Главная стр 1
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №25»

Артемовского городского округа

Православный мир

(проект по организации патриотического воспитания

в процессе музыкального творчества)

Подготовила: Терещенко Светлана Николаевна


музыкальный руководитель,

высшей квалификационной категории



Музыкальный проект
«Православный мир»
Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатели групп, родители воспитанников.

Проблема: «Что такое православные праздники?»
Цель: знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры.
Задачи:

- формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа;

- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

- развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);

- формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;

- развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.


Предварительная работа


  • Изучение народных инструментов – постукалок, ложек, погремушек, бубенцов, бубна, коробочки, трещотки, колокольчика (дети знакомятся с основными приемами игры на простейших музыкальных инструментах, осваивают элементарные принципы звукоизвлечения на этих инструментах, учатся различать их тембры, играют в простейшем шумовом оркестре).

  • Движение под музыку

- вождение хороводов, разучивание плясок с различнымипредметами (платочками, веточками и т.п.);

- разучивание основных элементов русского народного танца (хороводный шаг, переменный шаг, притопы, полуприсядка и т.п.);



  • Разучивание народных сюжетно-ролевых и дидактических игр.

  • Знакомство с русскими народными сказками, литературными произведениями, рассматривание иллюстраций.


Планирование интегрированной работы по осуществлению проекта «Православный мир».
«Праздник Покрова Пресвятой Богородицы»


Цель, программное содержание

Цель. Познакомить с обрядовыми действиями, сопровождающими празднование православных осенних праздников.

Программное содержание. Познакомить детей с понятиями «Бабье лето», «Семенов день», «Рождество Пресвятой Богородицы»; с осенними приметами, пословицами и поговорками русского народа.

Покров.

Рассказ воспитателя о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы», «Карусель». Исполнение плясок, песен.


«Рождество»


Цель, программное содержание

Цель. Дать детям представление о зимнем православном празднике -Рождество.

Программное содержание. Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало; год тоже имеет начало, это своеобразный день рождения, который люди отмечают все вместе; это общая радость, веселье, общая надежда на благополучную жизнь в новом году. Познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество, его значением. Познакомить детей с обрядом колядования.

Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями.

Рассказ воспитателя об обычае на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Разыгрывание сценок колядования. Загадывание загадок. Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «башмачник».


«Пасха», «Вербное воскресенье»


Цель, программное содержание

Цель. Познакомить детей с весенним аграрным периодом жизни русского народа.

Программное содержание. Дать представления о весенних православных праздниках Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха. Приобщать детей к традиции изготовления «писанок» (роспись пасхальных яиц). Познакомить детей с традициями и обрядами, проходящими на Вербное воскресенье.

Пасха

Рассказ воспитателя об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о знчении этого действия, о праздновании последнего дня пасхальной недели – Красной горки. Проведение русских народных игр с яйцами и «Прялица».


Пояснительная записка
В настоящее время в нашей стране произошли коренные изменения в обществе, повысился интерес людей к национальным особенностям своей страны, народа, нации; к корням культуры, древних преданий и поверий.

В нашем дошкольном учреждении данную проблему мы рассматриваем на материале праздничной культуры, т.е. знакомим детей с традициями русских православных (народных) праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Праздник – это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Особое значение праздник имеет для ребенка. Ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого.

Любой праздник, по определению М.М. Бахтина, является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры игры, культуры слова, движения и музыкального звука, а также культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала – словом, из совокупности разных культур.

Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследовали конкретную цель – приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников.

Таким образом, ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Старались создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета).

В отдельную группу нами были выделены православные праздники.

При организации детских православных праздников мы стараемся соблюдать принципы, характерные для русского досуга, - это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Считаем особенно важным, что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются значимыми явлениями духовной культуры русского народа.

Активно привлекаем к сотрудничеству родителей, они участвуют в подготовке к праздничным мероприятиям (изготавливают образцы народного праздничного костюма, обшивают кукол), являются активными участниками веселья. Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка.



Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.


