Главная стр 1

Министерство образования Саратовской области

ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3 г.Хвалынска»




Утверждена

министерством образования

Саратовской области

Приказ министерства образования



от «27» августа 2012г. № 2874

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГКОУ Саратовской

области для детей - сирот и

детей, оставшихся без попечения

родителей, «Детский дом № 3

г. Хвалынска»

__________________ Т.А. Бузаева

«31» августа 2012 г.

Приказ №144 «А» от «31» августа 2012г.



Программа

подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью

ребенка, оставшегося без попечения родителей, и их сопровождения

в Саратовской области

«Школа приемных родителей»


Категория обучающихся

Кандидаты и замещающие родители

Срок обучения

80 часов

Время обучения

4 часа в день

Форма обучения

Очно - заочная

Количество групп в год (их наполняемость)

3 группы (8 слушателей)

Министерство образования Саратовской области

ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3 г.Хвалынска»


Утверждена

министерством образования

Саратовской области

Приказ министерства образования



от «27» августа 2012г. № 2874

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГКОУ Саратовской

области для детей - сирот и

детей, оставшихся без попечения

родителей, «Детский дом № 3

г. Хвалынска»

__________________ Т.А. Бузаева

«31» августа 2012 г.

Приказ №144 «А» от «31» августа 2012г.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

программы



«Школа приемных родителей»





п/п

Наименование преподаваемой дисциплины

Количество часов

1.

Методы и техники взаимодействия с замещающей, приемной семьей.

56

2.

Социальные и правовые основы создания, оформления и сопровождения замещающей, приемной семьи

23

4.

Подведение итогов

1




Итого:

80

Министерство образования Саратовской области

ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3 г.Хвалынска»


Утверждена

министерством образования

Саратовской области

Приказ министерства образования



от «27» августа 2012г. № 2874

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГКОУ Саратовской

области для детей - сирот и

детей, оставшихся без попечения

родителей, «Детский дом № 3

г. Хвалынска»

__________________ Т.А. Бузаева

«31» августа 2012 г.

Приказ №144 «А» от «31» августа 2012г.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

программы



«Школа приемных родителей»


Категория обучающихся

Кандидаты и замещающие родители

Срок обучения

80 часов

Время обучения

4 часа в день

Форма обучения

Очно-заочная

Количество групп в год (их наполняемость)

3 группы (8 слушателей)




п/п


Наименование разделов, дисциплин и тем



Количество часов

Всего

Аудиторные

В том числе

Самост.

работа

лекций

практик

1.

Методы и техники взаимодействия с замещающей, приемной семьей.



















1модуль

1.1

Замещающие, приемные родители, какие они? Типы личности замещающих, приёмных родителей.

2

2

2







1.2

Конструктивные и деструктивные мотивы для приема ребенка в семью.

3

3

2

1




1.3

Система ожиданий ребенка от замещающей, приемной семьи и возможность ее реализации

3

3

1

2




1.4

Моделирование присутствие ребенка до его появления в семье

4

2

2




2

1.5

Первая встреча: ожидание и реальность

4

2

2




2

1.6

Приемный ребенок и возрастной кризис

2

2

2







1.7

Приемный подросток

4

4

2

2




1.8

Межличностное взаимодействие с приемным ребенком на различных возрастных этапах

4

4




4




1.9

Как подготовить своих родителей, будущих бабушек и дедушек к появлению нового члена семьи

2

2

2







1.10

Как подготовить родного ребенка к появлению приемного брата или сестры

4

2

2




2

1.11

Почему детдомовским детям трудно в семье

4

4

2

2







2 модуль

  1. 12

Первые дни пребывания ребенка в семье

2

2

2







1.13

Идеальный и реальный родитель

2

2




2




1.14

Привыкание ребенка к новым условиям семьи

2

2

1

1




1.15

Доверие как механизм построения отношений. Способы создания доверительной атмосферы и оказания влияния на ребенка

2

2




2




1.16

Как и когда рассказать ребенку, что он приемный

2

2




2




1.17

Искусство убеждения и психология воздействия во взаимоотношениях со старшими членами семьи

2

2

2







1.18

Психология построения неконкурентных отношений родителя и приемного ребенка

4

4

2

2




1.19

Как преодолеть в себе жестокость и агрессию

4

4

1

3







Итого по разделу 1:

56

50

27

23

6

2.

