Главная стр 1
скачать



Научно-практическая работа
РОЛЬ ИКТ

В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ

Выполнила:

учитель ГБОУ СОШ 190 ЮЗОУО г. Москвы

Денисова Инесса Юрьевна



Москва

2012

Содержание.

Стр.

Введение…………………………………………………………3

Глава I. Применение ИКТ в школе

1.1. Общие понятия об ИКТ ………………….…………..…….5

1.2. Основные направления применения ИКТ………………...9

1.3. Основные требования к уроку с использованием ИКТ…15

1.4. Применение ИКТ во внеурочное время………………….19

1.5. Использование Интернет-ресурсов………………………22

1.6. ИКТ - компетентность педагога и целесообразность применения ИКТ на уроке…………………………………………..27

1.7. Выводы……………………………………………..………30



Глава II. Применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время

2.1. Применение ИКТ в преподавании географии (из опыта работы)……………………………………………………………….31

2.2. Разработка урока с применением ИКТ …..…………….. 33

2.3. Применение ИКТ в преподавании географии во внеурочное время (из опыта работы)……………………………...41

2.4.Использование личного сайта в учебном процессе……..45

2.5.Выводы……………………………………………………..47



Заключение ………………………………..…………………48

Введение

Мною выбрана данная тема научно-практической работы, потому что создание и применение на уроке ИКТ на сегодняшний день весьма актуально. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления. Использование информационных технологий в школе, обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как научность, наглядность, доступность, активность и самостоятельность.

 Использование ИКТ на уроках, на мой взгляд, позволяет сделать преподавание географии содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее, эффективнее. Повышает положительную мотивацию к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе. А также, намного упрощает и ускоряет подачу нового материала школьникам и проверку усвоения их знаний.

Так как современные учащиеся интересуются компьютерными технологиями, применение на уроках ИКТ вызывает у них наибольший интерес, нежели при изучении материала в привычной для них форме. А когда они вовлекаются в составление презентаций при изучении той или иной темы (например, сделать доклад к следующему уроку), это позволяет им наиболее полно усвоить материал.

«Использование информационных технологий в процессе обучения школьников позволяет повысить интерес и расширить кругозор учащихся по предметам, изменить традиционное преподавание, активизируя все потенциальные возможности ученика посредством смены видов деятельности на уроке». [13]

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы: недостаточная компьютерная грамотность учителя, не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе, вероятность, перехода от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

В связи с выше перечисленным, целью научно-практической работы является: изучить роль, различные формы и методы обучения использования ИКТ на уроках географии для повышения эффективности обучения, заинтересованности учащихся в глубоком изучении программного материала.

Задачи дипломной работы:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме "Применение ИКТ в обучении географии в школе".

2. Изучить методы, способы, требования и формы использования ИКТ на уроках географии.

3. Выявить роль, значение и место использования ИКТ в учебном процессе по географии.

4. Привести примеры использования ИКТ на уроках географии и во внеурочное время.

5. Проанализировать положительные и отрицательные стороны в преподавании географии с использованием ИКТ.

Глава 1. Применение ИКТ в школе

1.1. Общие понятия об ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. [7]

Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

• поддержка и развитие системности мышления обучаемого;

• поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

• реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности. [14]



Таблица 1 (составлена по материалам [14])

Классификация образовательных средств ИКТ

Классификация образовательных средств ИКТ

I. По решаемым педагогическим задачам.


1.Средства, обеспечивающие базовую подготовку.

Электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний.

2.Средства практической подготовки.

Задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры.

3.Вспомогательные средства

Энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия.

4.Комплексные средства

Дистанционные учебные курсы.

II. По функциям в организации образовательного процесса.

1.Информационно-обучающие

Электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы.

2.Интерактивные

Электронная почта, электронные телеконференции.

3.Поисковые

Каталоги, поисковые системы.

III. По типу информации.

1.Электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией

Учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы.

2.Электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией

Коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы.

3.Электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией.

Звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты.

4.Электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией

Аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии.

5.Электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией

Учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания.

IV. По формам применения.

1. Урочные

2. Внеурочные






Выделяют несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

Таблица 2 (составлена по материалам [7])

Аспекты использования ИКТ

Аспекты

Характеристика аспектов

Мотивационный

Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

• максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;

• широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;

• раскрытия творческого потенциала обучающихся;

• освоения учащимися современных информационных технологий.


