Главная стр 1
скачать
Программа развития МОУ СОШ № 41 г. Пензы

«Школа для всех и для каждого»

на 2010-2013 учебные годы

Паспорт

Программы развития МОУ СОШ № 41 «Школа для всех и для каждого»

на 2010-2013 гг.



Основание для разработки программы

Закон Российской Федерации «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» от 10 июля 1992 года № 3266-1.

Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2008 г. № 391 «Об утверждении Положения об управлении Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.02.2009 г. № 13439).

Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».

Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 г. № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

«Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года» (одобрена решением Коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004 г. № ПК-2).

Заказчик программы

Администрация школы

Разработчик программы

Творческая группа педагогов, учащихся и родителей школы

Цель программы

Наиболее полное развитие человека, готового и способного к:

- жизненному самоопределению в личностной, профессиональной, образовательных сферах;

- социально-активной созидательной деятельности;

- самостоятельному выбору здорового образа жизни.



Задачи программы

- включение молодёжи в культурную и социальную жизнь города через организацию социально значимой и социально одобряемой деятельности детей и подростков;

- развитие социальной активности молодёжи, их умения ориентироваться в сложном потоке информации;

- создание условий для выявления и раскрытия творческого потенциала и способностей детей средствами урочной и внеурочной деятельности;

- создание необходимых условий для профессионального самоопределения школьников;

- оказание помощи в социализации детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- создание необходимых медико-психолого-педагогических условий для организации здорового образа жизни всех субъектов воспитательного пространства.



Основные исполнители программы

Коллектив педагогов, учащихся и родителей школы.

Организации, ведомства, заинтересованные в решении проблем детей и молодежи.

Общее руководство реализацией Программы осуществляет Совет школы.


Источники финансирования

Бюджетные и внебюджетные средства

Сроки реализации программы

Программа реализуется с 2010 по 2013 гг.

Ожидаемые конечные результаты

- положительная тенденция в повышении социальной активности детей и молодежи, направленной на конструктивное решение возникающих проблем;

- снижение роста негативных социальных явлений в детско-молодежной среде;

- увеличение количества семей, активно сотрудничающих с ОУ в деле воспитания детей;

- позитивная динамика изменения числа сторонников здорового образа жизни;

- определение траектории профессионального образования и трудоустройства выпускниками школы.


I. Введение.

На протяжении последних пяти лет воспитательная работа в школе строилась на основе «Программы развития школы на 2005-2010 учебные годы».

Итоги реализации данной программы свидетельствуют о том, что за пять лет в образовательном учреждении заложена основа для:

- реализации дифференцированного и личностно ориентированного подходов в образовании;

- создания воспитательной системы в каждом классе.

На развитие образовательного потенциала школы оказали положительное влияние:

- тесное взаимодействие с семьями учащихся;

- эффективное межведомственное взаимодействие субъектов социального партнерства в сфере образования;

- высокий профессионализм педагогического коллектива.

Как результат, повысился статус воспитания в ОУ, возрос интерес к проблемам образования педагогической, родительской общественности; многие педагоги разрабатывают и апробируют применительно к реальным условиям своего класса личностно ориентированный, дифференцированный подходы. Применяют современные педагогические технологии. Формируется социальный запрос на эффективные воспитательные системы, технологии. Улучшается оснащение ОУ современными техническими средствами. Наметились позитивные изменения в ресурсном обеспечении школы.

Вместе с тем, реализация программы на 2005-2010 гг., к сожалению, не всегда сопровождалась созданием адекватных условий: введением в штаты ОУ необходимого количества педагогических кадров, обеспечивающих организацию воспитательного процесса, в том числе: педагога-психолога, социального педагога, логопеда и т.д.

Некоторые семьи практически утратили контроль за свободным временем детей и подростков. В них остаются распространенными представления о допустимости личной карьеры любой ценой, в том числе безнравственными средствами, а также алкогольные традиции, конфликтный стиль взаимоотношений и т.д.

Главное место в структуре досуга многих современных подростков занимает компьютер. В целом положительное влияние пользования компьютером на кругозор, академическую успеваемость подростков, нередко сопровождается возникновением проблемы несбалансированного виртуального общения ребенка, как итог – формирование ситуации отчуждения от национальной культуры, возникновение значительного разрыва между потребностями молодых людей и возможностями реальной ситуации проживания.

