Главная стр 1
скачать
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе
_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.



Программа ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практики

Направление подготовки



081100ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Профиль подготовки

Региональное управление

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



очная, заочная

Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20____г.)

Одобрено кафедрой __________________________

(протокол № _____ от 20___ г.)

Зав.кафедрой _____________________________

Москва


2012

Программа производственной практики для студентов, обучающихся по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление».


Автор-составитель: Яковлев Александр Юрьевич, к.полит.н., заведующий кафедрой государственного и муниципального управления НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» и современного уровня знаний в данной сфере.

В данной программе представлены цели, задачи, формы, время, места, структура и содержание производственной практики, формы промежуточной аттестации по итогам практики, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение практики.

Программа предназначена для студентов направления подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» всех форм обучения.

1. Цели производственной практики
Цели производственной практики:


  1. закрепление теоретико-практических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин профессионального цикла;

  2. подготовка студентов в ходе самостоятельной деятельности к выполнению выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы);

  3. приобретение студентами навыков решения задач в области государственного и муниципального управления.



2. Задачи производственной практики
Задачами производственной практики являются

  • закрепление и углубление теоретических знаний;

  • изучение на практике и анализ системы государственного и муниципального управления в России;

  • знакомство с правовой базой, регламентирующей деятельность органа власти (организации) – места практики студента;

  • изучение организационной структуры органа власти (организации) – места практики студента;

  • анализ проблемных областей государственного и муниципального управления;

  • сбор необходимых материалов, документов и статистических данных для выполнения аналитической части (т.е. второй главы) ВКР в соответствии с выбранной темой.



3. Место производственной практики в структуре ООП бакалавриата
Данная практика базируется на знаниях, полученных студентами в результате освоения дисциплин профессионального цикла: «Теория управления», «Основы государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Конституционное право», «Административное право»; дисциплины вариативной части «Региональное управление и территориальное управление», «Муниципальное право»; дисциплин по выбору «Развитие муниципального образования», «Управление персоналом государственной службы».

Производственная практика является логическим продолжением профессионального обучения и закрепления знаний и методологически взаимосвязана с подготовкой выполнения ВКР (выпускной квалификационной работой, – бакалаврской работой).

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимые при освоении данной практики:

Студенты должны



знать:

  • избранную предметную область исследований;

  • актуальные проблемы в сфере государственного и муниципального управления;

владеть:

  • навыками самостоятельной, творческой работы;

  • способностью анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации;

  • способностью разрабатывать проекты социальных изменений;

  • методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов;

уметь:

    • работать в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива;

    • порождать новые идеи, находить подходы к их реализации;

    • разрабатывать проекты нормативных и ненормативных правовых актов, готовить заключения на нормативные правовые акты в соответствии с правилами юридической техники;

    • критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации;

    • эффективно взаимодействовать с другими исполнителями.



4. Формы проведения производственной практики
Формами производственной практики являются:

  • аудиторная работа на подготовительном этапе (обзорные лекции, коллективные консультации);

  • выполнение производственных заданий на базе практики, в конкретной организации;

  • самостоятельная работа студентов по выполнению индивидуальных производственных заданий;

  • индивидуальные консультации у руководителей практики.



5. Место и время проведения производственной практики
Базами прохождения производственной практики являются: Государственная Дума ФС РФ, Совет Федерации ФС РФ; Аппарат Правительства РФ; федеральные министерства, агентства и службы; органы исполнительной власти г. Москвы, Московской области и других субъектов федерации; префектуры административных округов столицы; управы районов; органы местного самоуправления; государственные унитарные предприятия, бюджетные учреждения; организации различных форм; общественные и научные организации и т.п.

Объект практики: элемент системы государственного и муниципального управления.

Время проведения практики:


Очная форма обучения

Заочная форма обучения 4 г.

