Главная стр 1
скачать
Пояснительная записка

Программа кружка по химии “Юный химик” предназначена для обучающихся 9-10-х классов. Кружок организован по принципу добровольности. В нем могут заниматься как сильные, так и слабые обучающиеся. Занятия рассчитаны на два года изучения для проведения 1 раза в неделю по 1 часу, всего 68 занятий.



Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа химического кружка направлена на углубление знаний обучающихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед обучающимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний, способствует интеллектуальному развитию школьников. Тематика кружка позволит стимулировать развитие познавательного интереса обучающихся, способствовать формированию умений работать со специальной литературой, приобретению навыков продуктивной работы в группах, развивать творческие способности школьников. Темы занятий нацеливают на овладение законами химии, на приобретение практических умений и навыков проведения химического анализа, способствуют формированию у учащихся научной картины мира.

Цели:

  • Развитие и дальнейшее формирование общенаучных,

экспериментальных и интеллектуальных умений.


  • Развитие творческих задатков и способностей.




  • Обеспечение ситуаций успеха.




  • Формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений.

  • Воспитание бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью.


Задачи кружка:

  • Углубить и расширить знания в области химии;

  • Развить познавательный интерес к химии, приобщить обучающихся самостоятельному поиску;

  • Развивать учебные умения обучающихся: умения работать с научной и справочной литературой, обобщать, систематизировать материал;




  •  Учить правильно оценивать экологическую обстановку, сформировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды;

  • Продолжить формирование навыков исследовательской деятельности;




  • Раскрыть перед обучающимися связи между химическими знаниями и повседневной жизнью человека;

  • Развить навыки выполнения химического эксперимента.

Содержание программы знакомит обучающихся с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный кружок не только существенно расширяет кругозор обучающихся, но и представляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к обучению. Занятия важно строить с опорой на знания курсов: экологии и биологии.

Содержание занятий подбиралось следующим образом:



  • интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);

  • использование самых разнообразных организационных форм;

  • акцент на практические виды деятельности;

  • отказ от обязательных домашних заданий;

  • обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.

Основные методы:

Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию.



Основные формы:

Лекции, беседы, семинары, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.



Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения обучающихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего

В том числе

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

1

Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком

4

2

1

1

2

Вода

3

1

1

1

3

Смеси в жизни человека

4

2

1

1

4

Поваренная соль

4

1

2

1

5

Химия пищи

12

3

2

7

6

Спички

3

1

1

1

7

Бумага

4

2

1

1

8

В мире красок и карандашей

4

2

1

1

9

Стекло

4

2

1

1

10

Керамика

4

2

1

1

11

Химия стирает, чистит и убирает

8

3

2

3

12

Химия – хозяйка домашней аптечки

4

2

1

1

13

Химия – помощница садовода

4

2

1

1

14

Химия и ювелирные украшения

4

2

1

1

15

Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии

2

_

1

1

16

Итого

68

27

18

23

Содержание программы

Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (4 ч).

Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.



Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.

Интернет – экскурсия в музей Д.И.Менделеева.



Тема 2. Вода (3 ч).

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.



Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.

Тема 3. Смеси в жизни человека (4 ч).

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.



Практическая работа № 3: Самодельные духи.

Тема 4. Поваренная соль (4 ч).

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.



Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.

Тема 5. Химия пищи (12 ч).

Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.



Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.

Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.

Практическая работа № 9: Определение содержания жиров в семенах растений.

Практическая работа № 10: Качественные реакции на присутствие углеводов.

Практическая работа № 11: Химические опыты с жевательной резинкой.

Тема 6. Спички (3ч).

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.



Практическая работа № 12: Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).

Интернет – экскурсия на спичечное производство.



Тема 7. Бумага (4ч).

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.



Практическая работа № 13: Изучение свойств различных видов бумаги.

Тема 8. В мире красок и карандашей (4 ч).

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.



Практическая работа № 14: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

Интернет – экскурсия в музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.



Тема 9. Стекло (4 ч).

История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.



Практическая работа № 15: Изучение физических свойств различных стекол.

Тема 10. Керамика (4 ч).

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.



