Главная стр 1стр 2
скачать
Рабочая программа

по учебному предмету

«Информатика и ИКТ»

в 8 «А», «Б» классах


Программа разработана учителями Барабаш Г.И., ВКК., Черниковой Н.Д. СЗД
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089, примерной программы и учебно - методического плана по предмету «Информатика и ИКТ», рекомендуемых ВОИПКиПРО 2009г.
количество часов в неделю – 1 , всего в год – 35

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования РФ ( от 5 марта 2004г №1089), примерной программы и учебно- тематического плана по предмету «Информатика и ИКТ», рекомендуемых ВОИПКРО (2007г).Включает все разделы и темы курса.

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 8 класса в течение 35часов (1 час в неделю).

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, познакомить учащихся с возможностями текстового редактора, электронных таблиц.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски.

Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами.

Обучение сопровождается практикой работы на современных профессиональных ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.

Цель программы:

  • освоение системы базовых знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий , востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными

пакетами;

Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике.

Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются практическими или тестовыми заданиями.

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать

  • виды информационных процессов ; примеры источников и приемников информации:

-единицы измерения количества и скорости передачи информации: принцип дискретного (цифрового ) представления информации;
уметь

  • открывать, именовать, сохранять объекты, пользоваться меню, окнами, справочной системой;

-оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации:

  • создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, трафики, диаграммы, таблицы;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений:

  • представлять числа в различных позиционных системах счисления;

- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером,сканером)

следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения

при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий: Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организация индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Содержание программы



Введение в предмет (1ч)

Информация и информационные процессы (4ч)

Информация как отражение разнообразия в окружающем мире. Информация в живой природе, ее значение для обеспечения жизнедеятельности животных и человека.

Основные информационные процессы: получение хранение, передача и обработка информации. Роль органов чувств в процессах получения информации живыми организмами. Способы получения информации техническими устройствами.

Процессы передачи информации в живой природе и технике. Сигналы как физическая основа этих процессов. Проблема сохранения этой информации.

Хранение информации. Понятие носителя информации. Формы представления информации. Информационные объекты как совокупность способа хранения и формы представления информации.

Обработка информации. Измерение формы представления информации. Получение новой информации с помощью правил вывода.

Компьютер как универсальное средство обработки информации (6ч)

Основные аппаратные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства памяти, устройства ввода-вывода). Аналогия с живыми организмами. Соединение блоков и устройств компьютера. Условия безопасной эксплуатации компьютера..

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение и его структура. Операционная система и ее функции. Загрузка операционной системы при включении компьютера

Взаимодействие пользователя с компьютером: графический пользовательский интерфейс.

Файловая система: файлы и папки. Файлы данных и программные файлы. Основные операции над файлами и папками. Файловые менеджеры.

Компьютерная графика: растровый и векторный способы представления

Обработка текстовой информации (12ч)

Текст как информационный объект. Понятие алфавита как набора символов, используемых при записи текста. Структура текста: страницы, абзацы, строки, слова, символы.

Текстовый редактор как пример прикладной программы. Интерфейс программы: меню и инструментальные панели. Выполнение операций по созданию и сохранению текстовых документов. Ввод и редактирование текста: добавление, удаление и замена символов. Работа с фрагментами текста. Быстрое перемещение по тексту. Проверка правописания.

Параметры страницы, нумерация страниц, колонки. Создание и удаление колонтитулов.

Форматирование текста: параметры шрифта, параметры абзаца. Использование формата по образцу. Разделы, использование разделов при разбиении текста на колонки.

Нумерованные и маркированные списки. Форматирование списков.

Таблицы: создание и заполнение таблиц. Перемещение в пределах таблицы. Редактирование таблиц: Удаление и добавление строк и столбцов. Объединение и разбиение ячеек. Форматирование ячеек.

Графические возможности текстового редактора. Включение графических объектов в таблицу и текст.

Понятие гипертекста и гиперссылки. Создание оглавлений.

Подготовка текста к печати. Предварительный просмотр текста. Печать текстового документа.

Представление информации (5ч)

Представление графической информации. Цветовая модель RGB

Определение объема графической информации.

Представление числовой информации. Позиционные системы счисления.

Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно.

Выполнение арифметических операций в различных системах счисления.

Обработка числовой информации (6ч)

Таблица как информационный объект. Хранение и наглядное представление числовой информации с помощью электронных таблиц. Структура электронной таблицы: листы, строки, столбцы и ячейки. Адресация ячеек. Перемещение по таблице.