Содержательный

Возможности ИКТ могут быть использованы:

- при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,

- для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;

- для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы учащихся.



Учебно-методический

Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.


Организационный

ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

• при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;

• при фронтальной либо подгрупповой формах работы.


Контрольно-оценочный

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Таким образом, использование ИКТ в преподавании географии значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность учащихся в глубоком изучении программного материала.



1.2. Основные направления применения ИКТ

В настоящее время существуют

два направления компьютеризации обучения:


Первое направление

предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко «второй грамотностью». Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни - неотьемлимая часть «интеллектуального багажа» современного человека. При этом сокращается разрыв меду требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые реализует школа.



Второе направление

рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.


В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета можно выделить следующие виды компьютерных программ:



Таблица 3 (составлена по материалам источника[2])

Виды компьютерных программ

Виды компьютерных программ

Предназначение программ

Важность применения программ

Учебные

Ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой.

В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся.

Контролирующие


Предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений.


Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

Имитационные и моделирующие программы

Предназначенные для «симуляции» объектов и явлений.


Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.

Тренажеры


Тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.

Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемых уже усвоен.


Справочно-информационные


Предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.


Использование этих программ развивает умения самостоятельного поиска информации.

Демонстрационные


Предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которых можно использовать не только в качестве наглядности, но и « накладывать друг на друга», компоновать, применять интерактивную графику.

К этому типу можно отнести также и презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и используемые для творческой работы учащихся.

Мультимедиа учебники


Комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.






Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источниками знаний. А сочетание света, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. При этом значительная часть наглядных демонстрационных пособий и моделей (настенные карты, картины, карты, слайды, видеофрагменты, анимационные схемы и пр.) можно хранить в цифровом варианте (для экономии места, времени на подготовку учителя к уроку и пр.) и при необходимости выводить на большой экран.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностноориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложности, интересы и пр.[2]

Среди сложностей применения компьютерных технологий можно выделить такие диспропорции в отношении объема получаемой и усвояемой информации, трудности ориентирования в информационном потоке: необходимость индивидуализации и дифференциации обучения, несопоставимость человеческого и компьютерного мышления, определение путей сочетания традиционных и технических средств обучения. [9]

Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения - один из важных методических принципов их применения. [9] При планировании уроков необходимо находить оптимальное сочетание обучающих программ с традиционными средствами обучения.

Несмотря на то, что процесс компьютеризации обучения географии начался не так давно, преподавателями географического факультета МПГУ совместно со специалистами Республиканского мультимедиа-центра разработана целая серия мультимедийных учебников по всем школьным курсам географии:


  • 7 класс – учебник по курсу «География материков и океанов» (Авторы учебного материала И.В.Душина, В.Б.Пятунин,А.А., Летягин);

  • 8 класс- «География России. Природа и население» (В.П. Дронов, Л.Е.Савельева, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможня).

  • 9 класс –«География России. Хозяйство и регионы». ( В.П. Дронов, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя, Н.Н. Роготень).

  • 10 класс – «Экономическая и социальная география мира» ( В.П.Максаковский, Д.В.Заяц, Н.Н.Роготень, Е.А.Таможняя, С.А. Горохов).

Создание специальных мультимедийных программ на базе стабильных учебников неизмеримо расширяет возможности обучения географии. Средства мультимедиа позволяют представить учебный материал в самых разнообразных формах, что делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся. Как показывает опыт, применение мультимедийных средств в обучении способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся. [5]

Но пока не во всех школах использование мультимедийных учебников возможно. Это связано с недостаточным оснащением школ оборудованием.



Таким образом, можно подвести итог.

1) Применение ИКТ позволяет:



  1. постоянно обновлять содержание информации;

  2. создавать использовать презентации;

  3. включать в работу сетевые информационные системы;

  4. использовать ресурсы Интернет, электронную почту.

  5. моделировать физические объекты и явления.

2) Можно выделить три основных формы работы с ИКТ по географии [5]:





1.3. Основные требования к уроку с использованием ИКТ

В книге американского педагога Филиппа С. Шлехта «Школа для 21 века. Приоритеты реформирования образования» есть такой диалог:

«- Что вы хотите от школы?

- Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно».[12]

Компьютерные технологии дают для этого огромные возможности. Специфика географии как науки заключается в том, что она содержит огромный объем материала. Применение ИКТ на уроке позволяет (см. схему ниже)

Наглядно увидеть изучаемые явления, процессы и взаимосвязь между компонентами природы.

Предоставить уникальные информационные материалы (картины, видеофрагменты, звукозаписи).






Применение ИКТ на уроке географии

позволяет:





Преодолеть дефицит источников учебного материала.



Быстро и объективно оценивать знания, умения и навыки.










Формировать умения и навыки информационно - поисковой деятельности.


Создать условия для эффективной реализации экспериментальных, исследовательских, проектных, игровых форм обучения.



Урок является основной формой обучения – это социальный заказ общества системе образования.



Он обусловлен:

  • Социально-психологическими потребностями общества;

  • Уровнем его развития;

  • Конкурентоспособностью его экономики;

  • Нравственными и моральными ценностями этого общества.[2]

В.Сухомлинский писал, что урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

Таблица 4 (составлена по материалам [6])

Принципы конструирования урока


Принципы



Характеристика принципов

1. Системность

Предполагает возможности постоянного расширения, это элемент общей системы обучения, когда определяются его цель и задачи. Урок - единое целое, состоящее из множества компонентов процесса обучения (преподаватель, обучаемый, учебно-информационные средства, учебный материал), многообразия соединяющих их связей, которые определяют функциональное взаимодействие этих компонентов.

2. Развитие

Предполагает возможность постоянного расширения и обновления его системы задач и средств их достижения.

3.Информативность

Подразумевает использование средств ИКТ в плане развития личности обучаемого, формирование у учащихся информационной – компетентности.

4.Индивидуализации

Позволяет на базе средств новых информационных технологий изменение методов получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых.

Этапы конструирования урока:

  • концептуальный.

  • технологический

  • операциональный

  • педагогической реализации. [6]

Далее будут рассмотрены этапы конструирования урока в плане использования ИКТ.

На первом концептуальном этапе конструирования урока определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов - фактически требования к ЗУН. На этом этапе аргументируется необходимость использования ИКТ, выбирается методическое назначение необходимых образовательных ресурсов.

На технологическом этапе конструирования урока в соответствии с сформулированными требованиями к образовательным электронным ресурсам по дидактическому назначению проводится многофактный анализ и отбор ЦОР. Выбирается форма урока:

  • Урок-презентация;

  • Урок-исследование;

  • Виртуальная экскурсия;

  • Практикум;

  • Работа с мультимедиа-учебником;

  • Обобщающий. [6]

Детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, выбор способов взаимодействия обучаемого с электронными ресурсами и с учителем проводится на операциональном этапе конструирования урока. Здесь же планируется применение ИКТ на каждом этапе урока. [6]

Для каждого этапа урока определяется цель, длительность этапа, форма организации деятельности на каждом этапе, формы промежуточного контроля. Необходимо учесть, что каждый этап урока с использованием ИКТ, это законченный блок, в начале каждого этапа должен присутствовать организационный момент, который необходимо четко выделять, иначе эффективность этапа снижается. [2]



Этап педагогической реализации подразумевает перевод психолого-педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия и решения трех задач:

  1. диагностики психологического состояния уровня знаний учащихся;

  2. задачи управления его познавательной деятельностью;

  3. объективной оценки текущих результатов и коррекции обучения, направленной на достижение поставленных целей.[2][4]

Вывод: применение ИКТ не ломает традиционной методики обучения, а является ее существенной составной частью.


1.4.Применение ИКТ во внеурочное время

Большой объем географического материала, не позволяет полностью его использовать на уроках, это приводит к перенасыщению и нарушению норм СанПиН, поэтому часть материала может быть использована на занятиях географического кружка, кружка интеллектуальных игр, факультативов, классных часах, географических вечерах и мероприятиях.



Главными направлениями внеклассной работы по географии являются:

·  развитие исследовательской деятельности учащихся;

·  закрепление и развитие знаний о географической науке;

·  развитие пространственного мышления;

·  выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;

·  распространение опыта творческой деятельности учащихся;

·  приобретение учащимися опыта публичных выступлений.[6]

При выполнении домашнего задания, творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов по географии, школьники учатся работать с информационными каталогами, получать информацию из сети Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами.  Обучающиеся используют  мультимедийные  пособия по географии, выполняют работы исследовательского и творческого характера, готовят доклады и сообщения, создают электронные хронологические таблицы, слайды, где наглядно демонстрируют географические объекты,  выполняют работу с картой.