Заочная форма обучения 4 г. ГВД

Заочная форма обучения 5 лет

Заочная форма обучения 5 лет ГВД

8 семестр

6 недель


8 семестр

6 недель


8 семестр

6 недель


10 семестр

6 недель


10 семестр

6 недель


Заочная форма обучения 3,5 г. СПО

Заочная форма обучения 3,5 г. СПО ГВД

Заочная форма обучения 3 г. ВПО

Заочная форма обучения 3 г. ВПО ГВД




7 семестр

6 недель


7 семестр

6 недель


6 семестр

6 недель


6 семестр

6 недель






6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики.
В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции. Таким образом, студенты должны:

знать:


  • требования профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями (ОК-2);

уметь:

  • работать в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10);

  • критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации (ОК-14);

  • принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, оценивать последствия решений (ОК-15);

  • адекватно оценивать поставленные цели и результаты деятельности (ПК-48);

  • оценивать свое место в технологии выполнения коллективных задач (ПК-50);

  • эффективно взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-51);

владеть:

  • навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);

  • умением правильно применять нормы права (ПК-10);

  • способностью анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29);

  • способностью разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42);

  • методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов (ПК-49).


7. Структура и содержание производственной практики
Общая трудоемкость учебной практики составляет 9 зачетных единиц, 324 часа.




п/п

Разделы практики

Виды учебной работы

Формы текущего контроля


1

Подготовительный этап

Уточнение базы практики.

Распределение студентов по базам практики.

Определение темы.

Проведение организационного собрания.

Обеспечение студентов программой практики. Исследовательский и производственный инструктаж, в том числе инструктаж по технике безопасности.

Постановка проблемы.

Выдача индивидуальных заданий на практику в соответствии с темой и поставленной конкретной проблемой в системе государственного и муниципального управления.

12 часов


Оформление необходимых бланков.

Консультации.



2

Этап производственной деятельности

Работа с документами организации.

Сбор, анализ и обработка необходимой фактической (эмпирической) информации.

Выполнение необходимых производственных заданий по теме.

Наблюдения, измерения и другие, выполняемые самостоятельно, виды работ.

Систематизация материала.

Разработка вариантов решения поставленной проблемы.



272 часа

Проверка руководителем всех материалов.

Индивидуальные консультации.



3

Отчетный этап

Подготовка отчета.

Сдача отчета на кафедру государственного и муниципального управления.



40 часов

Защита отчета.

В течение данной практики используются индивидуальные формы контроля.



8. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике.
Научно-исследовательские технологии, используемые при выполнении различных видов работ на производственной практике, включают:

  • реализацию принципов методологии научного исследования;

  • применение общенаучных теоретических методов;

  • использование процедур эмпирико-теоретических методов;

  • применение метода анализа документов организации;

  • формирование авторской исследовательской позиции.

Научно-производственные технологии, используемые при выполнении различных видов работ на производственной практике, включают:



  • участие в производственной работе;

  • выполнение производственных заданий руководителя практики в организации;

  • приобретение практических навыков работы чиновника;

  • самостоятельное изучение имеющегося в организации управленческого опыта и получение практических навыков в области государственного и муниципального управления;

  • анализ документов организации (органа власти);

  • самостоятельное изучение ведения документации в организации;

  • разработка основных вопросов практики;

  • апробация собственных проектных решений;

  • проявление необходимых исследовательских и деловых качеств для выполнения требуемого объема работы.



9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике.
В отчет о прохождении студенту необходимо включить следующую информацию:

    • об истории органа государственной власти (местного самоуправления, организации);

    • правовые основы деятельности органа власти (организации);

    • цели, функций, структуру органа власти (организации), основные функции их структурных подразделений;

    • численный и качественный состав сотрудников;

    • план деятельности органа власти (организации);

    • документационное и информационно-аналитическое обеспечения управления в органе власти (организации);

    • меры по совершенствованию системы управления органом власти (организацией);

    • информацию о проблемной области государственного и муниципального управления в органе власти (организации);

    • критерии и показатели эффективности деятельности органа власти (организации);

    • материалы по проблематике дипломного проекта.



10. Формы промежуточной аттестации (по итогам производственной практики)
Формой отчетности по итогам практики является дифференцированный зачет при выполнении следующих условий:

  • составление отчета;

  • сдача отчета на выпускающую кафедру;

  • защита отчета.

Время проведения защиты отчета: после окончания практики в установленный кафедрой срок.

По результатам защиты отчета студенту ставится дифференцированный зачет. Оценка учитывает: полноту содержания и качество выполнения отчета, его соответствие программе практики и индивидуальному заданию; владение материалом отчета; решение поставленной проблемы.



11. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики.
а) основная литература:
источники

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.

  2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

  3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  4. Федеральный Закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

  5. Закон города Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы».

  6. Закон города Москвы от 6 ноября 2002 г. №56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве».


литература

  1. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: в 2 т. М., 2011.

  2. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление в России. М., 2010.