Покров (1.10 по 14.10). Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Покров считался границей между осенью и зимой: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зима». С этого дня обычно подготавливали жилище к зиме, начинали топить печи, обращались с просьбой к батюшке Покрову, чтобы он натопил дом без дров. На Покров, первое зазимье, заканчивались основные сельскохозяйственные работы, завершался сбор урожая, проводились покровские ярмарки и торги, проходил наем на зимние работы. Покров считался последним днем сбора грибов. С этого дня скотину держали дома, так как начинались первые заморозки, иногда выпадал снег.

По вечерам собирались девичьи посиделки, на которых девушки пряли лен. В деревнях проводились покровские вечера, на которых жители обсуждали предстоящие зимние работы.

Со дня Покрова обычно играли свадьбы. Свадебное покрывало являлось символом брака. Поэтому девушки просили: «Батюшка Покров! Покрой сыру землю и меня молоду».
Рождество (25.12 по 07.01).Рождение богочеловека Иисуса Христа.
В сочельник (канун Рождества) люди подводят итоги прожитого года.

Перед Рождеством смотрели на небо: если на нем было много звезд, то считалось, что в новом году будет много грибов и ягод, а год будет урожайным.

На Рождество ребятишки ходили по дворам, пели песни, прославляющие Христа.

Если на богоявленье, по народной примете, снег хлопьями – это к урожаю; ясный день – к неурожаю.



Пасха (с 22.03\4.04 по 25.04\8.05). Светлое Христово Воскресенье.
Праздник, знаменующий весеннее возрождение природы. В этот день служат пасхальные молебны с водосвятием. Радостную весть о воскресении Христа люди передают пасхальным приветствием «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!», по-братски целуя друг друга.

Знаком Пасхи являлось яйцо, так как оно символизировало таинство зарождения жизни. Красный цвет яйца подчеркивал появление новых, весенних сил, а также знаменовал возрождение кровью Иисуса Христа. К празднику для своей семьи и гостей готовили пасху, пекли куличи. На Пасху ходили на кладбище, чтобы поклониться могилам умерших родственников и оставить там пасхальное угощение.

На Пасху наводили порядок в домах: чистили, мыли, убирали, белили печи. В пасхальные дни работали балаганы, молодежь каталась на каруселях, качалась на качелях; повсеместно празднично звучали колокола.

По народной примете, если ночь на Пасху будет темной, то это к урожаю, а также «на Святой не паши, не сей: пошлет Господь дождей вовремя - и поздний будет лучше раннего».



Светлое Христово Воскресенье (Пасха)
Зал оформлен предметами прикладного искусства (расшитые салфетки, домотканые дорожки, изделия из лозы, плетенные кружева, рукоделия и т.д.).

Персонажи: Ведущие Уля и Филя

Предварительная работа:

Воспитатели рассказывают детям о рождении Иисуса Христа, о его жизни. Объясняют значение Пасхи, рассказывают о народных традициях, связанных с этим праздником. Для пасхальных яиц готовят сумочки из разноцветных ниток, связанные крючком.

Под колокольный звон дети входят в зал и рассаживаются на свои места.

Ведущая: Добрый день, гости званные, званные да желанные! С Пасхой Вас, гостюшки дорогие, с Христовым воскресением!

Дети: С праздником да весельем!

Ведущая:

Все в горницу приглашаются:

И барышни-вертушки, и матрешки-хохотушки!

И солдаты служивые, и дедуси ворчливые!

А пуще всех зовем ребятишек, девчушек и мальчишек!

Ведущая: Светлое Воскресение Христово называется Пасхой и считается у христиан самым главным праздником. Существует поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. Ранним утром выходили смотреть: если небо ясное, значит будет хороший урожай! На пасху принято поздравлять друг друга с Воскресением Христовым, целоваться. А когда колокола на Пасху звонят – душа радуется!
Тихо звучит колокол, на его фоне дети читают стихи.

1-й ребенок.

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнышку сонная земля.
2-й ребенок

Понеслись удары к синим небесам,

Звонко раздается голос по лесам
3-й ребенок

Тихая долина отгоняет сон,

Где-то за дорогой замирает звон!
Ведущая: Светлый, радостный праздник – Пасха. Все радуются, веселятся, водят хороводы, всюду звучат музыка и смех.
4-й ребенок

Будем петь и играть,

Старину вспоминать!

Хоровод «Солнышко» музыка А. Филиппенко
1. Солнышко, солнышко

Пригревай скорее.

Чтобы наши луга,

Стали зеленее.



