Главная стр 1 ... стр 3стр 4стр 5стр 6
скачать

Содержание изучаемого курса

Тема I полугодия:

«Особенности драматургии сценической музыки»

(16часов)

Урок 1. Классика и современность.

Жанровая, стилевая основа музыки.

Значение слова «классика». Понятия: классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Современность классической музыки.



Знать/понимать: основные понятия классика, классическая музыка, классика жанра, стиль. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого.

Уметь: приводить примеры.

Музыкальный материал:

Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке».

Прокофьев С.С. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта».

Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт».

Уэббер Э.-Л. Ария «Память» из мюзикла «Кошки».

Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».



Урок 2. В музыкальном театре. Опера.

Музыкальная драматургия.

Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.



Знать/понамать: понятия опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие оперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена).

Уметь: приводить примеры оперных жанров, называть имена известных певцов, дирижеров, режиссеров, определять роль оркестра в опере.

Музыкальный материал:

Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

Римский-Корсаков Н.А. Песня Садко из оперы «Садко».

Глинка М.И. «Интродукция» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин».

Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».

Урок 3. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин». Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др.



Знать/понимать: драматургию развития оперы, то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий, понятия каватина, рондо, речитатив.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

Музыкальный материал:

Песня Вани «Как мать убили» из I действия.

Ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал» из IV действия.

Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из III действия.

Каватина и рондо Антониды «Солнце тучи не закроют» из I действия.

Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия.

Хор «Славься» из эпилога оперы.

Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».



Урок 4. Урок 5. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» ». Русская эпическая опера.

Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах.

Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.



Знать/понимать: произведения А. П. Бородина, М. И. Глинки.

Уметь: называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка.

Музыкальный материал:

Песня половецких девушек «Улетай на крыльях ветра» из II действия.

«Половецкие пляски» из II действия.

«Плач Ярославны» из IV действия оперы.

Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».

Урок 6. Урок 7. В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.

Жанры светской музыки. Балет. Музыкальная драматургия.

Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета. Роль балетмейстера и дирижера в балете, хора, тембров инструментов оркестра.



Знать/понимать: понятия балет, типы балетного танца, составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, драматургию развития балета.

Уметь: определять роль балетмейстера и дирижера в балетном спектакле, приводить примеры балетов, полные имена артистов и балетмейстеров, проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять тембры музыкальных инструментов, называть полное имя композитора - Б. И. Тищенко.

Музыкальный материал:

Вступление к первому действию.

Хор «Стон русской земли» из I действия.

Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы».

«Плач Ярославны».

«Молитва».

Б. Окуджава «Молитва».

Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».



Урок 8. Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

Драматизм, героика, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы. Музыкальная драматургия.

Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.

Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В. Серов «Въезд Александра Невского в Псков»; И. Козловский «Памятник Александру Невскому».

Знать/понимать: особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров, понятие драматургия.

Уметь: приводить примеры музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема, рассуждать на поставленные проблемные вопросы, проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений, называть полные имена композиторов, в творчестве которых отразилась героическая тема.

Музыкальный материал:

Фрагмент 1-ой части «Симфонии № 2» («Богатырской») Бородина А.П.

Песня Садко «Высота, высота ль поднебесная» из оперы «Садко» Римского-

Корсакого Н.А.

Кант «Виват».

Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия.

Хор «Славься» из эпилога оперы.

«Наполним музыкой сердца». Сл. и муз. Визбора Ю.



Урок 9. В музыкальном театре. «Мой народ – американцы…».

Джаз. Спиричуэл. Блюз. Симфоджаз. Дж. Гершвин. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки.

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики XX века, первооткрыватель симфоджаза. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка.



Знать/понимать: жизнь и творчество Дж. Гершвина, стиль джаза, понятия жанров джазовой музыки: блюз, спиричуэл, симфоджаз.
Уметь: объяснить слово «хит», проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки.

Музыкальный материал:

Гершвин Дж. «Хлопай в такт».

Гершвин Дж. Фрагменты из «Рапсодии в стиле блюз».

Гершвин Дж. Вступление к опере «Порги и Бесс».

Гершвин Дж. «Колыбельная Клары».

Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца».



Урок 10. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.

Джордж Гершвин. Музыкальная драматургия.

Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.



Знать/понимать: драматургию развития оперы, то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий, понятия жанров джазовой музыки: блюз, спиричуэл, симфоджаз.

Уметь: проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки.
Музыкальный материал:

Гершвин Дж. Песня Порги «Богатство бедняка» и ария «О, Бесс, где моя Бесс».

