Главная стр 1стр 2стр 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тематическое планирование разработано на основе:

– обязательного минимума содержания исторического образования;

– федерального базового учебного плана;

– учебно-методического комплекта: Бойцов М. А., Петрова Н. Т. Программа курса «История средних веков: Европа и остальной мир». – ТИД «Русское слово», 2002; Бойцов М. А., Шукуров Р. М. История средних веков: Европа и остальной мир: учебник для 6 класса основной школы. – М.: ООО ТИД «Русское слово», 2004; Петрова Н. Т. История средних веков; Европа и остальной мир. 6 класс: книга для учителя. – М.: ТИД «Русское слово», 2002; Сборник нормативных документов. История / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.


В соответствии с Федеральным компонентом учебного плана общеобразовательных учреждений России на изучение истории средних веков (до XV в. включительно) в 6 классе отводится 2 учебных часа в неделю.
Общее количество часов – 28.


п/п


Элементы ОМСО, изучаемые на уроке

Требования к уровню подготовки учеников в объеме ОМСО

Основные понятия, термины, темы

Измерители (образцы заданий), позволяющие проверять выполнение требований

Повышенный уровень изучения материала

(полное содержание программы)



Требования к повышенному уровню подготовки

Измерители (образцы заданий), позволяющие проверить выполнение требований

Оборудо-вание

Домашнее задание

(* – задание повышенной сложности)



Дата проведения по плану

Фактически проведено

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (8 ч)

Тема 1. Византийская империя (2 ч)













У р о к 1. Второй Рим (1 ч)

1

Век Византиии

Знать:

– причины распада Римской империи и укрепление ее восточной части;

– особенности общества Византии;

– характерные черты императорской власти.

Уметь:

– работать с



контурной картой;

– составлять характеристику с опорой на текст



• Приход

• миряне


• епископ

•архиепископ

• митрополит

• патриарх

• Ромейская империя

• автократ

• ойкумен

• василевс

• сенат


Задания:

–определить хронологические рамки истории развития Византийской империи;

– на карте показать, нанести на
контурную карту местоположение столицы Византии – Константинополя.

Тестовые задания с выбором ответа; заполнение пропусков в тексте.

Задание с опорой на текст § 1: составить характеристику императора


Основание новой столицы – Константинополя.

Особенности развития Византийской империи.

Взаимоотношения христианской церкви и императорской власти


Знать:

– систему управления Византийской империи;

– особенности развития Византии.

Уметь:


– устанавливать причинно-след-ственные связи распада Римской империи;

– объяснять, почему Византия устояла под натиском варваров и просуществовала более тысячи лет;

– характеризовать императорскую власть в


Задания:

– подготовить сообщение об императоре Юстиниане;

– проанализировать взаимоотношения императорской власти и христианской церкви;

– составить схему «Церковная иерархия в Византии»;

– работа с историческими документами


Карты «Восточная Римская (Византийская империя и славяне в VI–XI вв.»,

«Византийская империя


в VI–
XI вв.» Схема «Византия в VI–

XI вв.»


§ 1, в. 2, 4. * Работа с документами, в. 1, 3.

Знать новые понятия, термины и даты.

* Подготовить сообщение

«Внутренняя политика императора Юстиниана», «Внешняя политика


















У р о к 2. Век Византии (1 ч)

2

Византийская империя

Знать:

– особенности отношений Византии с соседними с ней странами.

Уметь:

– описывать



крупные города Византийской империи;

– показывать на карте Великий шелковый путь, территории, входившие в состав Византии в IV–VII вв.




• Базилика

• неф


• алтарь

• мозаика

• церковный собор

• патриарх

• трансепт

• крестово-купольный храм

• монастырь


Задания:

– работать с картой:

– показать на карте и нанести на контурную карту территории, входившие в состав Византии в IV, V;

VI вв.;


–территорию Византии в VII в.;

– нанести на контурную карту Великий шелковый путь;




Иконоборчество и иконопочитание.

Христианские храмы: устройство, символика.

Византийская торговля. Великий шелковый путь. Города Византии.

Взаимоотношения Византии с другими странами.




Знать:

– причины крушения городов Византии, выделять в их развитии общее и особенное;

– систему управления Византийской империи;

– причины сохранения эллинства в Византийской империи;

– особенности взаимоотношения Византии с другими странами.