Ввод и редактирование текстовых и числовых данных. Форматирование ячеек. Объединение ячеек и отмена объединения.

Ввод формул, использование встроенных функций. Понятие диапазона ячеек.

Копирование формул. Абсолютная и относительная адресация ячеек.

Мастер диаграмм, построение и редактирование диаграмм и графиков.

Резерв (1ч)
Календарно - тематическое планирование


темы

Тема

Кол-во часов

Дата

I

Введение в предмет

1






Предмет информатики. Содержание базового курса информатики и ИКТ. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе..

1




II

Информация и информационные процессы

4






Информация как отражение разнообразия в окружающем мире. Способы получения информации техническими устройствами.

1






Процессы передачи информации в живой природе и технике. Сигналы как физическая основа этих процессов.

1






Хранение информации. Единицы измерения информации

1






Обработка информации. Получение новой информации с помощью правил вывода. Зачетная работа по пройденной теме.

1




II

Компьютер - как универсальное средство обработки информации

6






Основные аппаратные компоненты компьютера и их функции. Условия безопасной эксплуатации компьютера.

1






Программный принцип работы компьютера

1






Взаимодействие пользователя с компьютером. Пользовательский интерфейс: способы организации. Принципы работы.

1






Файловая система. Основные операции над файлами и папками.

1






Файловые менеджеры. Выполнение основных операций.

1






Оценка количества параметров информационных объектов и процессов. Архивирование и разархивирование. Защита от компьютерных вирусов. Зачетная работа.

1




IV

Обработка текстовой информации

12






Текст как информационный объект. Представление текстовой информации. Кодовая таблица

1






Определение объема текстовых сообщений, представленных с помощью различных алфавитов.

1






Текстовый редактор как пример прикладной программы.

1






Ввод и редактирование текста. Создание и удаление колонтитулов, нумерация страниц.

1






Форматирование текста: параметры шрифта. Проверка правописания

1






Форматирование текста :параметры абзаца. Табуляция

1






Форматирование текста. Использование формата по образцу.

1






Нумерованные и маркированные списки. Форматирование списков

1






Таблицы: создание и заполнение таблиц. Перемещение в пределах таблиц. Редактирование таблиц: добавление и удаление строк и столбцов.

1




21

Графические возможности текстового редактора.

1




22

Понятие гипертекста и гиперссылки.

1




23

Подготовка текста к печати. Предварительный просмотр текста. Печать текстового документа. Зачетная работа

1




V

Представление информации






24

Представление графической информации. Цветовая модель RGB

1




25

Определение объема графической информации.

1




26

Представление числовой информации. Позиционные системы счисления.

1




27

Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно.

1




28

Выполнение арифметических операций в различных системах счисления.

1




VI

Обработка числовой информации






29

Таблица как информационный объект. Хранение и наглядное представление числовой информации с помощью электронных таблиц.

1




30

Ввод и редактирование текстовых и числовых данных.

1




31

Форматирование ячеек. Объединение ячеек и отмена объединения

1




32

Ввод и копирование формул. Относительная и абсолютная адресация

1




33

Использование библиотеки встроенных функций

1




34

Мастер диаграмм, построение и редактирование диаграмм и графиков.

1




35

Резерв

1







Итого — 35ч






Перечень учебно-методического обеспечения.


Учебники для ученика: Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ» 8 класс 2011г.

Учебные пособия для учителя:

Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ» 8 класс 2011г.

Семакин И.Г. «Базовый курс 7-9» 2010г.

Шепелева А.Х. «Поурочные разработки по информатике 8-9 класс» 2008г.

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ 9 Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 9

А.А. Кузнецова, Н.В. Апатова Основы информатики 8-9 классы

Школьные олимпиады. Н.В. Глинка 8-11 классы(2008, 221с)

Интернет- ресурсы:

http://school-collection.edu.ru  Коллекция ЦОРов  

http://www.videoyroki.info/ коллекция обучающих видеоуроков

kpolyakov.narod.ru   - Сайт учителя информатики Константина Полякова для подготовки к ЕГЭ по информатике.

metod-kopilka.ru  - "Информатика. Методическая копилка учителя информатики

infoschool.narod.ru - "Информатика в школе"  

klyaksa.net  - портал "Клякс@.net". Портал для учителя информатики в средней школе.

