Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать

МАНАВЫ И ДАНАВЫ, РАЗЛИЧИЕ В ИХ ХАРАКТЕРАХ

Манавы, или люди полные премы, или любви. Их сердца - ростки милосердия. Они наделены правдивостью. Спокойствие - характеристика человеческого ума. Это внутренне присущее качество ума. В поисках спокойствия не надо обращаться никуда более. Так же как золото и серебро сокрыты в земле, так и спокойствие и радость сокрыты в деятельности ума. Если человек желает добыть эти спрятанные сокровища, то он ныряет, выворачивает наизнанку умственную деятельность и наполняется премой (любовью). Только те, кто таким образом наполнил себя любовью и кто живет в свете этой любви, могут называться людьми. Те же, кто лишен премы, - это данавы, монстры, недочеловеки. Святое качество любви не будет оставаться непроявленным, оно будет присутствовать всегда и в неизменном виде. Оно неделимо. Тем, кто пропитан любовью, неведома злоба, эгоизм, несправедливость, неверные поступки и неправильное поведение. Данавы - это те, кто попирает любовь и придает особое значение менее существенным качествам, а манавы - это те, кто считает эти менее существенные качества змеями, которых надо раздавить, а любовь признают единственным качеством, которое следует воспитывать. Дурное поведение и плохие привычки разрушают в человеке человечность. Наполненные нектаром любви сердца являются показателем истинной человечности. Под премой (любовью) понимается незагрязненная, неэгоистичная, свободная от нечистоты и постоянная любовь.

В словах "манава" и "данава" разница только в начальных буквах. Но "ма" - мягкое, нежное и вечное в символизме, в то время как звук "да" - безжалостный, беззаконный и жгучий. Разве это люди, в ком нет сладости, кто пытается подавить стремление к вечности? Вот такова природа данавов, хотя они имеют человеческий облик. Главным является не форма, а характер. Как можно называть людьми тех, у кого человеческий облик, но нет доброты и праведности, тех, у кого природа данавов? Нет, их нельзя называть людьми. Выводы моего рассуждения базируются не на форме, а на качествах людей. Среди людей находится много данавов. И те и другие внешне похожи, но по внутренним качествам они подразделяются на манавов и данавов. Манавы практикуют доброту, праведность, любовь и истину, они - свидетели реализации и проявления бессмертия. Их природа сияет на их лицах как ананда; но без этой доброты, даже если человек охвачен радостью, его лицо отразит только разрушающее пламя данавы, на нем не будет милости ананды.

СЕГОДНЯШНИЕ СЛОВА - ЭТО ТРУДЫ ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ

В трета-югу, когда Нарада спросил Шри Рамачандру о природе и характерных чертах Его дасов и садхаков (духовных учеников), Он ответил так:

"Послушай, о Нарада! Люди, являющиеся моими слугами, полны любви, они привержены дхарме или праведности; слова их правдивы; их сердца тают от милосердия; им неведомы неправедные поступки; они избегают греха; их природа благодатна; они с радостью откажутся от всего; они умеренны в еде; они делают другим добро; они лишены эгоизма; их не беспокоят сомнения; они не прельщаются лестью. Им приятно слышать, когда хвалят других. У них хороший, сильный и святой характер. Садхаки - это те, кто пытается выработать такие качества и обрести такой характер. А теперь я расскажу тебе о тех, кто Мои прийа (возлюбленные). Каждый, кто практикует джапу, тапас и врату, у кого есть самйама или самоконтроль, нийама или дисциплина, каждый, у кого есть вера, терпение, чувство товарищества, доброта и радость в сочетании с чистой любовью ко Мне, - это Мой прийа".

"А теперь о Моих настоящих бхактах. Каждый, кто с вивекой, винайей и виджнаной, с различением, отречением, смирением и мудростью осознает Реальность, тот, кто постоянно погружен в размышление о Моей любви, тот, кто во все времена и при любых обстоятельствах пребывает с Моим именем, и тот, чьи глаза увлажняются слезами и чье сердце наполняется любовью при упоминании имени Господа, - вот тот и есть Мой истинный бхакт".

Так ответил Шри Рама на вопрос Нарады. Итак, Господь всячески и во все времена будет защищать тех, кто поклоняется Ему в полном и незагрязненном бхакти, Он будет защищать их автоматически, без усилий, как мать защищает своих детей, как корова заслоняет от опасности своего теленка, как веки оберегают глаза. Когда ребенок превратится во взрослого человека, мать уже не будет уделять столько времени тому, чтобы обеспечить его безопасность. Так и Господь, Он не уделяет много внимания джнани. Сагуна бхакта для Господа как ребенок, и поэтому у него нет другой силы, кроме силы Господа. Для джнани достаточно своих сил. Поэтому до тех пор, пока человек не может полагаться на собственные силы, он должен оставаться ребенком на руках Господа, как сагуна бхакта. Никто не может стать ниргуна бхактой, если он не был сагуна бхактой. Поэтому бхакты должны расти как дети на коленях матери и только потом стать джнани, которые могут полагаться на свои "собственные" силы и быть свободными. Однако, источником силы и тех и других является Мать. Поистине счастливы те, кто понимает секрет пути преданного служения, кто развивает однонаправленное бхакти и укрепляет черты характера, кто преображается в ребенка на коленях Господа и кто предоставляет все действия воле Господа.