Гершвин Дж. Песни Спортинга Лайфа «Это совсем не обязательно так» и «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк».

Гершвин Дж. Дуэт «Беси, ты моя жена».

Гершвин Дж. Хор «Я не могу сидеть».

Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память».



Урок 11. Урок 12. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образы Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

Оперный жанр в творчестве композиторов 19 века. Ж. Бизе. Балет.

Музыкальная драматургия.

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев: раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки, раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса. Музыкальная характеристика Эскамильо.



Знать/понимать: драматургию развития оперы, то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий, понятие музыкальная драматургия оперы.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; называть полное имя композитора - Ж. Бизе.

Музыкальный материал:

Бизе Ж. Увертюра к опере «Кармен».

Бизе Ж. «Хабанера» из оперы «Кармен».

Бизе Ж. «Сегидилья» из оперы «Кармен».

Бизе Ж. Сцена гадания из оперы «Кармен».

Бизе Ж. Песенка Хозе из I действия.

Бизе Ж. Ария Хозе из II действия «Видишь, как свято сохраняю цветок…».

Бизе Ж. Марш Тореодора из IV действия.

Сл. и муз. Дольского А. «Исполнение желаний».

Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память».



Урок 13. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образы Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов. Музыкальная драматургия.

Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.



Знать/понимать: драматургию развития балета, понятие транскрипция.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, называть полные имена: композитора - Р. К. Щедрин и балерины – М.М. Плисецкая, выявлять средства музыкальной выразительности.

Музыкальный материал:

Щедрин Р. Вступление к балету «Кармен-сюита».

Щедрин Р. «Выход Кармен и Хабанера», «Болеро», «Дуэт Тореро и Кармен», «Сцена гадания».

Щедрин Р. «Развод караула», «Хозе» и «Адажио».

Щедрин Р. «Тореро» и «Дуэт Кармен и Тореро».

Сл. и муз. Дольского А. «Исполнение желаний».



Урок 14. Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.

Творчество И.С. Баха (прелюдии, фуга, месса). Образцы духовной музыки. Духовная музыка русских композиторов. Интонационно-образная основа музыки.

Музыка И. С. Баха- язык всех времен и народов. Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации сочинений Баха. «Высокая месса» - вокально-драматический жанр. Музыкальное «зодчество» России в творчестве С. В. Рахманинова

Сопоставление двух образных сфер. Музыкальные образы всенощной.

Знать/понимать: понятия месса, всенощная.

Уметь: называть полные имена композиторов: И. С. Бах, С. В. Рахманинов, проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности.

Музыкальный материал:

Бах И.С. «Шутка» из «Сюиты № 2».

Бах И.С. Фуга № 2 из «Хорошо темперированного клавира».

Бах И.С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «Agnus Dei».

Рахманинов С.В. Фрагменты из «Всенощного бдения»: «Придите, поклонимся», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся».

Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».



Урок 15. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений.

Углубление знакомства с рок-оперой Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы - конфликтное противостояние. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы главных героев: Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды.



Знать/понимать: драматургию развития рок-оперы, понятия жанров американской музыки.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства музыкальной выразительности, называть полное имя композитора - Э. Л. Уэббер.

Музыкальный материал:

Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы:

увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя.

Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».



Урок16. Урок 17. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

Знакомство с музыкой Д. Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты.

Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Роль музыки в сценическом действии. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие термина «полистилистика».



Знать/понимать: понятия сюита, полистилистика.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, называть полное имя композитора - Д. Б. Кабалевский, определять тембры музыкальных инструментов, музыкальные жанры, выявлять способы и приемы развития музыкальных образов, называть полное имя композитора - А. Г. Шнитке.

Музыкальный материал:

Кабалевский Д.Б. Фрагменты из музыкальных зарисовок «Ромео и Джульетта»: «Утро в Вероне», «Шествие гостей», «Встреча Ромео и Джульетты».

Фрагменты из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» Шнитке А.: «Увертюра», «Завещание».

Фрагменты из музыки к спектаклю «Гоголь-сюиты» Шнитке А.: «Детство Чичикова», «Портрет», «Шинель», «Чиновники», «Бал».

Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».

Тема II полугодия:

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

(18 часов)

Урок 18. Музыкальная драматургия – развитие музыки.

Музыкальная драматургия. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах.

Закономерности музыкальной драматургии. Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке – развитие. Приемы (способы) развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.



Знать/понимать: основные приемы (способы) развития музыки, понятия секвенция, имитация.

Уметь: приводить примеры.

