Главная стр 1стр 2стр 3


«Согласовано» «Утверждаю»

Председатель Управляющего совета Директор МОУ «СОШ п.Заволжский»

____________Е.А.Чекунова __________Г.Н.Забелина

____ ___________2013г. Пр. № 123 от 30.08.2013г.




Образовательная программа

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа п. Заволжский

Пугачевского района Саратовской области»

2013-2018 гг.


.
п. Заволжский

Содержание.
1. Пояснительная записка 2-3

1.1. Актуальность программы 2-3

1.2. Цель программы 3

1.3. Задачи программы 3



2. Учебный план и внеурочная деятельность по

ФГОС НОО 3-8

2.1. Общие положения 3-4

2.2.Учебная деятельность 4-6

2.3. Внеучебная деятельность 6

2.4. Учебно-методическое обеспечение 6-8
3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы по предметам учебного 8-11

плана

3.1. Образовательные области 8-10

3.2. Требования к формированию УУД в результате освоения

основной образовательной программы 10-11



4. Программы формирования универсальных учебных действий 11

5. Программа по предметам учебного плана 11, 21-39

6. Система оценки учебных достижений обучающихся 11-14

7. Условия реализации основной образовательной программы

начальной школы 14
7.1. Использование современных технологий при реализации

основной образовательной программы начальной школы 14


7.2. Материально-технические условия реализации программы 14-15
8. Приложения. 16-39

I.Пояснительная записка

1.1.Актуальность программы. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность ученика, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность. Необходимо формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы для 1-4 классов связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа для 1-4 классов направлена на удовлетворение запросов:

учащихся, родителей — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты и высокообразованных профессионалов; в сохранении и развитии традиций своей малой Родины.

Образовательная программа для 1-4 классов МОУ СОШ п.Заволжский создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Специфика контингента учащихся определяется тем, что более 90% являются воспитанниками дошкольных образовательных учреждений « Березка» и «Солнышко» и имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах; владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи; произвольно регулировать своё поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем; могут использовать эталоны обобщённых способов действий.

Дошкольные образовательные учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации дошкольного и начального общего образования за счёт максимально полного охвата детей образовательными услугами, оптимизации интеллектуальной нагрузки, что, в отличие от искусственного ускорения, даёт возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, обеспечивает их гармоничное развитие.
1.2.Цель программы. Создание условий для формирования у учащихся начальной ступени образования базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.
1.3.Задачи программы:

1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.

2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.

4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

5. Продолжать создание в ОУ развивающей предметной среды.

6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации).

7. Приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре.


2.Учебный план и внеучебная деятельность 1-4 классов по ФГОС НОО

2.1. Общие положения.

Начальные классы обучаются в следующем режиме:

1 класс- используется "ступенчатый" режим обучения:

-занятия начинаются в 830;

-маленькие перемены по 10 минут, 1 большая - 20 минут;

- продолжительность уроков:

– 35 минут (1-2четверть), 40 минут (3-4 четверть).

2-4 классы – уроки по 40 минут.

Обязательная недельная нагрузка учащихся школы соответствует нормам, определенных СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., рег. номер 19993).

1 классы – 21 час;

2-3 классы – 23 часа;

4 класс -23,5 часов



2.2.. Учебная деятельность.

Начальная школа (1-3 класс) работает по образовательной системе» Школа XXI века», 4 класс в 2013-2014 учебном году обучается по УМК « Перспектива».

Для 1- 4 классов учебный план разработан по ФГОС НОО (Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., рег. номер 19993). Базисный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов. Особенность этой части состоит в том, что программа « Разговор о правильном питании» интегрирован с учебным предметом «Окружающий мир».

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся при 5-ти дневной учебной неделе отсутствует в 1-4 классах.



