Главная стр 1стр 2 ... стр 18стр 19
скачать







Содержание программы
Введение……………………………………………………………………………….3-16

ПРОГРАММА КУРСА 302

Пояснительная записка 302

Человек и природа 310

Регулятивные 311

Познавательные 311

Коммуникативные 312

Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс 359

Пояснительная записка 438

Учебно-тематический план 2 года обучения 460

Учебно-тематический план 3 года обучения 460

Учебно-тематический план 4 года обучения 461

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 461




ВВЕДЕНИЕ

Программы «Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  в МОУ СОШ №12 »

Наименование программы

Программа «Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  в МОУ СОШ №12»

 


Наименование, дата и номер правового акта о разработке программы

 

Заказчик программы

Управление образования администрации Автозаводского района г.Нижнего Новгорода

Основные разработчики программы

 Администрация и учителя МОУ СОШ №12

Цель и задачи программы

Цель программы - обеспечение  внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее по тексту ФГОС НОО) в образовательных учреждениях Автозаводского района г.Нижнего Новгорода .

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

1)    Создание нормативно-правового, организационно-методического, материально-технического и информационного сопровождения внедрения ФГОС НОО в образовательное учреждение;

2)   Создание информационно-методического пространства, способствующего совершенствованию профессионального мастерства педагогов начальной школы в условиях перехода на ФГОС;

3)    Содействие изучению, обобщению и интеграции положительного опыта реализации образовательными  учреждениями  района ФГОС на ступени начальной школы.


Исполнители основных мероприятий

Управление образования Автозаводского района г.Нижнего Новгорода, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

 


- разработка пакета нормативных документов, регулирующих деятельность образовательного учреждения МОУ СОШ №12 в период реализации ФГОС НОО;

- подготовка педагогических кадров (администрации школы, педагогов, педагогов-психологов и т.д.) к работе в новых условиях;

- повышение профессиональной компетентности педагогических кадров образовательного учреждения МОУ СОШ №12 в вопросах реализации ФГОС НОО;

- разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики учреждения;

- доля учителей начальных классов, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам внедрения ФГОС НОО к 2015 г. (100%).


Сроки реализации программы

2010- 2015 гг.

 


Основные этапы реализации программы

I этап – январь – август 2011г.

II этап – сентябрь 2011г – май 2015г

III этап – июнь – август 2015г


Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели эффективности

 


1.     Методическая и психологическая подготовка педагогов начальных классов к внедрению ФГОС второго поколения в школах Автозаводского района.

2.     Создание ООП НОО в МОУ СОШ №12.

3.Повышение профессиональной компетентности и личностный рост педагогических и руководящих работников, реализующих ФГОС НОО.

4.     Сформированность универсальных учебных действий у выпускника начальной школы, успешность овладения программой начального общего образования.



Общие положения

Объект программы: Обучающиеся и педагогические работники образовательного учреждения МОУ СОШ № 12 Автозаводского района, работающие в режиме перехода на ФГОС НОО.

Предмет регулирования программы: комплекс мероприятий, направленных на создание условий для  внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования  в образовательное учреждение МОУ СОШ № 12 Автозаводского района.

Сфера действия программы: Система  образования Автозаводского района г.Нижнего Новгорода.

Создание и развитие программы «Введение федерального государственного образовательного стандартов начального общего образования  в МОУ СОШ №12» направлено на:

- обеспечение подготовки педагогических работников к реализации государственного стандарта начального общего образования второго поколения, ориентирование их на ценностные установки, цели и задачи, определенные государственным стандартом;

-   осуществление выбора и поддержки наиболее перспективных педагогических практик;

-   разработку на уровне района механизмов включения инновационных процессов в образовательное пространство Автозаводского района г.Нижнего Новгорода;

-  формирование общей культуры обучающихся, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

- создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность;

- развитие творческих способностей обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование;

-     сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

 -  создание нормативного и ресурсного обеспечения сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

Актуальность создания программы введения ФГОС НОО в МОУ СОШ №12 определяется необходимостью подготовки субъектов образовательного процесса к принятию стратегических целей современного образования, освоения новых форм организации образовательного процесса.

В условиях перехода на ФГОС всем участникам  образовательного пространства МОУ СОШ №12 необходимо сопровождение в различных направлениях:

1. Нормативно-правовое сопровождение.

2. Инструментальное сопровождение (разработка методических рекомендаций на региональном уровне по разработке ООП НОО, учебных программ, представление и анализ учебников , учебное оборудование и пр.).



