Главная стр 1стр 2 ... стр 6стр 7
скачать
Рабочая программа

по учебному предмету

«физика»

в 7 «В» классах
Рабочая программа разработана учителем Тимошенковым А.Н. ВКК на основе программы, допущенной МОиН РФ.

Автор программы А.В. Перышкин, Москва, «Просвещение», 2004 г.

количество часов в неделю – 2, всего в год – 70

Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе программы, допущенной МОиН РФ. Автор программы А.В. Перышкин, «Просвещение», 2004 г В рабочей программе сохранены все темы и разделы, последовательность их изучения и количество часов.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Таким образом, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Введение (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.



Фронтальная лабораторная работа

  1. Определение цены деления измерительного прибора.

  • Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

  • измерение размеров малых тел.




  • Взаимодействие тел (20 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.

Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы


  • Измерение массы тела на рычажных весах.

  • Измерение объема тела.

  • Измерение плотности твердого тела.

  • Градуирование пружины и измерение сил динамометром.




  • Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 ч)

Давление. Давление твердых тел.

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.

Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.


Фронтальные лабораторные работы

  • Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

  • Выяснение условий плавания тела в жидкости.




  1. Работа и мощность. Энергия (17 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.


Фронтальные лабораторные работы

  • Выяснение условия равновесия рычага.

  • Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.


Резервное время — 1ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.



  • освоение знаний о механических, тепловых, явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

дата


Тема урока

1/1




Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

2/2




Физические величины. Измерение физических величин.

3/3




Лабораторная работа № 1"Определение цены деления измерительного прибора"

4/4




Физика и техника.

5/1




Строение вещества. Молекулы.

6/2




Движение молекул

7/3




Скорость движения молекул и температура тела. Лабораторная работа № 2 "Измерение размеров малых тел"

8/4




Взаимодействие молекул.

9/5




Три состояния вещества.

10/6




Повторение темы " Первоначальные сведения о строении вещества. " Контрольная работа № 1 (20 минут)

11/1




Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения.

12/2




Скорость. Единицы скорости.

13/3




Расчет пути и времени движения.

14/4




Решение задач.

15/5




Явление инерции.

16/6

Взаимодействие тел.


17/7




Масса. Единицы массы.

18/8




Лабораторная работа № 3 "Измерение массы тела на рычажных весах"




19/9




Плотность вещества.

20/10




Расчет массы и объема тела по его плотности.

21/11




Лабораторная работа № 4 "Измерение объема тела.

22/12




Лабораторная работа 5"Определение плотности твердого тела"

23/13




Решение задач.

24/14




Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

25/15




Сила упругости. Вес тела. Единицы силы.

26/16




Динамометр. Лабораторная работа № 6 "Градуирование пружины и измерение сил динамометром"

27/17

Графическое изображение силы. Сложение сил.


28/18




Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и в технике.

29/19



Обобщающее занятие по теме "Взаимодействие тел"


30/20



Контрольная работа № 2 "Взаимодействие тел"

тема 4 ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ




31/1

Давление. Единицы давления.


32/2




Способы увеличения и уменьшения давления.




33/3



Давление газа.


34/4



Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.


35/5



Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.


36/6



Решение задач.


37/7



Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.


38/8




Вес воздуха. Атмосферное давление.

39/9




Измерение атмосферного давления.

40/10




Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

41/11




Манометры. Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс.

42/12




Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

43/13




Архимедова сила.

44/14




Лабораторная работа № 7" Определение выталкивающей силы, действующее на погруженное в жидкость тело"

45/15




Плавание тел.

46/16




Решение задач.

47/17




Лабораторная работа № 8 " Выяснение условий плавания тела в жидкости "

48/18




Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач

49/19




Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание.

50/20




Контрольная работа № 3 по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

51/21




Законы гидростатики в природе.

52/22




Законы гидростатики в технике.

тема 5 РАБОТА И МОЩНОСТЬ

53/1




Механическая работа. Единицы работы.