  3. Система муниципального управления: Учебник для вузов. Под ред. В.Б. Зотова: Учеб. СПб, 2008.

  4. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. М., 2012.


б) дополнительная литература:


  1. Агапов А.Б. Административное право. М., 2009.

  2. Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2006.

  3. Акмалова А.А. Муниципальное управление. М., 2009.

  4. Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: роль, порядок выборов, полномочия. М., 2008.

  5. Барабашев А.Г., Клименко А.В. Административная реформа и реформа государственной службы в России – вопросы реализации и координации. М., 2010.

  6. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: Теория и практика ее осуществления. М., 2003.

  7. Вишняков В.Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству // Журнал российского права. 2003. № 10.

  8. Вишняков В.Г. Правовые проблемы совершенствования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. М., 2006.

  9. Волкова Л.П. Административно-правовой аспект разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 9.

  10. Волкова Л.П. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (понятие и порядок разграничения полномочий между органами исполнительной власти) // Вестник Саратовской государственной академии права. 2009. № 1.

  11. Волкова Л.П. Установление предметов ведения и разграничение полномочий в системе исполнительной власти // Административное право и процесс. 2009. № 1.

  12. Калинина Л.А. Принцип разделения властей в системе принципов организации и функционирования исполнительной власти // Право и государство: теория и практика. 2005. Т. 13. № 12.

  13. Козбаненко В.А. Государственное управление: основы теории и организации. В 2-х тт. Учебник, М., 2002.

  14. Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления. Общая часть: Учебное и научно-практическое пособие. М., 2003.

  15. Краснова О.И. Законодательное регулирование разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ: состояние, проблемы и перспективы совершенствования // Государство и право. 2008. № 12.

  16. Кузин В.И., Зуев С.Э. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления. М., 2010.

  17. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. Учеб. СПб., 2007.

  18. Синюгин В.Ю. Об административно-правовой природе реформирования // Юридический мир. 2008. № 8.

  19. Стукалова О.А. Правовая природа и классификация полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, делегируемых органам местного самоуправления // Юридические науки. 2007. № 4.

  20. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. М., 2004.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:


http://council.gov.ru – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

http://law.edu.ru – Юридическая Россия.

http://www.auditorium.ru – Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование».

http://www.constitution.ru – Фонд распространения правовых знаний «Конституция».

http://www.government.gov.ru – Официальный сайт Правительства РФ.

http://www.kremlin.ru - Официальный сайт Президента РФ.

http://www.minregion.ru – Министерство регионального развития Российской Федерации.

http://www.pravo.eup.ru – «Юридическая электронная библиотека».
Методическое обеспечение производственной практики разрабатывает выпускающая кафедра в виде программы производственной практики.

Руководство производственной практикой осуществляют преподаватели выпускающей кафедры. Контроль данной практики осуществляет заведующий кафедрой.



12. Материально-техническое обеспечение производственной практики.
Материально-техническим обеспечением производственной практики являются бытовые помещения (аудитории), соответствующие действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении учебных и научно-исследовательских работ.

Для проведения производственной практики необходимо наличие рабочего места в организации, оснащенного компьютерным и иным оборудованием для работы с документами и имеющим доступ к сети Интернет.
скачать


Смотрите также:
Программа производственной практики Направление подготовки 081100 государственное и муниципальное управление
150.51kb.
Программа учебной практики Направление подготовки 081100 государственное и муниципальное управление профиль подготовки
139.33kb.
Рабочая программа дисциплины «геополитика» Направление подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление»
344.34kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «политическая конфликтология и управление» Направление подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление»
280.53kb.
Программа по производственной экономической практике и практики менеджмента для студентов специальности 061100 «Государственное и муниципальное управление»
283.31kb.
Методические рекомендации по ее проведению 7 Подведение итогов практики и подготовка отчета 8
141.11kb.
Программа учебной дисциплины «Кадровая политика и кадровый аудит в организации»
312.7kb.
Рабочая программа производственной практики направление подготовки 030900 юриспруденция профиль подготовки
343.21kb.
Программа преддипломной практики студентов специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
267.78kb.
Программа комплексного государственного экзамена по специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
286.84kb.
Исследование операций по специальностям «Государственное и муниципальное управление» «Управление персоналом»
196.93kb.
Программа производственной практики методические указания к прохождению производственной практики для студентов 4, 5-го курсов специальности 040101. 65
169.93kb.