Главная стр 1стр 2стр 3
скачать


Приложение

к письму агентства образования

администрации Красноярского края

от 29.09.06 № 7422



Примерные программы

по учебным предметам, реализуемым в рамках краевого

(национально-регионального) компонента
государственных образовательных стандартов общего образования


в Красноярском крае
Примерная программа

по учебному предмету «Литература Красноярского края»

(2-4 классы)


Пояснительная записка
Примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования в Красноярском крае.

Примерная программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Учебный предмет «Литература Красноярского края» на ступени начального общего образования изучается в течение трех лет обучения, начиная со 2 класса.

На изучение учебного материала по учебному предмету «Литература Красноярского края» на ступени начального общего образования региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программы общего образования, отведено 68 часов: 34 часа – во 2 классе, по 17 часов – в 3 и 4 классах.

Изучение учебного предмета «Литература Красноярского края» на ступени начального общего образования предполагает знакомство младших школьников с произведениями писателей и поэтов Красноярского края и направлено на достижение следующих целей:

формирование любви к своему краю, чувства гордости за него;


формирование общих представлений о литературном наследии Красноярского края;

воспитание интереса к творчеству писателей и поэтов Красноярского края;

развитие нравственных чувств, уважение к литературному творчеству народов, проживающих на территории Красноярского края.

В основе программы по учебному предмету «Литература Красноярского края» лежит первичное знакомство с жанровым разнообразием и художественным богатством литературного наследия Красноярского края.

В программу по учебному предмету включены:

произведения устного народного творчества (сказки и малые фольклорные жанры) народов, проживающих на территории Красноярского края;

произведения устного народного творчества (сказки и малые фольклорные жанры) коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края (эвенков, ненцев, кетов, селькупов, нганасан, энцев);

художественные произведения (рассказы и стихотворения о родине, природе, о детях, о труде, о взаимоотношениях людей, о приключениях).

Программа предполагает знакомство с биографиями и творчеством известных поэтов и писателей, прославившими и прославляющими своим творчеством Красноярский край.

В результате изучения учебного предмета «Литература Красноярского края» обучающиеся открывают для себя имена Огдо Аксеновой, Алитета Немтушкина, Любови Ненянг, Зория Яхнина, знакомятся с особенностями их творчества.

В качестве нестандартной формы урока учитель может использовать очное (заочное) посещение музеев (библиотека Юдина, Литературный музей, дом-музей В.П. Астафьева, местные литературные центры) и спектаклей в театрах краевого центра и малых городов Красноярского края.

Особое внимание на уроках должно быть уделено созданию творческих работ (сочинения, сочинения-миниатюры, написание стихотворений) обучающимися, в которых отражается собственное видение.

В результате изучения учебного предмета «Литература Красноярского края» обучающийся должен:

знать произведения устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;

знать имена известных писателей и поэтов Красноярского края, основные факты их биографии, названия и основное содержание их произведений (не менее 2-3);

уметь различать жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение;

уметь пересказывать текст с использованием изобразительно-выразительных средств языка и диалектных слов;

уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

уметь самостоятельно подбирать произведения устного народного творчества, а также художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края на заданную тему;

уметь работать с разными источниками информации (детскими периодическими изданиями, справочниками, словарями, энциклопедиями, в том числе на электронных носителях);

уметь высказывать (в устной и письменной форме) оценочные суждения о прочитанном произведении;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).


Содержание программы

(68 часов)


2 класс (34 часа)
Фольклор Красноярского края (24 часа)
Произведения устного народного творчества (сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие) народов, проживающих на территории Красноярского края: русских, белорусов, украинцев, татар, азербайджанцев, армян, грузин, поляков и других.

Русские, белорусские и украинские народные сказки о семье. Татарские и башкирские народные сказки о дружбе. Азербайджанские, армянские и грузинские народные сказки о добре и зле. Польские народные сказки о труде.

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки о семье, о дружбе, о добре и зле, о взаимоотношениях людей.

Теория. Малые фольклорные жанры.

Произведения устного народного творчества (сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие) коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края: ненцев, кетов, эвенков, нганасан, долган.

Образ животных в сказках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.

Сказки «Лисица, Птичка и Ворон», «Как Медведь хвост потерял» (ненецкие), «Отчего у Лисы на груди белая шерсть» (нганасанская), «Росомаха и Лисица», «Хитрая Лиса и Дятел» (эвенкийские), «Ворон и Лебедь» (долганская) и другие.

Односюжетные пересказы В.И. Ермакова, Г.А. Смирновой. Их сходство и различие. Эвенкийские сказки в пересказе В.И. Ермакова «Сказки Большой Медведицы».