Те, кто стремится стать дасами, бхактами, прийами и ананйа бхактами, должны принять соответствующий путь и имя и поступать, и жить в соответствии с этим путем. Так, бхакта должен развить вышеперечисленные качества преданности; прийа должен следовать путем премы к Господу; ананйа бхакта должен полностью предоставить себя Господу. Если только читать и говорить об этом, то пользы не будет. Ананда является результатом действия и только действия. Ананда не зависит ни от касты, ни от расы, ни от пола. Даже в то далекое время, когда Шри Рама пришел к Сабари, она, пока Шри Рама угощался приготовленными для него корнями и фруктами, пробуя каждый из них, задала вопрос так: "Господь! Я всего лишь женщина, и мой интеллект слаб. К тому же я простого происхождения. Как я могу возносить тебе хвалу? Я не знаю, что делать и как это делать". Тогда Шри Рама улыбнулся и сказал:"Сабари! Моя миссия - это родство по бхакти. У меня нет другого родства, родства по расовой принадлежности или родства по кастовой принадлежности. Какая польза от общественного положения, богатства и характера, если нет бхакти. Подобно облакам, которые не несут дождя, а плавают по небу, люди, у которых нет преданности, предоставлены воле ветров, и это не зависит ни от их касты, ни от богатства, власти и славы. Бхакты добираются до Меня девятью путями; любая из этих девяти дорог приводит их ко Мне". Тогда Сабари стала молиться и Шри Рама ответил ей:

"Шраванам Киртанам Вишносмаранам Падасеванам Вандачам Арчанам Дасйам Снехам Атманиведанам".

"Если преданный последует по одному из этих путей, он придет ко Мне. Я связан этими девятью формами бхакти. Вот поэтому ты так легко смогла получить возможность увидеть Меня, прикоснуться ко Мне и поговорить со Мной, возможность, которая нелегко дается йогам. Сегодня ты осуществила цель жизни. Понимаешь, сегодняшние слова всего лишь вчерашние труды".



БХАКТИ БЫВАЕТ ДВУХ ВИДОВ

Те, кто следует одним из вышеупомянутых девяти путей, бывают двух видов. (1) Последователи жесткого пути. (2) Последователи надежного и легкого пути. Их иногда называют (1) Бхакти и (2) Прапатти. Иными словами, практика маркатакишоры или детеныша обезьяны - это бхакти, а практика марджаракишоры или детеныша кошки - это прапатти.

Преданность должна быть непрерывной, подобной струе масла, переливающегося из одного сосуда в другой. Хотя оба вида преданного служения по своей сути одинаковы, их практики отличаются. Без премы ничего нельзя достичь в этом мире. Только при наличии премы анурага, или привязанность, порождает желание защищать и охранять. В обоих случаях, несомненно, према одинакова, но в ее действительном проявлении есть разница. На маркатакишора марге ребенок, чтобы защитить себя, должен полагаться только на собственную силу, куда бы ни прыгала обезьяна-мать, детеныш должен уцепиться в нее и не разжимать рук, даже если его будут отрывать от матери. Бхакта тоже должен выдержать испытание, находясь на руках у Господа, и держаться все время и при любых обстоятельствах за имя Господа, держаться без устали, без малейшего намека на недовольство и отвращение, перенося насмешки и критику окружающих, побеждая чувства стыда и поражения. Пример этого типа бхакти мы находим у первого среди преданных, у Прахлады.

Прапатти марга - другого типа, этот путь подобен пути котенка, марджаракишоры, это подход "сарвабхара самарпитха". Так же как котенок просто мяукает, сидя на одном месте и возлагая все тяготы на мать, так и преданный полностью полагается на Господа. Кошка берет котенка в зубы и несет его наверх или, не подвергая опасности, проносит его по узким проходам. Так и преданный возлагает всю свою ношу на Господа и полностью вручает себя Его воле. Примером преданного, следующего по этому пути, является Лакшмана.

Дисциплина прапатти стоит выше дисциплины Бхакти. Характерной чертой пути прапатти является полное во всех смыслах предоставление себя воле Господа. Чтобы служить Шри Раме, Лакшмана устранил все преграды, он отказался от богатства, жены, отчего дома и даже от сна и еды. И это длилось не день, и не месяц, и не год, а полных четырнадцать лет. Он чувствовал, что Шри Рама был для него все, его радость и счастье, что он пожертвует ради него всем, что целью его жизни было следовать за Рамой, служить Ему, уступить Ему свою волю. Если возложить на Него свои ноши, если будешь беспрестанно и незабвенно следовать за Ним, Он непременно даст все. Вот такова природа преданного служения типа прапатти.