Припев:

Ясные, ясные, ясные денечки,

Так и хочется плясать и играть в садочке.
2. Цветики, цветики

Цветики, цветочки

Распускайтесь скорей,

Маки, василечки.


Припев.
3. Заведем хоровод дружно на лужочке.

И пойдем все плясать,

В садике – садочке.
1-й ребенок

Как у наших у ворот,

Собирается народ,

На завалинках сидят,

Да на улицу глядят!
Ведущая.

Сядем с вами, посидим, сказочки поговорим,

Сказочки старинные, не короткие, не длинные!
Инсценировка сказки «Кот, лиса, Петух». Под русскую народную мелодию «Ах, вы сени» выходит Петух, идет по кругу.
2-й ребенок

Трух-тух,тух, ходит по двору петух,

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Под окном стоит, на весь двор кричит.


Петух. Ку-ка-ре-ку! Заходит в домик, выглядывает из окна, к домику подходит лиса и поет.

Лиса.

Ехали бояре, пшеницу рассыпали,

Куры клюют, петухам не дают.
Петух.

Как не дают, где не дают!


Лиса берет Петушка под руку, бегут по кругу.
Петух.

Несет меня Лиса за темные леса,

За высокие горы, котик-братик, помоги!

Кот.

Что за шум здесь происходит?

Кто кричит, кого здесь ловят?
Петушок (жалобно).

Это я, твой петушок,

Выручай меня, дружок!

Кот.

Видишь, Петя, сколько раз я давал тебе наказ?

Ты не слушал, убежал и опять в беду попал.

На сей раз тебя спасу и лисичку попрошу

(Меняет серьезный тон на ласковый).

Будь любезна и добра, отпусти ты Петушка !


Лиса.

Я согласна, так и быть, буду с Петей мирно жить!


Ведущая.

Что за славный денек, собирайся народ!

Будем петь, да шутить, хороводы водить!
Хоровод «А я по лугу», русская народная песня, обработка И. Арсеева.
1. А я по лугу,

А я по лугу,

Я по лугу гуляла,

Я по лугу гуляла.


2. Я с комариком,

Я с комариком,

С комариком плясала,

С комариком плясала.


3. Комар ноженьку,

Комар ноженьку,

Комар ножку отдавил,

Комар ножку отдавил.


Пляска девочек.
3-й ребенок.

Эх, шире круг,

Рукавички с рук.

Моя правая нога

Захотела трепака.

Пошел плясать,

Свою барыню казать.

Вот она, вот она,

Вот и барыня моя!
Хоровод «Как ходил-гулял Ванюша», русская народная песня, обработка И. Арсеева
1. Как ходил-гулял Ванюша,

Как ходил-гулял Ванюша,

Вдоль по бережку,

Вдоль по бережку.


Ведущая.

Засиделись что-то слишком, не сыграть ли нам в ловишки?


Игра «Козочка и пастух», музыка О.С. Боромыкова
1. Ручеек-журчалочка, пой,пой,пой,

Завертелась палочка, стой, стой, стой.


2. Козочка копытцами брык, брык, брык,

Хорошо напиться бы прыг, прыг, прыг.


3. Окунула мордочку, хлюп, хлюп, хлюп,

А пастух на жердочку туп, туп, туп.


4. Достает он дудочку, ой, ой, ой,

Уходи-ка Козочка, ты домой.


Коза отвечает без музыки.
Меня домой ты не гони,

А вот возьми и догони!


Ведущая.
Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки да творят насмешки.

- Что за ветер теплый подул?

- Это я, Федул, тепляк надул.

- А от чего губы надул?

- Кафтан прожег?

- А велика ли дыра-то?

- Один ворот остался.


Входит мальчик с большой ложкой.

- Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону.

- Не колода лодырь, а пень: и лежит целый день,

- Не жнет, не косит, а обедать просит!

- Тит, иди молотить!

- Живот болит!

- Тит, иди кашу есть!

- Где моя большая ложка?

- Хочешь есть калачи, не сиди на печи!
4-й ребенок.

Посылали молодицу по холодную водицу,

А водица далеко, а носить – то нелегко.

Аня силы наберет, за водой сама пойдет.

Станет по воду ходить, ведра крашены носить.
1-й ребенок

На коромысле не спеша,

Посмотри,

Как хороша эта девица-краса.

