Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

446218, Самарская область, г.о. Новокуйбышевск, ул. Ворошилова, д. 6, тел. 4-70-52


Рассмотрено

на заседании МО классных руководителей

Протокол №___от_______

___________С.А. Соловьева

«___»___________2013г


Согласовано

Зам. директора по УВР

Протокол №___от_______

__________ Н.И.Денисова.

«___»___________2013г.


Утверждаю

Директор ГБОУ ООШ № 9

Приказ №___от________

___________Г.Н Недбало

«___»____________ 2013г.




Программа

внеурочной деятельности

«Город мастеров!»

адаптированная

Направление: общекультурное

Возраст обучающихся – 8-10 лет

Срок реализации – 3 года

Составитель: Жигулина Ольга Геннадьевна,

учитель начальных классов


г. Новокуйбышевск, 2013 г



Пояснительная записка

Актуальность использования игры во внеурочной деятельности школьников обусловлена рядом обстоятельств.

Первое обстоятельство – это повышение интерактивности педагогических средств, увеличение доли игровых и виртуальных тренажеров, которые позволяют воссоздавать значительное число условий решения тех или иных задач.

Второе обстоятельство связано с тем, что современному человеку нужно формировать особые условия, позволяющие сбросить напряжение, отвлечься от повседневных проблем, т.е. необходимо специально регулировать ситуации релаксации, развлечения и активного отдыха, осваивать соответствующие способы и воспроизводить их в повседневности.

Третье обстоятельство исходит из современного осознания сложности, многомерности мира. Необходимо не просто передавать это знание подрастающему поколению, а напрямую включать детей и подростков в такие практики, где разнообразие значений, игра смыслов заставят выбирать собственную позицию и роль.

Четвертое обстоятельство – снижение роли и значения общественных объединений и, как следствие, объединение опыта взаимодействия у нынешних школьников.

Данная программа внеурочной деятельности разработана на основе «Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение». Автор Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.

Теоретическую основу программы составили такие гуманитарные и социогуманитарные концепции, как необихевиоризм, антропология, герменевтика, гуманистическая психология, идеи групповой терапии и групповой психотерапии. В русле названных подходов ярко проявляются такие аспекты педагогически целесообразного использования игры, как:



  • Значение имитируемых событий;

  • Психодраматичность игрового действия (избавление индивида от субъективных барьеров общения);

  • Совокупность субъективных и коллективных обстоятельств праздника (компенсация специфики будней – отсутствия яркости, необычности; нарушение повседневной нормативности, обретение возможностей для релаксации, отдыха);

  • Искусственное расширение произвольности;

  • Нравственное значение собственных поступков (обретение установок осознанного нравственного поведения).

Игровое действие может быть обозначено как своего рода психодрама, т.е. как некий спектакль, в котором каждый участник достает из своего внутреннего плана и показывает стереотипы поведения и общения с окружающими (Г.Ю.Арзамасцева, И.И.Фришман).можно говорить о реализации на игровом материале индивидуального целостного мировидения, проигрывании своей жизненной истории (Ю.В.Тихонравов). основываясь в объяснении поведения участника игры на трансактных схемах, разработанных Э.Берном, несложно предположить грандиозные потенциалы игры в обучении взаимодействию, в выявлении и корректировке непродуктивных стереотипов общения. Широко известен психотерапевтический эффект игры, позволяющий выплеснуть негативные эмоции, подавленные установки (К.Р.Роджерс).конечность игры, протекание ее здесь и теперь обеспечивают безопасность ребенка, формируют опыт принятия решений; соблюдение правил игры учит участника игры контролировать собственное поведение (Г.Л.Лэндрет).

Многие исследователи соотносят особое существование человека в игре с существованием в обстановке праздника. Так же, как и праздник, игра противопоставляется однообразию повседневности, будням, в игре наличествует праздничное веселье, коллективная радость. Поэтому назначением игры можно считать снятие психического напряжения, гармонизацию эмоционально-психологического состояния человека и общества. Свое предназначение игра выполняет за счет создания особого увлекательного мира, в котором множество участников объединяется в «пульсирующую в ритме» общность.

Участие школьника в игре дает ему возможность осмыслить значение собственных поступков (устранение соперника, (конкурента), обман партнера в целях выигрыша и т.д.). Любая игра позволяет осуществлять пробы нравственной позиции. Воспитательное значение несет и отношение участника к правилам игры.