Музыкальный материал:

Русские народные песни: хороводные, плясовые, лирические протяжные, солдатские.

Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

Свиридов Г. «Романс» из «Музыкальных иллюстраций к повести Пушкина А.С. «Метель».

Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».

Урок 19. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

Духовная музыка в эпоху средневековья: знаменный распев. Духовная и светская музыкальная культура второй половины 17-18 вв.

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка.



Знать/понимать: понятия духовная и светская музыка; вокальная, инструментальная, камерная музыка, что лежит в основе музыки православной и католической церквей.

Уметь: приводить примеры.

Музыкальный материал:

Бах И.С. «Kyrie eleison» из «Высокой мессы» или фрагменты из «Реквиема» Моцарта.

Березовский М. «Не отвержи мене во время старости».

Шуберт Ф. «Аве, Мария».

Бородин А.П. «Ноктюрн» из «Квартета № 2».

Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».



Урок 20. Камерная инструментальная музыка. Этюд.

Жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка. Отличительные черты творчества композиторов-романтиков.

Углубление знаний о музыкальном жанре этюде. Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр концертного этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.



Знать/понимать: понятие этюд.

Уметь: называть имена композиторов: Ф. Шопен, Ф. Лист, проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

Музыкальный материал:

Шопен Ф. Прелюдия, ноктюрн или мазурка.

Мендельсон Б. «Песня без слов».

Рахманинов С.В. «Прелюдия».

Шопен Ф. «Этюд № 12», «Революционный».

Лист Ф. «Метель» из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства».

Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».

Урок 21. Транскрипция.

Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипция - наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.



Знать/понимать: понятия транскрипция, интерпретация.

Уметь: выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений, называть полные имена композиторов: Ф. Лист,

М. А. Балакирев, Ф. Бузони.



Музыкальный материал:

Глинка М.И. - Балакирев М. «Жаворонок».

Шуберт Ф.-Лист Ф. «Лесной царь».

Паганини Н. - Лист Ф. «Каприс № 24».

Бах И.С. - Бузони Ф. «Чакона» для скрипки соло.

Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».



Урок 22. Урок 23. Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо»

А. Шнитке. « Сюита в старинном стиле» А. Шнитке.

Жанры светской музыки. Музыкальная драматургия. Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности.

Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Понятие «полистилистика».

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты А. Шнитке. Музыкальная драматургия сюиты.

Знать/понимать: понятия циклическая форма музыки, полистилистика.

Уметь: приводить музыкальные примеры, определять тембры музыкальных инструментов.

Музыкальный материал:

Шнитке А. 5-я часть «Concerto grosso».

Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».

Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга», «Пантомима».

Сл. и муз. Егорова В. «Следы».

Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».



Урок 24. Урок 25. Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната №11 В.-А. Моцарта.

Основные жанры светской музыки: соната.

Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л. ван Бетховена,

С. С. Прокофьева, В. А. Моцарта. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М. 

Знать/понимать: понятия соната, сонатная форма.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять приемы музыкального развития, называть полные имена композиторов: Л. ван Бетховен,

С. С. Прокофьев, В. А. Моцарт.



Музыкальный материал:

Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

Бетховен Л. «Соната № 8 («Патетическая»)».

Шопен Ф. «Этюд № 12», «Революционный».

Прокофьев C.C. «Соната № 2».

Моцарт В.А. «Соната № 11».

Сл. и муз. Егорова В. «Следы».

Урок 26.- Урок 30. Симфоническая музыка. Симфония № 103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония № 1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония № 5 Л. Бетховена. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.И. Чайковского. Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича.

Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах.

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, В. А. Моцарта, С. С. Прокофьева, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича.



Знать/понимать: понятие симфония, особенности строения симфонии.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ, определять тембры музыкальных инструментов, определять приемы музыкального развития и жанры, называть полные имена композиторов-симфонистов, выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

Музыкальный материал:

Гайдн Й. «Симфония № 103» («С тремоло литавр»).

Моцарт В.-А. «Симфония № 40».

Бетховен Л. «Симфония № 5».

Прокофьев С.С. «Симфония № 1» («Классическая»).

Шуберт Ф. «Симфония № 8» («Неоконченная»).

Чайковский П.И. «Симфония № 5».

Калинников В. Симфония № 1.

Шостакович Д.Д. «Симфония № 7» («Ленинградская»), 1 часть.

Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».

Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли».

Урок 31. Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

Стилевое многообразие музыки (импрессионизм).

Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К. Живописность музыкальных образов симфонической картины.



Знать/понимать: понятия импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина.