Щечки алые горят, удивительный наряд.
Инсценировка русской народной песни «Аннушка»
1. С речки Аннушка идет

Ведра полные несет.

Ай-ли, ай, люли,

Ведра полные несет.


2. А навстречу ей Демьян,

Словно яблочко румян.

Ай-ли, ай, люли,

Словно яблочко румян.


3. Балалаечкой звенит,

Речь такую говорит,

Ай-ли, ай, люли,

Речь такую говорит.


4. Утомилась ты в пути,

Дай мне ведра донести,

Ай-ли, ай, люли,

Дай мне ведра донести.


5. С речки Аннушка идет,

Балалаечку несет,

Ай-ли, ай, люли,

Балалаечку несет.


6. Ну, спасибо, что помог,

Ты – хороший паренек,

Ай-ли, ай, люли,

Ты – хороший паренек.


После песни исполняется пляска.
Ведущая.

Как у нашего соседа весела была беседа!

А у нас – на весь двор еще лучше разговор.
Дети (поочередно).

Утки - в дудки.

Кошки – в ложки.

Тараканы – в барабаны.

Чайки – в балалайки.

Кукушки – в колотушки.

А веселые скворцы – заиграли в бубенцы !

Играют, играют, всех потешают.


Игра на музыкальных инструментах.
Ведущая.

Светит, светит месяц, высоко, не низко,

Где же гости дорогие, далеко ли близко?
Под музыку «Светит месяц» входят Уля и Филя.

Филя. Здравствуй, Уля!

Уля. Здравствуй, Филя!

Филя. Христос Воскрес!

Уля. Воистину Воскрес!
Расцеловываются, меняются яйцами.
Филя. Здравствуйте, честной народ!

Уля. Вот и мы к Вам в хоровод!

Уля. Давно Вас не видели, целый год здесь не бывали!

Филя. Шли мы с Улей, шли, и, как видите, пришли!

Уля. Низко поклонились, все развеселились!

Филя. С праздником Пасхи всех поздравляем.

Уля. Здоровья и радости, счастья желаем! Филя придумал бы игру, позабавит детвору!

Филя. Игр немало есть на свете, поиграть хотите, дети?
Игра «Козленок», музыка О. Боромыкова, слова Широва
1. Выходи, козленок мой,

Пообедаем с тобой.

«Ме-ме-ме, - звучит ответ, -

А у вас и рожек нет».


2. Выходи, козленок мой,

Поиграем мы с тобой.

«Ме-ме-ме, играть люблю,

Вот возьму и догоню».


Дети двигаются по кругу, взявшись за руки. В середине движущегося круга противоходом идет козлик.
На 1-й куплет – дети идут в середину круга, где стоит Козлик, показывая рожки, и отходят назад.

На 2-й куплет - дети идут по кругу, останавливаются, а козленок поет: «Ме-ме-ме, играть люблю, вот возьму и догоню». Дети разбегаются, а Козленок ловит их.
Уля идет с корзинкой.
Филя. Что у тебя Уля?

Уля. Это подарки в лукошке, но сторожит их кошка! Сидит, поет, никому не отдает!

Ведущая. А тому, кто погладит за ушком, выдаст две сушки. Вот вам лукошко, вот вам кошка. Коли ее не обидите, много подарков увидите.

Филя. Уля, а для остальных ребят, где подарки?

Уля. Подарки-то? В корзинке висят на осинке. Я туда кошку послала. Они не идут, сидят, подарки ваши грызут. Ой, неужели съедят?

Уля. А это уж как ребята захотят.

Ведущая. Как же ты нас огорчила!

Уля. Да я просто пошутила! Вот Ваши подарки!

Угощают детей крашеными яичками, сладостями.


Рождество Христово
Материал и оборудование. Два маленьких домика, центральная стена оформлена в стиле интерьера русской избы (печь, стол, накрытый вышитой скатертью, деревянная посуда, самотканые половики, деревянные скамьи), Вифлеемская звезда, сумочки-лакомки на каждого ребенка, сладости, старушка-завидушка (воздушный шарик с нарисованным на нем лицом и повязанный платочком).
В празднике участвуют дети, одетые в русские народные костюмы (Ведущий, Хозяйка, Медведь, Коза, Баба Яга, Цыганка).
Ход праздника.
Ведущий встречает детей.

