Главная стр 1
скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА»

( 6 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по истории России для 6 класса обеспечивает изучение курса отечественной истории с древнейших времен до конца XVI в. Она составлена на основе требований к  Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и базовому учебному плану.
Рабочая программа курса «Истории России с древнейших времен до конца XVI века» для 6-х классов составлена в соответствии с Федеральной примерной программой в рамках нового базисного учебного плана. Она позволяет посредством проблемного подхода систематизировать и обобщить исторический материал означенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий. В программе представлен курс истории России с древнейших времен до конца XVI в., включающий региональный компонент исторического образования — историю края, населяющих его народов и т. д. Уроки № 10, 32, 39 посвящены изучению истории Владимирского края с древнейших времен до конца XVI века.

Рабочая программа рассчитана на 40 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и предназначена для учащихся 6-х классов.

      Главным критерием отбора фактов и явлений в программе являлась их значимость в историческом процессе, в развитии российской цивилизации. Принципиальными позициями, заложенными в программу, являются:

      — многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показ возможности альтернативного развития России в переломные моменты ее истории;

      — направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;

      — внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;

      — акцент на сравнение процессов, происходивших в истории России, с аналогичными явлениями в зарубежных странах, показ общеисторических тенденций и уникальной специфики в истории нашей страны;

      — ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории России, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.

      Основной целью учебно-методического комплекта является формирование у учащихся исторического мышления, целостного представления об историческом пути России и населяющих ее народов, об основных этапах, событиях и деятелях российской истории с древнейших времен до конца XVI в.

Цели и задачи изучения истории России в основной школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентации и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны, российской цивилизации в контексте истории человечества. Система исторического образования в современной школе должна создавать условия для активного и творческого применения исторических знаний и соответствующих познавательных умений в учебной и социальной деятельности, обеспечивая тем самым формирование исторического мышления как основы формирования гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности школьника.



Задачами изучения курса истории России в основной школе являются:

  • формирование у молодого человека ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития российской государственности, российской цивилизации с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.



Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов России и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного российского общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого России, её положения в современном мире;

  • умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории России и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников России и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями (действиями):

1. Хронологические знания и умения:

  1. Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной истории.

  2. Соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами;

  1. Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

  2. Группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

  1. Читать историческую карту России с опорой на легенду.

  2. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.).

  3. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

  1. Рассказывать (устно или письменно) о событиях отечественной истории, их участниках.

  2. Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные эпохи отечественной истории.

  3. На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников истории России.

5. Анализ, объяснение:

  1. Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка).

  2. Соотносить единичные исторические факты и общие явления.

  3. Называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений.

  4. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий.

  5. Сравнивать исторические события и явления отечественной и всеобшей истории, определять в них общее и их различия.

5.6. Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий, общемировых чертах и особенностях российской истории.

6. Работа с версиями, оценками:

  1. Приводить оценки событий и личностей отечественной истории в мировом культурно-историческом контексте, изложенные в учебной литературе.

  2. Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории России и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  1. Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий отечественной истории в мировом контексте.

  2. Использовать знания об истории и культуре своего и других народов России в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.

  3. Способствовать сохранению памятников отечественной истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Названные достижения проявляются как в учебных ситуациях (в устных и письменных ответах, подготовленных материалах и т. д.), так и во внешкольной деятельности, общении со сверстниками и людьми старших поколений в окружающей среде.
Межпредметные связи и преемственность

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».


Методический блок

В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология.

В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:


  • технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);

  • технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);

  • технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);

  • метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий);

  • теория решения изобретательских задач – ТРИЗ педагогика (формирование самостоятельного и нестандартного стиля мышления, умений работать с открытыми заданиями, не имеющими четкого решения).

  • компьютерных технологий (создания презентаций POWER POINT по некоторым темам курса; использование CD-дисков по предмету);

  • технологии дифференцированного обучения.

  • игровые технологии.

На уроках истории применяются следующие методы и приемы:

  • - работа с учебником, раздаточным материалом, историческими источниками, средствами массовой коммуникации;

  • - решение проблемных задач

  • - беседа, самостоятельная работа, наблюдение;

  • - работа с помощью схем, наглядных пособий;

  • - работа с исторической картой.

