Главная стр 1
скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:



  1. 1 Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию , утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Законом Российской Федерации «Об образовании».

  3. Кравченко А.И., Е.А. Певцова. Обществознание, 8 класс.- М.: Русское слово. 2009 г.

  4. Поурочные разработки для преподавателей по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание», 8 класс.

  5. Кравченко А.И. Программа курса для 8-9 классов образовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2006 г.

Цель курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Задачи курса

- создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;

- воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

- освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

- овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;

- формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Данный курс обществознания позволяет учащимся получить такие знания об обществе и людях, которых помогут им в недалеком будущем улучшить среду обитания, сделать более мир человеческих взаимоотношений.

Курс способствует совершенным интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся



Тематическое распределение количества часов

№ п/п

Разделы


Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа




Обществознание

34

34

1

Общество и человек

10

10

2

Экономическая сфера

9

9

3

Социальная сфера

8

8

4

Повторительно-обобщающий урок

7

7


Основное содержание Рабочей программы(34 ч)

Раздел I. Общество и человек

Тема 1. Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представления о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.



Тема 2. Взаимосвязь природы и общества

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.



Тема 3. Типология обществ

Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов, возникновение государства.

Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.

Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствие ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.

Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Тема 5. Личность и социальная среда

Прирожденные и приобретенные качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.



Тема 6. Потребности человека

Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.



Тема 7. Социализация и воспитание

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.



Тема 8. Социально-психологический процесс общения

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.



Повторительно-обобщающий урок «Человек в обществе и общество в человеке».

Повторительно-обобщающий урок «Общество и человек».

Раздел II. Экономическая сфера

Тема 9. Сущность и структура экономики

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.

Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Тема 10. Товар и деньги

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги - товар - деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.



Тема 11. Спрос и предложение

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.



Тема 12. Рынок, цена и конкуренция

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.



Тема 13. Предпринимательство

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».



Тема 14. Роль государства в экономике

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источники доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.



Тема 15. Бюджет государства и семьи

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицит государственного бюджета и ее расширение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.



Тема 16. Труд, занятость, безработица

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы.

Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Повторительно-обобщающий урок «Становление рыночного общества в России: общее и особенное».

Повторительно-обобщающий урок «Экономическая сфера».

Раздел III. Социальная сфера

Тема 17. Социальная структура

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.



Тема 18. Социальная стратификация

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей.

Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Темы 19-20. Богатые и бедные

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни.

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» России.

Тема 21. Этнос: нации и народности

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.



Тема 22. Межнациональные отношения

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношении между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современное проявления.



Тема 23. Конфликты в обществе

Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.



Тема 24. Семья

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.



Повторительно-обобщающий урок «Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства».

Повторительно-обобщающий урок «Социальная сфера».

Повторительно-обобщающий урок «Общество и человек. Экономическая сфера. Социальная сфера».

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса обществознания учащиеся должны:



Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;

ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

• сознательного неприятия антиобщественного поведения.




Тема урока

Тип урока

Применение технологий

Формы и виды контроля

1

Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе

урок обобщения и систематизации знаний;

Проблемно-поисковая технология

индивидуально-групповой опрос

2

Взаимосвязь природы и общества




комбинированный

технологии исследовательской направленности

Письменное задание творческого характера

3

Типология обществ



урок применения навыков и умений;

проблемно – поисковые технологии

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания

4

Социальный прогресс,и развитие общества

комбинированный урок

технологии моделирующего обучения

Устный опрос

5

Личность и социальная среда

урок применения навыков и умений

Проблемно-поисковая технология

индивидуально-групповой опрос

6

Потребности

человека


комбинированный урок

проблемно – поисковые технологии

Устный опрос

7

Социализация и воспитание

урок усвоения навыков и умений;

технологии моделирующего обучения

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания

8

Общение

комбинированный урок

технологии исследовательской направленности

индивидуально-групповой опрос

9

Социально-психологический процесс

общения


урок усвоения навыков и умений;