Но главной проблемой образования является – недостаточная социальная активность подрастающего поколения, нередки случаи пассивности и равнодушия в молодежной среде.

Эти и другие проблемы требуют более активных, согласованных действий по воспитанию детей и молодежи со стороны разных ведомств и учреждений в микрорайоне школы.

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость разработки четких перспектив в развитии школьной системы образования. Это позволит закрепить результаты реализации Программы 2005-2010 гг. и стимулировать дальнейшее решение существующих в сфере образования проблем.



II. Концептуальные основы развития приоритетных направлений образования детей и молодежи МОУ СОШ № 41 г. Пензы
2.1. Нормативно-правовые, научно-методические и организационные основы разработки Концепции развития региональной системы воспитания

Данная Концепция разработана в соответствии со следующими основными нормативно-правовыми актами:



Закон Российской Федерации «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» от 10 июля 1992 года № 3266-1.

Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2008 г. № 391 «Об утверждении Положения об управлении Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.02.2009 г. № 13439).

Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».

Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 г. № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

«Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года» (одобрена решением Коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004 г. № ПК-2).

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422 «О государственной программе Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.».

Письмо МО РФ от 1 марта 2002 г. № 30-51-131/16 «Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации».

Закон Пензенской области от 16 сентября 1999 г. № 166-ЗПО «Об образовании в Пензенской области (с изменениями от 7 апреля 2003 г., 3 декабря 2004 г.).

Областная межведомственная программа «Дети Пензенской области», утвержденной Законом Пензенской области от 23.12.2002 г. № 412-ЗПО.
При разработке данного документа были учтены замечания и предложения учащихся, родителей, педагогов, опыт отдельных учителей, предложения и замечания общественных организаций, заинтересованных в воспитании детей и молодежи микрорайона школы.
2.2. Актуальность принятия Программы.

Актуальность принятия Программы определяется:

- необходимостью выполнения ОУ действующих в сфере воспитания нормативно-правовых актов России (см. п. 2.1.);

- объективными проблемами ситуации воспитания подрастающего поколения, решение которых возможно на основе программно-целевого подхода;

- необходимостью учета региональной специфики, школьных традиций при построении образовательной модели МОУ СОШ № 41 г. Пензы.



Данная Программа призвана:

- определить стратегические направления развития школьной системы образования;

- обосновать цели, задачи, содержание образования детей и молодежи с учетом культурно-исторических и школьных традиций, современной социальной ситуации, своеобразия региона;

- скоординировать действия различных ведомств, государственных и общественных организаций по созданию условий для духовно-нравственного, гражданского становления подростков, подготовки их к жизненному самоопределению;

- раскрыть механизм практической реализации Программы в системе образования детей и молодежи, обучающихся в школе.
2.3. Цель и задачи школьного образования.

В настоящее время школа может стать важным фактором становления и развития российского гражданского общества. Это возможно в том случае, если образовательное учреждение не только предоставляет образовательные услуги ученикам, но и развивает сообщество взрослых и детей, привлекает родителей и жителей микрорайона к решению социальных и др. проблем.



Цель определяется как наиболее полное развитие человека, готового и способного к:

- жизненному самоопределению в личностной, профессиональной, образовательных сферах;

- социально-активной созидательной деятельности;

- самостоятельному выбору здорового образа жизни.

К настоящему времени накоплен большой арсенал средств и инструментов работы со школьниками. Многие из них успешно решали отдельные локальные задачи, были ориентированы на определённые группы детей и подростков. Однако их применение не обеспечивало необходимого системного эффекта.

Данная программа является системой мер, направленных на создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодёжи. Она реализуется педагогическим коллективом школы совместно с детьми, родителями, при партнёрском участии государственных и общественных организаций микрорайона на основе проектного подхода. Проект – это средство и инструмент непосредственного вовлечения детей и подростков в решении собственных проблем и региональных задач. Данные проекты обращены ко всем учащимся школы, открывают возможности для равного участия в них всех учащихся школы независимо от успеваемости, социального статуса семьи, возраста и т.п. Предоставят школьникам выбор тех направлений деятельности, которые более всего соответствуют их интересам.