Одним из определяющих достоинств игровой деятельности школьников является освоение ими такой специфической разновидности взаимодействия, как партнерство. Партнеры – вовсе не обязательно друзья и единомышленники, у них могут разниться интересы и возможности, между ними могут быть противоречия. Партнерство предполагает сохранение каждым партнером собственных особых интересов и поиск локальных обстоятельств, когда цели могут быть сопряжены (на время, в определенном месте, при определенных условиях). Партнерство невозможно представить без переговоров и взаимоконтроля за соблюдением договоренностей – все это имеется в игре и может стать предметом осмысления учащимися.

Примерная внеурочная программа игровой деятельности школьников основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности.

Принцип природосообразности предполагает, что игровая деятельность школьника согласуется с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность – одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно-культурные (достижения определенного уровня биологического созревания, физического и сексуального развития), социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), социально-психологические(становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни) задачи.



Принцип культуросообразности предполагает, что игра школьников основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Трактовка принципа коллективности применительно к игровой деятельности предполагает, что детская игра, как правило, осуществляется в детско-взрослых общностях и дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими людьми.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого игрового взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование ценностей.

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимных понимания, признания и принятия.



Программа предусматривает следующие виды игр:

  • Интеллектуально-познавательная (конкурсы, викторины)

  • Подвижная (простая, игры-состязания, игры-эстафеты)

  • Настольная (парные игры, шашки, шахматы, лото, домино)

  • Развивающая (ребусы, кроссворды, шарады, филворды)

  • Компьютерная (бродилки, аркадные, логические и др.)

Требования к игре:

  1. Игра должна содействовать сплочению коллектива.

  2. Иметь познавательное значение.

  3. Активизировать общественную деятельность учащихся.

  4. Обеспечивать мыслительную активность участников игры.

  5. Создавать условия для детского творчества.

  6. Соответствовать принципу: "Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц".

Функции игры


  1. Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного — эстетического воспитания детей.

  2. Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.

  3. Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

  4. Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

  5. Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.

  6. Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка.

  7. Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

Цель данной программы - средствами игры способствовать личностному развитию учащихся, формированию нравственно и физически здоровой личности ребенка.

Задачи программы

  1. Способствовать расширению общего кругозора детей

  2. Развивать познавательные интересы, коммуникативные способности

  3. Развивать самостоятельность решения, любознательность

  4. Прививать интерес к окружающему миру, воспитывать чувство доброты и взаимопомощи

Место данной программы в учебном плане

Программа рассчитана на 3 года обучения.



  1. Первый год обучения 1 час в неделю (33 часа).

  2. Второй год обучения 2 часа в неделю (68 часов).

  3. Третий год обучения 2 часа в неделю (34 часа).

Согласно учебному плану ГБОУ ООШ №9 на 2013-2014 учебный год на внеурочную деятельность по программе «Играй-ка» в 1 классе отводится 1 час в неделю, итого 33 часа в год; во 2 классе отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов в год; в 3 классе – 1 час в неделю, итого 34 часа в год.


п/п

Темы занятий

Количество часов

В том числе

Часы теоретических занятий

Часы практических занятий

Первый год занятий

1

Открытие игры

2

1

1

2

Интеллектуально-познавательные игры

9

5

4

3

Настольные игры

10

4

6

4

Подвижные игры

7

3

4

5

Развивающие игры

5

2

3

ИТОГО

33

15

18

Второй год занятий

1

Встреча с игрой

4

2

2

2

Интеллектуально-познавательные игры

14

7

7

3

Настольные игры

19

9

10

4

Развивающие игры

17

8

9

5

Подвижные игры

14

6

8

ИТОГО

68

32

36

Третий год занятий

1

Новая встреча с игрой

4

2

2

2

Интеллектуально-познавательные игры

8

3

5

3

Настольные игры

8

2

6

4

Развивающие игры

6

3

3

5

Подвижные игры

8

2

6

ИТОГО

34

12

22



Содержание деятельности

п/п


Название темы

Содержание деятельности

Первый год обучения

1

Открытие игры

Игра и жизнь. Правила игры, игровые роли, сюжет игры. Игровое состояние. Назначение игры. Игра и дети. Игра и взрослые. Многообразие игр.

