Главная стр 1
скачать


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 г.Новотроицка Оренбургской области»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУ «СОШ №13»

______________ З.И.Гузеева

06 сентября 2012 год


ПРОГРАММА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ»

срок реализации: 5 лет

возраст детей: 7-16 лет
Разработчики:

Горянина Татьяна Михайловна,

преподаватель учебного курса «Основы

православной культуры и светской этики»,

Багавеева Ирина Михайловна,

заместитель директора по воспитательной работе


Новотроицк

2012


Проблемный вопрос: Какими должны быть содержание и структура духовно - нравственного воспитания, способствующие формированию гражданина, патриота, носителя истинных духовно-нравственных ценностей?

Стратегическая цель: Сформировать модель духовно-нравственного воспитания школьников.

Тактические цели:

  1. Создать условия комфортной среды для познания своих нравственных и умственных способностей, понимание сущности духовно-нравственного воспитания и использования этих знаний для решения проблем духовно-нравственного воспитания и развития школьников.

  2. Пробуждать интерес школьников и формировать их мотивацию к изучению отечественной культуры и истории.

  3. Обучать учащихся умению противостоять различным факторам риска, предупреждать возможные тупики личностного развития.

Введение


Цель современной школы — создание условий, обеспечивающих пол­ноценную реализацию потенциала каждого ребенка. Задачи воспитания гражданской активности, искренней любви к Родине сегодня обретают значение национального приоритета. Опыт последних лет показал, что развитие экономики, укрепление государственности возможно только гражданами, обладающими высокими духовными ценностями. В «Концепции модернизации российского обра­зования на период до 2010 года» в качестве важ­нейших качеств, которыми должен обладать совре­менный выпускник, названы духовность, нравст­венность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. На первое место поставлены те черты, которые в российском сознании всегда почи­тались как главные. Это свидетельствует о назрев­шей потребности в возрождении традиций отечест­венного воспитания.

Начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно-нравст­венных ориентиров в политику государства, с осо­знанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой культуры.

Русской национальной культуре присущи та­кие особенности, как высокая нравственная на­правленность российской идеи, преданность своей вере в сочетании с веротерпимостью, соборность и взаимопомощь, общность и потребность населе­ния в коллективной жизни, особая любовь к род­ной природе. «Духовность» обозначала все относящееся к человеческой душе, духу. Богу, Церкви, вере (В.И. Даль). В более широком понимании духов­ность — это (в этическом, политологическом и те­ологическом смыслах) устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу (к какому-либо, им предпочитаемому), идеалу; стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу и, таким образом, одухотво­риться, внутренне освободиться от обыденности; это и есть основа и главная причина любой веры и религиозности. Духовность проявляется в стремлении челове­ка строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром.

Нравственность — это компонент духовности, содержанием которого выступают этические цен­ности, составляющие основу сознания. Нравствен­ность — это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы переда­чи вовне своего внутреннего духовного мира. Ду­ховность и нравственность существуют в нераз­рывном единстве. При их отсутствии невозможно полноценное существование личности и культуры. Нравственность принято понимать как сово­купность общих принципов и норм поведения лю­дей по отношению друг к другу в обществе. Нравст­венность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципа­ми определенного мировоззрения. В основе нрав­ственности лежит безусловное и внеисторическое религиозное начало.

Духовно-нравствен­ное воспитание, восходящее к отечественному культурному, прежде всего православному наследию обеспечивает условия для становления человека, готового в любых областях деятельности следовать нравственному закону, стремящегося улучшить мир, природу, культуру, самого себя. Эта цель до­стигается только тогда, когда усилиями различных социальных субъектов создается открытое воспитательное пространство. Оно позволяет преодолеть конфликт между школой и средой, противоречия между ценностями, декларируемыми педагогами и диктуемыми логикой реальной жизни. Интегра­ция общест­венных организаций, школы, семьи, учреждений дополнительного образования, церкви в решении проблем воспитания молодых россиян спо­собствует гражданской консолидации, нацио­нальному единению.