Социальные и правовые основы создания, оформления и сопровождения замещающей, приемной семьи



















1 модуль

2.1

Направления государственной политики в сфере преодоления сиротства, изменения в действующем законодательстве об опеке и попечительстве, усыновлении.

4

4

4







2.2

Перспективы развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

5

5

5







2.3

Процедура создания и функционирования замещающей и приемной семьи


5

5

5










2 модуль

2.4

Права и обязанности замещающих, приемных родителей

3

3

3







2.5

Социальные гарантии детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3

3

3







2.6

Защита жилищных и иных прав приемного ребенка

3

3

3










Итого по разделу 2:

23

23

23







3

Подведение итогов
















3.1

Итоговая аттестация.

1










1




Всего:

80

73

50

23

7

Министерство образования Саратовской области

ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3 г.Хвалынска»


Утверждена

министерством образования

Саратовской области

Приказ министерства образования



от «27» августа 2012г. № 2874

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГКОУ Саратовской

области для детей - сирот и

детей, оставшихся без попечения

родителей, «Детский дом № 3

г. Хвалынска»

__________________ Т.А. Бузаева

«31» августа 2012 г.

Приказ №144 «А» от «31» августа 2012г.



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Методы и техники взаимодействия с замещающей, приемной семьей»
программы

«Школа приемных родителей»




Категория обучающихся

Кандидаты в замещающие родители

Срок обучения

56 часов

Время обучения

4 часа в день

Форма обучения

Очно-заочная

Количество групп в год (их наполняемость)

3 группы (8 слушателей)



Реквизиты учебной программы дисциплины
Программу разработали:

Чанилова Н.Г., кандидат педагогических наук, доцент, научный руководитель экспериментальной площадки детского дома №3 г.Хвалынска

Кильдячкова А.В., руководитель Центра психолого-медико-социального сопровождения детского дома №3 г.Хвалынска,

Соколова А.В., педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения детского дома №3 г.Хвалынска


Пояснительная записка
Краткая характеристика дисциплины
Дисциплина «Методы и техники взаимодействия с замещающей, приемной семьей» дополнительной образовательной программы «Школа приемных родителей» ориентирована на принимающих родителей, российских граждан, постоянно проживающих в России. Обучение дисциплине бесплатное. Задачи дисциплины:

  • помочь замещающим, приемным родителям разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность к приему ребенка;

  • подготовиться морально и практически к приему ребёнка в свой дом;

  • дать системные знания, необходимые для успешного и надёжного создания новой семьи.

Содержание дисциплины направлено на освещение вопросов влияния генетических и социальных факторов на развитие ребенка; особенностей развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; типичных родительских ошибок, ожиданий и разочарований детей. Особое внимание уделяется интерпретации поведения ребенка в замещающей, приемной семье и приёмам компенсации отрицательного опыта и моральных травм у детей. Полученные в ходе обучения личные данные о слушателях, их семьях и детях являются конфиденциальными и не передаются третьим лицам.

Программа носит модульный характер: 1 модуль рассчитан на родителей, претендующих стать замещающими и приемными. 2 модуль ориентирован на родителей, которые уже воспитывают детей из интернатных учреждений.


Краткая характеристика учебного процесса

На изучение курса данной дисциплины отводится 56 часов.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, практических занятий и тренингов. Ведут занятия специалисты-практики. Дисциплина составлена из двух частей – инвариантной (обязательной для каждого слушателя Школы приемных родителей) и вариативной (в ней слушатели выбирают только те темы, которые представляют для них наибольший интерес). Темы вариативной части прослушиваются в форме персональных или групповых консультаций в случае выбора одной темы несколькими слушателями.

Итоговой аттестации не проводится. По окончанию учёбы слушатели получают Сертификат о прохождении обучения в Центре психолого-медико-социального сопровождения при ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 3» г. Хвалынска по программе «Школа приемных родителей». Сертификат не является аттестационным документом.

Группы формируются из всех желающих со сходными задачами. Количество слушателей в группе – не более 8 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по выходным.
Продолжительность занятий - 4 академических часа в день.
Содержание учебной программы дисциплины

«Методы и техники взаимодействия с замещающей, приемной семьей»



Индекс

Наименование разделов и тем дисциплины

Общая трудоемкость

1.

