Главная стр 1
скачать
Программа кружка

«Путь к слову»
Программа кружка «Путь к слову» рассчитана на два года (3-4 класс) по 1 занятию в неделю, общее количество учебных часов – 68.

Программа кружка составлена на основе авторской программы факультативного курса «Слово. Чувство. Образ.» (автор В.А.Синицын)



Цели программы:

  • содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества;

  • разбудить в детях речевую чуткость, языковую интуицию, формировать дар слова;

  • привить интерес к русскому языку как учебному предмету;

  • оживить, «очеловечить» учебный предмет, раскрыть секреты (механизм) этого оживления;

  • углубить программный материал по предмету, придать ему системный, комплексный характер;

  • пробудить у учащихся потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова и над своей речью, формировать способность к авторской письменной речи, сочинительству;

  • соблюдать преемственность между начальным и основным звеном школы.

Основные темы в содержании программы:

ЧЕЛОВЕК – ИСТОРИЯ – КУЛЬТУРА – ЯЗЫК.



Разделы (тематические блоки) программы:

Вводные занятия.

Общая тема «Язык – самое удивительное, что есть на свете!»



Основной курс.

«Слово устное и письменное».



  1. Что есть фонетика и графика.

  2. Путешествие в страну лексикологию.

  3. Слово под микроскопом (морфемика и словообразование).

  4. Забавные приключения в стране морфологии.

  5. Полезные советы Незнайке или как помочь самому себе стать Знайкой.

  6. Загадки синтаксиса и пунктуации.

  7. Познакомиться с текстом и его секретами. Зачем нужны стили речи?

Предполагаемые результаты:

  • развитие навыков свободного творческого сочинительства;

  • приобретение навыков работы по написанию разных способов сочинения: на заданную и свободную темы, с опорными словами и без них и др.;

  • создание журнала, книжек-малышек, словариков, отражающих результаты детского «словотворчества».

Варианты планируемых тем сочинений (в классе, дома):

Повествование, описание, рассуждение.

  1. Какое слово меня больше всего обижает и радует?

  2. В кого бы я превратился и почему?

  3. Если б ты был чудодей, что бы ты сделал для людей?

  4. Если бы ты был президентом страны, каким бы ты сделал свое правление?

  5. Какой бывает добрая душа?

  6. Интересный человек. Каким я его себе представляю?

  7. О чем рассказал мне сон?

  8. О чем чирикал воробей?

Рассказы из серии «Почемучка».

  1. Почему взрослые не играют в игрушки?

  2. Для чего нажимают на кнопки?

  3. Может ли плакать земля?

  4. Что такое лень и как от нее вылечиться?

  5. Кто сильнее – правда или кривда?

  6. Что есть красивое?

  7. Что вызывает улыбку?

  8. Что есть живое?

Планируемые циклы специальных предметно-тематических занятий

  1. Я и мое настроение. Ярмарка настроений.

  2. Так ли безобидна кнопка?

  3. Путешествие в страну доброты.

  4. Глядя на себя в зеркало…

  5. Путешествие в страну снов и сновидений.

  6. Цветы – любимому писателю.

ПРОГРАММА КРУЖКА

  1. Вводные занятия «Язык – самое удивительное, что есть на свете». (8 часов)

Темы занятий:

  1. Я и ты. Разрешите с вами познакомиться! Какого роду, племени? Твоя родословная (1 час)

Задача учителя – воспитывать память, заботу о прошлом, настоящем и будущем; пробудить приятные чувства к дальнейшему разговору-общению; настроить детей на дружеские, доверительные отношения.

  1. Откуда ты – имя? Как вас зовут, или тайна имени (1 час)

Задача учителя – познакомить обучающихся с происхождением некоторых антропонимов (имен и фамилий людей) и топонимов (местных географических названий.

Зачем человеку имя и фамилия? От слова к имени. От имени к фамилии. Фамилия и слова-прозвища. Фамилия и отчество. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов (имен, фамилий учащихся класса) и топонимов (местных географических названий).

3. Великий, могучий, волшебный язык! (2 часа)

Задача учителя – сообщить о целях, задачах кружка; пробудить интерес к познанию нового; в доступной форме раскрыть понятие о том, что язык – важнейшее средство общения; показать богатство и красоту родного языка.

Как появился язык? Язык мимики и жестов.