Ведущий. Доброе утро, щедрое утро. Сегодня мы отмечаем праздник Рождества Христова. Рождество - веселый праздник. В этот день родился Иисус. А дни от Рождества до Крещения в народе назвали Святыми или Святками. В эти дни ходят друг к другу в гости, дарят подарки, поют колядки. Давайте же и мы с вами будем петь и плясать, Христа Рождение прославлять. Давайте-ка пойдем колядовать.

Дети поют колядку и идут колядовать к первому домику.
Колядка 1
Коляда-маляда, прикатила молода.

Мы искали коляду во Ивановом двору.

Как на улице мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать:

Или тепленький пирог, или маслице-творог,

Или денежку копьем, или рубль серебром.
Колядовщиков встречает хозяин домика (ребенок).
1-й хозяин. Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,

Да, тепленький пирог; да маслице, творог.



Дети. У хозяина в дому чтоб водились ребятки, утки да поросятки.

Счастье да любовь, да совет на долгий век.



Ведущий. Спасибо этому дому, пойдем к другому!
Дети идут ко второму домику, исполняют колядку.
Колядка 2
1. Уродилась коляда Припев:

Накануне рождества Ой, коляда

Колядица моя !

2. Открывайте окно, Припев:

Запускайте Рождество


3. Открывайте двери,
Подымай с постели.
Припев:
2-й хозяин (ребенок) отвечает им из домика.

2-й хозяин. Уходите, ничего я вам не дам!

Дети. Осень, коляда, суконная борода!

Кто не даст ножку – расколю окошко!

Кто не даст хлеба - уведу деда!

Кто не даст ветчины – расколю чугуны!



2-й хозяин. Хватит, хватит просить, уходите к другому двору!

Ведущий. Какой жадный хозяин, как старушка-завидушка!
Проводится игра со старушкой-завидушкой. Дети перебрасывают воздушный шарик из рук в руки, затем один из взрослых незаметно прокалывает его иголкой.

Ведущий. Вот что с жадными бывает. А пойдемте-ка ко Иванову двору колядовать.
Дети поют 3-ю колядку и идут к избе в зале.
Колядка 3

Колядка, колядка, подай пирога!

Не подашь пирога, то корову за рога.

А подашь пирога – целый двор живота.

Окол вашего двора растет шелкова трава.
На каждой травинке – по жемчужинке.

Ваши детушки - как пчелушки.

А хозяюшка в дому – как оладейка в меду.

Вы подайте пирога – заговенышка.


Хозяйка. Здравствуйте люди добрые!

Вот вам угощенье: сыр да печенье,

Пряники, конфетки,

Кушайте детки!


Хозяйка угощает детей.
Дети. Сколько в лесу осинок – столько вам и свинок.

Сколько в лесу пеньков столько вам светлых деньков.


Хозяйка благодарит детей и приглашает их в избу. Дети садятся на лавки.
Ведущий. А давайте-ка в «Углы» поиграем.

Проводится игра «Углы». Четверо играющих стоят по углам, а пятый – в центре. По сигналу «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается занять любой из углов. Тот кто остался в центре – проигравший. Выбрав себе замену, он выбывает из игры.

С 4 –й колядкой входят ряженые.
Колядка 4
1. Ой, коляда, коляда. 3. Кто подаст лепешки –

Посконная борода. Золоты окошки!

Таусень! Таусень! Таусень! Таусень!

2. Открывай ворота, 4. Уж ты, бабушка подай,

Выноси-ка пирога! Ты, Варварушка, подай!

Таусень!Таусень! Таусень! Таусень!

5. Подавай, не ломай,

Неси целый каравай

Таусень! Таусень!

Ряженые. Как зашли мы, зашли, да в чужую хату. Здравствуйте, ребята!

Щедрый день, добрый день!

Не браните коляду, не журите коляду,

Мы не сами идем, мы Козу ведем!



Дети исполняют песню «Го-го-го, коза».

Го-го-го, коза!

1.Го-го-го, коза,го-го, серая. Ой, люли,люли, го-го, серая.

2. А наша коза недавно с Москвы. Ой, люли, люли, недавно с Москвы.