Методы и техники взаимодействия с замещающей, приемной семьей.




1.1

Замещающие, приемные родители, какие они? Типы личности замещающих, приёмных родителей.

Тестовые методики для определения типа характера по Юнгу замещающих, приёмных родителей. Основные психологические особенности каждого типа. Выбор оптимальной стратегии взаимодействия.



2

1.2

Конструктивные и деструктивные мотивы для приема ребенка в семью.

Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столин. Ведущие мотивы для приема ребенка в семью. Деструктивные мотивы и их корни. Можно ли трансформировать деструктивные мотивы в конструктивные? Как работать с деструктивной мотивацией.



3

1.3

Система ожиданий ребёнка от замещающей, приемной семьи и возможность её реализации.

Плюсы и минусы замещающей, приемной семьи с точки зрения соответствия ожиданиям ребёнка. Как избежать психотравмы при помещении ребенка в семью. Введение понятия "правил игры" (проигрываем бытовые ситуации в новой семье) для снижения травмоопасности ситуации. Как помочь "гостю" почувствовать себя полноправным членом семьи. "Гостевой режим" как основа адаптации ребёнка к семье и переход от “гостевого режима” к повседневной жизни



3

1.4

Моделирование присутствия ребенка до его появления в семье.

Определение пространства и статуса ребёнка в замещающей, приемной семье (практический тренинг).



4

1.5

Первая встреча: ожидания - реальность.  

Что необходимо знать потенциальным родителям о психологических особенностях ребёнка, воспитывающегося в детском доме ( по Е. И. Морозовой). Пути и способы установления контакта. Как возникает эмпатия. Страхи и предубеждения родителей.



4

1.6

Приемный ребенок и возрастной кризис.

Стандартные кризисные ситуации в зависимости от возраста приемного ребенка (1 год, 3 года, 7 лет) и способы их преодоления.


Сущность возрастного психологического кризиса. Стадии развития ребёнка. Развитие доверия/недоверия. Развитие автономии/стыда и сомнения. Развитие трудолюбия/некомпетентности. Каким образом родители могут повлиять на способы выхода из кризиса. Особенности преодоления кризиса приёмными детьми.

2

1.7

Приёмный подросток.

Психологические особенности подросткового кризиса и возможные формы его проявления. Является ли подросток жертвой пубертата? Влияние различных стилей родительского поведения на преодоление кризиса. Проблемные зоны проживания кризиса приёмным подростком и сложности самоидентификации. Эмоциональная буря, негативизм и протест: психологические механизмы возникновения и пути преодоления. Что делать с неудовлетворённостью детским статусом и нежеланием брать на себя взрослые обязанности?



4

1.8

Межличностное взаимодействие с приёмным ребёнком на различных возрастных этапах.

Тренинг коммуникативной компетентности. Принципы учёта возрастных особенностей и потребностей ребёнка в обеспечении адекватной и комфортной социально-психологической "зоны ближайшего развития".



4

1.9

Как подготовить своих родителей, будущих бабушек и дедушек, к появлению нового члена семьи.

Как во взрослом возрасте научиться слышать своих родителей. Как реагировать на контраргументы. Влияние появления нового члена семьи на целостность семейной иерархи. Как понять, чего в действительности боятся родные и что в модели семьи пытаются сохранить неизменным и стабильным?




2

1.10

Как подготовить родного ребёнка к появлению приёмного брата или сестры.

Способы формирования у ребёнка положительной мотивации к появлению приёмного брата или сестры. Пробуждение механизма эмпатии. Формирование понятия "мы" во внутрисемейных взаимоотношениях. Построение модели "расширенной" семьи у родного ребёнка: определение его нового статуса и зоны ответственности.



4

1.11

Почему детдомовским детям трудно в семье.

Система предпочтений приёмных родителей. Факторы привлекательности и популярности ребёнка как отражение родительских ожиданий. Страхи и "мифы" усыновителей и пути их преодоления.



4

1.12

Искусство убеждения и психология воздействия во взаимоотношениях со старшими членами семьи.

Тренинг принятия ответственности. Как разрешать конфликты в ситуациях, построенных на авторитете. Техники достижения компромисса. Техники противодействия влиянию. Техники отказа, или как сказать "нет" близким людям.