markbook.chat.ru - Методическое пособие по информатике для учащихся 9-11 классов. (в виде 30 уроков)

problems.ru - "Задачи по информатике"   

Рабочая программа

по учебному предмету

«Информатика и ИКТ»

в 9а, 9б, 9в классах
Программа разработана учителем Барабаш Г.И., ВКК.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089, примерной программы и учебно - методического плана по предмету «Информатика и ИКТ», рекомендуемых ВОИПКиПРО 2009г.
количество часов в неделю – 2 , всего в год – 68

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования РФ ( от 5 марта 2004г №1089), примерной программы и учебно- тематического плана по предмету «Информатика и ИКТ», рекомендуемых ВОИПКРО (2007г).Включает все разделы и темы курса.

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 9 классов в течение 68 часов (2часа в неделю).

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся основной школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Обучение сопровождается практикой работы на современных профессиональных ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.

Цель программы:



  • освоение системы базовых знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике.

Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Содержание программы

1. Обработка графической информации (4ч)

1.1. Компьютерная графика: растровый и векторный способы представления графической информации. Рисунок как информационный объект.

1.2. Графический редактор, его интерфейс. Создание и редактирование графического файла. Форматы графических файлов.

1.3. Сканирование рисунков и фотографий.

2. Мультимедийные технологии(6)

2.1. Аудиозапись как информационный объект. Компьютерные средства записи и воспроизведения звука. Форматы звуковых файлов.

2.2. Компьютерные презентации, их мультимедийный характер. Дизайн и разметка слайдов.

2.3. Редактор презентаций, его интерфейс. Создание и редактирование презентации. Шаблоны оформления и разметки. Добавление и удаление слайдов, сортировка слайдов.

2.4. Создание слайдов с включением графических объектов и звука.

2.5. Использование эффектов анимации, и смены слайдов.

3. Алгоритмы и исполнители (35)

3.1. Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схемы). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

3.2. Формальные исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

3.3. Алгоритмы работы с числовыми данными. Ввод и вывод данных, выполнение арифметических операции над данными.

3.4. Алгоритмы работы с логическими данными. Основные логические операции (ИЛИ, И, НЕ) и правила их выполнения. Основные законы формальной логики. Логические выражения, их использование в алгоритмических конструкциях ветвления и повторения.

3.5. Выделение в задаче подзадач, вспомогательные алгоритмы. Передача данных через параметры.

3.6. Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения компьютером. Операторы языка программирования, синтаксис и семантика языка программирования. Трансляция программ, преобразование исходного текста в исполняемый код. Режимы компиляции и интерпретации.

3.7. Описание данных, типы данных. Простые данные и структуры (числовые массивы, цепочки символов).

3.8. Выражения, правила вычисления выражений. Оператор присваивания. Операторы ввода и вывода.

3.9. Операторы ветвления. Использование логических выражений в условных операторах.

3.10. Операторы цикла (с пред- и пост-условием, с параметром). Использование логических выражений в качестве условий продолжения (завершения) цикла. Правила записи цикла.

3.11. Подпрограммы как средство записи вспомогательных алгоритмов. Процедуры и функции. Механизм параметров, правила использования параметров в подпрограммах.

3.12. Области видимости переменных. Глобальные и локальные данные.

3.13. Основные алгоритмы работы с одномерными массивами (поиск и сортировка). Реализация этих алгоритмов в виде компьютерных программ.

3.14. Основные алгоритмы работы с цепочками символов (поиск слов и отдельных символов, добавление и удаление слов и символов). Реализация этих алгоритмов в виде компьютерных программ.

3.15. Этапы разработки программы: анализ - алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

4. Формализация и моделирование (8ч)

4.1. Моделирование как средство познания окружающего мира и прогнозирования. Способы классификации моделей.

4.2. Информационное моделирование как замена реального объекта (процесса) информационным объектом (процессом). Этапы построения информационной модели: определение целей моделирования - выбор существенных характеристик моделируемого объекта (процесса) - формализация - проверка адекватности модели.

4.3. Примеры построения математических, табличных и сетевых моделей.

4.4. Компьютерное моделирование. Реализация информационной модели в виде структуры данных и алгоритма ее использования.

4.5. Электронные таблицы как средство компьютерного моделирования.

5.Базы данных (БД) (6)

5.1. Табличные базы данных, системы управления базами данных. Таблицы, записи, поля записей.