Язык – слово многозначное. Язык как средство общения, познания человеческой личности, друг и враг, история и память народа. «Нет ничего лучше языка» (доказательство Эзопа).

Русский язык среди других языков мира. Слово-понятие «язык» и «речь» (отличие). Богатство и выразительность русского языка. Родной язык в мудрых высказываниях, пословицах, поговорках.

Как учить язык? Страна Языкария, или правила пользования шуточными выражениями о языке. Как самому придумать язык? (игровая шутка)

По стране родного Языкознания. Путешествие – первое знакомство с основными разделами науки о языке (работа с занимательной таблицей).

4. Зачем говорить-то? Правила для говорящего и для слушающего (2 часа)

Задача учителя – дать более широкое представление о понятии «речь»; пробудить у детей потребность к самостоятельной работе над культурой своей речи, к познанию тайн родной речи.

Общее понятие о культуре речи. Основные качества хорошей речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Помощники речи в различных речевых ситуаций (интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи; мимика, жесты, поза).

Чтение и обсуждение стихотворения-шутки А. Барто «Сильное кино».

Культура речи в пословицах и поговорках, скороговорках, мудрых высказываниях.

Правила для говорящего и слушающего в занимательной таблице, или азбука вежливости (слова приветствия, благодарности, извинения). Задачи для речевого общения.

5. Слова – друзья и враги. Душа родного слова (2 часа)



Задача учителя – дать общее представление о слове как основной единице речи; привить начальный интерес, вкус к слову; дать представление о слове с нравственно-эстетической точки зрения.

Как появились первые слова? Слово и чувство, слово и образ (наше внутреннее и внешнее слово). Оттенки чувств и настроений в словах. Работа со «Словарем настроений».

Слова-заклинания (слово в устном народном творчестве). Слово как живое, одушевленное, очеловеченное. Характер и душа родного слова (слово-хамелеон).

Культура слова в пословицах и поговорках, мудрых высказываниях и занимательных историях Л.Н.Толстого. Занимательное в словах (игра со словом).



II. Основной курс «Слово устное и письменное».

Темы занятий:

1. Что есть Фонетика и Графика (10 часов)



Задача учителя – познакомить обучающихся с языком мимики и жестов, историей «изобретения» букв и возникновения письменности.

Мир без слов. Язык мимики и жестов (игра-драматизация). Путешествие в мир Фонетики и Графики. Как появились и зачем нужны звуки речи. Звук и буква.

Как обходились без письма? Пиктограмма. Трудности понимания письма без знания букв. Чтение и обсуждение избранных глав книги Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

Из истории «изобретения» букв. Как возникла наша письменность? Старославянская азбука и ее создатели. Живите св. Кирилла и Мефодия. Роль и значение современного русского алфавита. Звуки – смыслоразличители (тайна фонемы). Звуки – двойняшки (звонкие – глухие).

Изобразим звонкие и глухие звуки речи жестами. Есть ли душа у звуков и букв? Поэты о характере гласных и согласных букв. (К.Бальмонт «Гласные»). Каждый звук имеет свой цвет (звуковая цветопись). Слово и рифма.

Слог, слогоделение, словесное и логическое ударение. Живое слово ребенка в выразительном чтении.

Говори правильно!


  1. Путешествие в страну Лексикологию (16 часов)

Задача учителя – вооружить младших школьников основами знаний о лексике и фразеологии русского языка; познакомить с одной из основных единиц языка – словом, а также с фразеологизмом; показать, что слово и фразеологизм разными отношениями связаны с другими единицами языка; формировать учебно-языковые лексикологические и фразеологические умения, способствующие созданию предпосылок для успешной работы по орфографии и грамматике, по обогащению словарного запаса.

Что изучают Лексика и Лексикология? Слово – «одежда» мыслей. Сколько слов в русском языке? Лексическое значение слова. Слово одно, а значений много (многозначность русской лексики). Выполнение лексико-грамматических заданий (отыскание многозначных слов в толковых словарях). Прямое и переносное значение слова.

Понятие о тропе (метафора, метонимия, олицетворение, гипербола) как средстве художественной выразительности. Слова-эпитеты и слова-сравнения. С чем можно сравнить слово?

Творческая работа по составлению словарика «Слово и образ». Учимся выделять изобразительно-выразительные средства языка в тексте, определять их значение и назначение, использовать при создании текста в художественных текстах.