технологии моделирующего обучения

Письменное задание творческого характера

10

Повторительно-обобщающий

урок


урок применения навыков и умений

Проблемно-поисковая технология

Устный опрос

11

Сущность и структура экономики

комбинированный урок

технологии исследовательской направленности

индивидуально-групповой опрос

12

Товар и деньги

урок обобщения и систематизации знаний;

технологии моделирующего обучения

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания

13

Спрос и предложение

урок усвоения навыков и умений;

Проблемно-поисковая технология

индивидуально-групповой опрос

14

Рынок, цена, конкуренция

урок применения навыков и умений

технологии моделирующего обучения

Письменное задание творческого характера

15

предпринимательство

урок обобщения и систематизации знаний;

технологии исследовательской направленности

Устный опрос

16

Роль государства в экономике

комбинированный урок

Проблемно-поисковая технология

Устный опрос

17

Бюджет государства и семьи.

урок обобщения и систематизации знаний;

технологии моделирующего обучения

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания

18

Труд

урок усвоения навыков и умений;

технологии исследовательской направленности

Письменное задание творческого характера

19

Повторительно обобщающий урок «Становление рыночного общества»

урок применения навыков и умений

Проблемно-поисковая технология

Устный опрос

20

Повторительно обобщающий урок « Экономическая сфера»

урок обобщения и систематизации знаний;

технологии моделирующего обучения

индивидуально-групповой опрос

21

Социальная

Структура



комбинированный урок

технологии исследовательской направленности

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания

22

Социальная стратификация

урок усвоения навыков и умений;

Проблемно-поисковая технология

индивидуально-групповой опрос

23

Богатые

урок усвоения навыков и умений;

технологии моделирующего обучения

Письменное задание творческого характера

24

Бедные

урок применения навыков и умений

технологии исследовательской направленности

Устный опрос

25

Этнос: нации и народности

комбинированный урок

Проблемно-поисковая технология

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания

26

Межнациональные отношения

комбинированный урок

технологии моделирующего обучения

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания

27

Конфликты в обществе

комбинированный урок

технологии моделирующего обучения

Устный опрос

28

Семья

комбинированный урок

технологии моделирующего обучения

Устный опрос

29

Повторительно-обобщающий урок «Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства».


урок обобщения и систематизации знаний;

технологии исследовательской направленности

Письменное задание творческого характера

30

Повторительно-обобщающий урок «Социальная сфера».


урок обобщения и систематизации знаний;

технологии исследовательской направленности

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания

31

Повторительно-обобщающий урок «Общество и человек. Экономическая сфера. Социальная сфера».


урок обобщения и систематизации знаний;

Проблемно-поисковая технология

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания

32

Резерв










33

Резерв










34

Резерв










скачать


Смотрите также:
Программа по обществознанию 8 класс
191.04kb.
Программа по обществознанию. 9 класс
122.42kb.
Рабочая программа по обществознанию 11 класс учитель
150.39kb.
Рабочая программа по обществознанию 9 класс Учитель истории первой квалификационной категории М. А. Тимакова Рязань, 2013
86.05kb.
Программа по обществознанию 7 класс
54.88kb.
Тесты по обществознанию 7 класс Кравченко А. И задачник по обществознанию 7 классы
263.09kb.
Тесты по обществознанию 7 класс Кравченко А. И задачник по обществознанию 7 классы
322.27kb.
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право).
417.85kb.
Рабочая программа по обществознанию ( включая экономику и право)
421.51kb.
Тематическое планирование элективного курса по обществознанию «Основы политологии» 11 класс
76.77kb.
Тесты по обществознанию, 11 класс, М. 2010-2011 г. 4 Т. А. Корнева «Обществознание 10-11 классы, уроки учительского мастерства»
313.01kb.
Программа по обществознанию. 8 класс
124.43kb.