ВАНАПРАСТХА

После того, как человек жил жизнью хозяина дома, испытывал печаль и радость, узнал истинную значимость всего этого, в возрасте 45 или 50 лет он должен удалиться в лес, оставив построенный им дом и место, где он жил. Если его жена жива, он должен получить у нее согласие и поручить заботу о ней сыну или ее родителям, он может также взять ее с собой и относиться к ней как сестре, а сам он должен погрузиться в брахмачарью. Диета тоже сильно меняется. Он должен питаться кореньями и фруктами и пить только молоко. Пища не должна доводиться до полной готовности, а только на треть. Нельзя есть много риса. Если нет возможности организовать такое питание, то человек может ходить в близлежащую деревню и просить подаяние. Но он должен нести еду в лес и есть ее там, в своем жилище. Он должен давать ту же еду, которую он сам ест, тем, кто с ним живет, поскольку им нельзя готовить нравящуюся им пищу, нельзя также, чтобы такая пища специально для них приносилась. Если им не нравится еда, им приходится довольствоваться молоком и фруктами, потому что он не должен менять свой распорядок для того, чтобы удовлетворить потребности других. Как бы ни было трудно, нельзя менять этот образ жизни и отказываться от него. Это обстоятельство следует особо отметить. Ему нельзя совершать никакого поклонения, он не может подавать милостыню и выполнять подобного рода обязанности. Даже если он дает другим еду и вещи, то это нельзя рассматривать в качестве милостыни или даны. Ему также нельзя ничего принимать от других в качестве даны. Он должен испытывать одинаковую чистую любовь ко всем в равной мере. Раз в году, в месяце асвидже, он должен снимать старую одежду и надевать новую. Самой важной из врат ванапрастхи является чандрайанаврата. В этом месяце он должен есть на один кусочек меньше каждый день в течение первых пятнадцати дней, а в течение последующих пятнадцати дней - на кусочек больше. В дни новолуния и полнолуния он должен принимать только рисовый отвар. В сезон дождей он должен выполнять тапас, стоя под дождем. Когда он выполняет тапас, на нем должна быть влажная одежда. Систематически выполняя такие аскезы, он должен совершать омовения три раза в день. Ему полагается изучать различные предписания Упанишад, он должен осознать их значение и применить на практике. Если такой ванапрастха становится жертвой какой-нибудь болезни, надо отменить ранее имевший место режим питания и жить, питаясь воздухом и водой. Он должен идти, двигаясь в северовосточном направлении, пока не умрет. С другой стороны, если у него не будет телесных недугов, если он здоров и бодр, то по прохождении всех дисциплин он испытает спонтанное озарение истинным знанием. Посредством этого знания он достигнет мокши.

Многие спорят по поводу того, как такая дисциплина может привести к рассвету знания. Они спрашивают, не является ли это всего лишь ограничениями для тела. Знание может возникнуть только посредством реализации первопричины. "Как можно что-то, не содержащее первопричины, которая гарантирует самореализацию, называть знанием?", - спорят они. Но такие вопросы основываются на грубой ошибке. Ведь через эти физические предписания разрушаются васаны и достигается концентрация. Утверждения Упанишад служат тому, что шаг за шагом возрастает и крепнет однонаправленность ума; уже сам опыт вакйа Упанишад вызовет рассвет знания. А разве Упанишады не являются самим знанием? Если в качестве спутника иметь джнанасварупу и воплощать ее в практику, то будет ли надобность в том, чтобы еще где-то искать знание? Для того чтобы джнана крепко укоренилась в сердце, необходима однонаправленность ума, и это легко достигается посредством вышеописанных телесных дисциплин и тапаса. Внешний контроль во многих отношениях способствует внутреннему контролю. Добиться внешнего контроля несравненно трудней, чем внутреннего. Если повернуть в какую-либо сторону руль, то и колеса машины повернутся в эту же сторону, а не в другую, хотя рука, повернувшая руль, до колес не дотрагивалась. Интроспективные колеса базируются на самом экстроспективном руле!

Это естественная основа. Иногда бывает так, что руль поворачивают в одну сторону, а колеса потянут машину в другую сторону, но это отступление от нормы. Внутренние колеса, если спущен воздух, который есть истинная сущность, могут вести себя так, как будто не существует никакой связи между ними и рулем. Но они не могут выходить за пределы действия руля. Руль, который в руке, связан с колесами, которые внизу. Если этой связи нет, то ехать невозможно. Связь необходима. Поэтому тому, кто вступил в борьбу с внешними импульсами и победил их, легко взять под контроль и внутренние импульсы. Внешние импульсы имеют название и форму и привлекаются в качестве объектов опыта. Поэтому преодолеть их довольно трудно. А внутренние импульсы не имеют формы, однако им можно приписать имя; они также испытываются как ананда, поэтому их легче преодолеть. Они укрощаются с большей легкостью. Больше хлопот с внешним поведением и манерами. Они связаны со вкусом, формой и весом. Внутренние же импульсы не имеют ни формы, ни вкуса, ни веса. Чистая вода не имеет ни формы, ни вкуса. Вода с примесями отличается от чистой во многих отношениях. Поэтому очистить грязную воду действительно трудно; а придать любую необходимую форму воде не составляет труда.

Так и здесь, трудность состоит в том, чтобы очистить умственное поведение, которое засорено заблуждениями мира; нет нужды исправлять то умственное поведение, которое свободно от этих заблуждений. Поведение, не содержащее заблуждений, непременно чисто. Оно без малейшего признака дефекта или сомнения. Зачем такое поведение исправлять? Поэтому, если взять под контроль и обуздать внешние заблуждения, насколько это возможно, то внутренние с легкостью устремятся в направлении атмананды. Йога и тапас - это всего лишь другие названия того же самого пути контроля и обуздания внешних импульсов и заблуждений. А правила ванапрастхи - не что иное, как методы, обеспечивающие успех в йоге и тапасе. Когда на стадии ванапрастхи человек преодолевает все заблуждения, то путешествие заканчивается мокшей. Но нельзя сказать, что к мокше ведет только этот путь. Можно избрать любой другой путь, следуя которому достигаешь благодати. Освобождение достигается посредством соблюдения этих правил и предписаний ванапрастхи, его можно получить, следуя по этому пути. Этот путь освобождает человека и от заблуждения. Он дает однонаправленность ума.