Теория. Народная сказка, литературная сказка.

Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки о добре и зле, о взаимоотношениях людей, о труде.

Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданий.
Художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края (10 часов)
Темы родины, природы в творчестве писателей и поэтов Красноярского края.

Казимир Леонидович Лисовский. «Родной Енисей».

Алитет Николаевич Немтушкин. «Журавли».

Анатолий Иванович Третьяков. «Веками прирастать Сибирью» и другие.

Тема детства и взаимоотношений людей в произведениях писателей и поэтов Красноярского края.

Огдо Егоровна Аксенова. «Тундровичок», «В школу».

Виктор Федорович Журавлев. «Домик Сурикова».

Казимир Леонидович Лисовский. «Мальчик».

Алитет Николаевич Немтушкин. «Маленький Хосон» и другие.

Теория. Тема, главная мысль (идея) произведения, события, их последовательность.


3 класс (17 часов)
Фольклор Красноярского края (7 часов)
Мир волшебных сказок коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.

Сказки «Медвежья сестра», «Старик и зайцы» (долганские), «Подарки золотой змеи» (эвенкийская), «Почему месяцу холодно на небе» (кетская), «Соколиный костер» (селькупская) и другие.

Выявление сюжетной линии в волшебных сказках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.

Сходство и различие сказок коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.

Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданий.
Художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края

(10 часов)


Тема природы в творчестве писателей и поэтов Красноярского края.

Виктор Петрович Астафьев. «Юркий рябчик».

Николай Иванович Волокитин. «Демидов кедр», «Рождение радуги».

Виктор Федорович Журавлев. «Подснежник».

Мария Семеновна Корякина. «Зеленый снег», «Филя».

Елена Александровна Крутовская. «Рассказы о живом уголке».

Теория. Герои произведения, их характеры и поступки.

Казимир Леонидович Лисовский. «Заветное слово», «Саранка», «На берегах Енисея», «За каплей капля».

Теория. Стихотворение.

Алитет Николаевич Немтушкин. «Березка».

Любовь Прокопьевна Ненянг. «Нгэлирей».

Роман Харисович Солнцев. «Осина».

Анатолий Иванович Третьяков. «Картина утра» и другие.

Николай Станиславович Устинович. «Затейница».

4 класс (17 часов)
Фольклор Красноярского края (6 часов)
Социально-бытовые и волшебные сказки коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края: «Сказка о Пучике-Чурике», «Хозяйка огня» (селькупские), «Птичка-невеличка» (кетская), «Предприимчивый бедняк» (долганская) и другие.

Выявление сюжетной линии в социально-бытовых сказках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.

Сходство и различие сказок коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края.

Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданий.


Художественные произведения писателей и поэтов (11 часов)
Тема природы в творчестве писателей и поэтов Красноярского края.

Виктор Петрович Астафьев. «Яшка-лось», «Зорькина песня».

Теория. Герои произведения, их характеры и поступки.

Анатолий Ефимович Зябрев. «Лес ночью».

Алитет Николаевич Немтушкин. «Речонка», «Осенний зов».

Роман Харисович Солнцев. «Осенний день», «Синицы» и другие.

Николай Станиславович Устинович. «Рыболов».

Теория. Рассказ.

Зорий Яковлевич Яхнин. «На Мане-реке», «После полярной ночи».

Тема приключений в творчестве писателей Красноярского края.

Иван Иванович Пантелеев. «Экспедиция на Кияшку».

Теория. Повесть.


Примерная программа

по учебному предмету «Художественная культура Красноярского края»

(2-4 классы)


Пояснительная записка
Примерная программа по учебному предмету «Художественная культура Красноярского края» составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования в Красноярском крае.

Примерная программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Учебный предмет «Художественная культура Красноярского края» на ступени начального общего образования изучается в течение трех лет обучения, начиная со 2 класса.

На изучение учебного материала по учебному предмету «Художественная культура Красноярского края» на ступени начального общего образования региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программы общего образования, отведен 51 час: по 17 часов в каждом классе.

Изучение учебного предмета «Художественная культура Красноярского края» на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся младшего школьного возраста с основными видами искусства (изобразительным, театральным, музыкальным, декоративно-прикладным) и культурой народов, проживающих на территории Красноярского края, и направлено на достижение следующих целей:

формирование любви к своему краю, чувства гордости за него;

формирование общих представлений о художественной культуре Красноярского края;

воспитание интереса к творчеству выдающихся деятелей искусства и культуры Красноярского края;

воспитание уважения к истории художественной культуры народов, проживающих на территории Красноярского края;

формирование умения работать с природным и художественным материалом.

