Главная стр 1
скачать
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета Директор школы

МОУ Мирновской СОШ _________С.М.Федотова

Протокол № ___ от «__» _______200__ г. Приказ №_____ от

«___»____________ 20___г

ПРОГРАММА

«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ

МОУ Мирновской СОШ

на 2008-2012 гг.»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

ПРОГРАММЫ «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»


Наименование программы:

«Одарённые дети»

 


Государственный заказчик программы:

МУ управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области


Разработчик программы:

Администрация МОУ Мирновской СОШ

 


Цель программы:

Обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.


Задачи программы:

  • выявление и поддержка детей с потенциальными признаками одаренности;

  • повышение профессионального уровня педагогов, работающих с одаренными детьми;

  • создание благоприятных условий для реализации творческих способностей одаренных детей

  • организация мероприятий для повышения социального статуса талантливых и способных детей;




Сроки реализации программы:

2008 - 2012 годы

 


Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

  • создание банка данных «Одаренные дети»;

  • формирование системы работы с одаренными детьми;

  • расширение сети учреждений, работающих с одаренными и способными детьми




Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?



  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в ВУЗы.

  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

  • В школе должны быть свои традиции.

  • Школа должна давать современное образование.

  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в учебно-воспитательной работе и в системе дополнительного образования.

Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.



Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.

Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.



КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Определение одаренных детей:


  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый возраст).

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).



ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ:

  • Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».



    1. Технология проблемного обучения.

Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

1) осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей; 

2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

3) доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;

4) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новые  стороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения - развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и

зависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученически исследований.



2. Методика обучения в малых группах.

Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективное.

Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов.

Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.



3.Технология проективного обучения

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д.

Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

4.Элективные курсы.

Элективные курсы как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему учебных занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их областях знаний.

Своеобразие элективного курса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации. Наиболее актуальны элективные курсы в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. К тому же обычно старшеклассники уже имеют опыт самостоятельной творческой деятельности.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

 


№ п/п

Содержание деятельности

Ответственные

исполнители



Сроки

исполнения



I. Организационное и функциональное обеспечение программы.

1

Обсуждение проекта программы «Одаренные дети». Внесение предложений по её корректировке.

Заместитель

 директора по ВР



Сентябрь 2008 г.

2

Распределение функциональных обязанностей между администрацией школы по реализации программы.

Директор школы

Октябрь 2008 г.

3

Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с программой.

Заместитель

директора по УР



Постоянно

4

Координация действий учителей, работающих с одаренными учащимися.

Заместитель

директора по УР



Постоянно

5

Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми.

Заместители

директора по УР и ВР



Постоянно

6

Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными учащимися.

Заместитель

директора по УР

педагог-психолог


Постоянно

7

Обобщение и систематизация результатов работы над программой.

Заместители

директора по УР и ВР



Ежегодно.

8

Обеспечение условий для систематического повышения мастерства учителей через проблемные и обучающие семинары, курсы повышения квалификации.

Директор, заместители директора.

Постоянно

II. Организация учебного процесса по реализации программы.

1

Внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий:

- проектно – исследовательской деятельности;

- проблемно-деятельностного подхода;

- информационных технологий с использованием компьютера.



Заместитель директора по УР, учителя

Постоянно

2

Изучение иностранного языка со 2 класса: английского и немецкого.

Администрация, учителя-предметники.

Постоянно

3

Включение в уроки нестандартных заданий, способствующих развитию логического мышления и воображения учащихся.

Учителя.

Постоянно.

4

Подготовка и участие в рейтинг-конкурсах «Ученик года», «Учитель года», «Самая читающая семья года»

Администрация, учителя.

По плану.

5

Проведение предметных декад

Руководители МО.

Ежегодно.

6
6.1.

6.2.

6.3.

6.4.


6.5.

6.6.

6.7.


Проведение олимпиад по предметам:

 

Разработка материалов, подготовка вопросов и заданий повышенного уровня сложности для олимпиад.


Проведение школьных олимпиад.

 

Выпуск информационного вестника «Внимание, олимпиада!» о результатах участия одаренных детей.