Двойники, но не братья, или понятие о словах-омонимах. Правило об омонимах стихах и жестах. Как отличить многозначные слова от омонимов. Учимся определять значения многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря. Занимательные лексические игры-задачи.

Очень близко, но не совсем, или понятие о словах-синонимах. Правило в стихах и жестах. О путях возникновения синонимов. Синонимический ряд. Упражнения по подбору синонимов, нахождению их в художественных текстах. Занимательные упражнения – загадки и шутки.

О словах – «врагах», или знакомство с антонимами. Правило в стихах. Особенности использования слов-антонимов в разговорной и художественной речи. Антонимы в пословицах и поговорках. Упражнения по подбору слов, выражающих противоположные понятия. Занимательные лексические игры.

Откуда пришло к нам слово? О происхождении русской лексики. Приметы и особенности исконно русских слов, старославянизмов, заимствованных слов.

Этимология как раздел языкознания о происхождении слова.

Слова активные и пассивные. Особенности использования общеупотребительной, диалектной, профессиональной лексики в устной и письменной речи. Почему «умирают» слова? (о словах-неологизмах). Поиск новых слов в художественной речи. Решение буквенных ребусов.

Фразеологические выражения, «крылатые слова» и особенности их появления и использования в устной и письменной речи.

Знакомство с историей возникновения фразеологизмов – библейских выражений: «глас вопиющего в пустыне», «соль земли», «храните как зеницу ока». Составление предложений с данными выражениями.

Учимся определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Лексические упражнения-игры. Итоговая творческая работа-исследование «Шуточные фразеологические выражения в моей речи и речи моих близких».

О словарном богатстве языка. О лингвистических и энциклопедических словарях. Умения и навыки работы с разными типами словарей: синонимов, омонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологическим, этимологическим, толковым.

Слова-термины раздела «Лексикология» соберем вместе и разместим в занимательной опорной таблице.

Как почувствовать вкус слова? Составляем элементы обобщающей таблицы – «напоминайки» «Путь к слову».



  1. Слово под микроскопом (Морфемика и Словообразование) (5 часов)

Задача учителя – дать младшим школьникам общее представление об особенностях русского словообразования, смысле и значениях морфем; показать логическую связь между словообразованием и произносительной культурой, словообразованием и правописанием (Орфографией).

Понятие о морфемах, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Правило в стихах и жестах. «Братья по крови», или о словах-родственниках. Какие морфемы делают слово эмоционально окрашенным?

Учимся находить и объяснять причины авторского использования эмоционально окрашенных слов в художественных текстах. Игры со словами.

Чтение – исследование книги А.Е. Смирнова «Сорок слов из простокваши». Итоговая творческая работа по словообразованию (рисование «волшебного дерева» слов).



  1. Забавные приключения в стране Морфологии (6 часов)

Задача учителя – дать младшим школьникам обще понятие о частях речи; показать обучающимся признаки сходства и различия самостоятельных и служебных частей речи; обратить особое внимание на закономерные связи Морфологии с Орфографией.

О грамматических классах слов, или что такое части речи. Зачем нужны грамматические значения у слова? Кое-что о характере самостоятельных и служебных слов, их роли в нашей речи. Занимательное правило в стихах о частях речи.

История о том, как служебная часть речи помогла выразить чувства (о словах-междометиях). Составление предложений с междометиями. Морфология в занимательных играх. Итоговое творческое задание (сочинение лингвистической сказки о словах-частях речи).


  1. Полезные советы Незнайке, или как помочь самому себе стать Знайкой (4 часа)

Задача учителя – в интересной, живой, увлекательной и доступной форме познакомить младших школьников с особенностями важнейшего раздела науки о языке – «Орфографии». Убедить обучающихся в необходимости постоянного совершенствования своего орфографического мастерства, формирования орфографической зоркости; познакомить с заповедями-правилами для Пишущего.

  1. Загадки Синтаксиса и Пунктуации (8 часов)

Задача учителя – в интересной, увлекательной и доступной форме ввести обучающихся в теорию речи через ознакомление с синтаксическими единицами языка; формировать различные способы работы с текстом; развивать творческую способность к созданию художественной образной речи.