54/2




Мощность. Решение задач.

55/3




Простые механизмы. Рычаг.

56/4




Момент силы.

57/5




Лабораторная работа № 9 " Выяснение условий равновесия рычага"

58/6




Блоки. " Золотое правило механики"

59/7




Решение задач.

60/8




Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа № 10 "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости"

61/9




Потенциальная и кинетическая энергия.

62/10




Решение задач.

63/11




Контрольная работа № 4 "Работа и мощность, Энергия"

64/12




Решение задач на закон сохранения энергии.

65/13




Решение задач на закон сохранения энергии.

66/14




Решение задач на закон сохранения энергии.

67/15




Решение конструкторских задач.

68/16




Решение конструкторских задач.

69/17




Решение конструкторских задач.

70




Резерв


УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Учебник для учащихся А.В. Пёрышкин , физика 7-класс. 2013 г. М. Дрофа

2. В.И. Лукашик ,Е.В. Иванова : Сборник задач по физике.



Рабочая программа

по учебному предмету

«физика»

в 9 «А» классе

Рабочая программа разработана учителем Провоторовой А.М. ВКК на основе программы, допущенной МОиН РФ.

Автор программы А.В. Перышкин, Москва, «Просвещение», 2004 г.

количество часов в неделю – 3, всего в год – 102



Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике составлена на основе допущенной МОиН РФ, автор программы А.В. Перышкин, «Просвещение», 2004г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Таким образом, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Увеличение количества часов позволило более глубоко рассмотреть некоторые темы. 1-ый раздел (1. Законы взаимодействия и движения тел ) был увеличен на 9-ть часов. Дополнительное время используется для решения задач повышенной сложности и применения векторной алгебры в физике.

2-ой раздел (Механические колебания и волны. ) был увеличен на 6-ть часов. Дополнительное время используется для рассмотрения примеров колебательных и волновых процессов в природе и технике.

3-ий раздел (Электромагнитные явления ) был увеличен на 4-е часа . Дополнительное время используется для решения качественных задач повышенной трудности.

4-ый раздел (Строение атома и атомного ядра ) увеличен на 16-ть часов . Дополнительное время используется на рассмотрение экологического аспекта радиации и решение комбинированных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

9 класс (102ч, 3 ч в неделю)
1. Законы взаимодействия и движения тел (44 ч)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения.

Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
Фронтальные лабораторные работы


  • Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  • Измерение ускорения свободного падения.




  • Механические колебания и волны. Звуки (16 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.
Фронтальная лабораторная работа


  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.




  1. Электромагнитные явления (22ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальная лабораторная работа


  • Изучение явления электромагнитной индукции.




  • Строение атома и атомного ядра (18 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.



Фронтальная лабораторная работа

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

Резервное время - 2 ч.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.



учение физики в 9-х классах образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



тема 1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ.(44)

№ урока

Дата

Тема урока

1/1




Материальная точка. Система отсчета.

2/2




Перемещение.

3/3




Определение координаты движущегося тела.

4/4




Решение задач на определение координаты движущегося тела

5/5




Перемещение при равномерном прямолинейном движении.

6/6




Входная контрольная работа.

7/7




Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

8/8




Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение и ускорение.

9/9




Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

10/10




Решение задач

11/11




Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

12/12




Решение задач.

13/13




Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

14/14




Лабораторная работа № 1"Исследование равноускоренного движения без начальной скорости".

15/15




Решение задач.

16/16



Контрольная работа № 1


17/17




Относительность движения.

18/18

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.


19/19




Решение задач.

20/20




Второй закон Ньютона.

21/21




Решение задач на второй закон Ньютона.

22/22




Третий закон Ньютона.

23/23




Решение задач.

24/24




Свободное падение тел.

25/25




Решение задач.

26/26




Движение тела, брошенного вертикально вверх.

27/27




Решение задач.