3. Организационное сопровождение (организация взаимодействия МОУ СОШ №12 с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, здравоохранения и др.).

4. Методическое сопровождение (педагогические технологии, учебные модули, порталы, рекомендации по проектированию учебного процесса).

5. Информационное сопровождение (информирование общественности о подготовке к введению ФГОС через СМИ).

В состав участников образовательного пространства, участвующих во введении ФГОС НОО вошли:

- специалисты управления образования администрации Автозаводского района г.Нижнего Новгорода;

- администрация образовательного учреждения;

- руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов;

- учителя начальных классов, музыки и физической культуры;



- педагоги – психологи, социальный педагог;

- руководители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений;

- руководители и специалисты учреждений дополнительного образования.

При этом главным результатом сопровождения педагогов в освоении нового стандарта являются:

- динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС;

- достаточная сформированность базовых компетентностей и функциональной грамотности педагогов, проявляющиеся в технологической готовности к реализации нового стандарта, а именно: в проектировании, организации и реализации образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов обучающихся в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Главной целью программы является организация перехода на ФГОС начального общего образования в муниципальной системе образования Автозаводского района.

      Основное назначение программы как управленческого документа заключается в разработке целостной системы действий с четко определенными и понятными для всех результатами, с учетом ресурсного: материально-технического и кадрового обеспечения. Этот документ, включает в себя аналитико-прогностическое обоснование состояния системы образования Автозаводского района, стратегию и план мероприятий по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

    Программа направлена на достижение стратегических целей  и эффективное решение приоритетных задач развития муниципальной системы образования Автозаводского района.

Показатели результативности программы

 1. План-график деятельности администрации Автозаводского района по созданию организационно-педагогических условий для освоения и внедрения ФГОС различными участниками образовательного пространства района.

2. Детализированный план график школьных мероприятий по подготовке к внедрению ФГОС.

3. Повышение уровня готовности руководящих и педагогических работников школы к реализации ФГОС.

 

     Этапы реализации программы
I этап – Организационно-установочный.
Анализ состояния и прогноз тенденций изменения образовательной среды в МОУ СОШ №12 в условиях введения ФГОС НОО

Анализ состояния и прогноз тенденций изменения образовательной среды в МОУ СОШ №12 в условиях введения ФГОС НОО проводился на соответствие совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями:

     требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:



личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

На основании ФГОС НОО требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают:

укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;

уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;

непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.

Образовательное учреждение, реализующее программы начального общего образования должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами.

Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также  квалификационной категории.

Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ  в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.

Образовательным учреждениям, обеспечивающим введение ФГОС НОО в 2011 году, провели анализ соответствия требованиям к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования с целью определения готовности ОУ к переходу на ФГОС.


1.Таблица

Материально-техническая база

Соответствует

Не соответствует

Примечания

участку (территории) образовательного учреждения;

МОУ СОШ № 12




 

зданию образовательного учреждения;

МОУ СОШ № 12

 

 

помещениям библиотек;

МОУ СОШ № 12




 







помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;

МОУ СОШ № 12




 

помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, иностранными языками;

МОУ СОШ № 12

 




актовому залу;

МОУ СОШ № 12







спортивным залам, игровому и спортивному оборудованию;

МОУ СОШ № 12




Недостаточно спортивного инвентаря и оборудования


помещениям для медицинского персонала

МОУ СОШ № 12







мебели, офисному оснащению и  хозяйственному инвентарю;




 

 

МОУ СОШ № 12

 

Софиты

расходным материалам и канцелярским принадлежностям.

МОУ СОШ № 12

 

 












Образовательные учреждения, обеспечивающие введение ФГОС НОО в 2011 году, спланируют оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств.



Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса

Материально-техническое и информационное оснащение

Есть возможность

Нет возможности

Примечания

создания и использования информации…

МОУ СОШ № 12

 

 

проведения экспериментов…



МОУ СОШ № 12




 

физического развития, участия в спортивных соревнованиях играх;

МОУ СОШ № 12

 

Необходимы дополнительные средства для пополнения материальной базы

 

планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;

МОУ СОШ № 12

 

 

проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;

МОУ СОШ № 12

 

 

организации отдыха и питания.

МОУ СОШ № 12

 

 

 

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения МОУ СОШ №12 включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.




Информационно-образовательная среда ОУ должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

Есть возможность

Нет возможности

Примечания

планирование образовательного процесса;

МОУ СОШ № 12

 

 

размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе – работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

МОУ СОШ № 12

 

 

фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

МОУ СОШ № 12




 

контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

МОУ СОШ № 12

 

 

взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.