Уметь:


– сравнивать разные точки зрения византийских историков по вопросу о внешней и внутренней политике Юстиниана;

– находить основные отличия иконы от картин



Задания:

– сравнить города Константинополь и Александрию;

– подготовить сообщения «Византийские храмы»
(1–2 на выбор);

«Византийские иконы» (1–2 на выбор);

– составить маршруты экскурсий по Константинополю (см. задание в учебнике на с. 32)


Карты «Византийская империя в VI– XI вв.»,

«Восточная Римская


(Византийская) империя и

славяне
в VI–XI вв.».

Схемы

устройства Византийской империи;




§ 2, в. 1. Знать термины, понятия, даты.

* В. 2, 3, работа с докумен

тами. Подготовить сообщения «Императрица Феодора. Собор святой Софии в Константинополе.










Тема 2. Великое переселение народов. Мир ислама (3 ч)







У р о к 3. Завоеватели-германцы (1 ч)







3

Великое переселение народов

Знать:

– периоды расселения варваров на различные территории Римской империи;

– причины вторжения варварских племен на


• Великое

переселение народов

• варвары

• гунны


• вестготы

• франки


• саксы

• англы


• юты

Задания:

– определить периоды расселения варваров на различные территории;

– работа с контурной картой;

– нанести на контурную карту области расселе-



Германские племена. Вторжение в Европу кочевых племен аланов, сарматов, гуннов. Падение Западной

Римской империи и образование



Уметь:

– установить взаимосвязь между

названиями раннефеодальных государств с названиями племен, от которых они были

образованы;

– сравнивать образ жизни


Задания:

– составить таблицу «Периоды расселения варварских племен на территории Римской империи»;

– выявить причины вторжения варварских племен на территорию


Карты «Европа в V–VII вв.»,

«Народы и их передвижения в Европе в IV–VII вв.»



§ 3, в. 1, 2.

* Работа с документами;

подготовить сообщение

«Послед-ний пророк –



















территорию Римской империи;

– причины распада Западной Римской империи.

Уметь:

– показывать на карте области расселения варваров;



– описывать образ жизни, основные занятия древних германцев

• лангобарды

• соседская община

• родовая община


ния варварских племен на территории римской империи;

– описывать образ жизни древних германцев.

Тестовые задания: выбор готового ответа; опознание; заполнение пропусков в тексте


Варварских королевств

германских, кельтских, славянских племен;

– выявлять общее и особенное;

– сравнивать образ жизни германских, кельтских, славянских племен, выявлять общее и особенное;

– работать с историческими документами;

– выполнять тестовые задания на установление соответствия; исключение лишнего

Знать:


– причины вторжения варварских племен на территорию Римской империи;

– вывод, что завоевания германцев положили начало формированию соседней общины



Римской империи;

– сравнить образ жизни варварских племен.

Задание с опорой на исторические документы.

Подготовить сообщение о взглядах на древних германцев разных историков





Мухаммад».

* Опережающее задание:

сравнить

обязанности христиан и мусульман











У р о к 4. Рождение новой силы (1 ч)







4

Племена

Аравийского полуострова.

Арабы.

Возникновение ислама.



Мухаммад

Знать:

– особенности природы Аравийского полуострова;

– образ жизни, занятия его населения;

– историю возникновения ислама;

– о роли пророка Мухаммада в становлении и формировании религии.

Уметь:


– работать с картой;

– выполнять тестовые задания



• Коран

• ислам


• хиджра

• Кааба


• мусульманин

• хадж


• мечеть

• минарет

• мулла

• медресе



Задания:

– описать образ жизни, быт и занятия арабов, основные положения ислама.

Тестовое задание
с выбором ответа, опознание, заполнение пропусков. Работа с картой: найти на карте и нанести на контурные карты родину арабов – Аравийский полуостров


Аравийский полуостров: арабские племена, их образ жизни, основные занятия. Зарождение новой религии – ислам.

Пророк Му-хаммад. Основные положения ислама



Знать:

– как природное и географическое положение Аравии повлияло на занятия ее населения;

–основы вероучения ислама и обязанности мусульман.

