Главная стр 1
скачать
Урок-практикум по теме «Разработка базы данных «9 класс»

Аннотация

Автор делится опытом проведения урока по теме «Разработка базы данных “9 класс”». В разработке представлены все этапы урока. Урок рекомендуется провести после изучения темы «Базы данных» с целью закрепления полученных знаний и навыков. Предложенная форма рассматривается как один из способов подготовки к зачёту по теме.



Цель урока: создать БД класса в электронном виде для классного руководителя.

Задачи урока:

  • отработать изученный материал по теме «Базы данных»;

  • достигнуть сознательного усвоения учебного материала учащимися;

  • формировать умение работать в команде.

Программное обеспечение урока:

  • MS Access 2007 для разработки таблиц, запросов, форм и отчётов.

  • Стандартная программа ОС Windows конференц-зал для передачи сообщений учениками администратору.

  • Для наблюдения за работой учеников и, в случае необходимости, оказания им помощи администратором, приложение для удаленного управления компьютерами Radmin (www.radmin.ru).

  • Для консолидации таблиц и запросов, разработанных в ходе урока, администратор импортирует их средствами MS Access 2007.

Методический комментарий

Урок-практикум отразил использование современных программных сред для быстрого создания базы данных об учащихся класса, что соответствовало заказу со стороны классного руководителя. Урок требовал большой подготовки со стороны учителя и учащихся.



Практикум предполагал предварительный сбор информации учащимися о себе для создания таблиц «Сведения об учащихся», «Сведения о родителях» со следующей структурой:

Таблица 1. Структура таблицы СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ

Имя поля

Тип данных

№ ученика

Числовой

Фамилия

Текстовый

Имя

Текстовый

Отчество

Текстовый

Пол (м)

Логический

Дата рождения

Дата/время

Рост (см)

Числовой

Вес (кг)

Числовой

Домашний адрес

Текстовый

Микрорайон

Текстовый

Хобби

Текстовый

Домашний телефон

Текстовый

Мобильный телефон

Текстовый

Таблица 2. Структура таблицы СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

Имя поля

Тип данных

ФИО отца

Текстовый

Образование отца

Текстовый

Место работы отца

Поле МЕМО

Должность отца

Текстовый

ФИО матери

Текстовый

Образование матери

Текстовый

Место работы матери

Поле МЕМО

Должность матери

Текстовый

Учитель на подготовительном этапе создал таблицу изучаемых предметов.

Таблица 3. Структура таблицы ПРЕДМЕТЫ

Имя поля

Тип данных

Предмет

Текстовый

Были подготовлены фотографии учеников класса на одном фоне и одного размера.

Учитель заготовил файлы, подготовленные в MS Excel, ВЫБОР ЭКЗАМЕНОВ со следующими графами: фамилия; имя; 1 экзамен по выбору; 2 экзамен по выбору и ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ с графами: фамилия; имя; серия, номер; дата выдачи паспорта; ИНН; страховое свидетельство.

На уроке дополнили и усовершенствовали данные заготовки.

На уроке работал администратор – ученик, заранее подготовленный учителем. Его задача: объединить результаты работы учеников и при необходимости оказать им помощь.

Каждому ребенку выдано задание, соответствующие его уровню подготовки (см. приложение 1). После выполнения задания ученики отправляли сообщения администратору, и он импортировал их работу в общую БД.

В ходе урока, используя мультимедийный проектор, класс наблюдал процесс работы каждого ученика.



Один из результатов схема базы данных, отражает связь между полученными таблицами (рис. 1).
В конце урока результат работы учащихся – база данных класса, получил анализ соответствия заказу.


Рис. 1



Приложение 1

Контрольный лист 1

Обратитесь к БД «9а класс» со следующими запросами; сохраните результаты:

  1. Определите, какие имена носят ученики класса.

  2. Получите список учеников родившихся зимой.

  3. Определите средний вес класса.

  4. Вывести информацию о пяти самых высоких учащихся класса, представленных в базе данных, отсортировав их в порядке возрастания.

  5. Найти самого низкого ученика класса.

  6. Определить количество отцов с высшим образованием.

  7. Определить количество мам с высшим образованием.

  8. Подсчитать количество родителей с высшим образованием.

  9. Определить средний рост мальчиков класса.