Учебный план (недельный)

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ФГОС НОО


Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего




1

ФГОС


2

ФГОС


3

ФГОС


4

ФГОС








Обязательная часть




Филология

Русский язык

5

5

5

5

20




Литературное чтение

4

4

4

4

16




Иностранный язык

-

2

2

2

6




Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16




Обществознание и естествознание

Окружающий мир /«Разговор о правильном питании»/

2

2

2

2

8




Основы духовно – нравственной культуры народов России

Основы духовно – нравственной культуры народов

-

-

-

0,5

0,5




Искусство

Музыка

1

1

1

1

4




Изобразительное искусство

1

1

1

1

4




Технология

Технология

1

1

1

1

4




Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

12




Итого:

21

23

23

23,5

90,5




Часть, формируемая участниками образовательного процесса /5-ти дневная учебная неделя/

0

0

0

0







Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе

21

23

23

23,5

90.5




Всего к финансированию:

21

23

23

23

90,5



























































Внеучебная деятельность образовательного учреждения

Направления

деятельности

Формы реализации

Количество часов в неделю

Всего

Спортивно-оздоровительное

Экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики и др.

1


1

1

1

4

Художественно-эстетическое

1

1

1

1

4

Научно-познавательное

1




2

2

5

Проектная деятельность







1

1

2

Социальное

1

1

1

1

4

Всего:

4

3

6

6

19

Итого к финансированию:













19



2.3. Внеучебная деятельность.

На внеучебную деятельность по ФГОС НОО отводится от 4 до 6 часов внеучебной деятельности из учебного плана в 1-3-х классах.

Внеучебная деятельность в 1-х классах реализуется через программы «Я и окружающий меня мир» (Приложение 1), по здоровьесбережению младшего школьника (Приложение 2) и следующим направлениям:

- физкультурно-спортивное: «Подвижные игры», «Теннис». Предлагаемые программы предназначены для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.

-художественно-эстетическое: «Умная кисточка», «Город мастеров», «Чудеса своими руками», «В мире книг». Цель данных программ состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.

- научно-познавательное: «Инфознайка», «В мире неизведанных слов», «Если хочешь быть здоров». Цель программ данного направления – обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

- проектная деятельность: «Юный исследователь» - формировать умения заниматься исследовательской и проектной деятельностью

- социальное: «Психологическое сопровождение» - научить детей использовать имеющиеся знания в повседневной жизни

Внеучебная деятельность направлена на:

- формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защите своего здоровья;

- развитие интеллектуальных способностей для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром;

- формирование эстетической воспитанности учащихся, совершенствование их эмоциональной сферы.


2.4.Учебно-методическое обеспечение программы

Поставленные программой цель и задачи реализует УМК «Начальная школа ХХI века», содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.



Предмет

Учебники

Наличие научно-методического обеспечения программы

1класс

2класс

3 класс

4 класс

Учебно-методическое пособие

Матема-тика

1.КоцероваЕ.С., В.Н.Рудницкая «Математика» - 2ч., «Вентана-Граф», 2011

2. Учебная тетрадь в 4 частях, «Вентана-Граф», 2011



Н.Рудницкая «Математика» - 2ч., «Вентана-Граф», 2012г

Н.Рудницкая «Математика» - 2ч., «Вентана-Граф», 2012

Н.Рудницкая «Математика» - 2ч., «Вентана-Граф», 2012

1.В.Н.Рудницкая, О.А.Рыдзе «Разрезной дидактический материал»

2.В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева «Проверочные и контрольные работы»



Русский язык

1.Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова «Букварь» в 2 ч., «Вентана-Граф», 2011

2.М.М.Безруких, М.И.Кузнецова «Прописи» 3 ч., «Вентана-Граф», 2011



Иванов С.В

«Вентана-Граф», 2012



Иванов С.В

«Вентана-Граф», 2012



Иванов С.В

«Вентана-Граф», 2012



1. М.И.Кузнецова А.О.Евдокимова «Методические комментарии к урокам русского языка»