Уметь:


– показывать на карте Аравийский полуостров;

– границы Арабского халифата в период его могущества и упадка;

– раскрывать систему правления в халифате;

– объяснять объ-единительную роль ислама;

– выполнять тестовые задания на сравнение,


Задания:

– показать на карте, нанести на контурную карту государства, которые были соседями арабов к началу VII в. (Византия, Франкское государство, Хазарское царство);

– дать характеристику основных занятий арабов,

– выявить основные ценности и положения ислама;

– установить объ-единяющую роль ислама в процессе возникновения государства мусульман Арабского халифата;

– сравнить основные обязанности христиан и мусульман



Карта

«Арабский халифат в VII–XI вв.»



§ 4, в. 1, 4; * в. 2, 3, 5. Работа с документами. Подготовить сообщение об основных достижениях в науке, образовании, литературе, искусстве стран Арабского халифата









У р о к 5. Мир ислама (1 ч)







5

Арабские завоевания

Знать:

– основные завоевания арабов;

– особенности развития культуры в странах Арабского халифата;

Уметь:


– показывать на карте территорию Арабского халифата;

– называть причины военных успехов арабов; – определять причины распада Арабского халифата;



• Халиф

• халифат

• эмир

• эмират


• джихад

• каллиграфия



Задания:

– показать на карте;

– нанести на контурную карту направления завоевательных походов арабов;

– территории, которые были завоеваны арабами;

– территорию Арабского халифата в период его наивысшего могущества.

Задание с опорой на текст § 5: выяснить причины распада Арабского халифата



Завоевания

арабов.


Образование

государства

мусульман –

Арабского

халифата.

Распад халифата. Культура мусульманского мира



Знать:

– основные направления завоевательных походов арабов;

– о причинах сравнительно легких военных успехов арабов;

– о культурном развитии стран Арабского халифата.

Уметь:

– выяснять причинно-следствен-ные связи распада Арабского халифата;



– сравнивать установление

Задания:

– нанести на контурную карту территории, завоеванные арабами, государства, на которые раскололась держава арабов, и города Эмиратов;

– составить таблицу «Завоевательные походы арабов»;

– составить схему: причины распада Арабского халифата;

– найти на карте государства, вновь образованные после


Карты

«Завоевания арабов в VII–

IX вв.»,

«Распад Арабского халифата»



§ 5, в. 1, 2, 3;

* в. 4, 5 работа с документами










Тема 3. Франкская Империя (2 ч)

У р о к 6. От Хлодвига к Пипину (1 ч)

6

Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства

Знать:

– основные черты власти короля в период правления Меровингов;

– особенности характера Хлодвига;

– принципы успешного продвижения франков в Галию;

– способы, которые использовал Хлодвиг, чтобы укрепить свою власть;

– систему управления государством при Хлодвиге;



майорад, помазанник Божий

• Салическая правда

• династия

• корона


• король

• королевский двор



Задания:

– работа с картой:

показать на карте,

нанести на контурную карту места расселения франков;

– установить хронологию событий; – работа с фрагментами из «Салической правды»;

– с опорой на текст § 6, работа с историческими документами



Правление франкского вождя Хло-двига. Принятие христианства, запись законов франков. Возвышение династии Каролингов. Союз франкских королей и римских пап

Знать:

– причины успешного продвижения франков в Галию;

– способы, которые были использованы Хлодвигом в укреплении своей империи;

– систему управления государства при Хлодвиге.

Уметь:

– устанавливать причинно-след-ственные связи в принятии христианства в Королевстве Франков;



– выполнять тестовые задания:

• установление соответствий;



Задания:

– составить таблицы «Система управления государством при Хлодвиге», «Управление в Римской империи и франкском королевстве при Хлодвиге»;

– проанализировать «Салическую правду»;

– составить схемы «Государство франков в VI в.», «Образование государства у франков»



Карты «Образование империи Карла Великого»,

«Франкское государство в VI – начале IX в.»



§ 6, в. 1, 5; * в. 2, 3, 4, 6.

* Работа с историческими документами. Подготовить сообщения: «Деятельность Хлодвига», «Суд во времена «Салической правды», «Франкский король и Римский Папа»,

«Карл Великий»








У р о к 7. Император Карл (1 ч)
















7


Империя Карла Великого.

Политическая раздроблен-ность


Знать:


– основные направления внутренней и внешней политики Карла Великого;

– систему управления империей при Карле Великом;

– причины распада империи Каролингов;

– хронологическую последовательность событий, происходивших в империи каролингов.

