Главная стр 1стр 2стр 3 ... стр 6стр 7
скачать

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ




    1. Учебное для учащихся А.В. Пёрышкин , Е.М. Гутник физика 9-класс. М. Дрофа 2013 г.

2. В.И. Лукашик ,Е.В. Иванова : Сборник задач по физике.

Рабочая программа

по учебному предмету

«физика»

в 7 «А», «Б» класс

на 2014-2015уч.год

Рабочая программа разработана учителем Провоторовой А.М. ВКК на основе программы, допущенной МОиН РФ.

Автор программы А.В. Перышкин, Москва, «Просвещение», 2004 г.
количество часов в неделю – 2, всего в год – 70

Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе программы, допущенной МОиН РФ. Автор программы А.В. Перышкин, «Просвещение», 2004 г. В рабочей программе сохранены все темы и разделы, последовательность их изучения и количество часов.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.



Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Содержание программы

  1. Введение (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Определение цены деления измерительного прибора.




  • Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

  • Измерение размеров малых тел.




  • Взаимодействие тел (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.

Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.



Фронтальные лабораторные работы

  • Измерение массы тела на рычажных весах.

  • Измерение объема тела.

  • Измерение плотности твердого тела.

  • Градирование пружины и измерение сил динамометром.



  • Давление твердых тел, жидкостей и газов (25 ч)

Давление. Давление твердых тел.

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.

Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.



Фронтальные лабораторные работы

  • Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

  • Выяснение условий плавания тела в жидкости.




  1. Работа и мощность. Энергия (12 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.



Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

  • Выяснение условия равновесия рычага.

  • Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Резервное время — 2 ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, механической энергии

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию.

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, объема, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, световых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

Календарно-тематическое планирование.





дата

Урок

Тема


Домашнее задание








Тема 1. Введение (4 ч)







1/1


Что изучает физика. Наблюдение и опыты.

§1-3, Л. №5, 12





2/2


Физические величины. Измерение физических величин. Точность измерений.

§4-5, упр.1, Л.25*





3/3


Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

Л. №31-21,37*.




4/4

Физика и техника.


§6, задание 1.







Тема 2. Первоначальные сведения

о строении вещества (6 ч)







5/1


Строение вещества. Молекулы.


§7-8, Л. №53-54, 42*





6/2


Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».

Л. №23, 34.





7/3


Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.


§9, задание 2 (1),

Л. №66.





8/4


Взаимное притяжение и отталкивание молекул.


§10, упр.2(1),

Л. №74,80,83*.






9/5


Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.


§11-12, задание 3,

Л. №84.





10/6

Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

Л. №65, 67, 77-79,

81-82.









Тема З. Взаимодействие тел (21ч).







11/1


Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.


§13-14, задание 4,

Л. №99,101*,103*.







12/2


Скорость. Единицы скорости.


§15, упр.4 (1,4),

Л. №137* [130*].






13/3


Расчёт пути и времени движения. Решение задач.


§ 16, упр.5 (2, 4),

Л. № 128*.






14/4


Явление инерции. Решение задач.


§1 7.





15/5


Взаимодействие тел.


§18, Л. №207[167], 209[169], 212*[172*]




16/6


Масса тела. Единицы массы.

Измерение массы тела на весах.



§19-20, упр.6 (1,3),

Л. №213* [173*]






17/7


Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».


Л. №233[182],

217* [176*].







18/8


Лабораторная работа №4 «Измерение объёма тела».


Л.№127[120],

219* [178*]






19/9


Плотность вещества.


§21, упр.13 (1-2), Л. №265 [225]




20/10


Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твёрдого тела».







21/11


Расчёт массы и объёма тела по его плотности.


§22, Л. №283* [243*].





22/12


Решение задач. Подготовка к контрольной работе.


Упр.8 (3,4),

Л. №274* [234*]






23/13


Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».







24/14


Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.


§23-24, Л. №291-293 [251-253].




25/15


Сила упругости. Закон Гука.


§25, Л. №328 [267].329 [268]. 342* [282*].




26/16


Вес тела.


§26. Л. №333 [273]. 334 [274].




27/17

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

§27, упр.9 (1,3)




28/18


Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».


§28, упр.10 (1,3),Л. №351* [287*]




29/19


Сложение двух сил, направленных по одной прямой.


§29.упр. 11(2-3), Л. №367* [301*]




30/20


Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.


§30-31





31/21



Трение в природе и технике. Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Сила. Равнодействующая сил».