2. А.О.Евдокимова, Л.Е.Журова «Разрезной дидактический материал»




Литера-турное чтение

1.Л.А.Ефросинина «Литературное чтение», «Вентана-Граф», 2011

2. Л.А. Ефросинина «Учебная хрестоматия», М: «Вентана-Граф», 2011



1.Л.А.Ефросинина «Литературное чтение», «Вентана-Граф», 2012

2. Л.А. Ефросинина «Учебная хрестоматия», М: «Вентана-Граф», 2012



1.Л.А.Ефросинина «Литературное чтение», «Вентана-Граф», 2012

2. Л.А. Ефросинина «Учебная хрестоматия», М: «Вентана-Граф», 2012



1.Л.А.Ефросинина «Литературное чтение», «Вентана-Граф», 2012

2. Л.А. Ефросинина «Учебная хрестоматия», М: «Вентана-Граф», 2012



1 М.И.Оморокова «Учимся читать выразительно»

2 Н.Ф.Виноградова «Уроки литературного чтения в современной школе» (метод.пособие)



Изобразительное искус-ство

1.Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская «Изобразительное искусство», М: «Вентана-Граф», 2011

1.Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская «Изобразительное искусство», М: «Вентана-Граф», 2012

1.Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская «Изобразительное искусство», М: «Вентана-Граф», 2012

1.Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская «Изобразительное искусство», М: «Вентана-Граф», 2012

1. Л.А.Неменская «Изобразительное искусство», «Вентана-Граф», 2011

2. Б.М.Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству», «Вентана-Граф», 2011



Окружа--ющий мир

1.Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир», М: «Вентана-Граф», 2011

2. Н.Ф.Виноградова рабочие тетради в 2ч «Окружающий мир», М: «Вентана-Граф», 2011



«Окружающий мир», М: «Вентана-Граф», 2012

2. Н.Ф.Виноградова рабочие тетради в 2ч «Окружающий мир», М: «Вентана-Граф», 2012



«Окружающий мир», М: «Вентана-Граф», 2012

2. Н.Ф.Виноградова рабочие тетради в 2ч «Окружающий мир», М: «Вентана-Граф», 2012



«Окружающий мир», М: «Вентана-Граф», 2012

2. Н.Ф.Виноградова рабочие тетради в 2ч «Окружающий мир», М: «Вентана-Граф», 2012



1. Н.Ф.Виноградова «Учимся думать и фантазировать (для учащихся общеобразовательных школ», М: «Вентана-Граф», 2011

Технология

1.Е.А.Лутцева «Технология», М: «Вентана-Граф», 2011

1.Е.А.Лутцева «Технология», М: «Вентана-Граф», 2012

1.Е.А.Лутцева «Технология», М: «Вентана-Граф», 2012

1.Е.А.Лутцева «Технология», М: «Вентана-Граф», 2012

Методические рекомендации. «Ступеньки к мастерству»,

Лутцева Е.А., Вентана-Граф, 2011 год



Физичес-кая культура

Учебник. Физическая культура.

ПетроваТ.В,КопыловЮ.А.

«Вентана-Граф»,2010


Учебник. Физическая культура.ПетроваТ.В,КопыловЮ.А.

«Вентана-Граф»,2012



Учебник. Физическая культура.ПетроваТ.В,КопыловЮ.А.

«Вентана-Граф»,2012



Учебник. Физическая культура.ПетроваТ.В,КопыловЮ.А.

«Вентана-Граф»,2012



Методические рекомендации для учителя.

ПетроваТ.В.,КопыловЮ.А.

Вентана-Граф, 2011 год

УМК «Школа 21 века», помимо прямого эффекта обучения по предметам — приобретения определённых знаний и умений, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных действий. При выборе учреждением УМК «Школа 21 века» учтены пожелания родителей.


3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы на ступени начального образования по предметам учебного плана.
3.1. Образовательные области.

Образовательная область «Филология».