2

1.13

Психология построения неконкурентных отношений родного и приемного ребенка.

Психология сотрудничества в отношениях кровных и приемных родных. Ревность и способы ее преодоления.



4




2 модуль




1.14

Первые дни пребывания ребенка в семье.

Ключевые психологические отличия "дома" и "детского дома". Как создать ребёнку безопасную психологическую среду для освоения новых значимых форм поведения (влияние родительских установок на развитие детей). Пути становления сотрудничества. Первый опыт интериоризации прав и обязанностей. Психологическая сущность кризиса адаптации.



2

1.15

Идеальный и реальный родитель.

Пространство и границы семьи. "Скульптура семьи" как техника, позволяющая взглянуть на себя со стороны. Позиции "скульптора" и "глины". Сравнительный анализ полученных моделей. Построение скульптуры "идеальной замещающей, приёмной семьи", дающей максимальное психологическое пространство для развития ребёнка.



2

1.16

Привыкание ребенка к новым условиям в семье.

Понятие психологической подстройки. Определение необходимого пространства и пространственные подстройки. Как найти "ребёнка" в себе и сделать подстройки естественными (по Р. Бернсу)



2

1.17

Доверие как механизм построения отношений. Способы создания доверительной атмосферы и оказания влияния на ребенка.

Доверие как особое состояние сознания. Стратегия работы в состоянии доверия. Техники создания доверительной атмосферы (активное, эмпатийное слушание, безоценочное суждение). Способы адекватного реагирования на вербальную и поведенческую агрессию со стороны ребенка. Психологическая сущность манипуляции родителями и приёмы противостояния ей. Как найти тонкую грань между авторитетом и авторитарностью.



2

1.18

Как и когда рассказать ребенку, что он приемный.

Мотивы сохранения тайны усыновления приёмными родителями. Психологические опасности раскрытия тайны в кризисные периоды развития ребёнка. Кризис идентификации и его возможные последствия. Механизм внутрисемейного доверия как главный аргумент отсутствия тайны для ребёнка.



2

1.19

Как преодолеть в себе жестокость и агрессию.

Освоение «безвредных» способов разрядки гнева и агрессивности.



Анализ конфликтных ситуаций и выхода из них, с проработкой своих чувств и ощущений, повышение самооценки.

4




Итого:

56


Материально-техническое обеспечение дисциплины:


  • технические средства обучения (компьютеры, программное обеспечение, цифровая видеокамера, мультимедиа);

  • видеоаппаратура (телевизор, видеомагнитофон);

  • плакаты, видеокассеты, раздаточный материал для проведения занятий.



Список литературы:

  1. Щелина Т. Т., Нелидов А. Л., Беганцова И. С. Психологическое обеспечение развития личности детей – сирот в учреждениях интернатного типа. – Арзамас: АГПИ, 2003.

  2. Морозова Е. И. Проблемные дети и дети – сироты: Советы воспитателям и опекунам. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2002.

  3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – Спб.: Издательство «Речь», 2003.

  4. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/ Д: «Феникс», 2004.

  5. Истратова О.Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы. –Изд. 4 –е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  6. Педагогика и психология сотрудничества (профилактика безнадзорности): Методическое пособие/ Вакулина Е. А. , Солянова И. Н., Аношкина Ю.Ю.

  7. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: материалы городского семинара психологов « Подросток в кризисной ситуации». – Саратов/ Под ред. М. Ю. Михайлиной, М.А. Павловой

  8. Амбросьева Н. Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – М.: Глобус, 2007.

  9. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения/ авт. – сост. Е. Д. Шваб, Н.П. Пудикова. - Волгоград: Учитель, 2008.

  10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос,1996.

  11. Гринберг С.Н., Савельева Е. В. и др. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. – СПб.: Речь, 2007.

  12. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: М.: Владос, 2001.

  13. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие.- М.: Владос, 1995.

  14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «Бахрах – М»,2000.

  15. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение/ авт. – сост. И.В. Чумаков. – Волгоград: Учитель, 2008.

  16. Синягина Н. Ю. Психолого – педагогическая коррекция детско - родительских отношений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.

  17. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993.

  18. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.

