Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

учителя биологии-химии первой квалификационной категории

Постниковой Т.М.

2013 - 2014 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений.   За основу рабочей программы взята авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2001.).

Авторской программе соответствует учебник: Габриелян, О.С. Химия .8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – 14-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008.- 270, (2) с.: ил. Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.



Программа рассчитана на 70 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 4 контрольных и 9 практических работ.

Данная программа имеет гриф «Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки РФ».

Цели и задачи изучения предмета

Изучение  химии  на  базовом  уровне  на ступени основного  общего  образования  в 8 классе направлено  на  достижение  следующих  целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

  • Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

  • Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

  • Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

  • Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;

  • Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

  • Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.

  • Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

  • Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Концепция, заложенная в содержании учебного предмета

Данная программа построена по концентрической концепции.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской

В  инвариантной  части  учебного плана  на  учебный  предмет  федерального  значения «Химия»  в 8  классе  выделено  2 часа  в  неделю. В авторскую программу внесены следующие изменения: практикумы №1 и 2, распределены по другим темам: №2,3,4,7 курса в соответствии с изучаемым материалом; в связи с отсутствием в учебниках вообще темы №6, часы ее пошли на тему «Портретная галерея великих химиков» и обобщение курса.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.



Поурочнотематический  план  по  объему  скорректирован  в  соответствии  с  федеральным  компонентом государственного образовательного стандарта основногообщего  образования  и  требованиями,  предъявляемыми  к  уровню  подготовки  выпускников  основной  школы и включает вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся.

Сроки реализации.

Данная рабочая программа по предмету рассчитана на реализацию в 2013-2014 учебном году

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные опыт и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. Программа О.С. Габриеляна включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.

Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Требования к обязательному уровню подготовки учащихся.

знать/понимать

основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей; типы кристаллических решеток; факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации; названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления; важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.

уметь

а) применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная и молекулярная масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;

б) разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранение массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

в) обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правил техники безопасности; проводить простые химические опыты; выполнять химический эксперимент наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

г) производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

использовать

приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание изучаемого курса и соответствие его авторской программе:

№ п/п

Темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа




Введение.

3

3+1= 4

1.

Атомы химических элементов.

9

9

2.

Простые вещества.

7

7

3.

Соединения химических элементов.

11

11+2= 13

4.

Изменения, происходящие с веществами.

7

7+2= 9

5.

Практикум №1 «Простейшие операции с веществом»

7

0













6.

Скорость химических реакций. Химическое равновесие.

6

0

7.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов..

16

16+4= 20


8.

Практикум №2. «Свойства растворов электролитов»

3

0

9.

Портретная галерея великих химиков

0

2

10.

Резерв. Обобщение курса. Контрольный срез.

1

1 +5= 6













Итого




70


70

Примечание: В авторскую программу внесены следующие изменения: практикумы №1 и 2, распределены по другим темам: №2,3,4,7 курса в соответствии с изучаемым материалом; в связи с отсутствием в учебниках вообще темы №6, часы ее пошли на тему «Портретная галерея великих химиков» и обобщение курса.

1.Увеличено число часов на изучение тем:

-  «Введение» 4 часа вместо 3 часов.

- «Портретная галерея великих ученых» 2 часа вместо 0 часов.

- Резерв. Обобщение курса 4 часа вместо 1 часа.

-  Тема 3 «Соединения химических элементов» до 13 часов вместо 11 часов за счет включения практических работ №3 и №5.

-  Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 9 часов вместо 7 часов за счет включения практической работы №2,№4.

-  Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 20 часов вместо 16 часов за счет включения практических работ №6, 7, 8, 9.  



Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

№ п/п

Темы

8 кл.

В результате изучения химии ученик должен:

Использовать знания и умения в повседневной жизни и в практической деятельности.

знать/понимать

уметь




«Введе- ние»




ученик должен знать

важнейшие химические понятия: вещество, физическое тело, химический элемент, атом, молекула, химическая реакция, знаки первых 20 химических элементов; определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава вещества;

основные законы химии: -  основные положения АМУ; понимать его значение.