В программу по учебному предмету включены следующие разделы: «Изобразительное искусство», «Театральное искусство», «Музыка», «Декоративно-прикладное искусство».

В каждом классе на изучение сведений по изобразительному искусству отводится 5 часов, театральному искусству – 3 часа, музыке – 2 часа, декоративно-прикладному искусству – 7 часов.

Раздел «Изобразительное искусство» дает обучающимся младшего школьного возраста представление о жизни и творчестве известных художников Красноярского края, достопримечательностях Красноярского края (природных и рукотворных).

Предложенный для изучения материал позволит значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания обучающихся.

При изучении материала по изобразительному искусству желательно обращать внимание обучающихся на средства художественной выразительности: композицию, пространство, светотень, тон, объем, силуэт, контраст и другие.

Программой предусмотрено посещение художественных музеев и выставочных залов, расположенных на территории своей местности и краевого центра.

В разделе «Театральное искусство» предложены первоначальные сведения об истории создания театра в Красноярском крае, о людях, стоявших у истоков театрального искусства, о ведущих детских театрах Красноярского края.

Особое внимание при изучении учебного материала уделяется овладению театральным этикетом (требования к поведению в театре во время спектакля и антракта).

Программой предусмотрено посещение театров, концертных залов, расположенных на территории своей местности и краевого центра, просмотр видеозаписей спектаклей и театральных постановок.

Раздел «Музыкальное искусство» дает обучающимся младшего школьного возраста первоначальное представление о музыкальном фольклоре Красноярского края и о профессиональном музыкальном творчестве (сочинениях известных композиторов Красноярского края: Ф.П. Веселкове, Н.А. Черемных, С.М. Трусове и других), а также знакомит их с исполнителями музыкальных произведений.

Программой предусмотрено посещение музыкальных центров, концертных залов, расположенных на территории своей местности и краевого центра, просмотр видеозаписей оперных и балетных спектаклей, симфонических и камерных концертов.

Раздел «Декоративно-прикладное искусство» знакомит обучающихся младшего школьного возраста с традициями и бытом народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов. При изучении данного раздела учитель должен дать обучающимся представление о жилище, предметах обихода, традиционных ремеслах и промыслах коренных малочисленных народов Севера.

При изучении материала по декоративно-прикладному искусству большое значение уделяется проведению уроков в форме практических занятий.

В результате изучения учебного предмета «Художественная культура Красноярского края» обучающийся должен:

знать имена известных художников Красноярского края;

знать произведения известных художников Красноярского края и называть имена их авторов (не менее 2-3);

знать ведущие художественные музеи Красноярского края;

уметь выражать собственное мнение о произведении изобразительного искусства;

знать ведущие театры Красноярского края и их наиболее известные постановки;

уметь воспринимать театральные постановки и выражать собственное мнение о них;

знать имена известных композиторов Красноярского края;

знать образцы музыкального фольклора, обрядовые музыкальные традиции Красноярского края;

знать исполнителей музыкальных произведений (2-3);

уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

знать традиции, быт, промыслы и ремесла народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;

знать ведущие краеведческие музеи Красноярского края;

уметь изготавливать декоративные композиции из художественных и природных материалов, добываемых в Красноярском крае;

уметь декоративно оформлять изделия с использованием национального орнамента.


Содержание программы

(51 час)
2 класс (17 часов)


Изобразительное искусство (5 часов)
Первоначальные сведения о творчестве известных художников Красноярского края (Б.Я. Ряузов, Т.В. Ряннель, Э.В. Мотакова, В.А. Сергин, В.И. Кудринский) (2 часа).

Пейзаж в творчестве художников (2 часа).

Различные состояния, настроения природы. Картины «Морозец» Б.Я. Ряузова, «Горные кедры» Т.В. Ряннеля, «Урманские скалы» Э.В. Мотаковой, «Весна в Слизнево» В.А. Сергина, «Ранней осени светлые дни» В.И. Кудринского и другие.

Экскурсия на природу. Зарисовки на природе (1 час).


Театральное искусство (3 часа)
Театр и зритель. Первоначальные сведения об истории создания театра. Специфика театрального искусства, виды театров (оперный, драматический, музыкальный, кукольный).

Посещение местного театра. Правила поведения в театре.


Музыка (2 часа)
Музыкальный фольклор Красноярского края. Первоначальные сведения о детском игровом фольклоре.
Декоративно-прикладное искусство (7 часов)
Быт и жилище народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера (4 часа).

Изготовление поделок из природного материала по теме «Жилище народов Севера (чум)».

Утварь. Украшение жилища.

Ремесла народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера (3 часа).