МУКТИ БЫВАЕТ ЧЕТЫРЕХ ВИДОВ

Поклонение, совершаемое с устойчивым сознанием, чистотой мысли и свободным от посторонних мыслей, становится самим бхавасамадхи. В результате бхавасамадхи перед внутренним взором преданного возникает Господь в той форме, которую преданный избрал в качестве объекта поклонения. Это видение не является результатом воображения; это опыт непосредственного восприятия. Преданный может пребывать в присутствии Господа независимо от своего местонахождения. Это называется саалокйамукти. Помимо постоянного пребывания в присутствии Господа, как в саалокйамукти, бхакты осознают все, что они видят, как славу Господа. Этот опыт называется саамипйамукти. Постоянное пребывание с Господом, постоянное созерцание славы Господа и обретение Божественного Сознания - этот опыт именуется саарупйамукти. Это высшее достижение бхакти шастры. Но на этой ступени все же есть еще некоторое различие, поэтому адвайта сиддханта не считает эту ступень самой высокой. Только на том основании, что у бхакты есть Саарупйа, то есть та же Рупа, как у Господа, мы не можем признать, что он обладает силами творения, сохранения и разрушения, какими располагает Господь. Только когда всякое, даже малейшее различие исчезает и достигается единство, тогда бхакта восходит на самую высокую ступень. Именно она и называется саайуджйа. Это приходит по Божественной Милости, которая достигается сутью садханы бхакты; нельзя считать, что это результат его усилий. Бхакта стремится к слиянию или аикйе. Он хочет служить Господу так, как ему нравится, и испытывать радость от формы, которой он "наделил" Господа. Но Господь Своей Милостью дает ему не только сааоркйу, саамипйу и саарупйу, но и саайуджйу! Бхактимарга приводит также к обретению брахмаджнаны. Даже если Бхакта не стремится к ней, Господь Сам дарит ему это знание. Сайуджйамукти известно также под названием экантамукти.



САТ-САНКАЛЬПА - ПУТЬ, ВЕДУЩИЙ К ДОСТИЖЕНИЮ ПРИСУТСТВИЯ ГОСПОДА

Существует двое врат майи для обусловленных существ: желание удовлетворять сексуальные потребности и желание удовлетворять запросы языка. Человек должен избавиться от этих желаний; пока они существуют, существует и печаль. Эти два желания включают в себя все другие желания, поэтому можно сказать, что только те, кто преодолел эти два желания, успешно прошли через мир. Эти два желания являются причинами всех грехов; а грех является навозом, на котором пышно разрастается майа. Собственно говоря, майа-прапанча, или мир, должен служить только для поддержания тела. Те, кто стремится к освобождению, должны подавлять чувства. "Пища - для сохранения тела, одежда - для защиты от холода", - говорится в Уттара-Гите. Однако, если человек поддастся желаниям, он забудет цель, ради которой он пришел в этот мир, забудет цель своей деятельности и святое стремление. Вместо этого человек, каким бы видом деятельности он ни занимался, должен автоматически, точно так же, как он дышит, размышлять над следующими строками и должен всегда осознавать их: "Я рожден для того, чтобы служить Господу и осознать мое истинное Я". Все действия: ношение одежды, принятие пищи, ходьба, учеба, служба, движение - должны совершаться с верой в то, что они приведут к Общению с Господом. Все должно делаться в духе посвящения Господу.

Фермер очищает и ровняет землю, удаляет из нее камни и колючки, вспахивает и готовит поле, удобряет и улучшает почву, поливает и рыхлит ее, потом сеет, пересаживает, удаляет сорняки, обрызгивает растения, ждет и жнет; обмолотив и повеяв, он складирует зерно. И все эти многочисленные действия совершаются ради желудка. Так и здесь, надо понимать, что все: голод и жажда, радость и печаль, горе и потери, страдание и гнев, еда и аппетит - все это импульсы, помогающие нам в достижении Общения с Господом. Когда человек ко всему будет относиться именно так, грех не осквернит производимых им действий. И аппетиты его исчезнут без следа.

Когда человек болен или когда его ум всецело занят чем-то, он не чувствует вкуса того, что ест. Аналогичная ситуация и здесь, даже когда человек практикует намасмарану, бхаджаны, джапу или дхйану, а сердце его полно тамаса, и нет в нем однонаправленного устремления, то он не может испытать радости, в таких условиях радость не может бить ключом. Язык будет ощущать сладость только до тех пор, пока во рту есть сахар. Если есть столб с источником света - бхакти - в коридоре сердца, то до тех пор, пока лампа на нем будет гореть, там не будет темноты. Сердце будет озаряться блаженством. Если взять на язык что-нибудь горькое, то весь язык будет ощущать эту горечь; когда такие качества, как жадность и гнев, входят в сердце, яркий свет исчезает и воцаряется темнота, а человек становится мишенью для бесчисленных несчастий и потерь. Поэтому те, кто стремится достичь святого Общения с Господом, должны выработать определенные привычки, дисциплину и качества. Обычный и привычный образ жизни не приведет к Господу. Он должен быть несколько изменен посредством садханы. Возьмите, к примеру, журавля; он довольно быстро ходит в воде. Но пока он идет, чтобы поймать рыбу, он должен замедлить шаг, не делать шума и стоять не двигаясь. Так и здесь, если человек идет по жизни с жадностью, злобой и тому подобными качествами, ему не добыть рыбу, именуемую сатйей, дхармой и шанти. Независимо от того, есть у человека садхана или нет, он должен непрерывно практиковать намасмарану. Только тогда он сможет преодолеть свойственные человеческой природе проявления жадности, гнева и прочего. Все Шастры содержат такой урок: поскольку Господь является всеобщей целью и Он является конечным пунктом путешествия жизни, постоянно держите Его в поле зрения, подчиняйте себе ум, который заставляет вас сойти с пути.