5.2. Поиск и сортировка данных в готовой БД. Создание запросов на поиск данных.

6. Информационные технологии и общество(7ч)

6.1. Локальные и глобальные компьютерные сети. Узлы и линии связи, адресация узлов. Процесс передачи данных: кодирование и декодирование, передача пакетов, скорость передачи. Понятие сетевого протокола.

6.2. Всемирная сеть Интернет. Доменная адресация в сети. Информационные ресурсы Интернет: файловые архивы, электронные библиотеки, энциклопедии, словари, справочники. Поиск информации в сети Интернет.

6.3. Службы Интернет: электронная почта, web-сервис, передача файлов, интерактивное общение.

6.4 Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

6.5 Этика и право при создании и использовании информации.

6.6 Информационная безопасность.

6.7 Правовая охрана информационных ресурсов.

7. Резерв (1ч)

Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • виды информационных процессов ; при меры источников и приемников информации:

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации: принцип дискретного (цифрового ) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: линейная, ветвление. цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных
технологий;


уметь:

- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками,
деревьями: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать
информацию, пользоваться меню, окнами, справочной системой; предпринимать меры
антивирусной безопасности;


-оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти. необходимый для хранения информации; скорость передачи информации:

- создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки. оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы. изображения;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, трафики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические. электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одною представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах
данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках,
словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным
учебным дисциплинам;


- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием
(принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой):
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения
при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей. динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организация индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

-передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




темы

Тема

Кол-во часов

Дата




Обработка графической информации

4






Техника безопасности. Компьютерная графика: растровый и векторный способы представления графической информации. Рисунок как информационный объект.

1






Графический реактор, его интерфейс. Создание и редактирование графических файлов.

1






Создание и редактирование графических файлов. Форматы графических файлов.

1






Сканирование рисунков и фотографий.

1







Мультимедийные технологии

6






Аудиозапись как информационный объект. Представление звуковой информации. Кодирование (оцифровка) звука. Частота дискретизации, глубина

1






Компьютерные презентации, их мультимедийный характер. Дизайн и разметка слайдов.

1






Редактор презентаций, его интерфейс. Создание и редактирование презентации. Шаблоны оформления и разметки. Добавление и удаление слайдов, сортировка слайдов.

1






Создание слайдов с включением графических объектов и звука.

1






Использование эффектов анимации, и смены слайдов.

1






Разработка мультимедийной интерактивной презентации со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами.

1







Алгоритмы и исполнители

35






Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов (алгоритмический язык, блок-схемы). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

1






Формальные исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

1






Алгоритмы работы с числовыми данными. Ввод и вывод данных, выполнение арифметических операции над данными. Арифметические выражения.

1






Алгоритмы работы с логическими данными. Основные логические операции (ИЛИ, И, НЕ) и правила их выполнения. Основные законы формальной логики. Логические выражения, их использование в алгоритмических конструкциях ветвления и повторения.

1






Выделение в задаче подзадач, вспомогательные алгоритмы. Передача данных через параметры.

1






Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения компьютером. Операторы языка программирования, синтаксис и семантика языка программирования.

1






Трансляция программ, преобразование исходного текста в исполняемый код. Режимы компиляции и интерпретации.

1






Описание данных, типы данных. Целый и вещественный типы данных. Правила записи целых и вещественных чисел.

1






Простые данные и структуры (числовые массивы, цепочки символов).

1






Выражения, правила вычисления выражений. Оператор присваивания.

1






Основные понятия и операции формальной логики. Алгебра высказываний. Основные логические операции.

1






Основные законы алгебры логики. Сложные высказывания. Построение таблиц истинности.

1






Запись высказываний на языке алгебры логики. Решение логических задач.

1






Логические основы персонального компьютера

1






Булевский тип данных. Действия над данными булевского типа. Булевские выражения.

1






Операторы ввода, вывода.

1






Операторы ветвления. Использование логических выражений в условных операторах.

1






Операторы цикла с предусловием. Использование логических выражений в качестве условий продолжения (завершения) цикла.

1






Операторы цикла с постусловием, с параметром. Правила записи цикла, контроль его завершенности.

1






Решение типовых задач.

1






Контрольная работа

1






Подпрограммы как средство записи вспомогательных алгоритмов. Процедуры и функции. Механизм параметров, правила использования параметров в подпрограммах.

1






Примеры программ, использующих подпрограммы.

