Главная стр 1
скачать
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Станция юных техников


Программа кружка

«Юный конструктор»

Для детей с 10 лет
Рассчитана на 2 года обучения

Автор: Зам. директора по УВР

Блинов Ярослав Геннадьевич

Утверждена педсоветом МОУ ДОД СЮТ

протокол № от « » 2007г.

председатель педагогического совета

директор МОУ ДОД СЮТ

_________________________

А.М. Демин

г. Арзамас

2007 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Целью работы кружка «Юный конструктор» является развитие технических интересов и технического творчества детей

Учебный план кружка построен на основе типовой программы кружка «Юный конструктор» (автор М.А. Галагузова), рекомендованной Управлением внеклассной и внешкольной воспитательной работы и Управлением трудовой и профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР, Москва, Просвещение, 1988г. В кружке занимаются дети с 10 лет, программа рассчитана на 2 года обучения. Кружок «Юный конструктор» относится к кружкам научно-технической направленности. Учебный план кружка дополнен разделами «Простейшие модели транспортной техники», «Действующие модели», «Простейшие электрофицированные модели» из программы кружка НТМ второго года обучения (автор А.П.Журавлева).

Занятия в кружке «Юный конструктор» предусматривают вне­урочную работу с детьми по изготовлению макетов и моделей технических объектов из наборов готовых де­талей. Работая с наборами готовых деталей, школьники получают возможность в более корот­кий срок изготовить модель, т. е. не затрачивая время на изго­товление отдельных деталей.

Настоящая программа соответствует программе по тру­довому обучению (технический труд), где предусматривается рас­ширение политехнического кругозора учащихся, развитие их прост­ранственного мышления, совершенствование графической подготовки учащихся младших классов и формирование устойчивого интереса к конструкторско-технологической деятельности.

Основная задача работы кружка — закреплять, углублять и рас­ширять знания, полученные на уроках, развивать конструкторские и технологические способности учащихся младших классов, твор­ческое мышление, самостоятельность и смекалку в практической работе. Кружковые занятия не дублируют урок, а являются его логическим продолжением.
Результат освоения учебного плана:


  • умение совершенствовать готовые изделия;

  • расширение технического кругозора;

  • развитие креативного мышления;

  • участие в выставках, олимпиадах, фестивалях.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-го года обучения


Тема

Количество часов

всего

на теоретические

занятия


на

практические

занятия


1. Организационное занятие. Техника безопасности и правила поведения в учебных лабораториях СЮТ.

4

2

2

2. Первоначальные понятия о конструкторско-технологической деятельности

28

8

20


3. Графическая подготовка в конструкторско-технологической деятельности

младших школьников



26


8


18


4. Начальные основы конструирования из

наборов готовых деталей



26

8

18

5. Соединение готовых деталей путем опоры друг на друга

22

2

20


6. Сборка макетов и моделей из наборов

готовых деталей при помощи выступов

и выемов


34


14


20


7. Промежуточный контроль

4

2

2

итого

144

44

100

Исполнитель: _____________ зам. директора по УВР Блинов Я.Г.




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-го года обучения


Тема

Количество часов

всего

на теоретические

занятия


на

практические

занятия


1 . Организационное занятие. Техника безопасности и правила поведения в учебных лабораториях СЮТ.

2

1

1

2. Сборка макетов и моделей технических

объектов при помощи крепежных деталей. Игры и соревнования



34


8


26


3. Сборка макетов и моделей из наборов

готовых деталей путем склеивания


22

4

18


4. Сборка макетов и моделей из полуфабрикатов различных материалов (наборы «Посылка»)

28

6

22


5. Изготовление моделей из готовых набо­ров для электромонтажных работ и электромеханических конструкторов.

Игры и соревнования



34


8


26


6. Экскурсии


20

20

-

7. Итоговый контроль

4

2

2

итого

144

49

95

Исполнитель: _____________ зам. директора по УВР Блинов Я.Г.


ПРОГРАММА 1-го года обучения


  1. Организационное занятие

Порядок, задачи и план работы кружка. Демонстрация моделей, изготовленных кружковцами в прошлом году.