1. Пояснительная записка

Духовно-нравственная культура – фундамент общего образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия, основанная на принципе единства свободы и ответственности.

Духовно-нравственное воспитание содейству­ет формированию у человека:



  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патри­отизма);

  • нравственного облика (терпения, милосер­дия, кротости, незлобивости);

  • нравственной позиции (способности к раз­личению добра и зла, проявлению самоот­верженной любви, готовности к преодоле­нию жизненных испытаний);

  • нравственного поведения (готовности служе­ния людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года уделяет большое внимание толерантному воспитанию школьников. Оренбургский край, являясь своеобразным географическим центром России, той точкой, где, по словам Н.А. Бердяева, «столкнулись и смешались два потока мировой истории – восточной и западной», вопросы полиэтничности, поликонфессиональности, веротерпимости, способность к продуктивному диалогу и открытости звучат особенно актуально. Перед педагогами Оренбуржья встает важная задача – научить детей быть толерантными в своих мыслях, действиях, поступках.

В муниципальном образовательном автономном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 13 г.Новотроицка» обучаются дети 15 национальностей, различных конфессий, вероисповедования. Социальный состав детей так же неоднороден: 15 детей – из. 11 неблагополучных семей, 76 детей – из 25 многодетных, 73 – из 63 малообеспеченных семей, 7 учащихся – из опекаемых. Полных семей - 525, неполных - 183. В социальном составе семей превалируют специальности рабочих (619). Отношения между детьми различных социальных слоев неоднозначны.

Учреждений культуры, где могли бы проводить свободное время дети, в городе Новотроицк недостаточно. От учреждений дополнительного образования «Средняя общеобразовательная школа № 13» отдалена, поэтому в своем микрорайоне школа является главным культурным и воспитательным центром для всех слоев населения.

Анализ воспитательной работы школы натолкнул заинтересованных педагогов и родителей учащихся на необходимость создания программы, которая поможет систематизировать и расширить деятельность образовательного учреждения в вопросах воспитания.

Актуальность и значимость создания в школе программы «Духовно- нравственное воспитание учащихся» подтверждают такие кризисные явления, принявшие массовый характер в городе, как наркомания, пьянство, половая распущенность, криминализация детской и молодежной среды, низкий уровень общественной морали, утрата традиционных семейных ценностей, упадок патриотического воспитания, снижение положительного отношения к труду.

Введение дополнительных внеклассных культурных мероприятий, направленных на формирование истинных духовных ценностей у учащихся, сотрудничество с церковью и включение в учебный план школы преподавание курса «Основы духовно-нравственной культуры» в школе предполагает усиление нравственной ориентации учащихся, побуждение их к саморазвитию и самосовершенствованию.

Данная программа «Духовно-нравст­венное воспитание учащихся» обеспечит реализа­цию приоритетов национальной доктрины обра­зования, согласно которым система образования призвана обеспечить:


  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережно­го отношения к историческому и культурно­му наследию народов России;

  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

  • формирование культуры мира и межлично­стных отношений.

2. Цели и задачи программы

Цель: осознание школьника­ми ведущих ценностных ориентации отечествен­ной цивилизации, приобщение их к родной культуре, развитие внутреннего мира, сохранение и приумножение богатства национальных традиций в сфере духовно-нравст­венного и социокультурного опыта.

Задачи:


Познакомить учащихся с нравственными традициями русского народа и своего этноса.

Организовать деятельность учащихся согласно принципам нравственности: доброты, чест­ности, желания заботиться о ближнем, ук­репления семейных уз, любви к детям и ува­жения к старшим.

Воспитать в школьниках бережное отношение к историческому и культурному наследию Оренбургского края и своей страны.

Формировать в детях и подростках национальную и религиозную терпимость, развивать культуру межэтнических отно­шений.