уметь:

- отличать  физические явления от химических реакций;

     - называть химические элементы по их символам;

     - называть признаки химических реакций;

                                   - определять качественный и количественный состав вещества по их формулам и принадлежность  к простым или сложным веществам

     - распознавать простые и сложные вещества;

     вычислять относительную молекулярную массу  веществ

      -вычислять массовую долю химического элемента  по формуле вещества;

      - характеризовать химический элемент по его положению  в П.С.

      - классифицировать вещества по составу на простые и сложные



для:


-объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

-экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека.

для:


-объяснения химических явлений, происходя-щих в природе, быту и на производст-ве;

-экологичес-ки грамотного поведения в окружаю-щей среде;

-оценки влияния химическо-го загрязнения окружаю-щей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лаборатор-ным оборудованием;

-критической оценки достоверности химической информации, поступаю-щей из разных источников.

 .


1.

Атомы химии-ческих элемен- тов




знать/понимать:      

   -важнейшие химические понятия: протоны, нейтроны, электроны, ионы, изотопы,

    химическая связь, электроотрицатльность, кристаллические решетки, аморфные  вещества 

   - особенности строения атома, состав ядра, определение понятий: протоны, нейтроны,    электроны, изотопы.

   - сущность и значение периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева                                         - положение щелочных металлов, галогенов в ПСМ, их свойства.  

   - особенности строения ПС




уметь:

 - объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера

   группы и периода;

  - составлять схемы строения атомов первых 20 элементов  П.С.  Д.И.М:                  - объяснять сходство и различие в строении атомов химических элементов; 

 -характеризовать щелочные металлы как химические элементы, обосновывать их свойства как  типичных металлов;

                                      - характеризовать галогены  как химические элементы, обосновывать их свойства как типичных неметаллов;

     - объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

- определять тип химической связи в соединениях.



2.

Прос-тые вещест- ва




знать/понимать:      

   -  важнейшие химические понятия: аллотропия, моль, молярная масса, молярный объем, постоянная Авогадро.

    - сущность и значение Закона Авогадро;                                                                                          

- относительность понятий «металлические» и «неметаллические» свойства.




уметь:

 - характеризовать химические элементы металлы и неметаллы по таблице Д.И. Менделеева.;

  - объяснять связь между составом, строением и свойствами веществ.                                        – вычислять количество вещества, массу, объем по известному количеству вещества, массе или объему; 

  -  использовать постоянную Авогадро;

- вычислять относительную плотность газов.


3.

Соеди-нения химии-ческих элементов




знать/понимать:    

                                         -важнейшие химические понятия: химическая связь, степень окисления, кристаллические решетки, аморфные  вещества, формулы кислот;

-  классификацию веществ;

- способы разделения смесей.




уметь:

  -определять степень окисления элементов в соединениях;

  - называть бинарные соединения, основания, кислоты, соли;

 - определять принадлежность веществ к определенному классу

 - составлять формулы бинарных соединений, оснований, кислот и солей по степени окисления.

  - распознавать опытным путем  растворы кислот и щелочей;

   - определять тип вещества (кристаллическое или аморфное)

  - производить расчеты с использованием понятий: массовая доля вещества в смеси, объемная доля компонента газовой смеси, примеси



4.

Изменения, проис-ходя-щие с вещест-вами.




знать/понимать:

                                      - важнейшие химические понятия: химическая реакция, тепловой эффект реакции, типы  химических реакций,  химические уравнения, реагенты, продукты реакции, коэффициент, химическую символику, уравнения химических реакций. Ряд активности металлов. Реакции нейтрализации. Сущность химических реакций обмена. Гидролиз.

Скорость химической реакции. Катализатор. Ферменты.

