Главная стр 1стр 2
скачать



2. Пояснительная записка:

Рабочая программа «География России» для 9 класса составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «География России» 8-9 классы И.И. Баринова, В. П. Дронов М.: Дрофа 2010 и на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне.

Программа по географии составлена в соответствии с требованиями:


  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 22.02.2011г.) «Об образовании»;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года №2080;

  • Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 23.03.2010 г. №819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения»;

  • Инструктивно-методическое письмо «О преподавании географии в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

Учебный предмет «География России» реализует основную цель обучения:

— формирование целостного представления об особенностях природы,

населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:



  • сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Учебно-методический комплект:

  1. Атлас. Население и хозяйство. 9 класс.

  2. И.И.Баринова, В.П.Дронов. География России. Хозяйство и географические районы Рабочая тетрадь.– М.: Дрофа, 2009.

  3. Программа для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы/ сост. Е.В.Овсянникова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.


Изменения, внесённые в программу:

1 час отвожу на введение и знакомство с учебным курсом из резервного времени. На раздел регионального компонента «География Белгородской области» отводится 10 часов учебного времени, в связи, с чем были сокращены часы раздела «Хозяйство России» с 22 до16 часов и раздел «География крупных регионов России» - с 44 до 41 часа и взят 1 час из резервного времени.

Уроки обобщения целесообразно проводить в конце каждой темы, так как на данном уроке проводится повторение пройденного материала, организована работа по восполнению пробелов и контроля знаний, умений и навыков по теме (тестирование, творческие задания, практические работы).

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Хозяйство и географические районы», из расчета 2-х учебных часов в неделю из них 7 практических работ:

1.Практическая работа№1 Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

2. Практическая работа №2 Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

3. Практическая работа №3Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско – Печорского района.

4. Практическая работа № 4 Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

5. Практическая работа №5 Сравнительная характеристика специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

6. Практическая работа №6Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.



7. Практическая работа № 7Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса Западной Сибири.

3.Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


Обще учебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще учебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.




4. Календарно-тематическое планирование:

№№ п/п

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Практическая работа

Подготовка к ГИА

Дом.

задание

план

факт

Введение – 1 час

1







1

Что изучает экономическая география России?







Лекция

С3-6



Часть 5 . Хозяйство России 16 часов

Тема 1. Вторичный сектор экономики- отрасли, перерабатывающие сырье(3)

2







1

Топливно – энергетический комплекс, его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами.







§1, с7-10

3







1

Нефтяная, газовая и угольная промышленность.


Практическая работа№1

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам



Повторить§48, 8 кл.

Разбор заданий ГИА на воспроизведение знаний о размещении топливно-энергетической промышленности



§2, с10-18

Оформ. Пр./ работу



4







1

Электроэнергетика.







§3, с18-

23


Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества(8)

5







1

Классификация конструкционных материалов, проблемы пропорциональности производящих их отраслей.







§4, с23-25

6







1

Черная и цветная металлургия.


Практическая работа №2

Составление характеристики одной из металлургических баз.



Разбор заданий ГИА на воспроизведение знаний о размещении черной металлургии

§5-6, с25-33

7







1

Химическая промышленность.


Практическая работа (тренировочная): Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Разбор заданий ГИА на воспроизведение знаний о размещении химической промышленности

§7-8, стр.33-39

8







1

Лесная промышленность.




Повторить §53, 8 кл

Разбор заданий ГИА на воспроизведение знаний о размещении лесной промышленности



§9,

стр.39-44



9







1

Машиностроение его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями.




Разбор заданий ГИА на воспроизведение знаний о размещении машиностроения

§10,

стр.44-46-50



10







1

География науко-, трудо- и металлоемких отраслей.

Практическая работа (тренировочная): Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.




§11 стр. 46-50

11







1

Пищевая и легкая промышленность.




Повторить §50-54, 8 кл. 232-238

§12, стр.50-57


Тема 3. Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги(5)

12







1

Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы и его развития в России.




Разбор заданий ГИА на воспроизведение знаний об основных чертах географии транспорта

§13, стр.57-60

§14, с60-70



13







1

Сухопутный, водный и воздушный транспорт Связь.







§15, стр.70-77

14







1

Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе.







§16, стр.77-81

15







1

Жилищное и рекреационное хозяйство.







§17, стр.81-87

16







1

Обобщение знаний по теме: «Хозяйство России». Тестирование.




Тестирование по материалам ГИА




Часть 6.


География крупных регионов России 41 час

Тема 1. Районирование России(1)

17







1

Районирование - важнейший метод изучения в географии.







§18, стр.87-94


Тема 2 Европейская Россия(Западный макрорегион) (24ч)

18







1

Особенности природы, истории и географии хозяйства. Запад России.







§19,стр. 94-99

19







1

Европейский Север. Состав района.







§20, стр.99-101

20







1

Различие в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера.







§21, стр.101-109

21







1

Население: национальный состав, традиции и культура.

Практическая работа (обучающая): Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера

Разбор заданий ГИА по определению субъекта РФ по его краткому описанию

§22, стр.109-112

22







1

Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности.


Практическая работа №3

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско – Печорского района






§23,

стр.112-115



23







1

Северо-Западный район. Состав района.







§24-25, стр.115-119

24







1

Район древнего заселения.







§26, стр.119-121

25







1

Экономические, социальные и экологические проблемы.




Разбор заданий ГИА по определению субъекта РФ по его краткому описанию

§27, стр.122-125

26







1

Санкт-Петербурга – северная столица России.







§28, стр.125-131

27







1

Центральная Россия. Факторы формирования района.