  19. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1997.

  20. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. М.: Владос, 2003.

  21. Прихожан А. М., Толстых Н.Н. Как жить с трудными родителями. М.: Академический проект, 2001.

  22. Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось – 89, 2005.

  23. Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: Вако, 2004.

Министерство образования Саратовской области

ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3 г.Хвалынска»


Утверждена

министерством образования

Саратовской области

Приказ министерства образования



от «27» августа 2012г. № 2874

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГКОУ Саратовской

области для детей - сирот и

детей, оставшихся без попечения

родителей, «Детский дом № 3

г. Хвалынска»

__________________ Т.А. Бузаева

«31» августа 2012 г.

Приказ №144 «А» от «31» августа 2012г.



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Социальные и правовые основы создания, оформления и сопровождения замещающей, приемной семьи»
программы

«Школа приемных родителей»



Категория обучающихся

Кандидаты в замещающие родители

Срок обучения

23 часа

Время обучения

4 часа в день

Форма обучения

Очная

Количество групп в год (их наполняемость)

3 группы (8 слушателей)

Реквизиты учебной программы дисциплины

Программу разработал:

Чанилова Н.Г., кандидат педагогических наук, доцент, научный руководитель экспериментальной площадки детского дома №3 г.Хвалынска

Турутина Е. В. юрист Центра психолого-медико-социального сопровождения детского дома №3 г.Хвалынска,

Власова Е. В., социальный педагог Центра психолого-медико-социального сопровождения детского дома №3 г.Хвалынска.




Пояснительная записка

Краткая характеристика дисциплины
Дисциплина «Социальные и правовые основы создания, оформления и сопровождения замещающей, приемной семьи» программы «Школа приемных родителей» ориентирована на принимающих родителей, российских граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Обучение дисциплине бесплатное. Задачи дисциплины:

  • сформировать представление слушателей о действующем законодательстве в сфере опеки и попечительства, усыновления, преодоления сиротства;

  • ознакомить кандидатов в замещающие, приемные родители с формами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • разъяснить замещающим, приемным родителям их права и обязанности, а также права приемного ребенка и способы их защиты.

Содержание дисциплины направлено на освещение последних изменений в действующем законодательстве; перспектив развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры создания и функционирования приемной и замещающей семьи.

Особое внимание уделяется защите жилищных и иных прав приемного ребенка, а также правам и обязанностям замещающих, приемных родителей.

Полученные в ходе обучения личные данные о слушателях, их семьях и детях являются конфиденциальными и не передаются третьим лицам.
Краткая характеристика учебного процесса
На изучение данной дисциплины отводится 23 часа.

Занятия проводятся в форме лекций. Дисциплина состоит из одной части, обязательной для каждого слушателя.

Группы формируются из всех желающих. Количество слушателей в группе – не более 8 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по выходным. Продолжительность занятий – 4 академических часа.

Содержание учебной программы дисциплины

«Социальные и правовые основы создания, оформления и сопровождения замещающей, приемной семьи»



Индекс

Наименование разделов, дисциплин и тем в нем

Общая трудоемкость

2

Социальные и правовые основы создания, оформления и сопровождения замещающей, приемной семьи

23

1 модуль

2.1


Направления государственной политики в сфере преодоления сиротства, изменения в действующем законодательстве об опеке и попечительстве, усыновлении.

Современное российское законодательство в сфере преодоления сиротства, опеки и попечительства, усыновления. Направление «Дети-сироты» подпрограммы «Дети и Семья» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы. Последние изменения в действующем законодательстве.



4


2.2

Перспективы развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Координатор работы с замещающей семьей. Виды семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



5

2.3

Процедура создания и функционирования замещающей, приемной семьи.

Усыновление (удочерение). Опека (попечительство). Приемная семья.

Патронатная семья.


5


2 модуль

2.4

Права и обязанности замещающих, приемных родителей

Права и обязанности опекунов (попечителей). Права и обязанности приемных родителей. Права и обязанности патронатных воспитателей. Права и обязанности усыновителей.




3


2.5


Социальные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Гарантии права на образование. Гарантии права на медицинское обслуживание. Гарантии прав на имущество и жилое помещение. Гарантии права на труд.



3


2.6

Защита жилищных и иных прав приемного ребенка.

