Главная стр 1стр 2стр 3
Шестая Рамочная Программа определит стратегию

научно-технического развития Европейского Союза

на период с 2002 по 2006 гг.

В настоящее время в стадии разработки и обсуждения находится Шестая Рамочная Программа, которая определит стратегию научно-технического развития Европейского Союза на период с 2002 по 2006 гг. В январе 2000 г. Европейская Комиссия представила предложение “Towards a European Research Area” (По направлению к Европейскому исследовательскому пространству) в Совет Европейского Союза, Европейский Парламент, в Совет по экономическим и социальным вопросам и в Комитет по делам регионов. В данном документе изложена концепция European Research Area (ERA), реализация которой должна способствовать преодолению усугубляющегося в последнее десятилетие отставания Европейского Союза от США и Японии в научно-технической сфере. В частности, концепция включает следующие направления:

Создание научного пространства, не разделенного национальными границами, для создания новых рабочих мест и повышения конкурентоспособности ЕС.

Лучшее использование финансовых инструментов и ресурсов для привлечения инвестиций в научно-инновационную сферу.

Содействие мобильности научных кадров, особое внимание – молодым ученым и женщинам.
На основе утверждения о том, что в конце XX века Европа вступила в эпоху общества, основанного на знаниях (knowledge-based society), что означает, что ее социально-экономическое развитие теперь в значительной степени зависит от знаний, представленных в той или иной форме, от производства, приобретения и использования знаний, в документе изложены следующие основные предложения, направленные на достижение обозначеных целей:
1.1. Cоздание сетей ведущих научных центров:

Eвропейский подход к научно-исследовательской инфраструктуре;

Лучшее использование потенциала электронных сетей;

Более координированная реализация национальных и европейских научных программ;

Более тесное сотрудничество между европейскими оганизациями научно-технического сотрудничества;

Лучшее использование инструментов косвенной помощи науке.


3.1. Разработка эффективных способов защиты интеллектуальной собственности:

Содействие созданию компаний и частным инвестициям рискового капитала;

Развитие исследований, необходимых для принятия политических решений.
4.2. Создание общей системы научно-технических индикаторов.
5.1. Большая мобильность исследователей в Европе.
5.2. Внедрение европейского масштаба в научные карьеры.
5.3. Большая роль женщин в науке.
5.4. Привитие молодежи вкуса к науке и научной карьере.
6.1. Более значимая роль регионов в европейской науке.
6.2. Интеграция научных сообществ Западной и Восточной Европы.
6.3. Сделать Европу привлекательной для ученых всего мира.
7.1. Решать научные и общественные проблемы с точки зрения европейских масштабов.
7.2. Разработка общей позиции в отношении этических аспектов науки и технологии.
Идея создания Европейского исследовательского пространства получила поддержку Совета министров и Европейского парламента, Совета по экономическим и социальным вопросам и Комитета по делам регионов, стран-членов ЕС и государств-кандидатов на вступление в ЕС, представителей научного сообщества и промышленности.
По результатам дискуссий в процессе рассмотрения документа в законодательных органах ЕС Европейская комиссия подготовила предложение “Making a reality of the European Research Area: Guidelines for the EU research activities (2002-2006)”, в котором изложены идеологические основы проекта очередной Рамочной программы научно-технического развития ЕС на очередной период c 2002 по 2006 гг. с позиций концепции ERA.
Основными целями ERA являются:

научная деятельность: совершенствование европейских усилий в области исследований путем создания сетей и координированной реализации национальных программ (в т.ч. открытие национальных программ и их координированная реализация); объединение в сети передовых исследовательских центров в наиболее продвинутых областях, представителей государственного (в особенности университеты)и частного сектора стран ЕС; реализация масштабных изыскательских проектов, особенно промышленных исследований (объем финансирования – от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов ЕВРО).

Наука и инновации, предварительная стадия и средний и малый бизнес (SME): наращивание технологического и инновационного потенциала ЕС, в частности путем поддержки исследований, проводимых в интересах среднего и малого бизнеса или самими средними и малыми предприятиями, распространение и трансфер знаний и технологий, внедрение научных результатов и создание технологичных производств.

Инфраструктура науки: укрепление европейской научной инфраструктуры путем реализации общеевропейской стратегии в этой сфере, особое внимание вопросам доступа, использования и создания, включая электронные сети большой мощности, используемые в интересах научных исследований.

