Главная стр 1
скачать
Проблемное обучение на уроках биологии в условиях

личностно – ориентированного обучения

Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Почему-то большинство педагогов считает, что эти потребности должны образоваться в ходе обучения к определенному возрасту. Для этого ученикам надо слушать внимательно на уроке, читать параграфы, отвечать на поставленные учителем вопросы, выполнять бесконечные упражнения и т. д. Вот и получается, что наше представление об успешном уроке и то, как мы урок организуем, совсем не совпадает. Мы ожидаем от детей познавательного творчества, а обеспечиваем им только репродуктивную деятельность.

Основными целями изучения биологии в школе являются:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами.

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, становление теоретического естественнонаучного мышления ;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и культуры поведения в природе;

• применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организм.

Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. При этом структура обучения следующая:


- создание проблемной ситуации и постановка проблемы;
- выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких;
- опытная проверка принятых гипотез ;
- обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и практике.

Проблемное обучение на уроках биологии я провожу через решение задач.


• Что такое задача? Это возникшая в естественных условиях или искусственно сформированная ситуация, в которой требуется получить определенный полезный результат.
• Чем отличается контрольный вопрос от задачи? Часто вопрос требует простого воспроизведения какой-то порции известной информации: откройте учебник, прочитайте соответствующий раздел, запомните – ответ готов.

Приведу здесь несколько примеров использования познавательных задач.


1. Королевские пингвины оставляют до пяти месяцев детенышей без еды в суровых климатических условиях. Как выживают пингвинята?
2. Глубокой ночью тарантулы выходят на охоту. Тарантул ждет добычу, прыгает на змею ланцетоголова (одна из самых ядовитых змей), прокусывает кожу и впрыскивает яд, обеспечив себя пищей на очень длительное время. Как узнает тарантул о приближении жертвы? Как питается паук?
При изучении темы “Значение воды в жизни растения. Экологические группы растений” можно использовать задачи следующего содержания.
1. У водяного ореха чилима под водой образуются тяжелые плоды. Почему они не могут потопить растение?
2. Эвкалипт – самое высокое дерево, но под ним не бывает тени и никогда не растет трава, а в августе вся кора сбрасывается и ствол совершенно гол, в народе его называют “бесстыдница”. Почему?
В 6-м классе при изучении темы “Роль зеленых растений в жизни человека”
я использовала задания проблемно-исследовательского характера, выполняя которые, учащиеся используют знания общих закономерностей и находят правильное решение в незнакомой ситуации. В этом задании есть главное понятие, с которым ребята уже знакомы, а метод анализа ситуации запрограммирован в уточняющих вопросах задания, которые заставляют учащихся в новой ситуации выделять уже имеющиеся элементы и соотносить их в соответствии с предложенной ситуацией.
1. Человек за сутки потребляет в среднем 430 г кислорода и выдыхает 900 г углекислого газа. Подсчитайте, какое количество углекислого газа выдыхается всеми жителями нашего села за сутки (в селе живут 1502 человека)? Какое количество кислорода потребляет население села в течение суток? Сколько гектаров леса необходимо для восстановления нормального состава воздуха, если известно, что один гектар леса поглощает за сутки столько углекислого газа, сколько выдыхает двести человек?”
В 7-м классе по теме “Тип членистоногие” необходимо отследить причинно-следственные связи: функция –> строение –> среда.
1. Планария имеет сильно уплощенное тело толщиной 0,06 см.
2. Рак и беззубка имеют жабры.
3. У пауков и насекомых есть трахеи, благодаря чему воздух поступает прямо к тканям.
А. О каком физическом процессе, происходящем в живых организмах, можно судить по приведенным данным?
Б*. Какой должна быть дыхательная поверхность для того, чтобы могла происходить диффузия?
В заключение отметим, что в применении проблемного подхода на уроке биологии имеются свои трудности:
1. Проблемное обучение требует большего количества времени, чем обычное изложение материала учителем.
2. Школьники должны обладать определенной биологической эрудицией, поскольку отсутствие знаний не позволит им успешно обсуждать поставленную проблему.
3. От учителя биологии требуются отличное знание предмета, а также гибкость и оперативность в работе на уроке.
Следовательно, работу по развитию исследовательской культуры учащихся проводить значительно труднее, чем работать в объяснительно-иллюстративном плане, как это обычно бывает при “догматическом” обучении. Однако преимущества того подхода в обучении также не менее очевидны: у учащихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи; большинство учащихся начинает положительно относиться к учебе; интерес к предмету заставляет школьников читать больше биологической литературы, расширяя таким образом свои познания в области данной науки.
Таким образом, работа по развитию исследовательской культуры у учащихся (при её методически грамотной реализации) оказывает позитивное влияние на усвоение учащимися всех четырех компонентов содержания биологического образования: знаний, умений и навыков (способов деятельности), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, природе и изучению биологии.

Бутенко Надежда Александровна , учитель 1 категории



МОУ «Каменецкая ООШ»
скачать


Смотрите также:
Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения
44.41kb.
Личностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании
85.68kb.
Работаю над проблемой «Формирование познавательного интереса на уроках истории в условиях личностно-ориентированного обучения»
52.78kb.
Доклад «Возможности реализации личностно-ориентированного обучения с помощью средств икт»
112.68kb.
Итак, личностно ориентированное обучение —
74.71kb.
Рыбы водные позвоночные животные
160.78kb.
Личностно- ориентированное обучение
324.23kb.
Самообразовательная работа над темой учителя
39.69kb.
Технология проектного обучения Пересада О. В., учитель биологии и химии Iкатегории
101.01kb.
Доклад на школьном методическом объединении учителей иностранного языка. «Личностно-ориентированное обучение на уроках немецкого языка»
54.76kb.
Подготовила: Калчева И. С.,учитель химии-биологии
112.75kb.
«Исследовательская работа на уроках и внеурочной деятельности» убедительно доказала связь основных методов обучения: мыслительная и исследовательская деятельность, проблемное обучение и критическое мышление
50.7kb.