Образовательная область «Филология» представлена программами по русскому

языку (1 класс-письмо, развитие речи) и литературе чтение ( развитие речи).

В результате изучения курса русского языка учащиеся научатся осознавать язык как основное средство общения и явление национальной культуры, у них будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе изучения русского языка ученики получат возможность реализовать потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык для поиска необходимой информации в разных источниках.

В результате изучения курса литературного чтения учащиеся осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У школьников будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, они будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать точку зрения собеседника. Обучающиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями и научиться воспринимать художественное произведение как вид искусства.

Образовательная область «Математика».
Образовательная область «Математика» включает учебный предмет – математику.

В результате изучения математики ученики научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений. Учащиеся овладеют основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут вычислительные навыки. Ученики научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневной жизни.



Образовательная область «Естествознание».
Образовательная область «Естествознание» представлена учебным курсом

«Окружающий мир»

В процессе изучения курса «Окружающий мир» ученики расширят, систематизируют и углубят представления о природных и социальных объектах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и его здоровье. Они приобретут опыт эмоционально окрашенного личностного отношения к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся способы осмысления личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении.

Образовательная область «Искусство».
Образовательная область «Искусство» включает учебные курсы по музыке и

изобразительному искусству.
Учебный предмет «Музыка». Массовое музыкальное образование и воспитание

опирается на принцип признания самоценности музыкального искусства, который

позволяет учащимся через интонационно-образную природу музыки познавать мир и

самого себя в этом мире. Цель массового музыкального образования и воспитания –

формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка,

формирование у них навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,

ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.



Образовательная область «Физическая культура».

Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и

физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических

качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации

здорового образа жизни.

Образовательная область «Физическая культура» имеет своим учебным предметом один из видов культуры человека и общества, в системном основании которого лежит

физкультурная деятельность. Она характеризуется целенаправленным развитием и

совершенствованием духовных и природных сил человека, которые выступают как цель и условие развития физической культуры личности.

Образовательная область «Технология».

В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности. Самостоятельности, уважение

к людям труда и другие ценные качества, способствующие будущему труженику усвоить требования жизни и утвердиться в ней. Важным условием осуществления

политехнического принципа обучения является органическая связь уроков трудового

обучения со всеми предметами начальной школы.


3.2. Требования к формированию УУД в результате освоения основной образовательной программы

Требования к основным предметным результатам

1.Овладение основами грамотной письменной речи; умение строить высказывания в определённом стиле, в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными нормами.

2. Овладение навыками устного счёта со скоростью выше среднего уровня.

Требования к основным и метапредметным результатам

1. Универсальные учебные умения: осмысленно и творчески пересказывать содержание изученного материала; самостоятельно организовывать свою работу на уроке; самостоятельно выполнять действия по алгоритму; выражать свои мысли устно и письменно.

2. Уровень развития познавательных процессов: наблюдательность; осмысленное запоминание прочитанного или прослушанного текста; умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи; развитое произвольное внимание.

Требования к результатам личностного развития

1. Мотивационные характеристики, общая культура: мотивация к обучению, осмысленное отношение к учебному процессу; устойчивый интерес к изучаемым предметам.

2. Коммуникативные характеристики: речевая культура, коммуникативные качества (умение вести диалог, устанавливать контакт, слушать и принимать точку зрения собеседника, грамотно отстаивать свою точку зрения); умение дружить, умение и желание помогать одноклассникам и другим людям; умение общаться и работать в коллективе.

3. Волевые и деятельностные характеристики: ответственность при выполнении самостоятельных заданий; прилежание, аккуратность, исполнительность, трудолюбие; целеустремлённость, проявление инициативы; саморегуляция; волевые качества при столкновении с трудным материалом, старательность; умение самостоятельно планировать и организовывать своё время; умение самостоятельно принимать решения в учебном процессе.