МОУ СОШ № 12

 

 


II этап – Описание стратегии и плана действий по реализации программы

 Целью основной образовательной программы начального общего образования является создание условий:

- для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия;

       -  для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка;

        - для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах   деятельности;

        - обучение навыкам общения и сотрудничества;

        - поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;

        - расширение опыта самостоятельного выбора;

        - формирование желания учиться и основ умения учиться – постоянно

 расширять границы своих возможностей.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №12 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиям к результатам освоения ООП и условиям реализации ООП.

Согласно новому стандарту установлены требования к результатам обучающихся: личностным, метапредметным, предметным.



Личностные результаты, включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

 


Документы ФГОС

Формы методической работы

Категория специалистов

Ответственные

Стартовая диагностика

«Как проектировать УУД в начальной школе».



курсовая подготовка, самообразование, информационные семинары,

 круглые столы

 

педагог-психолог, социальный педагог



Зам.директора по УВР Боброва О.И.

Концепция духовно-нравственного развития

семинары- практикумы

Учителя начальных классов, учителя-предметники, преподающие курс, зам. по ВР, воспитатели детских садов

Зам.директора по УВР Боброва О.И., Зам.директора по ВР Улыбина И.Б.

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Семинары, самообразование

Классные руководители, зам. по ВР

Зам.директора по УВР Боброва О.И., Зам.директора по ВР Улыбина И.Б.

Оценка достижений планируемых результатов

Семинары, круглый стол

Учителя начальных классов

Зам.директора по УВР Боброва О.И., Зам.директора по ВР Улыбина И.Б.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

Семинары, совещания

Учителя начальных классов

Зам.директора по УВР Боброва О.И., Зам.директора по ВР Улыбина И.Б.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

самообразование, информационные семинары,

 круглые столы

 


Учителя начальных классов

Зам.директора по УВР Боброва О.И.

Планируемые результаты начального общего образования

Семинары, круглый стол

Учителя начальных классов

Зам.директора по УВР Боброва О.И.

Внеурочная деятельность

Семинары, круглый стол

Учителя начальных классов, педагоги доп.образования

Зам.директора по УВР Боброва О.И.

Метапредметные результаты, включают  освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

 


Документы ФГОС

Формы методической работы

Категория специалистов

Ответственные

Программа формирования УУД

курсовая подготовка, самообразование, информационные семинары,

круглые столы.

 


логопед,

педагог-психолог, социальный педагог

учителя начальных классов, учителя – предметники, педагоги дополнительного образования.


Зам.директора по УВР Боброва О.И., Зам.директора по ВР Улыбина И.Б.

Внеурочная деятельность

самообразование, семинары- практикумы

учителя - начальных классов, учителя – предметники, педагоги дополнительного образования

Зам.директора по УВР Боброва О.И., Зам.директора по ВР Улыбина И.Б.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

самообразование, информационные семинары,

 круглые столы

 


Учителя начальных классов

Зам.директора по УВР Боброва О.И.

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Семинары, самообразование

Классные руководители, зам. по ВР

Зам.директора по УВР Боброва О.И., Зам.директора по ВР Улыбина И.Б.

Как проектировать УУД в начальной школе

Заседания ШМО, творческой группы

Учителя нач.кл., вожатые, зам. По ВР

Зам.директора по УВР Боброва О.И., Зам.директора по ВР Улыбина И.Б.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

Семинары, совещания

Учителя начальных классов

Зам.директора по УВР Боброва О.И.

Планируемые результаты начального общего образования

Семинары, круглый стол, заседания ММО и РМО

Учителя начальных классов, руководители ОУ

Зам.директора по УВР Боброва О.И.














Предметные результаты, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира


Документы ФГОС

Формы методической работы

Категория специалистов

Ответственные

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

курсовая подготовка, самообразование, информационные семинары,

круглые столы.



логопед,

педагог-психолог, социальный педагог

учителя начальных классов, учителя – предметники, педагоги дополнительного образования


Зам.директора по УВР Боброва О.И.

Планируемые результаты освоения программ начального образования

 


курсовая подготовка, самообразование, информационные семинары,

круглые столы.



Зам. по УВР, учителя начальных классов, учителя-предметники

Зам.директора по УВР Боброва О.И.

Оценка достижения планируемых результатов

курсовая подготовка, самообразование, информационные семинары,

круглые столы.