Практическая работа № 16: Исследование физико-химических свойств глины.

Интернет – экскурсия на майоликовый завод в Гжель.



Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (8 ч).

Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.



Практическая работа № 17: Определение среды в мылах и шампунях.

Практическая работа № 18: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.

Практическая работа № 19: Выведение пятен с ткани.

Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (4 ч).

Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.



Практическая работа № 20: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.

Тема 13. Химия – помощница садовода (4 ч).

Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.



Практическая работа № 21: Изучение состава различных почв.

Тема 14. Химия и ювелирные украшения (4 ч).

Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.



Практическая работа № 22: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.

Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (2 ч).

Требования к усвоению учебного материала

В результате изучения программы кружка по химии обучающиеся должны расширить свои знания о:



  • составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;

  • нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;

  • составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;

  • составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;

  • видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;

  • видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;

  • видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;

  • составе стекла, видах стекол и способах их получения;

  • истории возникновения керамики и ее видов;

  • составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;

  • видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;

  • видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.

В результате изучения программы кружка по химии обучающиеся должны уметь:

  • применять методы качественного и количественного анализа;

  • самостоятельно осуществлять химические эксперименты;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;

  • составлять отчет о проделанном эксперименте.

Примерные темы для подготовки сообщений обучающимися

  1. Имеет ли вода память.

  2. Влажность воздуха и самочувствие человека.

  3. Физиологический раствор в медицинской практике.

  4. БАД. Минералы, необходимые человеку.

  5. Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.

  6. Продукты, старящие организм.

  7. Отравление препаратами бытовой химии.

  8. “Соляные бунты” в России.

  9. Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной.

  10. История бумажных денег.

  11. История спичек.

  12. Реставрация знаменитых картин.

  13. Стеклянные и керамические изделия в вашем доме (слайд-шоу).

  14. Поиск химических веществ - препаратов против СПИДа.

  15. Полимеры в медицине. Химические материалы для создания искусственных органов.

  16. Выращивание растений на питательных растворах.

  17. Проблемы выращивания экологически чистой сельхоз продукции.

  18. История ювелирных украшений: от древности до наших дней.


Литература

  1. Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.

  2. Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”. М.: “Высшая школа”, 1992 г.

  3. Петрянов И.В. “Самое необыкновенное вещество в мире”. М.: “Педагогика”, 1985 г.

  4. Скурихин И.М., Нечаев А.П. “Все о пище с точки зрения химика. Справочное издание”. М.: “Высшая школа”, 1991 г.

  5. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и на каждый день”. М.: “РЭТ”, 2001 г.

  6. Ольгин О.В. “Опыты без взрывов”. М.: “Химия”, 1986 г.

  7. Быстров Г.П. “Технология спичечного производства”. М.: “Гослесбумиздат”, 1981 г.

  8. Розен Б.Л. “Чудесный мир бумаги”. М.: “Химия”, 1991 г.

  9. Титова И.М. “Вещества и материалы в руках художника”. М.: “Мирос”, 1994 г.

  10. Сопова А.С. “Химия и лекарственные вещества”. М.: “Высшая школа”, 1982 г.

  11. Дудоров И.Г.“Общая технология силикатов”. М.: “Стройиздат”, 1987 г.

  12. Владимиров Л.И. “Всеобщая история”. М.: “Книга”, 1988 г.

скачать


Смотрите также:
Программа кружка по химии "Юный химик"
131.26kb.
Программа кружка «Юный конструктор»
144.14kb.
Пояснительная записка Программа предметного кружка «Юный журналист»
98.51kb.
Образовательная программа кружка «Юный информатик»
44.22kb.
Программа кружка «Юный экскурсовод»
55.8kb.
Вести из кружка «любителей химии»
93.11kb.
Образовательная программа исторического кружка «Юный историк»
221.55kb.
Программа кружка «Юный садовод»
113.37kb.
Военно-спортивного кружка дополнительного образования «юный армеец»
162.48kb.
Программа кружка «Юный эколог»
213.3kb.
Программа занятий кружка «Спортивный туризм»
70.83kb.
Программа кружка «Юный математик» для учащихся 8-9 классов
68.27kb.