  • - реферативная работа, составление и заполнение контурных карт

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:



  • индивидуальная (консультации);

  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

  • лекции;

  • практические занятия.

  • домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника, рабочей тетрадью и дополнительной литературой для учащихся, анализ документов, творческие работы по проблемным вопросам истории).

Система контроля за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает самостоятельные и контрольные работы, а также защиту практических работ.
Учебно-тематический план

«История России с древнейших времен до конца XVI века»


№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Возникновение и развитие Древнерусского государства

16

2

Борьба Руси за независимость

7

3

Возникновение единого Русского государства

10

4

Россия в XVI в.

7



Тематическое планирование курса «История» 6 класс
«История России с древнейших времен до конца XVI века» - 40 часов
Тема: Возникновение и развитие Древнерусского государства (16 часов)


1.

Введение.

Территория России в древности.



1

Антропология, археология, летопись, лингвистика, Великое оледенение, индоевропейцы, каменный век, община, родовая община, производящее хозяйство

Устный опрос




2.

Происхождение славян.

1

Великое переселение народов, император, колония

Устный опрос




3.

Восточные славяне накануне образования государства.

1

Бояре, государство, дань, двуполье, дружинник, знать, князь, налоги, перелог, подсечная система, смерды, трехполье, холоп, частная собственность, язычество

Письменный опрос




4.

Образование государства Русь.

1

Русь, варяги, норманны

Устный опрос




5.

Русь в первой половине и середине X в.

1

Наместник, полюдье, христианство

Устный опрос




6.

Правление Владимира Святославича. Крещение Руси.

1

Двоеверие, католичество, патриарх, православие

Письменный опрос




7.

Правление Ярослава Мудрого и его сыновей.

1

Междоусобица

Устный опрос




8-9.

Русское общество в

XI в.


2

Вотчина, гости, епископ, закупы, митрополит, монастырь, поземельная зависимость, рядовичи, феодал, феодализм, феодально-зависимое население

Письменный опрос




10.

Русь в конце XI - начале XII в. Владимир Мономах.

Владимирский край в конце XI - начале XII в.



1

Крестовые походы, реформа, ростовщик

Устный опрос




11.

Распад государства Русь. Галицко-Волынское княжество.

1

Дворянство, удел

Устный опрос




12.

Господин Великий Новгород.

1

Аристократия, республика

Письменный опрос




13.

Владимиро-Суздальская Русь.

1




Устный опрос




14-15.

Культура Руси X - начала XIII в.

2

Архитектура, мозаика, фреска

Устный опрос




16.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие Древнерусского государства».

1




Тест



Тема: Борьба Руси за независимость (7 часов)




17-18.

Монгольское нашествие.

2




Письменный опрос




19.

Борьба Руси с врагами на северо-западе.

1

Духовенство, папа римский

Устный опрос




20.

Ордынское иго.

1

Ислам

Устный опрос




21.

Начало возрождения Руси.

1

Посад, посадские люди, починок

Письменный опрос




22.

Возвышение новых русских центров.

1




Устный опрос




23.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Борьба Руси за независимость».

1




Тест



Тема: Возникновение единого Русского государства (10 часов)




24.

Возвышение Москвы.

1




Устный опрос




25.

Куликовская битва.

1




Письменный опрос




26.

Русь в конце XIV - первой половине XV в.

1




Устный опрос




27.

Иван III - государь всея Руси.

1




Устный опрос




28.

Русь между Востоком и Западом. Формирование многонационального государства.

1

Ясак

Письменный опрос




29.

Складывание централизованного государства.

1

Бюрократия, дьяк, казна, местничество, приказ, самодержавие

Устный опрос




30.

Русская православная церковь в XIV - начале XVI в.

1

Ереси, уния

Устный опрос




31.

Хозяйство и люди.

1

Село

Письменный опрос




32.

Культура и быт XIV - начала XVI в. Владимирский край в XIV - начала XVI в.

1




Устный опрос




33.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Возникновение единого Русского государства».

1




Тест



Тема: Россия в XVI в. (7 часов)




34-35.

Начало правления

Ивана IV.



2

Монархия, сословие, стрельцы, царь

Письменный опрос




36.

Внешняя политика Ивана IV.

1




Устный опрос




37.

Опричнина.

1

Опричнина, слобода

Устный опрос




38.

Последние годы грозного царя. Правление Федора Ивановича.