  10. Найти самую низкорослую девочку класса.

Контрольный лист 2

  1. Обратитесь к БД «9а класс» со следующими запросами; сохраните результаты:

  1. Вывести информацию о фамилиях, именах и росте учеников в виде: сначала обо всех девочках, а потом обо всех мальчиках, а в каждой их этих групп – в порядке увеличения роста.

  2. Получите список учеников родившихся летом.

  3. Определить общее число мальчиков класса.

  4. Вывести информацию о трёх самых низких мальчиках класса.

  1. По данным таблицы Сведения об учащихся самостоятельно определите необходимые поля для подведения итогов и создайте отчёт. Форму отчёта выберите по своему усмотрению.

Контрольный лист 3

Обратитесь к БД «9а класс» со следующими запросами; сохраните результаты:

  1. Вывести фамилии и имена всех девочек класса.

  2. Определите «тяжеловеса» класса.

  3. Получите список учеников родившихся весной.

  4. Найти самого взрослого ученика класса.

  5. Найти самого высокого мальчика класса.

  6. Определить средний рост девочек класса.

  7. Найти количество учеников класса выше 170 см.

Контрольный лист 4

Создайте форму, предназначенную для просмотра данных в таблице СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ.



Примечание: в форме должна отражаться информация о фамилии, имени, отчестве ученика, его дате рождения, микрорайон и домашний адрес, номер домашнего и мобильного телефона, хобби, вес и рост, а также представлена фотография.

Контрольный лист 5

  1. Создайте и заполните таблицу РАСПИСАНИЕ УРОКОВ.

С помощью Конструктора определите структуру таблицы РАСПИСАНИЕ УРОКОВ:

Имя поля

Тип поля

Свойства поля

№ п/п

Счетчик

Индексированное поле: Да (Совпадения не допускаются).

Понедельник

Текстовый

  1. Откройте вкладку Подстановка;

  2. Тип элемента управления: Поле со списком;

  3. Тип источника строк: Таблица или запрос;

  4. Источник строк: таблица Предметы.

Вторник

Текстовый

Аналогично полю понедельник.

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

  1. Создайте форму, предназначенную для удобного просмотра расписания уроков.

Контрольный лист 6

  1. Создайте и заполните таблицу Учителя, содержащую следующие поля:

    Имя поля

    Тип поля

    Свойства поля



    Счетчик

    Индексированное поле: Да (Совпадения не допускаются).

    ФИО

    Текстовый

    Размер поля: 40.

    Предмет

    Текстовый

    1. Ключевое поле.

    2. Откройте вкладку Подстановка;

    3. Тип элемента управления: Поле со списком;

    4. Тип источника строк: Таблица или запрос;

    5. Источник строк: таблица Предметы.

    Кабинет

    Числовой

    Размер поля: Целое.

  2. Создайте форму, в которой представлена информация об учителях класса.

Контрольный лист 7

  1. Создайте таблицу УСПЕВАЕМОСТЬ по предметам русский язык, алгебра и информатика.

С помощью Конструктора определите структуру таблицы УСПЕВАЕМОСТЬ:

Имя поля

Тип поля

Свойства поля

№ ученика

Числовой

Размер поля: Целое.

Предмет

Текстовый

  1. Откройте вкладку Подстановка;

  2. Тип элемента управления: Поле со списком;

  3. Тип источника строк: Таблица или запрос;

  4. Источник строк: таблица Предметы.

1 четверть

Числовой

  1. Откройте вкладку Подстановка;

  2. Тип элемента управления: Список;

  3. Тип источника строк: Список значений;

  4. Источник строк: введите оценки 2, 3, 4, 5, н/а, осв.

2 четверть

Числовой

Аналогично полю 1 четверть.

3 четверть

4 четверть

Год

На вопрос «Создать ключевое поле?» ответьте «Нет».

  1. Организуйте связь между таблицами СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ и УСПЕВАЕМОСТЬ.

  2. Введите данные об успеваемости учеников.

  3. Создайте запрос на поиск «круглых» отличников по предметам.

  4. Подсчитайте количество отличников по информатике по итогам 1-й четверти.

  5. Подсчитайте количество отличников по информатике по итогам 2-й четверти.