Уметь: анализировать составляющие средств выразительности, определять форму пьесы, проводить интонационно-образный анализ музыки, выявлять связи в средствах выразительности музыки и живописи, называть полное имя композитора - К. Дебюсси.

Музыкальный материал:

Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества».

Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго».

Урок 32. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

Жанры светской музыки.

Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфонический цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна. Характерные черты стиля композитора А. И. Хачатуряна.



Знать/понимать: понятие инструментальный концерт, строение инструментального концерта.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ, определять принципы музыкального развития, называть полное имя композитора - А. И. Хачатурян.

Музыкальный материал:

Хачатурян А. И. Концерт для скрипки с оркестром.

Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго».

Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.

Симфоджаз. Джордж Гершвин.

Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Дж. Гершвина.



Знать/понимать: понятия джаз, симфоджаз и их отличительные черты.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять жанровую принадлежность.

Музыкальный материал:

Гершвин Дж. «Рапсодия в стиле блюз».

Сл. Пляцковского М.и муз. Чичкова Ю. «Дом, где наше детство остается».

Урок 34. Урок 35. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит! Исследовательский проект.

Фольклор как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов.

Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этномузыка. Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.



Знать/понимать: основные понятия фольклор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности.

Уметь: определять тембры музыкальных инструментов; приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов.

Музыкальный материал:

По выбору учителя и учащихся.



Исследовательский проект.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения музыки ученик должен:



Знать/понимать:

  • понимать роль музыки в жизни человека;

  • иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);

  • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

  • иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

  • иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Уметь:

  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;

  • ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

  • совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС


урока

Классы

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Требования к уровню достижений

Ресурсно-информационное обеспечение





Иметь представ-ление

Знать

Уметь/иметь опыт, применять на практике




Дата план


Дата факт

Дата план


Дата факт










«Особенности драматургии сценической музыки» (17 часов)


1













Классика и современность Вводный

Жанровая, стилевая основа музыки.

Значение слова «классика». Понятия: классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Современность классической музыки.



Музыкальный материал:

Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке».

Прокофьев С.С. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта».

Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт».

Уэббер Э.-Л. Ария «Память» из мюзикла «Кошки».

Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».




Знать/понимать: основные понятия классика, классическая музыка, классика жанра, стиль. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого.

Уметь: приводить примеры.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


2














В музыкальном театре. Опера. Опера Иван Сусанин».

Расширение и углубление знаний.



Музыкальная драматургия.

Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.



Музыкальный материал:

Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

Римский-Корсаков Н.А. Песня Садко из оперы «Садко».

Глинка М.И. «Интродукция» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин».

Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».


Знать/понамать: понятия опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие оперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена).

Уметь: приводить примеры оперных жанров, называть имена известных певцов, дирижеров, режиссеров, определять роль оркестра в опере.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


3














В музыкальном театре. Опера. Опера Иван Сусанин».

Расширение и углубление знаний.



Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин». Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др.



Музыкальный материал:

Песня Вани «Как мать убили» из I действия.

Ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал» из IV действия.

Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из III действия.

Каватина и рондо Антониды «Солнце тучи не закроют» из I действия.

Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия.

Хор «Славься» из эпилога оперы.

Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».




Знать/понимать: драматургию развития оперы, то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий, понятия каватина, рондо, речитатив.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


4

5














Опера «Князь Игорь»

Изучение и усвоение новых знаний




Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах.

Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.



Музыкальный материал:

Песня половецких девушек «Улетай на крыльях ветра» из II действия.

«Половецкие пляски» из II действия.

«Плач Ярославны» из IV действия оперы.

Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».


Знать/понимать: произведения А. П. Бородина, М. И. Глинки.

Уметь: называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


6

7













В мзыкальном театре.Балет. Балет «Ярославна».

Обобщение

и изучение

материала



Жанры светской музыки. Балет. Музыкальная драматургия.

Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы

танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета. Роль балетмейстера и дирижера в балете, хора, тембров инструментов оркестра.

Музыкальный материал:

Вступление к первому действию.

Хор «Стон русской земли» из I действия.

Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы».

«Плач Ярославны».

«Молитва».

Б. Окуджава «Молитва».

Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».




Знать/понимать: понятия балет, типы балетного танца, составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, драматургию развития балета.

Уметь: определять роль балетмейстера и дирижера в балетном спектакле, приводить примеры балетов, полные имена артистов и балетмейстеров, проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять тембры музыкальных инструментов, называть полное имя композитора - Б. И. Тищенко.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


8














Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

Повторение и обобщение

знаний


Драматизм, героика, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы. Музыкальная драматургия.

Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.

Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В. Серов «Въезд Александра Невского в Псков»; И. Козловский «Памятник Александру Невскому».

Музыкальный материал:

Фрагмент 1-ой части «Симфонии № 2» («Богатырской») Бородина А.П.

Песня Садко «Высота, высота ль поднебесная» из оперы «Садко» Римского-

Корсакого Н.А.

Кант «Виват».

Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия.

Хор «Славься» из эпилога оперы.

«Наполним музыкой сердца». Сл. и муз. Визбора Ю.




Знать/понимать: особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров, понятие драматургия.

Уметь: приводить примеры музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема, рассуждать на поставленные проблемные вопросы, проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений, называть полные имена композиторов, в творчестве которых отразилась героическая тема.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


9














В музыкальном театре. «Мой народ – американцы…».

Изучение и усвоение знаний



Джаз. Спиричуэл. Блюз. Симфоджаз. Дж. Гершвин. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки.

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики XX века, первооткрыватель симфоджаза. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка.



Музыкальный материал:

Гершвин Дж. «Хлопай в такт».

Гершвин Дж. Фрагменты из «Рапсодии в стиле блюз».

Гершвин Дж. Вступление к опере «Порги и Бесс».

Гершвин Дж. «Колыбельная Клары».

Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца».




Знать/понимать: жизнь и творчество Дж. Гершвина, стиль джаза, понятия жанров джазовой музыки: блюз, спиричуэл, симфоджаз.
Уметь: объяснить слово «хит», проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


10














«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.

Изучение и усвоение знаний



Джордж Гершвин. Музыкальная драматургия.

Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.



Музыкальный материал:

Гершвин Дж. Песня Порги «Богатство бедняка» и ария «О, Бесс, где моя Бесс».

Гершвин Дж. Песни Спортинга Лайфа «Это совсем не обязательно так» и «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк».

Гершвин Дж. Дуэт «Беси, ты моя жена».

Гершвин Дж. Хор «Я не могу сидеть».

Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память».




Знать/понимать: драматургию развития оперы, то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий, понятия жанров джазовой музыки: блюз, спиричуэл, симфоджаз.

Уметь: проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки.



CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


1112














Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образы Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

Изучение новых знаний



Оперный жанр в творчестве композиторов 19 века. Ж. Бизе. Балет.

Музыкальная драматургия.

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев: раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки, раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса. Музыкальная характеристика Эскамильо.



Музыкальный материал:

Бизе Ж. Увертюра к опере «Кармен».

Бизе Ж. «Хабанера» из оперы «Кармен».

Бизе Ж. «Сегидилья» из оперы «Кармен».

Бизе Ж. Сцена гадания из оперы «Кармен».

Бизе Ж. Песенка Хозе из I действия.

Бизе Ж. Ария Хозе из II действия «Видишь, как свято сохраняю цветок…».

Бизе Ж. Марш Тореодора из IV действия.

Сл. и муз. Дольского А. «Исполнение желаний».

Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память».




Знать/понимать: драматургию развития оперы, то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий, понятие музыкальная драматургия оперы.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; называть полное имя композитора - Ж. Бизе.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


13














Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образы Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

Расширение и углубление

знаний


Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов. Музыкальная драматургия.

Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.



Музыкальный материал:

Щедрин Р. Вступление к балету «Кармен-сюита».

Щедрин Р. «Выход Кармен и Хабанера», «Болеро», «Дуэт Тореро и Кармен», «Сцена гадания».

Щедрин Р. «Развод караула», «Хозе» и «Адажио».

Щедрин Р. «Тореро» и «Дуэт Кармен и Тореро».

Сл. и муз. Дольского А. «Исполнение желаний».




Знать/понимать: драматургию развития балета, понятие транскрипция.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, называть полные имена: композитора - Р. К. Щедрин и балерины – М.М. Плисецкая, выявлять средства музыкальной выразительности.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


14














Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.

Расширение и углубление

знаний


Творчество И.С. Баха (прелюдии, фуга, месса). Образцы духовной музыки. Духовная музыка русских композиторов. Интонационно-образная основа музыки.

Музыка И. С. Баха- язык всех времен и народов. Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации сочинений Баха. «Высокая месса» - вокально-драматический жанр. Музыкальное «зодчество» России в творчестве С. В. Рахманинова

Сопоставление двух образных сфер. Музыкальные образы всенощной.

Музыкальный материал:

Бах И.С. «Шутка» из «Сюиты № 2».