 

Участие одаренных учащихся 9-11 классов в предметных олимпиадах муниципального и регионального уровня.


Традиционное участие в международных олимпиадах «Кенгуру», «Русский медвежонок»

Участие учащихся 11 класса в предметных олимпиадах, репетиционных ЕГЭ.

 

Награждение победителей общешкольных и районных олимпиад.



Заместитель директора по УР, руководители МО.


Заместитель директора по УР, руководители МО.
Заместитель директора по УР, руководители МО.
Учителя-предметники, администрация.

Учителя предметники

Классные

руководители


Администрация.

Администрация.




Ежегодно.


Ежегодно.


Ноябрь –


декабрь.

Декабрь-февраль.


Декабрь


Январь

Декабрь - февраль.



7

Участие в Слете отличников


Администрация.

Классные


руководители

По плану

8

Внедрение диагностических процедур в учебно-воспитательный процесс по работе с одаренными:

Получение информации об уровне одаренности ребенка:

- методика «карта одаренности»;

- методика «палитра интересов»;

- методика оценки общей одаренности;

- составление «банка данных» одаренных детей.



Учителя, классные руководители,

родители (законные представители), педагог-психолог.



Постоянно.

III. Организация воспитательной работы по реализации программы.

1

Организация кружковой работы


Администрация, заместитель директора по ВР.

Ежегодно.

2

Организация и проведение фестиваля искусств «Зажги свою звезду»

Заместитель директора по ВР.

Ежегодно.

3

Проведение турниров по шашкам и шахматам.

Учитель физической культуры

 


Ежегодно.

4

Организация и проведение спортивных соревнований.

Учитель физкультуры

Ежегодно.

5

Проведение Дней здоровья.

Заместитель директора по ВР, учитель физической культуры

1 раз в четверть.

6

Подготовка и систематизация материалов в помощь классным руководителям, работающим с одаренными детьми.

Заместитель директора по ВР, старший вожатый.

Постоянно.

7

Организация творческих отчетов о деятельности кружков по интересам.

Заместитель директора по ВР.

Постоянно.

8

Изучение современных способов диагностики и результативности воспитательной работы и воспитательных мероприятий.

Заместитель директора по ВР.

Постоянно.

IV. Учитель в системе реализации программы.

1.

Создание условий для систематического повышения мастерства учителей.

Администрация.

Постоянно.

2.

Организация постоянно действующего семинара для учителей «Одаренные дети в условиях массовой школы»:

- «Особенности работы с одаренными детьми»;

- «Методики работы с одаренными детьми».


Заместители директора, педагог-психолог.

Ежегодно.

3.

Организация изучения научно-популярной, психолого-педагогической литературы по проблеме работы с одаренными детьми.

Заведующий библиотекой, педагог-психолог.

Постоянно.

4.

Организация педагогических и психологических консультаций для учителей.

Педагог-психолог, заместители директора.

Постоянно.

6.

Проведение «мастер – классов» с участием творчески работающих учителей.

Заместители директора

В течение года.

V. Социально – психологическое сопровождение одаренных детей.

1.

Оформление стенда «Организация работы с одаренными детьми» для учителей:

- «Психолого-педагогические основы содержания работы с одаренными учащимися»;

- «Что такое одаренность?»;

- «Новинки психолого-педагогической литературы по данной проблеме»;

- «Стимулирование творческой деятельности учащихся».


Педагог-психолог, заведующий библиотекой.

Ежегодно.

2.

Разработка программы работы педагога – психолога с одаренными детьми.

Педагог – психолог.

Ежегодно

3.

Организация серии тренинговых занятий для одаренных детей:

- «Развитие познавательных процессов и навыков общения»;

- «Развитие учебной мотивации, нравственных качеств, самооценки»;

- «Я учусь учиться»;

- «Развитие исследовательской и творческой мотивации».


Педагог – психолог.

Ежегодно.

4.

Организация индивидуального консультирования для детей, учителей и родителей (законных представителей).

Педагог – психолог.

Постоянно.

5.

Разработка памяток для одаренных детей по способам ведения самостоятельной научно – исследовательской деятельности.