  6. Определить средний балл класса за 1-ю четверть (2-ю четверть).

Контрольный лист 8

I. 1. Создайте таблицу ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ, содержащую информацию о серии, номере и дате выдачи паспорта каждого ученика, номере страхового свидетельства и ИНН, импортируя данные Excel из файла ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ.

2. Создайте форму для удобного просмотра данных таблицы ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ.



II. 1. Создайте таблицу ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ, содержащую сведения о выборе экзаменов учениками, импортируя данные Excel из файла ВЫБОР ЭКЗАМЕНОВ.

2. Обратитесь к таблице ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ со следующими запросами; сохраните результаты:



  1. Выведите список учащихся сдающих экзамен по литературе.

  2. Выведите список учащихся сдающих экзамен по биологии.

  3. Выведите список учащихся сдающих экзамен по информатике.

  4. Выведите список учащихся сдающих экзамен по технологии.

  5. Выведите список учащихся сдающих экзамен по физике.

  6. Выведите список учащихся сдающих экзамен по английскому языку.

  7. Выведите список учащихся сдающих экзамен по обществознанию.

  8. Выведите список учащихся сдающих экзамен по черчению.

  9. Выведите список учащихся сдающих экзамен по истории.

  10. Выведите список учащихся сдающих экзамен по физкультуре.

Контрольный лист 9

Обратитесь к БД «9а класс» со следующими запросами; сохраните результаты:

  1. Вывести фамилии и имена всех мальчиков класса.

  2. Выведите информацию о фамилиях и именах учащихся, сгруппировав их по микрорайонам проживания.

  3. Получите список учеников родившихся осенью.

  4. Определите «худышку» класса.

  5. Вывести информацию обо всех учениках, представленных в базе данных, в порядке уменьшения роста.

  6. Определить общее число девочек класса.

  7. Вывести информацию о трёх самых высоких девочках класса.

  8. Найти самого юного ученика класса.

  9. Определить средний рост всех учеников класса.

  10. Найти самого высокого ученика класса.

Контрольный лист 10

Обратитесь к БД «9а класс» со следующими запросами; сохраните результаты:

  1. Выведите список учеников увлекающихся волейболом.

  2. Получите список учеников, проживающих на улице Рабочей.

  3. Вывести информацию о мальчиках с именем Александр.

  4. Вывести информацию об увлечениях ребят.

  5. Найти самую высокую девочку класса.

  6. Найти самого низкорослого мальчика класса.

  7. Определить количество отцов, имеющих среднее специальное образование.

  8. Определить количество мам, получивших среднее специальное образование.

  9. Подсчитать количество родителей со средним специальным образованием.

Список литературы

  1. Златопольский Д.М. Сборник заданий на разработку запросов: Дидактический материал по теме «Базы данных». – М.: Чистые пруды, 2005. 32 с. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 5).

Сведения об авторе

  1. Корепанова Эльвира Петровна

  2. Учитель информатики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Нарьян-Мара»

  3. 166002, НАО, г. Нарьян-Мар, ул. Юбилейная, д. 34 корп. А, кв. 5

  4. Домашний телефон (81853) 44785, рабочий телефон (81853) 41730

  5. ellemacf@rambler.ru



скачать


Смотрите также:
Практикум по теме «Разработка базы данных
111.2kb.
Вопросы к междисциплинарному Государственному экзамену для студентов групп 461,451,452 по дисциплине «Базы данных»
19.86kb.
Практические занятия к теме №3 задача 1 Задание Создание базы данных
83.93kb.
Проектирование структуры данных. Создание таблиц базы данных. Создание схемы базы данных
73.1kb.
Практическая работа 1 Тема: Создание таблиц базы данных в ms access. Создание таблицы базы данных в режиме конструктора, с помощью мастера, путем ввода данных
25.03kb.
7 1 Теория проектирования базы данных 9 1 Основные понятия баз данных 9
659.34kb.
Создание базы данных, состоящей из одной таблицы
39.4kb.
Реляционные базы данных
11.68kb.
Практическая работа № «Создание базы данных»
18.04kb.
Access. Базы данных
274.49kb.
Базы Данных и Системы Управления Базами Данных (субд)
73.69kb.
Создание Табличной базы данных «Процессоры» Пуск – Все программы – OpenOffice
9.03kb.