Изделия из бересты. Женские украшения.
3 класс (17 часов)
Изобразительное искусство (5 часов)
Первоначальные сведения о творчестве известного художника Красноярского края В.И. Сурикова (2 часа).

Экскурсия в Мемориальный музей-усадьбу В.И. Сурикова (очная или заочная).

Енисей в произведениях художников Красноярского края (2 часа).

В.И. Суриков «Енисей у Красноярска», Т.В. Ряннель «Верховья Енисея», В.А. Сергин «На Енисее. Осеннее утро» и другие. Образ Енисея – образ величественной сибирской реки. Воплощение образа реки в рисунке.

Ведущие музеи Красноярского края (1 час).

Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова, Ачинский городской выставочный зал, Дивногорский художественный музей, Норильская художественная галерея и другие.

Экскурсия в музей (очная, заочная).
Театральное искусство (3 часа)
Ведущие театры Красноярского края. Красноярский краевой театр кукол, Театр юного зрителя, театр кукол «Золотой ключик», Норильский Заполярный театр драмы, Минусинский драматический театр и другие.

Экскурсия (очная, заочная).


Музыка (2 часа)
Музыкальный фольклор народов, проживающих на территории Красноярского края (песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки).

Народные музыкальные инструменты и их звучание (по выбору).

Музыкальные произведения, связанные с календарными праздниками (колядки, масленичные, покосные, колыбельные песни и другие).
Декоративно-прикладное искусство (7 часов)
Промыслы народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера (5 часов).

Рыболовство, оленеводство, охота.

Работа с природным материалом при изготовлении поделок (листья, береста, веточки, семена, соломка, шишки, мох).

Ведущие художественные и краеведческие музеи Красноярского края. Экскурсия в близлежащий краеведческий музей (очная, заочная) (2 часа).


4 класс (17 часов)
Изобразительное искусство (5 часов)
Первоначальные сведения о творчестве известных художников Красноярского края (А.Н. Орлова, А.Г. Поздеев, Т.А. Мирошкина) (1 час).

Натюрморт. Дары природы в творчестве художников (2 часа).

Г.Г. Горенский «Дары тайги», «Жарки», Н.И. Хомайко «Сибирский натюрморт», А.Н. Орлова «Цветы», Т.А. Мирошкина «Флоксы» и другие.

Составление композиции (натюрморта) из предложенных предметов.

Портрет (1 час).

В.И. Суриков «Боярыня Морозова», «Сибирячка», Т.А. Мирошкина «Девочка и натюрморт», Л.В. Войнова-Чибис «Летний день. Портрет сына» и другие.

Автопортрет.

Красноярск в изображении художников (1 час).

А.Г. Поздеев «Вид с Покровской горы», «Весенний Красноярск» и другие.
Театральное искусство (3 часа)
Народные театры.

Известные постановки детских спектаклей в театрах Красноярского края (по выбору).


Музыка (2 часа)
Сочинения композиторов Красноярского края (Ф.П. Веселков, Н.А. Черемных, С.М. Трусов и другие).

Гордость вокального искусства – творчество Д.А.Хворостовского.

Исполнители музыкальных произведений: индивидуальные исполнители, хоры, оркестры и другие (по выбору).
Декоративно-прикладное искусство (7 часов)
Традиции народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера (1 час).

История костюма народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера (4 часа).

Национальный орнамент и его особенности. Составление орнаментов.

Материалы, используемые для развития народных промыслов в Красноярском крае (береста, мех, бисер, кожа, кости, дерево) (2 часа).


Примерная программа

по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края»

(2-4 классы)




скачать

следующая >>
Смотрите также:
Примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» (2-4 классы)
982.34kb.
Примерная программа по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края»
60.44kb.
Законодательное собрание красноярского края закон красноярского края о государственной поддержке инвестиционной
144.52kb.
Законодательное собрание красноярского края закон красноярского края
32.35kb.
Законодательное собрание красноярского края
418.28kb.
Примерная рабочая программа по учебному предмету «География» для основной школы составлена на основе
448.65kb.
Законодательное собрание красноярского края закон красноярского края
464.83kb.
Законодательное собрание красноярского края закон красноярского края о налоге на имущество организаций
169.65kb.
Рабочая программа по учебному предмету «литература» для 5 класса
319.3kb.
Законодательное собрание красноярского края закон красноярского края о порядке предоставления государственных гарантий
126.11kb.
Занятие по истории Красноярского края и художественной культуре Красноярского края Жилища народов Сибири
53.28kb.
Программа по учебному предмету химия 8,9 классы на 2014-2015 учебный год
745.47kb.