Главная стр 1стр 2 ... стр 5стр 6



Пояснительная записка

5 класс

Программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство» 8-9 кл./ Е.Д. Критсккая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: Просвещение, 2010 ).

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:



  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • авторская программа «Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9- классы. – М.: Просвещение, 2010;

  • утвержденный приказом от 27 декабря 2011 г. № 2885 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской.

Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:



  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе, с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

В соответствии с учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится

35 часов (из расчета 1 час в неделю).

В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Содержание данной программы раскрывается в теме года «Музыка и другие виды искусства», учебных темах каждого полугодия:



тема I полугодия - «Музыка и литература»;

тема II полугодия - «Музыка и изобразительное искусство»

Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради. Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия – связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.

Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Содержание рабочей программы предмета «Музыка» .5 класс

Раздел 1. Тема I полугодия:

«Музыка и литература» (17 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего, такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили «вторую жизнь» народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека, благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из «действующих лиц» сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Вторая жизнь" песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.



Раздел 2. Тема II полугодия:

«Музыка и изобразительное искусство» (18 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества.

Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а, всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.



Учебно-тематический план предмета «Музыка» (5 класс)




Разделы и темы

Кол-во

часов





I полугодие. 1 раздел

«Музыка и литература»


17

1

Что роднит музыку с литературой

1

2,3,4

Вокальная музыка

3

5,6

Фольклор в музыке русских композиторов

2

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

8,9

«Вторая жизнь» песни

2

10

Всю жизнь мою несу Родину в душе…

1

11,12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

2

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

1

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1

17

Мир композитора. Волшебная палочка дирижера

1




II полугодие. 2 раздел

«Музыка и изобразительное искусство»


18

1

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

2

Небесное и земное в звуках и красках

1

3,4

Звать через прошлое к настоящему

2

5.6

Музыкальная живопись и живописная музыка

2

7

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1

8

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

9

Волшебная палочка дирижера.

1

10

Образы борьбы и победы в искусстве

1

11

Застывшая музыка

1

12

Полифония в музыке и живописи

1

13

Музыка на мольберте

1

14

Импрессионизм в музыке и живописи

1

15

О подвигах, о доблести и славе...

1

16

В каждой мимолетности вижу я миры…

1

17

Мир композитора. С веком наравне.

1

18

Заключительный урок – обобщение.

1

Итого




35

следующая >>
Смотрите также:
Программа по предмету
2035.29kb.
Программа по учебному предмету «информатика и икт»
670.78kb.
Программа по учебному предмету «Информатика и икт»
577.01kb.
Образовательная программа по предмету музыкальный инструмент домра «инструментальное исполнительство»
287.87kb.
Рабочая программа по элективному предмету «Программируем на Паскале»
227.37kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
374.16kb.
Примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» (2-4 классы)
982.34kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя требования федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
100.6kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
243.04kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» ориентирована на обучающихся 1-4 классов и реализуется на основе следующих документов
857.66kb.
Рабочая учебная программа по предмету «Русский язык»
191.86kb.
Программа по учебному предмету «краеведение» в 11 «Б» классе Программа разработана учителем Кириловой Г. Н
148.53kb.