2

Интеллектуально-познавательные игры

Интеллектуально-познавательная игра – соревнование в информированности и сообразительности. Правила викторины. Викторины на знание правил дорожного движения, поведения в общественных местах (в школе, в транспорте, на улицах)

3

Настольные игры

Разнообразие настольных игр. Парные игры. Игры в шашки – классическая настольная игра. Правила игры в шашки. Настольные игры на бумаге (крестики-нолики). Настольные игры в компании (домино и лото). Правила настольных игр в лото и домино.

4

Подвижные игры

Движение и сноровка в различных видах человеческих занятий. Простые подвижные игры: правила и виды. Игры с музыкальным сопровождением, сюжетные игры. Правила подвижных игр. Роли в подвижных играх: водящий, судья, организатор.

5

Развивающие игры

Игра — прекрасное средство развития. Она не только дает дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения каждого.

Игры на развитие мышления – прекрасный помощник в деле воспитания!

Игры на развитие внимания не только развлекут ребенка, но и научат с удовольствием подмечать особенности окружающего мира


Второй год обучения

1

Открытие игры

Игра и жизнь. Правила игры, игровые роли, сюжет игры. Игровое состояние. Назначение игры. Игра и дети. Игра и взрослые. Многообразие игр.

Азарт игры. Выигрыш и проигрыш. Радость и огорчение в игре. Нарушение правил игры. Цена выигрыша. Опасности игры.



2

Интеллектуально-познавательные игры

Правила интеллектуально-познавательных игр. Правила подготовки к познавательной игре. Типы вопросов в интеллектуально-познавательных играх. Викторины на знание правил поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, музее, парке, магазине).

3

Настольные игры

Противостояние игроков в настольных играх. Классическая настольная игра шахматы, правила игры в шахматы. Мир современных шахмат. Настольные игры как способы времяпрепровождения в семье и компании. Удовольствие от игры.

4

Подвижные игры

Игры народов России (лапта). Народные подвижные игры, включающие выполнение физических упражнений (бег, удары, прыжки). Народные подвижные игры, включающие упражнения с внешним сопротивлением. Игры народов разных стран. Подвижные игры с малым (теннисным мячом)

5

Развивающие игры

Игры на развитие мышления – прекрасный помощник в деле воспитания!

Игры на развитие внимания не только развлекут ребенка, но и научат с удовольствием подмечать особенности окружающего мира.

В логических играх собраны непростые задачи, для решения которых игрок использует свою логику, сообразительность и смекалку — это настоящие интеллектуальные игры. Развивающая функция игры заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.


Третий год обучения

1

Открытие игры

Роли в игре и в жизни. Игровая реальность. Игра и искренность. Серьезное отношение к игре и игровое отношение к жизни.

2

Интеллектуально-познавательные игры

Вопросы на эрудицию и сообразительность. Тактика выигрыша в интеллектуально-познавательных играх. Формулировка вопроса в познавательных играх. Корректные и некорректные вопросы. Правила формулировки вопросов.

3

Настольные игры

Игровые действия в настольных играх (бросание кубика, передвижение фигур (фишек), выкладывание карт). Везение и невезение в игре. Игра в кости, нарды.

4

Подвижные игры

Сложные спортивные игры – полуспортивные игры-состязания. Развитие реактивности, резкости, быстроты, скоростной выносливости. Подвижные игры для развития ловкости. Подвижные игры на развитие силы. Самостоятельное регулирование интенсивности нагрузок, выбор моментов для отдыха.

5

Развивающие игры

Игры на развитие внимания, наблюдательности, логического мышления. Игры, способствующие развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Игры, направленные на формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов).


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Приказ № от Г. Н недбало 2013г. Программа внеурочной деятельности «Город мастеров!»
464.41kb.
Приказ № От 2011г. Программа внеурочной деятельности юный эколог
109.32kb.
Приказ № от 2013 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности
164.58kb.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умка» Рабочая программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки»
3030kb.
Iv. Изменение школьной инфраструктуры. Нормативная база. Приказ отдела образования от 20. 02. 2013г. №01/10 49 «Об обучении по го чс»
59.66kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности «развитие познавательных интересов»
244.34kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
408.7kb.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
156.85kb.
Программа организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования для 1-3 классов
351.2kb.
Программа организации внеурочной деятельности обучающихся моу шиморская сош
556.08kb.
Программа внеурочной деятельности Оригами
436.22kb.
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по основам безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности»
500.17kb.