Программа определяет цель и основные параметры каждого из проектов. Их специфическое содержание будет создано и реализовано самими школьниками при участии педагогов, родителей, жителей микрорайона.

Учитывая масштаб задач, стоящих перед образованием и объективную ограниченность ресурсов развития школы, программа реализует политику приоритетов.

Такая система приоритетов максимально увеличит вклад молодёжи в успех и конкурентоспособность региона и в то же время компенсирует последствия ошибок, наиболее типичных для подросткового возраста.

Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит учащимся возможность для самостоятельного и эффективного решения возникающих проблем, успешную самореализацию молодёжи.


2.4. Принципы и меры реализации Программы.

В условиях школы сосуществуют и достаточно успешно реализуются различные концептуальные подходы к воспитанию. Данная программа представляет собой документ, в котором сделана попытка, не ограничивая право выбора педагогами различных подходов, согласовать понимание образовательного процесса в школе.

В основу такого согласования могут быть положены следующие базовые идеи:

- проектный подход;

- учёт интересов и потребностей разных категорий детей и молодёжи;

- социальное партнёрство школы и всех организаций и учреждений микрорайона;

- информационная открытость;

- приоритет здорового образа жизни в качестве значимой для каждого человека жизненной ценности;

- измеряемость результатов реализации проектов и независимость их оценки.

2.5. Приоритетные направления образовательной деятельности школы.

Проект 1. Твоя гражданская позиция.

Цель – включение молодёжи в культурную и социальную жизнь города через организацию социально значимой и социально одобряемой деятельности детей и подростков.

Адресат проекта – учащиеся, родители, педагоги, все жители микрорайона школы.

Основные направления проекта:

- развитие моделей и форм самоуправления детей и подростков;

- создание подростковых объединений;

- привлечение школьников к проектной социально значимой деятельности в микрорайоне;

- формирование навыков самоорганизации и самоуправления.

Участие в проекте поможет детям уже в школьные годы приобрести опыт организации социально значимой деятельности, развить в себе лидерские качества.

Школьники получат реальную возможность участвовать в решении взрослых проблем района, города, взаимодействия с государственными, общественными учреждениями и ведомствами.
Проект 2. Детско-молодёжная информационная сеть.

Цель – развитие социальной активности молодёжи, их умения ориентироваться в сложном потоке информации.

Основные направления проекта:

- развитие системы информирования детей и молодёжи по широкому спектру вопросов: здоровье, спорт, образование, досуг и т.д.;

- повышение информационной грамотности жителей микрорайона;

- разработка и распространение социальной рекламы в микрорайоне школы силами учащихся.



Адресат проекта: учащиеся, родители, педагоги, все жители микрорайона школы.

Участники проекта – школьники, ориентированные на журналистику, на информационные технологии.

Основными каналами информации выступят средства массовой коммуникации, признанные подростковой среде: интернет-ресурсы, школьное телевидение, школьная радиостанция, школьная газета и др. Проект призван объединять наиболее эффективные средства коммуникации в единое информационное пространство, доступное для жителей микрорайона школы.

Важное направление реализации проекта – освоение детьми и подростками навыков обработки информации, ее применения в жизни, умения критически мыслить.

Творчество детей и подростков направляется на создание эффективной социальной рекламы, развивающей ценностное отношение юных к Родине, семье, толерантности, гражданской позиции и др.


Проект 3. Творчество и талант юных.

Цель – создание условий для выявления и раскрытия творческого потенциала и способностей детей средствами урочной и внеурочной деятельности.

Основные направления проекта:

- поддержка способных школьников;

- включение детей и подростков в научно-исследовательскую деятельность;

- привлечение учащихся в творческие, спортивные объединения;

- внедрение системы конкурсов и фестивалей в соответствии с интересами детей.

Адресат проекта: школьники, дети и молодёжь микрорайона.

Участники проекта – дети и подростки, обладающие мотивацией к творчеству, отличающихся повышенными способностями в той или иной сфере деятельности.

В рамках проекта предполагается отработать механизм выявления и поддержки талантливых детей, расширение диапазона услуг учреждений дополнительного образования, включение всех детей и подростков в содержательную внеурочную деятельность по интересам.