Практическая работа. Изготовление изделий из наборов готовых деталей на свободную тему (с целью ознакомления с умениями и навыками учащихся).
2. Первоначальные понятия о конструкторско-технологической

деятельности
Элементарные понятия о работе конструкторов и конструктор­ских бюро, Общее представление о процессе создания машин (основные этапы проектирования и производства). Элементарное понятие о конструировании (планировать, проектировать, прет­воряя свой замысел в изделии). Элементы профессионального конструирования, которые входят в конструкторско-технологическую деятельность школьников (обдумывание, осмысление идеи, создание мысленного образа с попыткой выбрать метод конструирования, определить последовательность изготовления изделия, подбор ин­струментов и т. д.). Основные условия конструкторской разработки по заданию (назначение изделия, условия использования и работы изделия, размеры, эксплуатационные требования и т. д.). Техни­ческое моделирование как один из видов конструкторско-технологи­ческой деятельности школьников.

Практическая работа. Изготовление простейших ма­кетов и моделей технических объектов из наборов готовых деталей (по образцам) с попыткой самостоятельного планирования пред­стоящих действий.




  1. Графическая подготовка в конструкторско-технологической деятельности младших школьников

Линии чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, осевая, или центровая линия, сплошная тонкая (размерная, вспомогательная) линия. Условные обозначения диаметра, радиуса. Первоначальные понятия о техническом рисун­ке, чертеже, эскизе. Различия этих графических изображений. Со­вершенствование знаний о масштабе. Порядок чтения и составле­ния эскиза плоской детали. Правила и порядок чтения изображений объемных деталей (наглядного изображения). Первоначальные по­нятия о простейшем сборочном чертеже, состоящем из двух-трех деталей. Совершенствование умений в чтении и составлении прос­тейших электрических схем.

Практическая работа. Изготовление (из наборов гото­вых деталей) макетов и моделей технических изделий (по техничес­кому рисунку) с попыткой самостоятельного планирования пред­стоящих действий. Чтение технических рисунков в альбомах и журналах. Чтение и составление простейших электросхем (с одним потребителем). Изготовление изделий из готовых деталей с приме­нением электричества (фары, звонок и др.).


  1. Начальные основы конструирования из наборов готовых деталей

Элементы простейших машин, механизмов, сборочных единиц, деталей. Простейшие конструктивные элементы детали (выступ, выем, отверстие), их назначение и графическое изображение на ви­димой и невидимой частях объекта. Первоначальные понятия о машинах и механизмах. Различие между ними. Основные элемен­ты механизмов и их взаимодействие. Первоначальные понятия о стандарте и стандартных деталях (на примере набора кон­структора).

Различные способы соединения деталей. Разъемные и неразъем­ные соединения. Правила и приемы монтажа изделий из наборов конструктора.

Практическая работа. Сборка моделей машин, меха-низмов и других технических устройств и сооружений из наборов готовых деталей (по собственному замыслу) с попыткой самостоя­тельного планирования предстоящих действий. Дополнение моде­лей, собранных из готовых деталей, самодельными элементами (например, картонным кузовом). Изготовление простейших электри­фицированных моделей и игрушек.




  1. Соединение готовых деталей путем опоры друг на друга

Экскурсия по ознакомлению с техническими объектами, устройствами, приспособлениями (подъемный кран, лебедка, лест­ница и др.) и архитектурными сооружениями, постройками (мост, башня, колодец и др.). Анализ конструкций, отдельных частей, роль опоры и необходимые условия для этого. Правила безопасной работы. Элементы предварительного планирования предстоящей работы с попыткой отбора нужного количества деталей разного назначения для постройки конкретного объекта.

Практическая работа. Создание макетов технических объектов, устройств, архитектурных сооружений и других различ­ных построек из наборов готовых деревянных или пластмассовых деталей типа «Строитель», где детали между собой соединяются путем складывания и опоры друг на друга (например, такие на­боры, как кубики, «Строитель», «Пристань», «Космодром» и др.).

Работа с набором по образцу, по техническому рисунку и собственному замыслу.

Игры и соревнования.