Особое место во внеурочной деятельности школьников по географии автор уделяет краеведению, так эта работа имеет прямое отношение к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.
Таким образом, возможности компьютерных технологий в географическом образовании позволяют [4]:

Медиаобъекты имеют ряд преимуществ: [1][4]





1.5. Использование Интернет-ресурсов

Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Учитель на медиауроке выступает в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации. Для учителя появляется больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися.

На уроке можно использовать следующие методические приемы [7]:





Методический прием

Действия

1

Использование мультимедиа учителем

Отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс

2

Использование компьютера учениками

При изучении текстового материала можно: заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос

3

Контроль знаний

Тесты с самопроверкой

Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картины процессов и явлений, интерактивные модели дают возможность самостоятельно "конструировать" процессы, исправлять свои ошибки, самообучаться. [7] [9]

Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения отдельных уроков.[1]

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. [7]

Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает: [6]



Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.



Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Но направленность на оперативную обратную связь с пользователями, принципиальная избыточность информации и возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняют и понимание современного учебного предмета. [6]

Таким образом, современный мультимедийный урок - это переходная форма от традиционного обучения к открытому образованию. В электронных мультимедийных средствах обучения "текст" как носитель учебного материала понимается уже в широком смысле слова, это не только письменный вербальный текст, но и видеофрагмент, анимированная схема, модель. Последние обладают уникальной возможностью повышать информационную плотность изложения за счет ускоренной подачи информации, поэтому видоизменяется их дидактическая функция - это уже не иллюстрированный материал, а важнейший источник информации и объект для наблюдений.


Методика применения ресурсов сети Интернет на уроке географии

Методика применения ресурсов сети Интернет на уроке основана на возможности использовать следующие методические приемы:



  • Использование ресурсов Сети учителем: исследование сайтов по интересующей тематике, совместная деятельность с другими классами и учителями-предметниками; публикация собственных материалов в Сети;

  • Использование ресурсов Сети учениками: при изучении текстового материала и поисковых инструментов online.

  • Контроль знаний: тесты с самопроверкой; сетевые конкурсы, олимпиады, викторины.

  • Особенно интересно использовать материалы Интернет при работе над проектом. [8]

Помимо занятий в классе, ученики могут вести поиск дополнительной информации по предметам самостоятельно. Также школьники могут обмениваться полученными знаниями, объединяться с другими классами, осмысливать полученную информацию и публиковать свои авторские материалы в Интернет.

Вывод: обучение с помощью ресурсов Сети неизбежно приводит учеников и педагогов к выходу за рамки урока и предмета.

1.6. ИКТ - компетентность педагога и целесообразность применения ИКТ на уроке

Существует множество учебных программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями. Огромное количество всевозможных курсов по информационным технологиям предлагают свои услуги педагогам. [3] В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски). Но, к сожалению, приходится признать, что не все учителя могут и работают на этом оборудовании.

Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время.

Профессионализм учителя - синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению понятий "компетенция" и "компетентность".[8] [12]

Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. [8]

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности. [12]

Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Остановимся на вопросе формирования и развития ИКТ - компетентности учителей-предметников. [12]

Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника автор понимает не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

По мнению Герасимовой Т. Н. «ИКТ – компетентность современного учителя» [13], для формирования базовой ИКТ - компетентности необходимо:


  • наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;

  • овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;

  • использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;

  • формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

  • И согласно новому положению об аттестации, если учитель не владеет компьютером, то он не может быть аттестован на первую или высшую категорию.

Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю можно

  1. участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;

  2. участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;

  3. использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;

  4. обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;

  5. формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;

  6. разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ. [9]


1.7. Выводы

Изучив теоретический материал, я пришла к выводу, что ИКТ – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».

Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

Я убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.



Глава II. Применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время

2.1. Применение ИКТ на уроках географии (из опыта работы).