Кадровые ресурсы: для поддержки развития экономики, основанной на знаниях, усиление европейской кадровой базы для научно-технологической и инновационной сферы, в частности, через посредство трансграничной мобильности, развитие системы европейской научной карьеры, повышение числа женщин, меры, направленные на то, чтобы сделать профессию ученого более привлекательной для молодежи, а Европу – более привлекательной для ученых из третьих стран (третьими странами называются государства, не являющиеся членами ЕС и не претендующие на вступление в ЕС, а также не являющиеся ассоциированными членами Рамочных программ научно-технического развития ЕС; государства-кандидаты на вступление в ЕС, как правило, ассоциированы в Рамочные программы).

Наука, общество и граждане: создание в европейском масштабе новых отношений между наукой и обществом, укрепляя связь между наукой, политикой и общественными нуждами, уделяя большее внимание нуждам в связи с применением принципов предупреждения и устойчивого развития, а также социальным и этическим последствиям научно-технического прогресса.


В документе отмечены три основных аспекта, которые следует учесть в связи с мерами, которые предложено предпринять для достижения перечисленных целей:

Европейское научно-техническое сотрудничество (лучшая координация деятельности различных организаций между собой и деятельности этих организаций и ЕС).

Региональное сотрудничество (полное использование динамизма и потенциала регионов, создание сетей, объединяющих их потенциал и деятельность в исследованиях, инновациях и трансфере технологий в тех областях, в которых у них имеются общие проблемы; учет региональной географической и экономической специфики при организации европейских исследований).

Сотрудничество в международном контексте (сотрудничество, в результате которого европейские ученые и промышленность получат доступ к знаниям и технологиям, произведенным в других частях света; мобилизация научно-технического потенциала ЕС в интересах международного сообщества и отношений со странами-партнерами в тех областях, в которых Европа является признанным лидером).


Эти три аспекта охватывают деятельность таких организаций, как: на межправительственном уровне организации научного сотрудничества – Европейский научный фонд, COST, EUREKA; специализированные структуры – ESA, EMBL, ESRF, CERN; структурные фонды – региональные инициативы и European Investment Bank; программы экономической и технической помощи странам Центральной и Восточной Европы и третьим странам Средиземноморья, а также другие финансовые инструменты международного сотрудничества.
Исследования, финансируемые ЕС, должны быть сфокусированы на нескольких приоритетных направлениях, отобранных с учетом политических соображений на основе объективных критериев. Использовавшиеся в прошлом критерии включали:

Стоимость и масштаб исследований находится за пределами возможностей одной страны; есть необходимость создания критической массы финансовых и человеческих ресурсов.

Экономическая важность совместной разработки проблемы, что должно принести пользу исследованиям в частном секторе, и в результате, повысить конкурентоспособность промышленности.

Необходимость комбинирования экспертизы, существующей в различных странах, в особенности, в интердисциплинарных усилиях, а также для проведения сравнительных исследований в европейском масштабе.

Связь с приоритетами ЕС, с законодательством и политикой Сообщества в области предпринимательства, информационного общества, сельского хозяйства, экологии, энергетики, транспорта, здравоохранения и потребителей, занятости и социальных вопросов, юрисдикции и внутренних дел, а также международных отношений, торговли и развития.

Транснациональный характер исследований обусловлен масштабом проблемы (экология) или научными причинами (сравнительные исследования, эпидемиология).


На современном этапе к перечисленным выше критериям прибавилось еще два принципа определения приоритетов:

Данные критерии должны использоваться для выявления исследований, которые не только следует проводить на европейском уровне, но и которые невозможно эффективно решить на национальном уровне.

С помощью этих критериев необходимо ранжировать приоритеты c учетом поставленных целей.
До сих пор научно-технические программы ЕС реализовывались через проекты относительно небольшого масштаба (в 4РП средний вклад ЕС в проект составлял 700 000 EURO, в 5РП – 1,7 млн EURO) и продолжительности (в среднем – 3 года), отобранных ЕК на основе открытых конкурсов. Для достижения целей ERA необходимо пересмотреть способы и механизмы реализации:

Переход от индивидуальных проектов к более широкому подходу, реализуемому через механизм нескольких видов деятельности, в общей смете финансирования которых вклад ЕК будет одной частью, дополненной финансированием из других источников.

Переход к более “структурным” и долгосрочным схемам (более 4-х лет), поддержка в рамках которых будет представлять собой промежуточный вариант между поддержкой проектов и постоянным “институциализирванным” финансированием.