3. Недавно с Москвы, с рыжими косьми. Ой, люли,люли, с рыжими косьми.

4. С рыжими косьми, с козенятами. Ой люли, люли, с козенятами.

5. Не ходи, коза, под Орехово. Ой, люли, люли, под Орехово.

6. А в Орехово все жильцы – стрельцы. Ой, люли, люли, все жильцы – стрельцы.

7. Стрельнули козу в правое ушко. Ой, люли,люли, в правое ушко.

8. Из правого ушка потекла юшка. Ой, люли,люли, потекла юшка.

9. Ой, ты мехонос, дуй козе под хвост. Ой, люли, люли, дуй козе под хвост.

10. Тут коза наша встала, весело поскакала.
Выходят ряженые Медведь и Коза.

Медведь. Где ты, Козочка, ходила?

Коза. Ходила я по темным лесам, по широким борам.

Медведь. Как тебя, Козочка, волки не съели, стрельцы не вбили?

Коза. А не боюсь я ни волков, ни стрельцов. А боюсь я деда старого. У того борода седа, он меня исколе, испоре сквозь полотенце в ретивое сердце.

Медведь. Коза пропала, на ноги упала! Коза, не ярись-ка ты, поклонись-ка ты хозяину с хозяюшкой, малым детушкам и соседушкам.

Коза кланяется.

Ряженые. А сорить у вас можно?

Ряженые исполняют святочную «Сею-вею», «посевая» зерна
Сею-вею

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Сею-вею, повеваю,

Счастья, радости желаю!




Чтобы в поле уродило,

Чтобы в хлеву удвоило,

Чтобы детки порастали,

Чтобы девок замуж взяли!



Сею-вею, повеваю,

С Новым годом поздравляю!




Ведущий. Что-то мы засиделись. Давайте в игры играть.

Проводится игра «Пошла коза по лесу».



Посиделки на Покров
Хозяйка. Ну вот, не успели оглянуться, как лето пролетело. Вот и осень на дворе. Видите, сижу не просто так, а делом занимаюсь-пряду. Совсем как моя бабушка, бывало. Да и ваша тоже. Только по одной редко сидели. Обычно шли к соседке или собирались целой компанией. На людях-то веселее, да и не задремлешь. Да и стыдно было перед подругами свою работу делать плохо, кое-как. Ой, стучат!Я же говорю – не сидели по одной! Ну, входите!

Под песню «Прялица» входят девочки и взрослые женщины. Садятся на скамейки, в руках работа.

Хозяйка. Ах, вы мои умницы, все с работой пришли. Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки»

1-я женщина. А еще говорят: «Без труда нет добра».

1-я девочка. А еще говорят «Умелые руки не знают скуки»

2-я девочка. Маленькое дело лучше большого безделья»

3-я девочка. «Дело мастера боится».

4-я девочка. «Была бы охота, будет ладиться и работа»

5-я девочка. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

6-я девочка. «Какова пряха, такова на ней и рубаха»
Хозяйка. Правильно говорите. Никогда не сидела русская женщина праздно, без работы.
1-я женщина. Ведь надо было и ниточку спрясть, и ткань соткать, и одежду себе сшить.

2-я женщина. А затем расшить ее красиво и нарядно, чтобы получился такой костюм, как на мне или на нашей хозяйке.
Хозяйка. А в наше время разве не дорого ценится ручная работа? Разве не уважаем мы такую мастерицу, которая и платье себе сошьет, свяжет, и дом свой украсит изделиями своих золотых рук ? Еще как уважаем и почитаем мы таких женщин. А про русских костюм говорили, что он как намоленная икона, потому что во время работы женщина молилась или пела духовные стихи. Давайте споем.

Исполняется духовный стих «Как по морюшку».
Как по морюшку, морю синему Рай – душе, рай светлый.

Рай – душе, рай светлый. Там три ангела, три хранителя,

Там плывет, плывет корабль новенький. Рай-душе, рай светлый

Рай-душе, рай светлый. А навстречу им сам Иисус Христос

Натом корабле, на том новеньком Рай – душе, рай светлый.
Хозяйка. Опять стучат. Дверь открыта, заходите люди добрые.

Под песню «Солдатушки, бравы ребятушки» заходят мальчики, с ними дед Трифон.

