Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать
Рабочая программа

по учебному предмету

« Технология »

в 5 «а,б,в» классе

на 2013-2014 уч. год
Программа разработана учителем Рудь Н.А., ВКК
Рабочая программа разработана на основе примерной программы

« Технология. Обслуживающий труд.» МО и науки РФ, 2008 г.,

изд. «Дрофа».

Количество часов в неделю- 2, всего в год- 70



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель обучения школьников по программе «Технология. Обслуживающий труд» — обеспечить усвоение ими основ политехнических знаний и умений по элементам техники, технологий, материаловедения, информационных технологий в их интеграции с декоративно-прикладным искусством.

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • освоение начальных знаний но прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

  • овладение умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;

  • развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;

  • развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка груда;

  • воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений и самостоятельной практической деятельности.

Знания и умения, полученные на уроках технологии, играют важнейшую роль на протяжении всей жизни человека, что должно найти свое отражение в учебном плане.

Содержание данного учебного предмета позволяет учащимся интегрировать в практической деятельности знания, полученные в других образовательных областях. В процессе обучения технологии осуществляются межпредметные связи с изобразительным искусством, биологией, физикой и другими предметами естественнонаучного цикла.

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые могут выполняться методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий (изготовление декоративных композиций, панно. макетов) направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.

Программа ориентирована на приобретение жизненно необходимых знаний, умений и навыков. Это и технология обработки различных материалов, знакомство с их технологическими и потребительскими свойствами, приемы оформления интерьера, приемы художественного рукоделия.

Отличительной особенностью данной программы является то, что процесс изготовления любого изделия здесь начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Здесь же учащиеся знакомятся с экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов утилизацией отходов.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и помогает каждому обучаемому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал, свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.

Все разделы и темы рабочей программы даны в соответствии с программой «Технология» МО и науки РФ, порядок изучения программного материала и количество учебных часов сохранены полностью. Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы.

В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.

Содержание рабочей программы :

Раздел Создание изделий из текстильных и поделочных материалов ( 40 ч)

Тема: Элементы материаловедения ( 6 ч.)

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.



Практические работы

Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.



Тема : Элементы машиноведения ( 4 ч.)

Виды передач вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики .

Организация рабочего места для работы на швейной машине. Правила подготовки универсальной бытовой швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нитей, выполнение машинных строчек, регулировка длины стежка. Правила безопасного труда при работе на швейной машине. Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.

Практические работы

Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям.


Тема: Рукоделие. Художественные ремесла ( 8 ч )

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества.

Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки.

Организация рабочего места для ручного шитья. Способы перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения рисунка. Правила заправки изделия в пяльцы. Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «комик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора.



Практические работы

Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.

Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука иди салфетки.

Тема: Конструирование и моделирование рабочей одежды ( 6 ч.)

Виды фартуков. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука. Построение чертежа фартука в масштабе I : 4 и в натуральную величину по своим меркам.

Моделирование фартука (форма, симметрия, асимметрия, цвет, контраст, фактура материала, отделка). Подготовка выкройки к раскрою.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона.



Тема: Технология изготовления рабочей одежды ( 14 ч.)

Подготовка ткани к раскрою. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Обмеловка и раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Знакомство с соединительными и краевыми швами. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Сборка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.. Контроль и оценка качества готового изделия.



Практические работы

Раскладка выкройки фартука и головного убора и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Выполнение образцов машинных швов. Обработка деталей кроя. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия.



Раздел Рукоделие. Художественные ремесла ( 2 ч ).

Тема: Узелковый батик.

Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Технология крашения.



Практические работы

Подготовка красителя. Выбор способа складывания ткани и завязывания узлов. Оформление салфеток.



Технология ведения дома. (4 ч.)

Тема: Эстетика и экология жилища.

Интерьер жилых помещений и их комфортность. Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Декоративное оформление кухни изделиями собственного изготовления.



Практические работы

Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение эскизов прихваток, салфеток, полотенец.


Раздел Кулинария (16ч )

Тема: САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА (2 ч )

Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.

Тема: ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч )

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

Практическая работа

Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.



Тема: БУТЕРБРОДЫ, ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ (2 ч )

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Вилы горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.



Практические работы

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.



Тема: БЛЮДА ИЗ ЯИЦ (2 ч )

Способы определения свежести яиц. Строение яйца. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц. Способы крашения и росписи яиц.