Расширение некоторых существующих схем ЕС (например, в области мобильности или инфраструктур) до такого уровня, который позволит увеличить их воздействие, в том числе и на национальные инициативы.

Использование механизмов “различной геометрии” (комбинация горизонтальных и вертикальных подходов), предусмотренных Договором, но пока не использовавшихся, для достижения гибкости на уровне программ.
Предполагается, что практика отбора проектов, поданных на открытые конкурсы проектов, на основе оценки независимыми экспертами будет продолжена, однако, крупномасштабные целевые исследовательские и инфраструктурные проекты могут также отбираться на основе тендеров и конкурсов проектов, отличных от традиционных.
21 февраля 2001 г. Европейская комиссия представила текст первого проекта Рамочной программы на 2002-2006 гг. Согласно существующей процедуре, до объявления первых конкурсов проектов, которое предположительно состоится в начале 2003 г., текст первого проекта Рамочной программы неофициально рассмотрен 1-3 марта 2001 г. на встрече министров науки и образования стран ЕС. В мае 2001 г. ЕК одобрила проекты решений по поводу правил участия и распространения результатов, а также по поводу специальных программ и реализации Рамочной программы. 26 июня 2001 г. Совет министров обсудит представленный ЕК проект РП. С июля по сентябрь 2001 г. пройдет первое слушание в Европарламенте. В октябре-декабре Совет министров должен высказать свою позицию. В середине 2002 г. Совет и Парламент должны одобрить окончательный текст документа, включая бюджет. В конце 2002 г. Совет примет решение о конкретных механизмах реализации Программы.
Проект в значительной степени опирается на концепцию ERA, интенсивно обсуждавшуюся на протяжении последнего года и получившую поддержку Европейского совета во время встреч в марте 2000 г. в Лиссабоне, в июне и ноябре 2000 г. в Фейре и Ницце.
Новая рамочная программа будет реализовываться в 7 тематических направлениях в рамках трех основных блоков деятельности:

Интеграция исследований.

Формирование ERA.

Укрепление базиса ERA.


Три основных инструмента реализации Программы – сети передовых центров (networks of excellence), крупные проекты с участием государственного и частного сектора (integrated projects) и участие ЕС в совместно реализуемых национальных программах стран-членов ЕС.
Предварительное распределение бюджета Программы 2002-2006 гг. по статьям

Интеграция науки всего

(в том числе 600 млн ЕВРО в целом на международное сотрудничество)



12770 млн евро

В том числе:

 

  • Геномные и биотехнологии для здоровья

2000 млн евро

  • Технологии информационного общества

3600млн евро

  • Нанотехнологии, intelligent материалы, новые производственные процессы

1300 млн евро

  • Аэронавтика и космос

1000 млн евро

  • Безопасность продуктов питания для предотвращения угрозы здоровью

600 млн евро

  • Устойчивое развитие и глобальные изменения

1700 млн евро

  • Граждане и управление в европейском обществе, основанном на знаниях

225 млн евро

  • Предсказание научно-технических потребностей Европейского Союза

2345 млн евро

ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОСТРАНСТВА Всего

3050 млн евро

В том числе:

 

  • Исследования и инновации

300 млн евро

  • Кадровые ресурсы

1800 млн евро

  • Инфраструктура науки

900 млн евро

  • Наука и общество

50 млн евро

УКРЕПЛЕНИЕ БАЗИСА ЕВРОПЕЙСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОСТРАНСТВА

450 млн евро

  • Поддержка координации деятельности

400 млн евро

  • Поддержка когерентного развития стратегий

50 млн евро

ИТОГО

16270 млн евро

На с. 7 Пояснительной записки к проекту документа в разделе “Другие измерения интеграции науки” говорится: “Международное сотрудничество будет важным аспектом деятельности, осуществляемой в этой части Рамочной программы.
Деятельность, осуществляемая в этой связи, будет иметь несколько разновидностей. В приоритетных тематических направлениях должны быть предприняты инициативы для обеспечения когерентности Европейского вклада в международные усилия, а также интегрированного международного сотрудничества с третьими государствами или группами третьих государств, например, развивающихся стран. Ученые и организации из третьих стран будут иметь возможность в некоторых случаях участвовать в сетях передовых центров и интегрированных проектах, тематика которых представляет особый интерес для этих стран. Это участие должно представлять собой существенную часть международного сотрудничества в данной Рамочной программе.
Специальные мероприятия в области сотрудничества должны осуществляться с некоторыми группами стран. Это особенно относится к средиземноморским третьим странам, России и государствам СНГ, а также развивающимся странам, для поддержки политики ЕС в области внешних отношений и технической помощи…” Эта же идея повторена на с. 30 проекта документа.
Пока неизвестно, каким образом будут распределены 600 млн ЕВРО, запланированные на международное сотрудничество. Известно только, что предполагается, что ИНТАС продолжит свою деятельность, хотя его стратегия, видимо, претерпит некоторые изменения, а отдел, осуществлявший управление программой ИНКО в 5РП расформирован в процессе реформирования Европейской комиссии