Проект 4. Твоя карьера.

Цель – создание необходимых условий для профессионального самоопределения школьников.

Основные направления проекта:

- формирование навыков построения карьеры и эффективного самоопределения молодых на рынке труда;

- развитие способности подростков к грамотному выбору траектории профессионального образования;

- знакомство с прогнозом развития регионального рынка труда.



Адресат проекта: школьники и их родители.

Участники проекта: учителя, педагог-психолог, представители учебных заведений города, центр занятости населения и др.

До учащихся доводится информация необходимая им для успешного освоения молодёжью своей роли на рынке труда. Выявляются адреса трудовой инициативы подростков. Решается вопрос с трудоустройством.


Проект 5. Успех в твоих руках.

Цель – оказание помощи в социализации детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Основные направления проекта:

- оказание адресной помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- развитие умений и навыков решения трудностей интеграции в общество;

- внедрение форм трудовой, общественной и досуговой самодеятельности школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации.



Адресат проекта: дети и подростки, семьи учащихся, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Участники проекта: педагогические работники, жители микрорайона, готовые делом помочь тем, кто объективно нуждается в такой помощи.

В ходе реализации проекта осуществляется индивидуальная помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, координация действий заинтересованных организаций, учреждений.

Для обеспечения социальной интеграции данной категории детей и подростков, вовлечение этих ребят в творческие объединения, секции, клубы по месту жительства, в случае необходимости частичное трудоустройство.

В то же время оказывается информационная и координационная помощь взрослым членам таких семей.


Проект 6. Здоровое поколение.

Цель – создание необходимых медико-психолого-педагогических условий для организации здорового образа жизни всех субъектов воспитательного пространства.

Основные направления проекта:

- формирование установок на здоровый образ жизни;

- профилактика негативных зависимостей и асоциального поведения учащихся;

- развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;

- создание условий для повышения эффективности функционирования физкультурно-оздоровительных комплексов;

- создание системы мониторинга здорового образа жизни детей.



Адресат проекта: школьники, педагоги, все жители микрорайона.

Участники проекта: учащиеся и педагоги – сторонники здорового образа жизни.

Данный проект позволит обратить внимание детей и взрослых на ценность физического, психического и социально-нравственного здоровья, на необходимость каждого человека заниматься своим здоровьем.

Занятие физкультурой и спортом, своевременная консультация психологов, медицинских работников и др. специалистов будут содействовать формированию здорового образа жизни.

III. Механизм реализации Программы
Реализация Программы предполагает:

- объединение и координацию действий всех учреждений, организаций, органов государственной власти, отдельных лиц, заинтересованных в образовании подрастающего поколения;

- разработку подпрограмм и планов в рамках Программы, проектирование воспитательных систем классов.

- направление финансовых и материальных ресурсов на реализацию приоритетных положений Программы с привлечением средств бюджетов различного уровня;

- взаимодействие со СМИ с целью активизации их позитивного влияния на воспитание молодежи.

Основой механизм реализации – создание воспитательного пространства микрорайона школы на основе координации усилий всех учреждений и организаций микрорайона, заинтересованных в решении проблем детей и молодёжи.

Планируется ежегодная доработка содержания проектов по всем приоритетным направлениям и их реализация в рамках учебного года силами педагогов, учащихся и родителей, с привлечением жителей микрорайона.

IV. Сроки и этапы реализации Концепции
Концепция будет реализована в период с января 2010 г. по сентябрь 2013 г.

V. Предполагаемые результаты реализации Концепции
Предполагаемыми результатами реализации Концепции являются:

- положительная тенденция в повышении социальной активности детей и молодежи, направленной на конструктивное решение возникающих проблем;

- снижение роста негативных социальных явлений в детско-молодежной среде;

- увеличение количества семей, активно сотрудничающих с ОУ в деле воспитания детей;

- позитивная динамика изменения числа сторонников здорового образа жизни;

- определение траектории профессионального образования и трудоустройства выпускниками школы.




Научно-методическое и кадровое обеспечение
Цель – повышение уровня мотивации педагогических работников к совершенствованию профессионального мастерства.