1

Казаки, крепостное право, «Урочные лета»

Письменный опрос




39.

Новые явления в русской культуре XVI в.

Владимирский край в XVI в.



1




Устный опрос




40.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»

1




Тест




Основное содержание

курса «История России с древнейших времен до конца XVI века»

6 класс (40 ч)

Тема 1.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (16 ч)

Введение. Что изучает история России. Важнейшие особенности исторического развития России. Значение изучения истории России для каждого жителя страны и всего общества.

      Исторические источники. Археология. Антропология. Лингвистика. Письменные источники. Памятники культуры.

      Древнейшие люди на территории России. Условия жизни, основные занятия. Родовые общины. Племена. Переход от присваивающего к производящему хозяйству и его последствия. Индоевропейцы, их расселение. Образование предков современных народов мира. Появление славян, угрофиннов, тюрок.

      Основные понятия: родовая община, племя, производящее хозяйство, индоевропейцы, славяне.

      Славяне и их соседи накануне возникновения государства Русь. Славянские земледельческие поселения. Взаимоотношения земледельцев и кочевников. Великое переселение народов и участие в нем славян. Складывание союзов племен у славян. Взаимоотношения славян, аваров, хазар, болгар. Основные занятия и образ жизни восточных славян. Перемены в хозяйстве и общественной жизни. Соседская община. Образование двух центров объединения восточных славян в среднем Поднепровье и у берегов озера Ильмень. Предпосылки зарождения государства у восточных славян. Язычество славян.

      Основные понятия: Восточные славяне. Великое переселение народов. Города-колонии. Союз племен. Соседская община. Подсечное земледелие. Перелог. Двуполье. Трехполье. Государство. Предпосылки образования государства. Центральная власть. Налоги. Законы. Суд. Князь. Частная собственность. Дружина. Дружинник. Смерд. Холоп. Челядь. Язычество. Монотеистическая религия.

      Возникновение государства у восточных славян и первые русские князья. Образование государства Русь в Поднепровье с центром в Киеве и на севере с центром в Новгороде. Варяги. Мнения норманистов и антинорманистов о происхождении варягов и государства Русь. Путь «из варяг в греки». Рюрик. Объединение Олегом двух русских государственных центров. Обложение данью восточнославянских союзов племен. Походы Олега на Византию. Князь Игорь. Полюдье. Действия княгини Ольги по укреплению государства. Крещение Ольги. Князь Святослав, его походы и завоевания.

      Основные понятия: Русь. Варяги. Норманнская теория. Великий князь. Дань. Полюдье. Крещение. Печенеги.

      Государство Русь и русское общество в XI в. Усобица сыновей Святослава. Князь Владимир. Оборона Руси от печенегов. Предпосылки принятия христианства. Крещение Руси и его значение. Двоеверие. Усобица сыновей Владимира. Ярослав Мудрый и его внутренняя и внешняя политика. Русская Правда. Раздел Руси между сыновьями Ярослава Мудрого. Борьба с половцами. Русская Правда Ярославичей. Управление государством. Возникновение феодальной земельной собственности. Вотчина. Основные категории населения Руси. Города, городское население, торговля и ее роль. Организация Русской православной церкви. Митрополит Иларион. Зарождение монашества на Руси. Киево-Печерский монастырь.

      Основные понятия: Усобицы. Крещение Руси. Православие. Католичество. Двоеверие. Русская православная церковь. Митрополит. Епископ. Архиепископ. Священник. Монастырь. Монах. Закон. Русская Правда. Вече. Поземельная зависимость. Вотчина. Феодализм. Феодал. Феодально-зависимое население. Рядович. Закуп. Натуральное хозяйство.

      Русь в конце XI — начале XII в. Борьба между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого. Взаимоотношения Руси с половцами. Деятельность Владимира Мономаха. Любечский съезд князей, значение его решений для развития страны. Крестовый поход против половцев. Усиление противоречий в древнерусском обществе, восстание в Киеве. Правление Владимира Мономаха в Киеве и его реформы. Устав Владимира Всеволодовича.

      Основные понятия: Съезд князей. Крестовый поход. Реформы. Реформатор.