Дед Трифон. Здравия желаю, хозяйка! Принимай молодцов.

Хозяйка. Гость на дворе – хозяину радость!

Дед Трифон. Ну-ка, молодцы приравняйтесь! А ну, бойцы, расскажите, разъясните, как в народе говорят про воинскую доблесть!

1-й мальчик. Трудно в учении – легко в бою.

2-й мальчик. Сам погибай, а товарища выручай.

3-й мальчик. Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.

4-й мальчик. Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел.
5-й мальчик. Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Хозяйка. Ай да бойцы, молодцы. После таких слов надо спеть боевую казачью песню. А все нам подпоют.

Исполняется песня «Если хочешь быть военным».
1. Если хочешь быть военным, 2. А из строя самовольно

Дисциплину соблюдай! – 2 раза Никуда не выходи. – 2 раза



Припев: Припев:

Пороху бери, бери 3. Если ранят тебя сильно,

Да шашку бери, бери, Себе рану перевяжи. – 2 раза

Российское знамя Припев:

Неси впереди! – 2 раза 4. Трехлинейную винтовку

Никому не отдавай. – 2 раза



Припев.
Дед Трифон. Эх, хорошо пели! Чуешь, хозяйка, какой боевой дух у наших ребят!

Хозяйка. Ты что-то дед развоевался сегодня. Ребята, наверное, пришли сюда не воевать, а с девочками поиграть.

Проводится игра « Нынче праздничек»

Дети стоят в кругу. Игру начинает взрослый, который поет первую фразу, называя полное имя любого из участвующих мальчиков: «Нынче праздничек – Михайлов день».


1. Нынче праздничек Михайлов

(Иванов, Сергеев и т.д.) день! – 2 р.



Дети стоят в кругу. Мальчик, чье

Имя пропето, выходит в круг и

Ходит, выбирая себе девочку.

2. А мой миленький гулять пойдет!-2р.

Мальчик кланяется выбранной им

Девочке.

Игра повторяется, пока все мальчики

Не найдут себе пару. После того, как

Все разобьются на пары, можно станцевать

парную пляску.



3. Меня младу за собой проведет! – 2 р

(Ходят по кругу парой




4. Поцелует и назад отведет! – 2 р.

Целует девочку в щечки и отводит

На место, а сам встает в круг рядом с ней.




1-я женщина. В эту игру играли на посиделках, чтобы на пары разбиться. И потом уже весь вечер макльчик ухаживал за выбранной им девочкой, защищал ее, охранял и заботился о ней.

Хозяйка. Ну, давайте и попляшем.

Исполняются пляски по выбору музыкального руководителя.

Хозяйка. Ну, наплясались, садитесь, гости дорогие.

1- я женщина. Красному гостю – красное место !

Хозяйка. Подружки мои милые, детки мои дорогие! Осень на дворе, дождик, холодно, грязно. А деревне начиналось самое веселое время.

1-я женщина. Урожай-то убрали, всего наготовили, самое время гостей принимать да в гости ходить. Тем более, что осенью много праздников. яДети, какой недавно праздник был?
Дети. Покров Пресвятой Богородицы.

Хозяйка. Правильно, поэтому посиделки наши покровские.

1-й ребенок. Вот так чудо-чудеса - пожелтели все леса!

Время сказочных даров – будем праздновать Покров!



2-й ребенок. Осень землю покрывает пестрым праздничным ковром. Так природа поздравляет на с Великим Покровом!

3-й ребенок. Слякоть пусть и бездорожье, не грусти, потупив взор,

Ведь над нами Матерь Божья простирает омофор!



4-й ребенок. От всего на свете злого лес, и поле, и дома - покрывает все Покровом Богородица сама.

1-я женщина. Какие хорошие стихи вы прочитали. Ведь Родину нашу – Россию называют домом Пресвятой Богородицы. Хранит она нас под своим покровом.

Хозяюшка. А наша малая Родина – Артем. У нас в Артеме сложа руки никто не сидит. Я смотрю, и дед наш тоже делом занят.

Дед Трифон. Да, я ложки строгаю.

Хозяйка. Поглядите-ка, ребятки, пока мы с вами разговаривали, дед целую корзину ложек настрогал. А давайте-ка, мы на ложках поиграем.

