Главная стр 1
скачать
Практикум «Информационная культура школьников»
Работу выполнили учителя русского

языка и литературы МОУ Гамовской

средней школы Шешина Л.А., Рунина Е.М.
На сегодняшний день одной из учебных трудностей является неумение вычленять главное в тексте, а также неспособность работать с информационными источниками (текстами), производить отбор материала. Чтобы активизировать познавательную и речевую деятельность учащихся, развивать их интеллект, побуждать добывать информацию из разных источников, открывать неведомое, новое, учителя русского языка и литературы МОУ Гамовсой средней школы (Шешина Л.А., Зубенина А.С., Пирожкова Н.с., Рунина Е.М.) решили реализовать проект «Информационная культура школьников».
Цель проекта: Формирование комплекса знаний, умений, навыков, ориентированных на грамотное выполнение информационно- поисковых заданий.

Задачи:


  • формировать умение ученика работать с новым понятием, словом;

  • научить сравнивать информацию, полученную из различных источников;

  • развивать навыки свертывания и сжатия текста (схема, план, алгоритм, таблица);

  • научить добывать информацию, связанную с текстом.



Критерии эффективности:

- умеет найти нужную информацию по другим источникам.

- выделяет главное при освоении содержания учебной темы.

- осуществляет сравнение.

- выделяет общее и особенное содержании темы на основе нескольких источников.

- умеет делать выводы по теме, приводить аргументы.

- понимает прочитанное и может составить вопросы по тексту.
Предположительный результат:


  • умеет интерпретировать полученную информацию, составлять суждения по ней.

  • Выделяет главное при освоении содержания учебной темы.

  • Умеет работать с основными понятиями темы (выделить их, найти толкование в различных словарях, дать пояснение своим словам, умеет применить в практической деятельности).

  • В работе над темой умеет устанавливать межпредметные связи.

  • Делать обобщающие выводы по теме.

Данный проект реализовывался в урочной деятельности, на библиотечных уроках, консультациях, факультативах.

Вашему вниманию предлагаем занятие - практикум «Информационная культура школьника». Такой практикум можно проводить по любому предмету (географии, истории, биологии и др.) при работе с текстом с 5 по 11 класс.
Цель: Формирование комплекса знаний, умений, навыков, ориентированных на грамотное выполнение информационно- поисковых заданий.

Задачи:


  1. Через беседу и погружение в текст обеспечить его понимание.

  2. Научить добывать информацию, связанную с текстом.

  3. Сравнивать информацию из различных источников, развивать навыки сопоставительного анализа.

  4. Обогащать и развивать словарный запас учащихся.

  5. Уметь осуществлять отбор информации, выделять главное.

  6. Формировать художественный вкус, развивать творческие способности.

  7. Развивать логическое мышление, речь.

  8. Развивать навыки общественных выступлений, развернутых ответов на вопросы.

  9. Воспитывать общечеловеческие нравственные качества.


Оборудование: компьютер, проектор, распечатанные тексты на каждого ученика, справочный материал, словарь иностранных слов, орфоэпический словарь, презентация, кадры из фильма «Человек – амфибия», бусины «жемчуга» разных цветов (4).
Методические приемы: аналитическая беседа, работа со слайдами, работа с таблицей «ПМИ»; работа со справочной литературой, поиск информации в интернете, приемы интерактивного обучения, групповой метод работы, творческие задания.

Ход практикума.

  1. Учащиеся рассаживаются по группам согласно цвету бусин, выбранных учащимися при входе в класс. Объявляются цели и задачи занятия.

  2. Показ кадров из кинофильма «Человек-амфибия» о ловле жемчуга в сопровождении музыки.

Учитель:

    • Кто узнал, какой это фильм?

    • Что искал Ихтиандр?

    • Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем практикуме?(о жемчуге)

    • Какие ассоциации возникли у вас при слове «жемчуг»? составьте ассоциативный ряд, связанный с этим словом.

Например: роскошь, великолепие, украшение и др.

Учитель: Обратимся к эпиграфу:

Жюль Верн писал: «Для поэта жемчужина – слеза моря, для женщин – драгоценный камень, для химика – соединение фосфорнокислых солей, для натуралиста – просто болезненный нарост у некоторых моллюсков».



Учитель: Где истина? Давайте попытаемся на нашем практикуме найти ее.
III. Работа с текстом. Раздаются распечатанные тексты о жемчуге.

Текст о жемчуге составлен самостоятельно учителями русского языка и литературы для большей информативности.

К сведению, нитка жемчуга самое актуальное украшение 2011 года («Комсомольская правда», 2010 г., № 51)
1. Учащиеся читают самостоятельно текст (приложение № 1)

2. Задание: подобрать заголовок к тексту.

Возможные заголовки: - Жемчуг

-История жемчуга



-Жемчужины-дети рек и морей.

-Сведения о жемчуге.

-Уникальный камень.

Учитель: Какой на ваш взгляд самый удачный заголовок?

3. Поисковые задания.



Учитель:

  • Почему Александра дарила именно бриллианты, жемчуг?