Все хорошие качества автоматически собираются вокруг человека, который практикует контроль за своей речью и постоянное размышление о Господе. Обратите внимание, что в двапара-югу Кауравы, даже когда уже ощущали результаты практикуемой ранее пунйи, тем не менее занимались папакармой; Пандавы же, даже когда проходили через страдания, обусловленные их предыдущей папакармой, думали и делали только пунйу. В этом состоит разница между благоразумными и неблагоразумными. Кауравы были рабами своих желаний, прихотей рассудка и сексуальных потребностей, а Пандавы делали все, чтобы угодить Господу, их колесничими были сатйа и дхарма. Тот, кто вне себя от горя, не проявляет интереса ни к празднику, ни к драке; аналогичным образом, настоящий искатель, который погружен в мысли о Господе, никогда не станет пробовать мирские наслаждения, он даже думать о них не будет.

ХОРОШИЙ ХАРАКТЕР - ДРАГОЦЕННОЕ УКРАШЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Находясь еще в этом теле, до того как смерть возьмет свое, следует осознать вечную истину и связь между человеком и этой истиной. Катха-Упанишад призывает: "Утхтхиштатха! Джагратха! Праапйавараанниводхатха!!!" "Встаньте, проснитесь, примите посвящение у великих!". Те, кого терзают сомнения, что принять, что отвергнуть; те, кто ослеплен иллюзией, и те, кто не может отличить свет от тьмы, смерть от бессмертия, должны приблизиться к великим, которые могут указать путь к пониманию вечной Истины, лучезарной основы мироздания. Тогда земля и небо погрузятся в сияние. Для того чтобы осознать это, человек должен иметь сильное стремление и практиковать строгую дисциплину. Само человеческое рождение является следствием бесчисленного множества хороших поступков, и это нельзя отбрасывать; надо воспользоваться предоставленной возможностью. Кено-Упанишад говорит: "Начедихааведин маатхевинаштих". Драгоценный камень, который держишь в руке, нельзя выбрасывать; когда в самой этой жизни есть много возможностей спасти себя, то разве не опрометчиво будет не подумать о трудах спасения? Поэтому человек, способный к различению, будет стараться, используя все имеющиеся у него средства, понять основные принципы для того, чтобы овладеть учениями великих людей, прошедших путь духовного развития, и внести все, насколько это возможно, в круг своего опыта. Если человек не предпринимает усилия, не принимает этот путь и попусту тратит жизнь - это оскорбление рода человеческого! Не позволяйте мимолетному и ложному порабощать себя, не теряйте драгоценного времени на погоню за преходящим и ложным, а посвятите каждую минуту жизни поиску Истины, размышлению о Вечном и Истинном Господе. Такое посвящение является действительным назначением души. А трата времени на иллюзорные желания - обуза миру. Человек не должен становиться жертвой пагубного стремления к мирской роскоши, не должен поддаваться на уловки соблазнительной красоты. Однажды все это очарование исчезнет, как сон.

Образование и все прочее, способствующее продвижению человека вверх по общественной лестнице к более высоким местам, не приносит никакой пользы его духовному развитию; оно ведет лишь к духовному падению. Поэтому вся деятельность такого рода называется майа-прапанча. Истина, в какую бы майю ее ни окунали, будет сиять еще более лучезарно. Потому что такова природа Истины. Как можно говорить, что объективный мир, который подвержен ежеминутным изменениям и полон желаний и напрасных потерь, где все приходит и уходит, - есть Вечная Истина? Поэтому устремление, характеризующее садхака, состоит в постижении Истины, а не в поиске нереального в этом мимолетном мире. В этом ложном мире не может быть сатйачары, то есть истинной жизни. В нем может быть только митхйачара, нереальная жизнь. Истинная жизнь заключается в осознании Господа. Каждый человек должен помнить об этом постоянно, каждую минуту своей жизни.

САХАДЖАМАРГА И САДХАНАМАРГА - НЕ ОДНО И ТО ЖЕ

Садхака должен понимать разницу между поведением обычного человека и того, кто стремится к духовному развитию. Человек сахаджи - это тот, у которого нет садханы, то есть силы духа, ему свойственна ахамкара то есть самонадеянность, он полон желаний, связанных с миром, посредством которого он старается удовлетворить чувства. Человек садханы - это тот, кто практикует сарвешварчинтхану беспрестанно, подобно волнам сагары, океана, кто накапливает дхану (сокровище) равенства и одинаковой любви ко всем, кто согласен с мыслью, что все в мире принадлежит Господу, ему же самому ничего не принадлежит. Человек садханы не согнется, как человек сахаджи, перед несчастьем и потерей, не поддастся гневу, или ненависти, или эгоизму, голоду, жажде или непостоянству. Человек должен, насколько это возможно, уметь преодолевать все это и идти по жизни стойко, мужественно, с радостью, спокойствием, ясностью и смирением. Понимая, что уход за телом не является делом первостепенной важности, человек должен терпеливо заниматься размышлением о Господе. Линия поведения садхаки исключает такие действия и реакции, как ссоры из-за пустяков, неумение держать себя в руках, огорчения по малейшему поводу, гнев при малейшем оскорблении, беспокойство при жажде, голоде или недостатке сна. Разве сырой рис и рис вареный одно и то же? В вареном рисе нет твердости, которая свойственна сырому рису. Вареное зерно мягкое, безвредное и сладкое. Зерно сырое - твердое, самонадеянное и полное заблуждений. Этим двум видам, вне всякого сомнения, соответствуют джива и человек; те, кто находится во власти заблуждений и авидймайи, - "люди"; те, кто находится во власти внутренних заблуждений или видйа майи, - "садхаки"; Господь же свободен и от авидйамайи и от видйамайи. Тот, у кого нет внешних заблуждений, становится садхакой, а когда он освобождается уже и от внутренних иллюзий, его можно назвать Богом. Сердце такого человека становится обителью Господа. Поэтому можно сделать вывод, что все наполнено Господом. Однако, хотя Господь обитает в сердце каждого человека, необходима садхана для того, чтобы каждый осознал это для себя. Мы не видим собственного лица. Для того, чтобы увидеть свое лицо, нам надо воспользоваться зеркалом. Так и здесь, чтобы избавиться от гун, необходим основной путь - метод садханы.