Бах И.С. Фуга № 2 из «Хорошо темперированного клавира».

Бах И.С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «Agnus Dei».

Рахманинов С.В. Фрагменты из «Всенощного бдения»: «Придите, поклонимся», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся».

Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».




Знать/понимать: понятия месса, всенощная.

Уметь: называть полные имена композиторов: И. С. Бах, С. В. Рахманинов, проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


15













Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.

Изучение и закрепление знаний




Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений.

Углубление знакомства с рок-оперой Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы - конфликтное противостояние. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы главных героев: Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды.



Музыкальный материал:

Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы:

увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя.

Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».




Знать/понимать: драматургию развития рок-оперы, понятия жанров американской музыки.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, определять тембры музыкальных инструментов, выявлять средства музыкальной выразительности, называть полное имя композитора - Э. Л. Уэббер.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


1617













Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».

Изучение и закрепление знаний




Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

Знакомство с музыкой Д. Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты.

Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Роль музыки в сценическом действии. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие термина «полистилистика».

Музыкальный материал:

Кабалевский Д.Б. Фрагменты из музыкальных зарисовок «Ромео и Джульетта»: «Утро в Вероне», «Шествие гостей», «Встреча Ромео и Джульетты».

Фрагменты из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» Шнитке А.: «Увертюра», «Завещание».

Фрагменты из музыки к спектаклю «Гоголь-сюиты» Шнитке А.: «Детство Чичикова», «Портрет», «Шинель», «Чиновники», «Бал».

Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».


Знать/понимать: понятия сюита, полистилистика.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, называть полное имя композитора - Д. Б. Кабалевский, определять тембры музыкальных инструментов, музыкальные жанры, выявлять способы и приемы развития музыкальных образов, называть полное имя композитора - А. Г. Шнитке.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)


18














Музыкальная драматургия – развитие музыки.

Вводный урок Обобщение материала



Музыкальная драматургия. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах.

Закономерности музыкальной драматургии. Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке – развитие. Приемы (способы) развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.



Музыкальный материал:

Русские народные песни: хороводные, плясовые, лирические протяжные, солдатские.

Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

Свиридов Г. «Романс» из «Музыкальных иллюстраций к повести Пушкина А.С. «Метель».

Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».


Знать/понимать: основные приемы (способы) развития музыки, понятия секвенция, имитация.

Уметь: приводить примеры.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


19













Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

Расширение и углубление знаний.



Духовная музыка в эпоху средневековья: знаменный распев. Духовная и светская музыкальная культура второй половины 17-18 вв.

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка.



Музыкальный материал:

Бах И.С. «Kyrie eleison» из «Высокой мессы» или фрагменты из «Реквиема» Моцарта.

Березовский М. «Не отвержи мене во время старости».

Шуберт Ф. «Аве, Мария».

Бородин А.П. «Ноктюрн» из «Квартета № 2».

Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».




Знать/понимать: понятия духовная и светская музыка; вокальная, инструментальная, камерная музыка, что лежит в основе музыки православной и католической церквей.

Уметь: приводить примеры.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


20














Камерная инструментальная музыка. Этюд.

Изучение и закрепление знаний




Жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка. Отличительные черты творчества композиторов-романтиков.

Углубление знаний о музыкальном жанре этюде. Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр концертного этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.



Музыкальный материал:

Шопен Ф. Прелюдия, ноктюрн или мазурка.

Мендельсон Б. «Песня без слов».

Рахманинов С.В. «Прелюдия».

Шопен Ф. «Этюд № 12», «Революционный».

Лист Ф. «Метель» из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства».

Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».


Знать/понимать: понятие этюд.

Уметь: называть имена композиторов: Ф. Шопен, Ф. Лист, проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


21













Транскрипция.

Изучение и закрепление знаний



Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипция - наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.



Музыкальный материал:

Глинка М.И. - Балакирев М. «Жаворонок».

Шуберт Ф.-Лист Ф. «Лесной царь».

Паганини Н. - Лист Ф. «Каприс № 24».

Бах И.С. - Бузони Ф. «Чакона» для скрипки соло.

Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».




Знать/понимать: понятия транскрипция, интерпретация.

Уметь: выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений, называть полные имена композиторов: Ф. Лист,

М. А. Балакирев, Ф. Бузони.




CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


22

23













Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.

Систематизация знаний




Жанры светской музыки. Музыкальная драматургия. Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности.

Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Понятие «полистилистика».

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты А. Шнитке. Музыкальная драматургия сюиты.