4. Индивидуальное развитие: умение осознавать свои индивидуальные способности для дальнейшего их развития.

Таким образом, у обучающегося начальной школы должны быть сформированы следующие основные компоненты учебной деятельности: достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями; соответствующее возрастным нормам развитие познавательной сферы; достаточно развитое мышление и нормальный уровень интеллектуального развития, нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы; сформированный контроль и самоконтроль; положительная самооценка.

Обобщённый уровень оценивания УУД представлен в Приложении 3.
4. Программа формирования универсальных учебных действий.

Исходя из основных задач и направлений развития системы образования, основываясь на представлениях обучающихся, учителей и родителей об идеальном выпускнике начальной школы, коллектив школы в качестве базовых ориентиров в программе формирования универсальных учебных действий выделяет:

— ориентиры, направленные на формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование способности к обновлению компетенций;

— ориентацию на достижение планируемых результатов на всех этапах развития личности школьника;

— проектирование психолого-педагогических технологий, направленных на развитие личности и формирование универсальных учебных действий.

Одним из способов реализации компетентностного подхода в современной системе образования является формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия – это способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, что предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции.


5. Программы по предметам учебного плана (Приложение 4)
6. Система оценки учебных достижений обучающихся

Система оценки учебных достижений в МОУ «СОШ п.Заволжский» позволяет проследить связи между оценкой процесса усвоения на разных его этапах, поэтому предполагает: предварительный (вводный) контроль, текущий (тематический) контроль, итоговый контроль (может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела), комплексную проверку.

Методы контроля и оценки знаний и учебных достижений обучающихся

Методы

Задачи

Оценка

Предварительный контроль/ психолого-педагогические исследования/

Наблюдение, письменные и графические работы, решение и составление задач, тестирование

Установление исходного уровня развития разных аспектов личности учащегося, и прежде всего исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь индивидуального уровня каждого ученика

Уровневая:

— высокий уровень готовности к учебной деятельности;

— средний уровень готовности к учебной деятельности;

— низкий уровень готовности к учебной деятельности



Текущий (тематический) контроль

Наблюдение, устный опрос, работа в тетрадях на печатной основе, дидактические карточки, средства ИКТ.

Установление обратной связи; диагностирование хода дидактического процесса, выявление динамики последнего, сопоставление реально достигнутых на отдельных этапах результатов с планируемыми; стимулирование учебного труда учащихся; своевременное выявление пробелов в усвоении материала для повышения общей продуктивности учебного труда

Оценка складывается из: 1) индивидуального наблюдения за работой учащегося: внимательность при объяснении материала, активность и творческий подход к работе на уроке, отношение к изучению того или иного материала и к учёбе в целом и т. д.; 2) показателей полноты и глубины усвоения материала, умения применять полученные знания в практической деятельности и нестандартных ситуациях) оцениваются следующим образом: «умница», «молодец», «нам с тобой надо поработать, и всё получится» с указанием ошибок и способов их исправления

Итоговый контроль отдельного предмета

Наблюдение, устный опрос, тестирование, творческие работы.

Систематизация и обобщение учебного материала

Оценка складывается из: 1) индивидуального наблюдения за работой учащегося: внимательность при объяснении материала, активность и творческий подход к работе на уроке, отношение к изучению того или иного материала и к учёбе в целом и т. д.; 2) показателей полноты и глубины усвоения материала, умения применять полученные знания в практической деятельности и нестандартных ситуациях оцениваются по 10-балльной шкале — оценка учащегося; качественная оценка проводится педагогом (по трем уровням). Оценка фиксируются в индивидуальной карте творческих достижений учащегося и объявляется родителям

Комплексная проверка

Комплексное тестирование (тест обученности), тесты успешности, аутентичное оценивание.