Объединить усилия семьи, школы, органов управления образова­ния, культуры, детских и молодежных об­щественных организаций, религиозных кон­фессий в воспитании и социализации учащихся школы.
3. Содержание программы

Принципы духовно-нравственного воспитания

принцип системно-организационного подхода, который предполагает целенаправленную работу школы и учреждений дополнительного образования по духов­но-нравственному воспитанию подрастаю­щего поколения;

принцип ценностной ориентации, который имеет определяющую жизненную значимость для формирования системы ценнос­тей подростка;

принцип личностно ориентированного под­хода в духовно-нравственном воспитании предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом психоло­гических особенностей каждой возрастной, социальной группы школьников;

принцип сохранения исторической памяти народа, который способствует становлению исторического самосознания нации, оказывает благотворное влияние на фор­мирование высоконравственной социаль­но активной личности, умеющей осознавать историческую ответственность за свою деятельность;

принцип воспитания на традициях: культур­ных (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов Рос­сии), боевых (бережное отношение к героике
прошлого, образцам самоотверженного слу­жения народу и стране в военной, трудовой
и культурной сферах, празднование великих для России событий и дат), трудовых (куль­тура производства, сознательное отношение к труду в интересах человека, общества и государства);

лингвистический принцип, требующий все­мерного сохранения и развития русского языка как средства межнационального общения и языка своей нации, народности, как средст­ва сохранения и воспроизводства культуры своего народа;

принцип информационной защищенности. Суть этого принципа заключается в призна­нии прав человека на обеспечение защиты от тех видов информации, которые представля­ют опасность для его физического, нравст­венного и духовного здоровья.

Все названные принципы взаимосвязаны и реализуются в единой целостной системе всей совокупностью воспитательных средств.

Ресурсы

Педагогические кадры (педагоги, прошедшие обучение на проблемных курсах «Введение основ религиозной культуры и светской этики».



  1. Формы деятельности




  1. Материально – техническая база.

4. Финансовое Финансовое обеспечение программы в ходе ее реализации



Виды деятельности

Финансы

Источники доходов

Приобретение методической литературы, пособий для педагогов

6000руб

Фонд школы

Приобретение учебников и тетрадей для учащихся

25000 руб

Родительский фонд

Консультации со священнослужителями

благотворительность




Приобретение канцелярских товаров

2000 руб

спонсоры

Совместные мероприятия в рамках реализации программы, поощрения учащихся

10000руб


Спонсоры + родительский фонд

Организация экскурсий и походов

60000 руб

Родительский фонд, спонсоры

Оформление кабинета

25000 руб

Фонд школы, субвенции школы

Создание библиотечного фонда по духовно - нравственному воспитанию

50000 руб

Фонд школы, спонсоры

Итого

178 000 руб





Этапы реализации программы

Сроки

Наименование вида деятельности

Исполнители

I этап – подготовительный.

I полугодие 2010 – 2011г.

Инструктивное совещание на тему «Состояние духовно - нравственного воспитания в школе»

Заместитель директора по воспитательной работе (ЗДВР)

II полугодие 2010 – 2011г.

Изучение проблемы состояния духовно-нравственного воспитания учащихся в школе

Заместитель директора по воспитательной работе Заместитель директора по гражданско-патриотическому воспитанию (ЗДГПВ)

I полугодие 2011 – 2012г.

Изучение условий для выполнения программы «Духовно - нравственное воспитание»:

-изучение кадрового потенциала

-изучение нормативно-правового обеспечения,

-изучение научно-методической литературы по теме проекта, поиска путей исправления ситуации, признание своей ответственности



Администрация школы, ЗДВР, ЗДГПВ


I полугодие 2011 – 2012г.

Изучение материально-технической базы с целью создания комфортных условий для выполнения программы «Духовно - нравственное воспитание учащихся»

Администрация школы,

библиотекарь




II полугодие 2010 – 2011г.