      Начало периода раздробленности на Руси и отдельные русские земли. Распад государства Русь. Природно-экономические, социальные и политические причины распада. Положительные и отрицательные последствия периода раздробленности. Образование самостоятельных княжеств и земель. Сохранение сил, содействовавших единению Руси. Особенности отдельных земель. Галицко-Волынское княжество. Ярослав Осмомысл. Даниил Галицкий. Новгородская земля: особенности экономического и политического развития. Аристократическая республика. Вече. Причины славянской колонизации Северо-Восточной Pycи; Князь Юрий Долгорукий. Основание Москвы. Политика князя Андрея Боголюбского по усилению княжеской власти. Расцвет Владимиро-Суздальского княжества при Всеволоде Большое Гнездо. Возникновение тенденции к складыванию централизованного государства в наиболее развитых княжествах. Зарождение новых социальных слоев.

      Основные понятия: Раздробленность. Дворянство. Централизация. Удел. Аристократия. Республика. Посадник. Тысяцкий.

      Русская культура и быт Х — начала XIII в. Особенности древнерусской культуры. Взаимное влияние культуры различных народов, населявших Русь. Языческие и христианские начала в культуре. Роль Византии в развитии русской культуры. Начало русской письменности, первые школы. Зарождение литературы. Летописи. Нестор. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник культуры Древней Руси. Фольклор, былины, отражение в них исторических событий и настроений народа. Архитектура. Влияние традиций деревянного зодчества на каменное строительство. Прикладное искусство, живопись. Складывание местных особенностей культуры в период раздробленности. Особенности искусства во владимиро-суздальской и новгородской землях. Быт высших и низших слоев населения. Зарождение русской цивилизации и факторы, влиявшие на ее характерные черты и темпы общего развития: неблагоприятные географические и природно-климатические условия, постоянная борьба с кочевниками, колонизация новых территорий. Повторительно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие Древнерусского государства»

      Основные понятия: Культура. Летописи. Былины. Зодчество. Мозаика. Фрески. Цивилизация.

Тема 2.
БОРЬБА РУСИ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ (7 ч)

      Монголо-татарское нашествие на Русь. Территория расселения, хозяйство, военная организация монголо-татар. Завоевательные походы Чингисхана. Поражение русских князей в битве на Калке. Нашествие Батыя на Русь. Силы сторон. Оборона Рязани, Москвы, Владимира. Разгром Владимиро-Суздальского княжества. Поход на Новгород. Оборона Козельска. Взятие монголо-татарами Киева. Поход Батыя на запад. Образование Золотой Орды. Причины поражения Руси. Значение борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями.

      Основные понятия: Монголо-татары. Золотая Орда.

      Борьба на северо-западе Руси. Завоевания крестоносцев в Прибалтике. Образование немецких орденов и Литовского княжества. Князь Александр Невский. Отражение натиска шведов и немецких крестоносцев в Невской битве и Ледовом побоище. Отпор наступлению Литовского княжества. Причины успешного противостояния агрессии с запада.

      Основные понятия: Духовно-рыцарский орден. Крестоносцы. Борьба за независимость.

      Монголо-татарское иго на Руси. Формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Дань и другие повинности населения, новые походы монголо-татар. Последствия ига. Политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде. Русь и Золотая Орда во второй половине XIII в. Восстания в русских городах.

      Основные понятия: Иго. Ярлык. Баскаки. «Ордынский выход».

      Начало возрождения русских земель. Развитие сельского хозяйства, городов. Роль православной церкви в хозяйственном и духовном подъеме Руси. Разные судьбы русских земель после монголо-татарского нашествия. Вхождение западных и южных земель Руси в состав Венгрии, Польши, Великого княжества Литовского. Причины успешного развития Северо-Восточной Руси. Начало соперничества между Москвой и Тверью. Князь Михаил Тверской. Расширение и укрепление Московского княжества при князе Данииле Александровиче. Борьба московского князя Юрия за первенство в Северо-Восточной Руси. Повторительно-обобщающий урок по теме «Борьба Руси за независимость».

      Основные понятия: Посад. Посадские люди. Малороссия. Великое княжество Литовское.