§29, стр.131-134

28







1

Климатические условия Центральной России, их благоприятность на жизнь и хозяйственную деятельность человека.







§30, стр.131-134

29







1

Специализация хозяйства на наукоёмких и трудоёмких отраслях.


Практическая работа № 4 Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России




§31,стр.135-140;

§33, стр.144-149



30







1

Возникновение и развитие Москвы. Московский столичный регион

1.Практическая работа (тренировочная): Сравнение географического положения и планировки двух столиц - Москвы и Санкт- Петербурга.

2.Практическая работа (обучающая): Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.



Разбор заданий ГИА по определению субъекта РФ по его краткому описанию

§32, стр.140-144

31







1

Европейский Юг. Геополитическое положение района.







§34, стр.149-149

32







1

Природный амфитеатр. Особенности климата региона.







§35, стр.150-157

33







1

Многонациональность и межнациональные проблемы. Очаги концентрации населения.

Практическая работа (обучающая).

Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав.






§36, стр.157-160

34







1

Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции.

Практическая работа (обучающая):

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.



Разбор заданий ГИА по определению субъекта РФ по его краткому описанию

§37, стр.160-165

35







1

Поволжье. Состав района. Особенности рельефа и климата региона.

Практическая работа : (тренировочная) Экологические и водные проблемы Волги- оценка и пути решения.




§38, стр.165-169

§39, стр.169-172



36







1

Территориальная организация расселения и хозяйства.

Практическая работа (обучающая): Изучение влияния истории на селения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав.




§40,

стр. 172-174



37







1

Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов.

Практическая работа №5

Сравнительная характеристика специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья






§41,

стр. 174-179



38







1

Урал. Географическое положение Урала – на стыке разнообразных границ.







§42, стр.179-182

39







1

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья.







§43, сстр.182-187

40







1

Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота.




Разбор заданий ГИА по определению субъекта РФ по его краткому описанию

§44, стр.187-190

41







1

География и проблемы современного хозяйства.


Практическая работа №6

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала в виде картосхемы






§45, стр. 190-196

42







1

Обобщение по теме «Европейская Россия». Тестирование.










Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион)(14)

43







1

Азиатская Россия. Географическое положение.







§46, стр.196-202

44







1

Западная Сибирь. Географическое положение на западе азиатской части России.

Практическая работа (обучающая): Изучение и оценка природных условий Западно- Сибирского района для жизни и быта человека.




§47-48, стр.202-210

45







1

Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов.

Практическая работа № 7

Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса.



Разбор заданий ГИА по определению субъекта РФ по его краткому описанию

§49-50,

стр.210-214



46







1

Север Восточной Сибири. Географическое положение к востоку от Енисея.







§51, стр.214-217

47







1

Исторические особенности заселения русскими.

Практическая работа (тренировочная): Оценка особенности природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.




§52-53, стр.217-223

48







1

Перспективы развития промышленности.

Практическая работа (тренировочная): Составление характеристики Норильского промышленного узла.

Разбор заданий ГИА по определению субъекта РФ по его краткому описанию

§54, стр.223-228

49







1

Южная Сибирь.







§55, стр.228-234

50







1

Кузнецко-Алтайский подрайон.

Практическая работа (обучающая): Выявление одной из проблем региона. Предложение путей её решения.




§56,стр.234-237

51







1

Ангаро-Енисейский подрайон. Забайкальский подрайон.







§57, стр.237-240

52







1

Дальний Восток.







§58,стр.240-242

53







1

Климатические контрасты севера и юга.




Разбор заданий ГИА по определению субъекта РФ по его краткому описанию

§59,стр.242-247

54







1

Неравномерность размещения населения.







§60,стр.248-249

55







1

Агропромышленный комплекс. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт.







§61,стр.249-253

56







1

Обобщение по теме «География крупных регионов России». Тестирование.




Разбор заданий ГИА по определению субъекта РФ по его краткому описанию




Тема 4. Россия в современном мире 2 часа

57







1

Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья.







Конспект, инд. задания

58







1

Оценка исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией.







Задания в группах

География Белгородской области 10 часов

59







1

Территория, границы, экономико-географическое положение, административно-территориальное деление Белгородской области.







сообщение

60







1

Природные ресурсы как фактор формирования хозяйства

История освоения Белгородской области









§1-2, инд. Задания по теме

61







1

Население Белгородской области.







§3-5

62







1

География отраслей хозяйственного комплекса







§6-8

63







1

Сельское хозяйство. Растениеводство.







§9

64







1

Животноводство.







§10

65







1

Инфраструктурный комплекс.







§11-12

66







1

Историко-культурный потенциал.







§13

67







1

Территориальная организация хозяйства. Внешние экономические связи.







§14-15

68







1

Обобщение по теме: «География Белгородской области. Тестирование.










скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа по географии составлена в соответствии с требованиями: Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 22. 02. 2011г.) «Об образовании»
508.6kb.
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1(ред от 01. 04. 2012) "Об образовании"
140.29kb.
Законом РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»
33.33kb.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
497.6kb.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
163.8kb.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
266.51kb.
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-i "Об образовании"
64.52kb.
Закон от 10 июля 1992 года №3266-1 Об образовании
1874.71kb.
Законом РФ от 10. 07. 1992 n 3266-1 (ред от 03. 12. 2011) "Об образовании"
6069.2kb.
Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе: Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-i «Об образовании»
196.2kb.
Закон РФ от 10. 07. 1992 n 3266-1 (ред от 29. 12. 2010) "Об образовании"
68.57kb.
Т. И. Габович Приказ по школе №56\3
811.55kb.