Зам. по УВР, учителя начальных классов, учителя-предметники

Зам.директора по УВР Боброва О.И.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Семинары, совещания

Зам. по УВР, учителя начальных классов, учителя-предметники

Зам.директора по УВР Боброва О.И., Зам.директора по ВР Улыбина И.Б.

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Семинары, самообразование

Классные руководители, зам. по ВР

Зам.директора по УВР Боброва О.И., Зам.директора по ВР Улыбина И.Б.

Примерные программы по учебным предметам

Семинары, совещания

учителя

Зам.директора по УВР Боброва О.И.

    

Целью реализации ООП НОО является:


  • создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

  • достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС.      

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего об­разования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллекту­ального развития обучающихся;

создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.


 Обязательная  часть

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

 


80%

20%

 

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе:

 требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

 программы формирования универсальных учебных действий.


Концепция учебного плана образовательного учреждения
   Базисный учебный план должен состоять из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность,  осуществляемую во второй половине дня.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию ОУ, реализующих основную образовательную программу начального общего образования и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения (составляет 80%).

Максимально допустимая нагрузка за 4 года обучения  должна составлять не менее 2904 часа и не более 3345 часов.

Обязательная часть БУП отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей:

- формирование гражданской идентичности обучающихся;

- приобщение обучающихся  к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

- готовность выпускников начальной школы к продолжению образования;

- формирование здорового образа жизни;

- личностное развитие обучающихся.

 

Образовательные области:

Филология  (русский язык, литературное чтение, иностранный язык.)

Математика и информатика (математика)

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Основы духовно – нравственной культуры народов России (основы духовно – нравственной культуры народов России)

Технология (технология)

Искусство (музыка и изобразительное  искусство)

Физическая культура (физическая культура)

 

Часть БУП, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. (составляет 20%)

 

Время,  отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки (в 1-ом классе это часть отсутствует) может быть использовано:



- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных предметов,

- на введение учебных курсов.

В данную часть входит и внеурочная деятельность.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям:

- духовно - нравственное;

- спортивно – оздоровительное;

- общеинтеллектуальное;

- социально-общекультурное;

- проектная деятельность.

При организации внеурочной деятельности ОУ могут использовать возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Виды и формы внеурочной деятельности разнообразные:

кружки, секции, проектная деятельность, научно – практические конференции, олимпиады.

Учебный план  составлен на основе базисного учебного (образовательного плана) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

   Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений  состоит из двух частей: инвариантной части, вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. 

   Содержание образования, определенное инвариантной частью,  обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.        

    Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету (математика, окружающий мир, художественный труд).

     Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших  целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;  личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

   Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие  речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники  овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

   Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на  развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.

    Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на  развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.

   Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему селу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему.  Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных  знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.    

    Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

   Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.  

   Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика.

   Режим работы - 5-дневная  учебная неделя.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет  не  менее  30  календарных  дней,  летом  —  не  менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока составляет:

•  в 1 классе — 35 минут; со второго полугодия 40-45 минут

•  во 2—4 классах — 40- 45 минут.

   В 1 классе в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку учащихся, вариативная часть отсутствует.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому, впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность к освоению требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.



Образовательная программа государственного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов им. Е. П. Шнитникова разработана на основе примерной основной образовательной программы с учётом типа и вида школы, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Разработка школой основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления - Управляющего совета и Рабочих групп), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Нормативно правовая база программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами:



  • Конституция РФ ст.43;

  • Законом Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» ст.7, ст.9;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федеральных Государственных Образовательных стандартов начального общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 10. 04. 2009 № 123« Об утверждении Положения о Совете Министерства образования и науки РФ по ФГОС;

  • Приказ Министерства образования Нижегородской области от 11. 02. 2010 №  119 «Об утверждении плана мероприятий по внедрению ФГОС начального общего образования».

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении стандарта основного общего образования»

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной

жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлективности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учтены также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое

мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д. связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа содержит следующие разделы:


  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • примерный учебный план;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план МОУ СОШ №12, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики

и т. д.


Обоснование выбора УМК.

Учебный процесс будет осуществляться по следующим образовательным программам: «Начальная школа 21 века», «РИТМ».



УМК«РИТМ» - это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы.
Все учебники включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.

В основе УМК - целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.

Не случайно предлагаемая модель обучения младших школьников является классической. В ее основе - классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. Авторами комплекта «Классическая начальная школа» являются известные методисты и ученые, оказывающие серьезное влияние на становление современного начального образования. Опираясь на надежный фундамент отечественной теории обучения, они строят свой комплект с учетом современных тенденций развития образования: при подготовке всех входящих в комплект учебников и вспомогательных материалов к ним использованы все лучшие наработки, накопленные отечественной методической наукой, что и послужило выбором данного УМК.