Музыкальный материал:

Шнитке А. 5-я часть «Concerto grosso».

Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».

Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга», «Пантомима».

Сл. и муз. Егорова В. «Следы».

Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».




Знать/понимать: понятия циклическая форма музыки, полистилистика.

Уметь: приводить музыкальные примеры, определять тембры музыкальных инструментов.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


24

25














Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната №11 В.-А. Моцарта.

Изучение и закрепление знаний



Основные жанры светской музыки: соната.

Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л. ван Бетховена,

С. С. Прокофьева, В. А. Моцарта. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М. 

Музыкальный материал:

Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

Бетховен Л. «Соната № 8 («Патетическая»)».

Шопен Ф. «Этюд № 12», «Революционный».

Прокофьев C.C. «Соната № 2».

Моцарт В.А. «Соната № 11».

Сл. и муз. Егорова В. «Следы».


Знать/понимать: понятия соната, сонатная форма.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять приемы музыкального развития, называть полные имена композиторов: Л. ван Бетховен,

С. С. Прокофьев, В. А. Моцарт.




CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


2627

28

29

30














Симфоническая музыка. Симфония № 103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония № 1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония № 5 Л. Бетховена. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.И. Чайковского. Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича.

Систематизация знаний

Изучение материала


Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах.

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, В. А. Моцарта, С. С. Прокофьева, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича.



Музыкальный материал:

Гайдн Й. «Симфония № 103» («С тремоло литавр»).

Моцарт В.-А. «Симфония № 40».

Бетховен Л. «Симфония № 5».

Прокофьев С.С. «Симфония № 1» («Классическая»).

Шуберт Ф. «Симфония № 8» («Неоконченная»).

Чайковский П.И. «Симфония № 5».

Калинников В. Симфония № 1.

Шостакович Д.Д. «Симфония № 7» («Ленинградская»), 1 часть.

Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».

Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли».


Знать/понимать: понятие симфония, особенности строения симфонии.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ, определять тембры музыкальных инструментов, определять приемы музыкального развития и жанры, называть полные имена композиторов-симфонистов, выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


31














Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

Изучение нового материала



Стилевое многообразие музыки (импрессионизм).

Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К. Живописность музыкальных образов симфонической картины.



Музыкальный материал:

Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества».

Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго».


Знать/понимать: понятия импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина.

Уметь: анализировать составляющие средств выразительности, определять форму пьесы, проводить интонационно-образный анализ музыки, выявлять связи в средствах выразительности музыки и живописи, называть полное имя композитора - К. Дебюсси.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


32














Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

Изучение нового материала



Жанры светской музыки.

Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфонический цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна. Характерные черты стиля композитора А. И. Хачатуряна.



Музыкальный материал:

Хачатурян А. И. Концерт для скрипки с оркестром.

Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго».


Знать/понимать: понятие инструментальный концерт, строение инструментального концерта.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ, определять принципы музыкального развития, называть полное имя композитора - А. И. Хачатурян.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


33













«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.

Изучение нового материала



Симфоджаз. Джордж Гершвин.

Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Дж. Гершвина.



Музыкальный материал:

Гершвин Дж. «Рапсодия в стиле блюз».

Сл. Пляцковского М.и муз. Чичкова Ю. «Дом, где наше детство остается».


Знать/понимать: понятия джаз, симфоджаз и их отличительные черты.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять жанровую принадлежность.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь


3435













Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит! Исследовательский проект.

Систематизация знаний.

Урок обобщения


Фольклор как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов.

Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этномузыка. Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.



Музыкальный материал:

По выбору учителя и учащихся.



Исследовательский проект.


Знать/понимать: основные понятия фольклор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности.

Уметь: определять тембры музыкальных инструментов; приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов.


CD проигрыватель, фонотека, фортепиано, учебник, тетрадь



Ресурсное обеспечение рабочей программы

Список научно-методического обеспечения:

Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:



  • Музыка 5 - 7классы. Искусство 8-9 классы: Программа.- М.: Просвещение, 2007.

  • Музыка 5 - 6 классы: Методическое пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2005.

  • Музыка. 5 класс: Творческая тетрадь.- М.: Просвещение, 2007.

  • Музыка. 5 класс: Учебник.- М.: Просвещение, 2007 .

  • Музыка. 5 класс: Хрестоматия музыкального материала к учебнику.- М.: Просвещение, 2007.

  • Сергеева Г.П. Музыка. 5 класс: фонохрестоматия. 1 СD, mp 3.- М.:Просвещение, 2009 .

  • Фонохрестоматия для 5 класса (6 кассет).