Проведение диагностики среди родителей и учащихся с целью выявления потребности введения программы «Духовно – нравственное воспитание учащихся».

ЗДГПВ

I полугодие 2011 – 2012г.

Заседание школьного методического объединения классных руководителей в форме «круглого стола» по теме: «Патриотическое и духовно- нравственное воспитание школьников средствами учебно-воспитательного процесса». Оформление аналитических и статистических отчётов о состоянии духовно - нравственного воспитания

Заместители директора,

ШМО классных руководителей




I полугодие 2011 – 2012г.

Создание методических и технологических оснований для моделирования различных видов деятельности, направленных на выполнение программы «Духовно - нравственное воспитание учащихся» в образовательном учреждении, а так же на изменение всего уклада школы с пользой для педагогов, учащихся, родителей

Администрация школы,

Участники образовательного процесса



IIэтап – проектная деятельность.

2012г.

Организация работы в соответствии с содержанием программы «Духовно – нравственное воспитание учащихся»

Администрация школы,

Участники образовательного процесса



2012г.

Создание локальных актов и нормативных документов по духовно – нравственному воспитанию. Инструктивное совещание по теме: «Нормативно-правовое обеспечение учебно – воспитательного процесса по духовно – нравственному воспитанию школьников.

Директор

2012г.

Создание группы для осуществления контроля за комплексом мероприятий, нацеленных на формирование у учащихся духовно-нравственных качеств

Директор

2012г.

Расширение взаимодействия школы, родителей и общественности по вопросам духовно – нравственного воспитания.

ЗДВР, преподаватель курса «Основы православной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)

2012г.

Создание комплекса управленческих условий по формированию духовно-нравственной культуры.

Директор, заместители директора

2012г.

Разработка программы «Духовно – нравственное воспитание учащихся».

ЗДВР, преподаватель ОРКСЭ

2012г.

Заседание школьного методического объединения классных руководителей «патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников».

ЗДВР, преподаватель ОРКСЭ

2012г.

Укрепление материально-технической базы с целью создания условий для духовно - нравственного воспитания:

приобретение методической литературы, пособий для педагогов; приобретение учебников и тетрадей для учащихся; приобретение канцелярских товаров; оформление кабинета; создание библиотечного фонда по духовно - нравственному воспитанию.



Директор ОУ, библиотекарь

3 этап – практический

2011г. – 2015г.

1. Преподавание курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

2. Работа кружков, секций по духовно - нравственному воспитанию.

3. Внеклассные мероприятия по духовно - нравственному воспитанию.


ЗДВР, преподаватель ОРКСЭ, педагоги ОУ

Заключительный этап

2014 г

Анализ итогов работы образовательного учреждения по реализации программы «Духовно - нравственное воспитание учащихся» на основе экспериментальных и информационных данных




2014-2015г.

Информирование субъектов воспитательного процесса по вопросам духовно- нравственного воспитания

Директор,

заместители директора



2014-2015г.г.

Осуществление контроля за духовно - нравственным воспитанием школьников.

Организация дня регуляции и коррекции.

Организация социологических исследований, анкетирование учащихся и родителей по выявлению степени удовлетворенности заявленным требованиям, соответствующим духовно - нравственному воспитанию.

Анализ использования информационного обеспечения для духовно - нравственного воспитания.

Анализ организационно- педагогических, материально-технических и других условий, способствующих реализации программы «Духовно - нравственное воспитание учащихся».

Комплексный анализ.



Участники программы



Риски, предупреждения рисков

Риски

Предупреждения рисков

Низкая заинтересованность педагогов в работе по программе «Духовно - нравственное воспитание».

Моральное и материальное стимулирование.

Недостаточная компетентность педагогов в вопросах духовно - нравственного воспитания.

Изучение теории и практики по духовно - нравственному воспитанию. Освоение и внедрение педагогами новых методов, форм и технологий в учебно-воспитательный процесс.