Уметь:

– показывать на карте места основных сражений;



– восстанавли-вать текст;


• Бавары


• авары

• граф, графство

• маркгра-фы

• акаде-мия

• импера-тор

• империя



Задания:

– работать с картой;

– найти на карте, нанести на контурную карту границы Франкской империи при Карле Великом в начале IX в.;

– обозначить границы земель, зависимых от Франкской империи при Карле Великом;

– обозначить границы государств, на которые распалась империя Карла Великого;

– обозначить город, в котором внуки Карла Великого разделили империю;

– с опорой на текст составить таблицу «Завоевательные походы



Империя Карла Великого.

Завоевательные походы франков.

Управление империей.

Образование и культура в державе Карла Великого. Распад империи.

Рождение из ее осколков новых государств



Знать:


– основные направления политики Карла Великого;

– в чем заключается историческое значение завоевательных походов Карла Великого;

– систему управления при Карле Великом;

– особенности культурного развития;

– причины распада империи Каролингов и дальнейшего обособления земель;

– последствия распада империи.

Уметь:

– сравнивать размеры королевства франков до правления Карла Великого и после;



Работа с картой. Показать и нанести на контурную карту территории, которые вошли в состав франкского государства при Карле Великом, а также те, которые не вошли, но стали зависимыми от империи Карла Великого, границы франкского государства до правления Карла Великого и после. Составить таблицы «Завоевательные походы Карла Великого и их результаты», «Система управления при Хлодвиге и Карле Великом».

Составить схемы «Система управления империей


Карты: «Образование империи Карла Великого»,

«Франкское государство в V– н.

IX в.»


§ 7; знать даты, понятия в. 2; * в. 1, 3; работа с документами.

§ 8 «Распад державы»









1

2

3

4

5

6

7

8

9

10













– выполнять тестовые задания




Карла Великого»;

§ 7, сообщение «Карл Великий»






– давать оценку деятельности Карла Великого;

– сравнивать культурное развитие империи с Византией и Арабским халифатом;

– составлять сравнительные таблицы, схемы;

– устанавливать причинно-след-ственные связи;

– готовить сообщения


при Карле Великом», «Причины распада империи Карла Великого».

Сравнить систему управления империей франков при Карле Великом; в Римской империи и в Византии.

Подготовить сообщения о развитии образования и культуры в империи Карла Великого














Тема 4. Северная Европа (1 ч)







У р о к 8. На развалинах империи (1 ч)







8

Распад империи Каролин-гов, завоевания викингов

Знать:

– направления завоевательных походов викингов;

– особенности уклада жизни, занятия и


• Норманны

• викинги

• конунг




Задания:

– работа с картой, нанести на контурную карту направления завоеваний викингов, норманнских походов; государства,



Образ жизни норманнов, их грабительские набеги и торговые походы.

Завоевания германскими



Знать:

– разницу между терминами «норманны», «викинги», «варяги»;

– особенности процесса возникновения государств у


Задания:

– установить хронологические рамки формирования государств норманнов;

– составить хронологическую


Карта «Англия

в XI–


XIV вв.»

Знать даты, понятия, § 8, в. 1, 2, * в. 3, 4. § 9, в. 1, 2, 3.

* в. 4.



работа с









1

2

3

4

5

6

7

8

9

10













мифологию норманнов;

– содержание легенд о короле Артуре;

– особенности жизни и быта скандинавов;

– об объединении британских королевств (Англии);

– причины покорения Англии Величайшим Завоевателем.

Уметь:


– показывать на карте направления норманнских походов;

– показывать на карте государство, созданное норманнами;



• саги

• драккарахы



созданные норманнами;

– описывать образ жизни и быта скандинавов;

– устанавливать хронологическую последовательность событий.

Тестовые задания:

– выбор готового ответа;

– опознание;

– заполнение пропусков в тексте


племенами Британии.

Основание англосаксонских королевств.

Поход Вильгельма-завоевателя в Англию.


норманнов;

– причины покорения Англии Вильгельмом-завоева-телем и характеризовать последствия этих завоеваний;

– смысл названия «область датского права».

Уметь:


– сравнивать образ жизни норманнов, франков и арабов;

– выявлять общее и особенное;

– устанавливать причинно-след-ственные связи процесса объединения британских Королевств


таблицу «События в Северной Европе»;

– выявить причины вторжения норманнов в Англию и Ирландию;

– объяснить названия «Область датского права».