1






Области видимости переменных. Глобальные и локальные данные.

1






Рекурсивные подпрограммы

1






Одномерные массивы. Оператор цикла с параметром, его использование для организации ввода и вывода данных из массива.

1






Основные алгоритмы работы с одномерным массивом (поиск, замена, обмен элементов)

1






Компьютерная реализация алгоритмов поиска, замены и обмена элементов одномерных массивов.

1






Сортировка элементов одномерных массивов.

1






Вставка и удаление элементов одномерных массивов.

1






Реализация алгоритмов сортировки, вставки и удаления элементов одномерных массивов в виде компьютерных программ.

1






Символьный и строковый типы данных. Стандартные процедуры и функции для обработки символьных и строковых типов данных.

1






Основные алгоритмы работы с цепочками символов (поиск слов и отдельных символов, добавление и удаление слов и символов)

1






Основные алгоритмы работы с цепочками символов. Реализация этих алгоритмов в виде компьютерных программ.

1






Этапы разработки программы: анализ - алгоритмизация - кодирование - отладка –тестирование

1






Итоговый контроль

1







Формализация и моделирование

8






Моделирование как средство познания окружающего мира и прогнозирования. Способы классификации моделей.

1






Информационное моделирование как замена реального объекта (процесса) информационным объектом (процессом). Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов.

1






Этапы построения информационной модели: определение целей моделирования - выбор существенных характеристик моделируемого объекта (процесса) - формализация - проверка адекватности модели.

1






Примеры построения математических, табличных и сетевых моделей.


1






Компьютерное моделирование. Реализация информационной модели в виде структуры данных и алгоритма ее использования. классификации моделей.

1






Электронные таблицы как средство компьютерного моделирования .

1






Электронные таблицы как средство компьютерного моделирования.

1






Геоинформационные модели. Информационные модели систем управления.

1







Базы данных

6






Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных.

1






Табличные базы данных. Таблицы, записи, поля записей, типы данных. Ввод и редактирование данных.

1






Системы управления базами данных. Создание простой базы данных.

1






Поиск данных в готовой БД. Условия поиска. Сортировка информации в базе данных. Фильтрация данных.

1






Создание запросов на поиск данных.

1






Итоговый контроль.

1







Информационные технологии

7






Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче. Скорость передачи информации.

1






Локальные и глобальные компьютерные сети. Узлы и линии связи. Понятие сетевого протокола. Защита информации от несанкционированного доступа.

1






Всемирная сеть Интернет. Адресация в интернете (IP-адреса и доменная система имен). Понятие о web-сайте. Язык разметки гипертекста HTTP.

1






Информационные ресурсы Интернета: файловые архивы, электронные библиотеки, энциклопедии, словари, справочники. Сервисы компьютерных сетей:web- сервис. Знакомство и энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете. Копирование информационных объектов из Интернета.

1






Поиск информации в сети Интернет. Язык запросов. Службы Интернет: передача файлов. Загрузка файлов с серверов файловых архивов.

1






Работа с электронной почтой. Интерактивное общение в локальной и глобальной сетях.

1






Информационные ресурсы общество, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации.

1




68.

Резерв

1



Перечень учебно-методического обеспечения.


Учебники для ученика: Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ» 9 класс 2011г.

Учебные пособия для учителя:

Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ» 9 класс 2011г.

Семакин И.Г. «Базовый курс 7-9» 2010г.

Шепелева А.Х. «Поурочные разработки по информатике 8-9 класс» 2008г.

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ 9 Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 9

А.А. Кузнецова, Н.В. Апатова Основы информатики 8-9 классы

Школьные олимпиады. Н.В. Глинка 8-11 классы(2008, 221с)

Интернет- ресурсы:

http://school-collection.edu.ru  Коллекция ЦОРов  

http://www.videoyroki.info/ коллекция обучающих видеоуроков

kpolyakov.narod.ru   - Сайт учителя информатики Константина Полякова для подготовки к ЕГЭ по информатике.

metod-kopilka.ru  - "Информатика. Методическая копилка учителя информатики

infoschool.narod.ru - "Информатика в школе"  

klyaksa.net  - портал "Клякс@.net". Портал для учителя информатики в средней школе.

markbook.chat.ru - Методическое пособие по информатике для учащихся 9-11 классов. (в виде 30 уроков)

problems.ru - "Задачи по информатике"   

Рабочая программа

по учебному предмету

«Информатика и ИКТ»



в 10а классе

Программа разработана учителем Барабаш Г.И., ВКК.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089, примерной программы и учебно - методического плана по предмету «Информатика и ИКТ», рекомендуемых ВОИПКиПРО 2009г.
количество часов в неделю – 1 , всего в год – 35
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования РФ ( от 5 марта 2004г №1089), примерной программы и учебно- тематического плана по предмету «Информатика и ИКТ», рекомендуемых ВОИПКРО (2007г). Включает все темы и разделы программы.