РЕЗУЛЬТАТЫ, К КОТОРЫМ ПРИХОДИТ САДХАКА

Нет в этом мире тапаса выше, чем сила духа, нет большего счастья, чем удовлетворение, нет более святой пунйи, чем милосердие, и нет более эффективного оружия, чем терпение.

Бхакты должны рассматривать тело как поле, хорошие поступки - как семена, и как земледелец взращивает посевы, так и бхакты должны взращивать Имя Господа сердцем для того, чтобы получить урожай - самого Господа. Разве можно вырастить хороший урожай, не культивируя почву? Господь в разной степени присутствует во всем, как содержатся сливки в молоке, как присутствует огонь в горючем веществе. Какое молоко, такие и сливки, какое горючее, такой и огонь; так и здесь, какая садхана, такая и сакшатхкара. Даже если вследствие практики имени Господа достижение мукти реализовано не полностью, все же те, кто прошел этот путь, явно ощущают четыре положительных результата. Эти достижения состоят в следующем: (1) общество святых людей, (2) истина, (3) удовлетворение, (4) контроль чувств. В какие бы из этих ворот человек ни вошел, будь он хозяином дома, отшельником или членом любой общественной группировки, он может наверняка достичь Господа.

Это точно. Люди стремятся к мирскому счастью. Если тщательно разобраться, то это само по себе болезнь, а страдания - это лекарства, которые мы принимаем. Среди этих мирских удовольствий у человека редко возникает желание достичь Господа, потому что из такого анализа рождается дух отречения. Без этого трудно прийти к отречению. Скупость напоминает поведение собаки; это качество должно быть трансформировано в какое-то другое. Гнев для садхаки - враг номер один, он как плевок и так должен рассматриваться. А ложь? Она еще более отвратительна; она подрывает жизненные силы. На нее надо смотреть как на копание в мусоре. Воровство губит жизнь; оно делает бесценную человеческую жизнь дешевле творога. Оно как разлагающееся зловонное мясо! Умеренная еда, умеренный сон, према, стойкость - вот какие качества будут способствовать здоровью тела и ума. Кто бы он ни был, в каких бы условиях ни находился, если человек не падает духом, если он бесстрашен, если он помнит Господа и непоколебимо верит в Него без каких-либо скрытых мотивов, страдание и печаль уйдут от него прочь. Господь никогда не спросит, к какой касте вы принадлежите и какой ачаре вы по традиции следуете.

Бхакти заключается не в том, чтобы носить одежду из ткани кашайа, устраивать утсавы, проводить йаджны, брить голову, носить камандалу или данду, не расчесывать волосы и ходить с колтуном и т.д. Характерными для бхакти являются следующие черты: непрерывное (независимо от того, чем человек занимается) размышление о Господе с чистой антах-караной, понимание того, что все является творением Господа, а посему едино, непривязанность к чувственным объектам, одинаковая любовь ко всем, праведная речь.

Из всех видов бхакти лучшим является намасмарана. В Кали-югу Имя - это путь к спасению. Джайадева, Гауранга, Тхйагаййа, Тукарам, Кабир, Рамдас - все эти великие бхакты достигли Господа именно посредством намы. Зачем много говорить? Даже Прахлада и Дхрува смогли получить даршан, спаршан и самбхашан Господа только через практику намы. Поэтому, если каждый садхака будет считать Имя Господа дыханием своей жизни и полностью верить в добрые поступки и мысли, если он будет развивать дух служения и равной любви ко всем, то лучшего пути для мукти и придумать нельзя. А если вместо этого человек садится в уединенном уголке и задерживает дыхание, как он сможет управлять своими внутренними качествами? Как он узнает, что овладел ими? Бхакти Амбариши и деятельность Дурвасы, а также сочетание этих двух путей приведет к тому же, к чему пришел сам Дурваса; по крайней мере, в конце. Дурваса должен упасть в ноги Амбариши. Да минует вас участь таких трисанков; пусть дано вам будет испытать вечную Истину и божественное состояние.