§32.






Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.


(25 ч)








32/1


Давление. Единицы давления.


§33, упр.12 (2-3)





33/2


Способы уменьшения и увеличения давления.


§34, упр.13,задание 6





34/3


Давление газа.


§35, Л. №464 [372], 470 [378], 473 (уст.) [381], 468 [376]





35/4


Закон Паскаля.


§36, упр.14 (2,4), задание 7.





36/5


Давление в жидкости и газе. Кратковременная контрольная работа №3 по теме «Давление. Закон Паскаля».

§37, Л. №471 [379], 474 [382], 476 [384].





37/6


Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.


§38, упр.15 (1 –для воды и керосина, 3*), задание 8 (2, 1 *).





38/7


Решение задач.


§37-38 - повторить, Л. №504-507 [412-415], §4* на с. 177.





39/8


Сообщающиеся сосуды.

§39, задание 9.




40/9


Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.


§40-41, упр.17-18, задание 10





41/10


Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.


§42, упр.19 (4),

задание 11.






42/11


Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.


§43,44, упр.20, упр.21 (1-2).




43/12


Решение задач.

Упр.19 (3, 5), упр.21(4).




44/13



Манометры. Кратковременная к/р. №4 по теме «Давление в жидкости и газе».


§45, Л. №601 [511],

603 [513]







45/14


Поршневой жидкостный насос.

§46, упр.22 (2). Работа над ошибками в к/р. №4




46/15


Гидравлический пресс.


§47, Л. №498 [406]





47/16


Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.


§48,упр. 19(2)





48/17


Архимедова сила.


§49, упр.24 (3). Под-

готовиться к л/р. №7.






49/18

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».


§49 – повторить, упр.24 (2, 4), §8* на с. 184.




50/19


Плавание тел


§50, упр.25(3-5)





51/20


Решение задач (на определение архимедовой силы и условия плавания тел).

Подготовиться к л/р.

№8. Устно: Л. №605

[515]. 611-612

[520-521], 615 [524].






52/21

Лабораторная работа №8

«Выяснение условий плавания тела в жидкости».










53/22


Плавание судов.


§51, упр.26 (1-2)





54/23


Воздухоплавание.

§52, упр.27 (2), Л.

№657 [566]






55/24


Повторение темы.


Л. № 654-655

[563-564], 659 [568]






56/25


Контрольная работа №5

по теме «Давление твёрдых тел и газов».




Задание 16.








Тема 5. Работа и мощность. Энергия (12 ч)







57/1


Механическая работа.


§53, упр.28 (3-4)





58/2


Мощность.


§54, упр.29 (3, 6)





59/3


Простые механизмы. Рычаг.

Равновесие сил на рычаге.




§55-56, Л. №736 [627], 737* [628*],

задание 18 (2).






60/4


Момент силы.


§57, упр.30 (2). Подготовиться к л/р. №9.




61/5


Рычаги в технике, быту и природе. Л / р. №9 «Выяснение условия равновесия рычага».

§58, упр.30 (1.3-4)





62/6


Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

§59-60, упр.31 (5), задание 19*.





63/7


Решение задач

(на «золотое правило» механики).




§59-60 – повторить,

Л. №766 [657]. Подготовиться к л/р. №10.






64/8


Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

§61, Л. №788 [673].





65/9


Решение задач

(на определение КПД простых механизмов).




Л. № 789 [674], 792 [677].





66/10


Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Кратковременная контрольная работа №6

по теме «Работа и мощность».



§62-63, упр.32 (1,4).





67/11


Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии


Л. №797 [680]. Работа над ошибками к/р. №6.





68/12


Повторение.







69-70

резерв




скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 8 класса
607.62kb.
Программа по учебному предмету «физика» в 7
1464.63kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 9 класса
624.01kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» ориентирована на обучающихся 1-4 классов и реализуется на основе следующих документов
857.66kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
374.16kb.
Примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» (2-4 классы)
982.34kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя требования федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
100.6kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
243.04kb.
Рабочая программа учителя математики и физики Котикова И. И. по учебному курсу «Физика» 10 класс Базовый уровень
132.01kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физика 7 8» разработана для 7 -8 классов мбоу сош с. Нижнее Большое Воловского муниципального района Липецкой области в целях
484.41kb.
Рабочая программа по предмету «Православная культура» разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура\ »
264.94kb.
Программа по учебному предмету «Информатика и икт»
577.01kb.