28/28




Лабораторная работа № 2 "Исследование свободного падения тел".




30/30




Закон всемирного тяготения.

31/31




Решение задач на закон всемирного тяготения.

32/32




Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

33/33




Решение задач.

34/34




Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

35/35




Решение задач.

36/36




Искусственные спутники Земли.

37/37




Решение задач.

38/38




Импульс. Закон сохранения импульса.

40/40




Решение задач.

41/41




Реактивное движение. Значение работ К.Э.Циолковского.

42/42




Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии.

43/43




Решение задач.

44/44



Контрольная работа № 2.


тема 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК. _(16)

45/1




Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы.

46/2




Решение задач.

47/3




Величины, характеризующие колебательное движение.

48/4




Лабораторная работа № 3"Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины

49/5




Гармонические колебания.

50/6




Решение задач.




51/7




Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

52/8




Решение задач.

53/9




Резонанс.

54/10




Распространение колебаний в упругой среде. Продольные и поперечные волны.

55/11




Длина волны. Скорость распространения волн. Источники звука. Звуковые колебания.

56/12




Решение задач.

57/13




Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука.

58/14

Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Решение задач.


59/15

Решение задач.

60/16

Контрольная работа № 3

тема 3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.(22)

61/1




Магнитное Поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

62/2




Направление тока и направление линий его магнитного поля.

63/3




Решение задач на направление тока и направление линий его магнитного поля.

64/4




Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

65/5




Решение задач.

66/6




Индукция магнитного поля.

67/7




Магнитный поток.

68/8




Явление электромагнитной индукции.

69/9




Направление индукционного тока. Правило Ленца.

70/10




Явление самоиндукции.

71/11




Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

72/12




Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

73/13




Электромагнитное поле.

74/14




Электромагнитные волны.

75/15




Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

76/16




Принцип радиосвязи и телевидения.

77/17




Электромагнитная природа света.

78/18




Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

79/19




Дисперсия света. Цвета тел.

80/20




Типы оптических спектров.

81/21




Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

82/22




Контрольная работа № 4

Тема 4. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМОНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР.(18)

83/1




Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

84/2




Радиоактивные превращения атомных ядер.

85/3




Решение задач.

86/4




Экспериментальные методы исследования частиц.

87/5




Открытие протона. Открытие нейтрона.

88/6




Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

89/7




Решение задач.

90/8




Энергия связи. Дефект масс.

91/9




Решение задач.

92/10




Деление ядер урана. Цепная реакция.

93/11




Ядерный реактор.

94/12




Решение задач.

95/13




Атомная энергетика.

96/14




Биологическое действие радиации.

97/15



Лабораторная работа № 5 . Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков


98/16



Термоядерная реакция


99/17



Решение задач.


100/18



Контрольная работа № 5


101-102



резерв




Учебно- методическое обеспечение


    1. Учебник для учащихся А.В. Пёрышкин , Е.М. Гутник физика 9-класс. М. Дрофа 2013 г.

2. В.И. Лукашик ,Е.В. Иванова : Сборник задач по физике.

Рабочая программа

по учебному предмету

«физика»

в 9 «Б» классах

Рабочая программа разработана учителем Провоторовой А.М. ВКК на основе программы, допущенной МОиН РФ.

Автор программы А.В. Перышкин, Москва, «Просвещение», 2004 г.
количество часов в неделю – 2, всего в год – 68
Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
1. Законы взаимодействия и движения тел (28 ч)
Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения.

Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.


Фронтальные лабораторные работы

  • Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  • Измерение ускорения свободного падения.




  • Механические колебания и волны. Звуки (10 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.
Фронтальная лабораторная работа


  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.




  1. Электромагнитные явления (14 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света. Дисперсия. Типы оптических спектров. Поглощение и испускания света атомами.

Фронтальная лабораторная работа


  • Изучение явления электромагнитной индукции.


  • Строение атома и атомного ядра (14ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.