ПРОГРАММА МАРИИ КЮРИ

СЕДЬМАЯ РАМОЧНАЯ ПРОГРАММА ЕС

http://europa.eu.int/comm/research/future

http://dbs.cordis.lu
По данным CORDIS (News), 16 июня 2004 г. на специальной презентации информационного выпуска Европейской комиссии комиссар ЕС по научным исследованиям Филипп Бюскэн сообщил об официальном открытии дискуссий по вопросам будущей научно-исследовательской политики ЕС. Предложения Европейской комиссии включают вопросы партнерства в сфере новых технологий, создание нового агентства для оказания поддержки фундаментальным научным исследованиям, разработку новой структуры управления, предназначенной для реализации инициатив, финансируемых ЕС.
Данный документ обосновывает необходимость увеличения научно-исследовательского бюджета ЕС в два раза, очерчивает структуру финансирования Седьмой Рамочной программы и вводит новые процедуры управления проектами. По словам Ф. Бюскэна, "…новый Договор ЕС будет включать новую статью - по единому Европейскому научному пространству. Это новая концепция, с которой мы вступаем в новую эру…Мы должны аргументировано обосновать удвоение бюджета на научные исследования и развитие и должны разработать новый подход".

С предложением удвоения данного бюджета согласны все комиссары ЕС, и, более того, все они убеждены, что для эффективной промышленной политики абсолютно необходима прочная поддержка со стороны научно-исследовательской сферы. Кроме того, нельзя не учитывать, что расходы на научные исследования и разработки в настоящее время уже значительно возросли.

Седьмая Рамочная программа, по всей вероятности, будет представлена в виде структуры "шесть плюс два". Шесть - это следующие главные направления:

создание "полюсов" научного опыта и высокого уровня квалификации;

предложение и реализация технологических инициатив в ключевых промышленных областях;

поощрение конкуренции между группами, ведущими фундаментальные научные исследования;

укрепление кадровых ресурсов;

разработка научно-исследовательских структур, исходя из европейских интересов;



упрочение координации национальных программ.
Ещё два - это две относительно новых области, претендующих на получение научно-исследовательского финансирования ЕС: космос и проблемы безопасности.
Что касается технологических инициатив, то они, по всей вероятности, будут схожи с уже существующими Технологическими платформами (в основе которых - сведение воедино компаний, научных и финансовых организаций, властных структур, отвечающих за процесс регулирования), но будут иметь более широкий масштаб. В информационном сообщении Европейской комиссии они определяются как "широкомасштабные" "совместные технологические инициативы", реализация которых будет базироваться на статье 171 Договора ЕС. Данная статья договора позволяет ЕС "учреждать совместные предприятия или какие-либо другие структуры, необходимые для эффективного выполнения научно-исследовательских, технологических и демонстрационных программ ЕС".
Стимулирование конкуренции между группами, проводящими фундаментальные научные исследования, должно, по всей вероятности, осуществляться через Европейский Совет по научным исследованиям или аналогичную структуру. В настоящее время фундаментальные научные исследования финансируются на национальных уровнях, но нет достаточно чёткого видения качества этих работ. По словам Ф. Бюскэна, сдвиги в этом направлении должны произойти уже к концу 2004 г. и первоначальная задача в этом направлении - учреждение агентства.
Новый аспект связан с управлением. "Один из поводов для критики Шестой Рамочной программы заключается в том, что наши процессы принятия решений являются немного громоздкими", сказал Ф. Бюскэн. Модернизация, упрощение этих процессов основаны на том, чтобы включить в рассмотрение несколько новых подходов к процессу управления, которые были сгруппированы Европейской комиссией по трем основным направлениям: менеджмент в сфере партнерских взаимоотношений; экстернализованный менеджмент; менеджмент Европейской комиссии.
Менеджмент в сфере партнерских взаимоотношений будет включать страны ЕС, все заинтересованные в научных исследованиях стороны и Европейскую комиссию. Он будет применяться для направлений деятельности, разработанных в целях укрепления связи между сферами научных исследований в государственном и частном секторах, или в целях более тесной связи направлений технологической политики стран ЕС. В рамках данной категории структуры менеджмента будут варьироваться в зависимости от того, какие виды деятельности будут осуществляться либо по статье 171, либо по статье 169, либо каким-либо иным образом. Эти виды деятельности должны быть направлены на мобилизацию "критической массы" ресурсов в схемах финансового построения, включая Европейский банк инвестиций, государственное и частное финансирование.
Экстернализованный менеджмент будет применяться для оказания поддержки индивидуальным научно-исследовательским группам и ученым, а также будет использоваться Европейским советом по научным исследованиям.
Менеджмент Европейской комиссии будет применяться для оказания поддержки совместным научным исследованиям, как это было и в предыдущих рамочных программах. Переговоры, которые не требуют прямого вмешательства аппарата сотрудников Европейской комиссии, будут поручаться какой-либо иной структуре.
Пока не определено, кто будет руководить процессом дискуссий по Седьмой Рамочной программе, после того как до конца 2004 г. будет сформирован новый состав Европейской комиссии. Ф.Бюскэн выразил пожелание, чтобы руководящая роль была возложена на Европейский парламент.
Далее в полном объеме представлен сам информационный выпуск Европейской комиссии, предложения которого предполагается положить в основу Седьмой Рамочной программы.

СООБЩЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ от 16.06.2004


"Наука и технологии - ключи от будущего Европы: руководство по будущей политике Европейского Союза по оказанию поддержки сфере научных исследований"
I. ЛИССАБОНСКАЯ ВСРЕЧА И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Европейское научное пространство и "цель - 3%"
1. Научные исследования, технологическое развитие и инновации являются сердцевиной экономики, основанной на знаниях, ключевым фактором экономического роста, трудовой занятости и конкурентоспособности компаний. Именно поэтому Европейская комиссия поставила укрепление сферы европейских научных исследований в качестве главной цели в данном сообщении по будущим финансовым рамкам ЕС, предлагая удвоить (в сравнении в Шестой Рамочной программой) бюджет ЕС на научные исследования (включая два относительно новых направления: космос и проблемы безопасности).
2. Проект по созданию единого Европейского научного пространства, впервые озвученный на Лиссабонском заседании Европейского совета в марте 2000 г., установил соответствующие рамки в отношении сферы научных исследований в Европе. В марте 2002 г. на заседании Европейского совета в Барселоне Европейский союз поставил цель - к 2010 г. достичь того, чтобы расходы на европейские научные исследования составляли 3% от ВВП Европейского Союза, причём предполагается, что 2/3 инвестиций поступят от частного сектора и 1/3 - от государственного. На сегодняшний день этот статистический показатель составляет 2% и, таким образом, в этом отношении ЕС отстает от США (на научные исследования идет 2.8% от ВВП) и от Японии (более 3% от ВВП).
3. В этом контексте достижение целей, поставленных в Лиссабоне, является обязательным.
1.2. Упрочение европейских достижений в сфере научных исследований.
4. Сфера научных исследований становится всё более дорогостоящей: за последние 20 лет стоимость разработки лекарств возросла более чем в 2 раза, а новых узлов и деталей микроэлектроники - в 10 раз. Сегодня сфера научных исследований испытывает острую нехватку во многом, и решить эту проблему эффективно не в состоянии никакая отдельно взятая страна ЕС.
5. Европейская индустриальная политика, в частности, в отраслях с высоким уровнем конкуренции, таких, например, как информационно-коммуникационные технологии, био- и нанотехнологии, аэронавтика и технологии водородной энергетики требует объединения научно-исследовательских достижений на европейском уровне.

6. Деятельность ЕС имеет признанную "огромную европейскую значимость", которая проистекает из комбинированного сочетания достижений на различных уровнях:

установление такого понятия как "критическая масса" ресурсов, особенно в ключевых для экономического роста областях, например, в микроэлектронике, телекоммуникациях, биотехнологиях и аэронавтике;

упрочение квалификационного уровня за счет интенсификации процесса конкуренции на европейском уровне и межнациональное сотрудничество: например, электронная сеть NeuroPrions связывает 52 лаборатории, проводящих научных исследования в области инфекционной спонгиозной энцефалопатии;