  1. Сборка макетов и моделей из наборов готовых деталей при помощи выступов и выемов

Экскурсия на стройку, улицы города и села, производство, в мебельный магазин, на птицефабрику и т. д. по ознакомлению с техническими объектами, устройствами и приспособлениями; элементарные сведения о конструкции технических объектов и их частей, а также об архитектурных сооружениях и постройках (подъемный кран, бульдозер, лебедка, лестница, мост, башня и др.).

Ознакомление с различными видами соединений. Соединение готовых деталей при помощи штырей и отверстий соответствую­щей формы. Основной принцип такой сборки (наложение одной детали на другую так, чтобы штырь вошел в отверстие). Соедине­ние двух состыкованных деталей при помощи третьей наложенной сверху или снизу и т. д. Соединение при помощи шипов, вы­емов, щелей, отверстий, соединительных муфт и других соеди­нительных деталей. Правила безопасной работы.

Практическая работа. Создание макетов и моделей технических объектов, архитектурных сооружений и игрушек из наборов готовых деталей (деревянных и пластмассовых) типа «Стро­итель», штыревой конструктор, конструктор «Космос» и др. Из­готовление таких объектов, как дома, мосты, краны, мельницы, тракторы, транспортные машины, тягач с ракетой, орбитальная станция, космический комплекс «Луна — Земля» и др.

Игры и соревнования с моделями.


  1. Промежуточный контроль.

Проверка знаний обучающихся полученных на первом году обучения.
ПРОГРАММА 2-го года обучения


  1. Организационное занятие

Порядок, задачи и план работы кружка. Обобщение опыта полученного в прошлом году.

Практическая работа. Изготовление изделий из наборов готовых деталей на свободную тему (с целью повторения пройденного материала).
2. Сборка макетов и моделей технических объектов при помощи

крепежных деталей
Название и назначение инструментов и деталей в наборах. Правила и приемы пользования монтажным инструментом (отверт­ка, гаечный ключ) при монтаже и демонтаже. Закрепление понятий о стандарте и стандартных деталях (на примере набора «Конструктор»). Первоначальные понятия об унифицированных деталях (рациональное сокращение числа типов деталей одного назначения). Виды и типы деталей (крепежные детали вращения, прокатные профили и др.). Названия и назначение входящих в наборы де­талей. Способы и приемы соединения деталей (монтаж, демонтаж). Виды соединений (подвижные, неподвижные). Правила безопасной работы с монтажным инструментом. Элементы предварительного планирования с попыткой отбора нужного количества деталей раз­ного назначения для создания данного объекта. Машина, механизм, сборочная единица, деталь. Работа по образцу, по техническому рисунку, словесному описанию и собственному замыслу. Установка подвижных колес. Установка резиномоторов и электродвигателей. Освещение на моделях.

Практическая работа. Изготовление транспортных, сельскохозяйственных, строительно-дорожных машин различных ус­тройств и приспособлений из пластмассовых и металлических на­боров готовых деталей — таких, как «Конструктор-механик» № 1, 2, 3, «Юность» № 1,2, 3, «Металлический конструктор» № 1,2, 3, «Конструктор» № 4, 5, 6, «Школьник», «Строительно-дорожные машины», «Сельскохозяйственные машины», «Автоконструктор» и др.




  1. Сборка макетов и моделей из наборов готовых деталей путем склеивания

Экскурсия на производство, стройплощадки, в мастерские и т. д. для ознакомления школьников с содержанием труда взрослых, с производственной техникой, технологическими процессами. Скле­ивание — неразъемное соединение. Способы и приемы сборки макетов и моделей путем склеивания. Зачистка швов. Виды ху­дожественного оформления. Маркировка. Безопасность работы.

Практическая работа. Работа с наборами готовых де­талей из пластмассы. Изготовление макетов и моделей (путем склеивания готовых деталей) технических объектов и игрушек по чертежам и техническим рисункам (танки, самолеты и вертолеты различных видов, лодки, яхты, пароходы, орбитальные станции, лунная станция, космический корабль, заправщик топлива и др.).
4. Сборка макетов и моделей из полуфабрикатов различных материалов (наборы «Посылка»)
Углубление знаний о свойствах различных материалов и их использование. Природные и искусственные материалы. Матери­алы-изоляторы, материалы-проводники.