Фронтальная лабораторная работа

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.


Резервное время — 2 ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

о своение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков ;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
тема 1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ.

№ урока

Дата

Тема урока

1/1




Материальная точка. Система отсчета.

2/2




Перемещение.

3/3




Определение координаты движущегося тела.

4/4




Перемещение при равномерном прямолинейном движении.

5/5




Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

6/6




Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

7/7




Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

8/8




Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

9/9




Лабораторная работа № 1"Исследование равноускоренного движения без начальной скорости".

10/10




Решение задач.

11/11



Контрольная работа № 1


12/12




Относительность движения.

13/13

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.


14/14




Второй закон Ньютона.

15/15




Третий закон Ньютона.

16/16




Свободное падение тел.

17/17




Движение тела, брошенного вертикально вверх.

18/18




Лабораторная работа № 2 "Исследование свободного падения тел".




№ урока

Дата

Тема урока

19/19




Закон всемирного тяготения.

20/20




Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

21/21




Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

22/22




Решение задач.

23/23




Искусственные спутники Земли.

24/24




Импульс. Закон сохранения импульса.

25/25




Реактивное движение. Значение работ К.Э.Циолковского.

26/26




Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

27/27




Решение задач.

28/28



Контрольная работа № 2.

тема 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК.




29/1




Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы.

30/2




Величины, характеризующие колебательное движение.

31/3




Лабораторная работа № 3"Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины

№ урока

Дата

Тема урока

32/4




Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

33/5




Резонанс

34/6




Распространение колебаний в упругой среде. Продольные и поперечные волны.

35/7




Длина волны. Скорость распространения волн. Источники звука. Звуковые колебания.

36/8




Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука.

37/9

Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Решение задач.


38/10

Контрольная работа № 3

тема 3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.



39/1




Магнитное Поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

40/2




Направление тока и направление линий его магнитного поля.

41/3




Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

42/4




Индукция магнитного поля.

43/5




Магнитный поток.

44/6




Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Явление самоиндукции.

45/7




Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

46/8




Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

47/9




Электромагнитное поле.

48/10




Электромагнитные волны.

49/11




Колебательный контур. Получение э-м колебаний. Принцип радиосвязи и телевидения.

50/12




Электромагнитная природа света. Дисперсия.

51/13




Типы оптических спектров. Поглощение и испускания света атомами.

52/14




Контрольная работа № 4

Тема 4. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМОНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР.

53/1




Радиоактивность . Модели атомов.

54/2




Радиоактивные превращения атомных ядер.

55/3




Экспериментальные методы исследования частиц.

56/4




Открытие протона. Открытие нейтрона.

57/5




Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

58/6




Энергия связи. Дефект масс.

59/7




Деление ядер урана. Цепная реакция.

60/8




Ядерный реактор.

61/9




Атомная энергетика.

62/10




Биологическое действие радиации.

63/11



Термоядерная реакция


64/12




Лабораторная работа №5 Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

65/13



Контрольная работа № 5


66/14




Решение задач. Атомы.

67




Резерв.

68




Резерв.

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 8 класса
607.62kb.
Программа по учебному предмету «физика» в 7
1464.63kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 9 класса
624.01kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» ориентирована на обучающихся 1-4 классов и реализуется на основе следующих документов
857.66kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура»
374.16kb.
Примерная программа по учебному предмету «Литература Красноярского края» (2-4 классы)
982.34kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя требования федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
100.6kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
243.04kb.
Рабочая программа учителя математики и физики Котикова И. И. по учебному курсу «Физика» 10 класс Базовый уровень
132.01kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физика 7 8» разработана для 7 -8 классов мбоу сош с. Нижнее Большое Воловского муниципального района Липецкой области в целях
484.41kb.
Рабочая программа по предмету «Православная культура» разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура\ »
264.94kb.
Программа по учебному предмету «Информатика и икт»
577.01kb.