  • Музыка. 6 класс: Творческая тетрадь.- М.: Просвещение, 2007.

  • Музыка. 6 класс: Учебник.- М.: Просвещение, 2007 .

  • Музыка. 6 класс: Хрестоматия музыкального материала к учебнику.- М.: Просвещение, 2007.

  • Сергеева Г.П. Музыка. 6 класс: фонохрестоматия. 1 СD, mp 3.- М.:Просвещение, 2009 .

  • Фонохрестоматия для 6 класса (6 кассет).

  • Уроки музыки 7 класс: Методическое пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2007.

  • Музыка. 7 класс: Учебник.- М.: Просвещение, 2007 .

  • Музыка. 7 класс: Хрестоматия музыкального материала к учебнику.- М.: Просвещение, 2007.

  • Сергеева Г.П. Музыка. 7 класс: фонохрестоматия. 1 СD, mp 3.- М.:Просвещение, 2009 .

  • Фонохрестоматия для 7 класса (6 кассет).

Список научно-методической литературы:

Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников / Л. А. Безбородова, М. С. Осеннева. — М., 2001.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский. — М., 2001.

Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке?/ Д. Б. Кабалевский. — М., 2005.

Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: учебное пособие для педагогов / Г. А. Колодницкий. — М., 2000.

Музыка в школе: Вып. I: Песни и хоры для учащихся начальных классов / сост. Г. П. Сергеева. — М., 2005.

Музыкальное образование в школе / под ред. J1. В. Школяр. — М., 2001.

Науменко Г. М. Народные праздники: обряды и времена года в песнях и сказках / Г. М. Науменко. — М., 2001.

Науменко Г. М. Русские народные детские игры с напевами: сборник фольклорных материалов / Г. М. Науменко. — М., 2003.

Науменко Г. М. Народная мудрость и знания о ребенке: этнография детства / Г. М. Науменко. — М., 2001.

Покровский Б. А. Путешествие в страну Опера / Б. А. Покровский. — М., 2000.

Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. — М., 2004.

Рапацкая Л. А. Русская музыка в школе: пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры / JT. А. Рапацкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2003.

Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов. — Урал, Л.Т.Д., 2001.



Селевко Г, К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г. К. Селевко. — М., 2005.

Сергеева Г. /7. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие / Г. П. Сергеева. - М., 2000.

Смирнова Т. И. Беседа «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания» / Т. И. Смирнова. - М., 2001.

Сокольникова Н. М. История стилей в искусстве / Н. М. Сокольникова, В. Н. Крейн. — М., 2006.

Струве Г. А. Хоровое сольфеджио / Г. А. Струве. — М., 2000.

Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. — М., 2003.

Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи: Творческое музицирование, импровизации и законы бытия / Т. Э. Тютюнникова. — М., 2003.

Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие / В. Н. Холопова. — СПб., 2000.

Шаляпин Ф. Я. Душа и маска / Ф. И. Шаляпин. — М., 1998.

Шмагина Т\С., Кружалова А. М. Двунадесятые праздники // Искусство в школе. — 2000. — № 6; 2001. — № 1—6.

MULTIMEDIA – поддержка предмета:

1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

2. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

3. Антология русской и зарубежной музыки X—XXI вв. / сост. Ю. А. Зверев. Комплект компакт-дисков. — М., 2005.

4.Музыка и живопись для детей. — CD-ROM. — М., 2002.

5.Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

6.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

7. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

8. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

9. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

10. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

11. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

12. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

13. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

14. Энциклопедия классической музыки. — CD-ROM. — М., 2001.

15. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

16. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

17. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и 18. Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)



19.Шедевры музыки. CD-ROM. — М., 2001.

20. Я познаю мир: Музыка. — М., 2003.
скачать

<< предыдущая  
Смотрите также:
Программа по предмету
2035.29kb.
Программа по учебному предмету «Информатика и икт»
577.01kb.
Программа по учебному предмету «информатика и икт»
670.78kb.
Образовательная программа по предмету музыкальный инструмент домра «инструментальное исполнительство»
287.87kb.
Рабочая программа по элективному предмету «Программируем на Паскале»
227.37kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
374.16kb.
Примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» (2-4 классы)
982.34kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя требования федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
100.6kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
243.04kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» ориентирована на обучающихся 1-4 классов и реализуется на основе следующих документов
857.66kb.
Рабочая учебная программа по предмету «Русский язык»
191.86kb.
Программа по учебному предмету «краеведение» в 11 «Б» классе Программа разработана учителем Кириловой Г. Н
148.53kb.