Педагог – психолог.

Постоянно.

6.

Организация диагностического обследования и формирование банка диагностических методик развития одаренного ребенка, его познавательных возможностей и способностей:

- диагностика познавательных процессов;

- диагностика уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- диагностика самооценки и уровня притязаний учащихся;

- диагностика творческого мышления одаренных детей;

- диагностика тревожности одаренных учащихся.



Педагог – психолог.

Постоянно.

VI. Роль семьи в развитии одаренного ребенка и реализации программы.

1.

Организация консультаций родителей (законных представителей) с педагогом-психологом, учителями.

Заместитель директора по УР

Постоянно.

2.

Информирование родителей (законных представителей) одаренных детей по вопросам критериев и показателей достижений учащимися определенного уровня образования, развития способностей.

Классные руководители.

Постоянно.

3.

Вовлечение родителей (законных представителей) в диагностическую работу по выявлению одаренных детей.

Педагог – психолог, классные руководители.

Постоянно.

4.

Привлечение родителей к подготовке школьных мероприятий различного направления.

Заместители директора, классные руководители.

Постоянно.

5.

Проведение родительских собраний:

- «Развитие познавательной активности и культуры умственного труда в семье»;

- «Мир наших увлечений»;

- «Воображение и его роль в жизни ребенка»;

- «Учебные способности детей. Пути их развития во внеурочной деятельности».


Администрация, классные руководители.

Ежегодно

6.

Организация работы родительского всеобуча по вопросам воспитания детей.

Заместитель директора по ВР.

Постоянно.

VII. Методическое обеспечение программы.

1.

Сбор и систематизация материалов по данной проблеме.

Заместители директора, заведующий библиотекой.

Постоянно.

2.

Организация творческих отчетов учителей, работающих с одаренными детьми.

Заместители директора

Ежегодно.

3.

Организация работы библиотеки в целях успешной реализации программы.

Заведующий библиотекой.

Постоянно.

4.

Обобщение опыта по работе с одаренными детьми.

Руководители МО

2012 год

VIII. Материально – техническое обеспечение программы.

1.

Оснащение кабинетов необходимым оборудованием и ТСО.

Администрация.

Постоянно

2.

Приобретение оборудования и материалов для организации кружковой работы.

Администрация.

Постоянно.

IX. Ресурсное обеспечение программы.

1.

Комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой по данному направлению.

Администрация

Постоянно.

2.

Оформление подписки на журналы, необходимые для расширения кругозора учащихся и реализации их познавательных интересов

Заведующий

библиотекой



Ежегодно.

3.

Создание компьютерной базы данных по программе «Одаренные дети».

Заместители директора по УР и ВР

Постоянно.

4.

Проведение опросов родителей (законных представителей), учителей и учащихся о качестве проводимых мероприятий по реализации программы «Одаренные дети».

Заместители директора по УР и ВР

Постоянно.

скачать


Смотрите также:
Программа «одарённые дети моу мирновской сош на 2008-2012 гг.»
192.91kb.
Программа «одаренные дети» моу «сош №56 г. Орска»
117.05kb.
Программа "Одаренные дети"
95.53kb.
Программа «Одарённые дети» паспорт программы наименование Программы «Одарённые дети»
292.53kb.
Программа «одаренные дети» на 2008-2012 гг с. 2-Имангулово 2008
210.9kb.
Программа «Одаренные дети» моу краснополянская сош №32 Песчанокопского района Ростовской области на 2011 – 2014 годы
200.05kb.
Программа развития Старомышастовской моу сош №37 на 2008 2012 гг
650.54kb.
Программа «одарённые дети» 2012-2016 таланты редки
191.01kb.
Программа «Одаренные дети» на 2012-2015 годы (Программа). Основание для разработки программы
203.11kb.
По подготовке к экзаменам. Программа «Школа территория здоровья Программа «Одаренные дети»
1852.66kb.
Программы развития моу камышлинская сош «одаренные дети» Цели программы
132.45kb.
Программа «одаренные дети» на 2012 2015 гг. 2012 г
234.71kb.