Главная стр 1
скачать
Пояснительная записка

к рабочим программам

по учебному курсу «Информатика и ИКТ»
Вклад учебного предмета информатика и ИКТ в достижение целей основного общего образования
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение информатики, которое призвано обеспечить:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитание стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит по 35 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий (базовый уровень) на ступени среднего (полного) общего образования в Х, ХI классе (70 часов - в профильных классах)



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ курса «Информатика и ИКТ»

Цели курса VIII класс :

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях обработки информации;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи курса VIII класс:

  1. формирование у учащихся знаний и представлений об информации и информационных процессах.

  2. формирование у учащихся знаний об единицах измерения информации и умений измерять количество информации

  3. формирование у учащихся знаний об основных устройствах компьютера, их функциях и взаимосвязи

  4. формирование у учащихся практических умений и навыков обработки текстовой и числовой информации.


Цели курса ХI класс:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях обработки информации;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Задачи курса ХI класс:

  1. формирование у учащихся знаний и представлений об информации и информационных процессах.

  1. формирование у учащихся информационной культуры

  2. формирование у учащихся знаний об единицах измерения информации и умений измерять количество информации

  3. формирование у учащихся знаний о представлении информации в компьютере, о типах и видах систем счисления

  4. формирование у учащихся умений и навыков переводить числа из одной системы счисления в другую

  5. формирование у учащихся знаний об основных устройствах компьютера, их функциях и взаимосвязи

  6. формирование у учащихся практических умений и навыков обработки текстовой информации.

  7. формирование у учащихся практических умений и навыков создавать мультимедийные компьютерные презентации

  8. формирование у учащихся знаний об языке разметки гипертекста HTML и технологиях создания web-документов.

  9. формирование у учащихся знаний о назначении баз данных и умений их создавать.



Цели курс Х класс:

  • развитие алгоритмического и логического мышления,

  • необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе

  • развитие способностей к программированию

  • освоение технологии программирования на одном из языков программирования

  • освоение технологии создания интерактивных мультимедийных презентаций

Задачи курса Х класс:

  1. формирование у учащихся знаний о фундаментальном понятии информатики – алгоритм, о свойствах алгоритма,

о алгоритмических структурах (линейный алгоритм, ветвление, цикл)

  1. формирование умений создания программ на языке программирования Паскаль;

  2. умение составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  3. умение составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  4. умение отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

  5. формирование у учащихся практических умений и навыков создания мультимедийных компьютерныех презентаций.


Цели курса Х класс (профильный) :

  • развитие алгоритмического и логического мышления,

  • необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе

  • развитие способностей к программированию

  • освоение технологии программирования на одном из языков программирования

  • освоение информационных и коммуникационных технологий


Задачи курса Х класс (профильный):

  1. формирование у учащихся знаний о фундаментальном понятии информатики – алгоритм, о свойствах алгоритма,

о алгоритмических структурах (линейный алгоритм, ветвление, цикл)

  1. формирование умений создания программ на языке программирования Паскаль;

  2. умение составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  3. умение составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  4. умение отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

  5. формирование у учащихся практических умений и навыков создания информационных объектов

  6. формирование ИКТ-компетенции


Цели курса ХI класс:

  • Развитие логического мышления

  • Освоение технологий создания сайтоа

  • Освоение технологий создания баз данных

Задачи курса ХI класс:

  1. Формирование у учащихся логического мышления

  2. Формирование у учащихся знаний основ алгебры логики, ее законов, представлений о логических переменных и логических операциях

  3. Формирование у учащихся умений и навыков строить таблицы истинности по логическим выражениям, преобразовывать логические выражения

  4. формирование у учащихся знаний об языке разметки гипертекста HTML и технологиях создания web-документов.

  5. формирование у учащихся знаний о назначении баз данных, умений создавать базы данных, выбирать данные с помощью запросов, создавать отчеты, создавать многотабличные базы данных.

скачать


Смотрите также:
Программам по учебному курсу «Информатика и икт»
107.77kb.
Программам по учебному курсу «Информатика и икт»
107.77kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» 10-11 класс Мельниковой Антонины Владимировны
367.34kb.
Луневой Софии Николаевны, учителя информатики и икт по учебному курсу «Информатика и икт» 7 «А», 7 «В» классы (базовый уровень) Старый Оскол 2011 рабочая программа
423.4kb.
Луневой Софии Николаевны, учителя информатики и икт по учебному курсу «Информатика и икт» 8 «Б» класс (базовый уровень) Старый Оскол 2011 рабочая программа
385.24kb.
Луневой Софии Николаевны, учителя информатики и икт по учебному курсу «Информатика и икт» 8 «А», 8 «Б» класс (базовый уровень) Старый Оскол 2011 рабочая программа
463.15kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт»
188.75kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт»
794.75kb.
Луневой Софии Николаевны, учителя информатики и икт по учебному курсу «Информатика и икт» 10 «А», 10 «Б» класс (базовый уровень в старшей школе) Старый Оскол 2011 рабочая программа
488.98kb.
Киселевой Анны Александровны по учебному курсу «Информатика и икт» 9 класс 2012 пояснительная записка Данная рабочая программа
286.8kb.
Тестирование по курсу Информатика и икт» для учащихся 10 класса Итоговое тестирование по курсу «Информатика и икт» за курс 10 класса. Проверяемые элементы содержания
214.17kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» 8-9 класс Программу
408.47kb.