В своей работе я применяю программу презентаций Power Point, что позволяет создавать наглядные пособия для изучения тем. Не имея ММУ для курса географии, автором разработаны презентации на разные темы уроков. Эти презентации позволяют последовательно изучать тему, в ней содержится необходимая номенклатура, схемы, фотографии. Ее использовать можно на каждом уроке через мультимедиа проектор при изучении нового материала, повторении, также индивидуально каждым учеником. В качестве иллюстраций я использую карты, фотографии географических объектов: возвышенностей, холмов, рек, родников и т.д. Каждая презентация заканчивается тестом, который должны выполнить все и географическими задачами, направленными на более широкое знание предмета, смекалку (Приложение 1).

В связи с этим, происходит организация познавательной деятельности учащихся на уроке:


  • мотивация обучения;

  • передача учебной информации;

  • демонстрация наглядных материалов;

  • показ, сопоставление процессов и явлений.

Помогают составлять различные презентации ученики, которые делают их по предложенному шаблону, плану или по собственной задумке. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Контроль знаний с использованием компьютерного тестирования, автор использует либо при опросе домашнего задания, либо при закреплении материала. Так как в классе только один компьютер, то отвечает один ученик, а я тем временем провожу фронтальный опрос, опрос по карточкам т.д.

Тестирование также я провожу для всего класса, причем смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.

Вывод: таким образом, организуется самостоятельная деятельность учащихся:


  • самостоятельное приобретение знаний и умений;

  • подготовка докладов, сообщений, рефератов;

  • осуществление дифференцированного подхода;

  • углубленное изучение географии.


2.2. Разработки уроков с применением ИКТ на уроках географии

Основным направлением моей работы является использование информационных технологий в процессе обучения. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до игры.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много: это и перегруженность школьных программ, и оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое.

Поэтому я ставлю перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий.

Условно «уроки с использованием компьютера можно разделить на несколько групп: «уроки – презентации», «исследовательские уроки», «виртуальные экскурсии», проектные, тестирование и другие» [3, с.40].

Типы уроков, которые я использую в учебном процессе.



Уроки-презентации

Я пошла по пути создания собственных презентаций. Это позволило мне полнее раскрыть материал, реализовать межпредметные связи с литературой, историей, биологией. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение лекции учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами (Приложение 1).

Многие изучаемые географические объекты, такие как равнины и горные массивы, моря и океаны, гигантские промышленные предприятия и обширные сельскохозяйственные угодья, не могут быть показаны непосредственно. Поэтому «использование на уроках демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий» [3, с.41]. Причём эффективность работы со слайдами намного выше, если их дополнять показом схем, таблиц и т.д.

Уроки - исследования

Неограниченные возможности компьютер открывает для исследовательской работы.

Интересны уроки, на которых дети самостоятельно ведут поиск, отбирают материал по заданию учителя. На этих уроках используются ресурсы Интернет. (см. Приложение 3)

Медиаобъекты можно исполь­зовать не только при изучении нового материала, но и при закреплении изученного ма­териала и при его повторении.

Слайды с фотографиями результатов действия того или иного географическо­го процесса или явления, также снабжен­ных текстовыми комментариями. Но при работе с ними учитель должен обращать внимание обучаемых на то, что изобра­женное на слайде есть результат действия изучаемого географического явления или процесса. Само явление или процесс при этом может протекать катастрофически быстро (например, землетрясение), а мо­жет занимать длительные промежутки времени (например, формирование реч­ной долины).

В зависимости от целей и задач урока выбранный медиаобъект может использо­ваться как слайд с географическим объ­ектом, а может как слайд, на котором изо­бражен результат действия процесса. На­пример, слайд, показывающий речную долину, можно использовать для ознаком­ления с ее составными частями, а можно как демонстрацию результатов действия водных потоков.







Слайды со схемами, диаграммами, таблицами особенно важны при изучении экономической географии, при рассмот­рении сущности географических явлений и процессов, их качественных и количе­ственных характеристик.



Видеоролики, отображающие геогра­фические процессы или явления, и ани­мации рассматриваются как форма моделирования реальных событий, фактов, научных данных. Собранные в видеоролик отдельные кадры составляют образную модель, дающую определенное представление об оригинале.

Все названные медиаобъекты способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительно-составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географи­ческих знаний. Аналитические возможности приведенных медиаобъектов позволяют выделять существенные признаки предметов и явлений и, следовательно, способствовать эффективному формированию географических понятий. И, наконец, использование медиаобъектов способствует формированию у школьников географической картины мира.

