Главная стр 1
скачать


Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение, детский сад №9 общеразвивающего вида «Березка»

Организация оздоровительной работы

с детьми дошкольного возраста

по формированию осанки

и профилактике плоскостопия.
Программа кружка.
Храмова Татьяна Васильевна,

инструктор по физической культуре

ЗАТО г. Снежногорск

Мурманской области
Автор – Храмова Татьяна Васильевна,

инструктор по физической культуре МДОУ детский сад №9 общеразвивающего вида «Березка».

Рецензенты – Кузнецова В.М.,

доцент кафедры МОИПКРО и К.

Стороженко Н.В.,

канд.мед.наук, ст.преподаватель кафедры МГПИ.

Клименко Е.И.,

методист по дошкольному образованию ГМК УО.

Компьютерный набор и верстка: Коваленко Т.В.,Басков М.В.

Программа содержит теоретические и практические материалы по организации работы кружка по формированию осанки и профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям и всем тем, кто интересуется данной проблемой.

1-е издание вышло в 2002 году. 2-е издание доработанно в 2005 году.



Пояснительная записка.

В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводиться правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи.

Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и вялой осанкой, так как эти заболевания взаимосвязаны.

Проблемой в организации коррекционной работы с детьми по формированию осанки и профилактике плоскостопия являлось то, что ежегодно проводимые в детском саду медицинские осмотры охватывали лишь детей старшего дошкольного возраста, когда занятия с детьми уже не имели эффективности.

Понятно, что предупредить дефекты осанки значительно легче, чем их лечить. Поэтому так важно правильно организовать комплексную работу по формированию осанки и профилактике плоскостопия уже на ранней стадии заболевания, привлекая к решению проблемы не только сотрудников ДОУ, но и родителей воспитанников.

Нарушения осанки имеют следующие разновидности: плоская спина, круглая спина, кругло-вогнутая спина, боковые искривления позвоночника (рис.1).



а б в рис.1

Приучая ребёнка правильно сидеть за столом, перед ним ставят такие требования: голову держать вертикально или слегка наклонить вперёд, плечи – симметрично в горизонтальной плоскости и параллельно краю стола; локти свободно размещаются на столе, туловище вертикально, ноги в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом, ступни полностью поставлены на пол. Спина должна касаться спинки стула. Расстояние от поверхности стола до глаз – не менее 30-35 см. Такая поза способствует формированию правильной осанки в статическом положении.

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции её нарушений являются занятия физическими упражнениями.



Плоскостопие – это деформация стопы, в результате которой понижается её свод. Плоскостопие бывает продольное (когда свод стопы понижается в направлении от пальцев к пяточной кости) и поперечное (свод стопы понижается в направлении от мизинца до большого пальца стопы через клиновидные, кубовидные и плюсневые кости) (рис.2.).

Основной признак продольного плоскостопия – отсутствие внутренней выемки стопы, поэтому пятка и вся стопа как бы лежат на внутреннем крае и отклоняются кнаружи.



В результате нарушается рессорная функция стопы, благодаря которой тело не испытывает толчков и сотрясений при ходьбе, беге и прыжках.

Краткая характеристика структуры программы.

Программа подготовлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Курс рассчитан на восемь месяцев.

Планирование работы и распределение коррекционного материала осуществляется по квартал. Занятия с детьми проводятся два раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий: старшая группа – 25 мин; средняя группа – 20 мин.; младшая группа – 15 мин.



Цель программы.

Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия с детьми дошкольного возраста в процессе коррекционно-оздоровительной работы.



Задачи программы:

1.Развивать силовую выносливость мышц и двигательные навыки, совершенствовать физические качества.

2.Расширять у детей представления и знания о здоровье, гигиене и теле человека.

3.Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью.



Основные направления коррекционной работы:

1. Первичная диагностика детей.

Медицинскими работниками детского сада в начале учебного года проводится первичная диагностика детей 2-х младших, средних и старших групп с целью выявления отклонений в физическом развитии (плоскостопия и вялой осанки) используя плантографический метод И.М. Чижина.



2.Формирование группы детей для коррекционных занятий.

3. Подбор упражнений для работы с детьми.



4.Сравнительная диагностика.

5. Мониторинг свода стопы у детей одной группы, занимавшихся в течение 3 лет.

6. Организация работы с родителями:

а) индивидуальные и групповые консультации 1 раз в месяц или по запросу родителей; в) семинары – практикумы для родителей.