Тестовые задания: – на установление соответствий, причинно-следственных связей;

– определение порядка логических звеньев;

– выявление особенностей развития Северной Европы в раннее средневековье;

– установление общего и различия между развитием Англии и Скандинавии в





историческими документами. * Подготовить сообщения «Легендарный герой бриттов король Артур»; «Открытие Америки скандинавскими моряками», «Король Альфред Великий». Повторить § 1–9,

подготовиться к повтори-тельно-











1

2

3

4

5

6

7

8

9

10













– устанавливать хронологическую последовательность событий темы













период раннего средневековья




обобщаю-щему уроку







У р о к 9 (повторительно-обобщающий). Раннее средневековье (1 ч)







9

Великое переселение народов.

Христианизация Европы.

Империя Карла Великого.

Византийская империя.

Племена

Аравийского полуострова.



Возникновение ислама.



Знать:

– основные черты процесса образования государств в Византии, Западной Европе, Арабском халифат;

– основные причины распада Арабского халифата и империи Карла Великого;

– интересные факты культурного развития Византии, стран Арабского халифата



Понятие первого раздела «Раннее средневековье»




«Золотой век» Византии –правление императора Юстиниана. Особенности развития Византийской империи.

Великое


переселение

народов. Мир

ислама.

Франкская



империя.

Северная Европа



Знать:

– общие черты и особенности развития Византии, Арабского халифата, империи франков, Северной Европы.

Уметь:

– характеризовать культурные достижения перечисленных государств;



– выявлять определяющую роль в истории раннего средневековья;


Задания:

– воссоздать историческую эпоху в форме воображаемого путешествия; – описать и сравнить произведения искусства различных эпох;

– определить имена исторических персонажей по их высказываниям или характеристикам;

– найти сознательно допущенные хронологические и фактологические ошибки в тексте;



Карты «Франкское государство в V – середине

VI в.», «Арабы

в XI–

XIV вв.»


«Визан-тийская империя в IX в. и славяне в VI–XI вв.»













1

2

3

4

5

6

7

8

9

10










Мухаммед.

Арабские


завоевания.

Северная Европа



и империи Карла Великого.

Уметь:


– характеризовать роль религии в жизни общества и государства;

– определять роль личности в истории Византии, Арабского Халифата, империи Каролингов, государств Северной Европы,

в развитии Византии, стран Арабского халифата и империи Карла Великого, Северной Европы











связей, исключение лишнего и т. д.

– составить синхронную таблицу

«События раннего средневековья»;

– составить сравнительную таблицу «Культурное развитие в раннее средневековье»
















Раздел II. ВЕРШИНА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (13 ч)
Тема 1. Средневековые сословия (3 ч)








У р о к 10. Земля и власть (1 ч)







10

Феодализм.

Знать:

– почему в средневековье



• Феод

• синьор


• феодал

Задания:

– объяснить поня-

тия урока;


• Условный характер земель-

ного владе-



Знать:

– суть вассальных

отношений;


Задания:

– раскрывать суть

вассальных отно-





§ 10, в. 1, 3, * в. 2, 4.









1

2

3

4

5

6

7

8

9

10










вассалитет

земля являлась главной ценностью;

– основных держателей земли;

– особенности вассальных отношений в средневековье. Уметь:

– выстраивать феодальную лестницу;

– раскрывать суть феодальных отношений; – характеризовать феодальное поместье в средневековой Европе;

– выполнять тестовые задания: на выбор готового ответа; опознание; заполнение пропусков в тексте



• сюзерен

• вассал


• феодальная лестница

• вассалитет



– построить феодальную лестницу

ния.

• Феод.


• Взаимоотношения синьоров и вассалов.

• Феодальная лестница



– смысл правила «вассал моего вассала – не мой вассал»;

– понятие «феодализм», используя исторические факты.