Виртуальные экскурсии

Посетить многие государства мира можно не выходя из компьютерного класса. Чтобы организовать урок с посещением виртуального государства, необходимо составить маршрут или сформулировать запрос поиска информации для учащихся. Важным является организация работы с полученной информацией. Необходимо, чтобы результатом виртуальной экскурсии стала творческая работа: доклад, сообщение, презентация, заполненная таблица, ответы на вопросы и другое.

Большой интерес проявляют учащиеся 9-10 классов на уроках экономической географии России и географии мира. Учащимся дается задание представить, что они являются гидами какого-то города или страны, штата. Их задача составить презентацию или сообщение, визитную карточку выбранного объекта, причем составить так, чтобы другие учащиеся заинтересовались, чтобы захотелось приехать в этот город или страну.

Например, Япония (слайды из презентаций учащихся)



Южная Корея



Такие уроки проходят быстро, интересно, каждый старается успеть выступить на уроке, а если выступить не успевают, то выстаиваются в очередь на следующем уроке.


Тестирование

Необходимо распределить тестовые задания по дисциплинам и темам дисциплин: при создании новой группы вопросов осуществляется иерархическая группировка вопросов по дисциплине, разделу, теме.

«Задания могут быть различных типов: вопросы с несколькими вариантами ответов; вопросы, ответы на которые должны вводиться тестируемым с клавиатуры; вопросы, для ответа на которые нужно установить соответствие между элементами двух или трех списков; вопросы, где в качестве ответа нужно указать правильную последовательность элементов в предлагаемом списке» [5, с.60].

Например:





В теме «Атмосфера» учащиеся могут выполнить на компьютере следующие за­дания: на экране ученики видят таблицу с данными температуры воздуха, по которым они строят график измене­ния температуры воздуха за определен­ный период времени.



В курсе географии материков и океанов также по данным таблиц учащиеся вычис­ляют среднесуточную и среднемесячную температуру воздуха, читают климатичес­кие карты отдельных материков и госу­дарств. Целесообразно проводить контроль знаний и умений по отдельным материкам с помощью тестов.

Суще­ствующие программные контрольные уп­ражнения, как правило, не рассчитаны на выполнение их в течение урока. Обычно с ними можно справиться за 12-15 мин. По­этому класс разбивается на три группы:


  1. — слабо подготовленные учащиеся;

  2. — учащиеся со среднем уровнем подготовки;

III — учащиеся с высоким уровнем подготовки.

Учащиеся III группы сразу же присту­пают к выполнению контрольных упраж­нений, после чего им можно предложить творческое задание поискового характе­ра. С учащимися I и II группы учитель ве­дет подготовительную работу: проверяет домашнее задание, выполняет дополни­тельные упражнения на закрепление ма­териала по пройденной теме.

После выполнения контрольных уп­ражнений III группой учащиеся II группы переходят на их место к компьютеру, а учитель продолжает выполнение трени­ровочных упражнений с I группой. Уча­щиеся I группы приступают к выполне­нию контрольных упражнений в послед­нюю очередь. В это время II группа рабо­тает над индивидуальными заданиями, предложенными учителем. В конце урока учитель собирает данные о выполнении работы, выведенные на экран дисплея, выставляет оценки.

Применение «компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно» [6, с.49].

Существуют специально разработанные и находящиеся в открытом доступе электронные образовательные ресурсы, которые применяются автором. В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов, которые автор использует на уроках. Это:

• Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru);

• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК)

(http://school-collection.edu.ru).



Таким образом, главная цель учителя на уроке создать благоприятные условия для активного развития познавательной деятельности, успех которой в значительной мере зависит от разнообразия познавательного пространства.

2.3. Применение ИКТ в преподавании географии во внеурочное время

Возможности применения ИКТ в школе, где я работаю, не велики. Есть компьютерный класс, имеющий 17 компьютеров, а наполняемость классов велика до 30 человек. Поэтому проводить уроки в таком классе можно не часто, и не во всех классах. Выход из такого положения я вижу только в возможности использования кабинета информатики во внеурочное время по договоренности с учителем информатики.

Приглашаются учащиеся либо отстающие, либо интересующиеся географией.

Мультимедийные технологии я использую следующим образом:


  • Анонсирование темы предполагает, что новая тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса

  • Сопровождение объяснения учителя предполагает использование специально созданных для конкретных уроков мультимедийных конспектов-презентаций, содержащих краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах.