Практические работы

Выполнить эскизы художественной росписи яиц. Приготовление блюда из яиц.



Тема: БЛЮДА ИЗ ОВОЩЕЙ (4 ч )

Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

Сохранность витаминов в овощах в процессе хранения и кулинарной обработки. Назначение, виды и технология механической обработки овощей. Современные инструменты и приспособления для нарезки овощей.

Виды салатов. Технология приготовления блюд из сырых овощей. Технология приготовления блюд из отварных овощей.



Практические работы

Приготовление салата из сырых овощей. Приготовление салата из вареных овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов.


Тема: СЕРВИРОВКА СТОЛА (2 ч )

Составление меню на завтрак. Оформление готовых блюд и правила их подачи к столу. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток. Эстетическое оформление стола. Правила повеления за столом.



Практические работы

Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку.

Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.
Тема: Заготовка продуктов ( 2 ч )

Роль продовольственных запасов для экономного ведения домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов.



Практические работы

Сушка фруктов, ягод, грибов, зелени. Замораживание и хранение ягод, овощей, зелени в домашних условиях.



Раздел Творческие проекты ( 10 ч.)

Основные этапы работы над творческим проектом.



  1. Блюда национальной кухни для традиционных праздников.

  2. Отделка швейного изделия вышивкой.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Ученик должен

знать

  • смысл технологических понятий: текстильные материалы, поделочные материалы, раскрой ткани, шитье, рукоделие;

  • виды и свойства тканей;

  • назначение рабочих швейных изделий;

  • назначение ниточных способов соединения деталей в швейных изделиях;

  • виды традиционных народных промыслов;

  • наиболее распространенные профессии текстильной и швейной промышленности;

уметь

  • выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;

  • работать на швейной машине:

  • регулировать качество машинной строчки;

  • снимать мерки с фигуры человека;

  • строить чертежи простых швейных изделий;

моделировать швейные изделия:

  • подготавливать выкройку и ткань к раскрою;

  • выполнять раскрой ткани;

  • выполнять соединительные, краевые и отделочные швы;

  • проводить примерку изделия;

  • определять и исправлять дефекты швейных изделий;

  • проводить влажно-тепловую обработку швейных изделий;

  • выполнять не менее двух видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;

соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм;

применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • использовать ручные инструменты для швейных и декоративно-прикладных работ;

  • швейные машины, оборудование и приспособления для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов;

  • приборы для влажно-тепловой обработки изделий и полуфабрикатов;

  • различные виды художественной отделки изделия



Кулинария.

Ученик должен

знать

  • смысл технологических понятий: кулинария, пищевые продукты, пищевая ценность продукта, рацион питания;

  • технологическую последовательность приготовления блюд;

  • влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;

  • санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов;

  • виды оборудования современной кухни;

  • профессии, связанные с получением и обработкой пищевых продуктов;

уметь

  • выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;

  • соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд;

  • заготавливать на зиму овощи, фрукты, ягоды;

применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

использовать инструменты, приспособления, оборудование при обработке пищевых продуктов;

заготавливать пищевые продукты в домашних условиях;

соблюдать правила этикета за столом;

сервировать стол;


  • оформлять приготовленные блюда.


Технология ведения дома.

Ученик должен

знать

  • характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях:

  • основные виды бытовых домашних работ;

  • средства оформления интерьера;

  • назначение основных видов современной бытовой техники;

уметь

  • соблюдать правила безопасного труда и гигиены при выполнении основных видов бытовых домашних работ

  • соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;

  • выбирать средства для проведения уборки помещения, ухода за одеждой и обувью;

  • подбирать средства и материалы для оформления интерьера жилого помещения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • применять рациональные способы и средства ухода за одеждой и обувью:

  • бытовые санитарно-гигиенические средства;

  • средства индивидуальной защиты и гигиены.



Календарно - тематическое планирование


п/п


Название раздела (темы), тем уроков

Кол- во часов

Дата



1 раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.








1

Введение. Вводный инструктаж по т/б на уроках технологии. Организация рабочего места.

2




2

Элементы материаловедения. Натуральные волокна растительного происхождения. Пр.р. изучение свойств нитей основы и утка.


2




3

Свойства тканей из натур. растительных волокон. Пр.р. выполнение образца полотняного переплетения.


2




4

Элементы машиноведения. Бытовая швейная машина.Пр.р. подготовка машины к работе.