ЧТО СЛЕДУЕТ СТЯЖАТЬ

Каждый человек склонен делать ошибки, не осознавая их. Каким бы ярким ни был огонь или свет, все равно от них будет исходить дым. Так и здесь, какие бы хорошие поступки ни совершал человек, в них будет присутствовать какая-то доля зла. И надо прилагать усилия к тому, чтобы зло свести до минимума, чтобы добра было больше, а зла меньше. Конечно, в нынешней ситуации ваша первая попытка может закончиться неудачей. Вы должны тщательно обдумывать последствия всего, что делаете, говорите, выполняете. Относитесь к другим людям так, как вам хотелось бы, чтобы они относились к вам, любите и уважайте людей. Только тогда они будут относиться к вам с почтением. Если же не будете почитать и любить других и при этом станете жаловаться, что они плохо к вам относятся, то вывод будет неверен. Если бы те, кто дает советы другим в отношении того, какие принципы верны, какие истины хороши, какая линия поведения наилучшая и т.д., сами следовали этим советам, то отпала бы необходимость в советах. Другие бы учились, как поступать, просто наблюдая за их действительным поведением. С другой стороны, если человек просто пересказывает другим Веданту, не пытаясь внедрить ее в практику своего поведения, то он обманывает не только других, но и себя. Поэтому надо быть таким, каким бы ты хотел видеть других. Садхаке несвойственно искать ошибки других, а свои ошибки скрывать. Если вам кто-то указывает на ваши ошибки, не спорьте и не пытайтесь доказывать, что это не так, и не таите злобу на этого человека. Разберитесь в себе и откорректируйте свое поведение. Оправдывать свои недостатки и мстить человеку, который указал вам на них, - это не те черты, которые характеризуют садхаку или бхакту.

Садхака должен всегда стремиться ко всему правдивому и радостному; он должен избегать грустных и угнетающих мыслей. Депрессия, сомнение, самодовольство - это Раху и Кеху для того, кто стремится к духовному развитию. Когда преданность человека окрепла, то он легко справляется с такими умонастроениями. Эти умонастроения приносят только вред садхане. Лучше всего, и это очень важно, при любых обстоятельствах, садхака должен быть радостным, улыбающимся и полным энергии. Такое чистое отношение желательно еще в большей степени, чем бхакти и джнана. Те, кто обрел это, больше других заслуживают достижения цели. Это качество быть всегда радостным является результатом того добра, которое сделал человек в предыдущих рождениях. Если человек всегда встревожен, подавлен, сомневается, то какую бы садхану он ни делал, ему никогда не достичь блаженства. Первостепенной задачей садхаки является выработка энтузиазма. Посредством энтузиазма он может получить любой из видов ананды. Никогда не обольщайтесь, когда вас хвалят, и не унывайте, когда вас ругают. Будьте духовным львом, независимо от хулы и хвалы. Человек должен сам анализировать и исправлять свои ошибки - это самое важное.

Человек должен соблюдать осторожность даже в делах, относящихся к осознанию Господа. Какие бы неудобства ни оказались на пути, он должен стараться продолжать садхану без перерыва и без изменений в дисциплинах. Не следует менять имя Господа, которое он полюбил, которое он хранил в памяти и избрал для смараны. Нельзя добиться сосредоточения, если часто менять имя. Ум не сможет достигнуть однонаправленности. Высшая цель всей садханы заключается в выработке однонаправленного внимания; поэтому избегайте постоянного изменения имен и форм Господа; одно и то же имя должно использоваться на протяжении джапы и дхйаны. И необходима абсолютная убежденность в том, что все имена Господа сосредоточены в том имени, которое вы повторяете в джапе, а все формы Господа сосредоточены в той форме, на которую вы медитируете во время дхйаны. Это имя и форма не должны вызывать у вас ни малейшей неприязни или неудовлетворения. Считая все мирские потери и беспокойства чем-то временным и преходящим и осознавая, что джапа и дхйана предназначены для преодоления этих бед, садхака должен разграничивать две вещи, не путая и не смешивая их. Он должен понимать, что потери, страдания и беспокойства - внешние явления, принадлежащие окружающему миру, а джапа и дхйана - внутренние, принадлежащие сфере любви к Господу. Это называется патхиврата бхакти, или чистая преданность; а то, когда садхака выбирает имя и форму, а потом отказывается от них ради другого имени и формы, называется вйабхичара бхакти, или нечистая бхакти.

Нельзя ставить человеку в вину то, что он делает по незнанию; но если человек знает, что менять имя и форму неправильно и вредно, если он в джапе и дхйане использовал одно имя и рупу, а потом со временем сменил их, то это, конечно же, является ошибкой. Преданно следовать избранному имени и рупе - высший обет, высшая строгость. Даже если старшие советуют вам, не сворачивайте с пути, избранного вами! Конечно, кто из старших посоветует вам изменить имя Господа и отказаться от имени, которому вы поклоняетесь? Если такие найдутся, то не считайте их старшими, а считайте их невеждами. И еще, насколько это возможно, следите за тем, чтобы место и время занятий дхйаной и джапой не менялись. Иногда, если вы, например, путешествуете, и приходится менять место, то оставляйте неизменным время. Даже если вы находитесь в поезде, или в автобусе, или в другом неудобном для занятия практикой месте, тем не менее, в установленное время вы должны, по крайней мере, вспомнить дхйану и джапу, которые вы практиковали ранее в это время.

Таким образом, накапливая духовное богатство, человек, несомненно, может стать мастером и постичь атму.