Синтаксические единицы языка (словосочетание, предложение) – строительный материал речи. Понятия-правила в занимательных стихах и жестах. Предложения «маленькие» и «большие» (простые и сложные предложения). Сообщаем, восторгаемся, спрашиваем (типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске).

Функции главных и второстепенных членов предложения. Правила в стихах. Учимся редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложения.

Слова-обращения и вводные слова как выразители оттенков чувств и настроений. Учимся составлять предложения с обращениями, вводными словами. Правила в стихах.

Как записать то, о чем тебе сказали? О способах передачи чужой речи и ее оформлении на письме.

«Стражники» письменной речи, или зачем нужны знаки препинания? Правила в занимательных стихах и жестах. Что помогает «почувствовать» знак препинания?

«Географическое положение» знаков препинания. Чувства и настроения выражаем знаками препинания. Игры для занимательной пунктуации.


  1. Текст и его секреты. Зачем нужны стили речи? (10 часов)

Задача учителя – познакомить обучающихся с укрупненной синтаксической единицей – текстом и его композицией; раскрыть признаки текста и; научить распознавать тексты разные по типу и стилю.

Текст, как укрупненная синтаксическая единица. Признаки текста: наличие группы предложений, объединенных общим предметом речи (темой) и основной мыслью (идеей), развитие мысли от предложения к предложению, определяемая мыслью последовательность предложений, наличие заглавия как отражение его темы или основной мысли. Смысловое и структурное единство текста. Тема (широкая), микротема (узкая), основная мысль текста (идея). Где может «прятаться» основная мысль текста? Способы обнаружения идеи в художественных текстах (о смысловом сжатии текста).

Есть ли «входная дверь» у текста, или знакомство с заголовком. Зачем нужен эпиграф? Подбор цитат-эпиграфов к избранным темам сочинений.

Что такое план и как его составить? Деление текста на абзацы.

Повествую… Описываю… Рассуждаю…

Как определить тип текста? Два вида информации в тексте. Способы определения видов информации в тексте. Сочинительство текстов разных типов, их анализ и художественное оформление.

О композиции текста и ее основных элементах (завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Средства соединения предложений и частей в тексте.

Диалоговая речь.

Правила ведения диалога в пословицах и поговорках. Оформление диалогической речи на письме. Диалог-интервью и его специфические особенности. Игра-драматизация в интервью (конкурс). Коллективная и индивидуальная творческая работа по проведению интервью в стандартной (живое с живым) и нестандартной (живое с неживым) речевой ситуациях.

Диалоги и их нравственный смысл в сказке А.С.Экзюпери «Маленький принц». Придумывание диалогов на тему: «Маленькие разговоры, требующие больших размышлений».

Монологическая речь и ее особенности. Настроение, чувства, интуиция, фантазия Говорящего. Конкурс речей на заданную тему.

Ты должен знать: где, что, кому и как сказать! Речевая ситуация и ее признаки.

«Стиль» - слово многозначное! Понятие о стилях речи как разновидностях русского литературного языка. Правило в стихах. Стили речи (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный) и речевые ситуации. Знакомство с текстами разных стилей речи. Учимся определять стилистическую принадлежность текстов на основе схем речевых ситуаций, составлять текст в заданном стиле речи.

Занимательные игры к разделам «Синтаксис» и «Пунктуация».



Завершаем составление обобщающей таблицы «Путь к слову».

  1. Итоговая творческая работа. Составление рукописной книжечки «Мое словотворчество». (1 час)

скачать


Смотрите также:
Программа кружка «Путь к слову»
118.77kb.
Программа занятий кружка «Спортивный туризм»
70.83kb.
Ф. И. Абдулина Программа кружка
93.03kb.
Программа кружка «Судовое моделирование»
159.18kb.
Программа исторического кружка
91.68kb.
Программа эколого-биологической направленности. «Секретные материалы о твоем здоровье»
41.58kb.
Программа кружка «Волшебный завиток»
88.52kb.
Программа кружка. Храмова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре зато г. Снежногорск
131.21kb.
Программа кружка «Умелые руки»
124.9kb.
Программа кружка «Издательское дело. Пк»
71.3kb.
Пояснительная записка Программа кружка «Спортивные игры»
162.24kb.
Программа кружка «Исторический портрет» Программа разработана Сурель В. А., заместителем директора школы по умр
47.23kb.