучало над Кремлем, над войсками, над народом, надо льдом, с которого соборные диаконы сметали снег узорной сеткой. Обшитой красным сукном:
Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан,

И своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема.

Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю…

Грех ради наших, Человеколюбче!

И под пение, под клики войска торжественно погружал патриарх в морозную москворецкую воду древний жемчужный крест, благословлял гладь воды крестообразно, освящая и очищая реки, ручьи, родники, ключи, озера, моря и подземные водяные жилы, питающие землю.

В Кремле на виду ради праздника выставляли «большие полковые пищали» (пушки, попросту говоря), обнесенные узорчатой решеткой. При полковых пищалях стоял в карауле «пушкарский чин» - орудийные расчеты со знаменами.

А вокруг собирались мальчишки и распевали:
Господь породился,

В Ердани крестился,

Закон просветился,

Весь мир обновился!

И нищие странники-певцы, калеки перехожие, пели москвичам на Большом Каменном мосту о дальней, теплой, святой реке.

Люди черпали воду из морозной московской иордани, несли домой, кропили жилье, двор, домочадцев. Весь год хранилась в домах крещенская вода до нового Богоявленского водосвятия. А самые отчаянные жители окунались в крещенскую прорубь.

Этот праздник самый любимый у православных христиан. И сейчас он сохранил свои традиции. Святая крещенская вода находится в каждом доме. Это самая главная святыня в переднем красном углу. Очень много людей окунается с головой в проруби, получая духовную и телесную благодать.


  1. Сретение Господне. Двунадесятый праздник. 15 февраля.

На сороковой день после Рождества Христова Матерь Божия, по древнему обычаю Иудеи, принесла Сына Своего в древний Иерусалимский Храм. Этот Храм был главной святыней ветхозаветной Церкви. Некогда был он возведен Соломоном – царем, пророком и мудрецом. Разрушенный Храм был выстроен заново, обновлен и украшен. И Сама Матерь Божия воспитана была при этом Храме. Цветным мрамором выложены были дворы Храма, сверкали на солнце золотые спицы и крыши. Золотыми и серебряными листами украшены были ворота во Дворе народа, который окружал с четырех сторон Святилище и Двор Священников. Все матери новорожденных сыновей, лишь только исполнялось сорок дней их младенцам, приходили сюда с детьми на руках. По ветхозаветному обряду приносили они в жертву двух голубей. Когда же Матерь Божия с Младенцем на руках вступила на плиты храмоваго двора, незнакомый седобородый человек встретил Ее. Он протянул руки – и Богородица дала незнакомцу свое Дитя.

…Был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый… Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм.

Так говорит о седобородом праведнике Симеоне Евангелие от Луки. Симеон был мудрецом и книжником. Он был из многих, кто перевел книги Ветхого Завета на греческий язык. Апокриф говорит: Симеон, переводя пророчество о Грядущем Пришествии Сына Божия на землю, усомнился в нем. И тогда Ангел сошел к старому книжнику, и крылья его воссияли над черными строками свитка. Ангел передал Симеону волю Творца: мудрец не умрет, пока не увидит Спасителя своими глазами. Двести лет жил Иерусалиме Симеон, ожидая Пришествия. Матерь Божия смотрела на незнакомца. Он же – вглядывался Младенцу в лицо. А потом, подняв глаза к предвесеннему синему небу, заговорил:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицеем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля.

Он благословил Младенца и бережно передал Его Марии.

Канон, торжественное церковное песнопение, сложенное к празднику сретения Господня несколько столетий спустя, так передает симеоновы слова:

« Чтобы избавить бренный род человеческий, Бог низойдет даже до ада, пленным всем подаст свободу, слепым – прозрение, а немым восклицать:

Благословен Бог отцов Наших».

А во дворе Храма Сын Божий лежал у Матери на руках, следил за солнечным лучом, слушал воркование голубей за невысокой каменной оградой.

На Руси об этом празднике говорили: « На Сретение зима с весной встречаются!»


Заключение.

Год Христианина – это воспоминание о земной и небесной жизни Спасителя и Его Матери. Мы познакомились с малым числом праздников. На самом деле главных праздников двенадцать. И самый главный праздник праздников - это Пасха. Царем дней называют Светлое Воскресение. Соблюдение христианских праздников утверждает нас в вере православной.

Оглавление:

1.Введение

2.Рождество Господа нашего Иисуса Христа.

3. Крещение Господне.

4. Праздник Богоявления.

5.Сретение господне.



6.Заключение
скачать


Смотрите также:
«Церковные праздники» Православные праздники
71.77kb.
Календарные и обрядовые праздники
169.72kb.
Православные праздники в русской литературе
113.73kb.
К модулю курса «орк и сэ» «Основы православной культуры». Представленный на конкурс материал проект поурочных планов модуля «Православные праздники»
473.93kb.
«Народный земледельческий календарь и православные христианские праздники»
11.23kb.
Классный час: Православные праздники и обряды
554.06kb.
Урок по православной культуре в 10 классе. Тема урока: «Православные праздники. Пасха. Радоница»
45.02kb.
Православные праздники на Руси
62.49kb.
Православные праздники
110.43kb.
Программа факультативных занятий «Праздники и традиции» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений
90.2kb.
Ведущий: Рождественские и новогодние праздники
68.83kb.
Урок в 5 классе. Тема : «Праздники» План. Цель: развитие коммуникативной компетенции на уроке английского языка
77.69kb.