План – график распределения

коррегирующих упражнений по формированию

навыка правильной осанки и профилактики плоскостопия для детей старшего дошкольного возраста.

I квартал

Задачи:

1.Дать детям представление о правильной осанке с показом наглядных пособий.

2.Формировать навык правильной осанки у вертикальной плоскости.

3.Познакомить детей с навыками правильной осанки в различных положениях.

4.Формировать навык правильной осанки в различных положениях и с различными движениями рук.

5.Дать детям представление о здоровой стопе, с показом наглядных пособий.

6.Развивать мелкие мышцы стопы.

Содержание материала



Сентябрь

недели


Октябрь

недели


Ноябрь

недели


1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Ходьба с различными заданиями

Бег


Упражнения на дыхание:

  1. «Гармошка»

  2. «Ныряние»

  3. «Большой и маленький»

«Часики»

«Петух»


«Семафор»

1. Проведение беседы «О гигиене тела».

2. Проведение беседы «О правильной осанке» с показом наглядных пособий

3. Проведение беседы «О здоровой стопе».



+ +
+ +


+ +
+ +

+ + + +
+ + + +

+ +
+ +

+ +


+ +

+ + + +
+ + + +


+ +


+ +

+ +


Упражнения у стены










1. И.п. – о.с. у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами, пятками.

1-2-поднять руки через стороны вверх. 5-6 раз в медленном темпе.



+ +

+ +




2. И.п. – о.с. у стены

1-2-подняться на носки, руки вперёд ладонями книзу.

5-6 раз в медленном темпе


+ +

+ +




3. И.п. – о.с. у стены

1-2- поднять правую ногу

согнутую в колене, руки в стороны ладонями книзу.

3-4-опустить правую ногу, руки вниз, тоже с другой ноги.

3-4 раза с каждой ноги


+ +

+ +




4. И.п. – о.с. у стены

1-2-шаг вперёд правой (левой)

3-4-и.п. 5-6 раз в медленном темпе


+ +

+ +




5. И.п. – о.с. у стены

1-4-два шага вперёд

5-8-вернуться с и.п.


+ +

+ +




6. И.п. стоять ноги врозь, руки на поясе, касаясь стены затылком, спиной, ягодицами и пятками.

1-2-наклон вправо

3-4-вернутся в и.п. повторить

3-4 раза в каждую сторону в медленном темпе.





+ +

+ +

7. И.п. – о.с. у стены.

1-2-присесть руки вверх, ладонями вперёд.

3-4-вернуться в и.п.

3-4 раза в медленном темпе.





+ +

+ +

8. И.п. – о.с. у стены

1-2-поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене и захватить руками голень

3-4-вернутся в и.п.

Повторить 3-4 раза в медленном темпе.






+ +

+ +

9. И.п. – о.с.

1-руки вверх, правую ногу назад на носок.

2-и.п.

3-левую ногу назад на носок, руки вверх.



4-и.п.-повторить 5-6 раз.



+ +

+ +


10. И.п. – то же, но выполнить с мешочком на голове.(5-6 раз, спина пр..)



+ +

+ +

11.И.п. -сидя на гимнастичес. скамейке с мешочком на коленях.

1-взять мешочек двумя руками за края.

2-мешочек вверх.

3-проверить правильное положение головы.

4-положить мешочек на голову. (3-4 раз)





+ +

+ +

12. И.п. – сидя на гимнастичес. скамейке, мешочек на голове.

1-руки к плечам.

2- руки вверх.

3-руки к плечам.

4-и.п. Повтор. 5-6 раз.





+ +

+ +

13. И.п. то же, мешочек на голове.1-руки вперёд.

2-встать с гимнастической скамейки.3-руки к плечам

4-вернуться и.п.( 5-6 раз.)





+ +

+ +

Лёжа на спине










1.Упражнение «Червячок» на самовытяжение под счёт (стопы на себя, пятками тянуться вниз, рукив верх – расслаб.).




+ +

+ +

2. И. п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища.

1-руки к плечам (вдох)

2-поднять голову, руки вперёд (выдох)

3-руки в стороны

4-и.п. Плечи, локти опустить и прижать. Повторить 5-6 раз.





+ +

+ +

3. И.п.- то же.

1-согнуть ноги в коленях

2-выпрямить под углом

3-согнуть ноги

4-и.п. Повторить 5-6 раз.