Дети исполняют композицию «Посмотрите, как у нас в мастерской» на мелодию «Камаринской».

Посмотрите как у нас в мастерской:

Там работнички трудятся день-деньской,

Как начнут они топориком рубить,

Молоточком по гвоздочкам молотить.

А пилами-то пилят, пилят, пилят,

Во все стороны опилочки летят.

Время плотничкам работушку кончать,

И пойдут они вприплясочку плясать!
Хозяйка. Я вот все смотрю и радуюсь: как много у меня сегодня гостей!

2-я женщина. А много гостей много новостей.

Хозяйка. А каких новостей?

2-я женщина. Да веселых. Вот послушайте.

Выходят дети и разыгрывают потешки.
- Андрейка, детка, о чем плачешь?

- Об ворота головой ударился!

- Когда это случилось?

- Вчера!


- А что ж ты сегодня плачешь?

- Да ведь вчера дома никого не было!


***

-Где ты был, брат Иван?

- В горнице!

- Что делал?

- Петру помогал!

- А Петр что делал?

- Да на печи лежал!
- Я медведя поймал!

-Так веди его сюда!

- Не идет!

-Так сам иди!

- Да он меня не отпускает!
Входит медведь с подушечкой. Медведь показывает, как девочки на посиделки собираются, как ребята идут на прививку, как на прогулку бегут. Потом собирается лечь спать.
1-я женщина. Подожди спать, Мишка, поиграй с нами сначала. Давай сюда свою подушечку.

Дети играют в игру «Подушечка».

Хозяйка. Дети, скажем Мишке «спасибо» за подушечку. Иди в свою берлогу укладывайся спать на зиму. А у нас веселые разговоры продолжаются.

Дети и мальчик разыгрывают потешку.

-Здорово, кума!

-Да на рынке была!

- Никак глуха!

-Купила петуха!

- Прощай, кума!



- Пять рублей дала!

2-я женщина. Ой, глухая бабка, и насмешила ты нас! А ведь осень- время веселых ярмарок, правда, дед!

Дед Трифон. Твой правда! Я знаю, что есть такая песня про ярмарку.

2-я женщина. И ее очень любят наши девочки, которые растут настоящими хозяйками. Полюбуйтесь-ка на них!
Дети исполняют песню «Давай с тобой, миленький».
Хозяйка. Опять стучат, входите!

Входит третья женщина, она тащит кого-то за веревку.

Хозяйка. Кого ты тащишь, кума? Дай-ка я тебе помогу ! (Втаскивает за веревку корову).

Дед Трифон. Ты чего корову-то привела, продаешь, что-ли ?

3-я женщина. Да, хочу продать. Такая капризная корова: упрямая, и бодается, и доиться не хочет.

Дед Трифон. У тебя просто к ней нет подхода. Это потому, что ты не работаешь в нашем детском саду. А у нас корова и запоет, и запляшет. Я ее сейчас уговорю. (Шепчет на ухо корове кивает головой и пляшет).

1-я женщина. Вот видали, не корова, а клад. Я ее и подою сейчас, дайте-ка мне подойник. (Начинает доить. Оказывается, что вместо молока корова доится молочным шоколадом).

2-я женщина. Этой корове цены нет. Мы ее в детский сад возьмем. Пора нам по домам, ребятки, а на прощанье подарим всем нашим любимые народные песни.

Дети исполняют песни по выбору музыкального руководителя.


Смотрите также:
Православный мир
286.04kb.
Пасха – самый радостный праздник Ведущий
99.06kb.
Усская православная обитель Много самых разных чувств возникает у человека, прочитавшего эти три слова. Без православных монастырей нельзя представить себе Россию нашу Святую Матушку-Русь
180.44kb.
Конкурс среди школьников и студентов «Край Воронежский Православный»
200.87kb.
Олег Шапошников. Идол. Повесть Глава 1
202.79kb.
Международному дню музыки
42.94kb.
1. Библия о сотворении мира и грехопадении. Религиозный смысл библейских рассказов
73.28kb.
Любимые страницы романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Роман Л. Н. Толстого «Война и мир»
27.58kb.
Мир казачества
2022.29kb.
«Экскурсия в православный храм»
82.78kb.
Викторина «В мире книг»
62.84kb.
«Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум»
124.14kb.