  - основные законы химии: закон сохранения массы  веществ

  -  классификацию химических реакций

  -  признаки протекания химических реакций

                                   - сущность понятия «тепловой эффект химической реакции», классификацию химических  реакций по поглощению или выделению энергии

                                       




уметь:   

- называть признаки и условия осуществления химических реакций;

  - объяснять отличие химических явлений от физических;

                                      - определять типы химических  реакций по числу и составу исходных и полученных  веществ;

                                   - составлять уравнения химических реакций различных типов (расставлять коэффициенты в уравнениях х.р. на основе закона сохранения массы веществ.);

- прогнозировать возможность протекания реакций между металлом и раствором кислот.       -  применять закон сохранения массы веществ для решении  задач по уравнениям химических реакций;

 - следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием     -  определять реагенты и продукты реакции;

  - вычислять количество (массу)  по количеству вещества (массе) одного из вступивших или  полученных веществ;

 - характеризовать химические свойства воды;

- составлять уравнения реакций по цепочке переходов.



5.

Практикум №1




знать/понимать:

 - правила техники безопасности работы в кабинете химии;

- приемы обращения с химической посудой  и лабораторным  оборудованием

- чистые вещества и смеси, однородные и неоднородные смеси

  - способы разделения различных видов смесей


уметь:

 - вычислять массу воды и веществ в растворах с определенной массовой долей растворенного вещества

 -следовать правилам пользования химической посудой  и лабораторным  оборудованием

- проводить эксперимент по разделению неоднородных смесей;

- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:



7.

Растворение. Растворы. Свойства растворов элект-роли-тов.




знать/понимать:

 - важнейшие химические понятия: растворимость, растворы, гидраты и кристаллогидраты, ион, электролиты,  неэлектролиты,  электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, генетическая связь

- классификацию веществ по растворимости;

- основные положения ТЭД;

- механизм электролитической диссоциации;

- сильные и слабые электролиты;

- реакции ионного обмена;

- условия протекания реакций ионного обмена до конца;

- окислительно-восстановительные реакции.


уметь:

 - составлять уравнения диссоциации кислот, щелочей, солей;

-  составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде;

 -определять возможность протекания реакций ионного обмена;

- делать классификацию кислот, оснований, солей, оксидов;

- характеризовать химические свойства кислот, оснований, солей, оксидов в свете ТЭД;

- объяснять сущность реакций ионного обмена;

- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей;

- называть соединения изученных классов;

- определять степень окисления элемента в соединении;

- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса;

- составлять генетические ряды металлов и неметаллов;



8.

Практикум №2




знать/понимать:

 - правила техники безопасности работы в кабинете химии;

- приемы обращения с химической посудой  и лабораторным  оборудованием

- чистые вещества и смеси, однородные и неоднородные смеси

  - способы разделения различных видов смесей


уметь:

 - вычислять массу воды и веществ в растворах с определенной массовой долей растворенного вещества

 -следовать правилам пользования химической посудой  и лабораторным  оборудованием

- проводить эксперимент по разделению неоднородных смесей;

- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей.


9.

Порт-ретная галерея вели-ких ученых




-Знать фамилии великих ученых и их заслуги в области химии

Уметь работать с источниками, критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников.

10.

Резерв. Обобщение курса. Контрольный срез.













скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа по химии учителя биологии-химии первой квалификационной категории Постниковой Т. М
807.62kb.
Рабочая программа по химии в 11 классе учителя высшей квалификационной категории мбоу «Тарханская сош»
559.85kb.
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
317.82kb.
Томарович Людмила Александровна, учитель химии 2 квалификационной категории п г. т. Зеленоборский 2010 г пояснительная записка Дополнительная образовательная программа
207.67kb.
Рабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
268.91kb.
Рабочая программа по химии для 9-го класса Борисовой Г. А. Учителя биологии и химии 2013 2014 г
345.88kb.
Пособие по органической химии. Подготовка к егэ
492.73kb.
Учитель химии и биологии первой категории Поздняков Алексей Петрович
20.4kb.
Тема работы
78.91kb.
Рабочая программа по биологии 10 11 класс учителя первой квалификационной категории Барабаш Инны Александровны
169.81kb.
Учитель химии высшей категории Панфилова Наталья Владимировна
65.07kb.
Учитель химии и биологии первой категории Поздняков Алексей Петрович
33.49kb.