Содержание

Сроки

Ответственный

1

Анализ состояния организации урочной и внеурочной деятельности в школе

Сентябрь-октябрь 2009 г.

Администрация школы

2

Изучение существующих положительных и отрицательных факторов среды с точки зрения влияния на школьников

Октябрь-ноябрь

2009 г.


Социальные педагоги, педагоги-психологи

3

Разработка, обсуждение и утверждение Программы развития школы на 2010-2013 гг.

Декабрь 2009 г.

Творческая группа педагогов, учащихся, родителей

4

Анализ штатного расписания, функционала сотрудников с точки зрения максимального соответствия задачам программы. Уточнение функционала отдельных сотрудников в случае необходимости

Декабрь-январь 2009 г.

Администрация школы

5

Введение ставок:

-

-






Администрация школы

6

Уточнение функционала следующих педагогических работников:

-

-









7

Установление деловых контактов с:

-

-



-







8

Проведение конкурса на лучший проект по каждому приоритетному направлению

Ежегодно

Администрация школы

9

Организация работы семинара для педагогических работников:

- Проектная деятельность учащихся



2010-2011 гг.




10

Изучение опыта работы ОУ области и др. регионов по организации проектной деятельности учащихся

2010-2013 гг.

Зам. директора по учебно-воспитательной работе

11

Создание радио-, телецентра, пресс-службы школы

Сентябрь 2010 г.




12

Оказание методической помощи педагогам в:

- организации индивидуальных маршрутов для учащихся с особыми образовательными запросами;

- обеспечении высокого качества проведения уроков, внеурочных и внешкольных творческих дел


2010-2013 гг.

Зам. директора по учебно-воспитательной работе

13

Создание творческих лабораторий педагогов по проблемам:

- сотрудничество школы и семьи;

- организация воспитательного пространства школы;

- поддержка одаренных детей



2010-2013 гг.




14

Пополнение банка педагогической информации по вопросам:

- современные образовательные технологии;

- проектная деятельность и др.

2010-2013 гг.


Январь, май




15

Мониторинг результативности образовательного процесса

Ежегодно




16

Обобщение и распространение передового опыта педагогов школы в форме видеофильмов, радиопередач и т.д.

2010-2013 гг.




17

Определение дальнейших перспектив развития школы

2013 г.




Материально-техническое обеспечение
Цель – проведение целенаправленного развития материально-технических условий, достаточных для внедрения данной программы.




Содержание

Сроки

Ответственный

1

Анализ материально-технического обеспечения школы, его соответствия задачам программы

Декабрь 2009 г.

Администрация школы

2

Составление перечня оборудования и материалов, необходимых для реализации Программы

Январь 2010 г.




3

Анализ возможного расширения источников финансирования программы

Январь-февраль 2010 г.




4

Приобретение необходимого оборудования:

-

-









5

Поддержание в эксплуатационном режиме материально-технической базы школы

2010-2013 г.




6

Организация хозрасчетной деятельности:

- фотосъемки



- обучение пользователей ПК

2010-2013 гг.




7

Анализ состояния имеющегося оборудования и определение перспектив в развитии материальной базы школы

2013 г.

Администрация школы

скачать


Смотрите также:
Программа развития моу сош №41 г. Пензы «Школа для всех и для каждого»
214.85kb.
Программа развития моу "сош №59" на 2006 2011 гг. Школа это не здание, не кабинеты
330.95kb.
Программа развития мбоу «сош №31» на период 2013-2018 гг. «Новая школа школа для каждого»
544.54kb.
Программа развития моу «Нагольненская сош»
603.58kb.
Программа развития моу «Начальная школа- детский сад №4»
1029.11kb.
Программа развития «школа успеха»
683.96kb.
Анализ работы бутенко Елены Эдуардовны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории моу «сош№5 г. Ершова Саратовской области» 2010 год
199.83kb.
Программа развития школы моу сош №40 г. Пензы
212.77kb.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы
1496.58kb.
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы
728.31kb.
Миссия школы: «Школа для всех». Стратегические
547.31kb.
Наша новая школа Национальная образовательная инициатива «наша новая школа» Общее образование для всех и для каждого
206.77kb.