  • Информационно-обучающее пособие предполагает самостоятельную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. [10]

Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока, или пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет информатики после уроков и доработать материал. И, наоборот, учащиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме.

Внеурочное время можно использовать на проведение викторин, географических игр, конференций. Это способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету. Например, игра-викторина «На просторах России» для учащихся 8-9 классов, географическая викторина на английском языке по страноведению – США для учащихся 10 классов, географическая викторина «В стране сообразили» для учащихся 7-9 классов и др.


А также появляется возможность использовать Интернет – ресурсы.


  • Например, при изучении темы «Уральский экономический район» или любого другого экономического района России учащиеся 9 класса находили дополнительную информацию о районе на различных сайтах. (Приложение 3)

Задание №1 Используя предложенные адреса сайтов составьте образ территорий в виде презентаций, входящих в состав Уральского экономического района по плану:

  1. Основные сведения (центр, территория, флаг, герб, географическое положение, климатические условия).

  2. Хозяйство (отрасли специализации)

Задание №2 Используя Интернет-ресурсы составьте рассказ о народах, проживающих на Урале.

Интернет – ресурсы:



  • http://www.georus.by.ru/

  • http://www.mojgorod.ru

  • http://www.geogid.ru

  • http://www.geosite.com.ru

  • http://www.geografia.ru/russia.html



  • http://www.textreferat.com/referat-4601.html

  • http://www.geosite.com.ru/pageid-463-1.html

  • http://tur-02.narod.ru/sources/articles/id540_3.9.htm

  • http://www.terrus.ru/mono/index.shtml

  • http://www.informeco.ru

Информацию дети находят последовательно, используя главные страницы и ссылки, выполняют задания.

На уроках физической географии России в 8 классе ведется поиск информации по различным географическим объектам. Например «Озеро Байкал – жемчужина России», «Полуостров Камчатка», «Карелия – озерный край» и др..

Интернет дает возможность находить информацию непосредственно на уроке, составлять небольшие сообщения, дифференцировать работу.

ИКТ помогают в проведении общешкольных воспитательных и образовательных предметных или межпредметных мероприятий:

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

8. Повышают качество педагогического труда.

9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

2.4. Использование личного сайта в преподавании

В своей работе я активно применяю свой личный сайт, который предназначен для учеников и их родителей, представляет собой сборник учебных материалов и занимательных заданий, интересных фактов по биологии, географии и экологии.

(см. Приложение 4)

На сайте размещены:



  1. На главной странице школьники могут познакомиться с новостями, например, принять участие в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях.

  2. Тематическое планирование по предметам для каждого класса, в которых я преподаю.

  3. Домашние задания. Я считаю необходимым размещать домашнее задание на сайте, так как есть дети, которые болеют или не всегда записывают его в дневники.

  4. Подготовка к экзаменам. Здесь размещены билеты для проведения итоговой аттестации учащихся, тренировочные работы в форме ГИА и ЕГЭ, а также игровые тесты, тесты для самопроверки, советы учащимся и их родителям как подготовиться к сдаче экзаменов.

  5. Учебные материалы по некоторым темам, видеоролики, видеофильмы, справочный материал, географические игры (например, игра «Население России» - пользуется успехом у учащихся 8 и 9 классов, а у 10 классов – игры на знание карты) и др.

  6. В мире географии. На этой страничке ребята могут совершить виртуальное путешествие по странам, районам России, поиграть в географические игры. Многие рассмотренные здесь темы соответствуют углубленной программе изучения физической географии, а те, которые выходят за её пределы, послужат дополнительными знаниями. Яркие иллюстрации и любопытные сюжеты о необычных явлениях природы непременно заинтересуют и не оставят равнодушными всех, кто интересуется географией и геологией.

  7. Контакты. Учащиеся всегда могут задать учителю интересующие их вопросы по электронной почте. Таким образом, осуществляется дистанционное общение учащихся и учителя вне школы.

Сайт существует всего 6 месяца, а я уже вижу, как он популярен у некоторых учащихся. Приятно, когда к учителю подходят старшеклассники и делятся своими успехами в прохождении тестов или этапов географической игры, или дополнительными знаниями, которые они вычитали на сайте. А десятиклассники так увлеклись викторинами, что сами находят интересные вопросы и предлагают создать еще викторины для своих же одноклассников.