Диагностирование качества реализации межпредметных связей. Оценка личностных достижений и образовательных результатов. Оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, пересматривать её и проявлять инициативу в достижении личных результатов

По 10-балльной системе будет оцениваться способность обучающихся объяснять явления, процессы, события, представления о природе, об обществе, о человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённых способов деятельности с опорой на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов. В данном случае оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект.

Тест успешности (с открытой формой вопросов) оценивается по уровням: высокий, средний, низкий.





Уровень психологической готовности детей к обучению в школе будет изучаться по следующим показателям: мотивация к обучению (интерес к обучению в школе), интеллектуальное развитие (познавательная активность); развитие коммуникативности (культура общения со сверстниками); произвольность поведения; адаптационный язык.

При выборе параметров, характеризующих творческую самореализацию детей, мы исходим из представления о том, что параметры должны отражать в совокупности мотивационный, эмоционально-волевой и деятельностный аспекты творческой деятельности учащихся.

Опираясь на представление о том, что способность к самореализации в познавательной деятельности формируется и проявляется в процессе решения ребёнком самостоятельных познавательно-творческих задач (Н. Г. Дмитрук), мы выделили уровни успешности их выполнения в качестве диагностического показателя самореализации детей младшего школьного возраста в процессе творческой познавательной деятельности. Успешность будет определяться по степени осмысления (понимания) ребёнком творческой идеи (замысла), лежащей в основе познавательной задачи (С. Н. Горычева):

высокий уровень творческой самореализации присущ тем детям, которые стремятся и могут выделить идею и, используя её как основу решения задачи, оперируют познавательным материалом и его аргументацией в ходе решения (испытывают эмоциональную удовлетворённость от процесса и результата своей деятельности);

средний уровень характерен для детей, понимающих взаимосвязи между фактами и познавательной информацией, оперирование которой необходимо для успешного выполнения творческой задачи, но недостаточно самостоятельных в выдвижении идеи, ограниченных в выборе познавательного материала, испытывающих эмоциональный дискомфорт при возникновении трудностей и необходимости их преодоления;

низкий уровень творческой самореализации наблюдается у тех детей, которые не склонны проявлять активность и самостоятельность в решении творческих задач, механически воспроизводят случайные факты, испытывают значительные трудности в оперировании ими, не могут установить и объяснить причинно-следственные связи в процессе решения познавательной задачи.

В качестве важного показателя творческой самореализации как личностной и ценностной характеристики будет рассматриваться потребность детей в признании и самоутверждении. Потребность в признании проявляется в стремлении к взаимопониманию с другими, в уважении и участии, в принятии коллективных решений. Потребность в самоутверждении — в стремлении к престижу, в желании отличаться от других, привлекать к себе внимание.


следующая >>
Смотрите также:
Программа по предметам учебного плана 11, 21-39 Система оценки учебных достижений обучающихся 11-14
876.51kb.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения ооп ноо моу
151.83kb.
Етоды контроля и оценки знаний и учебных достижений обучающихся в системе фгос ООО
30.02kb.
Системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
294.96kb.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Разделы программы в соответствии с умк «Школа России»
7373.73kb.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
425.4kb.
Анализ содержания образования и результативность учебной деятельности. (Самообследование) Выполнение программ по предметам учебного плана за три год
72.79kb.
Доклад для участия в конференции по теме: «Дидактическое обеспечение десятибалльной системы оценки учебных достижений учащихся по физике и математике»
234.49kb.
Естрецовской оош на 2О14 – 2О15 учебный год на основе базисного учебного плана 2ОО9 года при 5-ти дневной неделе(1-4кл) по фгос ноо
736.75kb.
Программа формирования универсальных учебных действий. 35-60 стр. Система оценки достижений планируемых результатов 61-73 стр освоения основной общеобразовательной программы
1973.91kb.
В соответствии с приказом Минобразования России от 02. 98 №322 курс информатики включен в инвариантную часть Базисного учебного плана для старшего звена общеобразовательных школ, т е
904.69kb.
Критерий Высокие результатыучебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние 3 года
584.72kb.