Слабое использование технологий, создающих ситуацию успеха, радости, творчества, взаимовыручки, необходимых для духовно - нравственного воспитания.

Повышение профессионализма педагогов посредством курсов базового повышения квалификации, работы школьных методических объединений, творческих групп, участия в работе городских семинаров, конференций.

Недостаточное обеспечение научно-методической литературой.

Формирование и пополнение базы научно-методической литературы.

Низкий уровень духовно – нравственной культуры учащихся.

Повышение нравственной культуры учащихся посредством мероприятий, направленных на формирование нравственных качеств учащихся, уроков-дискуссий, тренингов, семинаров-практикумов, использования современных технологий духовно - нравственного воспитания.

Выполнение подпрограмм «Забота»; «Здоровье»;

привлечение детей к занятиям в воскресных школах, кружках, секциях, клубах по интересам.

Совместные мероприятия образовательной школы и воскресной им. А Невского при Православном Приходе храма Святых Апостолов Петра и Павла



Негативное влияние внешней среды.

Формирование у учащихся ключевых компетенций, направленных на развитие нравственных качеств посредством:

-чтения художественной литературы патриотического и духовно – нравственного содержания;

-выбора информации нравственного содержания из средств массовой информации;

-вовлечения учащихся в досуговую деятельность, формирующую духовно-нравственные качества (фестиваль «Новотроицкая весна», «Уральские соловушки», краеведческая конференция «Здесь мой край, здесь я живу», творческий конкурс «Красота Божьего Мира», «Ученик года», «Тропинками родного края», «Зеленая планета» и др.);

-межведомственной профилактической акции «Помоги ребёнку», операции «Подросток», «Внимание! Дети!»;

- вовлечения детей в кружки и секции.



Низкий уровень духовно – нравственной культуры родителей.

Повышение духовно – нравственной культуры родителей посредством:

- родительского всеобуча;

- привлечения родителей к проведению внеклассных мероприятий и конкурсов: «Папа, мама и я – спортивная семья»; слет «Туристят»; «День Матери»;

- поздравления ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы;

- посещения концертов, спектаклей;

- организации экскурсий в мусульманскую мечеть, православные храмы и иконописную мастерскую города Орска, поселок Саракташ;

- походы.


Недостаточное материально – техническое обеспечение, слабое финансирование

Привлечение спонсорской, шефской помощи, добровольного пожертвования родительской общественности для укрепления материально – технической базы и проведения мероприятий.

4. Ожидаемый результат и продукт программы




Ожидаемый результат программы

Продукт программы

Создание системы комплексного мониторинга по изучению состояния духовно – нравственного воспитания детей

Критериально-диагностический материал по отслеживанию, определению отклонений в поведении учащихся

Нормативно – правовое обеспечение духовно – нравственного воспитания в образовательном учреждении

Пакет нормативно-правовой базы ОУ:

1. Локальные акты (в соответствии с Концепцией духовно- нравственного воспитания российских школьников, Законом РФ «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст.9 «Образовательные программы»).

2. Соглашения и договоры о взаимодействии образовательного учреждения с социальными учреждениями города и местной религиозной организацией православным Приходом храма Святых Апостолов Петра и Павла города Новотроицка Оренбургской области.


Организация учебно-воспитательного процесса с позиции духовно - нравственного воспитания школьников

1.Работа кружков духовно-нравственной направленности (1-3 классы).

2. Занятия для учащихся 1 классов «Основы православной культуры» в рамках ФГОС.

3. Введение отдельных элементов духовно-нравственного воспитания программы в школьные курсы: истории, обществознания, окружающего мира.

4. Организация работы с учащимися с ориентацией их на общечеловеческие ценности: Отечество, Земля, Семья, Человек, Труд, Мир, Культура, Знания.

5. Организация семинаров и мастер-классов по вопросам духовно - нравственного воспитания для учителей школы.

6. Организация консультативной работы по вопросам духовно - нравственного воспитания с учащимися и их родителями.