Расширение знаний о рабочих инструментах и приспособле­ниях в быту и на производстве: об основных ручных инструментах в сравнении с аналогичными по назначению машинами (молоток — электрический молот, дрель — сверлильный станок, напильники — токарный и шлифовальный станки и т. д.). Профессии людей, рабо­тающих этими инструментами (на этих машинах).

Первоначальные понятия о машинах-двигателях в машинах-орудиях и их назначении. Машины-двигатели, использующие энергию воды, ветра, топлива, солнца, а также электрическую энергию. Машины-орудия (обрабатывающие, транспортные, грузо­подъемные и т. п.). Основные механизмы машины: двигатели передающий и исполняющий. Их назначение и взаимодействие.

Углубление понятий о технологических процессах в быту и на производстве. Способы разметки, изготовления выкроек, раз­верток (простой формы), шаблонов и приемы работы с ними. Беседы о безопасной работе. Планирование предстоящих действий.

Практическая работа. Разбор и чтение технических рисунков, простейших чертежей, схем и спецификаций, которые приложены к наборам «Посылка». Изготовление моделей различных видов самолетов, морских и речных судов, яхт, лодок, автомо­билей и др. Игры и соревнования с моделями.
5. Изготовление моделей из готовых наборов для электромонтажных работ и электромеханических конструкторов.

Игры и соревнования
Понятие об электрическом токе и электрической цепи (источники и потребитель электрического тока, соединенные между собой проводами). Правила составления электрических цепей. Понятие о проводниках и изоляторах, способы их соединения. Выключа­тели, переключатели, их назначение. Применение лампочек для карманного фонаря. Способы изготовления простейших патронов для лампочек и выключателей. Условные обозначения электрической цепи. Составление и чтение схем электрической цепи. Безопасность работы.

Практическая работа. Изготовление простейших дейст­вующих электрифицированных моделей, машин, механизмов и техни-ческих устройств из наборов для электромонтажных работ и конструкторов «Юный электрик», «Электрик», «Электромеха­нический конструктор» № 1, 2 и др. (насос, ветряной двигатель, сверлильный станок, подъемный кран, радиолокатор, роторный экскаватор и др.). Изготовление электрифицированных игрушек с приводом и дистанционным управлением. Составление простейших радиосхем из наборов «Электронные кубики».

Игры и соревнования с моделями.

6. Экскурсии

Возможные объекты: школьные мастерские, учебно-производст­венные комбинаты, станции юных техников, предприятия легкой промышленности, строительные площадки, базы «Сельхозтехники», ремонтные мастерские и т. д.


7. Итоговый контроль

Проверка знаний обучающихся полученных на втором году обучения.


Список литературы.
1. Внеклассная работа по труду / Сост. А. М. Гукасова.— М.: Просвещение, 1981.

2.Гульянц Э. К. Учите детей мастерить.— М.: Просвещение, 1984.

3. Гукасова А.М. Элементы технического моделирования: Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение, 1983. – Вып. 5

4. Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителей нач. классов по внеклассной работе.— М.: Просвещение, 1985.

5. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1982

6. Альтов С.Г. И тут появился изобретатель. – М.: Детская литература, 1984г.



7. Китаев И.Г. Юный моделист конструктор сельскохозяйственных машин и тракторов. – М.: Просвещение, 1977г.
скачать


Смотрите также:
Программа кружка «Юный конструктор»
144.14kb.
Пояснительная записка Программа предметного кружка «Юный журналист»
98.51kb.
Программа кружка по химии "Юный химик"
131.26kb.
Образовательная программа кружка «Юный информатик»
44.22kb.
Программа кружка «Юный экскурсовод»
55.8kb.
Образовательная программа исторического кружка «Юный историк»
221.55kb.
Программа кружка «Юный садовод»
113.37kb.
Военно-спортивного кружка дополнительного образования «юный армеец»
162.48kb.
Программа кружка «Юный эколог»
213.3kb.
Программа занятий кружка «Спортивный туризм»
70.83kb.
Программа кружка «Юный математик» для учащихся 8-9 классов
68.27kb.
Программа кружка «юный журналист»
195.31kb.