Законодательство в сфере защиты жилищных и иных прав приемного ребенка. Формы (процесс) защиты жилищных и иных прав приемного ребенка.



3




Итого:

23

Материально-техническое обеспечение дисциплины:




  • технические средства обучения (компьютеры, программное обеспечение, цифровая видеокамера, мультимедиа);

  • видеоаппаратура (телевизор, видеомагнитофон);

  • плакаты, видеокассеты, раздаточный материал для проведения занятий.

Список литературы:




  1. Конституция Российской Федерации

  2. Конвенция о правах ребенка

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации

  4. Семейный кодекс Российской Федерации

  5. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"

  6. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве"

  7. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

  8. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

  9. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
    "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

  10. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172
    "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы"

  11. Подпрограмма "Дети и семья" областной целевой программы "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы

  12. Закон Саратовской области от 25 июля 2007 г. № 150-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области»

  13. Закон Саратовской области от 31 октября 2007 г. № 248-ЗСО «О социальной поддержке и материальном обеспечении приемных семей в Саратовской области»

  14. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации

  15. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации

  16. Письмо Минобразования РФ от 29 марта 2002 г. N 483/28-5
    "Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми"

  17. Аверкин В. Н. Путевка в жизнь: Образование, профессия, карьера: Учеб.-справ. Пособие для 9,10,11 кл. общеобразоват.учреждений / В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.

  18. Зубков П. Совершенствование попечительства // "эж-ЮРИСТ", N 19, май 2008 г.

  19. Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / 2- е издание. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 480 с.

  20. Сборник нормативно-правовых актов и инструктивно-методических материалов по вопросам защиты прав несовершеннолетних. Саратов, 2006 г.

  21. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / авт.-сост. Н.А. Маньшина. – Волгоград: Учитель, 2007.-205 с.

  22. Социальный педагог в школе ( из опыта работы) / авт.- сост. Л.Д. Бранова. – Волгоград: Учитель,2008. – 187 с.

  23. Черников Т.В., Сукачева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программа учебно-тренировочных и клубных занятий: метод. Пособие. – М.: Глобус, 2006. – 155 с.


«Итоговая аттестация» (1 час)

программы



«Школа приемных родителей»

Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приёму ребёнка в семью:

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.

Оценка степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.

Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание.

Совместное составление итогового заключения о готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание.
Итоговая аттестация

По окончанию учёбы проводится итоговая аттестация в письменной форме, и слушатели получают Свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623


Требования к уровню подготовки кандидатов в замещающие родители


  1. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:

  • о системе защиты прав детей, формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке замещающих семей, сопровождающей организации и замещающей семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;

  • об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

  • о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

  • о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

  • о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

  • о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;

  • о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

  1. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу,
    должны знать:

  • свои права и обязанности как замещающих родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;

  • закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

  • важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

  • причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

  • о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

  • этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

  • особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;

  • о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;

  • санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

  • способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

  • возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

  1. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу,
    должны уметь:

  • использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

  • видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

  • рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

  • выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

  • осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка; быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

  • предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

  • оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

  • преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

  • прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

  • понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

  • оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

  • быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

  • ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей и замещающим родителям;

  • заботиться о здоровье ребенка;

  • соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

  • понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Программа подготовки поможет кандидатам в замещающие родители закрепить мотивацию устройства в свою семью ребенка или уверенность в обратном.


Смотрите также:
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и их сопровождения в Саратовской области «Школа приемных родителей»
341.32kb.
О «школе кандидатов в замещающие родители»
21.04kb.
Подготовка замещающих родителей к приему ребенка на воспитание в семью
208.35kb.
Адаптация приемного ребенка в замещающей семье
87.06kb.
Закон №159-фз о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
197.91kb.
Перечень нормативно-правовых актов для приемных родителей, опекунов (попечителей) Международное право
28.31kb.
Оставшихся без попечения родителей Анжеро-Судженского городского округа
60.24kb.
Тематический план занятий тренинга «Школа приемных родителей»
66.58kb.
Семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей
46.43kb.
Подпрограмма «Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2010-2011 годы»
134.35kb.
Семейные формы устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
30.01kb.
Гоу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
523.51kb.