(жемчуг дарился только молодым девушкам и незамужним женщинам любого возраста; бриллиант - потому что это самый дорогой драгоценный камень).

  • Почему жемчуг добывали в реках, где водилась семга?

  • Почему ювелиры тратят 5-7 лет, чтобы собрать одно колье?

  • Почему в настоящее время выращивают в больших количествах жемчужины искусственно?

  • Почему жемчужина может превратиться в порошок?

4. Работа со слайдами (демонстрация на экране)

Учитель: подберите к данным слайдам слова и выражения из текста (см. презентацию).

IV. Работа в группах, парах (распределение по бусинам разных цветов). Первая группа: Работа с легендами (см. приложение №2).

-Прочитайте легенды.

-Какую новую информацию вы узнали из легенд?

- Составьте вопросы – «почемучки».



Вторая группа:

1.Заполните таблицу «ПМИ», используя материал о жемчуге (см.приложение №3).

2. Объясните смысл пословицы в последнем предложении.

Третья группа:

  1. Используя словари, объясните значение слов: обертон, иризация.

Обертон-примесь другого цвета.

Иризация - радужное внутреннее свечение.

2. Как правильно произносится слово ПЕРЛОВИЦЫ?

3.Кто из известных женщин предпочитал из украшений жемчуг?

Елизавета I, Мерлин Монро, Грей Кейли, Коко Шанель, Жаклин Кеннеди, Екатерина II, В.Толкунова, Л.Зыкина.

4. Найдите стихотворения, песни, фильмы, где упоминается жемчуг (выход в интернет).



Фильмы: «Человек –амфибия», «Красный жемчуг любви», «пираты Карибского моря», «Жемчужина Нила».

Четвертая группа:

1.Составьте любое украшение из жемчуга.

2.Придумайте рекламу, слоган, буриме, синквейн.
Даны рассыпные бусины под «жемчуг» разных цветов, размеров, из которых необходимо изготовить любое украшение и защитить его.

Например: синквейн

Жемчужина

Неповторимая, изысканная

Образуется, очаровывает, восхищает

Дитя рек и морей

Роскошь.

Или стихотворение:

В теле моллюска она рождена,

Белого цвета и с блеском она.

Тайны глубокого моря храня,

Стала достоинством ни одного короля.

Юность и силу подарит тебе,

Сердце твое не оставит в беде.

Сколько жемчужин на теле твоем,

О щедрости мужа мы так узнаем.


V. Творческий отчет групп.

Учитель: Обратите внимание на нашу выставку. На картинах известных художников представлены портреты женщин с украшениями из жемчуга.

Учитель: Что поразило вас на этих картинах?

И.Н.Крамской «Портрет императрицы Марии Федоровны. 1882 г.»

Леонардо да Винчи «Портрет Беатриче д, Эсте . 1485 г.»

Рафаэль Санти «портрет Маддалены Дони . 1506 г.»

Диего Родригес де Сильва Веласкес «Портрет инфанты Марии Терезии. 1652 г.»

Сандро Боттичелли « портрет Веспучи. 1480 г.»



Учитель : Вернемся к эпиграфу. Убедились ли мы сегодня в том, что

«Для поэта жемчужина – слеза моря, для женщин – драгоценный камень, для химика – соединение фосфорнокислых солей, для натуралиста – просто болезненный нарост у некоторых моллюсков».



VI. Рефлексия:

Учитель: Мы сегодня жемчуг , словно мудрость собирали, а сейчас сделаем «колье». Давайте соберем своеобразное «колье» из полученной сегодня информации. Прием «Закончи предложения»:

- Я сегодня узнала, что жемчуг….

- Оказывается…

-Меня поразило…..

-Теперь я знаю, что….

-Я раньше не задумывалась, что….

-я думаю, что сегодняшняя информация….
Д.З. Составить инструкцию по уходу за жемчугом (I,II гр.)

составить презентацию о жемчуге(III, IV гр.).



Такую работу нужно проводить на спаренных уроках, чтобы не «расплескать» эмоций, удержать интерес учащихся к новой информации, формируя художественный вкус к слову, фразе; побуждать к поиску информации, о том или ином предмете, явлении.






скачать


Смотрите также:
Практикум «Информационная культура школьников»
66.11kb.
Лекция №1. Введение: Развитие информационных технологий в информаци­­­­онную эпоху
110.17kb.
Информационная культура как средство самообразования школьников. 6 класс
24.69kb.
В результате изучения студент должен иметь представление о
36.07kb.
Наименование разделов и тем
93.85kb.
Формирование и развитие информационной компетентности школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности по информатике. Информационная компетентность
67.12kb.
Предмет и задачи школьного курса информатики
1769.67kb.
Практикум для старших классов. М.: Вербум, 2003; Д. Розенталь, И. Голуб, Н. Кохтев. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. М.: Дрофа, 1995
33.37kb.
Программа учебного курса «культура профессионального самопределения»
81.4kb.
«Российский ребенок 21 века. Проблемы воспитания»
472.44kb.
Практикум по предмету «Мировая художественная культура» тематический блок Тема 1 "романская и готическая архитектура" проект 1 "макет фасада романской базилики"
39.03kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
243.04kb.