Тема 3.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (10 ч)

      Начало объединения русских земель вокруг Москвы и борьба против ордынского ига. Причины и предпосылки объединения русских земель. Возвышение Московского княжества при князе Иване Калите. Победа Москвы над Тверью. Рост территории и усиление влияния Московского княжества. Политика Ивана Калиты по отношению к Золотой Орде. Прекращение крупных ордынских походов на Русь. Ослабление Золотой Орды. Превращение Москвы в религиозный центр Руси. Митрополит Петр. Митрополит Алексей. Отражение Москвой натиска Великого княжества Литовского. Князь Дмитрий Донской. Начало открытой борьбы с Золотой Ордой. Битва на реке Воже. Национальный подъем на Руси и роль в нем православной церкви. Сергий Радонежский. Поход Мамая и Куликовская битва. Причины победы русских войск. Значение Куликовской битвы. Поход хана Тохтамыша и возобновление выплаты дани Золотой Орде. Укрепление Московского княжества в конце XIV — начале XV в. Борьба с врагами на западе и востоке. Феодальная война в Северо-Восточной Руси и ее последствия. Укрепление власти великого князя московского.

      Основные понятия: Религиозный центр. Единое Русское Государство. Патриотизм. Национальное самосознание. . Феодальная война.

      Образование Русского единого государства. «Государь всея Руси» Иван III. Подчинение Новгорода Москве. Стояние на Угре. Патриотический подъем на Руси и роль православной церкви. Свержение ордынского ига. Присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве. Внешняя политика Русского государства. Войны с Великим княжеством Литовским, Швецией и Ливонским орденом. Присоединение Смоленска и других западнорусских земель. Установление дипломатических отношений с западноевропейскими странами. Складывание великорусской народности. Российское многонациональное государство.

      Основные понятия: Ханство. Независимое государство. Евразийская держава. Великорусская (русская) народность. Многонациональное государство.

      Создание централизованной системы управления. Великий князь. Боярская дума. Центральные органы управления Российским государством. Зарождение приказов. Роль Русской православной церкви в государственном управлении. Создание системы местного управления. Судебник 1497 г. Вооруженные силы. Поместная система. Ограничение права перехода крестьян. Великий князь Василий III. Начало складывания самодержавной власти.

      Основные понятия: Централизованное управление. Боярская дума. Церковный собор. Приказ. Дьяк. Уезд. Кормление. Помещик. Поместье. Служилые люди. Судебник. Ограничение права крестьянских переходов. Юрьев день. Пожилое. Самодержавная власть. Местничество. Бюрократия. Церковный собор.

      Русская православная церковь в XIV — начале XVI в. Распространение монастырей. Основание Троице-Сергиева монастыря. Попытка создания унии католической и православной церквей. Избрание митрополита всея Руси на соборе русских священнослужителей. Взаимоотношения церкви и великих князей. Церковь и ереси. Нестяжатели и иосифляне. Сущность учения «Москва — Третий Рим».

      Основные понятия: Уния. Ересь. Нестяжатели. Иосифляне. Господствующая (официальная) церковь.

      Экономическое развитие России в XV — начале XVI в. Развитие сельского хозяйства. Деревня. Починок. Внутренняя колонизация. Положение крестьянства. Города и торговля. Положение посадских людей.

      Основные понятия: Деревня. Починок. Крестьянство. Внутренняя колонизация. Городское самоуправление.

      Культура и быт XIV — начала XVI в. Литература. Жития святых. «Хождение за три моря» А. Никитина. Архитектура. Возрождение каменного строительства. Строительство в Московском Кремле в конце XV — начале XVI в. Роль итальянских архитекторов. Расцвет русской живописи во второй половине XIV — XV в. Феофан Грек. Андрей Рублев. «Троица». Народное творчество. Жизнь и быт основных сословий. Владимирский край в XIV — начале XV в. Повторительно-обобщающий урок по теме «Возникновение единого Русского государства».

      Основные понятия: Жития. Иконопись. Хождения.

Тема 4.
РОССИЯ В XVI в. (7 ч)

      Начало правления Ивана IV Грозного и реформы середины XVI в. Правление Елены Глинской. Последствия боярского правления. Формирование взглядов Ивана Грозного на характер верховной власти и отношения между правителем и подданными. Венчание Ивана Грозного на царство. Московское восстание 1547 г. и его последствия. Начало самостоятельного правления Ивана Грозного, возникновение Избранной рады. А. Адашев. Сильвестр, А. Курбский, И. Висковатый. Земские соборы — показатель зарождения в России признаков гражданского общества. Создание стрелецкого войска и единого порядка службы дворян. Реформа местного управления. Развитие приказной системы. Стоглавый собор.