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 10 классов в течение 35 часов (1 часа в неделю).

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся основной школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой со стандартными приложениями Windows, файловыми менеджерами, программами- архиваторами, текстовым и графическим редакторами, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Обучение сопровождается практикой работы на современных профессиональных ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.

Цель программы:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

    • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной

  • деятельности.

Основные задачи программы:

систематизировать подходы к изучению предмета;

  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Содержание программы

1. Информация и информационные процессы (16ч)

1.1. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояние элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Понятие информационной системы, Классификация процессов, происходящих в информационных системах. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Поиск и систематизация информации.

1.2. Передача информации в социальных, биологических и технических системах

1.3. Хранение информации. Выбор способа хранения информации. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации.

1.4. Алгоритмизация и программирование

2. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (бч)

2.1. Классификация программного обеспечения ПО. Системное и прикладное ПО. Операционные системы ПК. Многообразие ОС.

2.2. Программные средства создания информационных объектов. Инсталляция программ.

2.3. Программные средства организации личного информационного пространства, архивации и защиты информации.

3. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (9ч)

  1. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Редактор формул Microsoft Equation.

  2. Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов.

  3. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц.

  4. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задачи из различных предметных областей).

4. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)(Зч)

4.1. Локальные и глобальные компьютерные сети

4.2. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

4.3. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации.

5. Резерв (1ч)

Требования к уровню подготовки учащихся



В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен знать/понимать

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

назначение и функции операционных систем;

уметь

оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносит полученные результаты с реальными объектами;

распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники, иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

просматривать, создавать, редактировать, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразования;

ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

автоматизации коммуникационной деятельности;

соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

эффективной организации индивидуального информационного пространства.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

темы

Тема

Кол-во часов

Дата

I

Информация и информационные процессы

16






Введение. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Понятие «системы». Способы представления информации. Поиск и систематизация информации.

1






Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Организация личной информационной среды. Защита информации.

1






Актуализация опорных знаний языка программирования Турбо- Паскаль. Структура программы, типы данных, выражения. Операторы языка Паскаль.

1






Решение задач с использованием операторов ветвления. Практическая работа

1






Циклы. Операторы While, Repeat, For : запись в общем виде, примеры, исполнение, особенности использования.

1






Решение задач с использованием операторов цикла. Практическая работа.

1






Массивы. Определение и описание линейного массива. Примеры использования. Формирование, вывод и обработка одномерных массивов.

1






Поиск максимального и минимального элементов массива

1






Удаление и вставка элементов массива.

1






Сортировка массива методом «Пузырька» или методом простого выбора.

1






Строки. Описание строкового типа данных. Строковый тип данных и операций над ними.

1






Решение задач обработки строк.

1






Процедуры. Формальные и локальные параметры.

1






Функции. Назначение, описание и вызов.

1






Решение задач с использованием процедур и функций.

1






Итоговый контроль.

1




II

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

6






Классификация программного обеспечения. Системное и прикладное ПО. Операционная система.

1






Отработка приемов выполнения основных операций с файлами и папками средствами программы. Проводник. Изменение настроек- даты, времени, заставки, фона и т.д. Стандартные приложения WINDOWS.


1






Файловые менеджеры. Отработка приемов выполнения основных операций с файлами и папками средствами одного из файловых менеджеров.

1






Архивация файлов. Самораспаковывающийся архивный файл.

1






Программы –архиваторы. Создание нового архива. Извлечение файла из архива. Создание многотонного архива.









Понятие компьютерного вируса. Профилактика защиты от вирусов. Антивирусные программы.

1




III

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

9




23.

Текстовый редактор. Стилевое форматирование текста. Оглавление и предметные указатели. Сноски и концевые сноски.

1




24.

Использование средств ввода математических текстов. Редактор формул Microsoft Equation.

1




25

Обмен данными между приложениями. Внедрение объектов в текстовый документ из других приложений.