Под основной задачей обучения младших школьников авторы комплекта понимают формирование теоретических понятий (речеязыковых, математических, естествоведческих и других), которые составляют основу успешного обучения.Поэтому комплект «Классическая начальная школа» дает возможность учителю систематически стимулировать ребенка к самостоятельной деятельности.


В учебно-методический комплект входят учебники, рабочие тетради и методические пособия для учителя.

Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).

УМК "Начальной школы ХХI века" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный, культурологический фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников "Для тех, кто хорошо читает", "Путешествие в прошлое", "Этот удивительный мир" и др.).
Это определило авторскую позицию в создании новых подходов к дифференциации обучения: целенаправленная педагогическая помощь и поддержка осуществляется в условиях разноуровневого класса.

Разработанные по основным предметам учебного плана коррекционно-развивающие рабочие тетради позволяют учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на "среднего" ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения каждого школьника. В УМК представлена система работы учителя начальной школы по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных предметов. Для этого представлены как контрольные работы, так и система диагностики учащихся каждого класса, позволяющая учителю прослеживать не только успешность усвоения знаний, но и динамику развития ребенка, что и послужило выбором данного УМК.


Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №12

предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

МОУ СОШ №12, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязана обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса с:



  • уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

  • их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения;

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающим ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

Кадровое обеспечение.



Ф.И.О. преподавателя

Год рождения

Образование

Пед.стаж

Квалиф. категория

1

Абакарова Наталья Валерьевна

1970

высшее

17

1

2

Воронова Елена Николаевна

1970

высшее

18

1

3

Гудова Ирина Владимировна

1967

высшее

23

В

4

Жукова Ирина Владимировна

1974

высшее

8

1

5

Крайнова Елена Евгеньевна

1970

высшее

17

1

6

Муравьева Юлия Анатольевна

1984

высшее

6

1

7

Мальцева Алла Николаевна

1964

ср.спец

25

1

8

Писарева Наталья Александровна

1975

высшее

12

1

9

Улыбина Ирина Борисовна

1972

высшее

19

1

10

Асафьева Ольга Николаевна

1984

высшее

4

1

11

Боброва Ольга Ивановна

1970

высшее

19

В

12

Лагута Наталья Николаевна

1965

ср.спец

13

2

13

Лаптиева Ольга Ивановна

1970

ср.спец

19

1





















  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

• обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

• определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

• определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

• выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении

Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.



Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут

включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

• двух междисциплинарных программ— «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»;

• программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».



Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.



1. Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям

конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание

ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

2. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

• выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.



Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

3. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.



4. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнеров общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходмую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.



Выпускник получит возможность научиться:

использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

работать с несколькими источниками информации;

сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.



2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

3. Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.



Выпускник получит возможность научиться:

сопоставлять различные точки зрения;

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.



Русский язык.

В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на ступени начального общего образования:

• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

• сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;

• получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

Содержательная линия «Система языка»


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа курса 302 Пояснительная записка 302 Человек и природа 310 Регулятивные 311 Познавательные 311 Коммуникативные 312
9864.37kb.
Программа формирования универсальных учебных действий
639.24kb.
О. Ю. Ефремов // Ефремов, О. Ю. Педагогика / О. Ю. Ефремов. Спб. Питер, 2010. С. 309-311
128.47kb.
Учебный план зачетно-экзаменационной сессии гр. Юив-311
42.59kb.
Формирование познавательных ууд на уроках в начальной школе
60.77kb.
Самохвалова Н. В. Формирование текстовых умений на уроках русского языка
98.75kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство»
1384.89kb.
Перечень вопросов к экзамену (зачёту) Экономика предприятий сервиса. Прокопова О. В. каф 302 каб
21.31kb.
Школа учреждена 17 октября 1937 года. На начало 2008 09 учебного года в школе обучается 302 учащихся в 15 классах-комплектах. Осуществляется подвоз учащихся из двух населенных пунктов. В 2005-2006
561.1kb.
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Основы педагогического мастерства» Группы 401, 302, 403
33.99kb.
Портативный кассетный монофонический магнитофон третьего класса "Электроника-302"
87.14kb.
Территория: 170,5 тыс кв км. Население: 311,2 тыс человек (2007 год). Административно-территориальное деление
51.64kb.