      Основные понятия: Боярское правление. Копейка. Царь. Земский собор. Сословное представительство. Гражданское общество. Староста. Стрельцы. Стоглав. Центральное и местное управление.

      Внешняя политика Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение побед на Востоке. Меры по обороне России от набегов со стороны Крымского ханства. Строительство засечных черт. Начало Ливонской войны. Успехи русских войск. Поражение России в Ливонской войне. Героическая оборона Пскова. И. П. Шуйский. Причины успехов внешней политики России на Востоке и неудач на Западе.

      Основные понятия: Засечная черта. Протекторат. Речь Посполитая.

      Опричнина Ивана Грозного. Причины появления опричнины. Смысл опричнины. Расправы над противниками царя. Сопротивление опричнине. Митрополит Филипп. Опричнина в ряду аналогичных событий в других странах Европы XVI в.

      Основные понятия: Опричнина. Земщина. Неограниченная диктатура.

      Россия в конце XVI в. Отмена опричнины. Последствия опричнины и войн для экономики и социального развития России. Введение заповедных лет. Начало крепостного права. Становление казачества. Присоединение Сибирского ханства. Строгановы. Ермак. Правление царя Федора Ивановича. Стабилизация в стране. Б. Годунов. Введение патриаршества и значение этого события. Первый патриарх Иов. Введение «урочных лет» и пятилетнего срока сыска беглых крестьян. Смерть царевича Дмитрия в Угличе, ее последствия.

      Основные понятия: Казаки. Заповедные годы. «Урочные лета». Крепостное право. Патриарх.

      Русская культура и быт XVI в. Влияние событий XVI в. на характер русской культуры. Народное творчество и его герои. Развитие образования. Зарождение русского книгопечатания. И. Федоров и его «Апостол». Литература. «Домострой». Летописание. Лицевой летописный свод. Исторические произведения. XVI в. — век публицистики. Основные идеи публицистических произведений И. Пересветова, А. Курбского и Ивана Грозного. Архитектура. Зарождение шатрового стиля. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Храм Василия Блаженного. Живопись. Дионисий. Проникновение новшеств в русский быт. Владимирский край в XVI в. Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.».

      Основные понятия: Книгопечатание. «Домострой». Публицистика.
Список литературы
Учебно-методический комплект для учащихся



Основная литература для учащихся



Дополнительная литература для учащихся



1.Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс / А.Н. Сахаров. – М.: Просвещение, 2009

2. Рабочая тетрадь по истории Средних веков» (авторы: В.А. Ведюшкин, Е.А. Крючкова).

3.Атлас по истории Отечества. 6 класс, М., Дрофа, 2011 г.


1.Энциклопедический словарь юного историка. – М., 1997
2.Лубченков Ю.Н., Клокова Г.В. История России для детей и юношества. – М., 1998. – Т.1.


Литература для учителя
1.История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.: Учеб. пособие для шк. Владим. Обл. / Ю.Э. Жирнов, В.М. Маслов, В.Н. Киприянова и др.; под ред. Д.И. Копылова. Владимир, 1997. – 176 с.

2.Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс / Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2012. – 144 с.



3.Степанищев А.Т. История Отечества: преподавание в школе. – М.: Гардарики, 2001. – 557 с.
скачать


Смотрите также:
Программа по курсу «история россии с древнейших времен до конца XVI века»
244.26kb.
Календарно-тематическое планирование по курсу «История России. С древнейших времён до конца XVI века»
229.15kb.
Рабочая программа по история россии с древнейших времен до конца XVI в., 6 Класс (37 ч)
390.48kb.
В-i «История России с древнейших времен до конца XVI века»
93.93kb.
Планирование курса «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века»
248.18kb.
Рабочая программа по истории для 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, программы «История России с древнейших времен до конца XVIII века»
31.88kb.
Книга для чтения по истории Отечества до конца XVIII века Книга по истории СССР xixвека В. Валькова «Правители России»
194.21kb.
Книга для чтения по истории Отечества до конца XVIII века Книга по истории СССР xixвека В. Валькова «Правители России»
194.6kb.
-
340.87kb.
Рабочая учебная программа курса для дистанционного обучения по истории, 9 класс. «История России с древнейших времен до конца ХIХ века»
150.18kb.
«Возвышение Москвы»
80.74kb.
Программа курса «История России с древнейших времен до конца ХVIII века» М.: «Русское слово»
253.56kb.