Главная стр 1
скачать
Причины жестокого обращения с несовершеннолетними.

/рекомендации для родителей по вопросу защиты детей от жестокого обращения./

"Воспитание с применением насилия

способствует одобрению насилия и обучает

"как бить, чем бить, и каким

должно быть столкновение" (Р. Джеллес)

Жестокое обращение с детьми, к сожалению, является широко распространенным явлением современности. Дети подвергаются жестокому обращению со стороны своих родителей с применением физической силы, в одной трети случаев физического насилия ребенок получает увечье. И страшные цифры статистики детей погибших от рук своих родителей.

По данным статистики ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становится инвалидами в результате совершения против них преступлений. Доя 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.

Обычно родители, допускающие жестокое обращение со своими детьми находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов или проблемы - депрессия, одиночество, супружеские раздоры, развод, безработица, злоупотребление психоактивными веществами, пьянство.

Что должно быть сделано для того, чтобы предотвратить жестокое обращение с детьми, какие формы и методы использовать? Вопрос, на который ищут ответы и федеральные, и исполнительные органы власти, общественные организации. Но, тем не менее, несмотря на все принимаемые меры, на освещение данной проблемы в газетах и телевидении, многие родители все же продолжают считать своим "правом" шлепать или бить собственных детей.

Важно помнить, что жестокость в эмоциональной сфере может нанести такой же вред, как и физическое насилие. Иногда родители наносят душевные раны своему ребенку, которые годами не заживают, когда они постоянно им пренебрегают, унижают, запугивают или терроризируют его.

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии- это трулоемкий процесс, требующий от родителей много сио и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям. в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействияна ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают. что такая тактика воспитания -это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни. значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы являюися скорей искдючением, здесь становится нормой.

Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или семья испытывает постоянные финансовые трудности, поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня-это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать , но и принемать меры по его рещению.



Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.



Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

  1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

  • Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

  • Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

    • открытое неприятие и постоянная критика ребёнка

    • угрозы в адрес ребёнка в словесной форме

    • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка

    • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка

    • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний

    • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

  • Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

    • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи

    • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Какими нормативными документами руководствоваться в таких случаях? Как должны вести себя сотрудники школы при выявлении случаев жестокого обоащенияс детьми их родителями? Какие действия учителя можно трактовать как жестокое обращение с ребенком? Какая мера ответственности может быть?

Педагоги в школе, работая с родителями, своевременно могут решать отдельные проблемы, выступая в роли консультантов-информаторов (разъяснения возможные последствия действий, комментируя нормативно- правовую базу действий и их последствий, давая психолого- педагогические рекомендации, адреса специалистов и т. п.)



Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

Самым массово подписанным международным документом в рамках Организации Объединенных Наций является Конвенция о правах ребенка. Конвенция предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения. Государства-участники должны обеспечивать, "чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным ими унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

  • признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

  • защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)

  • защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

  • меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)

  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:

  • право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

  • право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)

  • лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

  • немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

3. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Способы открыть ребёнку свою любовь

Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Ребенок должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.



Три способа открыть ребёнку свою любовь

1. Слово

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение.

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд.



Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

И в заключении, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить : "Часто ли вы задумывваетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?"
скачать


Смотрите также:
Причины жестокого обращения с несовершеннолетними. /рекомендации для родителей по вопросу защиты детей от жестокого обращения
83.68kb.
Методические рекомендации «Организация межведомственного взаимодействия по факту выявления жестокого обращения с несовершеннолетним и оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения»
861.78kb.
Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения
148.58kb.
Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения
182.57kb.
Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения Порядки взаимодействия
93.13kb.
Понятия и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребёнка Жестокое обращение с детьми
53.43kb.
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Что попадает под понятие "жестокое обращение с детьми"
171.59kb.
Памятка по предотвращению насилия в семье, жестокого обращения с ребенком
21.04kb.
Профилактика жестокого обращения с детьми
121.38kb.
Семья без насилия
79.13kb.
Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми
284.15kb.
Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?
93.04kb.