Создание, разработка методических курсов по духовно - нравственному воспитанию.

Методические рекомендации по структуре уроков и внеклассных мероприятий; рекомендации по проведению валеологических, психофизических тренингов.

Организация занятости детей с целью снижения правонарушений, представляющих опасность для их жизни и здоровья

Карта занятости учащихся школы в кружках, секциях, клубах по интересам.

Профилактика вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики

1.Профилактические беседы.

2. Встречи со священнослужителями.

3.Акции «Молодежь Новотроицка против курения», «Спорт вместо наркотиков», «Родине – здоровое поколение».

4. Выполнение программы «Антитабак». 5. Конкурсы, фестивали по профилактике вредных привычек.

5. Оформление сменного уголка здоровья «В ХХI веке модно быть здоровым».

6.Детский референдум «Мое отношение к запрету курения».



Создание банка данных и учет детей, склонных к вредным привычкам.

Учет детей, посещающих Воскресную школу



Мониторинг учащихся по выявлению вредных привычек.

Диагностика, отражающая изменение в нравственном сознании учащихся.


5. Критерии эффективности



  1. Заинтересованность субъектов учебно-воспитательного процесса в вопросах духовно - нравственного воспитания по результатам анкетирования.

  2. Повышение квалификации учителей в вопросах духовно - нравственного воспитания.

  3. Сотрудничество и взаимодействие с церковью.

  4. Улучшение материально-технической базы по духовно - нравственному воспитанию.

  5. Системность мероприятий программы.

  6. Информированность о работе программы «Духовно-нравсвенное воспитание учащихся» - учителей, учащихся и их родителей через школьный сайт, родительский весобуч, педагогический совет.

  7. Увеличение количества учащихся, занятых в воскресных школах, кружках, секциях, клубах духовно-нравственной направленности.

6. Список литературы


  1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энцеклопедический словарь. М.: «ЭСМО», 2003.

  2. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д.. Основы духовно – нравственной культуры народов России. – М, : Баласс, 2011.

  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.Я., Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

  4. Духовно нравственная культура в школе. Учебно – методическое пособие под редакцией игумена Киприана (Ященко), М., Институт экспертизы образовательных программ и государственно – конфессиональных отношений, 2009.

  5. Кураев А.В.. Основы православной культуры. М., : Просвещение, 2011.

  6. Мартышин В. В традициях отечественной духовности. - Журнал. Воспитание школьников. №4, 2001.

  7. Нефедов, Геннадий, протоиерей. Основы христианской нравственности. – М.: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2008.

  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М.: - 1953.

  9. Погорелов С.Т. Духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе преподавания курса « Православная культура». Издательство Екатеринбургской епархии, 2011.

  10. Тростников В.Н. Основы православной культуры: Лекции. Часть 1 – 3 – Ульяновск: ОАО «ИПК «Ульяновский дом печати», 2009.

  11. Харисов Ф. Школа как центр культуры - духовной и физической. Журнал «Воспитание школьников». №6, 2000.

  12. Филиппов В. Духовно - нравственное воспитание в школе. Журнал «Воспитание школьников». №4, 2000



Глоссарий

Воспитаниепроцесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки её к производственной, общественной и культурной деятельности

Алкоголизмсистематическое, неумеренное употребление спиртных напитков в дозах, вызывающих алкогольное опьянение.

Духовность это внутренняя обращенность человека к высшим ценностям человеческой культуры.

Духовность личности идеал, достижение которого связано как с социальными возможностями, так и с собственными усилиями, индивидуальной жизненной позицией человека.

Духовно-нравственная среда - это носитель гуманистической информации, усиление организации ситуаций самовыражения, исповеди, благодарения, отработки навыков культурного поведения, конкретной помощи окружающим, младшим.

Духовная лексика - слова, содержащие духовные понятия, связанные с религиозной культурой и философией.

Добро и зло наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности.