2




5

Назначение основных узлов машины. Пр.р. заправка верхней и нижней нитей; выполнение машинных строчек.

2







Рукоделие. Художественные ремесла.







6

Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Пр.р. организация рабочего места для ручного шитья, украшающие швы.

4




7

Технология выполнения различных видов вышивки. Пр.р. свободная вышивка, счетная вышивка.

4




8

Конструирование и моделирование рабочей одежды. Общие правила конструирования швейных изделий. Пр.р.обмер фигуры, построение чертежа в М 1:4.

2




9

Моделирование швейных изделий. Пр.р. разработка модели.

2




10

Выкройка швейного изделия. Пр.р. построение чертежа в натуральную величину, изготовление выкройки.

2




11

Технология изготовления рабочей одежды. Строчки, выполняемые прямыми стежками. Правила техники безопасности . Пр.р. выполнение образцов.

2




12

Назначение и конструкция соединительных и краевых швов. Пр.р. выполнение образцов.

2




13

Раскрой фартука и косынки. Пр.р. подготовка ткани, припуски на швы, раскрой.

2




14

Подготовка деталей кроя к соединению. Пр.р. обработка нагрудника, нижней части.

2




15

Соединение деталей изделия машинными швами. Пр.р. обработка накладных карманов, пояса и бретелей.

2




16

Изготовление косынки. Пр.р. обработка косынки.

2




17

Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Пр.р. контроль и оценка качества готового изделия.

2




18

Узелковый батик. Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Технология крашения. Пр.р. складывание ткани, завязывание узлов, оформление изделий.

2






2 раздел. Технологии ведения дома.







19

Интерьер жилых помещений. Рациональное размещение оборудования кухни. Пр.р. уход за оборудованием кухни.

2




20

Декоративное оформление кухни изделиями собственного изготовления. Пр.р. прихватки, полотенца, салфетки.

2







3 раздел. Кулинария.







21

Вводный инструктаж по т/б. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места.

2




22

Физиология питания. Пр.р. суточная потребность человека в витаминах и питательных веществах.

2




23

Бутерброды, разновидности, технология приготовления. Горячие напитки. Пр.р. приготовление бутербродов, напитков.

2




24

Блюда из яиц. Пр.р. способы варки яиц, омлеты.

2




25

Овощи в рационе человека, пищевая ценность.

Пр.р. первичная обработка овощей, салаты, винегреты.



2




26

Тепловая обработка овощей. Пр.р. приготовление блюд из вареных овощей.

2




27

Сервировка стола. Составление меню.

Заготовка продуктов в домашних условиях. Способы приготовления домашних запасов. Зачетный урок по кулинарии. Пр.р. тестирование.



2







4 раздел. Творческие проекты.







29

Основные этапы творческого проекта.

2




30

Выбор темы, обоснование. Пр.р. изготовление изделия из вторсырья, отделка изделия вышивкой.

2




31

Технологический этап, оценка результатов. Пр.р. изготовление изделия .

2




32

Оценка изделия, защита проекта.

4




33

Обобщение темы четверти. Подведение итогов.

2







Итого

70




скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа по учебному предмету «Технология» в 5 «а,б,в» классе на 2013-2014 уч год
1168.21kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 5-8 классов на 2013-2014 учебный год
72.23kb.
Программа по технологии в 3 классе учитель Курылева Е. С. 2013-2014 учебный год
71.79kb.
Программа по учебному предмету «математика» в 5 «А» классе на 2014-2015 учебный год Программа разработана учителем Кирилловой М. Н
5648.26kb.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс на 2013-2014 учебный год
989.36kb.
Рабочая программа по предмету «Технология» 5-8 классы 2013-2014 учебный год Учитель: Пронина Татьяна Алексеевна
914.68kb.
Рабочая программа по учебному курсу «химия» для 10 класса на 2013- 2014 учебный год
321.5kb.
Программа по учебному предмету химия 8,9 классы на 2014-2015 учебный год
745.47kb.
Учебный план на 2012-2013 учебный год (базовая образовательная программа) пояснительная записка к учебному плану мбоу «Лабазинская сош» на 2013 2014 учебный год
403.35kb.
Пояснительная записка к учебному плану на 2013 2014 учебный год
166.31kb.
Рабочая программа по предмету биология 6 класса на 2013-2014 учебный год
110.83kb.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» 3 класс. 2013-2014 учебный год
565.01kb.