Каждый человек обязан поступать в жизни так, чтобы не причинять боли другим живым существам. Это его главный долг. Первостепенный долг каждого, кому посчастливилось родиться человеком, состоит также в том, чтобы время от времени уделять внимание молитве, повторению имени Господа, медитации; человек должен идти по жизни с истиной, праведностью, спокойствием, его деятельность должна приносить пользу другим людям. Он должен бояться причинять другим зло или совершать греховные поступки в той мере, в какой он боится прикасаться к огню или потревожить кобру. Человек должен заниматься благими делами, заботиться о счастье других и поклоняться Господу с таким же желанием и упорством, с каким в наше время люди копят золото и другие богатства. Это дхарма человека. Господь воплощается в человеческой форме именно для того, чтобы укрепить в людях такой тип доброты. Однако может возникнуть вопрос: "Как можно укрепить и развить то, чего нет?" Но нет, эти качества не являются несуществующими, они там, внутри человека! Когда эти имеющиеся качества идут на спад и увядают, Господь приходит, чтобы способствовать их развитию и ослабить те силы, которые действуют в обратном направлении. Именно для того, чтобы объяснить эту причину, Шри Кришна, обучая Арджуну в Двапара-югу, сказал:

паритхраанаайа саадхунаам

винаасаайа ча душкритаам

дхармасастхаапанааргхаайа

самбхаваами йуге йуге.

То есть целью всех инкарнаций Господа является защита и развитие садху. Слово "садху" не относится к какой-то одной религии, касте, семье, ступени жизни, обществу или даже какому-либо одному роду, например, человеческому. Оно относится ко всем религиям, всем ступеням жизни, всем расам и всем созданиям. Господь в Гите показал Свой вселенский ум. Именно по причине того, что в Гите содержится это вселенское послание, она представляет большую ценность и приобрела такую широкую известность. Ведь Сам Шри Кришна неоднократно, в разных ситуациях и местах, заявлял о том, что Он - покорный слуга Своих преданных. Примером этого может служить тот факт, что Он согласился быть колесничим Арджуны.

Если культура и обычного человека возвышает, то можете судить сами, насколько более чистым и святым будет характер того, кто занимается духовной практикой, кто постоянно размышляет о Господе! Для обоих этих типов людей важным качеством является качество характера.

Существует большая разница между брахмаништами (теми, кто по роду службы занимается размышлением о Господе) прошлого и брахмаништами нашего времени. Вначале надо понять важность брахманишта вообще. Именно потому, что святые люди в наше время не осознают особой роли брахманишты, нас постигла нищета.

В прошлом их величие осознавалось, и они познавали святость на опыте. Возникает вопрос: "А почему святые чувства не возникают в наши дни?" Но нельзя сказать, что таких чувств сейчас нет. Причиной уменьшения или увеличения огня является количество подаваемого горючего, другой причины здесь нет. Чем больше горючего, тем больше освещение. Каждый из рода человеческого имеет неоспоримое право употреблять горючее для поддержания огня. В природе заложено свойство давать свет. Аналогичным образом обстоит дело и с огнем Буддхи у тех, кто стремится к духовному развитию или занимается практикой, огнем, который дает свет мудрости; его надо постоянно питать горючим отречения, спокойствия, правды, доброты, терпения и беззаветным служением. Чем больше будет положено такого горючего, тем сильней и светлей будут садхаки. Только деревья, которые растут на плодородной почве, могут дать хороший урожай. Деревья, растущие на соленой почве, дадут плохой урожай. Так и здесь, только в чистых сердцах ярко сияют святые чувства, сила и дары. Разница между брахмаништами прошлого и настоящего заключается в следующем: нынешние брахманишты практикуют ту же дхйану и ту же пранаву, что и их предшественники, но в их садхане наблюдается снижение самоконтроля. Когда уменьшилось количество махапуруш, которые в уединенных местах неуклонно занимались медитацией на Господа, тогда мир наводнили страдания. Брахманишты наших дней сами создают преграды успешному продвижению в садхане тем, что прельщаются дешевой похвалой и славой и становятся их рабами, тем, что впадают в заблуждение, и тем, что стремятся добиться славы и расширить сеть основанных ими заведений. Те, кто стремится укрепиться в брахманиште, должны искать уединения, в определенное время практиковать дхйану и джапу и посредством этих духовных упражнений добиваться однонаправленности внимания; они всегда стремятся совершать деяния, способствующие благосостоянию всех существ, и выполняя работу, не думают о вознаграждении. Именно тогда и только тогда, когда такие люди придут в этот мир, прекратятся страдания. Это признак Крита-юги.


скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Према вахини поток святой любви
825.02kb.
Бхагаван шри сатья саи баба сатья саи вахини
1884.81kb.
«Строение атома»
16.96kb.
Видья вахини поток просветляющего духовного знания об этой книге
859.7kb.
Сатья Саи Баба Джнана Вахини Поток Божественной Мудрости
604.74kb.
Книга Саи Бабы относится к серии "Вахини", что в переводе с санскрита означает "поток, канал, откровение, послание"
1100.56kb.
«заповеди любви и их исполнение на примере жития святой преподобномученицы великой княгини елисаветы феодоровны»
373.37kb.
Тема: рпц и католичество
14.28kb.
Рабочая программа по дисциплине: православная антропология форма обучения: очно-заочная. Режим обучения: субботний поток, вечерний поток. Категория слушателей: 3-й курс. Катехизаторское отделение
152.99kb.
Храм Святой Марии-Магдалины в селе Андреево-Мелентьево был построен в 20-х годах XIX века на средства подполковника Андрея Фёдоровича Мелентьева
21.15kb.
Контрольная работа № Вариант № В., В, Г, Б, А, Б
22.52kb.
Рабочая программа по дисциплине: нравственное богословие форма обучения: очно-заочная. Режим обучения: субботний поток, вечерний поток. Категория слушателей: 2-й курс. Катехизаторское отделение
171.75kb.