Уметь:

– характеризовать отношение к земле как к главной ценности средневековья;



– определять и характеризовать основных держателей земель;

– выполнять тестовые задания:

на установление соответствия; причинно-следствен-ных связей, исключение лишнего, анализ исторических документов, восстановление


шений;

– составить схему «Феодальная лестница»;

– работа с историческими документами





* работа с историческими документами;

* подготовить сообщение «Один день из жизни крестьянской семьи» и проиллюстрировать его: занятия крестьян

(оброк, барщина), орудия труда, выбрать время года, когда будет происходить действие








.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

























недостающего звена в причинно-следственной цепи, определение порядка логических звеньев
















У р о к 11. Вечные труженики (1 ч)







11

Сословный строй в Западной Европе.

Крестьянская община



Знать:

– основные сословия средневекового общества;

– основные виды крестьянских повинностей;

– значение общины в жизни крестьянина.

Уметь:

– объяснять термин «сословие», понятия «оброк», «барщина», «десятина»;



• Оброк

• барщина

• община

• натуральное хозяйство

• подать

• сословие

• феодальная вотчина

• десятина

• колонн


Задание с опорой на текст § 11. Составить схемы «Сословия средневековой Европы». Задание с опорой на текст § 11 и иллюстрации, подготовить сообщение «Один день из жизни крестьянской семьи».

Описать основные повинности зависимых крестьян



Историчность средневекового общества.

• Основные сословия.

• Положение крестьянства.

• Крестьянские повинности.

• Жизнь в общине.

• Натуральный характер хозяйства



Знать:

– иерархию средневекового общества;

– сословия средневекового общества;

– натуральный тип ведения хозяйства.

Уметь:

– раскрывать схемы феодальных отношений;



– сравнивать образ, условия жизни, занятия средневековых крестьян и феодалов;

Задания на

составление:

– сравнительных таблиц «Сословия средневекового общества»,

«Жизнь и быт колонна, зависимого крестьянина и раба»;

– таблицы «Основные повинности зависимого крестьянина»;

– схем «Натуральное хозяйство», «Жизнь в крестьянской семье»



Иллюстрации «Феодальное поместье»,

«сев»,

«жатва», «обмолот», «Сдача оброка феодалу», «Крестьяне на барщине»


§ 11, в. 1, 2. Знать термины, даты.

* в. 3, 4. Работа с документами.

*Подгото-вить сообщения «Один день из жизни феодала»

и проил-люстрировать их: «замок феодала»;











1

2

3

4

5

6

7

8

9

10













– описывать способы ведения натурального хозяйства, условия и образ жизни, занятия средневекового крестьянина;

– выполнять тестовые задания на выбор готового ответа, на заполнение пропусков в тексте












– устанавливать значимость для средневековых крестьян жизни в общине;

– объяснять суть сословного деления средневекового общества;

– выполнять тестовые задания: установление соответствия, причинно-следственных связей, исключение лишнего








«рыцарский турнир»,

«прекрасная дама», «Средневековые девизы и гербы».

Выполнить иллюстрации «Снаряжение рыцаря», «Рыцар-ский замок», «Прекрасная дама рыцаря»








У р о к 12. За стенами замков (1 ч)







12

Сословный строй в Западной Европе

Знать:

– характерные черты жизни рыцаря;

– устройство замка рыцарей


• Феодал

• феодализм

• рыцарь

• замок


•турнир

Задание с опорой на текст § 12. Подготовить сообщение «В замке рыцаря»

• Рыцарство.

• Вооружение средневекового рыцаря.




Знать:

– содержание понятия «феодал», «феодализм».

Уметь:

– характеризовать



Работа с фрагментами исторических документов.

Характеристика рыцарского замка



Иллюстрации «Конный бой у ворот крепости»

§ 12, в. 1.

Знать даты, понятия, термины. *в. 2, 3, работа









следующая >>
Смотрите также:
Программа курса «История средних веков: Европа и остальной мир»
852.32kb.
Программа курса «История Средних веков»
229.93kb.
Программа курса "История зарубежной литературы средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков"
72.33kb.
Рабочая программа по истории Средних веков (6 класс)
372.26kb.
Программа дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI -xx вв.»
298.15kb.
Программа дисциплины «Историческая география»
265.78kb.
Программа дисциплины «Историческая география»
265.78kb.
Программа дисциплины «Методы изучения истории»
200.55kb.
Специальность «История» Плахотнюк Анна Павловна
61.6kb.
Рабочая программа составлена на основании
324.12kb.
Рабочая программа составлена на основании
336.71kb.
Рабочая программа по истории Средних веков 6 класс Разработчик: В. И. Шлюков
254.66kb.