2.5. Выводы

Активно используя в обучении новые информационные технологии, происходит формирование специальных навыков у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций учащихся.

Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть, например, географией «легко». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны изучаемого предмета.

Заключение

Изучив и проанализировав научно-методическую литературу по теме "Роль ИКТ в обучении географии в школе", изучив методы, способы, требования и формы использования ИКТ на уроках географии можно сделать вывод, что:

1. Применение ИКТ позволяет детям успешно овладеть знаниями номенклатуры. Обучающий материал, его неоднократное повторение, использование практики с сочетанием работы с атласом, настенной картой позволяет всем иметь оценки 4, 5. Полученные и закрепленные таким образом знания географической карты остаются у детей надолго.

2. Работая с компьютером, в Интернете ученики закрепляют умения и навыки компьютерной грамотности.

3. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.

Использование компьютера в преподавании географии, на взгляд автора, особенно перспективно. И это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Проверку усвоения материала можно быстро проводить путем индивидуального тестирования с последующим разбором. Такая форма работы позволяет иметь оперативную информацию о состоянии процесса усвоения знаний по данной теме каждым учеником. Организуя на уроке работу с тестами, в электронном виде, у ребят формируется основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем. Уровень обученности слабых учеников при этом поднимается, не оказываются запущенными и сильные ученики. Возрастает интерес учащихся к изучаемому предмету.

Цветовое и мультимедийное оформление – важное средство организации восприятия информационного материала. Учащиеся незаметно учатся отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое (внешне непроизвольно) доходит до их сознания.

В результате обучения с помощью информационных компьютерных технологий, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых академических знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося с учётом его возможностей.

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)
Литература

1. Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А, Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе».

2. Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. – М.:АСТ – Астрель, 2002., стр. 203.

3. Компьютеризация учебного процесса: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. проф. В.Н.Врагова. – Новосибирск,1999. стр. 88

4. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, стр. 48-51

5. Петрова Н.Н. Учебное электронное издание по географии для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений.

6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.:, 1999., стр. 234

7. Свириденко С.С. Современные информационные технологии. – М.: Радио и связь, 1999., стр.24-26.

8. Соколова О.И. Педагогические основы развития информационной среды высших учебных заведений Ростов-на-Дону, 2002г., стр.6, 25, 118.

9. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, стр. 46.

10. Журнал «География в школе», №4,5,6/2004.

11. pedsovet.alledu.ru/forum.php?c=43&f=11&t=163&m=1742&ffm



  1. http://www.bibliotekar.ru/rInform/153.htm

  2. festival.1september.ru, №13, 2007

  3. http://www.snfpo.ru/help/articles/a1.htm



скачать


Смотрите также:
Практическая работа роль икт в преподавании географии учитель гбоу сош 190 юзоуо г. Москвы Денисова Инесса Юрьевна Москва 2012
450.23kb.
Урок-модуль «Не стоит село без праведника» по рассказу Солженицына «Матренин двор»
152.52kb.
Урок географии 9 класс Суховеева Т. В., учитель географии гбоу цо №324 «Жар-птица», г. Москва
47.57kb.
Учитель географии мбоу сош №12 Емельяненко Галина Юрьевна
111.03kb.
Икт в преподавании географии
59.94kb.
Публичныйотчё т гбоу сош №8 г о. Октябрьск за 2011-2012 учебный год Директор школы гбоу сош №8: Кузнецова В. В
1102.56kb.
Рабочая программа по литературе (углубленное изучение), 7 класс на 2013 2014 учебный год Учитель: О. В. Доманевская Предмет
240.89kb.
Тихонова Ирина Анатольевна, учитель географии гбоу ао «Няндомская скоши»
78.46kb.
Принято на заседании Педагогического Совета
68.77kb.
Моу «сош с. Койгородок» Нравственные уроки В. Г. Распутина: традиции и инновации в преподавании 2012
392.65kb.
Болдырева Анна Андреевна, ученица 9 «А» класса гоу сош №549 г. Москвы. 2010-2011 учебный год. Руководитель работы: Климчук Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы гоу сош №549, г. Москвы
47.76kb.
О преподавании информатики и икт в моу средней общеобразовательной школе №2 с. Приволжье >12,13 ноября 2009 года
49.44kb.