Долг обязанности, которые необходимо вне зависимости от своих желаний.

Достоинство уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга, морали, защищать свою честь.

Искусство одна из форм общественного сознания, творческое отражение и воспроизведение действительности в художественных образах.

Культура это сумма (совокупность) результатов творческой деятельности людей.

Культура- это сокровищница результатов труда человечества, наиболее ценных, опробованных веками отношений людей к природе, к самим себе, к другим людям.

Культура - наше общее драгоценное и неделимое наследство: религия, язык, традиции, художественные произведения и умения их создавать.

Культура здоровьясовокупность элементов, оказывающих жизненно-значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в учебно-воспитательном процессе.

Милосердие готовность помочь другому человеку, не ожидая награды, и готовность простить того, кто поступил с тобой плохо.

Наркоманияобщее название болезней, проявляющихся влечением к постоянному приёму, в возрастающих количествах наркотических лекарственных средств и наркотических веществ, вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении приёма;

приводит к глубоким изменениям личности и другим расстройствам психики, а также нарушениям функций внутренних органов.



Нравственность – система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека.

Православная педагогика – направление педагогической мысли, имеющее предметом исследования духовно-нравственное становление личности. Православная педагогика имеет особые религиозные антропологические и гносеологические основы. Основные понятия педагогики – «воспитание», «образование», «обучение», «личность» - приобретают особый смысл в свете православной традиции.

Предмет православной педагогики – процесс обретения личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта.

Религия – мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога.

Религиозное понимание духовности – состояние близости души человека (его внутреннего мира) к Богу, стремление следовать его заповедям (законам).

Религиозная община – объединение людей одной религии, с общим учением о вере в Бога и общими правилами служения ему: молитвами, обрядами и священниками, которые их проводят.

Светское понимание духовности – стремление познавать мир, а не просто использовать его, бескорыстно заботиться о других людях, а не только о себе.

Стресс – напряжение, борьба организма за благоприятную для жизни среду.

Сознание – один из основных аспектов духовной жизни, соотнесенность субъекта переживания (Я) с внутренним или внешним предметом (предметное сознание), самоотнесенность его с собою (самосознание).

Совесть – способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному.

Смысл жизни – главная цель, к которой стремиться человек, ради которой он живет, совершает те или иные поступки.

Табакокурениевредная привычка, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака, оказывает отрицательное влияние на курильщиков и окружающих их лиц.

Толерантность – терпимость.

Традиция – это всегда обновляющаяся жизнь, передаваемая из поколения в поколение.

Традиции – мысли, обычаи, образ действий, унаследованные от предков.

Этика – философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность.

Человеческая душа – это мир чувственных переживаний, в котором нравственная направленность определяется сознанием человека.

Ценности – мысли и правила, образцы поведения, которые очень важны для человека и всего общества, помогают нам выбирать поступки и оценивать их. Общепризнанные ценности: добро, истина, польза, красота, справедливость, совесть, честь, жизнь, свобода.

Церковь – религиозная община христиан.



скачать


Смотрите также:
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся
282.43kb.
Программа «духовно-нравственное воспитание учащихся»
250.88kb.
Семинаре учителей истории «Духовно-нравственное воспитание в системе общего образования»
74.8kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
498.35kb.
Семинара «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся средствами внеурочной деятельности»
34.52kb.
Программа по направлению Духовно-нравственное воспитание учащихся моу каликинская сош
408.86kb.
«Нравственное воспитание школьников на основе национальных обычаев и традиций»
34.89kb.
Решетняк Елена Александровна, учитель истории мбоу «Малосалаирская сош» Духовно-нравственное воспитание на уроках истории
35.04kb.
Урок опк в 5 классах Цель. Духовно-нравственное воспитание учащихся
67.67kb.
«духовно-нравственное воспитание учащихся первой ступени на основе культурных традиций своего народа»
278.12kb.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
418.97kb.
«История русской математики»
79.32kb.