+ +

+ +

4. И.п.-то же.

1-согнуть ноги, руки перед грудью 2-выпрямить ноги, руки вверх

3-ноги врозь

4-и.п. Повторить 5-6 раз.






+ +

+ +

5. «Нажимаем на педаль»

И.п.- то же 1-руки перед грудью, ноги согнуты

2-руки за голову, разогнуть левую (правую)

3-руки перед грудью, ноги согнуты

4-и.п. Повторить 5-6 раз.








+ +

6. «Веточка». И.п.-то же (руки согнуты в локтях, ладони на грудь).

1-согнуть правую ногу

2-ногу выпрямить вверх

3-4-опустить правую ногу

Повторить 5-6 раз.








+ +

7. «Брёвнышко». И.п.- лёжа на спине, переход лёжа на животе

1-руки вверх

2-поворот на бок

3-поворот на живот

4-выполнить самовыравнивание,

положив лоб на руки, согнутые в локтях.









+ +

Лёжа на животе










1. «Полочка». И.п.- лёжа на животе.

1-руки под подбородком, «полочкой» 2-3-поднять голову, плечи, руки под подбородком, согнуты в

локтях

4-и.п. Повторить 5-6 раз.









+ + + +

2.«Ласточка». И.п.- лёжа на животе.

1-3-руки в стороны, поднять плечи, голову держать прямо

4-и.п. Повторить 5-6 раз.

Ноги от пола не отрывать.









+ + + +

3. «Пасть крокодила».

И.п.-то же, руки в стороны

(на полу).

Поочерёдное поднимание прямых ног. Повторить 4-5









+ + + +

4. И.п.-то же.

1-руки «Ласточка».

2-4-приподнять голову, плечи и одну ногу.

5-8-то же, приподнять другую ногу.

Ноги прямые. Повторить 5-6 раз.








+ + + +


Упражнения для профилак. и коррекции плоскостопия.










Массаж ног после физических упражнений:




+ + + +

+ + + +

1.Бег на носках в медленном темпе. 1-1,5 минуты.

+ +

+ + + +

+ + + +

2. Ходьба с выс. Подн. бедра (с сгибанием стопы).

+ +

+ +




3.И.п.-стоя ноги слегка расставлены, ступни параллельно, руки на поясе.(приподняться на носки и опус. на всю стоп)







+ +

4.И.п.- сидя на стуле, ноги прямые, руки свободные.

Сгибать и разгибать пальцы.






+ +

+ +

5. Поочерёдно потирать одной ногой другую.




+ +

+ +

6. Поочерёдно или одновременно поднимать носки ног вверх.







+ +


7. Разводить носки и пятки ног в стороны и соединять их.







+ +

8. Ходьба на наружных краях стоп. (2-5 минут)




+ +

+ +

9. Ходьба на носках. (1-3 мин.)




+ + + +

+ + + +

10. Ходьба на пятках

+

+ + ++

+ + + +

11.Постучать напряжёнными, согнутыми пальцами об пол.







+ +

Работа на тренажёрах:

Шипованых шариковых

нестандартных


+ +

+ + + +

+ + + +

Игры:

«Найди себе пару»

«Чей толчок сильнее»

«Стоя на одной ноге»

«Держим чашу с водой»

«Упал жучок»





















скачать


Смотрите также:
Программа кружка. Храмова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре зато г. Снежногорск
131.21kb.
Программа кружка для работы с детьми дошкольного возраста. Зато г. Снежногорск
574.16kb.
Конспект занятия по физической культуре Путешествие по «Радуге здоровья» (старшая группа) Инструктор по физической культуре
100.44kb.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
94.83kb.
Рабочая программа спортивного кружка
96.54kb.
Рабочая программа по физической культуре для 8 класса ( базовый уровень освоения программы ) по физической культуре для 9 класса
225.68kb.
Программа по физической культуре «Система»/Л. М. Пустынникова, Пермь, 2003. Региональная программа по физической культуре «Будь здоров, малыш»
110.27kb.
Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов разработана на основе Примерной программы начального общего образования по физической культуре
154.01kb.
Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов разработана на основе Примерной программы начального общего образования по физической культуре
154.01kb.
Программа по физической культуре
715.14kb.
Рабочая программа по физической культуре 8 класс
735.13kb.
Рабочая программа по физической культуре 6 класс
582.64kb.