1




26

Графический редактор. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Интерфейс графического редактора. Открытие и сохранение изображений. Просмотр изображений. Изменение размеров изображений. Отмена действий. Выделение фрагментов изображения. Перемещение, масштабирование, трансформирование, вращение границы выделенной области, кадрирование изображения.

1




27.

Создание растровых изображений.

1




28.

Создание векторных изображений. Графический текст

1




29.

Практическая работа на создание изображения как комбинации имеющихся изображений.

1




30.

Разработка мультимедийного проекта средствами Microsoft PowerPoint, объединяющих объекты различных типов (текст, изображение, диаграмма, звук, видео).

1




31.

Защита творческих проектов.

1




IV

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей

3




32

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. Понятие URL-адреса. Обозреватель (браузер). Настройка браузера Microsoft Internet Explorer: Свойства обозревателя. Загрузка файлов с помощью браузера. Вид кодировки

1




33

Информационно-поисковые системы в Internet: поисковые машины для создания базы данных по индексируемым документам, тематические каталоги. Поиск информации в сети Интернет. Поиск Web-сайта по ключевым словам. Поиск файла в файловых архивах. Запросы.

1




34

Образовательные ресурсы Интернет. Компьютерные энциклопедии и справочники. Практическая работа по поиску и сохранению информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.

1




35

Обобщающий урок

1





ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Учебники для ученика: Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ» 10-11 класс 2011г.

Учебные пособия для учителя:

Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ» 10-11 класс 2011г.

Угринович Н.Д. «Практикум по информатике и информационным технологиям»

И.Г. Семакин Е.К. Хеннер. Информатика и ИКТ 10-11 2009г.

Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень.  Угринович Н.Д. (2009, 212с.) 

Информатика. 10-11 .  Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. (2005, 255с.) 

Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов.   Угринович Н.Д. (2003, 512с.)    

Информатика 10-11.   Шауцукова Л.З. (2004, 420с.)  

Итоговые тесты по информатике. 11 класс. Чуркина Т.Е. (2011, 272с.)

Школьные олимпиады. Н.В. Глинка 8-11 классы(2008, 221с)
ЕГЭ Информатика и ИКТ. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич

Интернет- ресурсы:

http://school-collection.edu.ru  Коллекция ЦОРов  

http://www.videoyroki.info/ коллекция обучающих видеоуроков

kpolyakov.narod.ru   - Сайт учителя информатики Константина Полякова для подготовки к ЕГЭ по информатике.

metod-kopilka.ru  - "Информатика. Методическая копилка учителя информатики

infoschool.narod.ru - "Информатика в школе"  

klyaksa.net  - портал "Клякс@.net". Портал для учителя информатики в средней школе.

markbook.chat.ru - Методическое пособие по информатике для учащихся 9-11 классов. (в виде 30 уроков)

problems.ru - "Задачи по информатике"   

Рабочая программа

по учебному предмету

«Информатика и ИКТ»



в 11а, 11б классах
Программа разработана учителем Барабаш Г.И., ВКК.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089, примерной программы и учебно - методического плана по предмету «Информатика и ИКТ», рекомендуемых ВОИПКиПРО 2009г.
количество часов в неделю – 1 , всего в год – 34


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа по учебному предмету «информатика и икт»
670.78kb.
Программа по учебному предмету «Информатика и икт»
577.01kb.
Рабочая программа по курсу «Информатика и икт»
314.01kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» 10-11 класс Мельниковой Антонины Владимировны
367.34kb.
Программам по учебному курсу «Информатика и икт»
107.77kb.
Программам по учебному курсу «Информатика и икт»
107.77kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Информатика и икт»
217.31kb.
Пояснительная записка согласно Базисному учебному плану (федеральный компонент) от 2004 года общеобразовательный курс «Информатика и икт»
734.59kb.
Рабочая программа по предмету «Информатика и икт»
468.27kb.
Рабочая программа по предмету: информатика и икт 8 11 класс на 2013 2014 уч год учитель информатики и икт
810.96kb.
Луневой Софии Николаевны, учителя информатики и икт по учебному курсу «Информатика и икт» 7 «А», 7 «В» классы (базовый уровень) Старый Оскол 2011 рабочая программа
423.4kb.
Луневой Софии Николаевны, учителя информатики и икт по учебному курсу «Информатика и икт» 8 «А», 8 «Б» класс (базовый уровень) Старый Оскол 2011 рабочая программа
463.15kb.