использование "каталитического" эффекта в национальных инициативах; улучшение координации направлений деятельности стран ЕС в целях интересов определенных стран (например, опасность природных катаклизмов) или интересов всех стран (например, проблема изменения климата).
7. Увеличение европейского финансирования будет также способствовать достижению цели "3% от ВВП", к которой ЕС стремится на основе реализации "Плана действий", включающего ряд дополнительных мер, большая часть которых направлена на увеличение частных капиталовложений в научные исследования.
8. За счет сочетания дополнительного европейского софинансирования с национальным государственным финансированием (в определенных сферах и определенных странах финансовая поддержка со стороны ЕС эквивалентна национальному "добавочному финансированию"). Такой подход требует четкого определения того, что национальное финансирование не будет соразмерно сокращаться, и на предотвращение такой вероятности направлено политическое заявление стран ЕС и влияние структурной модели ЕС.
9. Многократно умноженные усилия на уровне ЕС окажут прежде всего мощное и целенаправленное воздействие на увеличение объема частных капиталовложений в сферу научных исследований. Европейские компании, в сравнении в американскими и японскими, инвестируют научные исследования гораздо в меньшей степени. Более того, зачастую они осуществляют капиталовложения не в европейских странах. Финансирование со стороны ЕС может способствовать тому, что эти компании увеличат объемы инвестиций именно в Европе, а не вне её, таким образом осуществляя вклад в следующие направления:

создание фундамента для реализации главных технологических проектов, который сведет воедино предприятия и университеты на европейском уровне и который является единственно подходящим для такого уровня;

увеличение кадровых ресурсов: одно из направлений, которое ведет к достижению цели "3% от ВВП", это увеличение в Европе числа научных исследователей до 8 человек на каждые 1000 человек занятого трудового населения (сейчас эта цифра - 6 исследователей на 1000 человек) как и в США;

создание "центров высокого научного уровня" критической массы, способной привлечь инвестиции частного сектора.


1.3. Высокий научный уровень и инновации - ключевые факторы для европейской промышленной конкурентоспособности
10. Одним из условий реализации целей Лиссабонской встречи является основание так называемых "европейских центров высокого научного уровня" с большой степенью прозрачности, открытых на международном уровне, которые будут привлекать лучших ученых из всех стран мира. Это жизненно важно для укрепления роли Европы на мировой технологической "арене" и в научно-исследовательских инициативах по решению глобальных проблем. ЕС должен оказать всяческое содействие в создании таких центров, способствуя повышению научной квалификации за счет поддержки сотрудничества и активизации конкуренции на европейском уровне.
11. В настоящее время Европа не обладает в достаточной степени возможностью для транформации знаний в различные виды продукции и услуг, в особенности, коммерческих. Европейские компании каждый год подают 170 заявок на патенты (из расчёта на 1 млн жителей), в то время как в США аналогичная цифра составляет 400 заявок на 1 млн жителей. Торговый дефицит ЕС в сфере высокотехнологичной продукции находится на уровне 23 млрд евро в год.
12. Сегодня ЕС осуществляет ряд направлений деятельности в поддержку научных исследований на малых и средних предприятиях (МСП) для обеспечения МСП полным спектром преимуществ и выгод; развития фондов "рискового" капитала, научных парков, инкубаторов и разработки региональных направлений политики в области инноваций; передачи технологий и менеджмента в области интеллектуальной собственности и патентов. Эти направления деятельности необходимо рационализовать и перегруппировать таким образом, чтобы сформировать единое гармоничное целое, обладающее критической массой. В этом аспекте процесс начнется как часть общего процесса подготовки к Седьмой Рамочной программе.
1.4. Рационализация научно-исследовательской рамочной программы ЕС
13. Эта необходимость продиктована анализом реализуемой в настоящее время Шестой Рамочной программы ЕС 2002-2006. На сегодня, если рассматривать все направления программы вместе взятые, статистика такова: было подано 28 000 заявок на конкурсы от 150 000 организаций из 50 стран. Уже начата реализация 200 основных межнациональных научно-исследовательских сетей и проектов в таких областях как методы "пост-геномной" фармацевтики, нанометрические детали и узлы микроэлектроники. Кроме того, начата реализация 55 направлений деятельности по организации сетей по таким темам, как безопасность продуктов питания и редкие заболевания.
14. Тем не менее, рамочная программа стала жертвой собственного успеха. Говоря о тысячах присланных на конкурсы заявок, надо сказать, что только 1 из 5 заявок получает финансирование, и всё это только из-за недостатка ассигнований. Особо надо подчеркнуть тот факт, что лишь менее 50% проектов, которые были рассмотрены как имеющие самые высокие стандарты, получили возможность финансирования.
15. Имея несколько механизмов реализации, рамочная программа с их помощью, кроме прочего призвана в обязательном порядке способствовать достижению таких целей как: укрепление сотрудничества и повышение уровня конкуренции; поддержка как фундаментальных, так и промышленных научных исследований; поддержка спонтанно предлагаемых проектов и инициатив, основанных на политическом выборе и т.д. Несмотря на недавний прогресс в деле упрощения контрактных процедур, надо сказать, что условия выполнения работ по-прежнему требуют усовершенствования.
2. ШЕСТЬ ГЛАВНЫХ ЦЕЛЕЙ
16. Для того чтобы повысить влияние деятельности ЕС, предлагается сконцентрировать эту деятельность вокруг шести главных целей. Для запуска соответствующих направлений со значительным эффектом бюджет ЕС на научные исследования должен быть увеличен за счет определенных соотношений. Финансирование должно предоставляться в соответствии с тремя принципами: соблюдение баланса между нынешними и новыми направлениями деятельности; между научными исследованиями, направленными на углубление и расширение знаний и промышленной эксплуатацией полученных научных результатов; между поддержкой кадрового и материального научно-исследовательского потенциала.
2.1. Создание европейских центров высокого научного уровня на основе сотрудничества научных лабораторий
17. Программы, нацеленные на оказание поддержки межнациональному сотрудничеству научно-исследовательских центров, университетов и фирм, очевидно окажут воздействие на:

качество научных исследований в ключевых для экономического роста областях в Европе, которое должно значительно улучшиться за счет реализации этих программ и одновременно стать более наглядным и видимым;



распространение знаний и научных результатов в границах ЕС, а также возможность для исследователей быть вовлеченными в проекты высокого научного уровня.
18. С началом Шестой рамочной программы к спектру возможностей были добавлены новые механизмы - "сети по обмену научным опытом" (Networks of Excellence) и "интегрированные проекты" (Integrated Projects) - которые уже в настоящее время оказывают заметное влияние на более структурированное проведение научных исследований в Европе, так как они помогают развитию будущих европейских центров высокого научного уровня (наподобие биоэнергетической сети высокого научного уровня, включающей 24 организации из 13 европейских стран, или Европейского научно-исследовательского проекта по новым системам двигателей на базе процессов окисления - этот проект объединяет практически всех главных европейских производителей двигателей для транспортных средств).
19. Исследователи должны иметь возможность в полном объеме эксплуатировать эти возможности - включая возможность реализации проектов меньшего масштаба - в соответствии со своими интересами и потребностями. Был учрежден Экспертный совет по среднесрочной оценке эффективности механизмов Шестой Рамочной программы. После проведения обзора на основе анкетных данных и устных ответов участников или кандидатов, принимающих участие в программах, в кратчайшие сроки будут выдвинуты предложения.
2.2. Запуск европейских технологических инициатив
20. По инициативе Европейской комиссии и промышленных кругов в настоящее время создаются так называемые "технологические платформы", которые должны свести воедино компании, научно-исследовательские организации, финансовые структуры и органы власти, ответственные за процесс регулирования на европейском уровне для четкого определения научно-исследовательской программы, призванной мобилизовать критическую массу государственных и частных ресурсов.
21. Такой подход будет принят в таких областях как энергетика (водородные технологии, фотогальваническая солнечная энергия), транспорт (аэронавтика), мобильные средства связи, встроенные системы и наноэлектроника. Это вызывает безусловную необходимость четкого определения законодательных и регуляторных условий, обязательных для реализации общей научно-исследовательской программы.
22. Часто реализация направлений программы будет осуществляться через посредство такого механизма как "интегрированные проекты". В ограниченном числе случаев наиболее подходящим представляется "всеевропейский" подход, включающий реализацию широкомасштабных "совместных технологических инициатив". Соответствующие рамки для их выполнения - это структуры, базирующиеся на статье 171 Договора ЕС ("ЕС может учреждать совместные предприятия или какие-либо другие структуры, необходимые для эффективного выполнения научно-исследовательских, технологических и демонстрационных программ ЕС").
2.3. Стимулирование творчества в сфере фундаментальных научных исследований за счет интенсификации конкуренции между группами на европейском уровне
23. Открытая конкуренция между научно-исследовательскими группами и оказание им поддержки на европейском уровне будут способствовать активизации динамики, творчества и научной квалификации европейских научных исследований, одновременно содействуя их большей прозрачности. Результаты дискуссии по фундаментальным научным исследованиям и выводы Европейского совета по научным исследованиям, который в январе 2004 г. был возведен Европейской комиссией на уровень политического органа, выявили необходимость следующих мер:

признавая всё большую значимость фундаментальных научных исследований для укрепления экономики, необходимо всесторонне и более полно содействовать этому типу исследований в Европе;

повысить объемы финансирования на фундаментальные научные исследования в Европе за счет учреждения механизма поддержки научно-исследовательских проектов, осуществляемых индивидуальными группами исследователей, которые конкурируют с другими аналогичными группами на европейском уровне.
24. Европейская комиссия предлагает создание следующего механизма. Проекты должны предлагаться исследователями по их собственной инициативе без какого-либо тематического ограничения или принуждения и по тем темам, которые выбраны самими исследователями. Затем проекты будут отбираться без какого-либо принудительного обязательства к межнациональному сотрудничеству - на основе их научной ценности по итогам объективной равноправной оценки.
2.4. Становление Европы, привлекающей лучших научных исследователей
25. Цель ЕС состоит в содействии развитию европейских научных карьер с одновременным содействием созданию условий гарантий того, что исследователи остаются в Европе и с привлечением в Европу лучших ученых. Перед лицом растущей конкуренции на мировом уровне необходимо упрочить направления деятельности по программе Марии Кюри и для этого переместить акцент на следующие моменты в рамках данной программы:

привлечение молодых людей в науку и начальное обучение исследователей за счет оказания поддержки процессу структурирования обучения, особенно - междисциплинарного обучения;

роль и место женщин в науке и сфере научных исследований;

передача знаний, которая в особенности должна послужить на пользу технологически отсталым регионам, а также малым и средним предприятиям;

международный размах процесса обучения и мобильности исследователей за счет активизации обмена кадрами с другими странами мира;

возможность обучения на протяжении всей жизни и карьерный рост.


2.5. Развитие научно-исследовательских инфраструктур в европейских интересах
26. Очень важным шагом в области научно-исследовательских инфраструктур в Европе стало учреждение Форума европейской стратегии по научно-исследовательской инфраструктуре (ESFRI - European Strategy Forum on Research Infrastructure). До этого направления ЕС ограничивались главным образом оказанием поддержки межнациональному доступу к инфраструктурам и поддержки научно-исследовательским проектам в реализации их выполнения.
27. Предлагается упрочить этот вид деятельности за счет поддержки создания и деятельности новых инфраструктур в европейских интересах в виде механизма, наподобие того, который используется для межевропейских электронных сетей (TENs - Trans-European Networks) на базе модели финансирования оборудования для наноэлектроники и лазеров на свободных электронах в рамках "Европейской инициативы содействия росту" (European Growth Initiative).
28. Данный подход должен быть принят также для оказания поддержки жизненно важным услугам для европейского научного сообщества: распределенные коммуникационные инфраструктуры (проекты GEANT для взаимодействия электронных научно-исследовательских сетей и сеть GRID) или системы электронного архивирования для научных публикаций; базы данных биоинформатики.
2.6. Улучшение координации национальных научно-исследовательских программ
29. В контексте Шестой Рамочной программы уже были предприняты успешные усилия по улучшению координации национальных научно-исследовательских программ, и эти усилия необходимо упрочить. Для этого нужно увеличить ресурсы, выделяемые на направления ERA-NET по организации сетей национальных программ, на научные исследования и на активизацию взаимного доступа.

следующая >>
Смотрите также:
Программа определит стратегию научно-технического развития Европейского Союза
743.26kb.
Перспективы освоения космоса и Луны
129.68kb.
«Растения как биологические часы»
110kb.
Европейский парламент и совет европейского союза
486.17kb.
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «Юность, Наука, Культура»
129.47kb.
«Художественный вкус в виде математической модели миф или реальность?»
307.44kb.
Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура»
380.81kb.
Принципы европейского договорного права основа частного права Европейского союза
154.75kb.
Программа VI региональной научно-методической конференции (22-23 ноября 2012 г.) Петрозаводск 2012 Пленарное заседание
377.03kb.
Программа развития моу всош №8 является организационной основой ее деятельности и определяет стратегию и практику развития. Программа опирается на положения Конвенции о правах ребенка, Конституции рф, Национальной доктрины образования рф
88.9kb.
Д. Ф. Нафикова, А. А. Биглова
71.55kb.
Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России общие положения
163.1kb.